27 апреля. Великий Вторник. Святитель Мартин I, папа Римский


Мартин Исповедник, Папа Римский

Мартин Исповедник родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти в 649 году папы Феодора I тогда священник Мартин был избран новым папой.

Церковь в те времена была раздираема ересью монофелитов, которая широко распространилась по империи. Монофелиты утверждали наличие у Иисуса Христа только одной — Божественной — воли. Горячие споры монофелитов с православными велись во всех слоях населения. Даже император Констанс и Константинопольский патриарх Павел II были приверженцами этой ереси. Император выпустил еретический «Образец веры», насильно распространявшийся и обязательный для всего населения. В нем, в частности, запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот «Образец веры» дошел до Рима в 649 году. Святой Мартин, твердый защитник православия, созвал Поместный Собор в Риме, который осудил монофелитскую ересь. Мартин призвал отправил патриарха Павла вернуться к православному исповеданию. Разгневанный поступком папы Мартина император посылает военачальника, экзарха Равенны Олимпия привести Мартина на суд. Но тот, оказавшись в Риме, испугался количества духовенства и народа на Соборе, и подкупил воина, чтобы тот тайно убил папу-исповедника. Но убийца, приблизившись к Мартину, неожиданно потерял зрение. Испуганный Олимпий спешно уехал в Сицилию, где вскоре и был убит в сражении.

В 654 году император Констанс отправил к Папе другого военачальника, экзарха Феодора I Каллиопу, с тяжелыми обвинениями в тайном общении святителя Мартина с врагами империи — арабами-сарацинами, в возведении хулы на Пресвятую Богородицу и в неканоническом вступлении на папскую кафедру. Несмотря на существование явных доказательств полной невиновности Мартина, Феодор ночью с отрядом воинов захватил святителя и отправил его на один из Кикладских островов Наксос в Эгейском море. Около года содержался святитель Мартин на этом безлюдном отдаленном острове, претерпевая многочисленные лишения. Уже совсем измученного исповедника отправили тогда, наконец, в Константинополь на суд.

На суде оправданий больного и престарелого Мартина никто не стал даже слушать. После вынесения обвинительного вердикта святителя в разодранной одежде выставили на осмеяние толпы, которую подначили кричать ему: «Анафема!» Наконец, церковный служащий по указанию императора, огласил приговор: лишить папу Мартина сана и предать смертной казни. Святителя заковали в цепи и посадили в темницу к приговоренным к смерти убийцам и разбойникам.

Между тем император Констанс узнал о просьбе умиравшего и раскаявшегося на смертном одре патриарха Павла прекратить мучения святителя Мартина. Император вернул заточенного Мартина для дополнительного допроса. Однако папа Мартин всем своим дознавателям заявил: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Исповеднику все же заменили смертную казнь ссылкой в Крым, в Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался в болезни 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим.

МАРТИН I

17 сент. 653/4 г. корабль с М. на борту прибыл в к-польскую гавань св. Евфимии, находившуюся возле дворца Аркадия (Аркадион). Сопровождавшие понтифика военные сошли на берег для получения дальнейших указаний. Весть о его прибытии распространилась по городу, и в гавани собралось множество жителей К-поля, часть к-рых насмехалась над М., в то время как другие выражали ему сочувствие. О дальнейших событиях известно из др. послания М. к мон. Феодору, а также из «Воспоминаний» («Сommemoratio»), к-рые представляют собой лит. переработку записи допроса, подготовленную сторонником М. «Воспоминания», переведенные на лат. язык Анастасием Библиотекарем († между 877 и 879), и письма М., адресованные мон. Феодору, вошли в состав «Повествования о ссылке святого Мартина» (подробнее см. в разд. «Почитание М.»). Анастасий Библиотекарь приписывал авторство «Воспоминаний» Феодору Спудею, клирику храма Св. Софии в К-поле, который известен как автор описания допроса и суда над прп. Максимом Исповедником (CPG, N 7968) и которого Анастасий Библиотекарь отождествлял с адресатом писем М. Однако, судя по содержанию, им был римский, а не к-польский монах.

