Отдел второй. История Римско-Католической церкви в пределах России


Священник (пресвитер)

Выше дьякона в иерархии католической церкви расположены священники. Чтобы стать священником, диакон должен пройти обряд рукоположения. Таким образом его посвящают в священство. Во время церемонии посвящённый обещает выполнять обязанности священства и подчиняться своему начальству. Когда человек становится священником, он может совершать обряд Евхаристии, исповедовать и совершать помазание больных. Священники также могут совершать святое бракосочетание. У католиков священники делятся на два типа.

Это епархиальные и религиозные священники. У епархиального священника есть свой приход, который он возглавляет. Там священник служит людям и получают за это ежемесячную зарплату. Их питание и жильё обеспечивает приход. Епархиальные священники могут носить любую одежду вне службы. Такой вид священников больше распространён в светских странах без сильного традиционного католического населения. В то же время религиозные священники дают обет религиозному ордену.

Например, таким орденом являются иезуиты. Они обязаны носить религиозную одежду и принимать дополнительные обеты, например, бедности и послушания. Религиозные священники не могут иметь личного имущества, им почти ничего не принадлежит. Обычно религиозные священники живут группами в одном доме, принадлежащем ордену. Они не получают зарплату. Эти священники должны строго подчиняться приказам своего начальника.

ИЕРАРХИЯ

В соответствии с основными экклезиологическими догматами члены Церкви разделяются на 2 основных разряда. Первый разряд составляют призванные Св. Духом через поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать таинства, заботиться о внешнем устройстве храма — это клирики. Второй разряд составляют миряне, к-рые тоже являются участниками церковной жизни: они принимают участие в церковном учительстве, но лишь по благословению священнослужителей и, как правило, не с амвона, в богослужении — своими молитвами, в церковном управлении, напр. в распоряжении церковным имуществом, но под руководством клириков разных степеней в зависимости от должности, занимаемой мирянином. Клирики разделяются на высших, или священнослужителей, степени к-рых в совокупности и составляют И., и низших, или церковнослужителей, к-рые к И. не причисляются,- это чтец, певчий, иподиакон, парамонарь (пономарь), они прислуживают при отправлении богослужения в храме; в наст. время в РПЦ осталось 2 степени церковнослужителей — иподиакон и чтец.

Иерархическое священство — богоустановленный институт. С самого начала Церковь знает 3 степени священной И.: епископскую, пресвитерскую и диаконскую. Епископы — преемники апостолов, имеющие через чреду рукоположений благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей. Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, может совершать все священнодействия, кроме освящения антиминса и освящения мира, а также хиротонии и хиротесии, за исключением пресвитеров, начальствующих в мон-рях, которые могут поставлять иподиаконов и чтецов для своих монастырей. Пресвитеры учат народ догматам веры и благочестию, пастырски окормляют вверенных их попечению христиан. Диаконы помогают епископам и пресвитерам в исполнении их служения, участвуя в совершении священнодействий в храме, включая алтарь. При этом, согласно 39-му Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

Три степени священства — апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них, не может и умножить число священных степеней.

