ФОМА
В восприятии многих людей Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис, — самая загадочная библейская книга. Это единственный текст, в котором подробно рассказывается о том, каким будет конец мира. Книга наполнена огромным количеством символов, над смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие.
О десяти наиболее известных из них «Фома» попросил рассказать Антона Небольсина, профессора ПСТГУ, уже много лет занимающегося изучением текста Апокалипсиса.
Четыре животных
И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).
Эти четыре животных общепринято понимаются как высшие ангельские чины. При этом в их описании сочетаются черты херувимов из книги пророка Иезекииля (главы 1 и 10) и серафимов из книги пророка Исайи (глава 6). От херувимов у них четыре лика и множество глаз, от серафимов — шесть крыльев, а также то, что они возглашают Богу «свят, свят, свят». Символика числа «четыре» (четыре стороны света) в сочетании с ликами, представляющими четыре разных живых существа, может указывать на полноту тварного мира, объединяющегося в поклонении своему Творцу.
Вульгата. Швейцарская национальная библиотека. Примерно 820 год
Глава 19
Глава 19,1–10 есть продолжение повествования о Вавилоне. Только теперь описываются уже не земные обстоятельства падения Вавилона, а торжество небес по поводу наказания великой блудницы.
19
.1–2
После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.
После
того, как Иоанн увидел падение великого Вавилона и услышал плач о нем жителей земли, он
услышал на небе
торжествующий и ликующий
голос
. Иоанн не указывает, кому конкретно принадлежал этот голос, но говорит только, что это был
громкий голос как бы многочисленного народа
. Андрей Кесарийский разумеет здесь под ликующими хорами всех небожителей – и ангельские силы, и равноангельских людей. Все вместе, как многочисленный народ небесного царства, они торжествуют, радуясь падению Вавилона, говоря
аллилуйя
! На еврейском языке это означает «хвалите Бога». Аллилуйя – распространеннейший библейский возглас прославления и славословия Богу. И христианская Церковь в своих молитвословиях воссылает неоднократное «аллилуйя» Богу.
Аллилуйя
! – ликуют небеса –
спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!
Более правильный перевод: «спасение, и слава, и сила…» Подобное славословие небожителей мы уже несколько раз встречали в Апокалипсисе (4,11; 5,12; 7,10.12; 12,10).
Спасение… Господу
наступило через падение Вавилона, ибо весьма досаждал Ему этот город своими грехами. И вот теперь Господь спасен от того, чтобы всегда это видеть и терпеть. Ничто так не оскорбляет Господа, как грехи Его творения. Но вот грех пресечен, Он спасен от созерцания греховной бунтующей твари. Спасены и христиане от своей страшной гонительницы – великой блудницы. Спасены верные от казней дьявола.
И слава… Господу
за суд, в котором восторжествовала справедливость, за низложение города греха, за торжество всемогущества Божия.
И сила
, ибо отныне Господь «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать… да будет Бог все во всем» (1Кор. 15:24–25,28). В падении Вавилона будет высшее проявление Божией силы на земле. Так небожители были побуждены к этому чудному славословию,
ибо истинны и праведны суды Его
. Земные суды часто служат лжи и неправде. Но
истинны и праведны
будут
суды
Божии. Потому, человек, оставь всякую ложь и неправду и соделайся служителем истины и правды!
Истинность и праведность судов Божиих проявится двояко. Во-первых, потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим.
Не вечно ей оказывать свое пагубное воздействие на мир, осудил ее Господь на вечную погибель. Грех пресечен. Во-вторых, Он
взыскал кровь рабов Своих от руки ее.
Рука блудницы проливала невинную кровь рабов Божиих. Души убиенных вопияли о возмездии (6,10). Возмездие наступило–и души праведных возликовали и прославили Господа за праведное воздаяние. Как свою собственную скорбь воспринимали небесные ангелы скорби праведников. Как о своем собственном освобождении ликуют они теперь вместе с ними. О, чудное ликование небес! Ныне в немощах и скорбях. Ныне с надорванными и хриплыми голосами, ныне немые и глухие – тогда возликуют вместе с ангелами громким голосом как бы многочисленного народа! Ныне шум и крики многочисленного народа, не ведающего Бога, заглушают стройное пение верных – тогда пение многочисленного народа верных огласит вселенную своей ангельской красотой.
Откр.19:3 И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков.
И вторично сказали: аллилуйя!
Тем как бы подчеркивается: аминь, аминь – истинно так, и воссылают сугубую аллилуию Богу.
И дым ее восходил во веки веков.
Это подобно пророчеству Исайи: «И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее» (Ис. 34:9–10). Десять царей разрушат Вавилон и сожгут его. И дым от его развалин перейдет в дым вечного огня геенских мучений. Так земной суд над Вавилоном будет уже окончательным и ознаменует собой начало Страшного суда. Подобное бывает и сейчас. Если человек еще при жизни окончательно и сознательно отворачивается от Бога, хуля Духа Святого и всякую благодать, то Господь попускает иногда еще на земле совершиться суду. И это – суд окончательный, знаменующий для этого человека начало вечных мук. За такого, говорит апостол Иоанн, не должно молиться (1Ин. 5:16). Вот пример: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:21–23). Так муки от этих червей перешли для Ирода в вечные муки геенны, «где червь их не умирает» (Мк. 9:46).
Дым от пожарища Вавилона, восходящий во веки веков, означает также, что посланные на Вавилон наказания на земле никогда не будут забыты. А также и то, что земным разрушением и огнем наказание Вавилона не ограничится, но перейдет в вечные муки геенского огня.
