Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы, картинки

Спаситель всегда ходил пешком в сопровождении своих учеников. Но в конце Его земной жизни, состоялся торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Это событие объединило в себе две традиции: триумфальное шествие и транспорт простых людей. С одной стороны, Иисус въехал в город как правитель, с другой, продемонстрировал, что Он такой же человек, как и его последователи. Он нем людям не войну и страдания, а спасение от тяжких грехов и радость познания истинного Бога.

Молитвы Богу о помощи в жизни.

История установления праздника

Триумфальный въезд в Иерусалим имеет свою историю. Традиция появилась еще во времена этрусков в виде обряда появления в столице Солнечного Божества. В то время его олицетворял царь. Он въезжал в город на колеснице в сопровождении воинов.

Именно так въезжали через триумфальные ворота цари Понтий Пилат и Ирод после своих побед над врагами. В нарядную колесницу запрягали четверку лошадей, украшали животных попонам и другими предметами. Царь под приветствия и крики толпы проезжал через арку триумфальных ворот.

Позднее триумфальные шествия обогатились другими элементами. Проезд правителя сопровождался военным парадом. Ратники несли свою добычу – награбленное в походах.

Версий по выбору животного несколько. В те времена в Римской империи у язычников осел считался нечистым животным, даже демоническим. Древнеегипетский бог разрушения Тифон изображался с головой осла. Свое отношение к первым христианам язычники в Риме выразили картиной, где мирянин преклоняется перед распятым божеством с ослиной головой.

Совершенно по-другому относились к упрямому животному на востоке. Предок земных родителей Христа, царь Давид, въехал в Иерусалим на осле. По приданию, Иаир – главный судья Израиля, сам ездил на осле и все 30 его сыновей также перемещались по городу и стране на молодых ослах.

Дева Мария после рождения младенца Иисуса, ехала в Назарет на осле. Ее супруг Иосиф, шел рядом. Так они путешествовали почти три года, пока не достигли безопасного для Христа места.

В Израиле был обычай. На войну главный полководец, обычно это царь, уезжал верхом на коне. В города, куда он приходил с миром, он демонстрировал это, въезжая в ворота на осле. Христос выбором животного показал, что Он Мессия, возвращающий людям мир.

Триумфальный въезд в Иерусалим Господа Иисуса Христа продемонстрировал, что для него важнее всего благополучие простых людей, а не демонстрация Своей силы и величия.

Праздник в православном Богослужении

Триумфальный въезд Христа в Иерусалим произошел за неделю до Его смерти. Когда Спаситель появился в городе, то первым делом направился в Храм. Там он перевернул все прилавки торгашей и выгнал их на улицу. Он объявил, что с этого момента Его дом нарекается Домом молитвы.

Первые упоминания о праздновании вхождения Христа в Иерусалим появились в описаниях событий 3 века. Верующие совершали крестный ход, держа над головой пальмовые ветви. Празднование продолжалось целую неделю, до дня распятия и смерти Иисуса. Эти 7 дней получили название Неделя виий – так называли на местном наречии пальмы.

На Руси пальмы не росли. Но именно к этому времени распускались почки на вербе. Белые и пушистые, они символизировали начало новой жизни. Именно их и взяли за основу для украшения шествующих Крестным ходом. Так появилось местное название ритуала – Вербное воскресение.

В прошлые века впереди колонны традиционно ехал патриарх на молодом белом жеребце – символе осла. В старину в Византии животное вел под уздцы сам царь. Это символизировало главенство духовного над мирской жизнью.

В России эта традиция не прижилась. Несмотря на свое могущество, Церковь всегда контролировалась царем и помогала укреплять государственную власть. Также она брала на себя просвещение и культурное развитие прихожан.


С праздником въезда в Иерусалим Иисуса Христа неразрывно связано и совершенное Им чудо – воскрешение Лазаря, что еще больше подчеркивает значение праздника. Христос пришел свидетельствовать людям, что существование человека не заканчивается с его смертью на земле. Иисус не стал бороться с режимом языческой веры римлян. Он продемонстрировал мирянам, что христианство – это не насилие, а свободный выбор. Бог никого не принуждает веровать в Себя. Душа сама выходит на поклонение с ним и ликует от радости при встрече.

Въезд в Иерусалим – Вербное воскресение, ознаменовало собой начало важных для религии событий – начало Страстной седмицы. В эти дни Бог исполнил свое обещание по спасению погрязшего в грехах рода человеческого. Его сын Иисус был захвачен врагами, осужден неверными и распят. Христос умер, опустился в ад, вывел из него праведников и затем воскрес.

Земная жизнь Иисуса Христа.

Приметы и поверья

  • Если на Вербное воскресенье выпадает хорошая погода, то будет хороший урожай фруктов.
  • Чтобы в доме был достаток и благополучие, в этот день необходимо посадить или пересадить комнатный цветок. Если он будет хорошо расти, то следует ожидать прибыли, а если завянет – готовиться к убыткам.
  • Если девушка хочет в ближайшем году выйти замуж, то ей необходимо до рассвета наломать веток на молодой вербе, положить их у изголовья кровати и весь день думать о любимом человеке.
  • Перед тем, как совершить важное дело, нужно съесть три вербовых почки, припасенные в Вербное воскресенье. Они способны привлечь удачу.
  • Чтобы избавиться от головной боли, следует тщательно расчесаться, собрать волосы с расчески, опустить их в воду и вылить у корней вербы.