В нек-рых, и даже весьма авторитетных, правосл. книгах отразились иные представления о границе между степенями низших и высших клириков, чем те, что стали общепринятыми в наст. время. Так, в «Православном исповедании» свт. Петра (Могилы) (1662) различаются высшие и низшие степени священства. К высшим у него отнесены епископская и пресвитерская, а к низшим — степени диакона, иподиакона, свещеносца, певца и чтеца, иными словами, низшая священная степень — диаконская и церковнослужительские чины. В своем труде свт. Петр (Могила), в сущности, повторяет католич. классификацию священства. Католики различают в иерархии священнодействий священников (епископов и пресвитеров) и служителей (диаконов, субдиаконов, аколуфов, экзорцистов, лекторов и остиариев), а по несению особых канонических обязательств (напр., безбрачия) — высшие и низшие степени, причисляя к высшей епископов, пресвитеров, диаконов и субдиаконов, а к низшей остальных церковнослужителей (после Ватиканского II Собора низшие чины были частично упразднены). В правосл. Церкви диаконы, равно как и низшие клирики, не являются самостоятельными совершителями богослужения; посвященные иподиаконы при отсутствии обязательного целибата не могут, как и священнослужители, вступать в брак после посвящения. Казалось бы, налицо обстоятельства, к-рые могут служить обоснованием для классификации, заимствованной свт. Петром (Могилой) из католич. права. Но для общепринятого в правосл. Церкви разделения на высших и низших клириков, на степени священной И. и церковнослужителей, проходящего между диаконами и иподиаконами, есть веское догматическое основание: 3 степени священной И. суть богоустановленные институты, восходят к апостольскому веку и пребудут в Церкви до скончания мира, а степени низших клириков — церковнослужителей — учреждались Церковью в процессе ее истории и упразднялись в ходе этой истории. Так, чин иподиакона стал известен в Церкви не ранее III в.; уже то обстоятельство, что Церковь не знала его изначально, не позволяет относить этот чин к богоучрежденным степеням священной И.

Священнослужители, принадлежащие к И., получают благодать священства после их избрания в отношении епископов епископским собором (в РПЦ в наст. время Свящ. Синодом), а в отношении пресвитеров и диаконов правящим епископом, через таинство Священства, или хиротонию, совершаемую в алтаре за Божественной литургией. Участие пресвитеров, диаконов, низших клириков и мирян в избрании кандидатов священства разных иерархических степеней в разные эпохи истории и в разных поместных Церквах было фактором преходящим и изменчивым в отличие от участия епископов, к-рое во все времена церковной истории имело решающее значение.

Власть совершать рукоположение на все 3 степени священной И. принадлежит епископам, и только им, как преемникам св. апостолов. Одним из условий действительности хиротонии является правосл. исповедание ее совершителя. Если же совершивший хиротонию епископ принадлежит к И., отделившейся от Вселенской Церкви, то для положительного решения вопроса о действительности совершенного им акта безусловно требуется, чтобы схизматической И. сохранялось апостольское преемство и чтобы отступления отделившейся общины от правосл. вероучения не касались основных догматов. Право окончательного решения вопроса о возможности присоединения инославных клириков к правосл. Церкви в сущем сане всегда принадлежит суду правосл. Церкви. Так, отцы Вселенского I Собора 8-м прав. признали действительность рукоположений у кафар: «О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к кафолической и апостольской церкви, благоугодно святому и великому собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире». Иоанн Зонара в толковании на это правило писал: «Если они рукоположены во епископов, или пресвитеров, или диаконов, то присоединяемые из них к церкви остаются в клире, в своих степенях». Иначе судили отцы Никейского Собора о еретиках-павлианах (павликианах). В I Всел. 19 говорится: «О бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь безпорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположени епископом кафолическия церкви».

Священная И. существует в Церквах, сохранивших апостольское преемство рукоположений, в наст. время это правосл., католич. и нехалкидонские Церкви.

Иерархический строй католической Церкви

существенно отличается от того, к-рый отразился в каноническом корпусе правосл. Церкви и к-рый сохранялся во Вселенской Церкви на Западе и на Востоке в I тыс. христ. истории. В католич. богословии авторитет Церкви, ее непогрешимость персонифицируются в лице Римского епископа, именуемого верховным первосвященником и наместником, викарием Христа. В «Кодексе канонического права» католич. Церкви содержится такая формулировка: «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле, поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять» (CIC. Can. 331). По существу, папа ставится на высшую по отношению к епископам ступень не только правительственной, но и священной И., хотя это прямо не декларируется в католич. богословии и праве. Папа, епископ Рима, признается епископом, но при этом ему усваиваются властные полномочия в Церкви, превышающие власть любых епископских Соборов, включая Вселенские (CIC. Can. 333).

