Папа римский – глава католической церкви, который когда-то был сильнее европейских королей

Папа римский в настоящее время является весьма значимой фигурой на мировой арене. Конечно, до власти, какой обладала средневековая католическая церковь, современному главе католической церкви далеко, но по-прежнему статус папы очень велик. Он является главным католическим понтификом и главой Святого Престола, поэтому борьба за пост папы римского, которого избирают после смерти или ухода в отставку предыдущего папы, разгорается серьёзная.

Первые верховные римские понтифики появились ещё во времена Римской Империи, поэтому папу римского можно считать одной из самых древних политических фигур в мире.

Появление первых римских епископов

Первые христианские проповедники и епископы, которые появились на территории Римской Империи, постоянно подвергались гонениям. Несмотря на это, роль папы римского с каждым столетием становилась всё более значительной на политической карте Европы.

Поборов язычество и утвердив католическую веру на территории средневековой Европы, католическая церковь путём разнообразных реформ смогла стать настолько богатой, что европейские короли постоянно просили у неё денег в долг. За счёт этого католическая церковь постоянно «выбивала» себе различные льготы, чем заслужила немалую ненависть со стороны некоторых представителей знатных фамилий.

Что касается первых епископов, которые основывали христианские общины среди римских рабов, то о них достоверной информации ничтожно мало. В архивах католической церкви хранятся древние рукописи, которые свидетельствуют о первосвященниках у христиан. Данные бумаги датируются I-II веком.

Первым римским епископом был сам Святой Пётр, который разделил честь основания римской церкви с апостолом Павлом. Павел, скорее всего, был гражданином Римской Империи, в Вечный город он прибыл в 61 году. Пётр приехал в Рим из римской провинции Антиохии, где проповедовал своей пастве христианское учение. Точно известно, что Пётр появился в Риме после Павла, где они встретились и приняли мученическую смерть.

Именно с деяниями святого Петра связана легенда о том, как он, убегая из Рима, встретил Иисуса Христа, который шёл, чтобы повторно принять мученическую смерть за Петра. Скорее всего, что два апостола погибли от рук римского императора Нерона в 64 году, хотя точно об этом неизвестно.

Гонения первых римских епископов

Согласно указам и распоряжениям римских императоров, христиане долгое время подвергались гонениям. Первые три столетия от Рождества Христова практически не оставили никаких сведений о римских епископах, за исключением их имён. Первые епископы практически все приняли мученическую смерть, о чём в настоящее время известно по легендам, которые в более позднее время были отражены в «Книге первосвященников». Считается, что первые три века от Рождества Христова – это время первых апостолов, мучеников и гонений христианства.

Некоторые римские императоры относились к христианам достаточно лояльно, поэтому они просто отправляли епископов в ссылки или изолировали их от участия в общественной и публичной деятельности. Именно за счёт гонений и преследований первых христианских епископов данная религия так распространилась по Европе.

История появления первых пап

Институт папства появился в начале V века, хотя предпосылки к его появлению были еще в конце IV века. Сформировался институт папства в Риме, так как именно там христианская община имела земли, которые ей к тому времени принадлежали на законных основаниях. Был создан римский епископат, которому вскоре было суждено стать центром католической власти в Европе. Через некоторое время римские епископы стали официально носить титулы пап. В VI веке католическая церковь уже представляла собой достаточно влиятельную организацию.

Главную роль в завершении оформления папского престола сыграли франки. Именно их король Пипин Короткий даровал епископату всю римскую провинцию. Таким образом, город Рим стал Папской областью, а папа римский представлял собой не только высшую церковную знать, но и являлся суверенным правителем. Франки, которые массово приняли христианство ещё при короле Хлодвиге в 496 году, оказывали всяческую поддержку католической церкви, поэтому статус папы при короле Пипине Коротком был очень высок.

Официальный титул «папа» появился следующим образом:

  1. Ещё в древнем Риме, когда христианское учение только зарождалось, папами именовали всех священников, которые имели право благословлять своих прихожан;
  2. После того, как римский император Константин в 313 году издал закон о свободе вероисповеданий, и христианство стало постепенно получать статус официальной римской религии, титул «папа» стали носить только епископы;
  3. Когда христианская церковь раскололась на Римскую Католическую и Константинопольскую Православную, папский сан начали присваивать только римским или александрийским епископам.

До того, как в 1054 году произошёл Великий раскол христианской церкви, папу римского избирали в Риме. Собиралась вся светская и духовная власть, которая могла добраться в Рим в назначенное время, и выбирала нового папу. В 1059 году на Лютеранском соборе было решено положить конец подобной практике, и избрание папы теперь должно было проходить на конклаве кардиналов, которые являлись первыми епископами Католической церкви.

Выбранный папа римский должен был публично объявить, под каким именем он будет представлять интересы Католической церкви. Если за всю историю папства уже были папы с такими именами, то к имени прибавляется порядковый номер. После этого папа римский получает официально тронное имя, под которым его будут знать все годы правления.

Избрание папы римского очень редко проходило гладко. Начиная с эпохи раннего средневековья, папский престол постоянно становился заложником политическим амбиций европейских светских властителей. Католическая церковь постоянно использовалась в борьбе за общественно-политическое влияние в Европе, причём многие средневековые монархи действовали достаточно жёстко, особенно в период раннего средневековья.

Ближе к периоду высокого средневековья борьба между духовной и светской властью обострилась. Воспользовавшись тем, что христианская церковь пришла в упадок из-за постоянных набегов викингов, которые происходили в период с 793 по 1000 годы, германские короли Оттоны начали сажать на папский престол своих марионеток.

Пик противостояния духовной и светской власти пришёлся на время папства Григория VII. Григорий публично заявил, что власть папы римского сильнее, чем королевская и императорская. Это заявление не понравилось императору Священной Римской империи Генриху IV, который повелел сместить папу римского с поста. В свою очередь, папа Григорий VII отлучил императора и весь его народ от церкви, чем вызвал бурю негодования у императора.

Генрих IV, вопреки распоряжениям папы, пошёл на него войной, но проиграл. Оставленный своими соратниками и лишенный войска, император был вынужден пойти вымаливать прощение у папы. Григорий VII простил императора, однако уже в 1084 году Генриху удалось захватить Рим и заставить папу Григория бежать. Таким образом, крупнейшее в истории противостояние между церковью и светской властью закончилось победой последней. Несмотря на это, власть Католической церкви росла, и уже в XIII веке никто в Европе не сомневался, что папа могущественней любого европейского монарха.

Возникновение католической церкви и папской власти

И КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Римский император Константин Великий (306-337 г.) заключает с христианской церковью союз, издав зимой с 312 г. на 313 г. эдикт о веротерпимости (Миланский эдикт),

и новая вера после 325 г. становится государственной. Серией законов он освобождает священно-служителей от личных повинностей и податей, разрешает делать в церковь различные вклады, предоставляет клирикам право составлять завещания. Церковь стала пользоваться самостоятельностью, но под контролем императоров. Духовенство существовало за счет добровольных приношений прихожан.

Во главе христианской общины стоял епископ (бук. «надзиратель», «блюститель»), выбиравшийся духовенством и общиной верующих, и утверждавшийся другими епископами провинции. В свою очередь, епископ избирал священников и назначал церковнослужителей – низший церковный персонал.

Епископ, стоявший во главе главного города диоцеза и имевший власть над другими городами административного округа, стал именоваться архиепископом.

В гражданско-административном языке епископство еще получило название
митрополит
и, следовательно, епископ митрополии – главный город епархии (провинция по-гречески называлась епархией во главе с эпархом) или диоцеза.

Митрополит наделяется следующими правами: 1) наблюдение за церковными порядками провинции и за своевременным замещением в ней вакантных епископских кафедр и управление делами последних до их избрания; 2) созыв поместных соборов и председательствование на них; 3) принятие жалоб и доносов на епископов и установление порядков суда над ними; 4) без его согласия подчиненные епископы не могли предпринимать ничего важного; 5) обозрение провинции; 6) объявление в своей области монаршьих постановлений по церковным делам.

С упразднением власти светских правителей экзархов по делам церкви вселенские соборы утвердили за старейшими митрополитами диоцеза полную церковную власть над всеми епископами и создали новую высшую степень иерархии – патриаршество.

