История ветхозаветного канона в христианской Церкви


Состав и канон Библии

Б.А.Тихомиров

Количество книг, входящих в состав христианской Библии, порядок их расположения, понимание статуса отдельных книг несколько разнятся в основных христианских конфессиях. Рассмотрение этой проблемы неразрывно связано с понятием канона Священного Писания.

Слово «канон» в греческом языке имеет значение образца, меры, эталона, правила, критерия и т. д. Термин уже в первые века христианства широко использовался в различных областях жизнедеятельности Церкви, так на соборах утверждаются церковные каноны в качестве норм христианской жизни, в литургической практике вырабатываются свои богослужебные каноны… Под библейским каноном понимается нормативный состав и объем Священного Писания. В отношении двух частей христианской Библии понятие канона употребляется дифференцировано, как канон Ветхого и канон Нового Завета.

Собрание книг Нового Завета распределяется следующим образом: 1) Четыре Евангелия (Четвероевангелие) — от Матфея; Марка; Луки; Иоанна. 2) Книга Деяний апостолов, написанная евангелистом Лукой. 3) Семь соборных посланий — ап. Иакова; ап. Петра (1-е и 2-е); ап. Иоанна (1-е, 2-е и 3-е); ап. Иуды. 4) Послания ап. Павла — всего 14. 5) Откровение (Апокалипсис) св. Иоанна Богослова. Всего 27 произведений. Они и составляют канон Нового Завета, являясь откровенным, авторитетным источником веры.

Если в отношении объема Нового Завета среди христианских Церквей практически нет разногласий — Новый Завет принимается всеми без исключения христианскими конфессиями в количестве 27 книг, составляющих новозаветный канон, в вопросе определения нормативного состава Ветхого Завета различные Церкви отнюдь не столь единодушны. В Католичестве, Православии, Протестантизме складываются разнящиеся воззрения на состав ветхозаветного канона, объем некоторых книг, используется собственная отличительная терминология.

В иудейской религиозной традиции, где сформировалось Священное Писание Ветхого Завета, его окончательный состав утвердился довольно поздно, на рубеже І–ІІ вв. по Р. Х. Священное Писание в иудаизме делится на три части — Закон (евр. Тора), Пророки (евр. Невиим), Писания (евр. Кетувим), и включает следующие книги (согласно именованиям, принятым в русской библейской традиции): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие — Закон; Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств, Исаии, Иеремии, Иезекииля, 12 малых пророков — Пророки; Псалтирь, Притчей, Иова, Песнь Песней, Руфь, Плач, Екклесиаста, Есфири, Даниила, 1 Ездры, Неемии, 1-2 Паралипоменон — Писания. Название Священного Писания в иудаизме, Танах, складывается как аббревиатура его трех составных частей.

Уже в Древней Церкви наметился неоднозначный взгляд на состав Ветхого Завета. Дело в том, что от иудейской традиции Церковь восприняла и книги, которые не вошли в окончательный состав Танаха. Многие из этих книг изначально были написаны на греческом языке и имели авторитет, прежде всего, среди евреев, живших вне Палестины. Собрание Септуагинты, изначально принятой Церковью в качестве Священного Писания Ветхого Завета, включало следующие тексты и книги, помимо иудейского канона: «Молитву Манасии» (2 Пар 36 после 23 ст.); 2 Ездры; Иудифи; Товита; 1-4 Маккавейские; 151-й псалом; Оды; Премудрость Соломона; Премудрость Иисуса сына Сирахова; Псалмы Соломона; Варуха; Послание Иеремии; также истории «Сусанны», «трех отроков», «Вила и дракона» (Дан 3:24-91; 13; 14). Когда после Миланского эдикта 313 г., положившего окончание эпохе гонений, Церковь смогла обратиться к решению многих насущных внутренних проблем, были предприняты усилия и по рассмотрению вопросов, связанных с определением нормативного состава Священного Писания. Сама задача установления канона книг Библии ставилась в связи с необходимостью вычленения текстов собственно Священного Писания из значительного круга литературных произведений, в первые столетия христианства претендовавших на авторитет откровенных источников. Церковь была вынуждена избавляться как от новозаветных, так и от ветхозаветных апокрифов (греч. букв. «тайный», «сокрытый»; в то время в значении произведений сомнительного происхождения и содержания) и, соответственно, определяться с канонами Нового и Ветхого Завета. Именно в ІV в. повсеместно утвердился состав Нового Завета, не вызывающий сегодня никаких разногласий. Рассмотрению подвергся и состав Ветхого Завета. В усилиях по решению этой проблемы в святоотеческий период очевидно проявились две тенденции: ориентация на иудейский канон и принятие уже фактически сложившейся, более широкой традиции, включавшей книги, в иудейском каноне не удержавшиеся. За обоими подходами стоят соборные определения и авторитет выдающихся церковных деятелей. Практически ситуация так и не нашла однозначного разрешения. Можно говорить о приоритетных тенденциях Востока и Запада, где западный христианский мир признавал «расширенный» канон, в то время когда Восток был более склонен в качестве канона Ветхого Завета принять иудейский состав Священного Писания. Однако фактически на Востоке в связи с каноном сохранялась двойственная ситуация — книги Септуагинты, не входившие в иудейский канон, не изымались из ее состава, но широко цитировались как авторитетные, священные Писания и продолжали использоваться в литургической практике.

Новую жизнь спорам о каноне Ветхого Завета придал раскол Западной Церкви ХVІ столетия. В издании немецкой Библии М. Лютера 1534 г. книги Ветхого Завета, не входящие в иудейское Священное Писание, но находящиеся в сформировавшей западную библейскую традицию Вульгате (за исключением отдельных отличий она отвечала собранию Септуагинты), были помещены отдельным блоком и названы апокрифами. Термин «апокрифы» как обозначение данной группы книг был заимствован Лютером у бл. Иеронима и не нес негативных коннотаций. За ними установился статус книг, не равнозначных Священному Писанию, тем не менее, полезных и назидательных. Эта позиция стала определяющей в протестантском взгляде на канон Ветхого Завета. С 1825 г. решением Британского и Иностранного Библейского общества «апокрифы» перестали печататься в протестантских изданиях Библии, осуществляемых Обществом. Лишь во второй половине ХХ в. отдельные протестантские издания снова стали включать их в свой состав.

