Что такое гордость и чем она отличается от гордыни?

Гордыня — удел глупцов, считающих себя совершенством ©

Картинка из детской книги

Чем вообще отличается гордость от гордыни? Особенно в отношениях. Откуда берётся первое? И как воспитывается второе?

Давайте размышлять вместе, уважаемый читатель. Вспомним историю:

«Все есть лекарство, и все есть яд – все дело в дозе»

Гиппократ

И при разборе этого вопроса, что есть гордость и гордыня, мы тоже вспомним о концентрации. Гордость может быть проявлением самоуважения, чувства собственного достоинства. И это адекватная самооценка. И здесь нет необходимости самоутверждаться. Это не мешает жить и строить отношения. Самодостаточный человек более спокоен к критике, поскольку считает это не более чем, точкой зрения другого. Самодостаточность дает возможность знать себе цену, и этому человеку не нужно набивать ее, доказывая себе и окружающим, что он достоин. Еще один диагностический критерий -возможность самоиронии. При ее наличии все в норме, поскольку здесь есть спокойное принятие своего несовершенства при сохранении самоуважения. Это позволяет любить. Вспомним “Полюби ближнего, как самого себя”. Исходя из этого следует, что человек, не любящий и не уважающий себя, неспособен в полной мере любить и уважать других.

При гордыне все не так. Это обостренное, воспаленное, болезненное, гротескное проявление всех тех же качеств, формирующих дезадаптацию в личной жизни отношениях, неврозы. Это, действительно, своего рода духовная болезнь, требующая лечения.

Унижение и уважение

Есть два похожих слова. Уважение и унижение. Оба отличаются всего на две буквы. И кардинально- по смыслу. В гордыни есть унижение других. Гордецы не способны искренне, от души гордиться другими. В гордости же есть уважение других. Поэтому гордиться можно не только за свои успехи, но и за успехи других, гордиться можно страной, городом, другом, коллегой, женой/мужем, ребенком.

Формирование человека начинается, прежде всего, в родительской семье. Уже затем подключаются сверстники, школа, институт, иной социум.

Новорождённый человек, словно чистый лист бумаги, ждёт, что начнут писать на нем родители, формируя его судьбу. И это не только воспитание словом, но и примером. Именно родители должны воспитывать человека с собственным достоинством, чтобы он мог ценить это у других. И именно родители должны следить за тем, чтобы у ребенка не взращивать гордыню, надменность, невротическое превосходство.

Гордая женщина это та, которая недоступна и никогда не сделает шаг первой?

Гордая женщина -это женщина с чувством собственного достоинства, с адекватной самооценкой, она избирательна, не разменивается по мелочам, верна, целомудренна. Здоровая личность самодостаточна, дружелюбна и открыта миру. Умеет общаться, выбирать, говорить о своих чувствах, договариваться, объясняться, и вполне может сделать шаг первой. Легкость, улыбка, задор, свежесть, энергия- своего рода демонстрация психического здоровья, благополучия. Важно не только светить, но и светиться. Радостью, добром.

Гордость и недоступность

Если женщине нравится мужчина, но она при этом выдает противоположные реакции- она сурова, суха, резка, неулыбчива — такие стратегии портят жизнь, прежде всего, самой женщине, и вводят в заблуждение мужчину. Тотальная холодность — это не гордость, а внутреннее неблагополучие, путь в одиночество. От этого патогенного скрипта нужно избавляться, а не пенять на несправедливый мир, или на то, что «нормальных мужчин не осталось». Сидеть в гордой засаде, ожидая осады, при этом еще и морщась- в наш стремительный век это уже неэффективная стратегия. Тем не менее, конечно, важно и уметь контролировать свое поведение- выборочная холодность, даже если мужчина и нравится, может быть и благом — например, речь о связи с женатым, или, например, мужем сестры, братом и др.

Вернёмся к невротической неприступности. «Снежная королева» порой и холодна, так как и сама порой не верит, что комплименты в её адрес настоящие. Поэтому порой и не умеет улыбаться ни сама, ни в ответ. Хотя в душе этого хочет. Поэтому девочку в семье нужно воспитывать, чтобы она остро не нуждалась в восхищениях. Напитайте ее любовью вовремя. И она не будет ввязываться в неблагополучные отношения, где, например, психопат будет сохранять токсичные отношения с ней, мучая ее, просто иногда просто говоря ей комплименты, которым она верит, и которые ей в детстве не додал отец.

Или понятие женской гордости подразумевает иные проявления? Очень часто приходится слышать совет (женщине или мужчине) — не проси первым прощения, нужно иметь гордость. Чего же на самом деле больше в нежелании (или неумении) просить прощения — гордости или гордыни?

Неумение просить прощение, если неправ (а) — это не гордость, а незрелость. Стремление быть идеальным-(ой) может исходить или из деструктивного родительского воспитания, которое нужно перерабатывать с психотерапевтом, а может, и из токсичных отношений, когда признание вины вызывало у оппонента не уважение, а дополнительные нападки.

Московская Сретенская Духовная Академия

Иеродиакон Кирилл (Попов) 17.06.201734884
Для наиболее полного понимания, что такое гордость и каковы ее свойства, необходимо установить и прояснить смысл этого понятия, а для этого выявить его функционирование в греческом языке: именно на него был переведен текст Септуагинты и на нем написан Новый Завет. А затем следует уточнить значение этого термина в славянском и русском языках, на которых читаем Священное Писание мы с вами.

СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 2.

Обращение к тексту Священного Писания дает возможность увидеть, что для именования страсти гордости наряду с основным понятием, называемом в русском языке «гордость», употребляется также слово «гордыня», в большей степени свойственное славянской традиции — церковнославянскому библейскому тексту. При этом ряд примеров позволяет говорить о некоторых закономерностях употребления этих единиц, обусловленных, в том числе, и контекстом.

Прежде всего обратимся к текстам Священного Писания, написанным на греческом языке. Основным греческим термином, именующим страсть гордости, является слово ὑπερηφανία

(на латинице
huperеfania
). При этом словарные материалы древнегреческого языка позволяют обратить внимание на некоторые особенности его бытования. Так, словарь греческого языка Нового Завета для греческого
ὑπερηφανία
дает русские соответствия «гордость, заносчивость, высокомерие»[1]. В то же время словарная статья двуязычного словаря А. Д. Вейсмана позволяет увидеть внутреннюю форму этого сложного слова:
ὑπερηφανία
— чрезмерная гордость, высокомерие, а также
ὑπερηφᾰνέω
— слишком гордиться, быть высокомерным[2], сходные сведения обнаруживает Большой древнегреческий словарь:
ὑπερηφᾰνία
— 1) высокомерие, заносчивость, презрительность; 2) пренебрежение, презрение[3]. Показательным является само наличие первой части этого греческого слова, имеющей значение «сильно, крайне; в еще большей степени; свыше, сверх»[4].

Проводя аскетический анализ страсти гордости, С. М. Зарин указывает: «По своему филологическому составу υπερήφανος

означает человека, который “себя” чрезмерно показывает, т. е. который, обладая громадным самомнением, при всяком случае выставляет свою личность на первый план. Таким образом,
ύπερηφανία
очень часто связана с внешнею пышностью, роскошью»[5].

Примечательными в этом смысле являются отмеченные ранее библейские стихи, свидетельствующие о гордости (греч. ύπερηφανία

— слав.
презорство
) Денницы (Авд. 1:3), превозношении и надменности (греч.
ύπερηφανία
— слав.
гордыня
и
гордость
) Антиоха Епифана, расхитившего храм (см. 2 Мак. 5:21; 1 Мак. 1:20-22, 24), надменности Моава (греч.
ύπερηφανία
— слав.
гордыня
) (Ис. 16:6). Характерно и использование греч.
ύπερηφανία
(слав.
гордыня
) при описании гордости грешника, проявляющейся и во внешнем облике его (Пс. 72:6-9).

Еще одним из основных обозначений исследуемой страсти в греческом языке является также слово ὕβρις

. С. М. Зарин отмечает, что и оно, «без сомнения, связано с
υπέρ
и означает собственно поставление себя выше всяких границ,
высокомерие
. При этом
ὕβρις
может иногда проявляться и в пренебрежении законов священных, божественных»[6].

Исследованный библейский материал позволяет отметить употребительность слова «гордый» во многих контекстах, описывающих отступление грешника от праведных путей Господних.

Действительно, исследованный библейский материал позволяет отметить употребительность слова «гордый» во многих контекстах, описывающих отступление грешника от праведных путей Господних — законов Его. Это и упоминание о глазах гордых (греч. ὀφθαλμὸς
ὑβριστο
— слав.
око досадителя
) (Пс. 6:17), и о противлении нечестивого Богу с гордою выею (греч.
ὕβρει
— слав.
укоризна
). Высокоумие (греч.
ὕβρις
— слав.
досаждение
) и надменность (греч.
ὕβριν
— слав.
укоризна
) гордых ставятся в один ряд с другими беззакониями (Ис. 13:11), гордость (греч.
ὕβριν
— слав.
укоризна
) и высокомерие (греч.
ὕβρεως
— слав.
досаждение
) Моава подразумевают и злоумышления к нечестию ближнего, и противление народу Израильскому — народу Господа Саваофа, которому дарован Закон (Ис. 16:6; Соф. 2:10).

Оттенок бахвальства, имеющийся у этого слова, обнаруживается и в некоторых библейских отрывках.

Наряду с этими наиболее часто встречающимися в библейских и святоотеческих текстах именованиями гордости встречаются и другие. В ряде случаев можно видеть слово αλαζονεία

— у классиков, как отмечает С. М. Зарин, оно обозначает «хвастовство»[7]. Оттенок бахвальства, имеющийся у этого слова, обнаруживается и в некоторых библейских отрывках: с великой гордостью (греч.
ἀλαζονείας
— слав.
гордыня
) превозносился военачальник Никанор, назначенный правителем Иудеи во времена Маккавеев (2 Мак. 15:6), надменностью (греч.
ἀλαζονείας
— слав.
гордыня
) называется надежда на собственные силы вместо упования на Бога, обличаемые апостолом Иаковом (Иак. 4:15-16), самохвальством (греч.
ἀλαζόνας,ἀλαζόνες,ἀλαζονεία
— слав.
гордый, величавый, гордость
) именуется гордость людей, отступивших от Бога (Рим. 1:28-31, 2 Тим. 3:2-5, 1 Ин. 2:16).