Еще одна особенность иерархического строя католич. Церкви заключается в роли коллегии кардиналов, к-рой принадлежит право избрания Римского первосвященника (CIC. Can. 349). Коллегия состоит из кардиналов 3 степеней: епископской, пресвитерской и диаконской (CIC. Can. 350. 1). Кардиналы-епископы носят титулы 7 субурбикарных (пригородных) Церквей Рима: Остии («Остийский диоцез вместе с другой Церковью, которая уже была его титулом ранее» является титулом кардинала-декана, главы коллегии кардиналов — CIC. Can. 350. 4; 352. 1), Фраскати, Палестрины, Порто — Санта-Руфины, Сабины — Поджо-Миртето и Веллетри — Сеньи; к их числу принадлежат также лат. и униат. патриархи с титулами их патриарших кафедр (CIC. Can. 350. 1, 3). Кардиналы-пресвитеры и кардиналы-диаконы получают от папы титул или диаконию в Риме (CIC. Can. 350. 2). В ХХ в. значительное большинство кардиналов-пресвитеров и кардиналов-диаконов являлись одновременно и епископами (CIC. Can. 351. 1), так что одно лицо принадлежало к 2 степеням: одна из них относится к И. священных степеней, другая — к И. внутри коллегии кардиналов. Но и в наст. время есть кардиналы-пресвитеры, не имеющие епископского посвящения и являющиеся действительно пресвитерами в рамках священной И. (ср.: CIC. Can. 350. 5). Возведение в кардинальское достоинство представляет исключительное полномочие папы (CIC. Can. 351. 1). Кардиналов Римский епископ избирает из числа епископов и пресвитеров; при этом в большинстве случаев, но не во всех, пресвитеры после возведения их в степень кардиналов принимают епископское посвящение (ср.: Ibidem). Кардиналы помогают верховному Пастырю в управлении Церковью, собираясь по указу папы на очередные и чрезвычайные консистории, в к-рых председательствует Римский первосвященник (CIC. Can. 353. 1-3). Кардиналы во мн. отношениях стоят даже над патриархами, если те не удостоены звания кардинала (CIC. Can. 357. 2).

В средневековье и в Новое время, ввиду того что в католической экклезиологии принципиально разделяется potestas ministerii (власть служения) и potestas jurisdictionis (власть юрисдикции), в католич. Церкви существовали епископы, наделенные юрисдикцией, правительственной властью в своем диоцезе, но не обладавшие властью служения, т. е. не совершавшие богослужений, поскольку они не имели епископской хиротонии.

Еще одна особенность иерархического строя католич. Церкви состоит в том, что из ее жизни уже в средневековье фактически исчез диаконат, так что на диаконскую степень посвящали кандидатов священства незадолго до их рукоположения в пресвитера, само же диаконское служение отсутствовало (см. ст. Диакон). Опыт возрождения диаконского служения предпринимается в католич. Церкви после II Ватиканского Cобора, но он носит локальный, ограниченный характер.

В англиканской Церкви

(и соответственно в Протестантской епископальной церкви в США) сохраняются 3 степени священства, но действительность этой И. с правосл. т. зр. сомнительна; ее непризнание связано как с обстоятельствами отделения англикан. Церкви от католической в XVI в., ставящими под вопрос сохранение апостольского преемства рукоположений в ней, так и с офиц., вполне протестант. доктриной англиканства, не усматривающей в И. церковно-таинственного значения, иначе говоря, отрицающей таинство Священства. Более церковные идеи богословов, принадлежащих к направлению «Высокой Церкви», ничего не меняют, поскольку «Высокая Церковь» — это только направление, своего рода партия внутри единой англикан. Церкви, и ее представители имеют общение с приверженцами др. направлений англиканства — «Широкой» и «Низкой» Церквей — с их по существу кальвинистской, антииерархической экклезиологией. Кроме того, в действительном устройстве англикан. Церкви в Великобритании высшие полномочия принадлежат не ее первому епископу, к-рый носит титул Архиепископа Кентерберийского, а королю, в наст. время — королеве, признаваемой главой англикан. Церкви, при этом свои полномочия королева осуществляет через 2-палатный парламент и правительство.

Действительная священная И. отсутствует и в остальных протестантских сообществах, безусловно отвергающих таинство Священства и апостольское преемство рукоположений.