Откр.19:4 Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя!
В славословие небожителей включаются теперь ранее уже неоднократно виденные нами у престола Божия 24 старца и четыре животных. Они подтверждают небесное славословие, говоря: аминь!
– истинно так, и сами вторят:
аллилуйя!
Бог представляется здесь сидящим на престоле
. Под этим подразумевается или Его особое местопребывание на небесах, Его особое место славы; или же это – высшие ангельские силы: престолы, херувимы и серафимы.
Ему, Богу, сидящему на престоле: аминь, аллилуйя!
Но и этого славословия еще недостаточно.
Откр.19:5 И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.
Еще не все включились в славословие небес. Теперь же голос от престола
Божия призывает
всех рабов Его и боящихся Его
воздать хвалу Богу. Никто не должен остаться в стороне. И
малые
в добродетели и подвигах простые христиане, и
великие
светила церковные, учителя, подвижники, мученики – все должны славить Бога. Из этого мы можем извлечь для себя и практический урок. Прославление Бога и служение Ему не есть и не должно быть исключительно делом церковной иерархии, монахов и подвижников. В этом должны участвовать все: малые и великие. Это – дело каждого христианина. Каждый, по мере полученного от Бога дара и призвания, должен славить Бога и служить Ему всем сердцем и всею душою. Каждый должен найти свое место в «хоре», хвалящем Бога. Хвалишь ли ты Бога? Служишь ли Ему? Или стоишь безучастно в стороне?..
Чей же это голос от престола
, призывающий хвалить Бога? Это не голос Самого Бога, ибо голос говорит такие слова:
Бога нашего
. Но это может быть голос Агнца-Христа, говорившего некогда о Своем восхождении «к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Или же голос высших ангельских сил – престолов, херувимов, серафимов.
И в ответ на этот призыв, пишет Иоанн:
Откр.19:6 И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.
Теперь раздается прославление Бога от всего собора святых. Иоанн дает тройное сравнение звучности и силе этого голоса. Он
– как голос многочисленного народа
,
– как шум вод многих
,
– как голос громов сильных
.
Столь торжественно, величественно и потрясающе пение всех святых, под которыми некоторые разумели упомянутые псалмопевцем «воды, которые превыше небес» (Пс. 148:4). И поют они опять не что иное, как аллилуйя
! Эта «аллилуйя» превзошла предыдущие по красоте и силе исполнения. Это был высший момент небесного торжества. О чем же теперь ликуют небеса? О том, что
воцарился Господь Бог Вседержитель
! Это воцарение произошло через низвержение Вавилона и уничтожение нечестия, а также через утверждение нового порядка вещей, через установление во всей Вселенной нового царства, царства
Господа Бога Вседержителя
.
Сейчас, душа, ты видишь часто торжество несправедливости, сил тьмы и нечестия, имеешь скорбь, живя в мире (Ин. 16:33), но утешайся тем, что настанет день и наступят суды Божии, зло пресечется, Господь воцарится! Трепещи, однако, сама делать зло, дабы не подвергнуться вечному сокрушению, но потщись со всеми небесными силами воспеть: аллилуйя!
Далее славословие небожителей переходит в гимн о браке Агнца и жены Его (ст. 7–9). При этом слова ст. 7–8 по-прежнему принадлежит собору святых и ангелов, а слова ст. 9 принадлежат одному ангелу, беседующему с Иоанном.
Ликуя и торжествуя, все небожители обращаются друг ко другу:
Откр.19:7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12), призывал Господь Своих последователей еще на земле. А апостол Петр утешал верных христиан: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет. 4:13). И вот наступил последний момент мировой истории, пал Вавилон, наступает явление славы Божией, а потому призывают друг друга святые: возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу
, ту славу, которая Одному Ему приличествует и о которой Он говорил: «Не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8). Блажен, кто в тот день будет приглашен к радости и веселию, а не разразится в воплях отчаяния!
И далее указывается причина, особо побудившая небожителей призвать всех к радости и веселью: ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя
. Это – о союзе Христа и Церкви, который многократно и таинственно означается в Писании, как союз жениха и невесты, мужа и жены. Таким же образом означался еще и союз Господа с Израилем, ветхозаветной Церковью. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он. Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя» (Ис. 54:5–7). Подобным образом изображается отношение Господа к Израилю и у пророка Иезекииля: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, – и ты стала Моею. Омыл я тебя водою (прообраз крещения – Г. Ф.) и смыл с тебя кровь и помазал тебя елеем (прообраз помазания Духом Святым – миропомазание – Г. Ф.). И надел на тебя узорчатое платье, и обул на тебя сафьяновые сандалии, и опоясал тебя виссоном (знак оправдания и праведности – Г. Ф.)… И дал на голову твою прекрасный венец» (Иез. 16:8–12). Так о своем обручении с народом говорит Господь через пророка Осию: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19–20). Новый же Завет особенно переносит эти отношения на союз Христа со Своей искупленной Церковью. Женихом именовал Себя Христос, когда был на земле. Так на вопрос, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). И если Своих учеников Христос назвал «сынами чертога брачного», то Иоанн Предтеча был другом Жениха на этом браке. Так сам Иоанн Креститель сказал о Христе, Церкве и себе: «имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:29). И опять-таки с союзом жениха и невесты, мужа и жены сравнивается благодатное соединение души и вообще Церкви со Христом. Так апостол Павел говорит коринфянам: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:2). А в другом месте Павел говорит: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» и «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви». «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:25,23,30–32). Когда спал Адам, то от ребра его была взята жена, а потому оставляет человек и отца и мать своих, чтобы снова воссоединиться с нею.