Вечером М. перевели в тюрьму Прандеария. Папа находился в одиночном заключении, но о месте его пребывания все же стало известно, и сторонники М. получили возможность общаться с ним. Именно здесь он составил письма мон. Феодору. В тюрьме М. стали известны некоторые подробности возводимых против него обвинений, хотя даже Феодор Каллиопа в разговорах с папой старался ограничиваться общими фразами. Обвинения носили в основном политический характер (М. якобы поддерживал связь с арабами), хотя папу также обвиняли в том, что он разделял Божественную и человеческую природы во Христе, понимая человеческий состав Господа лишь как тварную оболочку для Божества, рожденную Пресв. Девой Марией. М. продемонстрировал абсурдность этих обвинений в 1-м послании к мон. Феодору.

Папа провел в заключении 93 дня, после чего начались его допросы. В пятницу, 19 дек. 653/4 г. М. был доставлен в резиденцию сакеллария Вуколиона. Там он предстал перед судом К-польского синклита (сената). Согласно процессуальным нормам, от М. потребовали встать, однако из-за болезни и по причине преклонного возраста он с трудом стоял на ногах, его поддерживали 2 стражника. В качестве переводчика выступал консуляр Иннокентий из Африки. Сакелларий Вуколион, к-рому было поручено вести заседания, задал М. положенный по протоколу вопрос: «Скажи, несчастный, что плохого сделал тебе император? Обидел ли он тебя чем-нибудь? Притеснял ли тебя?» Поскольку М. молчал, то сакелларий приказал ввести обвинителей. Основными обвинителями выступали византийские военные из Италии. Поскольку многие из них несли службу при узурпаторе Олимпии, а после его кончины перешли на службу к имп. Константу II, они стремились загладить свою вину перед властями в К-поле. Папа скептически отозвался об этих свидетелях, а также попросил судей, чтобы те не заставляли их давать клятву и т. о. губить свои души.

Обвинение в сговоре с узурпатором Олимпием было сформулировано патрикием Сицилии Дорофеем и подтверждено неск. свидетелями. Когда от М. потребовали ответа, он попытался сконцентрироваться на вопросе о вере и начал излагать историю событий, к-рые последовали за отправкой «Типоса» в Италию. Это вызвало негодование сенаторов, к-рые заявили, что требуют от М. ответа на конкретное обвинение и не намерены слушать его богословские рассуждения. Эпарх (префект К-поля) Троил подчеркнул, что рассуждения о вере в данном случае не имеют смысла, поскольку все присутствующие являются «римлянами», исповедующими одну веру, в чем М. усомнился. Троил вновь спросил, почему М., зная о намерениях Олимпия захватить власть, не воспрепятствовал этому, но, напротив, вступил с ним в соглашение. Понимая уязвимость своей позиции по этому вопросу, М. попытался перейти от защиты к обвинению судей. Он вспомнил о событиях 643 г., когда был апокрисиарием в К-поле. Тогда в результате ряда переворотов в столице «комит царских щедрот» Филагрий и стратиг Валентин Аршакуни привели к власти молодого Константа II, при этом Валентин объявил себя соправителем юного императора. Папа задал Троилу и другим сенаторам риторический вопрос, почему они не воспрепятствовали узурпации в то время, а теперь выдвигают аналогичные обвинения против него. М. также спросил присутствующих, каким образом он мог выступить против Олимпия, когда на стороне узурпатора было все войско Италии. Слова М. смутили судей и обвинителей. Однако Вуколион приказал продолжить опрос свидетелей. Поскольку М. уверенно защищался и высмеивал лиц, обвинявших его, сакелларий запретил переводить ответы папы на греч. язык. Затем М. вывели из здания и поставили под охраной солдат на виду у толпы, к-рая начала насмехаться над ним.

