Что означает слово «ипостась» в православии?


Ответ на вопрос


Фото: Monastir58.ru
Святая Троица – термин, означающий, что Бог един в 3-х воплощениях, лицах. Бог неразделен, но троичен. Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Сам догмат непостижим, если смотреть на него с точки зрения обычной житейской логики. Этот трактат считается самым таинственным, открытым только избранным. Недаром о. Павел Флоренский назвал его «крестом человеческой мысли».

Как солнце излучает одновременно свет, тепло и невидимое радиационное излучение, так и Господь имеет 3 ипостаси, которые познать просто невозможно. Празднуется праздник Святой Троицы на 50-й день Пасхи, которая каждый год приходится на разное время. В этот день празднуется и День Духа Святого, когда в храмы приносят зелень, которая потом освящает и дом.

РАЗДЕЛ II О БОГЕ, ТРОИЧНОМ В ЛИЦАХ

В Никео-Константинопольском Символе веры исповедуется вера в Духа Святого, «от Отца исходящего». У римокатоликов в тексте восьмого члена Символа веры сделана вставка «и Сына (Filioque)»500. Тем самым этот член Символа приобретает вид: «от Отца и Сына исходит» (Patre Filioque procedit).

Основы этого учения были заложены блаж. Августином, триадология которого существенно отличалась от тринитарного учения восточных отцов IV в. и оказала решающее влияние на последующее развитие западного тринитарного богословия.

В своих размышлениях о Троице блаж. Августин исходит не из созерцания троичности Лиц, а из идеи единства абсолютно простой Божественной сущности501, которая проявляется в Трех Божественных Лицах502. При этом Лица мыслятся блаж. Августином как некоторая система дифференцирующих сущность внутрисущностных отношений503, для понимания которых человек должен обратиться к внутреннему миру собственной души, сотворенной по образу Божию504. В человеческой душе блаж. Августин усматривает триединство памяти, мышления и воли505. Эту психологическую аналогию он переносит с образа на Первообраз и мыслит отношения Божественных Лиц по образу отношения памяти, мышления и воли в человеке: Память, или Ум (Отец), Мышление, или Знание (Сын), Воля (Святой Дух)506. Поскольку воля наиболее полно выражается в любви, третьим членом в этой формуле вместо Воли может выступать Любовь507. Подобно тому как в человеке любовь (воля) рождается из глубин его духа, или памяти, обеспечивая связь памяти с мышлением508, также и в Боге Святой Дух первоначально и преимущественно (principaliter) исходит от Отца, но одновременно и от Сына (de Filio)509, и есть взаимная Любовь Отца и Сына510.

При этом блаж. Августин считает недопустимым говорить о том, что Святой Дух имеет две причины Своего исхождения, и учит об исхождении Духа от Отца и Сына как от единой причины: «Отец и Сын являются единым началом Святого Духа, а не двумя началами. Ведь как Отец и Сын – единый Бог, и в отношении твари единый Творец и Господь, так и в отношении Духа Святого Они суть единое начало. По отношению же к твари Отец, Сын и Святой Дух – единое начало, так же как единый Творец и Господь»511.

Впрочем, филиоквистские высказывания встречаются у блаж. Августина только в трактате «О Троице». В других его произведениях содержатся высказывания, являющиеся прямым отрицанием учения о двойном исхождении Святого Духа: «Мы называем Его не Сыном и не Отцом, но именно Святым Духом… Дух Святой не есть рожденный от Отца, подобно Сыну… не есть от Сына, как внук верховного Отца, но [учим], что Он всем, что Он есть, никому не должен, кроме Отца, из Которого все, – чтобы не допустить нам двух начал без начала (duo… principia sine principio), что совершенно ложно и нелепо и свойственно не кафолической вере, а заблуждению некоторых еретиков»512.

