Пещера веры или место разврата: что означает слово «вертеп»

В Европе уже несколько веков существует рождественская традиция устанавливать в доме или возле дома вертеп. Детали для этого сооружения можно купить, а можно все сделать своими руками. В этой своеобразной декорации разыгрывается рождественское представление о появлении на свет младенца Иисуса.

Поскольку само действо относится к религиозной народной культуре, в России эта традиция была утрачена после революции. Ее возрождение началось в конце 80-х вместе с обновлением русской православной церкви.

В новом веке вертепное действо снова популярно. Его ставят самодеятельные и профессиональные коллективы, на большой сцене и дома — для друзей и домочадцев.

Что такое вертеп

У этого слова несколько значений, но многим современным россиянам знакомо лишь одно из них. Попробуем разобраться в тонкостях и нюансах понятия с самого начала

Происхождение слова

Вертеп — старославянизм по своему происхождению. Филологи так и не пришли к единому мнению об этимологии этого слова. Его народные значения: овраг, провал, ущелье тесно связаны со словом пещера, хотя «врьтепь» не было полным синонимом слова «пештера» и у древних славян.

Бесспорно лишь одно — сегодня считается, что его корни идут от старославянского «врьтепь» — пещера, сербохорватского «врть» — сад, огород и латинского «verti» — закрывать. Что буквально означает закрытое, укромное место, убежище.

Значение понятия

В своих знаменитых словарях и Даль, и Ожегов, и Ушаков дают несколько трактовок слова.

Вот, как толкует его Ушаков:

  1. Притон, место разврата и преступлений (книж.).
  2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этногр., театр.).
  3. Самое это представление (театр., этногр.).

Самое интересное, что для большинства наших сограждан, выросших в советское время, единственным было значение №1: ужасное место, где тайно собираются темные личности творить свои преступные дела. Куда же делись второе и третье толкование?

Все очень просто: светлое и праздничное значение слова «вертеп» исчезло из сознания людей во времена гонений на церковь. Антирелигиозная пропаганда привела к тому, что Рождество вместе со всем его волшебством перестало быть всенародным праздником, и его традиции были запрещены.

Сегодня хочется вспомнить о том самом пристанище, где вместе с домашним скотом укрылось от непогоды Святое семейство, где родился Спаситель и что придумали люди в память об этом великом событии.

История термина

Как и любое древнее слово, оно уходит корнями в глубину веков. Это означает, что современные исследователи могут только предполагать, догадываться, откуда взялся термин и какова его история, опираясь, в первую очередь, на письменные источники.

Первое употребление

В Библии «вертеп» употребляется четырежды и каждый раз как притон разбойников. Нас же интересует это слово, как название места, связанного с Рождеством Христовым.

Попробуем расположить вехи, связанные с историей слова в хронологическом порядке:

  1. Святой Вертеп, или Пещера Рождества, впервые упомянута в апокрифическом протоевангелии Иакова около 150 года. Автор пишет о пещере около Вифлеема как месте рождения Спасителя. Сегодня эта пещера находится под амвоном храма Рождества Христова. Там на полу начертаны серебряная звезда и надпись на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».
  2. Точной даты, связанной с первым созданием места, иллюстрирующего евангельский сюжет, не существует. По мнению исследователя Бориса Голдовского, представления рождественской мистерии появились в V веке. Именно тогда в храмах начали создавать объемные панорамы Вифлеемской пещеры с младенцем в яслях, в окружении домашнего скота, Девой Марией, пастухами и волхвами.
  3. Создание первой светской инсталляции на тему явления миру Спасителя ученые приписывают католическому святому Франциску Азсизскому, который в 1223 году встречал Рождество в селении Греччио. Как апогей праздника, он составил живую композицию рождественской истории или, как ее называют итальянцы, — «презепе» (ясли). Именно с тех пор появилась традиция устанавливать презепе не только в церквях, но и в домах верующих.
  4. Первые достоверные сведения о театрально-кукольных представлениях с рождественским сюжетом на Руси относятся к концу XVI века. Самый ранний из найденных вертепных ящиков датирован 1591 годом.

Дальнейшая судьба

Расцвет вертепов пришелся на XVIII-XIX вв. В России популярность этого действа была так велика, что к концу XVIII века в Санкт-Петербурге сложилось семейное дело: династия вертепщиков Колосовых все следующее столетие бережно хранила и передавала от отцов к детям традиции проведения спектаклей.

Представление состояло из двух частей. Первая — евангельская мистерия о рождении Спасителя. Во второй разыгрывались сатирические балаганные сценки на бытовые сюжеты.