Свой взгляд на канон Ветхого Завета Католическая Церковь окончательно утвердила решениями двух соборов: Тридентского (1546 г.) и І Ватиканского (1870 г.). Они узаконили весь сложившийся состав Ветхого Завета Вульгаты в священном, каноническом достоинстве. При этом были введены следующие терминологические подразделения: книги, отвечающие составу иудейского Священного Писания, были названы прото(перво)каноническими, книги в составе Вульгаты помимо иудейского канона — девтеро(второ)каноническими (как вошедшие в канон позднее, «во вторую очередь»). Как протоканонические, так и девтероканонические книги имеют авторитетный статус Священного Писания.

Становление представлений о каноне Ветхого Завета в отечественном Православии в своих определяющих чертах в значительной степени повторяет тот путь, каким формировались воззрения на нормативный состав Ветхого Завета и в Древней Церкви. С одной стороны, доминирующим фактором здесь выступает фактически сложившееся и получившее распространение собрание библейских книг, с другой, зарождается богословская рефлексия, пытающаяся осмыслить и выработать авторитетную церковную оценку в его отношении.

Состав отечественной (и славянской, и русской) Библии в ее ветхозаветной части был сформирован изданиями славянской Библии 1499 г. (Геннадиевская Библия) и 1580-1581 г. (Острожская Библия). Образцом для Геннадиевской Библии послужила Вульгата, определившая состав и порядок книг Ветхого Завета в этом издании. Таким образом, в Геннадиевском кодексе осуществился своеобразный синтез западной и восточной библейских традиций. Острожское издание добавило к книгам Ветхого Завета 3-ю Маккавейскую книгу, входящую в Септуагинту, но отсутствующую в Вульгате. После этого количество книг Ветхого Завета славянской Библии не подвергалось изменению.

Попытки богословского осмысления вопроса о библейском каноне Ветхого Завета в русском Православии относятся к ХІХ ст. Первым официальным церковным документом, вынесшим его на рассмотрение и претендовавшим на решение, стала третья и последняя редакция Пространного христианского катехизиса митр. Московского Филарета (Дроздова), изданная в 1839 г. В Катехизисе поименно были перечислены священные книги Ветхого Завета в соответствии с иудейским каноном. В качестве идейного обоснования авторитетности «счисления евреев» были приведены слова ап. Павла: «вверена быша им словеса Божия» (Рим 3:2). Остальные книги, входившие в состав Ветхого Завета славянской Библии, определены как «назначенные Отцами для чтения вступающим в Церковь» и, по сути, не имеющие статуса «священных». Впоследствии эти книги получили название «неканонических» книг. Перечень книг в составе сборника Ветхого Завета славянской Библии помимо иудейского канона или «неканонических»: 2-3 Ездры, Товита, Иудифи, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 1-3 Маккавейские, также из Даниила 3:24-91; 13; 14, псалом 151, молитва Манасии (2 Пар 36 после 23 ст.).

Издание русского Синодального перевода Библии 1876 г. полностью следовало сложившемуся составу славянской Библии. Таковы все многочисленные церковные православные издания Синодального перевода. Когда в конце ХІХ в. Синодальный перевод стали использовать протестантские общины России, он стал публиковаться только в составе «канонических» книг. С тех пор это характерная особенность протестантских изданий Синодального перевода.

«БИБЛЕЙСКИЙ КАНОН» — понятие человеческое

«Имеющий ухо (слышать) да слышит, что ДУХ ГОВОРИТ ЦЕРКВАМ». (Христос)

Современная Библия, как известно, это не одна книга, а много книг в одном переплете. Но сколько точно? Спрашивая по-другому, что составляет «Библейский канон»? По отношению к Святому Писанию слово «канон» обозначает «официально принятый список книг». Какие именно книги являются частью Библии?

Точного ответа на эти вопросы из людей не знает никто. Сколько «поломано копий»! Какие были, и продолжаются жаркие споры на эту тему! Но никто никому ничего так и не смог доказать…

На уровне религий эти вопросы, как правило, решаются волевым методом: В одной религии верующим повелевается считать, что в Библии «шестьдесят шесть книг». (Прилагается их перечень). И – точка! В другой религии велено думать, что в Библии «семьдесят семь книг». И так далее…

…Интересно, все-таки, поступает Создатель, Отец Небесный!.. Вот, Он дал нам, людям Священные книги. Много книг. Целую Библию. Но, послав Священные книги, Господь не приложил к ним никакого оглавления! Бог не предоставил точного списка Священных книг, ни их перечня, и даже не указал их точное количество!

Так было до прихода на землю Иисуса Христа. И так осталось после Христа. Ни Сам Христос, и никто из Его Апостолов нигде не разу не упоминают ни о каком перечне, и ни о каком точном количестве Священных книг.

Почему? Что это? Где перечень книг от Бога?! Как теперь разобраться какая книга Священная, а какая «просто» книга? Почему Бог так обращается с нами?

Посильное размышление над этими вопросами наводит на мысль, что точный список Священных книг — не так уж важен. Ведь, если бы буквальный перечень Священных книг был принципиально важен, Господь непременно опубликовал бы его! Более того, при внимательном рассмотрении Библии, приходит мысль, что Бог не случайно не дал нам никакого перечня Священных книг. Такова была воля Его.

Как уже говорилось ранее, Бог не создавал роботов. Людей Господь сотворил по Своему образу и подобию, то есть такими, чтобы они могли сами ориентироваться в духовных вопросах. Бог не диктатор. Всевышний Бог всегда говорит, что каждый человек должен обладать здравомыслием рассудительностью. «Имеющий уши слышать – да слышит!», — эти слова Христос повторял постоянно, как будучи в теле на земле, так и после Своего воскресения. Они — всегда актуальны для христиан…

Итак, Библейский канон, что это? Что можно сказать по поводу Библейского канона? Если быть честным, то – ничего. Что мы можем сказать о вещи, о которой ничего не сказал Сам Бог? Можно лишь предложить какие-то более-менее разумные мысли, что я и попытаюсь сделать в меру своего косноязычия.

Вопрос о каноне, это вопрос о человеческих вставках в Священное Писание. Имеются ли в Библии какие-либо вставки? Да, есть. Знал ли Христос, что будут вставки в Библию? Конечно! «Восстанут лжехристы и лжепророки»,- сказал, например, Христос. И эти лжепророки будут, конечно, учить своей лжи. И будут писать книги. Много книг. Даже, так называемые «евангелия», и «послания».

Как Христос предостерег Своих учеников от человеческой «мудрости»? Дал им точный вариант текста? Или продиктовал Оглавление Священных книг? Как можно будет отличить, где Письмо от Апостола, а где писанина лжепророка? Что дал Христос в качестве мерила, шаблона? Список, оглавление, число книг? Нет! Христос повел разговор в совершенно другом направлении.

Он сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Иоан.14:35).

