понедельник, 4 декабря 2021 г.
СТРАХ БОЖИЙ. ЧТО ТАКОЕ СТРАХ БОЖИЙ?
«Страх Господень – ненавидеть зло». (Притчи 8:13)
БОЯТЬСЯ НУЖНО БОГА. КТО БОИТСЯ АДА, ТОТ БОИТСЯ ДЬЯВОЛА.
«…Будете баловаться – боженька вас накажет, он все видит», — говорила мама своим непослушным детям, указывая на икону в углу хаты. Когда мама вышла, ребятишки быстро нашли выход из положения. Они задернули занавеску, которая висела перед иконой…
«…Если бы не адские мучения, разве стал бы я придерживаться Божьих заповедей? Если бы за свои грехи человек просто умер бы, тогда я загулял бы на всю мощь. Страх перед ужасными вечными муками удерживает меня от грехов…». А это уже сказал один эмоциональный протестантский пастор.
Религия построена целиком на страхе. Религия представляет Бога суровым, жестоким, карающим, отправляющим людей на вечные ужасные мучения. Религия пугает людей Богом, использует Бога для устрашения людей. Зачем это ей? Причина понятна. Религия, которая не будет учить, что Бог суровый и карающий — потеряет власть над людьми.
Как известно, для обоснования своих лжеучений религия сделала вставки в Священное Писание. (Об этом есть несколько статей. Например, статья «УЧЕНИЕ ХРИСТА – ЭТАЛОН ИСТИНЫ».
Одним из надуманных, подогнанных под религиозные догмы учений, является учение, или же – толкование понятия «Страх Божий». В этом плане религия также вмешалась в текст Священного Писания. В результате религиозного вмешательства в Священное Писание, в изданной религией Библии термин «Страх Божий» применяется исключительно в смысле кары, наказания, устрашения, ужаса. Кроме того, религия даже буквально вставила слово «страх» туда, где изначально в тексте Библии этого слова не было. Например, прочитаем в церковной Библии текст из Послания Иуды: «…А других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию». (23-й текст). В этом коротком тексте слово «страх» встречается два раза. Так в Синодальном переводе Библии. Но посмотрим на этот же текст в Современном Русском переводе: «…Одних спасайте, выхватывая их из огня; к другим же будьте милосердны, но опасайтесь их, ненавидя даже их одежду, скверную от развратной плоти». Как видим, слова «страх» нет вообще!
Сделав свои вставки в Писание, религия запутала его смысл, поэтому простому человеку невозможно ничего понять. Но это и было целью религии. Так она привязала людей к себе. Теперь, имея непонятное Писание, и нелогичные, туманные церковные теории, человек вынужден обращаться за разъяснениями к той же религии. «…Без книг и трудов отцов церкви Евангелие понять невозможно», — заявил по телевидению профессор одной из государственных религий. Ошибается профессор. Это религия сделала Евангелие непонятным. А изначально Евангелие было понятно и доступно любому, самому неграмотному человеку. И сегодня Евангелие понятно для тех, которые смотрят в него не сквозь кривые религиозные догмы, а прямо.
Желающий уразуметь слова Библии о страхе Божьем, должен принять к сведению следующее: Страх Божий никак не связан с боязнью ада. Бояться Бога, и бояться ада – совершенно разное. Кто боится ада, тот боится сатану. А нужно бояться Бога.
Ученик Христа не боится ада. «Ибо Ты не оставишь души моей в аде…». Так сказал верующий Богу человек, псалмопевец Давид. (Псалом 15:10). Ясно, что пророчески его слова относились к Христу. А буквально эти слова касались его самого, верующего Давида. И так же буквально эти слова Давида относятся ко всем верующим во Христа. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? ад! Где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня». (Осия 13:14).
Ученик Христа не боится ада, потому как понимает, что ад есть смерть, сон, из которого он выйдет при воскресении мертвых. «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их». А вот ученик религии — боится ада, ибо верит лжи, будто ад является местом ужасных мук, в котором правят сатана и демоны.
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОДТАСОВКА О СТРАХЕ БОЖЬЕМ…
Религии не дают внятного пояснения того, что такое страх Божий, хотя некоторые из авторов довольно близко подходят к смыслу темы. Однако, не более того! А ведь в Священном Писании есть прямое и точное пояснение понятия «страх Божий». Ниже мы увидим это пояснение Библии.
Но вначале сравним, как страх Божий показан в Библии церковной, и как, например, в Современном Русском переводе.
Читаем в Синодальном переводе Псалом 33:10-12: «Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня; страху Господню научу вас».