Получив инструкции от имп. Константа II, Вуколион объявил, что вина М. доказана, и поручил солдатам отвести его на ипподром, где должна была состояться экзекуция. Император наблюдал за событиями из окна своего триклиния. Сакелларий Вуколион возгласил: «Видишь, к чему привел тебя Господь, предав в наши руки! Ты оставил Бога, и Бог оставил тебя!» После этого он приказал сорвать с М. папский паллий и другие инсигнии в знак того, что он якобы незаконно занял Римский престол. Потом сакелларий передал М. эпарху Троилу для наказания и призвал толпу проклинать его. По приказу Троила на М. надели железную цепь; воины потащили его по улицам города до претория, где поместили в камеру для уголовных преступников. Несмотря на призывы властей, толпа выражала сочувствие М., и лишь немногие выкрикивали проклятия в адрес понтифика. Возможно, по этой причине имп. Констант II отказался от намерения предать М. публичной казни. Гибель понтифика могла привести к всплеску антиимп. настроений в Византии.

Исп. Мартин I, папа Римский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 144) Исп. Мартин I, папа Римский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 144)

Через час М. перевели из претория в тюрьму Диомида. Сюда пришли сторонники папы, прося дозволения перевязать его раны (был допущен лишь один клирик). Дождавшись, когда начальник темницы отлучился, жена и дочь одного из охранников, имевшие ключи от камеры М., принесли узнику одеяло. Вечером в тюрьму явился кувикулярий Григорий. Он приказал освободить М. от оков и дать ему пищу, а также сообщил узнику, что он не будет казнен. По-видимому, 20 дек. 653/4 г. император посетил умиравшего патриарха Павла, к-рый попросил его проявить снисхождение к М. В тот же день об отмене казни было объявлено уже официально.

Бывш. патриарх К-польский Пирр после кончины патриарха Павла рассчитывал вновь занять кафедру. Неизвестно, встречались ли М. и Пирр до этого, однако папа, несомненно, был осведомлен о пребывании Пирра в Карфагене, Риме и Равенне в 645-646 гг.: патриарх, лишенный кафедры, бежал в Африку, отрекся там от монофелитства и был принят в общение папой Теодором I в Риме, но затем вновь перешел на сторону монофелитства в Равенне, за что был отлучен от Церкви тем же понтификом, а потом анафематствован М. и Латеранским Собором 649 г. Вопрос о прошлом патриарха Пирра, в частности о его пребывании в Риме, задал папе нотарий Демосфен, посетивший его в тюрьме 8 янв. 654/5 г. Ответы папы носили уважительный по отношению к Пирру характер, однако полностью отличались от той версии событий, которую распространял сам патриарх. По словам нотария, Пирр утверждал, что в Риме его держали в деревянных кандалах и морили голодом, пока он не подписал исповедание веры, в к-ром отрекся от монофелитства. Согласно же показаниям М., Пирр добровольно прибыл в Рим, где был признан папой Теодором I в качестве епископа и содержался за счет Римской Церкви, а исповедание написал добровольно. В подтверждение истинности своих слов М. предложил допросить бывшего тогда экзарха Платона. Разоблачение показаний Пирра о притеснениях, к-рым он якобы подвергался в Риме, не возымело эффекта: 4 янв. 654/5 г., спустя 9 дней после смерти патриарха Павла, Пирр вновь занял К-польскую кафедру. Вскоре Пирр стал ходатайствовать о высылке М. из столицы, опасаясь, что понтифик может навредить ему. К тому же решению склонялся и имп. Констант II.