Когда «уснул» Христос на Кресте сном смерти, то от прободенного ребра Его истекли кровь и вода. И вот в благодатной воде крещения и крови причащения рождается Церковь, рождается для вечной жизни душа христианская. Так от ребра Христова взята Церковь, невеста Его возлюбленная. Потому оставит Он во втором Своем славном пришествии Отца Своего Небесного и Пречистую Матерь Приснодеву Марию и придет как жених к невесте за Своей Церковью. «Тогда подобно будет Царство десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху… пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир» (Мф. 25:1,10). «И вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12:36). Как и Церковь воспевает на Страстной седмице: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща; недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас» (тропарь утрени). И если пришествие Христово сравнивается с приходом жениха за невестой, то само соединение и вечное торжество Христа с Церковью, Бога с человечеством именуется брачным пиром или брачной вечерей Агнца (Мф. 22:1–14). Это неизреченное, таинственное и всецелое соединение человека с Богом. Об этом и песнь небожителей, ибо наступил брак Агнца
, наступил заветный и вожделенный час. Но в брачный чертог нельзя вступать без брачной одежды (Мф. 22:11–13), и потому
жена Его приготовила себя
. Долгие века христианская Церковь, жена Агнца, приготовляла себя к встрече с небесным Женихом. Как же она приготовляла себя? Это приготовление заключалось в разработке, все большем углублении и кристаллизации церковного учения, отсечении всевозможных пагубных ересей. В создании и совершении дивного и неповторимого богослужения. В бесчисленных подвигах святых подвижников, монахов и мучеников. В свидетельстве миру Божественной истины, явлении небесной нетварной красоты и излиянии людям мира, добра и любви. Это приготовление Церкви заключалось в благодатном освящении каждого своего чада и приведении его ко Христу, к небу. Последние приготовления Церкви совершатся во дни страшных гонений антихриста. Выйдя из этого всеочищающего горнила, Церковь будет окончательно приготовлена. Все приготовления ко браку закончены, светильники зажжены, время к полуночи, остается только жениху войти в брачный чертог.
Скоро небесный брак. Душа, приготовила ли ты себя?
Откр.19:8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.
Это и есть брачная одежда жены-Церкви, в ней она имеет право вступить в небесный брачный чертог. Сколь сильно отличается эта одежда от одежды великой блудницы. Там было все роскошно, по-царски: порфира, багряница, золото, драгоценные камни, жемчуга. Здесь же чистый шелк, означающий святость жены. Андрей Кесарийский объясняет значения виссона
как светлость в добродетелях, тонкость в разумении и высоту в размышлении и созерцании. Виссон
чистый
, потому что Церковь очистила своих чад от всех согрешений и пороков. То, что он светлый, означает, что она просветила их нетварным светом и соделала светом миру (Мф. 5:14). Просветила их небесной благодатью, как бы соткала их существо из тонкого света. В такую одежду никто не может облечься сам. Самостоятельные попытки очиститься от грехов и приобщиться неземного света являются плодом духовной прелести и приводят к чистоте и свету в собственных помутившихся глазах, а также перед заблуждающимися и бродящими во тьме людьми. В очах же Божиих и святых, это – нечистота и мрак. Таковы ложные религии и безрелигиозность, вынуждающие человека самому достигать то, чего он достичь не может и что ему может быть только дано, как и здесь сказано, что
дано было ей облечься в виссон
. Не сама она этого достигла, но
дано было ей
от Бога, как дар Божий.
И далее поясняется: виссон же есть праведность святых.
Святые облекаются праведностью, тем, что их оправдает перед Богом. Что же может нас, падших тварей, оправдать перед Творцом? Во-первых, никакие собственные усилия сами по себе, ибо «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16). Бог же милующий по Своему неизреченному человеколюбию, воплотившись, пролил Свою пречистую Кровь и ею оправдывает нас. И теперь в таинствах человек «получает оправдание даром, по благодати Его, искупление во Христе Иисусе» (Рим. 3:24), облекается в чистую и светлую одежду, которая
есть праведность святых
. Только эта одежда, полученная в таинствах, и может нас оправдать перед Богом, ибо в таинствах облекаемся в Самого Христа, Который есть оправдание наше. См. об этом Гал. 3:27 (крещение), Иак. 5:14 (елеосвящение), Ин. 6:56 (причащение), Еф. 5:31–32 (венчание). Но эту одежду надо сохранить в чистоте и светлости, иначе она не поможет. А это достигается верой, покаянием, духовными подвигами, молитвой и добрыми делами. Это можно сравнить так. Дает нам одежду иной (Христос в таинствах), но носить-то ее нам самим (наша добродетельная жизнь во Христе).
На этом заканчивается небесное славословие, слышанное Иоанном. Далее с ним говорит один ангел.
Откр.19:9 И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.
В подлиннике слова «Ангел» нет, но из сопоставления со ст. 10 действительно можно под говорящим здесь разуметь ангела. Подчеркивая большую важность своих слов, ангел повелевает не только выслушать сказанное им, но и записать. Напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца.