Почему Христос не сказал, что Его учеников можно будет узнать по большим знаниям? Или, по знамениям и чудесам, которые они будут творить? Или по пророчествам, которые они будут изрекать? Или по иным языками, на которых они будут говорить? Почему только по христианской любви можно будет опознать подлинных учеников Христа?

Ответ очевиден: Любовь – невозможно подделать!

Все можно подделать. Все-все, а любовь – нет! Все чудеса легко можно подделать. Люди падки на чудеса. И антихрист предоставит всяких чудес в избытке. Христос, говоря о лжепророках, особо выделял их будущую способность совершать великие знамения и чудеса.

Чтобы совершать чудеса, нужна сила. У сатаны сила есть. Чтобы писать книги, даже в подражание Священным, иногда достаточно простого писательского мастерства. И этого у сатаны и его ставленников имеется в достатке. А вот, чтобы показать любовь, нужно иметь любовь, которой у сатаны нет. Поэтому, он и его служители проявлять любовь не могут. Все могут – и знание, и красноречие, и чудеса, и книги, а любовь – нет. Они могут лишь притворяться любящими на короткое время, они могут маскироваться, как волки в овечью шкуру. Но эта маскировка долго не работает. Зло всегда всплывает наружу.

Христианская любовь к Богу и ближнему является самым надежным, безотказным и гарантированным средством, позволяющим отличить правду от лжи, подделку от оригинала, правильное понимание от заблуждения.

Совершенно понятно, что если бы не этот Божественный критерий определения истинности учения или текста, — любой христианин был бы в безнадежном положении. Если бы критерием истинности было какое-то учение, понимание, разъяснение, толкование, то никто никогда не знал бы, и не познал бы истины, потому что лукавый противник создал такую паутину всяких учений и толкований, что никто из людей никогда из нее бы не выпутался.

Пусть не обидятся братья-исследователи, вникающие в источники и первоисточники, исследующие различные переводы, примечания, комментарии, подстрочники и т.д. Все это они делают хорошо и полезно для многих. Но, если говорить строго по Духу Писания, в соответствии с учением Христа и Апостолов, то нужно будет признать, что, в принципе, для христианина, чтобы знать истину и следовать за Христом – ничего этого не нужно. Нужно только одно: Любить Бога и ближнего!

Печальный опыт многих исследователей Библии и различных религиозных реформаторов красноречиво подтверждает мысль, что знание, понимание, исследование и т.д. — могут быть полезными лишь до определенной степени и поры. А затем вновь начинаются старые проблемы и уклонение от истины в сторону лжеучений. Почему? Потому, что оставлена любовь к Богу и ближнему.

Ставить знание во главу угла в духовных вопросах, основывать свое вероубеждение только на знании, значит строить свой духовный дом на песке. Потому что, сколько бы Некто ни приобрел знаний, всегда найдется другой Некто с еще большими знаниями, и первый – будет постыжен.

На чем основываются все религии? На доктринах. «Признаешь ли ты учения отцов церкви?» – прищурившись, спрашивают братья-православные. «Как ты относишься к триединству?» — задают с подкладкой вопрос братья-протестанты, подразумевая, что в случае отрицательного ответа ты дашь возможность опознать себя как отступника от Христа. «Признаешь ли ты духовную пищу, подаваемую от верного и благоразумного раба?» — пристрастно вопрошают братья-свидетели Иеговы.

Что получается? А то, что все эти, и подобные им религиозные течения, являются по сути одним и тем же течением, только с разными названиями, и с некоторыми специфическими особенностями. Они есть духовные братья и сестры друг другу. Но не братья и сестры во Христе, а братья и сестры по несчастью. Потому что отвергли заповедь Христа о любви к Богу и ближнему и на первое место в своей религии поставили учение, теорию, доктрину, текст. В этом их духовное несчастье.

…Ной, Авраам, другие патриархи, Иов, Иосиф – не имели никаких книг и никакого канона. Однако их вера является образцовой для всех верующих. Сам Бог назвал их Своими друзьями… («У-у, какая крамола!..»)

Моисеев закон был от Бога. Получение этого закона сопровождалось такими знамениями и чудесами от Бога, что ни у кого здравомыслящего не возникает сомнений по поводу Божественного происхождения сего закона. Моисеев закон есть духовный фундамент «Ветхозаветного канона». Все, что соответствует Моисееву закону, Духу этого закона, есть от Бога. Все, что противоречит ему, не есть от Бога. Просто и понятно. И не требуется никакого «Оглавления». Спорить до хрипоты, например, по поводу того, сколько глав в книге пророка Даниила – двенадцать или четырнадцать, есть, извините, сектантство…

Учение Христа от Бога. Так же, как и Моисеев закон, Учение Христа было дано с великими знамениями и чудесами. И так же, как и в случае с Моисеевым законом, в отношении Учения Христа на протяжении всей истории ни у какого здравомыслящего человека не возникает сомнений, что это учение от Бога. Учение Христа есть основа, фундамент «Новозаветного канона». Все, что соответствует Учению Христа, есть от Бога. А что не соответствует ему – не есть от Бога. Просто и понятно. И не требуется никаких «Оглавлений». Спорить до изнеможения по поводу того, сколько именно Посланий написал тот или иной Апостол или ученик Христа, — есть, опять, сектантство…

Моисеев закон и Учение Христа нигде, ни в чем не противоречат друг другу. Они есть две стороны единого. Вместе они составляют Духовную основу, фундамент Библии.

В этой связи для меня не является дерзостной такая мысль: Иногда какое-нибудь письмо или сообщение «от Иванова к Петрову», позволившее последнему справиться со своими духовными проблемами и обрести мир Божий в сердце, может по праву рассматриваться им как Послание от Бога… Однако здесь имеется и опасность, чтобы сей «Иванов» не возомнил себя как пророка Божьего, и не стал направо и налево изрекать пророчества и наставления по каждому поводу. Господь с древних времен предупреждал, чтобы люди не занимались отсебятиной, чтобы не становились по своему усмотрению пророками и предсказателями. Книга Откровение заканчивается грозным предупреждением для тех, которые решат, что они уже стали пророками. (Откр. 22:18,19).

ЦЕЛЬНОСТЬ, НЕРАЗРЫВНОСТЬ БИБЛИИ

Противник от первых дней христианства старается разорвать, разделить Библию на две части, на то, что было «до Христа», и на то, что стало «после Него». Это дает ему возможность втискивать в христианство многие чисто языческие верования. Противник старается столкнуть между собой две части Библии.