Вначале это был лишь почетный титул, а с третьего Халкидонского собора 451 г. этот титул получили пять иерархов церкви, совмещающих в себе права высшей церковно-правительственной юрисдикции.

Высшим церковным органом стали считаться соборы, которые устанавливали догматы церкви. В них первоначально участвовали только епископы, затем и настоятели монастырей.

В IV в. на Востоке возникает монашество (от греч. – «один», «одинокий», «жить уединенно»), которое постепенно выстраивает свою организацию и вырабатывает уставы: на Востоке – устав Василия Великого, на Западе – Бенедикта Нурсийского.

Первоначально все епископы назывались «папами», т. е. отцами, и до конца V в. это считалось лишь почетным наименованием епископа. Постепенно римские архиепископы присваивают этот титул себе, а с 1075 г. он стал относиться исключительно к ним. Это произошло потому, что по установившемуся преданию римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом; отсюда выводилось, что учение Христа сохранилось в полной чистоте лишь в Риме. Как апостол Петр – первый между апостолами, наместник Христа на земле, так и папа должен быть главою всех епископов. Основывая свои государственные права на преемстве власти от апостола Петра, папы и свои владения стали называть наследием Петра.

На поместном соборе 347 г. римскому папе были предоставлены значительные права: ему поступали жалобы от всех церквей, он получил право назначить новое следствие. Авторитет пап особенно увеличился в период возникновения ересей. Они становятся судьями догматических споров; к ним обращаются императоры и патриархи. Возвышению пап способствовало и географическое положение Рима, как центра между Востоком и Западом. В IV-VIII в. папство оказало много услуг Риму и Италии, поэтому оно приобретает политическое влияние. В начале V в. папа Иннокентий I (402-417 г.) впервые обосновал религиозный авторитет римской церкви, провозгласив, что источник власти папы – верховенство апостола Петра. Первым из знаменитых пап был Лев Великий (440-461 г.), ставший объединителем власти и нравственного влияния церкви. Его преемники развили учение о превосходстве духовной власти над светской. Папы стали именовать себя «наместниками Иисуса Христа» и поэтому присвоили себе право «вязать и решать» на земле, как бог на небе.

С V в. усиливаются столкновения римских пап с восточными епископами, отстаивая требования признания их верховенства в религиозных распрях.

Большую роль в укреплении папизма сыграл знаменитый Григорий I Великий, находившийся на папском престоле в 590-604 г., ставший выразителем всех стремлений папства того времени; его называли «раб рабов Божьих» и «консулом Бога». Он укрепил материальное положение и нравственный авторитет римского епископа, высоко подняв его власть, сделавшись защитником населения. Папа возвысил монашество и сделал его послушным орудием святого престола. В его руках, кроме Рима, сосредоточились громадные земли – в Галлии, Далмации, Африке и Азии.

Однако и в VII в. папы продолжали находиться в сильной зависимости от византийских императоров: до 685 г. вновь избранного папу утверждали они, а с 685 г. император передал это право экзарху. В борьбе с лангобардами папы вынуждены были в 741 г. обратиться за помощью к майордому салических королей Карлу Мартеллу. В этих видах папа Захарий I в 750 г. одобряет намерение сына Карла Мартелла – Пипина Короткого – стать королем салических франков, а преемник папы Стефан II заключает с ним союзный договор, имевший громадное значение для судьбы папства. Пипин Короткий вместе сыновьями в 754 г. даровал папе грамоту, утверждавшую за римской церковью светскую власть над Италией и островами, за что был помазан папой и коронован вместе с сыновьями. В 756 г. король передает папе ключи от 22 городов Италии, а также равенский экзархат, римский дукат и Пентаполь. Появляется «Папская область». С целью обосновать свое правление над нею, в то же время появляется грамота о «даре» Константина Великого, который, якобы, пожаловал при своем крещении римскому папе город Рим и все италийские области и стран Запада.

Папа сделался светским государем, что вызвало крайнее неудовольствие герцогов и баронов. На помощь пришел сын Пипина Короткого – Карл Великий, который за оказанную папе услугу в 800 г. был коронован им императорской короной. Следствием этого стал разрыв между востоком и западом. Как «светский глава католического мира» Карл Великий возвышает духовную власть папы. Возникает теория о «двух мечах», которые «Бог спослал на землю для защиты христианства: духовный меч – папе, светский – императору». Они должны совместно водворять на земле царство Божье.

Однако, не довольствуясь духовным владычеством, папы начинают стремиться захватить и светскую власть, вступая в борьбу с германскими императорами, западноевропейскими королями и епископами. С этой целью они ловко пользовались обрядом коронования, стремясь провести то убеждение, что коронование императорской короной – привилегия именно пап.

Идея о превосходстве духовной власти над светской постепенно становится господствующей. Подложный документ, так называемая Лжеисидоровая декреталия

(составлена в Испании в VII в. и бездоказательно приписывается Исидору Севильскому) окончательно подорвала самостоятельность национальных церквей. Цель подложного декреталия – доказать, что уже в I в. власть римских пап стояла выше всего на свете, и, что ей должны подчиняться не только митрополиты и епископы, но даже соборы и императоры. Посредством Лжеисидоровых декреталий этому папе удалось утвердить свою верховную власть над всеми странами Западной Европы. Папа стал рассылать во все государства своих легатов учреждать духовенство.

Однако власть пап над королями не всегда была удачной; светские властители сопротивлялись, и им даже удавалось иногда взять верх над папами. Например, в начале Х в. за восемь лет ими было возведено и низвергнуто восемь пап. Падению влияния пап способствовало и их безнравственное поведение. Так, Иоанн ХII имел открытый гарем, пил за здоровье дьявола, играл в кости, совершал в конюшне церковные обряды рукоположения.

Папский престол становится игрушкой в руках светских феодалов, возводивших на него своих детей и родственников, как это произошло с Бенедиктом IХ, ставшим папой в 12 лет, а затем выгодно продавшим свой пост. Даже существует легенда, что папский престол занимала женщина, под именем Иоанна VIII.

Из своего униженного положения папам удалось на время подняться благодаря союзу с германскими императорами Оттонами I, II и III (962-1002 г.).

Достигнув большой силы на западе, папы заявляют свои претензии и на восточную церковь. Однако этого сделать не удалось, и в 1054 г. восточная и западная церкви разделяются (окончательно в ХIII в.) на восточную – православную и западную – католическую. Причем каждая из них оставила за собой название кафолической

(всемирной) или в латино-романском произношении, католической.

Отличие католицизма от православия заключается во введении в церковную организацию, догматику и культуру новшеств, не прини-маемых православной церковью (добавление к «символу веры» об исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от его сына), а также идеи чистилища, учение о «сокровищнице преизбыточествующей благодати», следствием чего стало признание индульгенции

(«милости»), т. е. прощение грехов. Для католических священников с середины ХIII в. устанавливается
целибат
(лат. «неженатый») – обязательное безбрачие духовенства. Причащение вином и хлебом только для духовных лиц, а прихожане причащаются лишь хлебом.

Возвышению папской власти значительно способствовало и сильное развитие монашества. Большого триумфа папство достигло при Иннокентии III (1198-1216 г.), при котором оно осуществило свои мечты о всемирной монархии: все европейские государи склонились перед папским престолом. По словам Иннокентия III, «папа занимает средину между Богом и человеком» и, что как луна получает свой блеск от солнца, так и королевская власть заимствует свой блеск от папской власти. С ХIII в. папы сделались совершенно самостоятельными владыками Рима.

Надо сказать, что культурное значение папства в средние века было довольно велико. Папство сблизило народы Западной Европы в одно громадное целое, дало Европе определенное миросозерцание, явившееся большой объединяющей силой; оно умственно и нравственно воспитывало средневековое общество.

Однако по мере возрастания папского самовластия западная церковь утрачивала и здоровые элементы. Могущество иерархии портило нравы духовенства. Народы Западной Европы требуют коренной церковной реформы. Религиозная реформация стала протестом против «порчи церкви» в «главе и членах».

