ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «БОГ» И ОТКУДА ОНО ПРОИЗОШЛО

Что означает слово “бог” и откуда оно произошло? Но для начала нужна вводная информация, которая необходима для понимания сути.

Россия (или иначе – Русь, Рось, Рассея) – это рассеившийся (расселившийся) народ, который совершил великий исход из северных земель, где проживал до наступления ледника. Но как называлась эта территория? Она называлась “Тырь“, или иначе “Тыра”, с ударением на “ы”. Европейцы до недавнего времени называли ее “тартария” (тырь-тырия). Тем не менее, в латинском языке мы до сих пор порою называем Землю (всю известную территорию) – Terra (Терра). То есть Тырь. А слово “территория” наверняка имеет происхождение от слова “тырь-тыра, тер-тера, тор-тора” (варианты звучания). “Тырь” – это слово означало местность, которая что-то «несла» собой или ее кто-то «нес», где можно было собирать плоды, добывать рыбу и дичь, запасаться древесиной, то есть “тырить” — «нести — подносить» различные блага. Отсюда же предположительно слово “дерево” означает “тырево”, то есть, то, что «несет» плоды. И населяли Тырь люди, которых называли “тыраками”, или иначе говоря, “дураками”, так как изначально у этого слова не было негативной окраски, как не было ее у современных слов “деревеньщина” и “колхозник”. Русь, во времена великого исхода с Тыри, концентрировала на периферии весь свет цивилизации того времени. А те, кто оставался жить в Тыри, про тех говорили, что они живут “в дыре” (в тыре). Глухое звучание согласных звуков свойственно русскому языку древности. Мужчина – “тырак” (мутировавшее в современное “дурак”), женщина – “тырка” (“дырка”), “тырачка” (“дурочка”). Да, смешно, но, согласитесь, что логично, хоть и забавно по современному.

Алатырь, бел-горюч камень, по-современному “алтарь”, место, где приносят в жертву натыренное. Традиция приносить в жертву “тырь” (то есть, как правило еду, но не только, это могут быть и другие блага, как, например, вещи и, даже, живые люди) произошла от древней традиции хоронить усопших соплеменников, оставляя их голову торчащей из земли, чтобы потом ритуально “кормить” ее (голова Святогора – руск. нар. сказки). После того, как голова от ветхости отваливалась от туловища, на ее место ставили камень и “кормили” потом его. Это и была первая форма алтаря. Богатые родственники усопшего водружали большой камень, а кто победнее – поменьше. На большой камень складывали “тырь” (тар-дар, возможно оттуда произошло слово “дар”), и обложив его хвойными ветками (елью), поджигали. Так потомки “кормили” своего почитаемого предка. В дальнейшем предки становились предметом божественного поклонения со стороны потомков. Так возникло родноверие.

Теперь главное — что означает слово “бог” и откуда оно взялось?

Бог, в своем исконном значении означал предка, которому поклонялись (см. выше “алатырь, бел-горюч камень”). Как известно, в древнем русском языке было характерно приглушенное звучание согласных звуков. А что произойдет, если приглушить согласные в этом слове. Вышло “пох”. Весьма схоже по звучанию со словом “пах” (“пах” – у мужчин, “пахва” у женщин (“пихва” – современное укр. слово, часть тела, куда “пихают”), которое в свою очередь связано с продолжением рода, плодородием (пахать) и раскрывает, что, собственно, может изначально означать слово бог-пох. Бог – это предок, давший начало роду (людскому племени) и которому поклоняются его потомки, выражая таким образом ему свои чаяния на защиту от невзгод и напастей.

Люди стремились стать богами, добывая себе славу, которая стала бы основанием для поклонения им потомков. В ходу было совершение “подвигов”, как неких достижений, обязательных для покрытия себя славой героя.

Герой, это латинизм, произошедший от не точной транскриптизации в латинском языке звука “я”. Его однажды записали как “he” и потому произносили потом как “хе” (похожая метаморфоза в имени “ольга-хельга”). Таким образом, “герой”, это “херой”, т.е. в изначальном звучании – “ярой” (“какой?” – им. прилагательное), или, что точнее и понятней современному русскому языку, слово “ярый” (арий). Право называться “ярым”, то есть “героем” (арием), нужно было заслужить. От того и необходимы были “подвиги”.