Мы уже видели, что означает
брачная вечеря Агнца
. Быть ее участником, это – высшее блаженство. Но она будет только в вечности после Страшного суда. Только когда последний спасаемый войдет в спасительный корабль Церкви и уничтожено будет зло, только тогда возможно будет неизреченное соединение твари с Творцом на брачной вечери Агнца (Деян. 2:47). Однако и не вкусив еще блаженства того небесного брака, уже сейчас на земле
блаженны званые на брачную вечерю
. Ибо
званые
на небесный пир не ждут бессмысленного исчезновения человеческой жизни в никуда, как неверующие, не отчаиваются от ужасов вечной погибели. О таковых говорил Христос, что «верующий в Пославшего Меня… перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Таковые блаженны уже тем, что они званы на Божественную вечерю на небесах и этим они утешаются и укрепляются в земных скорбях.
Эти слова ангела перекликаются со словами небесного голоса в 14,13: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе». Да, воистину блажен кто уже на земле уготовил себе место на небесах!
Андрей Кесарийский так разъясняет различные названия будущего века. Он называется «Царство Небесное» по его славе и честности; «рай» – по неоскудению трапезы наслаждений; «лоно Авраамово» – по упокоению в нем усопших; «чертог и брак» – по бесконечному веселию и истинному неизреченному соединению Бога с Его рабами.
Для усиления впечатления от своих слов о званых на вечерю Агнца и для подтверждения их истинности и Божественного происхождения ангел сказал Иоанну: сии суть истинные слова Божии
. И «верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1Сол. 5:24).
Откр.19:10 Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.
Такой сценой заканчивается видение небесного торжества, ликующего о падении Вавилона. Иоанн поклоняется ангелу, но тот не принимает его поклонения и указывает ему, чтобы он поклонился Богу. Это одно из основных мест Писания, приводимого сектантами против православного догмата о почитании и поклонении ангелам. При этом они говорят, что вот апостол Иоанн хотел поклониться ангелу, но тот запретил ему это сделать, указав, что поклонение надлежит совершать только Богу. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Православные, мол, поклоняются не только Богу, но и ангелам, и совершают им службы, чем и нарушают закон Божий.
То, что такое толкование сектантов неверно, легко видно из следующих соображений.
Откровение было получено Иоанном на острове Патмос в 95 или 96 году. Или, даже если допустить версию раннего написания Апокалипсиса, то в 67 году. По крайней мере, никто не может сомневаться в том, что ко времени получения Откровения уже были насаждены Церкви по всей Малой Азии, в Ефесе, Смирне, Пергаме (гл. 1–3). Апостолы уже разнесли весть о Христе по многим странам. Так неужели после того, как ими была оглашена вся Римская империя, они все еще не знали основной истины, кому принадлежит поклонение, а кому нет?! О чем же они тогда проповедовали язычникам, если они все еще путались, кому можно поклоняться, а кому нет?! Неужели Иерусалимская Церковь, которой еще управляли все двенадцать апостолов и в которой часто были явления ангелов (Деян. 1:10; 5:19; 8:39; 12:6–11), так и не знала, что делать в таких случаях и поклонялась в своем «неведении» ангелам, в то время, как этого нельзя было делать? Неужели одиннадцать апостолов и авторы новозаветных священных книг все так и умерли, не узнав точно, кому можно, а кому нельзя поклоняться, и вот только в конце жизни об этом сообщается апостолу Иоанну?! Получается, что учителя истинного богопоклонения не знали, кому следует поклоняться! К такому абсурдному выводу приводит сектантское толкование. К тому же можно заметить, что вопрос о дозволенном и недозволенном поклонении был вообще решен еще в Ветхом Завете. Иудеи это прекрасно знали. Не знали этого только язычники.
Если апостолу Иоанну здесь наконец-то объясняется, что ангелам нельзя кланяться, а только Богу, то почему он через краткое время совершает ту же самую ошибку? (22,8–9). Ведь не мог же в самом деле Иоанн забыть так быстро такую истину? Ведь все это происходит не до дня Пятидесятницы, а когда он уже давно являлся столпом Церкви (Гал. 2:9).
Как же тогда объяснить все случившееся с тайнозрителем? Объяснение заключается, собственно, в словах самого ангела: я сослужитель тебе и братьям твоим
. Ангел ставит себя в один ряд с апостолом и вообще всеми христианами (братьями). Зачем ему потребовалось это объяснить Иоанну? Не потому ли, что тот принял его не за сослужителя, а за Самого Владыку Христа? Уже и ранее Христос являлся ему в различных видах: то в виде Сына Человеческого (1,13; 14,14), то в виде Агнца (5,6). А в 20,1 мы действительно увидим Христа, явившегося в виде ангела. Ангелом Завета называет Христа пророк Малахия (Мал. 3:1). Таким образом Иоанн, пораженный видением небесного торжества, принял явившегося ангела за Самого Ангела Завета – Иисуса Христа и
пал к ногам его, чтобы поклониться ему
как Богу и владыке.
Но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись.
Божеское поклонение надлежит только Богу. Ангел как бы говорит Иоанну: тебя поразило то свидетельство, с которым я явился тебе, но ведь
свидетельство Иисусово есть дух пророчества
. И ты, Иоанн, и братья твои, и я, ангел, – нам,
имеющим свидетельство Иисусово
и возвещающим миру тайны грядущего, надо знать, что совершаем мы это не от своего ведения и разума, но через дух пророчества, который от Бога, а потому Богу
поклонись
. Так мы видим смиренномудрие светлых ангелов, не присваивающих себе, подобно демонам, Божескую славу.