Христос и Апостолы постоянно цитировали из «Закона и пророков». Они реально показывали, что христианство органически вытекает из Ветхого завета. Учение Христа невозможно понять, если не читать, или, тем более, отвергать «Закон и пророков».

Известно, что Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу». Почему нужно было вначале давать людям Ветхий Завет, а потом Новый? Разве нельзя было сразу прийти Христу? Представляется логичным, что, если бы Господь не открывал людям закон Моисея, а сразу послал им Христа с Его любовью и прощением грешников, люди не приняли бы это. Они просто не смогли бы понять ценность Любви. Они, вероятнее всего, сказали бы: «Какая любовь? Нужна справедливость! Провинился – отвечай!..»

Поэтому Божья мудрость, прежде Христа, послала людям «детоводителя ко Христу», Закон справедливости: «око за око, зуб за зуб…». Люди, как неопытные дети, «попробовав справедливости», на своем горьком опыте убедились, что с помощью формальных законов и кодексов проблем не решишь. И тогда смогли принять Христа.

Отсюда такая разница между ветхозаветными книгами Библии и новозаветными — суровый, железный закон причины и следствия, и мягкая, добрая любовь, «покрывающая множество грехов». Божья любовь от начала была заложена в Божьи дела. «Агнец был заклан от создания мира». Но люди должны были созреть до понимания этого…

Ветхозаветные книги описывают много жестокостей. Но каких жестокостей? Человеческих, вынуждавших Бога применять силу для пресечения зла.

Почему Бог уничтожил Содом, Гоморру и окрестные города? Потому что они этого заслуживали по справедливости. И они, и их малолетние дети, и их старики, и даже их скот – все было настолько замешано во зле и разврате, что, по закону справедливости, так сказать «по санитарным требованиям» все должно было быть предано огню. Этого требовала справедливость. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма…». (Бытие 18:20).

По этой же причине позднее Господь повелевал Израильтянам истреблять некоторые ханаанские племена, кстати, соседствовавшие с Содомом и Гоморрой, и повторявшие их злодеяния. «Работала» справедливость.

Содомский регион представлял собой настоящее гнездище зла. Дело дошло до того, что насиловали проходящих мимо путников. Никакой не было на них управы. Жизнь становилась невыносимой. И тогда вмешался Бог. Это был буквальный Божий Суд, тот Высший Суд, который «недоступен звону злата», и Тот «грозный Судия, что мысли и дела знает наперед». Поэтому кое-где Он повелевал истреблять и детей грешников. Как Высший Судия, видящий наперед, Он видел, что из этих детей добрые люди не вырастут.

Кто желал бы, чтобы его судил такой Суд? Не предпочтительнее ли милосердный Суд Христов, Который, между прочим, вернет к жизни даже тех, истребленных огнем содомлян, и, так сказать, «пересмотрит их», а нет ли между ними человека, способного покаяться? (Матф. 10:15. 11:24).

Ветхий Завет обещал верующим в Бога людям райское благоденствие на земле. И он же карал за грехи. Но, поскольку не грешных не нашлось, обещанным райским благоденствием никто реально воспользоваться не смог. Получалось противоречие. Его снял Христос. Умерев за грешных, Он удовлетворил параграфы Закона справедливости, требовавшие наказания грешных. Теперь они, раскаявшись в своих грехах, могут наследовать рай. Так Ветхий завет – исполняется. И так рассудительные люди могут «вместить», что для человека единственным спасением является Христос.

Ветхий Завет и Новый Завет – есть одно целое Божье. Ни Ветхий Завет без Нового, ни Новый без Ветхого действенными быть не могут. Это две стороны единого. Христос заявил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17). Новый Завет является гарантом исполнения Завета Ветхого. В Нагорной проповеди Христос сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». То есть, через Христа праведники получат то, что обещал Ветхий завет!

О СЛОВЕ БОЖЬЕМ

…В ночь перед распятием Христос молится Богу о Своих учениках и просит Бога: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина». (Иоан. 17:17).Что подразумевает Христос под «Слово Твое»? Библию, Священные книги? Никак нет. В последние часы перед смертью Христа никак не заботит буквальный текст Писания. Не о Писании Он молится.

Здесь Христос говорит о Себе Самом и о Своих учениках. Он, Христос, освещает и освящает всякого верующего человека. Библия, буквальный текст Писания сам по себе никого святым не делает. Ранее Христос говорил: «Я есть истина». «Освятить истиною», значит сделать их святыми посредством учения Христа.

Многие из нас привыкли на Библию говорить «Божье слово». Однако в самой Библии под выражением «Слово Бога» подразумевается Иисус Христос. «Слово» есть одно из небесных имен Христа. (Откровение 19:11-16).

…«Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как славу единородного от Отца». (Иоан. 1:14). Здесь речь о Христе.

«…В начале словом Божьим небеса и земля составлены из воды и водою…» (2 Петр.3:5) . В данном тексте Апостол Петр говорит о Христе, о том, что землю и небо творил Тот, Который потом был на земле под именем Иисус. И продолжает: «А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». Тут уже, как говорится, и простым глазом видно, что речь идет о Христе, потому что – Он будет судить…

…В Послании к Титу 1:2 написано: «В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен…». Изречение «неизменный в слове» — не означает «неизменный в букве Бог». Здесь речь идет о Христе.

Что касается буквы, — Бог как раз легко меняет ее. Известно много случаев, когда еще во дни Моисеева закона Бог отменял Свое слово. Да, Бога можно «уговорить». С Ним можно найти «общий язык», и Он отменит кару, которую назначил грешнику, если сей покается. (Иона 4:10,11. Исайя 27:5. …Аналогичных текстов – полная Библия.)

«Неизменный в слове» означает – НЕИЗМЕННЫЙ ВО ХРИСТЕ БОГ. Спасение, которое Бог дает людям через Христа – никогда не изменится. Бог никогда не передумает миловать и прощать кающихся людей. «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». (Евр. 13:8).

…«Ибо слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет». (Евреям 4:12,13). О чем здесь говорится? О Библии? Кому мы все дадим отчет? Библии? Пред чьими очами все открыто и обнажено? Перед Библией? Нет, перед Христом! Христу мы все дадим отчет! Его Учение проникает «до разделения души и духа, составов и мозгов».

Христос есть наш «священный канон». Как применять изображения «для действенности молитвы», на самом деле, означает принижать значение Божьего Духа, так и искать «точный перечень» священных книг, значит быть слабым в Духе Господа Христа.

«…ДУХ ГОВОРИТ ЦЕРКВАМ…»

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским». (1Тимоф. 4:1) Не буквальные, пословные тексты посланий Иакова или Павла, и не труды «отцов и помазанников», а Дух говорит Церквам. Не буква, а Дух.