Подвиг, скорее всего связан со словом “подвизаться” (на поступок). Иными словами, объявляешь, что совершишь нечто (например, что завалишь медведя одной рогатиной), то есть “подвизаешься”, и совершаешь “подвиг” – то, собственно, на что и “подвизался”. В современном понимании, связь между понятиями “подвиг” и “подвизаться” утеряна и подвиг может быть спонтанным, как и геройство.

Культ предков свойственен всему человечеству. Современное поклонение могилам предков и близких родственников, а также великим заслуженным личностям (своеобразным “героям”, в нашем понимании), это и есть остаток этого культа, который когда-то был основополагающим религиозным фундаментом у наших предков, творившим таким образом своих богов. Возложение поминальной еды (конфетки на могилку, или стакан водки с бутербродом), а также возложение венков и цветов – все это тоже остаток древнего обычая “ритуального кормления” торчащей из земли головы. Пойдете на кладбище, вспомните это и задайтесь вопросом, действительно ли это так.

Монотеизм, к коим относится иудаизм (предтеча христианства и ислама), это относительно гораздо более древнего родноверия не более, чем новодел. Монотеизм возник от религии фараона Эхнатона, ввёвшего культ поклонения Солнцу. От песней Эхнатона было много заимствовано в Ветхий Завет, а он, в свою очередь, лег в основу иудаизма, ислама и христианства. Монотеизм разрушил культ предков в его эзотерическом смысле и буквально “поставил крест” на родноверии, в котором поклонялись многим богам-предкам. Вместо этого был предложен лишь один бог, который “создал” первого человека, а от него уже начали вести род всего рода людского. С точки зрения значимости, это давало некие преференции и политические выгоды тому народу, который провозгласил себя первейшим потомком первого человека, а стало быть, более значимым в плане более древнего своего происхождения. Я говорю о “племени авраамовом”, то есть евреях-иудеях. К тому же, они провозгласили себя “любимым” народом своего бога, обеспечив таким образом, себе некоторое преимущество перед другими народами. Согласитесь, у первых иудеев был явный мотив ввести монотеизм по собственноручно написанной книге, где лучшие “кусочки” доставались именно им.

Современное понятие бога искажает его исконный смысл. Бог современности, это некий “абсолют”, некий “сверх-разум”, некая “мистерия” и непостижимая “сверх-энергия”. Однако, наши предки знали, что бог – это их многоуважаемый предок, вполне себе реальная личность, жившая во плоти, то есть просто выдающийся человек, “герой”, который, по их верованию, непостижимым образом существует после смерти и помогает своим потомкам из потустороннего мира. А современное перевирание смысла этого слова, это очередной новодел современной христианской эпохи.

Для сведения, родноверие – этот термин используется в качестве названия религии наших древних предков, а не в качестве современного “родноверия”, пытающегося быть похожим на старую веру предков.

Под словом «БОГ» я имею в виду саму Первопричину, которая все создала, которую мы в себе содержим и участвуем в процессе создания всего сущего, Первопричину, с которой мы общаемся через чувство и состояние Любви. Из этого чувства рождается всё, состоящее из Сил Природы Естества проявленной в плотноматериальных объектах и не проявленной, и существующей на тонкополевом уровне. Общее поле Вселенского Разума, Сила Жизненности, объемлящая все живые и не живые вещественные и полевые системы, сотворившая Миры, Энергии, Пространство и Время, Вечность и Без-конечность, проЯвляющейся в каждом субъекте или объекте, имеющем одухотворяющее начало, Зерно, Зародыш Изначальной Силы Энергии-Информации-Первопричины-Эфира. Полагаю, что каждый понял в меру своего миро-восприятия и миро-воззрения, относительно своей парадигмы мышления… Это понятие у всех меняется со временем познания себя и окружающего пространства и не может быть описано любыми словами, сколько бы их не писалось, это внутреннее состояние…

Изложение построено на принципах размышлений и может не совпадать с вашим мнением.
МОИ УСЛУГИ