Термин «реформация» происходит от латинского слова reformatio

и переводится как «преобразование», «исправление». Реформация – это форма борьбы против католической религии, охватившая в ХVI в. большинство стран Западной Европы. Ее идеологи утверждали, что для спасения своей души человек не нуждается в посредничестве церкви, потому что это достигается не внешним обрядовым проявлением религиозности, а внутренней верой каждого индивида. В реформа-ционном движении приняли участие различные слои населения и классы, которые преследовали разные цели, в том числе и политические. В результате реформации и религиозных войн католическая церковь утратила свое монопольное положение в Западной Европе. На части территории Германии, Швейцарии, Англии и др. возникли новые протестантские церкви.

Права и обязанности папы римского

Папа римский считается монархом и сувереном Святого Престола. По своей сути папа римский является прямым преемником апостола Петра. Власть папы распространяется на всех католиков мира и не имеет территориального значения. Кроме того, глава Святого престола одновременно является единственным главой города-государства Ватикана, где находится резиденция и приёмная папы. Глава католической церкви носит следующие титулы:

  • Епископ Рима;
  • Преемник Святого Петра;
  • Викарий Христа;
  • Великий понтифик;
  • Раб рабов божьих;
  • Примас Италии;
  • Архиепископ и митрополит Римской провинции;
  • Верховный первосвященник Вселенской Церкви.

Большинство из вышеперечисленных титулов имеют духовный смысл, чётко обозначающий роль папы в католической церкви и христианском мире.

Если брать роль главы католической церкви в международном праве, то папа является самостоятельным субъектом, наделённым духовной и юридической властью. Основные обязанности главы католической церкви заключаются в следующем:

  • Блюсти христианскую веру на личном примере;
  • Способствовать её распространению и утверждению;
  • Административное управление католической церковью;
  • Издавать каноны;
  • Назначать священников на должности;
  • Присваивать церковные саны;
  • Распоряжаться в рамках системы церковного управления католической церкви.

Католики считают, что любой папа римский является прямым духовным потомком апостола Святого Петра, которому сам Иисус Христос вверил бразды правления и служения Господу. Право на должность первосвященника есть у каждого католика, так как теоретически данный сан может быть передан любому лицу из числа католиков, которое достойно его. На практике, папой может стать только один из епископов.

Франциск (Папа Римский)

Происхождение и образование Франциск, в миру Хорхе Марио Бергольо (исп. Jorge Mario Bergoglio), родился 17 декабря 1936 г. в Буэнос-Айресе (Аргентина) в семье железнодорожного рабочего, выходца из Италии. Получил диплом техника-химика, затем поступил в семинарию Вилья-Девото в Буэнос-Айресе. В 1958 г. вступил в иезуитский монашеский орден. Новициат (послушание) проходил в Чили, где изучал гуманитарные науки. Продолжил образование в Аргентине — в Колледже Святого Иосифа в Сан-Мигеле (пригород Буэнос-Айреса), где в 1963 г. получил степень лиценциата философии, а в 1970 г. — лицентиата богословия. От священника до кардинала В 1960-1970 гг. преподавал литературу, философию и теологию в католических колледжах Буэнос-Айреса. 13 декабря 1969 г. рукоположен в сан священника. В 1970-1980 гг. занимал различные посты в иезуитском ордене Аргентины, некоторое время жил в Испании, Великобритании и Германии. Вернувшись в Аргентину, служил в Кордовской архиепископии. В 1980-1986 гг. был ректором теологического факультета в Колледже святого Иосифа в Сан-Мигеле и настоятелем прихода Патриарха св. Иосифа в епархии Сан-Мигель. В 1992-1997 гг. был вспомогательным епископом Буэнос-Айреса. В 1997-1998 гг. — коадъютор (епископ с правом наследования епархии) архиепископа Буэнос-Айреса. С февраля 1998 по 13 марта 2013 г. — архиепископ Буэнос-Айреса и ординарий католиков восточного обряда в Аргентине. 21 февраля 2001 г. папа Иоанн Павел II возвел его в кардиналы-священники с титулом Церкви святого Роберта Беллармино. Как кардинал он был назначен на несколько административных постов в Римской курии: являлся членом Конгрегации по делам духовенства, Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, Конгрегации институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, а также был членом Комиссии по Латинской Америке и Совета по делам семьи. В 2005-2008 гг. возглавлял Епископскую конференцию Аргентины. Папа Римский 13 марта 2013 г. был избран 266-м главой Римско-католической церкви (избран на второй день заседания конклава во время пятого голосования). Первое, что сказал Франциск избравшим его кардиналам, было: «Надеюсь, Бог простит вас за то, что вы сейчас натворили». Он стал первым в истории папой из Латинской Америки, первым иезуитом на этом посту и первым понтификом, который взял имя в честь Святого Франциска Ассизского, основателя нищенствующего ордена францисканцев, известного своим аскетизмом и стремлением общаться с паствой. Став главой Римско-католической церкви и государства Ватикан, он утвердил поправки к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам и Общим нормам по административным санкциям папского государства, кардинально преобразовавшие основы законодательства Святого Престола (впервые с 1929 г.); принял решение упростить процедуру церковного развода; заявил о возможности пересмотра метода расчета даты празднования Пасхи, чтобы все христиане отмечали праздник Воскресения Христова в один день. 12 февраля 2021 г. он встретился (на Кубе) с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Это была первая встреча высших иерархов Русской православной и Католической церквей почти за тысячу лет после церковного раскола (1054 г.). Папа готов проявить милосердие к «потерянным» для церкви людям — сторонникам однополых браков, абортов и разводов. Однако во внутренних делах Святого Престола он проявил себя как жесткий руководитель. С самого начала понтификата он начал работу по достижению максимальной транспарентности ватиканских ведомств, занимающихся недвижимостью и финансами — для этого проводятся проверки и консультации с привлечением международных компаний KPMG, Ernst & Young, McKinsey & Company. Девизом его понтификата стала фраза «бедная церковь для бедных людей». Обездоленные, несчастные, больные, страдающие стали главными героями его молитв и проповедей. Он призывает богатых больше жертвовать бедным, а мировых лидеров — активнее бороться с нищетой и неравенством в своих странах, обеспечить граждан работой, образованием и медицинской помощью, высказывается против «дикого капитализма», называя его «новой тиранией». Его отличает личная скромность и простота. В бытность кардиналом он жил в маленькой квартире, ездил на общественном транспорте и сам готовил себе пищу. Став папой, он отказался от апартаментов, предпочитая жить в Доме св. Марты – гостинице для епископов, приезжающих в Ватикан. Не пользуется предметами роскоши — вместо золотых креста и кольца рыбака (символа папской власти) он оставил свой старый монашеский крест и заказал кольцо из серебра. Все мировые СМИ облетела фотография папских стоптанных ботинок вместо символичных красных туфель. В декабре 2013 г. американский журнал Time назвал Франциска «человеком года», отметив, что этот титул присуждается ему «за скромность и вовлеченность во все важные общемировые проблемы и дискуссии». Лауреат Международной премии имени Карла Великого (2016 г.). Владеет несколькими языками. Кроме родного испанского, знает итальянский, немецкий, французский, английский, португальский, латынь и древнегреческий. Однако из-за отсутствия практики в последнее время говорит практически только на итальянском. Любимыми книгами называет «Обрученные» Алессандро Мандзони и «Божественную комедию» Данте Алигьери. Болеет за аргентинский клуб «Сан-Лоренсо». Еще в 2013 г. Франциск объяснил журналистам папского пресс-пула, что его предшественник Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер, папа в 2005-2013 гг., отрекшийся от понтификата) своим отречением «открыл дверь» новому современному подходу к престолонаследию. Сам Франциск не скрывает готовности повторить этот жест. Тому есть объективные предпосылки: нынешний глава Римско-католической церкви много лет живет с одним легким. Начав долгосрочные реформы в церкви, он не может не думать о преемнике и стремится увеличить число своих ставленников на потенциальном конклаве. В противном случае, как прогнозируют обозреватели, «революция Франциска» может остаться в истории церкви лишь как яркий эпизод.

Самые известные личности за всю историю папства

История развития католической церкви связана не только с христианской духовной жизнью, но и с рядом политических событий, которые происходили в Европе после падения владычества Рима. На протяжении веков католическая церковь укреплялась в своём могуществе, а некоторые богатые монастыри зачастую становились для простого народа настоящими угнетателями.