Теперь читаем эти же стихи в Современном Русском переводе: «Чтите Господа, все святые Его, у тех, кто чтит Его, ни в чем нет нужды. Львы терпят бедность и голод, кто ищет Господа – не знает нужды. Подойдите, дети, и слушайте меня, я научу вас Господа чтить».
Итак, перед нами пример, как слова уважение, почитание Бога религия перевела словами страх.
Еще сравниваем текст из Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится…». (Исайя 11:1-3).
Посмотрим Современный Русский перевод. Там вместо слов «страхом Господним исполнится», стоят слова: «Благоговенье пред Господом наполнит его!».
В данном тексте благоговение перед Господам религия назвала страхом, чем полностью изменила смысл.
Обратимся к Новозаветным книгам. Прочитаем в Деяниях 9:31, в Синодальном переводе: «Церкви же во всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, находясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались».
Теперь читаем в Современном Русском переводе: «А тем временем для Церкви по всей Иудее, Галилее и Самарии наступил мир. Она укреплялась и жила в благоговейном трепете перед Господом. Благодаря Святому Духу ее численность все возрастала».
Опять благоговение переведено слово страх.
Прочитаем еще такие слова Апостола Павла: «…Повинуйтесь друг другу в страхе Божием…» (Ефес 5:21). В Современном Русском переводе сказано: «…Подчиняйтесь друг другу из благоговения перед Христом…».
И здесь в церковной Библии благоговение переведено как страх.
ЧТО ТАКОЕ СТРАХ БОЖИЙ?
Добрый милосердный Бог предоставил полное пояснение о страхе Божьем, о том страхе, который Он желает видеть в людях. В Священном Писании это пояснение Божье появилось еще при господстве рукописного Закона, за тысячелетие до Христа. Например, во второй главе Притч Соломона тема страха Божьего буквальным образом разложена по полочкам, разъяснена в деталях. Позволю себе процитировать полностью отрывок из книги Притч:
«Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище; то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге, ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды, и оберегает стезю святых Своих. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя…». (Притчи 2:1-11).
Предлагаю каждому самостоятельно, медленно, и несколько раз перечитать эти слова Писания. Перечитать без всякой религиозной трактовки, а просто и прямо, как они там написаны. И вы тогда увидите, что «Страх Божий», это – МУДРОСТЬ, РАЗМЫШЛЕНИЕ, ЗНАНИЕ, НЕПОРОЧНОСТЬ, ПУТЬ ПРАВДЫ, РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ, РАЗУМ…
В обычной жизни, в общении с разумными людьми, иногда мы слышим, например, такое наставление: «Когда будешь бояться Бога, тогда сможешь сохраниться от согрешения…». Каков смысл этого наставления? Что значит «бояться Бога»? Ответил Соломон: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя…».
Страх Божий, это не эмоции. Говоря иными словами — страх Божий это внутреннее состояние духовного совершенства, присущее человеку разумному во Христе. «Страх Господень – это ненависть ко злу». (Притчи 8:13. Современный русский перевод)
«НАЧАЛО МУДРОСТИ – СТРАХ ГОСПОДЕНЬ». Так написано в Библии. (Псалом 110:10. Притчи 1:7). Как эти слова толкует религия? Она говорит, что мудрость начинается со страха. Дескать, начинай бояться Бога, и – поумнеешь. Так учит религия. И полностью переворачивает смысл! А смысл этих Библейских слов обратный. Библия говорит, что – наберись мудрости, потом поймешь, что значит бояться Бога. Хотя, в принципе, даже в Синодальном переводе можно правильно понять фразу «Начало мудрости – страх Господень». Но для этого нужно прочитать весь текст до конца. Далее там сказано: «Глупцы только презирают мудрость и наставление».
Страх Божий, это – здравый ум. Если говорится: «нет в них страха Божьего», то, говорится, что нет в них здравого ума. Верующий не нарушает заповеди Божьи потому, что понимает, умом понимает, как это неправильно и вредно — не выполнять Божьи заповеди.
В порядке небольшого, но важного примечания, хотел бы сказать, что приводимые здесь цитаты из Современного Русского перевода, в целом, не являются основой для разумения сути вопроса о страхе Божьем. Смысл выражения «страх Божий» может быть понят и при чтении церковного, Синодального перевода. Кстати, цитата из Притчей Соломона, поясняющая что есть Божий страх, здесь приведена из перевода Синодального. Духовный человек для понимания Священного Писания обращается не к научным трудам, как бы ни были они правильны, а к Самому Господу Иисусу Христу. Остальным же людям религия настолько затуманила мышление, что многие из них действительно без посторонней поддержки не могут. В помощь таким верующим и приводятся цитаты из другого, не церковного перевода Библии.