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

В словаре Даля

м. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, в ответ на вопрос о здоровье. Бог весть, Бог знает, я не знаю. Ей Богу, видит Бог, божба. Бог даст, отказ просящему подаяния. Бог заплатит, спасибо, благодарю. Под Богом, ответ на вопрос как живете? С Богом жить, прощальное пожелание молодым. Бог с тобой, с Богом, прощальное пожелание: прощение кому вины; напоминание, чтобы остановить кого в слове или деле. Остряк предложил медаль, в память докучливой войны на помощь соседней державе: с лица русский герб при надписи: С нами Бог; с изнанки герб союзников и надпись: Бог с вами. С Богом т. е. иди, начинай и пр. Бог посетил, смиренное выражение о постигшем кого бедствии. Бог милостив, утешение, обнадежение, авось. Помогай Бог, Бог в помочь, Бог помочь, Бог на помочь, арх. Бог на поль, приветствие трудящемуся, работающему. Дай Бог, дай Боже, пожелание, призывание чего. Ради Бога, просьба, увещание, моление, упрашивание кого. Бог тебя суди, жалоба, пеня обиженного, беззащитного. Суди-боги класть, плакаться, жаловаться на обиду сильного. Бог тебя прости, ответ просящему прощения в вине. Чем Бог порадует, что-то будет. Чем Бог послал, говорит хозяин, угощая. Помилуй Бог, сохрани Бог, изваяй Бог, желание устранения чего-либо неприятного. Боги мн. иконы, образа; боги ходят, иконы подняли, образа несут. Только с богами своими (с образами) и знается, никого не принимает. Богом называют также вообще высшее существо, по понятию того народа, о коем говорится, а тому»>потому боги мн. означает и мнимых создателей и управителей вселенной, у различных идолопоклонников, и самые идолы или истуканы их зовутся богами, божками, божествами. Где жить, тем богам и молиться. Не гони бога в лес, коли в избу влез. Счастлив твой бог. Каков бог, такова ему и свеча. Что тому богу молиться, который не милует. Не тому богу попы наши молятся, чтут мамона. Плохого бога (идола) и телята лижут. Всем богам по сапогам. Богиня ж. языческое или баснословное божество, божок женского пола. Богов малоупотребит. Божий, свойственный, принадлежащий Богу. Жива, наша; умерла, Богова. Богово дорого, бесово дешево. Богинин, принадлежащий баснословному существу, богине. Боговщина ж. баснословие, мифология. Жив Бог, жива душа моя. Один Бог без греха. Один только Бог видит (слышит) нас. Только Богу и плакаться. Правда живет у Бога. Кто Богу не грешен, царю не виноват. Виноватого Бог простит (помилует), а правого царь пожалует. Кого милует Бог, того жалует и царь. Милует Бог, а жалует царь. Никого (ничего) не боюсь: только Бога боюсь. Никого не бойся, только Бога бойся. Бог на небе, царь на земле. За правду (за правого) Бог и добрые люди. Доброму Бог помогает. Доброму Бог на помочь. Добрым путем Бог правит. Добрый (нужный) путь Бог правит. Богу приятно, а царю угодно. Коли царь Бога знает, Бог и царя и народ знает. Месяц нам божок, а кто нам будет боговать, як его не стане? белорус. Против Бога идут, а у него помощи просят! Бог терпел, да и нам велел. Обидящим Бог судия. Обидчика Бог судит. Суди Бог того, кто обидит кого. В ком есть Бог, в том есть и стыд (и страх). Богат Бог милостью. И Бог на всех не угодит. В Боге нет неправды. Бог на правду призрит. Все сказал, как перед Богом. Лучше слава Богу, нежели дай бог. Дай Бог — хорошо, а слава Богу — лучше. С Богом думал, т. е. хорошо. Как ни живи, только Бога не гневи. До царя далеко, до Бога высоко. Какова вера, таков у нее и бог. Русский Бог велик. Дай Бог нашему Богу жить — все живы будем. Все один Бог, что у нас, что у них, у иноверцев. Бог один, как ни призывай его. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Хоть в Польше, а Бога нет больше. Дает Бог и цыгану. Дает Бог и жиду, и злому цыгану. Все от Бога. У Бога милости много. Бог милостью не убог. От Бога отказаться — к сатане пристать. Утром Бог, и вечером Бог, а в полдень, да в полночь никто же, кроме Его. С Богом не поспоришь. С Богом не спороваться. У Бога всего много. У Бога света с начала света все приспето. У Бога всевозможно. На Бога надейся, а сам не плошай. Бог-то Бог, да и сам не будь плох. Ни Богу свеча, ни черту ожог (кочерга). На людей надеется, как на Бога; а на себя, как на черта, о беззаботном. Боговня ж. смол. кивот, божница; образная; часовня. Карманный бог помилует, откуплюсь.