Встречается в тестах и греческое τύφος

(«кичливость»)[8]. О такой возможной гордости (греч.
τυφωθεὶς
от
τυφóω
— слав.
разгордевся
) поставленного из новообращенных епископа предостерегает апостол Павел (1 Тим. 3:6), также апостол говорит о напыщенности (греч.
τετυφωμένοι
от греч.
τυφóω
— слав.
напыщени
) как свойстве людей, отошедших от Бога (2 Тим. 3:2-5).

В иврите гордость именуется как gaavah

(אָוָה) — надменность, величественность, раздувание, это понятие часто переводится как «превосходство», «высокомерие», «гордость», «вознесение». Еврейский глагол
gaah
буквально означает «вырастать; подниматься высоко». От него происходят слова, передающие мысль о гордости, — как «высокомерие», «тщеславие», «величие»[9].

Можно заключить, что славянское слово «гордость» в древнегреческом языке имеет несколько значений.

Таким образом, можно заключить, что славянское слово «гордость» в древнегреческом языке имеет несколько значений — это высокомерие, надменность, превозношение, кичливость и др. Примечательно, что в Библейском тексте на греческом языке слово «гордость» имеет разную семантическую окраску, выражая ту или иную степень пагубности греховной страсти, в то время как славянский текст отражает всю сущностную полноту, целостность и многоаспектность страсти гордости.

Кратко обозначив особенности употребления этих понятий в оригинальных языках Священного Писания Нового (греческий) и Ветхого (еврейский) Заветов можно отметить, что слова «гордость» и «гордыня» применительно к текстам библейским, как это следует из анализа старославянских источников[10], могут передавать одно и то же греческое понятие — ὑπερηφανία

. В то же время старославянское
гръдыни
является соответствием греческих
μεγαλαυχία
«похвальба, хвастовство, самонадеянность»[11] и
τύφος
«надутость, гордость, спесь, самомнение, пустое воображение»[12].

Каждое из двух понятий имеет ряд других, отличных значений и соответствий в греческом языке.

То же можно отметить и в церковнославянском языке: при тождественности определений: гордость — «высокомерие, надмение» и гордыня — «гордость, высокомерие», каждое из двух понятий имеет ряд других, отличных значений и соответствий в греческом языке[13].

Анализ приведенных ранее библейских отрывков показывает вместе с тем большую последовательность в передаче соответствующих греческих слов в церковнославянском языке по сравнению со словоупотреблением Синодального перевода. Так, греческим единицам ύπερηφανία

и
αλαζονεία
соответствуют[14] оба славянских слова — «гордыня» и «гордость», также славянским «гордость» может переводиться греческое
ἀγερωχία
«гордость, надменность». Для всех прочих греческих основных именований гордости, гордых и их поступков находятся в славянском языке иные синонимы: греч.
ὕβρις
— слав.
досаждение, укоризна, презорство
; единицы однокоренные греч.
τύφος
— слав.
разгордевся, напыщени
; греч.
ὕψωμα,ὕψος,ὑψώθη
— слав.
возношение, возвышение, вознесеся
.

Примечательное наблюдение над содержанием греческих понятий, переданных славянскими досаждение

(
презорство
), досадитель и гордыня находится у святителя Василия Великого в его толкованиях на пророка Исаию. Изъясняя слова пророка (Ис. 2:12), святитель о[19][20].
Богач и Лазарь
В то же время слово «гордыня», употребленное в Синодальном переводе, может являться эквивалентом не слова ὑπερηφανία

, а иных — «слава» (
δόξα
) (Ис. 14:11), «наглость, дерзость» (
ὕβρις
) (Иер. 50:31-32), «надменность, кичливость» (
γαυρίαμα
) (Сир. 47:5). «Гордость» же в русском Синодальном переводе соответствует греческим
ὕβρις
(наряду с «высокомерие», «высокоумие», «надменность»),
ύπερηφανία
(переводится также рус. «высокомерие», «надменность», «превозношение»),
αλαζονεία
(также рус. «надменность»). Можно видеть, что данные слова в большей или меньшей степени соответствуют основному значению греческого
ύπερηφανία
, поэтому для составления верного мнения о том, какой смысл исконно был заключен в нем, следует обращаться преимущественно к церковнославянскому тексту, в большей степени ориентированному на греческий текст.

Материал исторических словарей дает возможность говорить о большей последовательности, наблюдавшейся в прошлом при осуществлении переводов с греческого языка.

Материал исторических словарей

дает возможность говорить о большей последовательности, наблюдавшейся в прошлом при осуществлении переводов с греческого языка. Словарь XI-XIV вв. позволяет увидеть более точное соответствие др.-рус. гърдыни «высокомерие, надменность; кичливость» греч.
ὑπερηφανία
«высокомерие, заносчивость, презрительность», тогда как гърдость с тем же значением «высокомерие, надменность; кичливость» является переводом целого ряда греческих понятий:
ἀλᾱζονεία
«бахвальство, хвастливость, кичливость, заносчивость»,
τὴνὀφρῦν
, связанного со значением «насупить брови, морщить чело, смотреть угрюмо или гордо»[21],
ὑπερηφανία
«высокомерие, заносчивость, презрительность»,
τύφος
«надутость, гордость, спесь, самомнение, пустое воображение»,
ὕβρις
«наглость, дерзость». Такое словоупотребление во многом отлично от отмеченного в старославянском, а в ряде случаев и в церковнославянском языке
.
Здесь представляется важным упомянуть об истории анализируемых слов. Структура обоих понятий — гордость