Дух четко говорит! В Откровении, в Послании к семи церквам, Христос прямо продиктовал «Что Дух говорит Церквам». Какой Дух? Тот, который от Христа. Дух любви, жертвы Христа. Это и есть «мерило каноничности». Что в Духе Христа, то от Него.

«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам…». Дух Христа конкретно говорит, что именно Он ненавидит: убийство, ложь, безнравственность, воровство, идолопоклонство, связь с демонами…

Если ты праведен, выступаешь за праведность, значит — ты в одной «церкви» с Ноем, Даниилом, Иовом, с Авраамом, с Апостолами. Значит, ты «читаешь Писание каноническое». А если ты грешен, и не желаешь раскаиваться в своих грехах перед Богом, то какая тебе разница, сколько точно Посланий написал Апостол Павел, или как нужно рассматривать книгу Варуха? Ты в любом случае, поскольку не желаешь стремиться к праведности, покойник, даже если будешь знать наизусть весь канон и все толкования к нему…

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду». (Апокалипсис 22:14,15)

Сорок вопросов о Библии

Что же читать в Церкви?

Первые христиане, как нетрудно догадаться, к решениям раввинов отношения не имели, поэтому о христианском каноне Писания в I в. говорить еще рано. Собственно, желание составить свой список библейских книг появилось со временем точно по той же причине: стали возникать разнообразные секты и ереси, которые предлагали свои собственные священные книги, и от этих книг нужно было оградить верующих. Поэтому и пришлось составлять списки. Они встречаются в произведениях отцов Церкви, живших во II, III и IV вв. — Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Кирилла Иерусалимского и других. Есть и анонимный список книг, названный «Мураториевым каноном» (по фамилии человека, обнаружившего его уже в новое время), датированный концом II в. Этого уже достаточно, чтобы делать выводы, какие книги христиане почитали священными в самые первые века своей истории.

Но у всякого человека, который начнет сравнивать между собой эти списки, они вызовут скорее недоумение: почему они так заметно расходятся и почему сами отцы этих расхождений как будто не замечают? Было бы понятно, если бы один богослов заявил: «Я считаю послания Климента Римского частью Нового Завета», а второй бы ему ответил: «Нет, они ни в коем случае туда не входят, равно как и Откровение Иоанна Богослова» (именно такое разнообразие мнений мы находим в разных источниках). Но никаких споров не было, просто кто-то включал эти книги, а кто-то нет. Так, западные списки часто пропускали Послание к Евреям, не похожее на все остальные новозаветные Послания, а восточные — Откровение Иоанна Богослова, которое весьма непросто понять рядовому верующему.

Но во всех этих списках без исключения в новозаветной части мы найдем четыре известных нам Евангелия, книгу Деяний и почти все Послания Павла. В них могут отсутствовать Послание к Евреям, книга Откровения и часть Соборных посланий. Ориген уже в начале III в. перечислял эти четыре Евангелия, «которые только безоговорочно и принимаются в Церкви Божией». А в IV в. Кирилл Иерусалимский указывал: «В Новый Завет входят только четыре Евангелия, а остальные носят ложные названия и вредоносны. Манихеи написали Евангелие от

Фомы, которое, пороча благости имени Евангелия, губит души простаков. Принимайте также Деяния двенадцати апостолов и с ними семь Соборных посланий: Иакова, Петра, Иоанна и Иуды; и как печать на всех них и последних трудах учеников, четырнадцать Посланий Павла».

В то же время в ранние списки могли включаться и некоторые другие тексты, сегодня не входящие в Новый Завет: Послания апостола Варнавы и Климента Римского, «Пастырь» Ерма, «Дидахе» (иначе называемое «Учение двенадцати апостолов») и Откровение Петра. В отношении Ветхого Завета тоже не было полного единства: одни предлагали краткий список, совпадающий с иудейским каноном, а другие — полный, включающий все или по крайней мере некоторые книги Септуагинты. Так что все расхождения никак не меняют общей картины: во что верили христиане, что рассказывали они о Боге и об Иисусе Христе.

По-видимому, отцы стремились не столько дать недвусмысленное правило на все времена, сколько указать своей пастве, какие книги стоит принимать как священные, а какие — нет. Например, в IV в. святитель Афанасий Александрийский в 39-м праздничном послании перечисляет книги «канонизованные» (это первое в христианской литературе упоминание о каноне как о перечне священных книг) и «не канонизованные, но предназначенные отцами для чтения». В первую категорию входят все книги еврейского канона, кроме Есфири, и 27 привычных нам книг Нового Завета; во вторую — Есфирь, Премудрость Соломона, Премудрость Сираха, Товит, Иудифь, а также примыкающие к новозаветному корпусу книги «Дидахе» и «Пастырь» Ерма. Все остальные книги, говорит святитель Афанасий, читать не следует, но списка этих ненужных книг не приводит. Значит ли это, что он отвергает, к примеру, Маккавейские книги? Не обязательно. Возможно, в данном месте и в данное время их просто не было в наличии, и поэтому говорить о них было ни к чему.

Кстати, среди рукописей Мертвого моря почему-то нет книги Есфири, единственной из всех библейских книг. Может быть, это просто случайность, а возможно, эта книга уже тогда смущала людей — слишком уж много в ней ненависти к врагам… Но мы можем строить об этом только предположения.

В результате всех этих рассуждений к IV–V в. все христианские общины согласились признавать в Новом Завете 27 книг, которые мы и сегодня найдем в любой Библии, кроме эфиопской. Эфиопы добавили к своему Новому Завету творения, связанные с именем Климента Римского (Послания и «Синод»), а также книги под названиями «Обетования» и «Дидаскалия». В части Ветхого Завета эфиопы тоже вполне оригинальны: они включают в него книги Юбилеев и Еноха, которые в остальном мире признаются апокрифическими. Эта особенность их церковной традиции свидетельствует о тех давних временах, когда библейский канон еще окончательно не сложился.

Канон книг Священного Писания

Слово «канон (kanonos)» по-гречески буквально означает «тростник«. В древности из тростника делали мерные палки, которые использовались при землемерных работах. Со временем это слово стало обозначать вообще норму, меру, стандарт. В Церкви канонами называют правила, регулирующие жизнь церковной организации. Применительно к Священному Писанию каноном называется официально принятый Церковью список книг, которые Церковь признает богодухновенными. Эти книги называются каноническими. К канону Священного Писания нельзя прибавить новых книг и также нельзя от него чего-либо убавить…

В зависимости от времени написания книги Священного Писания разделяются на «два отделения». «Те Священные Книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются Книгами Ветхого Завета, а те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета». Слово «завет (евр. ?)» означает в первую очередь «контракт, договор, союз«. Но так как обетования Божий были обращены к будущему и Израиль должен был унаследовать связанные с ними блага, то на греческий язык это слово было переведено как diatheke, то есть «завет или завещание«.