Божественная семейственность

Людям всегда было свойственно отождествлять себя с богами. Возможно, именно поэтому божественные пантеоны имели чёткие признаки семейственности. Те же боги Олимпа были в той или иной мере связаны семейными узами, их взаимоотношения кипели страстями: измены, споры, убийства, прощения и кары — все, как на земле. Из этого складывался мифологический эпос. Боги словно вели бесконечную шахматную партию, фигурами при этом выступали люди. Перекладывать ответственность за события на божественное провидение — этот приём встречается буквально во всех религиях мира.

В политеистической религии значение слова «боги» чаще всего сводилось именно к словосочетанию «божественная семья». Это характерно для самых известных культов прошлого: египетская мифология, греческая и позднее римская. Отчётливые признаки семейственности наблюдаются также в индуистской религии.

В словаре Ожегова

БОГ [бох], бога, мн. боги, -ов, зват. боже, м. 1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам). Принести жертву богу (богам). Красив как молодой б. Не боги горшки обжигают (посл. в знач.: можно справиться, это по силам). 2. (Б прописное). В христианстве: триединое божество, творец и всеобщее мировое начало — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Б. един в трех лицах. Без Бога -ни до порога (стар. поел. в знач.: Бог помогает во всем). 3. перен. Предмет поклонения, обожания (устар., книжн.). Музыка — его б. Эта девушка для него — 6.4 От бога (высок.) — в знач. определения: одаренный талантом. Пианист от бога. Богом рожденный (высок.) — то же, что от бога. Богом рожденный поэт. Бог дает день. Бог дает и пищу — афоризм в знач.: нужно спокойно и уверенно жить сегодняшним днем. Как перед Богом (сказать, ответить) — ничего не утаивая. Все под Богом ходим (разг.) — никто не знает, что может с ним случиться. Сам Бог велел (разг.) — совершенно необходимо. На Бога надейся, а сам не плошай — посл. в знач.: во всем нужно рассчитывать на самого себя. Человек предполагает, а Бог располагает — посл. о том, что не всегда бывает так, как задумано. Ни богу свечка, ни черту кочерга — посл. о чем-н. никчемном: так себе, ни то, ни се. Бог знает (ведает) кто (что, какой, как, где, куда, откуда, сколько, когда, зачем, почему, отчего) (разг.) и Бог весть кто (что, какой, как, где, куда, откуда, сколько, когда, зачем, почему, отчего) (разг.) — неизвестно, нельзя сказать ничего определенного. Бог знает (ведает), что он за человек. Приехал бог весть откуда. Не бог весть кто или какой (разг.) и Не бог знает кто (что) или какой (разг.) — не очень хороший, посредственный, так себе, не ахти. Здоровье не бог весть какое. Не бог весть как (где, куда, откуда, когда, сколько) (разг.) и Не бог знает как (где, куда, откуда, когда, сколько) (разг.) — не очень хорошо, средне (не очень далеко, не издалека, не очень давно, немного). Не бог весть как умен. Не бог весть где живет (недалеко). Не бог знает сколько стоит (недорого). Дай Бог каждому (разг.) — о чем-н. хорошем, желательном. Здоровье у него — дай Бог каждому. Дай бог (разг.) — то же, что дай бог каждому. Дай бог вам счастья! (говорится также в знак благодарности). Дай бог память (памяти) (прост.) — говорится в знач.: не помню, стараюсь припомнить. Когда же это было, дои бог память? Дай бог памяти, где я его видел? До Бога высоко, до царя далеко — поел. о том, что простому человеку трудно найти правду, справедливость. Не дай (не приведи) бог (боже) (разг.) — 1) выражение нежелательности, недопустимости, беспокойства по поводу осуществления чего-н. Не дай бог заболеть! Не