и
гордыня
— указывает, что они являются однокоренными и очевидно восходят к общеславянской основе gъrdъ, имевшей, предположительно, несколько значений «разборчивый», «придирчивый», «привередливый»[22]. В некоторых родственных языках данная основа приобрела несколько иное семантическое значение: словенское «gȓd» — «уродливый» (сохраняется негативный оттенок). Кроме того, вслед за М. Фасмером многие исследователи при установлении происхождения слова «гордый» считают необходимым провести параллель и с латинским «gurdus» — «глупый».

Рассмотрение слова понятия «гордость» в библейско-богословских словарях и энциклопедиях в целом основывается на тексте Священного Писания и изначально определяет, что гордость — отрицательное качество.

Рассмотрение слова понятия «гордость» в библейско-богословских словарях
и энциклопедиях
в целом основывается на тексте Священного Писания и изначально определяет, что гордость — отрицательное качество. Например, такое понимание гордости как греха обнаруживается в Библейском Богословском Словаре 1872 года под редакцией В. Михайловского[23], представляющего собой перевод французского словаря 1862 года с добавлением некоторых извлечений из неканонических книг. Так, в нем отмечаются осуждение гордости Богом, ее последствия, основания, приводятся примеры гордецов. Подобным же образом организована словарная статья из Библейского словаря Б. Геце (1923)[24], также определяющая гордость как грех.

Библейская энциклопедия Брокгауза (первое издание, 1960) указывает, что «гордость в библейских текстах подразумевает высокомерие», а также, приводя понятия «гордость, тщеславие, надменность», о[25].

Материал Евангельского словаря библейского богословия (1996) свидетельствует о том, что понятие «гордость/величие (pride)» «иногда упоминается в Ветхом Завете в положительном смысле»[26] при обозначении величия Божия, основным все же является отрицательный его смысл. В Новом Завете значения всех слов, именующих гордость, конкретны и имеют только отрицательное значение[27]. В словарной статье достаточно подробно рассматривается словоупотребление еврейского и греческого текстов, определяются библейские контексты, описывающие гордых, указывающие на последствия гордости.

Новое осмысление этого понятия, во многом определяемое переводом словаря с французского языка на русский язык, содержится в католическом словаре библейского богословия (первое издание, 1970). В нем фактически отражена попытка рассмотреть возможные положительные оттенки слова «гордость», оттенить его от значения понятия «гордость/гордыня». При этом «гордость/гордыня» традиционно представляется авторами как грех, отрицательное качество через выявление на основе Священного Писания различных форм гордости (тщеславие, надмение, высокомерие, гордыня), ее последствий, примеров гордецов и наказания их.

Иная «гордость» — дерзновение — требует дополнительного комментария.

Иная «гордость» — дерзновение — требует дополнительного комментария. «В Библии нет особого выражения для обозначения гордости в положительном смысле, но характерные черты этого качества базируются на двух моральных состояниях. Одно из них всегда благородно и переводится греч. словом παρρησία

, родственным понятию «свобода». Евреи выражают его при помощи перифраз: стоять прямо, с поднятым лицом, открыто выражать свое мнение; гордость проявляется в полной свободе слова и поведения. Другое состояние близко чувству доверия и представляет собою как бы его излучение; греки обозначают его словом
хαύχησις
, что значит «хвалиться чем-нибудь», опираться на что-либо, дабы иметь уверенную осанку — для полного осуществления своего существования перед самим собой, перед другими, перед Самим Богом; этот род Гордости может быть благородным или тщетным в зависимости от того, опирается ли она на Бога или на человека»[28].

Однако необходимо обратить внимание, что отмеченное авторами понятие παρρησία

имеет в греческом языке, как можно видеть на основе словарных материалов, значение, не соотносящиеся напрямую со значениями иных терминов, непосредственно именующих гордость: «1. откровенность, прямота, 2. невоздержанность на язык, 3. дерзание, смелость», а потому передается при переводе на русский язык как «упование, дерзновение, уверенность»[29], но не «гордость».

В Католической энциклопедии, гордость (pride) рассматривается как отрицательное качество в человеке и самый Богопротивный грех. Определяется гордость как чрезмерная любовь к самому себе, чувство собственного превосходства. Гордый человек выходит из подчинения Всемогущего Бога и живет по собственным правилам. В этом проявляется презрение и отвержение Бога[30].

Неуместными представляются попытки оправдать человеческую гордость через противопоставление ей так называемой «гордыни» в предположении, будто гордость — это хорошо, а гордыня — плохо.

«Гордость (pride)» подобным же образом рассматривается и в Большом библейском словаре (2001). Его авторы, определяя, что гордость «в положительном смысле — реальное и оправданное уважение к себе»[31] (в таком случае его передают греч. понятия παρρησία

и
хαύχησις
), о, потому «неуместными представляются попытки оправдать человеческую гордость через противопоставление ей так называемой «гордыни» в предположении, будто гордость — это хорошо, а гордыня — плохо»[32].