О том же, что ангелам как ангелам надлежит честь и поклонение, многократно свидетельствует само Писание: Нав. 5:14–15; Суд. 13:20; 1Пар. 21:16; Чис. 22:31; Тов. 12:15–16; Дан. 8:16–18. Примеры пророка Валаама, Иисуса Навина, Маноя и жены его (родителей Самсона), Товита и Товии, Давида и старейшин его, пророка Даниила показывают, что ангелам приличествует поклонение как ангелам, и они его принимают. Также мы видим в Писании, что и святым надлежит поклонение как святым. Божеское же поклонение надлежит только Богу, и когда его оказывали ангелам или святым, то те его отклоняли от себя.
О том, что по примеру ветхозаветной Церкви и первые христиане почитали ангелов, можно судить, например, из такого древнейшего свидетельства святого Иустина Философа (II в.): «Мы чтим как отца правды, так и пришедшего от Него Сына… Вместе с воинством прочих последующих и уподобляющихся Ему благих ангелов, и открыто преподаем это всякому, желающему научиться так, как сами научены». Святой Иустин высказывает не просто свое частное мнение, но так свидетельствовали о поклонении непосредственные ученики апостолов: святые Поликарп, Климент Римский, Игнатий Богоносец (Апология 1-я, п. 6). А седьмой Вселенский собор (787 г.) ясно учил: «Восторженно также принимаем и Господни и апостольские и пророческие изречения, которыми мы научены почитать и величать во-первых собственно и истинно Богородицу, всех небесных сил высшую, а также и святые ангельские силы, блаженных и всехвальных апостолов и пророков, славных святых и богоносных учителей и всех преподобных мужей, и просить их ходатайства, т. к. они могут нас приближать к Царю всех – Богу, конечно, если мы будем соблюдать Его заповеди и стараться жить добродетельно».
Книга, запечатанная семью печатями
И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1)
Этот образ является одним из самых известных. Выражение «тайна за семью печатями» прочно вошло в обиходный язык, и его знают даже те, кто никогда не читал Откровение Иоанна Богослова. Агнец-Христос, будучи единственным во всем мире, кто достоин и способен сделать это, берет книгу из руки Сидящего на престоле, то есть Бога Отца, и снимает с нее печати. Принятием книги Агнец вызывает ликование во всей Вселенной.
В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции.
Понимание запечатанной книги в смысле Библии представлено, в частности, у Викторина Петавийского. Суть этого толкования заключается в том, что Христос — Единственный, Кто может снять печати с Божественного Писания, то есть открыть его подлинный смысл, тогда как без обращения к Нему смысл священных книг остается скрытым и непознанным. Понимание книги как замысла Бога о мире подчеркивает, что без жертвенного служения Христа этот замысел не может быть реализован. В толковании же Андрея Кесарийского совмещаются оба этих взгляда. По его словам, «книга означает премудрую память Божию, в которой написаны все, как говорит о сем (этом) божественный Давид, но можно разуметь и глубину Божественных судеб», а также «под книгой можно разуметь и пророчества, о которых говорил Христос, что они частию исполнились в Евангелии (Лк 24:44), но совершенно исполнятся в последние дни».
Агнец, открывающий книгу с семью печатями. Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol. 21)
Глава 6
Откр.6:12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.
И когда Он снял шестую печать, я взглянул
– тайна за тайной открываются перед Иоанном. Все дальнейшее, описанное под вскрытием шестой печати, можно разуметь буквально как изменения, которые произойдут в естественном порядке вещей. С другой стороны, это образное описание религиозно-нравственных перемен последнего времени. Оно подходит и к разорению, бывшему при Веспасиане и Тите, но в большей мере ко времени антихриста.
И вот, произошло великое землетрясение
, что бы это значило? – скорее всего вообще сотрясение, изменяющее порядок вещей. Все последующее представлено как следствие этого сотрясения («трус велий» по-славянски). На землетрясение, как таковое, скорее всего указывает конец 14 стиха (горы и острова двинулись со своих мест). Результатом же сотрясения являются изменения во всем мире: в солнце, луне, звездах. Об этой перемене дел, о великом сотрясении, говорит пророк Аггей: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы» (Агг. 2:6–7). Христос «ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного» (Евр. 12:26–27).
Далее описываются события этого великого сотрясения последнего времени. И солнце стало мрачно как власяница.
Как и у Исайи пророка сказано: «Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» (Ис. 50:3).
И луна сделалась как кровь.
Так и пророк Иоиль говорит: «Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь… содрогнутся небо и земля» (Иоил. 3:15–16). Говорил об этом и сам Христос: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24:29). Возможно, и буквально будут страшные космические катастрофы; а, с другой стороны, как объясняет блаженный Кирилл Иерусалимский, черный цвет солнца и темно-кровавый цвет луны указывают на душевный мрак тех, которых постигнет гнев Божий. Тогда погаснут все светила, и великие мира сего померкнут. И сейчас при солнечном затмении солнце омрачается, как во власяницу облачившись. А при лунном затмении луна становится красной. Так при апокалиптическом красном цвете луны в последнее время, когда все померкнет, рухнет и изменится, все, чему люди поклонялись, сделается мрачным и обнажит свой зловещий цвет крови.
Скрывается свет солнца и луны для одних, коим предстоит навсегда погрузиться в вечный мрак. Скрывается он и для других, ибо им уже предстоит жить в ином сиянии – непосредственном сиянии света Бога и Агнца.