приведи бог заблудиться!; 2) выражение крайней степени проявления чего-н. нежелательного, а также вообще о ком-чем-н. очень плохом. Так рассердился, что не приведи (не дай) бог! Мороз — не приведи бог! Бог даст (разг.) — выражение надежды на что-н. желательное. Бог даст все уладится. Как бог даст (разг.) — как придется, как получится. Скоро вернешься? — Как бог даст. Чем бог послал (обойтись, угостить, перекусить) (разг.) — тем, что есть, что найдется. Как бог на душу положит (разг.) — небрежно, кое-как. Работает как бог на душу положит. Истинный бог (вот тебе/вам бог) (устар. и прост.) — клятвенное уверение, истинный крест. (Да) убей (побей, накажи, разрази) (меня) Бог (прост.) — 1) клятвенное уверение, разрази меня гром. Да убей меня бог не вру; 2) трудно, совершенно невозможно (понять, поверить, представить). Убей бог, не пойму, что про- || исходит. Ради бога (разг.) — пожалуйста, || очень прошу, ради всего святого. Замолчи ты ради бога! Помогите ради бога! С богом (устар. и разг.) — пожелание успешного начала. Ну, за работу, с богом! Поезжайте, с богом. Бог с тобой (с вами) (устар.) — 1) пожелание хорошего, обычно при напутствии. Будьте счастливы, бог с вами; 2) выражение недоумения, осуждения, протеста. Опомнись, остановись, бог с тобой. Бог с тобой (с вами, с ним, с нею, с ними) (устар.) — выражение безразличия или уступки. Не нужны мне эти деньги, бог с ними со всеми. Помилуй Бог (устар. разг.) — выражение несогласия, удивления. Я этого не говорил, помилуй Бог! Помилуй Бог, куда мы заехали! Бог (боже) ты мой! (устар. и разг.) — выражение удивления, недоумения, радости. Опять ссорятся, бог (боже) ты мой! Бог (боже) ты мой, что же я могу сделать?! Боже мой, как хорошо, что ты приехал! Бог (в) помощь (помочь)! (устар. обл.) — пожелание успеха работающему. Благодари Бога (разг.) — будь благодарен судьбе. Благодари Бога, что жив остался. Давай бог нога (прост.) — о том, кто пустился быстро бежать. Мальчишка от сторожа давай бог ноги. Упаси (избави, сохрани) (тебя) бог (боже) (разг.) — то же, что не дай бог (в 1 знач.). Побойся (побойтесь) бога! (разг.) — имей(те) совесть, постыдитесь. Слава Богy (разг.) — 1) вводн. сл., выражает удовлетворение. Слава Богу, все в порядке; 2) благополучно, хорошо. В семье все слава Богу. Опять не слава Богу (опять что-то не так, неблагополучно). Ну его (ее, тебя, их и т. д.) к богу (прост.) — выражение пренебрежения, нежелания иметь дело с кем-н. || уменьш. боженька, -и, м. (ко 2 знач.; обычно в обращении к Богу как к тому, кто добр и милостив). || ж. богиня, -и (к 1 знач., при многобожии). Б. плодородия. Б. красоты. || прил. божий, -ья, -ье (к 1 и 2 знач.), богов, -а, -о (к 1 и 2 знач.) и (устар.) божеский, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Божий суд. Божий посланец (ангел). Божий человек (странник-богомо-лец, нищий, юродивый). С божьей помощью (при благоприятных обстоятельствах; разг.). Божеская милость. Кесарю — кесарево, а богу — богово (посл. о разумном распределении власти, сфер влияния). * Божья коровка — небольшой летающий жучок яркой окраски (с черными пятнышками на красных или желтых надкрыльях). Божьей милостью — то же, что от бога. Учитель божьей милостью. Свет божий (белый) (разг.) — в нек-рых сочетаниях: то же, что мир(в 3 знач.). Свету божьему не рад. Явиться на свет божий (родиться). Искра божья в ком Бог. у кого — о таланте, одаренности. В ребенке есть искра божья. Сделай(те) (яви(те) божескую милость (устар.) — пожалуйста, очень прошу. Наказание божеское (разг.) — о ком-чем-н. трудном, тяжелом, неприятном. Не ребенок, а наказание божеское.