Священные книги Ветхого Завета

Ветхий Завет есть «древний союз Бога с человеком«, сущность которого состоит «в том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя и приготовлял их к принятию Его через постепенные откровения, через пророчества и преобразования». Само наименование «Ветхий Завет» введено в употребление св. ап. Павлом (Евр. 8, 13).

Канон книг Ветхого Завета «Христианская Церковь приняла … от Ветхозаветной Церкви Еврейской». Хотя канон книг Ветхого Завета окончательно был утвержден на Лаодикийском Соборе 364 г. и Карфагенском Соборе 397 г., фактически Церковь пользовалась ветхозаветным каноном в его настоящем виде с древнейших времен. Так, свт. Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 г., уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.

Книги Ветхого Завета «можно разделить на четыре следующие разряда»:

а) «Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета«. К ним относятся книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. «Сам Иисус Христос дает сим книгам общее наименование Закона Моисеева (Лк. 24, 44)».

6) Книги исторические, «которые содержат преимущественно историю благочестия»: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь.

в) Книги учительные, «которые содержат учение благочестия«: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь песней.

г) Книги пророческие, «которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче о Иисусе Христе«: книги великих пророков Исайи, Иеремии, Иезикииля и Даниила, а также книги двенадцати малых пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета несколько неканонических книг: 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, 2-я и 3-я Ездры, Товита, Баруха, Юдифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова. Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного чтения и пользуются большим веро- и нравоучительным авторитетом. По словам свт. Афанасия Великого, эти книги «назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь».

Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета сохранились на древнееврейском языке, тогда как книги неканонические дошли до нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в латинском переводе.

В III в. до Р. X. большая часть книг Ветхого Завета была переведена с древнееврейского языка на греческий по требованию египетского царя Филадельфа Птолемея. По преданию, перевод был выполнен семьюдесятью еврейскими толковниками, поэтому греческий перевод Ветхого завета получил название «Септуагианта«, Православная Церковь усвояет греческому тексту Ветхого Завета авторитет не меньший, чем тексту древнееврейскому. Пользуясь ветхозаветными книгами, Церковь опирается в равной степени и на древнееврейский, и на греческий текст.

История ветхозаветного канона в христианской Церкви

Период мужей апостольских (I – III вв.).

Взгляд восточной Церкви в I – III вв. на ветхозаветный канон был выражен Мелитоном и Оригеном, а также составителями перевода Пешитта. Суть его в том, что учители восточной Церкви проводили различие между каноническими и неканоническими книгами, не признавая последние боговдохновенными и не включая их в списки священных книг Ветхого Завета

Мелитон, еп. Сардийский

(+170) специально путешествовал в Палестину к иудеям и в письме к своему брату Онисиму он первый из древних церковных писателей приводит список канонических книг Ветхого Завета. В этом перечне отсутствуют книги Есфирь, Неемии и Плач. Но книга Неемии, скорее всего, соединялась с книгой Ездры (тем более что некоторые древние экзегеты называли ее второй книгой Ездры), а книга Плач соединялась с книгой Иеремии. Отсутствие Есфири, возможно, объясняется тем, что среди иудеев были споры относительно достоинства этой книги.

Ориген

(+254) при объяснении первого псалма перечисляет ветхозаветные канонические книги и замечает, что их количество (22 книги) соответствует числу букв еврейского алфавита. Правда, в перечне Оригена опущена книга 12 малых пророков, но ученые объясняют этот пропуск ошибкой переписчика, так как без этой книги у Оригена насчитывается только 21 книга. К книге Иеремии присоединяются «Плач и Послание»; последняя книга отсутствует в современном еврейском каноне. Далее Ориген замечает, что кроме перечисленных им (канонических) книг у евреев существуют еще другие книги, напр. Маккавейская, но она не принимается ими в канон в число 22 книг. В другом месте Ориген говорит о книгах Товита, Иудифи, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сираха и замечает, что их следует читать оглашенным.

Древний сирийский перевод Пешитта, сделанный с еврейского текста в начале или середине II века по Р.Х., не имел в своем составе неканонических книг, так как использовавший Пешитту преп. Ефрем Сирин дает толкования на все ветхозаветные канонические книги, но не толкует неканонических книг. Позднее неканонические книги были перенесены в Пешитту из Септуагинты.

Представители западной Церкви I – III веков, при отсутствии их связей с учеными евреями, не имели ясного представления об их каноне и об отличии его от состава греческих списков Библии. Не зная еврейского языка, они вынуждены были изучать ветхозавет­ные книги только по переводу LXX толковников или составленно­му с него Древнелатинскому переводу, и, не видя в этих списках разграничения канонических и неканонических книг, все их считали одинаково авторитетными. Так нека­нонические книги цитировали как «Писание» св. Климент Римский, свят. Ириней Лионский, Тертуллиан, сщмч. Киприан (последний цитирует все неканонические книги, кроме Иудифи).

Святоотеческий период (IV – V вв.).

Взгляды на ветхозаветные канонические и неканонические книги, утвердившиеся в восточной и западной Церкви в первые три века, оставались неизменными и во второй период. Так, отцы и соборы восточной церкви этого периода признавали разность в авторитете и достоинстве канонических и неканонических книг, тогда как отцы и соборы западной церкви, за исключением Илария, Иеронима и Руфина, такого разграничения не делали.

Взгляды восточных отцов и соборов IV – V вв. на ветхозаветный канон особенно ясно изложены в 60-м правиле Лаодикийского собора (360 г.), в 39-м пасхальном послании св. Афанасия Александрийского, в 4-м огласительном поучениисв. Кирилла Иерусалимского и в некоторых других памятниках.

Лаодикийокий собор

(360г.) В 39-м правиле впервые употребил термин «канонические книги» и постановил не читать в церкви неканонических книг. 60-е правило этого же собора указывает число и список канонических книг Ветхого Завета и предписывает читать их в церкви. В этом списке канонических книг вместе с книгой пр. Иеремии исчислены как одна книга Плач, Варух и Послание, из которых две последние отсутствуют в еврейском каноне. Неканонические книги не перечисляются Лаодикийским собором.