Весь период становления папства можно разделить на следующие отрезки:

  1. Доникейский период I-III века. Самое сложное время для первых христианских общин. В те годы христианская религия считалась незаконной, а все её последователи преследовались как властями, так и простым народом. Несмотря на это, именно первые христиане своими подвигами доказали всей Европе, что готовы скорее принять мученическую смерть, чем отречься от своей религии. Свидетели мук и душевной крепости первых христиан зачастую тоже крестились и становились такими же мучениками;
  2. С 313 по 493 годы христианство смогло утвердиться в качестве государственной религии Римской Империи. В 313 году был издан закон о свободе вероисповеданий. В 380 году император Феодосий Великий сделал христианство государственной религией, запретив жертвоприношения;
  3. Остготский период, который продлился по 537 год. В это время христианство пережило не лучшие времена. Варвары, разрушившие Римскую Империю, подвергали христиан гонениям;
  4. Византийский период папства был достаточно спокойным. Он продлился до 752 года;
  5. Франкский период, который продлился до 857 года. Так как франки были крещены ещё в 496 году (возможно, в 498 или 503 годах), христианам в этот период жилось достаточно хорошо, хотя ближе к началу IX века монастыри начали грабить викинги-язычники;
  6. Эпоха папского уничижения со стороны европейских монархов продлилась до 1048 года. Викинги, захватившие и разграбившие многие европейские земли, долгие годы презирали христианскую религию;
  7. С 1048 по 1257 годы католическая церковь достигла пика своего могущества. Папа римский мог диктовать свои условия даже европейским монархам;
  8. Переходный период нестабильности, реформаций и контрреформаций продлился с 1257 по 1585 годы;
  9. Эпоха просвещения (с 1585 по 1689 годы);
  10. Эпоха постепенного ослабления власти католической церкви;
  11. Эпоха нового времени, которая ознаменовалась возвращением папе римскому статуса суверена.

По мнению историков, самым монументальным папой римским был Урбан II, который открыл эпоху крестовых походов. Именно он способствовал созданию монашеских рыцарских орденов, которые впоследствии перекроили политическую карту Европы в соответствие со своими интересами.

Ещё одной значимой фигурой в истории католической церкви был Григорий IX, который доверил проводить инквизицию доминиканскому ордену.

Особенности папства в период нестабильности

Период с 1309 по 1377 считается одним из самых проблемных в истории католической церкви. В те годы Франция усилила свое влияние на мировой политической арене. Французский король Филипп Красивый был сильно озабочен огромным влиянием католического духовенства и потребовал у папы Бенедикта XI беспрекословного подчинения.

В результате конфликта, французский монарх снял с должности папу римского, назначив вместо него своего соотечественника епископа Бертрана, который стал именоваться Клементом V. Чтобы показать своё могущество, Филлипп Красивый распорядился перенести папскую резиденцию в город Авиньон. Сам Клемент V был человеком честолюбивым. Именно он начал гонения на орден тамплиеров, которые закончились его полным разгромом и уничтожением. В 1312 году орден тамплиеров был запрещён.

В 1377 году, благодаря стараниям папы Григория XI, папский престол вернулся в Рим. Несмотря на это, католическая церковь была уже сильно ослаблена и лишилась единства. Наступил период двоевластия, когда на папский трон претендовало сразу несколько персон. Заседания происходили то в Ватикане, то в Авиньоне. Только в 1417 году с приходом на Святой Престол Мартина V удалось решить эту проблему.

Через сто лет, в 1517 году, в Европе начался период реформации. Она связана с религиозным учением Мартина Лютера, который боролся с латинизацией церкви. Данное учение, получившее название лютеранство, быстро стало популярным среди крестьянских масс, так как Лютер сделал религию более простой в понимании простого человека. Некоторые из пап шли на уступки реформаторам, внося изменения в обряды. Из-за этого роль католической церкви стала медленно, но неуклонно снижаться.

Вскоре период реформации был закончен, и наступил период контрреформации. Все еретики были объявлены вне закона. Их тысячами сжигали на кострах, а имущество шло в казну императора. Благодаря этому, вся Европа вскоре погрузилась в хаос религиозных гражданских войн. Католики и протестанты яростно уничтожали друг друга, оставляя в руинах города и посёлки. Смута закончилась только в 1585 году, когда начался период просвещения.

Католическая церковь празднует выборы нового главы Святого престола

Католическая церковь празднует назначение нового понтифика. Франциск, занявший престол Святого Петра, для многих уже стал символом того, что церковь не стоит на месте и активно расширяет границы и сферу влияния. Представитель ордена иезуитов, выходец из Латинской Америки — экстраординарный случай в относительно устоявшейся традиции Ватикана.

Многие характеризуют нового папу римского, как человека исключительной скромности, а эксперты отмечают, что эти качества проявились с первых минут папства.

Когда новопровозглашенный папа римский вышел на балкон Сикстинской капеллы, он попросил собравшихся помолиться за него. По словам экспертов, до сих пор обычно новые понтифики сами благословляли толпу и крайне редко «снисходили» до подобной просьбы.

Потом Франциск I призвал собравшихся на площади помолиться за почетного, теперь уже бывшего понтифика Бенедикта XVI. Позже Хорхе Бергольо позвонил ему по телефону в резиденцию Кастель-Гандольфо. О чем они говорили — пока неизвестно, но, предположительно, Бенедикт XVI пожелал удачи своему преемнику. После небольшой речи Хорхе Бергольо пожелал всем спокойной ночи и ушел обратно, а толпа взорвалась криками «Да здравствует папа!» и «Аргентина! Аргентина!».

Выбор понтифика из Латинской Америки стал неожиданным, но при этом весьма логичным в свете развития католической церкви в последние годы.

Почти тысячелетие папский престол занимали европейцы, хотя эксперты не раз отмечали, что в Южной Америке проживают 42% всех католиков. На этот раз кардиналы предпочли большой опыт пасторского служения академическому образованию и близости к Ватикану.

«Похоже, что этот папа римский будет получше разбираться в жизни», — передает Reuters слова итальянского теолога Массимо Фаджоли. «Я не жду, что он изменит доктрину церкви, но он явно обладает большими задатками пастыря», — заявил Фаджоли.

«Я и не ожидал, что именно он (Хорхе Бергольо. — «Газета.Ru») появится на балконе в белой сутане, — недоумевает пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди. — Это было неожиданно, но это показывает, что кардиналы осмелились пересечь океан и расширить границы».

Кардинал Нью-Йорка Тимоти Долан рассказал The New York Times, что во время ужина после финального голосования новый понтифик всех ужасно насмешил, сказав кардиналам «Бог вас простит», намекая на их выбор.

«Мы счастливы, что у нас есть новый папа, а уж то, что он из Латинской Америки, показывает, что церковь становится более открытой, и обращает внимание на католиков по всему миру», — считает генеральный секретарь конференции бразильских епископов Леонардо Стайнер.

Монахи в монастыре Святого Франциска Ассизского с радостью отметили, что понтифик взял себе имя Франциска. «Это значит, что он пойдет дорогой скромности и обратится к евангелической простоте», — считает аббат Мауро Гамбетти.

Аналитик Ватикана Джон Аллен в газете National Catholic Reporter напомнил, что карьера папы римского совпала с временами хунты в Аргентине. Церковь тогда, по мнению экспертов, приложила не все возможные силы, чтобы остановить бесчинства военной диктатуры. А в конце 70-х кардинала Хорхе Бергольо обвиняли в похищении двух либеральных священников-иезуитов. Тогда он отверг обвинения, и дополнительных доказательств не нашли. «Мы живем в самой несправедливой части мира, — процитировал Джон Аллен обращение кардинала в 2007 году. — Несправедливое распределение главенствует в мире и создает ситуацию социального греха, который ограничивает возможности жить полной жизнью для многих наших братьев».

Отдохнуть после недели тайных совещаний и голосования понтифику пока что не удастся: его ближайшие дни расписаны по часам.

В четверг в 17.00 по местному времени (20.00 мск) Франциск примет в Сикстинской капелле всех кардиналов — и тех, кто имел право голоса, и тех, кто не голосовал. А в воскресенье папе римскому предстоит впервые в новом статусе прочитать молитву «Ангел Господень», или «Ангелус». По традиции, понтифик читает молитву вместе с молящимися на площади Святого Петра в Ватикане каждое воскресенье в полдень, предваряя молитву проповедью.