Откр.6:13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
Так сейчас наблюдаются иногда метеорные потоки. Тогда же, возможно, великие катастрофы будут в звездных мирах. В Ветхом Завете читаем, как рог рассвирепевшего козла «вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их» (Дан. 8:10). «Видение это относится к концу времени» (Дан. 8:17). Так израильтяне были такими же звездами и воинством небесным, ибо исполняли волю Небесного. Но низвергнуты были. Так же случилось и при разорении Веспасиана и Тита. Падение звезд небесных на землю – это также указание на прельщение верующих (падение небесных на землю), ибо сатана сделает все возможное, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24).
Церковь – смоковница, потрясаемая сильным ветром гонения, роняет незрелые смоквы свои, еще неразвившиеся в зное искушений и не услащенные благодатью. Отпадают неутвержденные и неискренние в вере. А с другой стороны, как незрелые смоквы, падут тогда все земные авторитеты, эти звезды кино и футбола, светила политики и кормчие государств. Они думают, что они звезды, светящие миру на небосклоне, но они всего лишь незрелые смоквы, которые сорвет сильный ветер.
Откр.6:14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.
И небо скрылось, свившись как свиток.
Подобное описывает Исайя: «Истлеет все небесное воинство (звезды – Г. Ф.); и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы» (Ис. 34:4). Таинственное значение этого видения. С одной стороны, это продолжение описания космических катастроф. Великие изменения в мирах звездных, солнце и луне продолжаются катастрофами атмосферы. Не исчезнет она, но после помрачения солнца и луны скроется от глаз людей, будет во мраке сокрыта от них и бесполезна для них. С другой стороны, этим показывается, что не истлению и погибели подлежит небо в последний день, но как бы некоему свиванию и превращению в лучшее (20,11; 21,1). Прежнее небо бежало – свилось, как свиток, и явилось новое. Святой Ириней Лионский в пятом обличительном слове пишет: «Не погибнет и не истребляется ни сущность и ни существо создания (ибо истинен и крепок создавший его)». «Но проходит образ мира сего» (1Кор. 7:31), в котором совершено преступление.
Евреи вместо книг употребляли свитки, сворачивание которых означало не уничтожение их, но сокрытие написанного. Небо-свиток видит Иоанн. Значит, небеса не исчезнут, а подобно человеку перейдут в новое состояние. «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся» (Евр. 1:10–12). Приближается пришествие Господне, и само небо, свившись как свиток, отвращается от земли, погрязшей и утонувшей в грехах.
Бесшумно и неожиданно скрылось небо, свившись как свиток, так неожиданно будет и пришествие Христово на Суд. Безмолвно взирало небо на все события истории человеческой, все записало, что видело под солнцем. Но вот кончилась история, и, как прочитанная книга, обратно свилось в свиток небо.
Под небом разумеются и ангелы, которые, видя бездну беззаконий, грехов и страданий последнего времени, не смогут более взирать и отвратят в печали лики свои.
И всякая гора и остров двинулись с мест своих.
Великие землетрясения будут тогда, а может, и оживут вулканы. О том и Сам Господь предупреждал, что будут землетрясения по местам» (Мф. 24:7). Чтобы пробудить нас от нашего духовного сна и заставить бодрствовать перед пришествием Христа, Бог заставляет сотрясаться саму землю. Но не от наших ли беззаконий содрогается земля?!
Под горами
можно также разуметь царей и владык, а под
островами
– их народы, так же можно понимать и пастырей с их церквами. Все поколеблется и сдвинется с привычных своих мест.
Откр.6:15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор.
Грянули все эти бедствия – и цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные
(здесь имеются в виду сильные по искусству, а не по физической силе – Г. Ф.),
и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор.
Все земные обитатели всех сословий будут в ужасе от происходящего. Из перечисления сословий мы видим также, что организация и структура общества так до конца мира принципиально и не изменится. Проходят века и тысячелетия, меняются формы человеческого общежития, но неизменной остается его несправедливая и грешная суть. Общество, зараженное проказой греха, не может исцелиться само по себе. Не помогут тут ни реформы, ни революции, ни наука. Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). А где нет Христа, там нет истины и справедливости. Поэтому земные царства и общества обречены на извечную несправедливость, покуда не положит этому конец страшный день Суда. Потому Церковь не за справедливое общество и права человека борется, а призывает людей к покаянию. Зовет их в мире этом жить миром иным. Но тонет в мирском шуме этот зов, только во всё большую бездну беззаконий ввергается общество. Но наступит день, когда в крайнем отчаянии все сословия, скрывшись в пещеры и ущелья гор (тошно станет в городах до невозможного), начнут взывать.
Откр.6:16 И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца.
Сегодня люди всё это не хотят видеть, не хотят признавать. Огульно всё отрицают и живут, как во дни Ноевы. Гонятся за наслаждениями, не предчувствуя страшной катастрофы. Как жителям Содома, им все эти предостережения смешны (Быт. 19:14), а уже сгущаются тучи, готовые излить огонь и серу. Тогда возопиют все. Но кончится время покаяния. И те, кто не желает ныне взывать к Богу, ангелам, святым, воззовут тогда к мертвым стихиям, горам и камням. И не о спасении воззовут к Всевышнему, но чтобы хоть мертвые камни, засыпав их, скрыли бы грозный лик Сидящего на престоле Бога-Отца и отвратили гнев Агнца-Христа. Сегодня – время покаяния. Сегодня Христос любвеобильно простирает ко всем Свои пронзенные руки. Тогда же кончится лето благоприятное (Иер. 8:20), жатва прошла, а мы не спасены – остается только гнев Агнца.