Св. Афанасий Великий

(+373) в своем 39 послании о празд­никах, написанном им в 365 года, т. е. вскоре после Лаодикийского собора, различает три категории ветхозаветных книг: канонические, неканонические и апокрифические. Канонические книги являются «боговдохновенными». Он приводит список ветхозаветных (и новозаветных) канони­ческих книг почти такой жe как в 60-м правиле Лаодикийского собора, с при­соединением кн. Плач, Варуха и Послания к книге Иеремии: но Руфь считается отдельно от книги Судей и опускается кн. Есфирь, которая потом упоминается в числе неканонических книг. Общее число канонических книг Ветхого Завета у св. Афанасия 22, «ибо столько же,как я слышал, и букв в употреблении у евреев», – пишет он.

После перечисления канонических книг св. Афанасий пишет о достоинстве неканонических и апокрифических книг. Неканонические книги (Премудрость Соломона, Премудрость Сираха, Есфирь, Иудифь и Товит) назначаются им для чтения оглашенным, как полезные и назидательные для христианского обучения. Апокрифические книги совершенно от­вергаются, как подложные книги, написанные еретиками и вводящие в заблуждение простой народ.

Св. Кирилл Иерусалимский

(+386) в своем 4-м огласительном поучении приводит список 22-х книг Ветхого Завета, почти идентичный с каталогом св. Афанасия. В отличие от св. Афанасия св. Кирилл все книги делит на две категории: «божественные» книги и «апокрифические». Книгу Есфирь он относит к каноническим книгам и совсем не перечис­ляет неканонические книги. В подобном духе высказываются
Св. Григорий Богослов
(+389) и св.
Амфилохий Иконийский
(+394), которые сомневаются только в каноническом достоинстве книги Есфирь.

У преп. Ефрема Сирина (+373) и блаж. Феодорита (+458) можно видеть голос предания Антиохийской церкви. При объяснении ветхозаветных книг они не толкуют неканонические книги, но толь­ко канонические.

Таким образом, восточные соборы и отцы IV – V вв. в целом дают идентичные списки книг Ветхого Завета, расхождения имеют место лишь в некоторых деталях. Так, книга Есфирь некоторыми исключалась из канона и даже помещалась среди неканонических книг, между тем как кн. Варуха и Послание Иеремии вносились в канон. Возможно, что эти частные разногласия происходили под влиянием того, что у евреев имели место сомнения и споры относительно канонического достоинства некоторых ветхозаветных книг, но отчасти эти разногласия можно объяснить и личными воззрениями отцов и учителей восточной церкви на ту или другую книгу Ветхого Завета.

В западной Церкви в IV – V вв. еще более утвердился взгляд на неканонические книги как на равные канони­ческим.

В декрете папы Дамаса

от 374 г. «О принимаемых и не принимаемых книгах» после канонических книг перечисляются и нека­нонические: Премудрость Соломона, кн. Иисуса сына Сирахова, Товит, Иудифь и две Маккавейские книги.

Исключительную роль в формировании западного воззрения на вет­хозаветный канон сыграл блаж. Августин

(+430). В сочинении «О христианском учении» он перечисляет канонические книги ВЗ (кроме кн. Плач) и вместе с книгами иудейского канона называет 6 неканонических книг: Товита, Иудифь, 1 и 2 Маккавейские, Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сираха. Эти книги блаж. Августин советует читать христианам и остерегаться апокрифов, в которых истина перемешана с ложью.

Такой же перечень ветхозаветных книг был принят на трех африканских соборах, на которых блаж. Августин был председателем или членом: Иппонийском (393г.) и на двух Карфагенских (397 г. и 419 г.) и в декретах римских пап: Иннокентия I (от 405г.) и Геласия (от 495г.).

Восточный взгляд на канонические и неканонические книги не был принят на западе, хотя этот взгляд и был там хорошо извес­тен в святоотеческий период, как это видно из сочинений Илария Пиктавийского, Руфина, пресвитера Аквилейского и блаж. Иеронима, которые признавали 22 канонические книги (с небольшими расхождениями между собой).

Средневековый период истории ветхозаветного канона (VI – XVI вв.).

Иоанн Дамаскин

(+754) в своем догматическом творении «О православной вере» определяет состав ветхозаветного канона, перечисляя только те книги, которые присутствовали в иудейском каноне. Кн. Варуха и Послания Иеремии, которые ранее иногда встречались в списках канони­ческих книг, в его перечне нет.

В Западной церкви вопрос о ветхозаветном каноне окончательно был решен на Тридентском соборе. Тридентский собор

(1545 – 1563) был созван в связи с реформа­цией и распространением среди протестантов взгляда на неканони­ческие книги как на апокрифы. В противовес этому взгляду в като­лической церкви окончательно восторжествовало учение о полном равенстве канонических и неканонических книг Ветхого Завета, которое ясно и определенно было выражено на Тридентском соборе 8 апреля 1546 г.:

«Если кто не будет признавать священными и каноническими целые книги, со всеми своими частями, как они обычно читаются в като­лической церкви и содержатся в древней латинской Вульгате, и сознательно и упорно будет отвергать установленные предания, да будет анафема».

В составе ветхозаветных книг, которые Тридентский собор считает каноническими, находятся следующие неканонические книги: кн. Варуха, Послание Иеремии; 1 и 2 Маккавейские; Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова и неканонические добавления в книгах Даниила и Есфирь.

После Тридентского собора в Католической церкви возник­ло учение о протоканонических

и
девтероканонических
книгах, признанное позднее всеми католическими богословами. Это учение имело целью выразить мысль о равенстве авторитета канонических и неканонических книг и в то же время объяснить существующие между ними различия. Согласно этому учению, разделение ветхозаветных книг на книги 1-го и 2-го канона указывает на различие не авторитета, а времени признания данных книг каноническими. Протоканоническими называются книги, принятые в канон первыми вследствие того, что относительно их божественного происхождения и авторитета никогда не было сомнения. В то же время девтероканонические книги, т.е. стоящие в каноне на втором месте – это те книги, относительно которых в поместных церквах в продолжение некоторого промежутка времени существовало более или менее сильное сомнение, но которые после тщательного исследования удостоились признания Вселенской церкви.

Четвертый период истории ветхозаветного канона в христианской церкви обнимает новое и новейшее время: (XVII – XX вв.).

В этот период в Западной Европе развивается и все более набирает вес протестантский взгляд на канон Ветхого Завета, согласно которому содержание ветхозаветной части Библии должно полностью соответствовать еврейскому канону, вследствие чего неканонические книги объявляются апокрифами, а потом и совсем исключаются из изданий Библии. Распространение этих протестантских воззрений стало причиной для обсуждения на соборах Православной и Католической Церкви вопроса о каноне.