В патристическом греческом словаре Lampe G.W.H. гордость (ὑπερηφανία

) определяется как высокомерие (
arrogance
), грех, который убивает душу (
sinwhichdestroyssoul
)[33].

В Православной энциклопедии говорятся, гордость — один из основных человеческих пороков. Может обозначаться и др. греч. словами, приобретая при этом различные смысловые оттенки (самомнение, спесивость или кичливость, хвастовство, высокомудрие). В Библии гордость не выступает как положительное качество, святые отцы рассматривают гордость как, тяжкий грех[34].

Подводя итог, важно отметить, что в библейских контекстах греческой и славянской традиции гордостью обозначены именно отрицательные свойства этой страсти.

Подводя итог, важно отметить, что в библейских контекстах греческой и славянской традиции гордостью обозначены именно отрицательные свойства этой страсти. Термин «гордость» в Священном Писании заменяется словом высокомерие, надменность, но это слово присутствует в переводах Писания на русский язык. В то же время современными исследователями порой определена возможность выявления некоторых положительных ее черт на основе анализа в некотором смысле соотносимых с ней понятий. В связи с этим необходимым оказывается обращение и к соответствующим традициям словоупотребления. На основании рассмотренного вопроса наша позиция сходится с точкой зрения дореволюционного исследователя еп. Виссариона (Нечаева), который говорил: «Слово Божие часто говорит о гордости, но оно совсем не знает гордости благородной… Священное Писание только обличает и осуждает гордость, как тяжкий грех»[35].

Таким образом, обращение к словарным и энциклопедическим материалам позволяет говорить о том, что гордость традиционно осмысляется исключительно как отрицательное качество, и только со временем стали предприниматься попытки определить у этого понятия некоторые положительные оттенки значения. Особенности такого словоупотребления можно обнаружить в современных европейских языках[36], что прослеживается на примере, в том числе и русской книжной традиции, о чем подробнее будет сказано в следующих частях этой статьи.

монах Кирилл (Попов)

[1] Греческо-русский словарь Нового Завета. — М.: РБО, 2012. — С. 215.

[2]Вейсман А. Д.

Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — Стлб. 1280.

[3]Большой древнегреческий словарь. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — С. 787.

[4]Там же.

[5]Зарин С. М.

Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. — СПб., 1907. — С. 297.

[6]Там же.

[7]Там же.

[8]См. там же.

[9]Шапиро Ф. Л.

Иврит-русский словарь. — М.: ГИИНС, 1963. — С. 244.

[10] Старославянский словарь. — М., 1994. — С. 178.

[11]Большой древнегреческий словарь. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — С. 648

[12] Вейсман А.Д.

Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — Стлб. 1264.

[13] Дьяченко Г., прот

. Полный церковнославянский словарь. — М.: Отчий дом, 2013. — С. 128.

[14] В данном случае обозначаются только случаи употребления имен существительных, то есть отдельно не рассматриваются образованные от них прилагательные и глаголы, содержание соответствующий корень -горд-.

[15] Patrologiae cursus completus seu bibliotheca universalis, integra, uniformis, commoda, oeconomica, omnium SS. Patrum, doctorum, scriptorumque ecclesiasticorum … Series Graeca in qua prodeunt patres, doctores scriptoresque ecclesiae graecae A.S. Barnaba ad Photium / By: Migne, J.-P. (Jacques-Paul), S. Basilius Cesarienses Episcopus. Tomus XXX. 1857. — P. 261.

[16]См. тамже.

[17]См. тамже.

[18] См. там же

[19] Там же. P.263.

[20]Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Толкование на пророка Исаию. — М.: Собственная типография, 1900. — С.100.

[21] Вейсман А.Д.

Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — Стлб. 915.

[22] Фасмер М.

Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель, 2004. — Т. 1. — С. 109.

[23]Библейский богословский словарь / под ред. В. Михайловского. — М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1995. — С. 81-84.

[24] Библейский словарь Б. Геце. — М.: Издательство пастора Гетце, 2011. — С. 88.

[25] Библейская Энциклопедия Брокгауза. — М.: Костюков, 2009. — С. 203.

[26] Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. — М.: Библия для всех, 2005. — С. 246-247.

[27] Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. — С. 246-247.

[28]Словарь библейского богословия. — М.: Кайрос, 2003. — С. 225-231.

[29]Симфония словарных форм. Словарное определение. Электронный ресурс. // URL: https://manuscript-bible.ru/S/D/7061.htm#pa%u0453r%3Dhs%u042Ba (дата обращения: 01.03. 2016).

[30]TheCatholicEncyclopedia.Volume 12. NewYork, 1911.P. 405

[31]Уолтер Элуэлли Филип Камфорт

. Большой библейский словарь. — М.: Библия для всех. 2007. — С. 311.

[32] Там же.

[33]LampeG.W.H. Apatristicgreeklexicon. — P. 1439.

[34] Литвинова Л.В.

Гордость // Православная Энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 12. — М.: Московской Патриархии, 2011. — С. 108.

[35]Виссарион (Нечаев), еп.

Гордость. — СПб.,1899. — С. 4.

[36] Словарь библейского богословия. — М.: Кайрос, 2003. — С. 227.

Гордыня или незрелость?