Откр.6:17 Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
Наступает Страшный суд. Изливается гнев Божий. Кто может устоять? Никто.
Агнец
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6)
Агнец — основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5:9).
С этим связано и неоднократное подчёркивание значения пролитой Агнцем крови (Откр 5:9; 7:14; 12:11). Разные мнения высказываются лишь о том, каковы истоки самого образа Агнца. Помимо общего понимания «агнца» в смысле жертвенного животного, подлежащего закланию, указывают на пасхального агнца из книги Исход (гл. 12), кровь которого, будучи нанесенной на косяки дверей, избавляла евреев от гибели во время десятой казни египетской (в Евангелии от Иоанна пасхальный агнец напрямую сопоставляется с распятым Христом — Ин 19:36), а также на сравнение с агнцем невинно страдающего и несущего на себе грехи человечества Раба-Отрока Господня (образ, однозначно относимый в христианской традиции к Иисусу) из книги пророка Исайи (Ис 53:7).
Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале
Бледный всадник
Последнего всадника, скачущего на бледном коне, автор Откровения называет уже по имени. Это сама Смерть. Она уничтожает людей всеми возможными способами. За этим персонажем следует ад. Интересно, что «бледный» окрас лошади в некоторых переводах с древнегреческого звучит как бледно-зеленый, напоминающий цвет гниющей кожи трупа.
Современные пастыри разных церквей трактуют изображенные в Откровении картины с поправкой на события сегодняшних дней. По их мнению, бледно-зеленый конь символизирует ислам, рыжий (красный) — коммунизм, вороной — капитализм. Венценосный всадник на белом жеребце — христианская вера, которая должна в итоге победить. Этой точки зрения придерживается, к примеру, пастырь церкви Конца времен Ирвин Бакстер.
Мормоны трактуют поочередное явление всадников Апокалипсиса как 4 следующие друг за другом периода. Белый конь — символ эры добра и праведности (4—3 тысячелетие до н. э.). Рыжий — времена греха, войн и гнева Божьего, явившегося на землю в виде Потопа (3—2 тысячелетие до н. э.).
Вороной — эра Авраама, а также преследований, голода и скитаний еврейского народа (2—1 тысячелетие до н. э.). Бледный конь символизирует последнюю эпоху, которая длится до сих пор и закончится концом света («адом» для все заблудших).
Четыре всадника
Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр 6:2). И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр 6:4). Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей (Откр 6:5). И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8).
Вслед за снятием Агнцем первых четырех печатей с запечатанной книги перед нами последовательно появляются четыре всадника: на белом, огненно-рыжем, вороном, то есть черном, и «бледном» коне. Последние три очевидным образом обладают негативной символикой, указывая на такие бедствия, как война, голод и мор. Интересно, что в оригинальном греческом тексте о цвете четвертого коня сказано «зеленый». Как правило, такой цвет понимается метафорически, как указание на нездоровый цвет лица смертельно больного человека. Отсюда и традиционный перевод «бледный».
Первый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020)
Что касается первого всадника, то с пониманием этого образа дело обстоит гораздо сложнее. Белый цвет коня и характеристика сидящего на нем как «побеждающего» указывает на то, что этот всадник — носитель спасения. Это может быть Сам Христос или образ спасающей человека благодатной силы Церкви. Таким и было доминирующее в святоотеческую эпоху толкование: первый всадник понимался либо как образ Самого Христа (Ириней Лионский), либо как образ торжествующей евангельской проповеди (Андрей Кесарийский).
Однако большинство современных библеистов образ четырех всадников интерпретируют как негативную, злую силу. При этом некоторые ученые высказывают предположение, что первый всадник символизирует антихриста, а белый цвет его коня и победоносный вид всадника могут толковаться как указание на маскировку антихриста под Христа.
Такое восприятие четырех всадников отражено в знаменитой гравюре Дюрера.
Черный всадник
О третьем всаднике Иоанн говорит, что тот держит в руке «меру» и восседает на вороном коне (Откр. 6:5). Далее звучит некий голос, назначающий цену за пшеницу и ячмень, но не позволяющий прикасаться к вину и елею (Откр. 6:6). Во времена Иоанна эта «мера» применялась для взвешивания сыпучих продуктов. Ею пользовались торговцы.
То, что такое мерило держит в руках третий всадник, является символом Голода как в буквальном, так и в переносном смысле. Простая пища — пшеница, ячмень — в последние дни на Земле сильно подорожает или будет в недостатке из-за засух. Вино же и елей, которые используются во время христианских богослужений, останутся нетронутыми. Это намек на спасение людей, живучих пищей духовной.
Вороной окрас коня легко объясняется с точки зрения исторического контекста. Он символизирует цвет винограда, который активно выращивали во времена правления Домициана (81—96 гг.). Римляне делали из него много вина, потакая пьянству правящего класса. В то же время земель, где возделывались зерновые культуры, становилось все меньше, а это грозило населению голодом.
Два свидетеля
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11:3).
Толкование образа двух свидетелей среди современных библеистов сильно отличается от того, как они понимались древними авторами. Большинство раннехристианских толкователей связывали сюжет о двух свидетелях с финальным отрезком истории человечества. Два свидетеля при этом понимались как два конкретных праведника ветхозаветной древности, явившихся для окончательного свидетельства о Христе перед миром.