Монотеизм как противовес древним верованиям

Конечно, было бы неправильно считать монотеизм сравнительно молодой категорией религии. Напротив, первая монотеистическая религия считается одной из самых древних — зороастризм как раз относится к типичным представителям монотеизма и даже считается родоначальником всех авраамических верований.

Самая молодая из общемировых монотеистических религий — это ислам. Аллах, то есть бог (значение слова и понятие мало отличаются от христианского) — это творец и управитель всего сущего.

В словаре Фасмера Макса

I I. укр. бiг, род. п. бо́га, ст.-слав. богъ, болг. бог, сербохорв. бо̑г, род. бо̏га, словен. bȯ̑g, чеш. bůh, род. п. boha, польск. bóg, род. п. boga, в.-луж. bóh, н.-луж. bog. Наряду с ним: боги́ня, ст.-слав. богыни (Супр.), чеш. bohyně «богиня». Родственно др.-инд. bhágas «одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья», др.-перс. baga-, авест. baɣa «господь», «бог» от др.-инд. bhájati, bhájatē «наделяет, делит», авест. baχšaiti «участвует», греч. φαγεῖν «есть, пожирать». Первонач. «наделяющий»; ср. др.- инд. bhágas «достояние, счастье», авест. baɣa-, baga- «доля, участь»; см. Бернекер 1, 67; Траутман, BSW 23; Розвадовский, RO 1, 102; Брюкнер и Ягич, AfslPh 37, 501; Младенов 36; RES 4, 192; Мейе, RS 2, 66; Dial. Ideur. 127; RES 6, 168. Наряду с этим постоянно предпринимались попытки доказать заимств. из ир., но фонетический аргумент (спирант ɣ в русск. бог) не представляется убедительным, вопреки Коршу (Сб. Сумцову 53), Микколе (РФВ 48, 278), поскольку это ɣ можно также объяснить укр. влиянием в московском церк. произношении. Совпадение знач. в слав. и ир. также не доказывает заимств. ввиду наличия еще и др. соответствий (ра́ди, свято́й), вопреки Сольмсену (KZ 34, 49), Хирту (Indogerm. 589), Фасмеру (RS 6, 173), Мсерианцу (РФВ 65, 171), Бернекеру (Kuhn-Festschr. 177 и сл.), Гуйеру (LF 46, 185 и сл.; 47, 52), Коржинку (LF 67, 289) и др. Ср., однако, достоверное ир. заимств. в морд. pavas, paz «бог»; см. Паасонен, FUF 8, 73; Фасмер, RS 4, 161. •• (См. еще Вайан, Gram. comparée, 1, 16; Графенауэр, Slovenski etnograf, 5, 1952, 237 и сл.; Мошинский, Zasiąg, 92. – Т.) II II. «черт», укр. богиня «привидение» – эвфемизмы, связанные с предыдущим словом; см. Зеленин, Табу 2, 98.

Можно ли считать атеизм верой?

В просторечии атеизм принято считать отсутствием веры, хотя это не совсем корректное определение. Если рассматривать веру в более широком смысле, то именно убеждённые атеисты — это носители веры в отсутствие божественного провидения. Если попросить атеиста: «Объясните значение слова боги», то в ответе будут фигурировать такие понятия, как предрассудки, фольклор, заблуждения.

При этом воинствующие атеисты поминают бога едва ли не чаще, чем воцерковленные люди, которые помнят пожелание Творца не поминать его имя всуе. Если же считать главным признаком веры желание непременно обратить в неё всех окружающих, нести им свет истины и, как ни прискорбно, агрессивно подавлять проявления любой другой веры, то воинствующие атеисты прекрасно вписываются в эту категорию. Гораздо проще живётся агностикам, которые допускают, что есть некая сила свыше, но не зацикливаются на догмах и каком-то одном направлении веры.