В ближайший вторник состоится инаугурационная месса понтифика и интронизация Франциска I.

Кардинал Хорхе Бергольо не значился в списке фаворитов, хоть, как пишет Reuters, и был вторым в гонке за местом во главе Римско-католической церкви в 2005 году. Тогда его обошел Бенедикт XVI. Впервые престол Святого Петра занял иезуит из Латинской Америки. Нового папу римского поздравила президент страны Кристина Киршнер. «Сегодня исторический день. Впервые за 2000 лет истории церкви у нас будет папа римский из Латинской Америки, — сказала Киршнер. — От всего сердца желаем Франциску, чтобы он смог добиться братских отношений между разными народами и представителями разных религий».

Несмотря на то что новый папа римский принадлежит к ордену иезуитов, к которому у многих католиков отношение неоднозначное, большинство пока что дают понтифику положительные оценки. «Он всегда был очень искренним, спокойным человеком. Он никогда не кривил душой, и он выдающийся интеллектуал», — рассказал про Франциска настоятель церкви Сан-Хосе де Флорес в Буэнос-Айресе святой отец Габриэль. Рядом с этой церковью прошло детство и юность понтифика, позже он нередко проводил здесь богослужения. «Правда, пока учился в семинарии, дымил как паровоз», — добавил отец Габриэль.

«Когда Хорхе был подростком, он с нами частенько гонял мяч на площади Эрминия Брумана, — вспоминает 68-летний Освальдо Дапуэто. — Правда, как только поступил в семинарию, погрузился в учебу. Бывало, проходит в субботу, а мы в футбол играем. Он нам рукой помашет и идет дальше – учиться».

В столичном районе Флорес, где прошло детство и юность Хорхе Бергольо, его уже называют «папа с района», и соседи с удовольствием рассказывают, какую скромную жизнь вел будущий понтифик. «Он очень много учился, совсем на улице не играл», — вспоминает Марта, всю жизнь прожившая на соседней улице. «Хороший он человек», — лаконично характеризует папу римского ее муж Рафаэль.

Пока Хорхе Бергольо был аргентинским кардиналом, он жил в маленькой квартирке при церкви, сам вел свои дела, отказавшись от секретаря, часто ездил по маленьким деревням, заезжал в тюрьмы и больницы. Его бывший пресс-секретарь Гильермо Марко рассказал аргентинской газете Clarin, что в Великий четверг кардинал омывал ноги нищим, посещал больных СПИДом. «Каждый день он встает в 05.30, чтобы помолиться. Даже будучи кардиналом, он вел обычную жизнь», — признался Марко.

Самостоятельный кардинал и в Рим поехал один с небольшим чемоданом, а после представления публике отказался от папского лимузина и отправился в гостиницу с другими кардиналами на автобусе.

Впрочем, не все рады новому папе римскому. Аргентинская гей-коммьюнити была ошарашена тем, что престол Святого Петра занял церковник, возглавивший «крестовый поход» против однополых браков. «Когда обсуждался законопроект об однополых браках в 2010 году, Бергольо был в жесткой оппозиции. Тогда он разослал письмо с обращением во все церкви страны и сказал, что однополый брак — это дьявольские происки с целью разрушить семью и аргентинское общество», — заявил президент Федерации ЛГБТ в Аргентине Эстебан Паулон. Активист гей-комьюнити Диего Треротола считает, что новый понтифик — «позор» для всей церкви.

Бергольо родился в Буэнос-Айресе в семье выходца из Италии. В возрасте 22 лет он вступил в орден иезуитов. Спустя десять лет Хорхе Марио Бергольо стал священником, а затем профессором теологического факультета в колледже Сан-Мигель в столице Аргентины. Новый понтифик сделал впечатляющую карьеру в лоне католической церкви. Уже в 34 года он был ректором своей альма-матер — семинарии Святого Иосифа. Спустя два года его назначили вспомогательным епископом Буэнос-Айреса, что большая редкость для иезуита в немиссионерских странах. В 1998 году, после смерти кардинала Кваррасино, Бергольо стал архиепископом Буэнос-Айреса. В Римской курии понтифик был членом конгрегации по делам духовенства, конгрегации богослужения и дисциплины таинств, Конгрегации институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, а также членом комиссии по Латинской Америке и папского совета по делам семьи.

История папства в новое время

В 1929 году папа римский смог вернуть себе статус главы города-государства Ватикан. Это стало началом новой эпохи возрождения католической церкви. За всю новую историю папства, было избрано восемь Верховных понтификов, каждый из которых смог внести свой вклад в историю католической церкви. Новый период характеризуется рядом реформ, на которые пошла католическая церковь, чтобы не отставать от веяний нового времени.

В 1962 году был собран II Ватиканский собор, на котором папа Павел VI посчитал необходимым провести ряд реформ, чтобы обновить католическую церковь в связи с реалиями современности. Данная мера была вынужденной, так как после Второй мировой войны католическая церковь потеряла огромное количество прихожан, перешедших в другие религиозные конфессии. Это случилось из-за того, что католическая церковь всячески поддерживала и сотрудничала с гитлеровской Германией. В результате собора, который заседал на протяжении трёх лет, кодекс канонического права был пересмотрен.

Папа Иоанн Павел II утвердил и подписал новый кодекс в 1983 году. Благодаря деяниям данного Верховного понтифика, который оставался на этой должности в течение 27 лет, католическая церковь вновь приобрела огромный авторитет и влияние в современном обществе.

В настоящее время первосвященником является Франциск, который не является европейцем. Это аргентинец, который стал первым человеком неевропейского происхождения, утверждённым в должности главы католической церкви.

Резиденция папы римского находится в Ватикане. Это Апостольский дворец, который представляет собой произведение архитектурного искусства. Там находится архив, Сикстинская капелла, собор и библиотека Святого Петра и множество других культовых сооружений.

История католической церкви

Как апостольская церковь стала католической

Все началось с того, что по Палестине ходили 12

человек во главе со Христом и проповедовали новое учение, которое получило свое название по имени Христа – христианство. С
12-
ти учеников Христа и началась христианская церковь – никакой другой просто не было.

Петр — Первый Папа Римский

Самым активным среди учеников Иисуса был будущий апостол Петр, поэтому он с самого начала являлся бесспорным лидером среди последователей Христа. Знаменитые слова Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам церковь, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи от Царства Небесного, и что будет связано тобою на земле, то будет связано и на небесах», — дают основание католикам считать апостола Петра первым Папой Римским. Поэтому, начиная с XIII

века, непременным атрибутом всех Римских Пап является так называемый «перстень рыбака», названный так в честь апостола Петра, который, как известно, до своего призвания в ученики Христа, был простым рыбаком. Каждый новый Папа получает этот перстень во время своей коронации или инаугурации. Изначально «перстень рыбака» служил печатью, а сейчас это просто епископский перстень, который символизирует обручение с епархией, то есть, со всей Католической церковью. Приветствуя Папу, католики преклоняют колени и целуют перстень рыбака. После смерти Папы кардинал-камерленго (то есть, главный администратор папского двора) в присутствии своих помощников торжественно разбивает этот перстень, чтобы никто не смог воспользоваться его властью, пока не будет избран новый Папа. Однако, эта красивая традиция, скорее, является желанием католиков считать апостола Петра первым Папой, чем на самом деле имеет под собой реальные события, поскольку во времена Петра институт папства еще не был создан.

Избрание епископов

Изначально небольшой группой христиан руководили сами ученики Христа, возведенные Им в звание апостолов (греч. «посланник, выполняющий особую миссию»), особой миссией которых была проповедь Евангелия. Сначала апостолы все делали сами: проповедовали, крестили, следили за сбором и распределением пожертвований, занимались другими хозяйственными делами. Но число верующих росло, и стало ясно, что апостолам нужны помощники, которые бы взяли на себя решение хозяйственных вопросов, а апостолы бы занялись своим прямым делом – нести людям Слово Божье. Для этой цели из числа верующих были выбраны семь человек, которые стали первыми дьяконами (греч.«диаконос» — «служитель»). Когда счёт верующих пошел уже на тысячи, стало ясно, что двенадцать апостолов уже физически не в состоянии справиться с проповедью Слова Божьего и охватить всех жаждущих услышать слова истины. Решено было избрать на местах людей, которые бы являлись представителями апостолов и от их имени руководили общинами. Так в христианских общинах появляется должность епископа (др.греч. «надзирающий», «надсматривающий»), то есть, «блюстителя», «попечителя» или «старшего наставника», в обязанности которого входило смотреть за порядком, вести переписку, контролировать вопросы питания, то есть выполнять чисто административные обязанности, а также обязанности руководителя общины. От апостолов епископы отличались тем, что могли руководить только своей конкретной общиной или епархией (греч. «область», «владение»). Одновременно с этим, ко всем епископам было принято обращаться «папа» (др.греч.«pappas» — «отец»), подчеркивая свое уважение и почтение к этому человеку, а также их полномочия благословлять своих прихожан.