КАК ПРИОБРЕСТИ БОЖИЙ СТРАХ.
Почему ни одна религия не скажет, что страх Божий начинается с мудрости? Да потому, что религия есть убийца мудрости. Если религия скажет, что вы должны приобретать мудрость, то вы, пойдя таким путем, затем вполне сможете понять, что религия вас обманывает. Призывать людей к мудрости для религии означает самоубийство. Религия призывает не к мудрости, а к страху. Религия стращает людей. Религия все переворачивает с ног на голову, мол, ты вначале начинай бояться, а потом — что-то поймешь, поумнеешь. Чушь! Страх наоборот – притупляет, парализует мыслительную способность. Именно поэтому среди религиозных людей так мало понимающих смысл Священного Писания.
Начинать нужно с отделения от зла. Умом необходимо понять, что зло – не хорошо. Затем – осознанно отступить от зла и здравомысленно проникнуться благоговением к Богу. Проповедь Евангелия проповедует покаяние. Грешник не знал Бога. Значит – Бога не боялся. Затем он услышал о Боге, узнал Бога, покаялся, и стал бояться Бога. Как у него появился Божий страх? Что стало началом его страха Божьего? Приобретенная мудрость.
БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ СТРАХА…
Почему же Священное Писание, когда говорит о мудрости верующего, о мудрости самой веры, употребляет слово «страх»? Вероятно, причина следующая: Жить НЕ по мудрости, жить игнорируя мудрость, отвергая здравый ум и рассудительность – на самом деле весьма и весьма опасно, просто – страшно. Действительно, разве не страшно построить дом на песке? А кто строит на песке? Человек безрассудный. А мудрый строит на камне. Значит, мудрый имеет страх Божий. (Матф. 7:24-27).
В Библии понятия «мудрость, знание, рассудительность, здравый ум» и т.п. – предлагаются не как нечто абстрактное, эфемерное, отвлеченное, а как строго практичное, напрямую связанное с нынешней, и с будущей жизнью человека. Как можно показать одним словом важность, необходимость послушания Богу, исполнения Его заповедей и разумного поведения и образа жизни, причем, чтобы это слово отрывало не только необходимость, но и чрезвычайную опасность отсутствия всего перечисленного? Можно ли все такое сказать одним словом? Да! Это слово «страх». Кто живет по законам здравого ума и заповедей Божьих, тот имеет страх Божий. Следовательно, будущее для него не страшно. А кто не дружит со здравомыслием — тот не имеет Божьего страха. Соответственно, его будущее весьма страшно. Применив слово «страх», Святой Дух в Священном Писании нашел действительно гениальное решение. Но религия все перевернула, и священное понимание Божьего страха превратила в инструмент угнетения и устрашения людей.
В ЛЮБВИ НЕТ СТРАХА…
Заповедь говорит, повелевает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всем разумением…». Другой заповеди о Боге нет. В том числе нет заповеди «Бойся Бога». Имеются наставления, призывы, советы бояться Бога. Например, книга Екклесиаст оканчивается таким логическим выводом: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».(Еккл.12:13.14). Но приказа бояться Бога в Библии нет. Бог не повелевает Его бояться. А вот любить Его – Бог повелевает.
(Кстати, можно ли полюбить по приказу? О том, что подразумевает заповедь-приказ «Возлюби Бога…», можно прочитать в статье «ОБРАЩЕНИЕ К ЛЮБЯЩИМ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА И ЖЕЛАЮЩИМ ЖИТЬ ПО ЕГО ЗАПОВЕДЯМ».
Любовь и страх перед любимым – понятия взаимоисключающие. Как бы не изворачивались религиозные толкователи, пытаясь объединить эти два разные состояния, у них ничего положительно не получается. В Писании написано, как высечено по камню: «В любви нет страха… Боящийся не совершенен в любви». (1 Иоан. 4:18).
Очень хорошо слова Иоанна переданы в Современном Русском переводе: «В любви нет страха – совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх связан с наказанием и тот, кто боится, не достиг совершенства в любви». Мы хорошо знаем, что значит верующий, в котором нет любви. Ничего не значит! Он – пустой звук, «медь звенящая и кимвал звучащий»! (1 Коринф. 13 гл).
АПОСТОЛЬСКОЕ ВРАЗУМЛЕНИЕ.