Так или иначе, в гармоничных отношениях оба должны учиться уважать друг друга и уметь признавать ошибки. В моем авторском курсе семейно-сексуальной психотерапии у меня есть даже отдельный блок, посвященный этому вопросу, поскольку это является необходимой базой, фундаментом для построения счастливых отношений.

Почему, кстати, многим людям в самом деле так сложно бывает просить прощения? И правда ли, что такие люди и сами, как правило, не умеют прощать?

Умение прощать

Гордецы неспособны просить прощение, поскольку считают себя совершенством, именно поэтому даже при очевидных ошибках не признают это, изворачиваются, обвиняют других, меняют тему разговора, злятся, ещё больше отталкивая от себя.

В мотивах прощения тоже есть нюансы. Порой люди просят прощения у другого ДЛЯ ДРУГОГО. Это принципиально неправильно. Истинным мотивом должна быть совесть. Просить прощения нужно для СЕБЯ. Чтобы стать чище. Отмыться. Очистить грязь. Вспомним А.П.Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой». Прощение — это покаяние, прежде всего, для того, чтобы очиститься самому, а не для того, чтобы быстрее все стало, как и прежде. В психиатрии есть такое понятие, как легковесность суждений. Легковесные люди относятся к покаянию небрежно, поверхностно, легкомысленно. Для легковесного человека нормы и правила морали – пустые слова и фразы. Легковесность – это пониженная искренность, фальшивость. Такие люди могут каждый день нарушать договоренности, и каждый раз просить прощение. До следующего дня. Это может встречаться например, у алкоголиков, которые клянутся каждый день «бросить пить». Поэтому важны целеполагание, глубина и искренность.

Несовершенство как точка роста

Осознание несовершенности даёт точки роста личности. Если человек понимает свое несовершенство, то он и не так требователен к другим. И готов прощать, не формально, а » от сердца». А это духовный рост и возможность построить чистые отношения, порой закрыв в прошлое дверь, оставив позади обиды, гнев, разочарования. Такая вот духовная баня- чистилище. Обновление, очищение через покаяние. И гордыня может мешать самому человеку становиться лучше.

А как вообще правильно прощать?

Если уж прощать, то прощать и не попрекать. Этому тоже нужно учиться. И делать выводы. Задаваться вопросом: “ Что можно исправить”?

Так что же это – гордость: чувство или эмоция

В первую очередь, конечно эмоция. Вы гордитесь достижениями страны, ребенка, соседа. Гордитесь и тем, что смогли путем большого труда достичь вершин в творчестве, науке.

Почему бы не гордиться – вложены желание быть лучшим и знающим. Важно не перешагнуть границы между гордостью и гордыней, не потерять чувства меры, когда ваша истинная гордость просто перерастет в зазнайство и чванливость.

Будучи по-настоящему гордым, вы будете защищать свои достижения, постараетесь помочь ближнему. Стать участником большого дела – тоже великая удача.

Но как только вы становитесь эгоистом и перестаете уважать мнение окружающих, вот тут рождается гордыня. Человек мнит себя всезнающим, теряет собственное достоинство, ценит лишь себя и свои достижения.

Это нужно не просто понять, но и прочувствовать на себе – как только вы начнете считать себя правым во всем, перестанете учиться и слушать собеседника – рождается непонимание и теряются справедливость и Честь.

Прощать, не попрекая

Например, ко мне часто обращаются пары после вскрывшегося адюльтера. И важно не только уметь покаяться, не только научиться прощать полностью, не на 99 процентов, а на 100, и кроме этого, сделать выводы. Обновиться. Например, вместо дальнейшего попрекания стать лучше, стараться, например, больше и качественнее проводить времени вместе. Рассматривать это как шанс, стать счастливее, ведь недаром говорят «Было бы счастье, да несчастье помогло» . Вспомним, к примеру, финальную сцену фильма «Любовь и голуби», где героиня говорит с любовью своему запутавшемуся, раскаявшемуся и вернувшемуся мужу: «А ты знаешь, хорошо, что все так вышло, теперь мы вот, на свидания стали ходить, и все стало у нас лучше». Это мудрость, а не глупая гордыня.

Чего нелья прощать?

Что, на Ваш взгляд, нельзя прощать ни при каких условиях?

Хладнокровного предательства, совершаемого многократно. Именно хладнокровного — так как мы много ошибок в жизни совершаем в состоянии своего рода ограниченной вменяемости- в гневе, в растерянности, страхе. Мнократно — если было покаяние, то оно было неглубоким, и не привело к переосмыслению, отречению, действиям, результатам. На мой взгляд, стоит давать шанс максимум три раза. А дальше уж или принять, или прощаться. И большой вопрос в критериях предательства. Для кого-то это это взгляд, а для кого-то переписка, для кого-то факт физической измены, а для кого-то пренебрежительные слова за спиной. Если считать предательством многое, то и людей не напасешься. Тогда проблема уже не в окружающих, а в своей картине мира.

Как Вы уже сказали, адьюльтер порой, оказывается, полезно простить. При каких условиях это может пойти на пользу?

При условиях, если кризис встряхнул пару и это стало точкой нового роста, развития. Пусть и через хирургию. Тогда и говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Все зависит от иммунитета пары. Ведь после операций слабые тоже порой не выживают. Поэтому нужно неустанно повышать качество отношений, запас прочности. Тогда в кризис, при этом запасе есть на чем «выплывать». Те же, кто вовремя не позаботился о прочности своей семейной лодки, при малейшем штроме идут ко дну.