Т. о., правосл. Церковь признает действительность хиротоний, совершаемых в католич. и нехалкидонских Церквах, однако не признает протестантских ординаций, не считая их благодатными и имеющими иерархическое значение. Официально не признана РПЦ действительность старообрядческой И. обоих толков: белокриницкого и новозыбковского.

Епископ

Служители епископы имеют право совершать полное таинство священных чинов. Католики ведут свою историю ещё от времени апостолов. Апостолы были наделены духовным даром Святым Духом в день Пятидесятницы. Возраст епископа должен быть старше 35 лет, а рукоположен более пяти лет до этого. Также у епископа должна быть степень доктора богословия. Он обязан хорошо разбираться в каноническом праве и священных писаниях. Обычно епископы управляют в своём регионе епархиями.

Получить сан епископа является очень важным моментом в жизни большинства католических священнослужителей. Все высшие ранги имеют титул епископа. Епископы выходят на пенсию в возрасте 75 лет. Для этого нужно подать Папе прошение об отставке. Затем Папа начинает работу по этому прошению, он должен найти подходящую замену. Сан епископа – это третий и самый полный уровень Таинства Святых Орденов.

Архиепископ

Архиепископы – это особенно важные епископы. В их ведении находятся несколько больших церквей, за которыми они наблюдают. Это называется архиепископиями. Приставка «архи» происходит от греческого слова «главный». Перед архиепископом отчитываются епископы или просят у них помощь, как у высшего руководства. Архиепископа можно назвать управляющим епископами определённого географического региона, к которому они относятся.

Кардинал

Кардиналами являются ведущие епископы и члены Коллегии кардиналов. В их обязанности входит участие в Папском конклаве, где они голосуют за нового Папу.

Но большинство из них имеют и другие обязанности, например, миссии в Римской курии, являющейся правительственным органом Святого Престола. Кардиналы избираются лично Папой. Проживают кардиналы или как епископы на своих кафедрах, или в Ватикане в качестве папских советников и офицеров высшего ранга в Римской курии.

Имена таких кардиналов не разглашаются. Чтобы участвовать в голосовании кардиналу должно быть не более 80-ти лет. У нынешнего Папы Франциска довольно большая группа разнообразных кардиналов, если можно назвать старых мужчин католиков разнообразной группой.

Всего у Папы работают 128 кардиналов. Он их собрал из 88 стран, 17 из которых никогда ранее не были представлены в Коллегии кардиналов.

В прошлом году Папа Франциск назначил нескольких кардиналов, в обязанности которых вошло решение вопросов по уходу за мигрантами и отношений с исламом. Сейчас собрание кардиналов, консистория, очень важный корпоративный орган.

Отдел второй. История Римско-Католической церкви в пределах России

В церковной иерархии первое место занимает папа; он есть глава Римско-Католической церкви.

Избирается папа коллегией кардиналов из своей среды. Пассивным правом избрания, равно как и правом подачи голоса пользуются исключительно кардиналы. Избрание происходит в конклаве; обыкновенный способ избрания есть закрытая подача голосов: каждый избиратель-кардинал пишет на записке имя кандидата и свое имя и опускает ее в урну. Получивший две трети голосов наличных избирателей и провозглашается папой. В случае недостатка голосов до двух третей, производится дополнительная баллотировка. В истории были случаи открытого и единогласного указания избирателями кандидата; эта форма называется «per inspirationem». Главенство папы есть существенный пункт учения Римско-Католической церкви и догмат. Но главенство папы до новейших времен понималось канонистами и иерархами неодинаково. По этому вопросу существует две теории, которые допускаются не только в научных сочинениях, но и в законодательстве, и в канонических учреждениях этой церкви. Первая из этих теорий называется аристократическо-епископальной. По этой теории папа есть глава церкви в смысле первого иерарха (primatus) этой церкви; но в то же время и епископы призваны Богом к самостоятельному управлению диоцезами; высшая власть принадлежит не папе, а всему епископату, так что папа стоит ниже вселенских соборов. Епископы обладают определенными правами в церкви в силу степени священства и независимо от власти папы. Эта теория выражалась в особенности в течение XV века на соборах Констанцском, Базельском и в разных научных сочинениях. Но позже получила преобладание теория абсолютно-монархическая, понимающая главенство папы в смысле принадлежности ему всей полноты власти (principatus pienitudo potes tatis). Вся верховная власть церковная – принадлежит папе: он наместник Иисуса Христа. Все учреждения церковные не имеют самостоятельности, а суть лишь вспомогательные органы при папе; собор есть ничто иное, как совет при папе; постановления соборов имеют значение лишь в случае утверждения их папой.