Первые папы

Рим был общепризнанной столицей мира, возвышаясь над всеми остальными странами, которые, практически, являлись римскими провинциям. По аналогии с этим положением мировой столицы, христиане Рима старались придать и своей общине такое же привилегированное положение среди других общин, какое и сам вечный город занимал среди всех остальных городов. Уже в 4

веке стали раздаваться мнения, что римской церкви следует считаться главной в христианском мире, а её епископу следует занимать главное положение среди всех остальных епископов на том основании что в Риме погибло больше всех мучеников, в числе которых были и сами великие апостолы Петр и Павел, и что их смерть сделала Рим самым святым городом на земле. Тщеславие римских императоров заразило и римских епископов, и постепенно они стали претендовать на особый титул «епископов всех епископов», чтобы он выделял их из всех остальных епископов. Так, римский епископ Марцеллин (296-304г.) взял с Востока их обычное обращение к епископу: «папа» (греч. «pappas» — «отец, батюшка») и первым стал именовать себя этим титулом. Самое раннее упоминание титула «папа» известно в конце
3
века, которое было найдено в Римских катакомбах Святого Каликста. Между
2
и
3
веком статус «папы» имел патриарх александрийской церкви, а также епископ Карфагена. Однако, начиная с
7
века н.э. титул «папа» стал даваться только римскому и александрийскому епископам. Начиная с раннего средневековья, титул «папа» уже становится общепринятым статусом епископа Рима. В
1073
году папа Григорий
VII
заявил, что право носить этот титул принадлежит только Римскому епископу. Так римский епископ превратился в Папу Римского.

Император-христианин

В IV

веке на политической сцене появляется император Константин, благодаря которому христианство делает крутой поворот от гонений за веру к государственной религии. До него все императоры считали своим долгом преследовать христиан, принуждая их отречься от Христа и принять религию Рима. Христиане стояли насмерть, но изменять Христу категорически отказывались. Императоры включали санкции, и в результате получались массовые гонения государственного масштаба. Константин первый из императоров понял, что с христианами нужно не воевать, а дружить. Потому что христиане – это тот самый народ, который обеспечит ему славу и власть. Путь Константина к трону был извилист и тернист. Начался он с того, что действующий император Диоклетиан решил ввести в управление страной новшество, которое заключалось в том, что он разделил свою власть между четырьмя императорами: двумя правящими императорами, которые именовались «августы», и двумя их заместителями, которые носили титул «кесаря». С помощью этой реформы Диоклетиан надеялся решить проблему преемственности власти: на смену «августу» приходил бы его «кесарь», который, в свою очередь, так же подбирал бы себе своего «кесаря», и так дальше. Эта система должна была избавить страну от борьбы за власть и лишнего кровопролития. Двумя «августами» были сам Диоклетиан, который правил на Востоке, и Максимиан, правящий на Западе. Как покажет будущее, это оказалось плохой идеей, которая в результате, и приведёт к разделению Римской империи на Восточную и Западную. Заместителем самого Диоклетиана стал Галерий, а заместителем Максимиана – Констанций Хлор. В
304
г. Диоклетиан заболел, и Галерий заставил его отречься от престола, а затем заставил отречься и Максимиана, угрожая захватить его территорию. Таким образом, в
305
году власть перешла к Галерию и Констанцию Хлора, которые сами стали « августами». Они, в свою очередь, обзавелись своими «кесарями» — ими стали Север и Максимин Дайя, оба ставленники Галерия. Однако, эти новые назначения вызвали недовольство в легионах, так как у них были свои кандидаты в следующие «кесари»: сын Констанция – Константин, и сын Максимиана – Максенций. Причём, Константина держали в качестве заложника при дворе Галерия, чтобы нейтрализовать его отца, Констанция Хлора. Однако, Константину удалось сбежать и он скоро присоединился к своему отцу. А когда Констанций умер, войска провозгласили Константина своим «августом». Тем временем, Максенций – второй кандидат от легионов, вторгся в Рим, в результате чего Север, правящий вечной столицей, покончил с собой. Галерий сунулся было на территорию, которую захватил Максенций, но войска Галерия начали массово переходить на сторону Максенция, и ему пришлось вернуться к себе на восток. В результате, видя, какая заварилась каша, и управлять империей ни у кого не получается, Галерий был вынужден просить Диоклетиана вернуться обратно к власти и привести все в порядок. Но Диоклетиан заявил, что ему больше нравится выращивать у себя в деревне капусту, и отказался возвращаться к власти В результате, был найден компромисс в виде еще одного
августа
– Лициния. Все это время Константин сидел у себя в Галлии и Британии, и ждал своего звездного часа. В
311
году Галерий неожиданно умирает, и империю поделили между собой Лициний, Максимин Дайя, Максенций и Константин. Тут последний решил, что пора действовать, созвал свою армию, перешел через Альпы и вторгся в Рим, где правил Максенций. Теперь уже этот последний был застигнут врасплох, не сумел оказать реального сопротивления, в результате чего свалился с моста и утонул. Таким образом, Константин стал хозяином западной части империи.

От Рима к Константинополю

Между тем, восточная часть империи была поделена между Максимином Дайей и Лицинием. Чтобы Лициний не претендовал на захваченные им у Максенция земли, Константин предусмотрительно выдал за него свою сводную сестру Констанцию. Пока они заключали этот договор, Максимин Дайя захватил главный город Лициния – Византий. Правда, Лициний тут же подскочил и разбил неприятеля, после чего Максимину Дайе пришлось бежать, отчего он вскоре и умер, видимо, не пережив позора. Таким образом, Константин расправился с Максенцием, а Лициний – с Максимином, и теперь из четырёх императоров осталось только два: Константин и Лициний. Теперь Константин правил западной частью империи с центром в Риме, а Лициний хозяйничал на востоке, включая Египет. Однако, огромная римская территория была мала для них двоих, поскольку каждый из них хотел себе всю империю целиком. Так что рано или поздно из двух императоров должен был остаться только один. В 322

году Константин захватил земли Лициния и вторгся в Византий. Самому Лициний он пообещал сохранить жизнь в обмен на его отречение, а получив последнее, приказал убить своего зятя. Таким образом, Константин стал хозяином всей Римской империи. Теперь ему был нужен еще один центр, из которого можно было бы контролировать всю огромную территорию империи – как западную, так и восточную. Для этой цели идеально подходил древний Византий – бывшая столица владений Лициния. Однако, он был слишком мал для грандиозных замыслов Константина. И император принимает решение полностью перестроить и укрепить старый город, чтобы сделать его своей столицей и назвать в свою честь – Константинополь, то есть «город Константина». А поскольку новая столица возникла на месте старого города Византия, то и вся эта восточная часть империи получила название Византийская. При Константине отношение к христианам в корне изменилось: гонения были прекращены, христианам было возвращено конфискованное имущество, по всей империи стали строиться христианские церкви, пришедшие на смену языческим храмам, а сами христиане стали назначаться на высокие государственные должности. Вершиной христианской политики Константина стал его указ от
325
года, предписывающий поклонение Богу в первый день недели, то есть воскресенье. Этим указом христианство официально было возведено в ранг государственной религии. Отныне быть христианином считалось не только законно, но и, практически, обязательно. Христианская церковь выходит из подполья и выпрямляется в полный рост, не опасаясь преследований и гонений за веру.