Постепенно светское народное представление стало настолько популярным, что вертепщики начали гастролировать со своими волшебными ящиками не только на святки, но и позже — вплоть до самой масленицы.

После октябрьской революции в 1917 году вера в Бога и все, связанное с религией, подверглось гонениям: елка, святки, гулянья и вертеп, в том числе, были запрещены. Елка как атрибут празднования Нового года вскоре вернулась в дома людей, а вот вертепное действо постепенно было забыто.

Современное значение

В конце 80-х годов прошлого века, когда государство окончательно примирилось с церковью, русские фольклористы занялись поисками утраченных религиозных народных обычаев, в том числе вертепного представления.

Очень много для этого сделал исследователь театра кукол, режиссер Виктор Новацкий. Он по крупицам собрал элементы вертепной традиции, восстановил сценарий и тексты действия, вдохнул жизнь в персонажей рождественской истории.

Сегодня эти спектакли снова радуют христиан нашей страны в дни главного церковного праздника — Рождества Христова.

Значение слова вертеп

(нем. Christschau, польское Szopka, от нем. Schoppen — хлев или сарай) — так называются в Малороссии, Польше, Белоруссии и некот. местах Сибири представления, имеющие целью изобразить Рождество Христово и связанные с ним события. В наш старый театр В., по-видимому, проникли из Польши, не ранее конца XVI столетия. На Западе издавна существовали духовно-театральные обряды, исполнявшиеся на Рождество (см. Мистерии). Отсюда им легко было проникнуть в католическую Польшу, а затем и в Малороссию. Польская szopka, ставшая в то время (XVI в.) обычным рекреационным занятием польских семинаристов, ходивших по городам и селам со своим миниатюрным театром, на нашем юге получила название «вертепа». Этот род духовно-театральных представлений был очень популярен на Украйне и только в последние два десятилетия начал исчезать. Серьезность содержания вертепного действия не помешала проникнуть в него народному юмору. В лице Ирода, воинов, избивающих младенцев, пастухов, пришедших поклониться Христу и др. нередко воплощались типы чисто местного характера.

Польский или малорусский вертеп представляет собой небольшой деревянный ящик или домик в два яруса: в верхнем представляется серьезная часть «действия» (духовная), а в нижнем — интермедия. Рукой бойкого хожалого (называемого вертепщиком), скрытого позади, невидимо для зрителей приводятся в движение куклы и фигуры, за которых вертепщик сам говорит, сообразно роли изменяя голос. Вместе с В. носят обыкновенно «звезду«. Прологом к вертепному представлению служит пение колядок и «кантычек», исполняемое носителями вертепа и звезды. В. нередко сопровождает доморощенный оркестр, в большинстве случаев состоящий из скрипки и бубна. Украинский В. исследован Н. Маркевичем в книге «Обычаи, поверья и пр. малороссиян» (Киев, 1860), где приведен полный текст одной из вертепных пьес. После вступительного хора является пономарь, приглашающий повсюду возвестить о рождении Спасителя. Действие сопровождается рядом священных кантов, прерываемых отдельными явлениями, в которых изображается: поклонение пастухов, Ирод и три царя, избиение младенцев, плач Рахили и смерть Ирода, которого дьявол тащит в ад. Умершего Ирода нечего бояться, а потому дид и баба — комическое intermezzo — пляшут под звуки песни «Ой под вишенькой, под черешенькой». За дедом с бабой является солдат, держащий к зрителям речь, в которой он умышленно коверкает великорусский говор. Солдат себя аттестует: «Я солдат простой, не богослов, не знаю грешных слов. Хотя я отечеству суть защита, да спина в мене избита. Читать и писать не вмею, а говорю, что разумею» и т. д. Солдата сменяет цыган с женой и сыном. Цыганка на цыгане вымещает злобу за их бедность; ссора переходит в драку; дело кончается миром и пляской под бойкую песнь, в которой осмеивается бродячая цыганская жизнь. Затем на сцену являются венгерец и поляк, каждый со своими особенностями. Поляк, грозный помещик, выставлен хвастуном, особенно гордящимся своими предками. Вместе с женой поляк обыкновенно танцует краковяк. Сцена заканчивается бранью на мальчика за то, что тот, подкравшись, передразнивает своего пана; гневный помещик говорит: «А пудзь до дзембла, лайдак! батогами забию». Брань пана умолкает при появлении запорожца, главного героя пьесы. Еще за сценой он поет любимую малороссийскую песнь: «Та не буде лучше, та не буде краше, як у нас, та на Украини!» Нарядный казак с умыслом выведен вымирающим типом, с грустью вспоминающий лихую старину: «Ай, панове, что это было, когда я молод был, то-то у меня была сила!». За думами следуют дурачества над ворожеей-цыганкой и над жидом, которого казак отдает черту. Казак с чертом обращается как с равным, и в этом вновь рисуется смелость его: он даже булавой понукает черта скорее убрать жида. Не забыт здесь и гнет унии. Казак дерзко отвечает на увещания униатского попа ходить в костел и больше бить поклонов: «Отроду я в костел не ходил и поклонов не бил, зато тебя побью!». Наконец, в лице дьячка, говорящего малопонятным для простолюдина полуцерковным языком, осмеивается семинарская ученость. Крестьянин Клим отдает дьяку взамен денег за ученье сына свинью, старую и блудливую, которую никто не покупает; дьяк, уверенный, что надул мужика, с напыщенной благодарностью ее принимает.