Окончательно эта теория была проведена в определениях Ватиканского собора в 1869 году. Этот собор признал догмат непогрешимости папы. Члены церкви, не признавшие догмата непогрешимости папы, отделились от церкви и образовали старокатолическую церковь.

Права папы

разделяются на церковные и политические. а) Церковные права папы выражаются в его главенстве, в его primatus. По современному праву, папа имеет главенство двух родов: 1) primatus honoris и 2) primatus jurisdictionis. К высшим почетным правам папы (primatus honoris) принадлежат названия и титулы (Pontifex maximus, vicarious Christi, Santissimus Papa), – право носить pallium и особую святительскую одежду, иметь особые регалии (прямой жезл, корону, кольцо с печатью), право особого почтения, наконец, право принимать и отправлять посольство к коронованным особам, первенство перед всеми монархами.

Как глава церкви, папа имеет следующие виды primatus jurisdiction: 1) jus supremae legislationis – папе принадлежит верховная законодательная власть. По воззрению Римско-Католической церкви, он один имеет право издавать общие законы для всей церкви; папа утверждает постановления вселенских соборов, учреждает новые монашеские ордена, диоцезы, миссии, допускает диспенсации, т. е. исключения из общих постановлений для отдельных случаев, раздает привилегии, т. е. жалует в пользу определенных лиц и учреждений такие права, которые по общему устройству не должны принадлежать этим учреждениям. Папские привилегии даются или на определенные сроки, или на неопределенное время – donec revocavero. Законодательные постановления папы в России имеют значение лишь по утверждении их русской верховной властью. 2) Папа имеет высшую законоисполнительную власть – jus supremae inspectionis и jus supremae administrationis – право высшего надзора и управления. По праву высшего надзора в церкви папа может требовать для себя беспрепятственных сношений с епископами всех стран, отправлять во все государства особых уполномоченных от себя лиц, рассылать послания даже в страны не католические. Епископы обязаны по требованию папы представить отчет или явиться лично в Рим (visitatis liminium Urbis S. Petri). По праву высшего управления пап назначает епископов, кардиналов, митрополитов, Генералов орденов; в некоторых же странах папа лишь утверждает этих лиц; на этом же основании папа имеет право входить во все дела подведомственные епископам и своими распоряжениями отменять всякое постановление епископа или всякое дело взять в непосредственное свое управление. Папа созывает вселенские соборы, председательствует на них и обнародует их постановления. Римско-Католические епископы в России сносятся с папой в порядке, установленном законом, через митрополита всех Римско-Католических церквей в России. 3) Папа есть верховный судья в Римско-Католической церкви. Он единственный и непосредственный судья над кардиналами, митрополитами и епископами. К нему поступают апелляционные жалобы на решения епархиальных судов всех инстанций. Он имеет право привлечь к своему разбирательству все важнейшие дела (majores res). В источниках, впрочем, не определено в точности, что следует разуметь под majores res, которые папа может изъять из рассмотрения обыкновенных судебных инстанций и подчинить своему личному рассмотрению. 4) Затем, папа есть верховный учитель во всей Римско-Католической церкви и обладает с 1869 г. свойством непогрешимости в определении учений и истин веры и нравственности. Это свойство понимается не в том смысле, что папа безгрешен во всех своих действиях; это свойство такое, каким обладали вселенские соборы. Восточной церковью этот догмат не признается.