«Кафолическая» церковь

Попутно с обретением свободы церковь пристально следила за чистотой рядов внутри самой себя, в результате чего у нее появляется название «кафолическая» или «католическая» (греч. «всеобщий».) Впервые это название прозвучало у Игнатия Богоносца, епископа Антиохии, примерно в 110

году. Так называть себя церковь стала, чтобы отделиться от разного рода сект и еретических направлений, в частности, арианства. Арианство – еретическое течение, названное по имени его автора – Ария, пресвитера Александрии, который утверждал, что Иисус Христос не является Второй Личностью Божества. Дискуссии по этому поводу закончились Никейским собором, решительно осудившем арианскую ересь, который был проведён по инициативе Константина. Впрочем, не исключено, что все эти религиозные реформы Константина носили чисто политический характер, и выступив «защитником христиан», Константин просто использовал христианство как мощный политический тыл, чтобы обеспечить себе надежную поддержку среди христианского населения. Как бы там ни было, именно Константин поднял христианство на такую высоту, благодаря чему оно из иудейской секты превратилось в мощную европейскую религию, которая не только сама устояла во время падения римской империи, но и помогла выстоять её восточному филиалу – Византии, а также взяла на себя политические функции на месте руин западного отделения, которое окончательно прекратило своё существование. После смерти Константина снова началась междоусобица и борьба за власть между его сыновьями и другими родственниками Константина, что, в итоге, привело к разделению империи.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную

Разросшаяся до гигантских размеров Римская империя поглотила к тому времени большую часть западной Европы, так что управлять такой огромной территорией из одного центра было, практически, невозможно. Пока на одном конце империи армия наводила порядок, на другом конце покоренные народы выходили из- под контроля. Армия мчалась на новую «горячую точку», в это время на старом месте снова вспыхивало восстание. Поэтому в 395

году последний император пока ещё единой римской империи Феодосий перед смертью разделил её на две части, завещав западную половину младшему сыну Гонорию, а восточную, со столицей в Константинополе – старшему сыну Аркадию. Именно это событие сыграло главную роль в том, что вслед за империей, единая до сих пор христианская церковь также разделится на западную католическую и восточную православную. Как именно происходил этот процесс, будет видно из хода политических событий того времени.

Падение Западной Римской империи

Разделение на два филиала не спасло империю: в конце концов, она затрещала по всем швам, полчища варваров прорвали оборону и хлынули на территорию Римской империи со всех сторон. Падение Западной части римской империи происходило не сразу, а постепенно. Получилось так, что военачальниками при императорах давно уже стали не коренные римляне, а вассальные вожди покоренных народов. Поскольку они не испытывали патриотических чувств к Риму, постепенно они переставали служить поработившей их стране и стали входить в соглашение с племенами, которых призваны были сдерживать на границах империи. Начались повальные измены, в результате чего одна римская провинция за другой оказывалась в руках варваров. В 452

году в Италию ворвались гунны под командованием Атиллы. В
455
году на Рим напали вандалы во главе с Гейзерихом. В результате, уже трудно было определить, где варвары- оккупанты, а где, так сказать, местные римские варвары-защитники. В результате, на троне вместо римских императоров часто оказывались предводители германских легионов, причём, трудно сказать, кто это были: внешние захватчики или местные защитники, настолько те и другие перемешались между собой. Так, в
476
году последним императором западной части римской империи оказался сын германского полководца и матери-римлянки Ромул-Август, который получил прозвище «Августёнок», поскольку ему было всего
16
лет. По причине юности он не справился с управлением и был отстранен от власти другим вождем варваров Одоакром, который и объявил себя правителем Италии. Это событие считается официальными падением Западной римской империи.

Западное христианство

В результате падения Западной римский империи на ее месте образовался политический вакуум, который заполнила собой, как это ни странно, христианская церковь. Нашествия варваров, как это опять же ни странно звучит, сослужило хорошую службу христианской церкви, ибо именно благодаря нашествиям варваров резко повысился авторитет пап. Именно епископ римский Лев Великий вел переговоры с предводителем гуннов Атиллой и вождем вандалов Гейзерихом, которые закончились тем, что гунны повернули на север, вообще не войдя в Рим, а вандалы ограничились грабежом, не прибегая к уничтожению вечного города огнём. Естественно, что после этого авторитет римского епископа резко подскочил. В 579

году Рим осадили лангобарды, и снова вечный город спас римский епископ Пелагий II, который откупился от захватчиков. Вскоре в Риме вспыхнула эпидемия из- за того, что водопровод и канализация не работали. Пелагий лично кормил голодных, хоронил умерших, в результате чего сам заболел и умер. Рим был разрушен и разграблен. Императора не было. Его функции пришлось взять на себя римскому епископу Григорию, который организовал доставку зерна из Сицилии, ремонт водопровода, а также поддерживал боевой дух римского гарнизона. Он лично вступил в переговоры с лангобардами и заключил с ними перемирие. Чтобы обезопасить себя от лангобардов, римские епископы вынуждены были обратиться за помощью к франкам, поскольку римский армии, практически, уже не существовало. Взамен римский епископ Захария согласился отправить в отставку короля франков Хильдерика III Глупого, и возвести на престол короля Пипина в
753
году. В
800
году союз римских пап и франков (будущих французов) стал ещё теснее и ознаменовался тем, что папа Лев III короновал короля франков Карла Великого титулом императора Священной Римской империи. Таким образом, через
324
года после того, как был низложен последний римский император, церковь восстановила светскую власть на месте обломков разрушенной римской империи. Владения Карла Великого ко времени его коронации, практически, были равны территории бывшей римской империи. Таким образом, церковь своей властью, фактически, восстановила древнюю римскую империю, но уже с европейскими императорами, которые выросли из варварских германских племен. Древняя Западная Римская империя распалась на государства современной Западной Европы, которые существуют до сих пор. Как наследники римских императоров, папы взяли себе их титул «Понтифик Максимус», что означает «самый великий строитель моста, соединяющего небо и землю». С
5
века титул «Понтифик» становится почётным наименованием римских пап.

Противостояние папской и королевской власти

После того, как папской властью был коронован император Карл Великий, папы, фактически, стали равны королям, а может быть, даже и выше их. Теперь уже короли оказались в подчинении у пап, что, естественно, не могло понравиться европейским правителям. 1089 году была создана Коллегия Кардиналов, которая единственная имела право выбирать нового папу. Первым попытался возмутиться против такого положения дел император Генрих IV. Он набрался смелости и сместил одного из епископов и назначил на его место другого. В ответ на это последовали санкции от папы римского Григория, который приказал Генриху явиться к нему в Рим к назначенному им сроку, в противном случае, он будет низложен, а душа его отправится в ад. Ответом Генриха был созванный им собор, который объявил папу Григория самого низложенным за деспотизм, прелюбодеяние и магию. На это папа изрек свой приговор, который гласил, что Генриху отныне запрещается управлять каким-либо государством на территории Германии или Италии, а все, кто присягнул ему на верность, освобождаются от своей клятвы и не имеют права повиноваться ему как королю. Сначала Генрих был полон решимости сопротивляться до конца, но число его сторонников стало резко уменьшаться, в результате чего он решил не рисковать престолом и подчиниться папе. Встреча произошла в Каноссе – резиденции папы. Генрих надеялся, что папа примет его один на один, и он сможет без свидетелей принести своим извинения. Однако, Григорий требовал публичного покаяния. В результате Генрих был вынужден три дня стоять босиком на снегу, умоляя папу его принять. Насладившись унижением противника, Григорий, наконец, соизволил дать Генриху аудиенцию, отменил свой приговор и даровал королю прощение. Генрих поспешил к себе в Германию, поскольку в его отсутствие против него уже подняли восстание и собирались посадить на трон самозванца. Прибывший Генрих вызвал самозванца на бой, в котором тот и погиб. После этого сторонники императора избрали нового папу Климентия III. Собрав армию, Генрих снова двинулся на Рим, выяснить отношения с Григорием, но тот бежал в свой замок. В результате, Генрих с триумфом вступил в Рим, и Климент III занял свое место папы римского. Так борьба за власть римских пап и королей продолжалась до тех пор, пока ей не положил конец Наполеон Бонапарт.