В темнице Диомида папа провел 85 дней, после чего был перевезен в дом нотария Саголебы. Спустя нек-рое время М. тайно перенесли на корабль и отправили в Херсон (Херсонес Таврический) — место ссылки политических преступников. О предстоящем изгнании папа узнал за неск. дней до этого, однако не имел возможности предупредить своих к-польских сторонников. Тем не менее после прибытия в Херсон М. смог установить контакты с ними. Сохранились 2 послания М., написанные в это время (Jaffé. RPR. N 2080-2081). Их адресат неизвестен, он именуется просто «возлюбленным чадом» (возможно, из соображений безопасности). Послания сохранились благодаря тому, что были включены в «Commеmoratio». Первое послание написано через месяц после приезда в Херсон. М. сообщает о своих трудностях и нужде и удивляется тому, что из Италии к нему не поступает никакой помощи. Второе письмо датируется сент. 655 г. Понтифик призывает всех христиан держаться православной веры и недоумевает, почему Римская Церковь ничем не помогает ему в ссылке, хотя и имеет такую возможность. Вероятно, незадолго до того М. узнал об избрании папы Евгения I (654-657); он выражает надежду на то, что при новом понтифике Рим сохранит верность Православию. Корреспонденция М. из Херсона, вероятно, была более обширной. Автор «Commemoratio» упоминает о многочисленных письмах папы, в к-рых тот жаловался на физические страдания и бытовые неудобства. В добавлении к этому произведению, сделанном др. лицом, указана точная дата смерти М.- 16 сент. 655 г., день памяти вмц. Евфимии Всехвальной. Последний факт имел несомненно символическое значение для автора, т. к. Халкидонский Собор заседал в посвященной мученице церкви. М. был погребен в ц. Влахернской Богоматери, находившейся в одной стадии от Херсона.

Визант. власти в Риме объявили о низложении М., который якобы незаконно вступил на Папский престол, еще в июне 653 г. Неизвестно, когда рим. клирики приняли решение избрать нового папу и какое участие в этом принимали византийцы. Рукоположение Евгения I, получившего утверждение от императора без к.-л. затруднений, состоялось 10 авг. 654 г. По-видимому, его кандидатура была приемлемой как для визант. властей, так и для римлян: в Liber Pontificalis о нем говорится как о добром человеке, к-рый пользовался всеобщим уважением (LP. T. 1. P. 341). Новый понтифик стремился избежать конфликтов с византийцами. В письмах прп. Максима Исповедника и в отчете о судебном процессе над ним (Relatio motionis — CPG, N 7736) сообщается, что папские апокрисиарии в К-поле вступили в общение с патриархом Петром. Визант. власти следили за положением в Риме и были готовы послать туда военную экспедицию, если бы Евгений I попытался продолжить политику своего предшественника (см.: Sansterre J.-M. Eugenio I, santo // Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 1. P. 603-606). Однако в Риме господствовали антивизант. настроения, получившие отражение в Liber Pontificalis, в которой говорится о разрыве общения с К-польской Церковью. Получение синодики патриарха Петра, «совершенно невнятной и не соответствующей правилам», в которой не говорилось об одной или двух волях во Христе, вызвало волнения среди клира и народа. Римляне не позволили папе Евгению I совершить богослужение в базилике Пресв. Девы Марии, пока он не пообещал, что синодика будет отвергнута (LP. T. 1. P. 341). Хотя отношения между Римом и К-полем улучшились при папе Виталиане (657-672), составители папских биографий критически отзывались о визите имп. Константина (Константа II) в Рим в июле 663 г. и о его пребывании в Италии (Ibid. P. 343-344). В биографию папы Агафона (678-681) включено подробное описание Вселенского VI Собора, на к-ром были осуждены монофелитство и моноэнергизм; с этим событием рим. авторы связывали восстановление общения между Папским престолом и К-польской кафедрой.

Несмотря на то что авторы Liber Pontificalis разделяли убеждение в легитимности «святейшего Мартина, исповедника Христова», и в незаконности действий византийцев, они признавали и Евгения I как законного понтифика. Об этом свидетельствуют указания на продолжительность понтификатов М. (6 лет, 1 месяц и 26 дней, т. е. до 30 авг. 655) и Евгения I (2 года, 9 месяцев и 24 дня, т. е. с 10 авг. 654).

Не отступлю от евангельского и апостольского учения. Святитель Мартин Исповедник

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642–649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Безконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641–668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641–654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году. Святой папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.

Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи – сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни Святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий Святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».

После такого суда Святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Мартин страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор – лишить Святителя сана и предать смертной казни. Полунагого исповедника Христова заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к Святому, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению», – и просил прекратить мучения святого Мартина. Император опять послал к Святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии». Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там Святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (+ 16 сентября 655 г.). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов впоследствии была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]