Благодаря высокому авторитету Иппонского епископа на христианском Западе в эпоху раннего Средневековья, учение о двойном исхождении Святого Духа начало постепенно распространяться. Уже в начале VI в. на соборе в г. Толедо (Испания) была предпринята попытка внести Filioque в текст Никео-Константинопольского Символа веры. По всей видимости, испанские епископы, рассматривая учение о двойном исхождении как аргумент в полемике с арианами вестготами, пытались с его помощью акцентировать мысль о единосущии Отца и Сына. Широкое распространение Filioque получило в IX столетии благодаря деятельности императора Карла Великого, насаждавшего эту тринитарную доктрину в пределах своей империи. Римские папы в течение долгого времени были противниками внесения вставки Filioque в текст Символа веры. Так, папа Лев III (795–816 гг.) не только отказался выполнить требование Карла, но, желая предотвратить и в будущем возможность искажения Никео-Константинопольского Символа веры, приказал вырезать текст Символа без Filioque на двух серебряных досках – на греческом и латинском языках – и положил их рядом с гробницами свв. апостолов Петра и Павла, сопроводив надписью: «Я, папа Лев, сделал это по любви к православной вере и ради сохранения ее». В начале XI в. Рим и папский престол оказались во власти германского императора. В 1014 г. император Генрих I, движимый антивизантийскими настроениями, сумел принудить папу Бенедикта VIII внести Filioque в Символ веры 513. Собор в г. Бари (1098 г.) под председательством папы Урбана II объявил всех, кто не разделяет учение о Filioque, еретиками. Окончательно это учение было сформулировано и догматизировано Католической церковью в 1438 г. на Ферраро-Флорентийском соборе514.

На Востоке учение о двойном исхождении Святого Духа не имело приверженцев. Обстоятельная критика учения о Filioque впервые была дана свят. Фотием Константинопольским515.

Латинское учение о двойном исхождении Святого Духа (от обоих, лат. ab utroque) следует отличать от высказываний некоторых восточных отцов, согласно которым Святой Дух исходит от Отца через Сына (греч. διὰ Υἱοῦ; лат. per Filium). Подобные выражения могут быть двоякими:

1) одни говорят не о предвечном исхождении, а о совершившемся во времени посольстве Святого Духа в мир Сыном516;

2) другие относят выражение «через Сына» к вневременному плану517. Однако это не дает оснований поставить знак равенства между Filioque и выражением «через Сына». Единственной ипостасной причиной бытия Святого Духа восточные отцы признают только Ипостась Отца, от Которой совершается предвечное исхождение (ἐκπόρευσις) Духа. Что же касается «воссияния» (ἔκλαμψις) Святого Духа через Сына518, то оно никак не может пониматься в значении получения Святым Духом от Сына Своего личного бытия, но только в смысле некоторого проявления через Сына Ипостаси Святого Духа как уже существующей.

По мнению В. Н. Лосского, «именно Filioque и был единственной догматической причиной, был первопричиной разделения Востока и Запада; остальные доктринальные разногласия – только его последствия»519.

Филиоквистская триадология имела «очень серьезные последствия для западного богословия. На общедоступном уровне реальность Св. Троицы быстро утратила смысл и превратилась в нечто вроде никому не нужного философского довеска. Многие современные западные христиане верят в Бога Отца, в Христа, а о Троице не имеют ни малейшего представления. Это происходит не от интеллектуального безразличия, а от деистического понимания Бога как философски единой Сущности. Пожалуй, в конечном счете эти различия между восточным и западным подходом к Св. Троице имеют большее значение, чем даже вопрос о Filioque

как таковой»520. Кроме того, закрепившееся благодаря Filioque в западном богословии отождествление Бога с идеей Божественной сущности делает невозможным различение в Боге между Его неприступной сущностью и Его причаствуемыми действованиями (энергиями). В результате понимание спасения как реального обожения человека становится невозможным.

Немного о Сотворении мира


Фото: Pravoslavie.ru
Вначале Бог сотворил Небо и Землю. И Дух Божий носился над водой. До появления Христа Дух Божий существовал как продолжение Создателя. Христос оказался сыном Божьим, третьим воплощением Господа, который явился на Землю. Святая Троица – это один Бог в трёх воплощениях. У Него единая природа и 3 самосознания. Понять Его сущность невозможно, но можно сравнить с Солнцем, которое ярко светит и одновременно греет.

Появление термина


Фото: Pravlife.org
В христианской традиции этот термин считается богословским. Широкое распространение он получил в различных конфессиях, в том числе в православии. В его сути заключается особенность, сопровождающая каждую из личностей, входящих в Святую Троицу.

Изначально это понятие возникло в лексической форме «ипостасис». Он возник в Древней Греции, имея непосредственное отношение к философии. В переводе с греческого он означал подставку, что-то стоящее поблизости или некое основание. Если переводить это же понятие с латыни, то появляются более интересные значения – «существование», «субстанция».

Когда термин начал активно использоваться в богословии, то под ипостасью стали понимать определенный предмет или конкретную личность, обладающую ярко выраженной индивидуальностью. При этом важное условие – наличие сущностного начала непосредственно в личности или предмете.

В обиходном восприятии под понятием «ипостась» стали понимать индивидуальное бытие. Мыслитель Плотин, придерживавшийся идеализма, отмечал, что ипостась служит обозначением сущности, параллельно связывал понятие с характеристикой личности.