Раскол на Западную и Восточную церковь

В результате многочисленных богословских споров, которые начались с 863

года и продолжались в течение нескольких веков, между западным и восточным филиалом церкви возник глубокий конфликт. Богословские споры между обоими филиалами проходили на фоне еще и личного конфликта между двумя главами этих отделений. Римские епископы, пафосно назвавшие сами себя папами, по примеру римских императоров, все больше и больше стремились к мировому господству в рамках церкви. Поэтому они постоянно претендовали на контроль и за восточным филиалом, который, в свою очередь, становился все более и более независимым. Константинопольские епископы не желали признавать власть римских пап, считая, что они имеют с ними равные права. Взаимные обвинения в отступничестве от канона Священного Писания в проведении различных обрядов (безбрачие священников, ношение епископами колец на руках, изображение креста на плитах пола и хождение по нему ногами) закончились тем, что
16июля1054
года три папских легата вошли в Собор Святой Софии и положили на алтарь отличительную грамоту, в которой патриарх Константинополя предавался анафеме. После этого
20июля
патриарх Византиийский предал аналогичной анафеме самих легатов. Таким образом, обменявшись взаимными проклятиями и отлучениями друг друга от церкви, в
1054
году западная церковь стала называть себя Римско-Католической (Вселенской), чтобы откреститься от константинопольских еретиков, и центром которой стал Рим, А восточная церковь, в свою очередь, нарекла себя Православной, подчеркивая, что только она «правильно славит Бога», в отличие от римских отступников, и провозгласила своим центром Константинополь. Произошло окончательное разделение единой христианской церкви на Католическую и Православную. Разделение это не преодолено до сих пор, несмотря на то, что взаимные анафемы в
1965
году были сняты обоими церквами.

Инквизиция

В 1215

году папой Иннокентием III был создан особый судебный орган католической церкви под названием «Инквизиция» (от лат. «розыск», «расследование») для расследования дел, связанных с ересью и колдовством. Полное название этого органа звучит так: «Святой отдел расследования еретической греховности». Одновременно с инквизицией было введено аутодафе (лат. буквально «акт веры»), то есть публичное приведение в исполнение смертных приговоров инквизиции. Своё право проводить казни еретиков через сожжение на костре католическая церковь оправдывала словами из Библии: «Кто не пребудет во Мне, извергается вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:4-6). Получается, что католическая церковь взяла на себя миссию Бога решать, кого карать, а кого миловать, что, по сути, является святотатством, поскольку это право принадлежит только Богу, и Он его никому не передавал. Создание этого карательного органа представляет собой самую темную страницу в истории всей католической церкви, поскольку за все время своего существования инквизиция отправила на костёр по обвинению в ереси и колдовстве несколько сотен тысяч человек, сред них такой выдающийся ученый как Джордано Бруно, а также национальная героиня Франции времён Столетней войны Жанна д’Арк. Этот позорный судебный орган церкви, компрометирующий не только церковь, но и Самого Господа, неоднократно пытались закрыть, однако, он несколько раз возрождался снова. Первая попытка отменить инквизицию была в предпринята в
1808
году королем Жозефом Бонапартом – старшим батом императора Наполеона I. Однако, в
1814
году Фердинанд
VII
снова её восстановил. В
1820
году конституция кортесов отменила её второй раз, однако, реставрация ввела её вторично. И только в
1834
году инквизиция была окончательно упразднена. Последнее аутодафе было проведено в Валенсии в
1826
через повешение. Однако, как это ни странно, инквизиция никуда не делась, и существует и в наше время. Сейчас эта организация скромно называется “Конгрегация доктрины веры”. Естественно, ни о каких пытках и кострах речь больше не идёт. Сейчас эта организация тихо-мирно занимается проверкой самих католических священников. То есть, что-то вроде службы внутренней безопасности при папе римском. Самое большее, чем грозит священникам встреча с современной инквизицией — это лишение церковного сана.

Реформация

В процессе все большего и большего возрастания авторитета католической церкви и возвышения её власти над обществом, она постепенно переродилась из утешительницы и защитницы вверенной ей паствы в мрачного диктатора и угнетателя. Беспредел католической церкви достиг своего пика в виде террора инквизиции, свирепствующей над подконтрольной папе территории. Кроме того, наблюдались и другие явные признаки деградирования римско-католического церковного института: — коррумпированность церковной иерархии, выразившаяся в купле-продаже церковных должностей, — введение системы индульгенций, то есть, купля-продажа отпущения грехов за деньги, подменившая собой истинное покаяние, предусмотренного Библией, — запрет на чтение Библии простым людям под страхом смерти (чтобы не могли увидеть явный отход от евангельской миссии церкви нести людям Слово Божье). Все это привело к тому, что, практически, во всех слоях населения, начиная от королей и кончая забитым крестьянством, медленно, но верно росло недовольство католической церковью. В результате этого, в Европе возникло мощное религиозно- политическое движение против диктатуры католической церкви, получившее общее название Реформация (лат. «reformatio», то есть «исправление», «преобразование). Первые ростки Реформации появились в Англии в XIV

веке, когда профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф в своих сочинениях в
1379
году заявил, что главой церкви является Иисус Христос, а вовсе не Папа Римский. Только благодаря заступничеству английского королевского двора и родного университета Уиклифу удалось избежать преследований папы римского. Он удалился в свой Латтерворд, где спокойно умер своей смертью от инсульта в
1384
году. Правда, он посмертно был объявлен еретиком, и его останки были сожжены. Студенты из Чехии подхватили эти идеи английского профессора и распространили их у себя на родине, что вскоре нашло поддержку Яна Гуса, ректора Пражского университета. Ян Гус стал проповедовать необходимость церковной реформы в Чехии, как Уиклиф – в Англии. Но Яну Гусу не повезло: папа Мартин
V
объявил Яна Гуса еретиком и приговорил к сожжению на костре. Однако, могуществу католической церкви все равно приходил конец. Официальным началом Реформации считается
31октября1517
года, когда Мартин Лютер — доктор богословия Виттенбергского университета, прибил к дверям замковой церкви свои знаменитые «95 тезисов праведности по вере». В них разоблачалась анти-евангельская деятельность католической церкви и провозглашался библейский принцип спасения только на основании веры в Иисуса Христа, то есть, возвращение к основам Священного Писания. Главным принципом возвращения к Слову Божьему стал провозглашенный Мартином Лютером девиз «Sola scriptura» (лат. «только писание».). Когда Лютера вызвал император Карл
V
и потребовал отречься от своих взглядов, Лютер произнёс свои знаменитые слова: «На сем стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог». От расправы инквизиции Лютера спас курфюст Фридрих Мудрый, не захотевший бросать своего профессора в беде. Люди Фридриха похитили Лютера на пути из Вормса, причём, даже сам Фридрих не был посвящен в тайну его пребывания, к чтобы не лгать, если его об этом кто-нибудь спросит. Лютера поместили в дальний замок Вартбург, о чем знал только секретарь Фридриха – Георг Спалатин. Это и спасло Лютеру жизнь. В Вартбурге он занимался переводом Библии на немецкий язык. Идеи Лютера были подхвачены его сторонниками и последователями, которые стали называться «лютеране». Дело реформации продолжили Жан Кальвин, сторонники которого получил название «кальвинисты». Таким образом, произошла своего рода религиозная революция, в ходе которой, как оппозиция папству, возникло новое религиозное течение – Протестантизм, которое стало третьим после католичества и православия направлением христианства.

Закат эпохи папства

Великая Французская революция неожиданно положила конец эпохе всемогущих пап. В 1798

году революционная французская армия Наполеона под командованием генерала Бертье вошла в Рим, в котором была незамедлительно провозглашена Римская республика. Престарелому папе Пию
VI
на тот момент было
82
года. Революционные французские офицеры потребовали, чтобы Пий
VI
отрекся от светской власти, на что папа ответил отказом. Тогда с папы сорвали его «кольцо рыбака», он был арестован и вывезен из Рима во Францию, где через год умер в крепости Валансе. В
1809
году Папская область была ликвидирована и вошла в состав Французской империи. Папа должен был отречься от своей светской власти и довольствоваться положением епископа Рима. Пий
VII
тоже отказался отрекаться, и тоже был отправлен в ссылку. До
1929
года статус Святого престола оставался невнятным. Папы обитали на Ватиканском холме и считали себя «ватиканскими пленниками». Только
11февраля1929
году между правительством Муссолини и папой Пием
XI
был подписан договор о создании папского города-государства Ватикан.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]