В политическом отношении папа, по воззрениям католиков, считается главой мира. В международном праве это положение не признается. Далее, по воззрениям Римско-Католической церкви, папа есть не только глава церкви, епископ города Рима, но он есть монарх Папской Области. Теперь власть папы над папской областью не признается, но члены Римско-Католической церкви полагают, что папа имеет и теперь права на область. Если же он в действительности не обладает этими правами, то это происходит вследствие насилий над ним итальянского правительства. Римско-Католическое духовенство основывает права папы на папскую область на праве давности. В 1870 г. Рим был объявлен столицей итальянского королевства. Папа протестовал против признания Рима столицей Италии; в своих буллах он называл это ограблением церкви, а участников этого признания он подверг отлучению от церкви; папа продолжает смотреть на Рим, как на папскую территорию. Итальянское правительство не признало протеста папы и издало в 1871 г. закон о гарантии независимости и самостоятельности папы, как главы церкви. В этом законе определяются государственные и церковные права в пределах итальянского королевства.

По закону 13 мая 1871 года положение папы представляется в следующем виде: личность папы признается священной и неприкосновенной, как личность каждого монарха; преступление против личности папы наказывается наравне с преступлениями против особы короля. Итальянское правительство обязано оказывать папе королевские почести; папа может иметь почетную стражу, телохранителей. В распоряжение папы предоставлены итальянским правительством Ватиканский и другие дворцы, музеи и библиотеки и т. п. Папа распоряжается этими дворцами и учреждениями, но без права отчуждать их. Равным образом, не могут быть отчуждаемы эти дворцы и учреждения и по распоряжению правительства. Доступ в папские здания и в учреждения церковные, имеющие общее значение, может быть открыт государственным чиновникам лишь с разрешения папы и его учреждений. Никакой агент правительства, при исполнении обязанностей по службе, не вправе перешагнуть через пороги папских дворцов и учреждений.

Действия итальянской государственной власти у ворот папских дворцов прекращаются. В пользу папского престола правительством назначено производство непрерывной и неотчуждаемой ренты в 3225000 ливров, но папы до сих пор не принимали этого содержания от государственного правительства, считая это для себя унижением. Все учреждения при папе, находящиеся и имеющие общее значение, пользуются правами экстерриториальности. Папа имеет право принимать посланников и послов от всех правительств, и эти послы пользуются всеми правами, присвоенными всем дипломатам; равно папа имеет право отправлять к иностранным дворам нунциев и посланников, – и эти лица пользуются правами экстерриториальности. Все действия папы, его распоряжения, акты, равно как и действия и распоряжения папских чиновников, относящиеся до церковных дел, не подлежат никакому стеснению со стороны итальянского правительства. Папа имеет право произносить свободно речи, не вызывая какого бы то ни было распоряжения со стороны государственного правительства. Папа пользуется полной свободой почтовых и телеграфных сношений без платежа пошлин в пользу государства.

Гарантируя эти права папы полной свободой относительно дел церкви, итальянское правительство, с другой стороны, старается устранить возможность оказывания со стороны папы действий, направленных к нарушению целости и единства итальянского Королевства.

Некоторые писатели находят, что закон 13 мая 1871 г. должен иметь характер международного закона и, действительно, некоторые правительства стремились к тому, чтобы положение папы определено было международным договором. Одни писатели и государственные деятели признают закон о гарантии вполне достаточным для того, чтобы папа мог пользоваться свободно своими правами независимо от итальянского правительства; другие же находят, что, в случае если действия папы окажутся вредными для некоторых государств. то закон о гарантии будет недостаточен, ибо государство, интересы которого нарушены действиями папы, не будет иметь возможности прекратить эти действия в пределах итальянского Королевства, а последнее снимает с себя всякую ответственность за действия папы, как главы церкви. С другой стороны, католические правоведы признают, что папа есть пленник, что он стеснен в своей свободе, что положение его невыносимо, что следует поэтому восстановить папу в качестве главы и монарха.

Русское правительство признает закон о гарантии и считает его достаточным, а для сношений с папской курией имеет в Риме своего уполномоченного.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]