Как научиться признавать свои ошибки?

А можно несколько практических советов как правильно признавать свои ошибки и как прощать за ошибки партнёра?

Нужно осознать, что является ошибкой, насколько критичной и почему?

Если это ошибка, признать это сразу, и беззаговорочно, без всяких условий, порой показав пример партнеру. Нужно уметь решительно переходить на светлую сторону, без метаний.

Нельзя ни в коем случае, перекладывать вину на других. Отвечай только за себя. Перекладывая вину на других или внешние обстоятельства, мы упускаем возможность стать лучше.

Не думать о том, простят ли. Не заискивать. Говорить по совести. Не простят- значит, не свой человек, и Вас готовы принимать только «в белом». Это не любовь и не дружба. Не судьба, так не судьба.

Признавая ошибки, сохраняйте достоинство. Раскаяние и покаяние — это глубже, чем причитания.

Помнить о правиле: «Любите грешника, осуждая грех». Не путайте действия и личность. Иногда есть и разница.

Прежде чем судить, подумайте, безупречны ли Вы сами.

Бытует мнение, что гордыня более присуща женщинам. Дескать, с малых лет, когда из девочки выращивают принцессу, и заканчивая более зрелыми годами, женщину учат тому, что она особенная и достойна исключительно самого лучшего.

Я бы не сказал, что мужчинам это не присуще. Посмотрите вокруг. Разве не видно среди напыщенных женщин таких же напыщенных мужчин? Словно гуси и гусыни вышагивают они, надменно поглядывая на окружающих.

Пусть вам поможет короткая молитва о смирении гордыни

В Библии можно найти много правильных слов о смирении. Практически в каждом тексте можно найти точные слова, говорящие о тщете гордыни, не забывайте, что у вас все и всегда будет удаваться, если будете помнить – вы окружены добром, вокруг вас нет и не может быть зависти, помните о силе добра, и вы станете неуязвимым.

Перед тем, как начинать новое дело, вспомните слова Иоанна Кронштадтского:

«Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать, как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго. Аминь.»

Удастся любое дело, вы во всем будете безупречны, вам будут доступны новые границы, если начнете день с этих слов.

Гордыня часто встречается и у мужчин

Что касается воспитания детей, тут, действительно важно учить ребенка с детства, вне зависимости от пола, что нужно уметь с уважением относиться к окружающим. Ведь действительно мы все уникальны. И чему-то всегда можно научиться у других. Порой ведь и «устами младенца глаголет истина». Важно просто иметь хороший слух.

И помнить, и напоминать, как себе, так и своим детям, золотое правило этики: «относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

Среди гордецов часто бывают те, кто недолюблены или перелюбленые в детстве — дисбаланс дает или жгучее стремление получить признание или же такое же жгучее желание поддерживать внешний поток комплиментов, к которому привык ребенок с детства.

Насколько гордость уместна в отношениях и в чём она должна проявляться?

Если партнер не психопат (это такой андроид без души), и совершает ошибки, которые готов признать — например, повышает голос, нарушает границы, проявляет неуважение, навязывает свою волю, есть элементы физического насилия, то жёсткое «стоп, со мной ТАК нельзя» может или оздоровить отношения, если они еще живы, или привести к расставанию, что является порой, на самом деле, большой удачей в таких случаях, ведь лучше быть в разводе, чем на кладбище. Поэтому из абьюза порой лучше эвакуироваться, чем доказывать, что ты не верблюд, все равно Вас не услышат и не поверят. В пограничных отношениях стоит попробовать побороться за нормальные.

Откуда берется гордыня

В большинстве случаев гордыня — результат неправильного воспитания. Она существует наряду с неадекватной завышенной самооценкой. Дочери либо сыну родители внушают, что она или он лучше других, достойней, красивей. Когда такое внушение имеет основание, ничего плохого в этом нет. Если родители закрывают глаза на недостатки ребенка и не указывают на них, формируется неправильное восприятие своих возможностей и себя. Гордыня возникает и во взрослом возрасте, но провокатором всегда является другой человек.

С одной стороны, гордыня делает зависимым от чужого мнения, отравляет личную и социальную жизнь, с другой — не позволяет воспринимать реальную критику и давать оценку своим действиям. Со временем человек перестает развиваться и деградирует.

Признаки поведения

Человек, ослепленный гордыней, ведет себя так, будто все вокруг ему обязаны. Основные признаки:

  • синдром отличника — убежденность в правоте, непогрешимости;
  • ощущение личной важности, значимости и превосходства над другими людьми;
  • хвастовство, постоянное желание выделиться;
  • высокомерное отношение к окружающим;
  • нежелание брать ответственность за свои поступки;
  • отсутствие чувства вины;
  • ожидание похвалы со стороны;
  • непереносимость критики;
  • фиаско из-за переоценки своих способностей и возможностей;
  • жалость к себе;
  • покровительственное отношение к кому-то;
  • унижение других;
  • отказ от посторонней помощи;
  • желание возвыситься, прославиться любым способом;
  • осуждение других за промахи, ошибки;
  • нежелание делиться опытом, прощать, благодарить;
  • обидчивость;
  • сарказм;
  • желание давать советы, когда в них не нуждаются;
  • ложь ради повышения своей значимости;
  • непризнание собственных недостатков.