Апостолы знали, что такое страх Господень. Апостолы, проповедуя среди людей, веривших в языческие посмертные муки, объясняли своим слушателям понятие страх Божий, чтобы люди не боялись религиозных басней.
«Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей…». (2 Коринф. 5:11 Синод)
«И поэтому мы, зная, что такое страх Господень, пытаемся убедить других…». (Современ.)
Апостолы объясняли слушателям, что Бог есть любовь, и что Бога нужно любить, а не бояться страхом наказания. В некотором смысле это и было проповедью Евангелия. Люди понимали Апостолов. И сейчас понимают. К сожалению, не все…
«Страх Господень – ненавидеть зло». (Притчи 8:13. Синод.)
«Страх Господень – это ненависть ко злу». (Современ.)
А. Ададуров
Обсудить статью на форуме
Бояться Бога – значит исполнять Его волю.
Развивая вышеизложенные мысли дальше, я хочу сказать, что не понимаю, как человек может исполнять волю Господа, не имея перед Ним должного страха, и как человек может бояться Бога, не исполняя Его воли. Бояться Бога – значит исполнять Его волю. Это значит — предпринять шаг веры и поступить так, как велит Бог, даже если мы не находим логического объяснения ситуации и не можем видеть полную картину происходящего. Боящиеся Бога будут стремиться исполнить волю Божью. Любое повеление Отца имеет для них первостепенную важность и не подлежит обсуждению, ибо исходит из уст Самого Отца. Страх Господень, глубочайшее почтение перед Ним и Его волей и послушание Господу и Его воле будут в таком случае сопутствовать друг другу. Представьте себе только непослушных детей. Можно ли сказать, что такие дети уважают своего отца? Возможно, они приходят к нему, чтобы добиться от него желаемого, но не испытывают к нему ни любви, ни почтения. Если бы они его любили, то относились бы с почтением к его воле и исполняли бы ее. К сожалению, есть похожие христиане, которые приходят к Богу только от великой нужды; все остальное время они живут по законам мира. Естественно, так продолжаться не должно. Вместо подобного поведения нам следует углублять наши отношения с Богом, ища прежде Царства Божия и Его праведности, и все остальное приложится нам (Матфея 6:33). Мы должны следовать по стопам нашего Господа Иисуса Христа, как написано в Филиппийцам 2:5-11:
Филиппийцам 2:5-11 «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
В Писании говорится, что в нас должны быть те же самые чувствования, что и в нашем Господе Иисусе Христе. Какие же чувствования были у Него? Его чувствованиями была готовность к послушанию, послушанию даже до смерти. Его девизом были слова: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42).
Всем вышесказанным я хочу подчеркнуть, что мы не можем со всей уверенностью утверждать, что имеем страх Господень, если не исполняем Его волю. Точно такой же принцип действует в любви к Господу. Как Он Сам сказал:
Иоанна 14:23-24 «… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца».
Мы не можем говорить, что любим Господа, если не исполняем то, что Он нам велит. Точно так же, я думаю, мы не можем сказать, что мы боимся Господа, если мы знаем, в чем Его воля, но не исполняем ее.
В заключение этого раздела еще раз повторим: страх Господень подразумевает послушание Господу. Страх Господень – значит высоко ценить Бога и Его волю, несмотря на обстоятельства. Выражаясь кратко, это значит ставить Бога и Его волю превыше всего.
Страх Божий и совершенная любовь
К сожалению, русский язык не передает всю семантику термина «страх». Зато в латыни есть много разных слов для обозначения оттенков одного понятия: pavor, metus, terror… Но когда говорится о богобоязни, то употребляют только одно слово — timor. Оно включает не инстинктивные переживания, а благоговейное робение, боязнь сделать больно другому или потерять особо ценное. Поэтому в латинском переводе Библии в отношении богобоязненности каждый раз используется именно понятие timor.
Этот же благоговейный трепет переживали и ветхозаветные пророки, и апостолы Христовы, и новозаветные святые. В таком смысле страх Господень есть не что иное, как совершенная мера любви, когда тебе ничего в мире не страшно, кроме одного — остаться без Бога, предать Его своей греховной жизнью.
Мученики первых веков больше всего боялись не того, что их сожгут на костре или бросят на растерзание львам. Они страшились не столько смерти, сколько прожить хоть один день без Причастия — то есть без соединения с Богом.
Со временем многое изменилось, но даже в первой половине ХХ века за веру пострадали многие священники. Они страшились лишь одного — отречься от Господа.