Сравнение текста духовных сцен малорусского вертепа с соответственными текстами польским и немецким делает вероятным предположение, что малорусское вертепное действо составлено учениками Киевской академии в позднейшее время и не ранее начала XVIII века. Польское влияние сказалось только на общем складе пьесы, подробности же выработаны самостоятельно.

Отражение в вертепных пьесах действительной жизни — главная причина той быстроты, с которой вертепы распространились по лицу всей России. В Белоруссии вертеп появился в 1830-х годах; здесь он часто называется бетлейкой (от Betleem — Вифлеем). Видевший и описавший белорусскую бетлейку г. Кульжинский («Бетлейки в Северо-Западном крае», в «Душеполезном чтении», 1873, т. III) говорит, что бетлейка «совершенно бесцензурна и не имеет почти никакого отношения к Рождеству Христову; в ней особенно странно смешение священных изображений с шутовскими, а между тем бетлейка здесь популярна и любима простонародьем».

Переселенцы или ссыльные, вероятно, занесли вертеп и в Сибирь, где марионетки носят название панов и богатырей. Очевидцы сибирских вертепов описывают их устройство сходным с малорусским вертепом. Н. Полевой в «Репертуаре» за 1840 г. (в статье «История русского театра. Мои воспоминания») описывает виденный им в Иркутске вертеп первых годов нынешнего столетия. Игра гудочников и скрипачей сопровождает представление (ср. Снегирев, «Руские простонародные праздники»).

В северо-восточной России создался особый род вертепа под новым названием райка — происшедшим, вероятно, от представлений в вертепах пьес о рае и муке вечной. В Москву, надо полагать, театр марионеток также занесен с юга; но здесь характер райка под влиянием занесенных с конца XVII ст. с Запада забав, с одной стороны, и развития лубочных картин, с другой, меняется, и из театра марионеток раек превращается в народную панораму: в вертеп вставляется стекло, марионетки заменяются картинами, а присказки раешника заменяет речь вертепщика. Кроме приведенных сочинений, ср. Konopka, «Piesni lu du krakowskiego» (1840, 85— 90); Jos. Sikorski, «Jasełka» (â журнале «Pamiętnik muzyczny i teatralny», 1862, №№ 2 —15); Kolberg, «Lud» (V, 197— 226); «Этнографический сборник» (I, 320 — 322); Щукин, «Вертеп» («Вестник Имп. русск. геогр. общ.», 1860, VIII, 25 —35); Галаган, «Малорусский вертеп» (с предисловием Житецкого, в «Киевской старине» 1882, кн. 10, с рисунком и нотами); О. П., «Отживающая или начальная форма вертепной драмы?» (ibid., 1883, № 4); «К вопросу о вертепной комедии на Украйне». (ibid., № 12); Бессонов, «Белорусские песни» (98 —99, 104— 105); Алексей Веселовский, «Старинный театр в Европе» (Москва, 1870); П. Mopoзов, «Очерки из истории русской драмы XVII — XVIII столетий» (СПб., 1888).

Работа и устройство вертепа

После окончания Рождественского поста начинаются зимние Святки. Эти дни насыщены прогностическими приметами, обрядностью, обычаями. Одним из них было вертепное действо.

Если следовать устоявшимся традициям, существует несколько форм рождественского представления:

  • вертепная композиция — объемные фигуры действующих лиц мистерии самых разных размеров, выставленные в соответствующей декорации;
  • вертепный кукольный театр — это представление в специально оборудованном пространстве (ящике) с участием музыкантов и певцов-сказителей;
  • театр с людьми-актерами, исполняющими роли всех или некоторых персонажей.

Статичная композиция «презепе» по сей день пользуется большой популярностью в Европе. А вот русскому народу всегда больше по душе было кукольное представление, рождественская мистерия, представляющая сцены из Священного Писания.