Определить горделивого человека можно по поведению. Он не умеет подстраиваться под других, всегда гнет свою линию, доказывает правоту и собственную значимость.

ЧИТАТЬ Сила воли: что это такое и способы ее развить

Тщеславие и высокомерие

Тщеславие порождает гордыню, а она способствует формированию высокомерия. Тщеславие — стремление получить славу любым путем, потребность в подтверждении превосходства, желание слышать лесть в свой адрес. Высокомерие — возвышение себя над другими людьми.

Лучше быть в разводе, чем на кладбище

Но постоянно обижаться на все подряд- что не угадал(а) с подарком или не угадал(а) мысль — это другая крайность, и это уже не гордость, а инфантильность избалованного ребенка.

К чему в отношениях приводит гордыня?

К отчуждению, «кривым» отношениям. Хотя некоторым это может нравиться: вспомним фильм «Подкидыш» с ставшим нарицательным «Муля, не нервируй меня». Каждому свое.

Гордыня мешает коммуникации. Гордецы скупы на похвалу других, поскольку считают, что “если кто-то лучше, значит, кто то я хуже”. Система восприятия мира win- win в виде синергии и успеха им недоступна. В отношениях гордыня провоцирует сплетни, интриги, невротический, болезненный поиск — сравнение, кто лучше.

Советы, даже искренние, воспринимаются гордецами как неприятие и даже оскорбление, поскольку они воспринимают мир искаженно.

Как избавиться от гордыни

Помнить, что вы не самый лучший среди людей, уважать мнение других, прислушиваться к советам.

Можно гордиться собой за реальные достижения, но всегда стоит помнить – кто-то сделает это же лучше вас.

Не враждовать с окружающими, а стараться их понять, не ставить себя выше других, понимать, что ни сословия, ни верования, ни уровень образования не сделают вас выше других.

Как только вы перестаете уважать себя, пропадает уважение к другим. Забудьте о тщеславии и цените мнение окружающих, гордитесь успехами людей и вас будут уважать.

Гордыня и компромисс

Гордыня мешает гибкости, не дает возможности идти на компромисс, гордецы с трудом принимают чужую точку зрения. Особенно это мешает в семье, поскольку мешает уважению и договороспособности.

Любимая игра некоторых женщин «Угадай, чем ты меня обидел, а до этого я помучаю тебя своей холодностью и неизвестностью» — вместо того, чтобы прямо и доброжелательно сказать, что было неприятно, и как это исправить часто со временем начинает раздражать мужчин. Поэтому важно уметь разговаривать и доносить свою позицию. Гордыня часто идет рядом с деструктивной обидой.

Есть ли разница

Чтобы определить, чем отличаются понятия, нужно знать смысловое значение каждого слова:

  1. Гордость — чувство, возникающее в ответ на осознание собственных достоинств, уважение самого себя. Кроме того, она появляется за другого человека, который своими поступками и делами заслуживает уважения, восхищения, признания.
  2. Гордыня — чувство, формирующееся в результате завышенной самооценки и неадекватного принятия самого себя. Тесно связано с самолюбием, эгоизмом, эгоцентризмом, чрезмерным высокомерием. Гордыня возникает только по отношению к себе. Человек не в состоянии оценить достоинства других людей.

Эти понятия отличаются между собой степенью эгоизма. Гордый человек замечает и выделяет свои достоинства, не задевая чувства других людей, а горделивый не видит никого достойного вокруг. С точки зрения психологии, гордость помогает людям совершенствоваться, достигать цели, ставить новые. Гордыня мешает этому процессу, поскольку не дает адекватно воспринимать себя, проблемы и сложившуюся ситуацию, ведет к деградации личности. Горделивая особа возвышается над другими, не имея под собой подоплеки. Главные отличия:

ЧИТАТЬ Как мотивировать себя: главные правила, проверенные техники и советы

ГордостьГордыня
Возникает за себя, других людейКасается только того, у кого появляется
Заключается в адекватном восприятииСигнализирует о завышенной самооценке, неправильном восприятии себя и других
Носит положительный оттенокИмеет отрицательный окрас
Чувство достоинстваВысокомерие
Помогает совершенствоваться, реализоваться, добиваться целейМешает в достижении желаемого, даже когда цель предельно ясна

Зная, в чем разница понятий, можно определить, откуда берутся у человека эти качества.

Игра: «Угадай, на что я обиделась?»

Гордыня портит не только отношения, но и жизнь самого гордеца, ведь гордецы не могут принять помощи и попросить ее, поскольку считают это печатью несовершенства, тем самым делая свою жизнь своими руками хуже.

Гордецы могут ухудшать свою жизнь тем, что порой выбирают более блеклое окружение, чтобы «блистать» на этом фоне. А ведь это ограничивает рост и делает жизнь менее интересной.

Гордыня важна в понимании и социальной психологии. Гордыня — это сравнение себя с другими и часто при этом — принижение окружающих (агрессия). У части молодежи гордыня диктует необходимость доказывать свою значимость, причем часто с перечеркиванием и возвышением над предыдущими успехами прежних поколений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]