В христианстве под ипостасью стали понимать описание существования Бога одновременно в трех Лицах. Четкое определение сформулировано на IV Вселенском соборе. Подчеркивалось, что стоит разделять термины «ипостась» и «природа», иллюстрировавшего наличие двух сущностей в Спасителе – человеческой и божественной.

Свою лепту внес Григорий Богослов. Вместе со своими последователями он сформулировал четкие разграничения между терминами ипостаси и сущности. С его подачи под Троицей стали понимать все общее, а ипостась стала исключительно проявлением индивидуальности каждой личности, входящей в Троицу, по отдельности.

Бог Отец

Создатель людей, вселенной, начало начал. Он не рождён, не сотворён, вечен. Дух Святой и Иисус Христос (Бог Сын) – его продолжение, воплощение. Понять, прочувствовать это практически невозможно. Бог Отец знает всё наперёд, даже судьбу отдельного человека. Только Ему ведомо, в какой день закончится земное человечество и человек сумеет перейти в Царство небесное. Поэтому те, кто пытается предугадать конец света, ставят себя выше Бога Отца. Однако Бог Отец знает о каждом практически всё вокруг. Он начало и конец, высшее, что существует над всеми нами.

Ипостаси Бога в Троице


Фото: Flickr.com
Развивает эту мысль в своих трудах Василий Великий. В Ипостасях Господа он видит три образа его существования. Понимая под этим не только жизнь в земном смысле этого слова, но и бытие личности, обладающей природной уникальностью.

Он подчеркивает, что, рассматривая ипостась Троицы, необходимо выделять общее и частное. Так, у Святой Троицы есть единое существо, но каждая отдельно взятая личность обладает своими исключительно индивидуальными особенностями.

Григорий Нисский отмечает, что в Боге выделяются три разных ипостаси, но Господь остается единым. Остается уникальной сущностью, несмотря на то, что свое бытие присуще каждой личности. Он отмечает в своем догмате, что сохраняется тайна взаимоотношений трех личностей, заключающихся в Господе.

Бог Сын

Земное воплощение Бога, то есть Христос. В отличие от Отца, Христос рождён. Ему было предписано явиться на землю, чтобы спасти человечество от множества согрешений. Это воплощение, с одной стороны, Божественной сути человека, с другой – Бога, который явился, чтобы принять на себя грехи всего человечества и дать надежду на спасение поколений, как того времени, так и тех, кто потом появится на свет до скончания века.

Бог Сын, в отличие от Отца, рождён от Девы Марии. Это земное воплощение Бога. Однако даже Он повинуется Отцу. В молитве «Чаша сия да минует меня», Христос прекрасно знал о своей крестной смерти и о всех страданиях, которые Ему придётся пережить. Но, тем не менее, не смог ослушаться Отца. Однако во всех мучениях был определённый смысл – Христов приоткрыл завесу в жизнь вечную, дав заповеди любви для того, чтобы спастись и оказаться в Царствии Божьем каждому из нас.

Ипостась Спасителя


Фото: Flickr.com
Немало появилось споров и разногласий в связи с неоднородной природой и сущностью Иисуса Христа, который одновременно соединял в себе человеческое и божественное начало.

Ряд богословов отмечают существование сложной ипостаси, относительно именно Иисуса. Они отмечают, что до прихода Спасителя на землю его сущность была достаточно простой, так как имела отношение только к одной природе – божественной.

Когда Божий Сын воплотился на земле в облике человека по имени Иисус, природа стала сложной, так как в ней объединились человеческое и божественное начала. Уникальность ситуации заключалась в том, что в одной природной ипостаси появились два естества. При этом не существует никакой возможности разделить их, так как они считаются нераздельными и поэтому истинными.

Божественная и человеческая природы способствовали тому, что сформировалась сложная личность Божьего Сына. При этом неизменными сохранились индивидуальные различия. Если Иисус Христос принял смерть на кресте, то Бог остался бессмертным. Когда Божий Сын был простой ипостасью, то не имел тела. Сделавшись Иисусом Христом, он воплотил в себе сложную личность, наделенную двойственной природой.

Языческие философы в своих работах выделяют две сущности – это природа и субстанция. Если под субстанцией понимается нечто общее, то природа обладает собственными различиями. Способна иметь или не иметь разум, быть бессмертной или смертной. Таким образом, они приходят к выводу, что все люди, а также животные и даже ангелы имеют непосредственное отношение к природе. При этом ипостаси обладают индивидуальностью.

Богословы субстанцией называют природу, а лицо – индивидуумом. Ипостась является субстанцией, способной существовать самостоятельно, при этом ее можно осязать через чувства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]