На Руси

Большой ящик-домик с двумя ярусами, внутри которого и разыгрывался спектакль, переносили из дома в дом, устраивали представление на постоялых дворах и ярмарках. Вертеп устанавливали на возвышении, зрители занимали место на расставленных скамьях, пономарь зажигал свечи и волшебство начиналось.

Самое главное — это был не просто чудесный ящик, это была модель мироздания.

Верхний ярус, мир горний, был обиталищем Святого Семейства. Нижний — дольний — показывал дворец царя Ирода и события, сопровождавшие рождение Иисуса. Там же был и вход в ад, в который проваливался поверженный Смертью царь.

Под полом каждого яруса был сделан еще отсек, закрытый от зрителя. Там находились руки вертепщика, он держал кукол за специальные штырьки и двигал их по прорезям в полу. Озвучивал персонажей, как правило, сам кукловод, меняя голос и манеру говорить.

В действе часто принимали участие музыканты, которые исполняли духовные песнопения. Музыка давала героям очень точные характеристики и насыщала представление праздником.

Традиционный состав действующих лиц был неизменным:

  1. Святое семейство: Дева Мария, Иосиф, младенец Иисус, лежащий в яслях, рядом вол и ослик, которые, согласно преданию, согревали новорожденного своим дыханием — чаще всего были статичной группой и не имели слов. Вместо фигур иногда ставили икону Рождества.
  2. Вифлеемская Звезда — одно из главных действующих лиц. Нужно было, чтобы она была заметной и красивой. Обычно, звезду делали сквозной и подсвечивали сзади свечой, чтобы она загадочно мерцала.
  3. Ангел, который возвестил о рождении Бога. В православной традиции это был архангел Гавриил.
  4. Пастухи со стадом овец. Один из них держит на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божьего.
  5. Волхвы — триединый персонаж, закрепленный на одном постаменте. Они приходят поклониться Христу и приносят ему дары: золото, ладан и смирну.
  6. Царь Ирод. В ярко украшенном «дворце» в нижнем ярусе разыгрывались его злодеяния в городе Вифлееме и последовавшее за ними наказание.
  7. Рахиль — женщина с младенцем, которая приходит к царю с тщетной мольбой не убивать ее сына.
  8. Смерть в черных одеждах, с черепом вместо головы и с косой, которой отсекает Ироду голову.
  9. Бес. По приказанию Смерти он утаскивал злодея в ад.

Согласно религиозным канонам, нельзя было создавать эмоциональное, зрелищное, рождественское представление. В нем была недопустима актерская игра. Вертепные фигурки служили лишь иллюстрацией к текстам Священного писания.

После святок духовную часть представления показывать запрещалось, оставалась только светская. Тем не менее, вертепный театр был любимым развлечением детей и взрослых, независимо от их достатка и сословия.

В современном мире

Сегодня, как и сотни лет назад, перед Рождеством в храмах устраиваются вертепные композиции. Европейские младшие школьники разыгрывают рождественскую мистерию для родителей и друзей на светской сцене. В России такие постановки (тоже силами детей) устраивают церковные воскресные школы.

Вертепные композиции могут быть весьма оригинальными, например, с настоящими домашними животными. Первая такая была устроена в 2013 году у Кафедрального собора в Пятигорске.

Еще одна национальная русская традиция — пещера, слепленная из снега. Подсвеченная изнутри, она выглядит очень таинственно.

Настоящие кукольные спектакли в вертепных ящиках, по старинным традициям и канонам, представляют многочисленные фольклорные коллективы.

Можно сказать, что и в современной России рождественские вертепные представления стали непременным атрибутом праздника.

Значение в истории

Вертеп подтвердил свое право на жизнь, пройдя более чем тысячелетний путь от времен, когда он служил своего рода Библией для простых неграмотных людей, до наших дней.

Панорамы, иллюстрирующие библейские события рождественской ночи, действительно укрепляли веру, ставили появление на свет Христа в ряд событий исключительной значимости для всех верующих.

И пусть один и тот же сюжет повторяется каждый год и все знают его наизусть — рождественское чудо, воплощенное в вертепных композициях, рождает любовь и веру.

Рождественский вертеп: из истории возникновения символа чудесного праздника

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..

Есть прекрасная старинная традиция — под Рождество ставить в доме вертеп.

Вертеп — древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

В русской православной традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе, откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом — в Россию. В России впервые театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век.

Рождественский вертеп — это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри или можно назвать это рождественским театром кукол. Его можно также сравнить с рождественской домашней литургией для детей: воспоминание о рождении Христа, проведенное через куколок, через маленький театрик.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных.