Особый повод к этому обсуждению подало появившееся в 1629 году «Исповедание» Кирилла Лукариса, патриарха Константино­польского. В нем признаются каноническими книги, пе­речисленные в 60-м правиле Лаодикийского собора, а неканонические книги в протестантском духе объявляются «апокрифами». Это «Исповедание» было осуждено на соборах Константинопольском и Иерусалимском (оба собора имели место в 1672 году), обсуждавших вопрос о ветхозаветном каноне.

Иерусалимский собор

при патриархе Досифее назвал неканонические книги (Премудрость Соломона, Иудифь, Товита, историю дракона и Сусанны (т.е. Дан. 13–14 гл.), Маккавейские и Премудрость Сираха) «истинными частями Писания». Это определение Иерусалимского собора, сформировавшееся как реакция на крайно­сти протестантских суждений Кирилла Лукариса, фактически вы­ражает близкий к католическому взгляд на ветхозаветный канон.

Но Константинопольский собор

ясно высказался о неканонических книгах Ветхого Завета в духе отцов восточной церкви, признав их «добрыми и назидательными» (καλά και ευάριστα), и это древнее учение окончательно утвердилось во всей Православной Церкви.

На соборах Русской Церкви вопрос о каноне специально не поднимался. В катехизисе Филарета, митрополита Московского, одобренном Святейшим Синодом, ветхозаветный канон признан в объеме 22 книг еврейского канона (39 по заглавиям), а неканонические книги Ветхого Завета рассматриваются как назидательные и полезные для оглашенных, но не как источники вероучения.

Согласно всем вышеизложенным историческим данным, ис­числим теперь ветхозаветные книги по православно-богословской системе.

Канонические книги:

Законоположительные: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

Исторические: Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1 и 2 Царств, 3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, 1-я Ездры и Неемии, Есфирь.

Учительные: Иова, Псалтирь, Притчи Соло­мона, Екклесиаст, Песнь Песней.

Пророческие:Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати малых пророков.

Неканонические книги: исторические:

2-я Ездры, Товита, Иудифь, 1, 2, 3 Маккавейские;
учительные:
Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова;
пророческие:
кн. Варуха, Послание Иеремии и 3-я книга Ездры.
Неканонические отделы в канонических книгах
: 151 псалом, мо­литва Манассии (в конце 2 Пар.);
3:25-95 и 1314 глл. книги Даниила; Есф. 1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:13; 10:3; неканоническое добавление к кн. Иова – после 42, 17. Все эти отделы отсутствуют в еврейском тексте.
Апокрифами (слово «апокриф» означает тайный, сокровенный) книги назывались по двум причинам: 1) они содержали тайное учение, 2) они не были приняты в Церкви и сохранялись в кругах сектантов и еретиков. Православная традиция так называет писания позднего времени, возникшие между II веком до Р. Х. и I веком по Р.Х.: 1) 4-я Кн. Маккавейская, 2) Кн. Еноха, 3) Кн. Юбилеев, 4) Вознесение Моисея, 5) Апокалипсис Варуха, 6) Завет XII патриархов. Эти книги во многом расходятся с основами библейского учения.

В Католической Церкви в рас­сматриваемый период, как и в предыдущие, господствует взгляд на объем ветхозаветного канона, установленный еще во время блаж. Августина и сформулированный на Тридентском соборе.

1-й Ватиканский собор (1870 г.) возвел это учение в разряд догмата. Ветхозаветный канон признан настоящим из 46 книг: к 39 книгам, входящим в православный канон, добавляются Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сираха, Товит, Иудифь, Варух вместе с Посланием Иеремии, составляющим 6-ю главу в кн. Варуха, 1-я и 2-я Маккавейские. Снова была изречена анафема на всякого, «кто не признает боговдохновенными книг, утвержденных Тридентским Собором».

Протестантский взгляд на канон Ветхого Завета формировался постепенно. Отношение к неканоническим книгам основоположника протестантизма Мартина Лютера видно из того, что он в своем полном немецком переводе Библии поместил и приведенные им неканоничес­кие книги, которые он отделил от канонических особым надписанием: «Апокрифы, т. е. книги, которые хотя и не считаются равными со Священным Писанием, но добрые и полезные для чтения». Таким образом, Лютер в вопросе о неканонических книгах стоял недалеко от древне-восточного воззрения на них.

Кальвин, также как и Лютер, отделял неканонические книги от канонических, но говорил, что он не относится «к противникам учения этих книг», усматривая в них подтверждение своему учению. Цвингли решительно отвергал неканонические книги и их значение для учения веры.

С течением времени под влиянием споров с католиками и анафем Тридентского собора протестантские ученые стали все более пристрастно и придирчиво исследовать неканонические книги и находить в них «погрешности», «несообразности», противоречие канонической истории и учению. Постепенно у них созрела мысль о полном удалении неканонических книг из состава Библейских кодексов. Однако неканонические книги долгое время (до XIX века) печатались в протестантских изданиях Библии.

3-го мая 1826 года Лондонское Библейское общество приняло решение печатать Библию на всех языках и распространять ее среди всех народов, но в составе одних только канонических книг. Поэтому и до настоящего времени русский синодальный перевод Библии западными Библей­скими обществами издается без неканонических книг.

Таким образом, протестанты поставили неканонические книги в один ряд с апокрифами, причем и апокрифы, и неканонические книги нередко называются «псевдоэпиграфами» (ложно надписанные). Однако православные толкователи этот термин считают неудачным, так как он применим не ко всем неканоническим и апокрифическим книгам, а в отношении только некоторых из них и указывает на несоответствие надписания и реального происхождения данной книги. Например, еще блаж. Иероним назвал псевдоэпиграфом книгу Премуд­рости Соломоновой, ввиду того, что она ложно надписана именем Соломона.

Таким образом, в отношении к неканоническим книгам Ветхого Завета до настоящего времени существуют две противопо­ложные крайности: в Католической Церкви сглаживается всякое различие между неканоническими и каноническими книгами, а в протестантских обществах, наоборот, неканонические книги лишаются всякого значения и относятся к числу апокрифов, т. е. подложных писаний.

Православная Церковь в вопросе о значении неканоничес­ких книг Ветхого Завета сохранила древнее учение Восточной Церкви, признавая их полезными и назидательными, хотя и неравными с каноническими книгами, назначая их для церковного употребления и частного чтения. Неканонические книги имеются в каноне у коптов, армян, несториан, монофизитов, сирийцев.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]