Святитель Андрей Кесарийский видел в образе двух свидетелей указание на двух ветхозаветных праведников — Еноха и пророка Илию. В современной библеистике господствует иное восприятие, в рамках которого повествование о двух свидетелях мыслится как символическое изображение всей истории Церкви — от эпохи апостолов до конца мира.
Притча о двух свидетелях. Миниатюры из Апокалипсиса. Нач. XIV в. (Cantabr. Corp. Chirst. 20. Fol. 25v)
Жена, облеченная в солнце
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12:1–2).
С древности и до наших дней жена, облеченная в солнце, толкуется как образ Церкви. Такое понимание имеет глубокие библейские корни. В пророческих книгах Ветхого Завета взаимоотношения Бога Израилева и Его народа представлялись как супружеские, отсюда и многочисленные образы Израиля как жены. Эта традиция продолжается в новозаветных писаниях с той только разницей, что в роли Жениха или Мужа предстает Христос (Мф 9:14–15; 25:1–13; Ин 3:29; Еф 5:22–33; 2 Кор 11:2; Откр 19:7–9; 21:2, 9).
Различия между древним и современным пониманием символа жены, облеченной в солнце, касаются интерпретации образа ее сына. Если для священномученика Мефодия Олимпийского и святителя Андрея Кесарийского сын — это обобщенный образ благодатно рождаемого Церковью христианина, то для большинства современных библеистов он символизирует Христа, воплотившегося в лоне ветхозаветного народа Божия.
Видение ап. Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.)
Дракон
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12:3–4).
Толкование этому образу дано уже в самом Апокалипсисе. Согласно тексту, это древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12:9). Важно, что он выступает в качестве исконного врага Церкви, мобилизующего на борьбу с ней своих приспешников из среды человечества, представленных в образе двух зверей.
Видение апостола Иоанном Богословом «жены, облаченной в солнце». Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol.).
Общепринятые трактаты
Согласно Новому Завету всадники называются:
Завоеватель – воин, который перемещается на коне белой масти и держит боевой лук;
Война – следующий по порядку всадник, особенностью которого являются кровавые одеяния и наличие меча;
Завоеватель
Война
Голод – изображается как очень толстый всадник, едущий на худом коне. Вместо оружия держит весы;
Смерть – персонаж на бледной лошади, изображается как всадник, который в качестве оружия использует косу.
Голод
Смерть
Современные ученые, проводящие исследования в области религии, рассматривают Откровения с точки зрения возможных пророчеств, которые относятся к моменту зарождения христианской веры. И всадники выступают в роли завоевателей – парфянской армии. В доказательство этому приводят лук, который несет в руках первый из них. Ведь именно парфяне славились отличными лучниками, которые составляли большую часть их войск. Кроме того, парфяне чаще всего использовали в армии белых коней. Некоторые специалисты называют даже прообраз Завоевателя – парфянского шага Вологеза, который воевал с Римом и выиграл немало битв в первом столетии нашей эры.
Исторические ассоциации привели и к формированию образа Голода. В конце 1 века нашей эры император Домициан хотел ограничить распространение виноградников, засевая свободные земли злаковыми. Это вызвало бурную реакцию народа, которая вынудила правителя отказаться от реализации своих планов. Голод в этом контексте выступает как персонаж, который уничтожает запасы зерновых, не причиняя вреда вину и елею.
Красный всадник по мнению исследователей олицетворяет межгосударственные и гражданские войны, которые имели место во времена, описываемые в книге Иоанна Богослова.
Два зверя
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр 13:1).
И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13:11).
В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой — из земли. Их деятельность подробно описана, поэтому понимание этих образов в самом общем смысле не вызывает споров. Два зверя — это представители человечества, получающие свои полномочия от дракона-сатаны и служащие ему. Вся их деятельность направлена на богоборчество.
Зверь, выходящий из моря.
Первый зверь — воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит разного рода чудеса и знамения; его основная задача — обольщение людей. И, согласно тексту, второй зверь с этой задачей успешно справляется, так что потрясенные его чудесами люди поклонились первому зверю. Характерно, что в дальнейшем повествовании Апокалипсиса зверь, вышедший из земли, именуется лжепророком (Откр 16:13; 19:20; 20:10).
Эту пару образов толкуют двояко, ввиду их чрезвычайной сложности и неоднозначности. Так, например, в двух зверях усматривают как образы конкретных носителей зла, так и образы богоборческих государств или социальных институтов. Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго — символ института жречества императорского культа.
Зверь из земли.
Великая блудница Вавилон и Невеста и Жена Агнца, Новый Иерусалим
И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр 17:1–3).
И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр 21:9–10).
Два этих безусловно грандиозных образа противопоставлены друг другу. Новый Иерусалим — символ совершенного единения христиан с Богом в будущем веке, когда уже ничто греховное и злое не сможет это единение нарушить. В описании города доминирует символика числа 12 (Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Откр 21:12), традиционно связанного с образом Церкви (12 колен Израилевых, 12 апостолов).
Напротив, Вавилон — образ богоборческого единения людей во грехе, образ, если угодно, «анти-Церкви». Неслучайно блудница показана сидящей на багряном звере, в котором можно узнать зверя, вышедшего из моря, хотя некоторые толкователи видели в нем самого дракона-диавола. Это сатанинское единение грешников показано как жизнь, сосредоточенная на удовлетворении своих греховных страстей. Кроме того, образ великой блудницы Вавилона демонстрирует обольстительную силу зла.
Вавилонская блудница на звере. Миниатюра из Апокалипсиса. До 1072 г. (Paris. Lat. 8878. Fol. 52v)