Молитвы

По священным рукописям известно, что было составлено четыре молитвенных текста на освящение ваий. Нынешней Православной церковью принята и используется только одна молитва «Господе Христе Божий наш, седяй на херувимех». Этот текст сохранился в богослужебных книгах как единственный канонический. Но запрета на использование других молитв нет.

Перед чтением молитвы церковь окуривают дымом с ветвей. По завершении окропляются святой водой все присутствующие, и в первую очередь ветви вербы, которые они держат в руках.

Господе Христе Божий наш, седяй на херувимех

Отдельно составлен был текст молитвы Входу Господню в Иерусалим. В нем признается Иисус Христос Сыном Божьим, равным Господу и Ему воспевается хвала.

Молитва Входу Господню в Иерусалим

Тропарь, читаемый во время литургии, сочиненный на Вход Господень в Иерусалим состоит из трех текстов, это: Тропарь, глас 1, Кондак, глас 6 и Величание.

Тропарь на Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресенье)

Акафист на Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресенье)

В Молитвослове имеются тексты для чтения во время литургии и всенощного бдения. Обряд совершается в храме, священнослужителями. Верующие могут присоединиться к ним в церкви или с разрешения и благословения батюшки, проводить всеношное моление дома. Но такой обряд доступен далеко не всем. Только опытные христиане, знающие все тексты и имеющие опыт проведения длительных молебен, могут совершать такой обряд.

Свойства освященной вербы

Освященная верба становится святыней. Она обладает чудодейственной силой в течение года. В церкви рекомендуют хранить ее в доме возле икон до следующего Вербного воскресенья. Это помогает привлечь здоровье, достаток, удачу. Также можно делать с нее целебные настои, проводить ритуалы по защите от болезней, пожаров, по привлечению здоровья, сил, благополучия.

Ритуалы с освященной вербой

  • Для очищения от сглаза и злых духов бьют легко по спине членов семьи освященными вербными прутьями и при этом приговаривают: «Не я бью, верба бьет!». Для привлечения силы, здоровья и достатка произносят при хлестании: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля». Хлестание вербой домашних животных уберегает их от болезней.
  • Чтобы защитить дом от пожара и молнии, сжигают несколько веток и сохраняют пепел.
  • Чтобы привлечь здоровье и силу, выпекают в Вербное воскресенье хлеб с распустившимися почками освященной вербы и кушают его.
  • Женщинам, которые не могут долго забеременеть, нужно проглотить несколько вербных почек.
  • При бессоннице ставят у изголовья кровати веточку вербы и перед сном произносят: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».
  • Для благополучного решения важного дела съедают вербную почку и думают о деле.
  • Чтобы стать увереннее в себе, втыкают освященную веточку в крышу дома или в углу потолка.
  • Чтобы быть сильными и здоровыми, в Чистый четверг (за три дня перед Пасхой) до восхода солнца заваривают в кипятке вербную ветку и умываются или ополаскиваются этим отваром.

Выбрасывать освященные прутики в мусор нельзя. Это может привести к болезням и денежным проблемам. Использованную или пришедшую в негодность вербу можно:

  • пустить по течению реки;
  • сжечь отдельно от мусора;
  • закопать в чистом месте;
  • положить между кустов растущей молодой вербы;
  • использовать для изгнания злых духов и очищения дома – поджечь веточку и обойти с ней все углы помещения;
  • отдать в ближайший храм, где вербу сожгут с молитвой.

Иконография

Первые изображения Входа Господня в Иерусалим, появились на саркофагах, и дата их определяется как начало 4 века. Изложения событий на иконах имеют отличия. Различают три основных типа подачи картины въезда в ворота города.

Чаще всего Христос изображен восседающим на осле. За ним следуют его ученики. Реже на иконах рядом с ослицей, везущей Спасителя, нарисован молодой белый жеребенок. Впереди Иисуса бегут дети. Они в качестве приветствия и поздравления, стелют под ноги животного одежды, бросают ветви, которые срывают с деревьев.

Позади Иисуса следуют апостолы. На некоторых иконах за учениками идут христиане, желающие услышать Его проповедь, женщины с детьми на руках. Позади шествия видно город и церковные купола, часто увенчанные крестами.

Среди икон встречаются композиции, где по бокам от едущего верхом на осле Учителя, следуют два апостола: Петр и Иоанн.

В 15 веке в русской иконографии появилось новое течение. Его сторонники изображали Учителя, который ехал на осле спиной вперед, повернувшись к своим ученикам и беседуя с ними.

Трапеза праздника

Во время строгого поста рыба не рекомендуется к употреблению. Но Вербная неделя – исключение (на столе должны быть блюда из рыбы). Это различные супы, пироги с рыбой, фаршированный судак, запеченные сом и скумбрия. Можно добавлять другие морепродукты. Не только морскую капусту, водоросли, но и креветки, крабы, кальмары.

Именно рыбными блюдами на столе отличается трапеза в честь входа Спасителя в Иерусалим.

Что можно и что нельзя кушать

Вербное воскресенье приходится на Великий сорокадневный пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу.

Традиционными угощениями праздничного стола являются овощные салаты, рагу с добавлением гороха, фасоли, кукурузы, бобов, чечевицы, каши из смеси круп. Популярный продукт в период поста – грибы. Хозяйки делают из них жаркое, запеканки, пироги, зразы, супы, голубцы. Грибы и бобовые заменяют мясные продукты. На десерт хозяйки подают фрукты, постный зефир, варенье, мармелад, халву, горький шоколад, печенье. Традиционными напитками являются кисели, компоты, узвары. На Вербное воскресенье разрешается употреблять в малом количестве красный кагор.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]