Именно с этого рождественского вертепа и начинается история кукольного театра на Руси. Ходили по домам христославы, славившие рождение спасителя, а среди них и те, кто вновь и вновь рассказывал вечную историю о рождении Сына Божия.

Вертеп переходил из деревни в деревню, защищая землю от всего злого, что происходит в мире и символизируя собой ковчег спасения. Зимой его возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным или картонным ящичком с прорезями, открытый с бока зрителя, он мог быть до 2 метров в высоту и одного метра в ширину. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа, которые по христианской традицией трактовались как «небо» и «земля», а внизу была дырка — «ад», куда проваливается Ирод. Вертепник размещался сзади и водил куклу по прорезям в полу, наблюдая за действием в специальные окошечки.

Соответственно рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Вечером для освещения по бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков.

Сцена закрывалась ярким тканевым занавесом или ставнем, скрывавшими от зрителей перестановки между сценками.

Каждый персонаж имел своё игровое пространство и двигался строго в его пределах. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Куклы изготавливались из дерева, иногда из глины. Им раскрашивали лица, одевали героев в одежду из ткани и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам «играл» за всех, меняя голос в зависимости от характера персонажа. За ящиком также также могли находиться музыканты и хор.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Существовали некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на него драпировки). Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косой? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева, а прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Как же происходило действо?

Верхний ярус вертепного ящика назывался «небом», «пещерой» или «хлевом»; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных.

Нижний ярус назывался «землей» или «дворцом»; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. «Дворец» украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы «входили» и «выходили» через две двери в боковых стенках ящика.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

По свидетельству современников, вертеп был любимой святочной забавой и нравился самым разным зрителям, вне зависимости от возраста, происхождения и социального положения.

Со временем вертеп превращался в привычный для нас кукольный театр, ведь с годами куклы обрастали различными механизмами, позволяющими двигать конечностями.

Хотя украшение церквей рождественскими сценками сейчас плотно ассоциируется в нашем сознании с католической традицией, но в XVIII–XIX веках на Украине, в Белоруссии, на Псковщине и в Сибири в рождественские дни можно было встретить детей и взрослых, ходящих с вертепом и дающих незамысловатые представления. Это были предвестники кукольных театров — их более назидательный, но не менее красочный и любимый народом вариант.

Обычная картина для деревенского предрождественнского пейзажа: ребятишки в высоких самодельных коронах с палками в руках представляют «персидских царей», которые пришли поклониться маленькому ребенку. С ними путешествует украшенный позолоченной бумагой и неприглядными рисунками маленький деревянный ящик, рукотворный вертеп или праздничный театр для кукол с крышей из двух досок. Обычно дети в костюмах возили свой рождественский короб на санках, а поднявшись на крылечко, просили у хозяев домов разрешения колядовать. Если они были согласны принять колядки, малыши вносили свой театр в домишко, клали его на два стула либо стол, и сказка начиналась.

Уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году началось возрождение традиционного вертепа.

Главные зрители и посетители рождественских вертепов — дети. И не нужно долго объяснять, почему: глядя на таинственные вертепы, они словно переносятся умом и сердцем в Вифлеем, к яслям Младенца Христа.

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Вертеп в Киево-Печерской лавре

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске

Снежный вертеп в Академгородке, Томск

Снежная часовня у храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна

Вертеп изо льда. Екатерининский собор в Царском Селе

Вертеп с настоящими животными в Пятигорске.

Софийский собор, Царское Село

Кто-то покупает вертеп в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

Как прикоснуться к чуду Рождества — особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений — сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

Можно всей семьей сделать вертеп, а потом читать добрые рождественские рассказы, иногда, по возможности, оживляя действие.

Но при изготовлении вертепа нужно знать некоторые правила его построения. Символика осталась неизменной: рай вверху, ад внизу. Фигурки святого семейства располагают на верхнем ярусе, если вертеп двухьярусный и слева, если он одноярусный. А озвучивают только земных существ.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Рождественское

В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени, Гладил лен его волос… Бык дохнул в лицо младенца И, соломою шурша, На упругое коленце Засмотрелся, чуть дыша. Воробьи сквозь жерди крыши К яслям хлынули гурьбой, А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой. Пес, прокравшись к теплой ножке, Полизал ее тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть дитя бочком… Присмиревший белый козлик На чело его дышал, Только глупый серый ослик Всех беспомощно толкал: «Посмотреть бы на ребенка Хоть минуточку и мне!» И заплакал звонко-звонко В предрассветной тишине… А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: «Смотри скорей!..» С. Чёрный

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]