В словаре Д.Н. Ушакова

бох, бога, ·муж. По религиозным верованиям — верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, как орудием угнетения трудящихся масс. «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу.» Ленин. (Со словом бог в ·разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в которых это слово уже потеряло свой смысл и которые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т.п.). Бог знает (иногда ·произн. бознать, в том же ·знач. употр. чорт знает, см. чорт» title=’что такое чорт, значение слова чорт в словаре Ушакова’>чорт) или (·устар.) бог весть, с мест. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т.п. — 1) неизвестно кто, что, какой, куда и т.п. «Бог знает в нем какая тайна скрыта, бог знает за него что выдумали вы.» Грибоедов. «Нищий ваш царевич, бог весть какой, бог весть отколь.» Пушкин. 2) кто-то плохой, что-то плохое и т.п. (с осуждением). Шляется бог знает где. Ходит бог знает куда. Возвращается бог знает когда. Знается бог знает с какими людьми или с бог знает какими. Слава богу (·разг. ·устар.) — 1) нареч. хорошо. Дела идут слава богу. 2) вводное слово, употр. для выражения удовлетворения чем-нибудь. Как бог на душу положит (·разг.) — произвольно, беспорядочно. Не дай бог, избави бог (·разг.) — очень плохо, неприятно, опасно. «Не дай бог с дураком связаться.» Крылов.

Первые человеческие боги

Исследователи полагают, что даже зачатки шаманизма и всевозможных магических практик уже были связаны с некими божественными личностями. Возможно, значение слова «боги» у первобытных людей было прочно связано с естественными природными явлениями, не исключено, что грань между «духами» и «богами» была смазана. Хорошим примером может служить славянский медведь, которого избегали называть его настоящим именем — бер.


Он может прийти и съесть всех, кто знает его имя. Поэтому в славянских наречиях прочно обосновался эвфемизм «медведь» — тот, кто ведает мёд. Однако название жилища выдаёт истинное имя зверя: берлога, т. е. бера логово.

Конечно, медведь не был богом, но уже явно демонстрировал сверхъестественные таланты, как минимум умение узнать кто, когда и до какой степени непочтительно произнёс его настоящее имя. Логика древних людей была достаточно проста: если медведь — существо мистическое, но подчиняется смене времён года и впадает в спячку, то им кто-то управляет. Кто? Скорее всего, какой-то бог или мощный дух. Природа обожествлялась не зря, это давало людям возможность не терзаться неопределённостью, вырабатывая первые правила выживания.

В словаре Синонимов

Бог (видящий, духов всякой плоти), Царь славы, Князь мира, Отец Небесный, Небо, Всевышний, Вседержитель, Жизнедавец, Всемогущий, Заступник, Зиждитель, Господь, Господь Бог, Предвечный, Провидение, Создатель, Творец, Сила, Вездесущий, Царь Небесный, Демиург, Божественная Сущность, Верховное Существо; Ґа-Гадоль — «Великий», Ґа-Гиббор — «Могучий», Ханун — «Благодатный», Рахум — «Милосердный», Шехина — «Присутствие», Ани — «Я», Ґу — «Он», Ґа-Гвура — «Мощь», Ґа-Давар — «Слово», Маком — «Место»; боженька, богиня, божество, небожитель, олимпиец, господь, боги; создатель, творец, мастер, первый в ряду; идол, лар, пенаты; любимец, Бог Отец, Богочеловек, Борей, Брахма, Бэл, Ваал, Вакх, Варуна, Вейовис, Велес, Вишну, Волос, Вулкан, Гадес, Гарпократ, Геб, Гелиос, Гермес, Геспер, Гефест, Гименей, Гипнос, Гор, Дажбог, Даждьбог, Джаттернаут, Джехути, Дионис, Диспатер, Дит, Дэва, Зевес, Зевс, Зефир, Змиулан, Знич, Иегова, Иисус, Индра, Кама, Карачун, Квирин, Кириос, Коляда, Конс, Корша, Креот, Кришна, Крон, Кронос, Крышень, Кубера, Купидон, Либер, Луперк, Маммона, Мардук, Марс, Мелькарт, Меркурий, Мин, Митра, Молох, Мом, Момус, Морфей, Набу, Нептун, Нерей, Нингирсу, Нот, Один, Озем, Озирис, Океан, Онурис, Орк, Ормузд, Осирис, Пан, Перун, Пилумн, Плутон, Плутос, Портун, Посейдон, Приап, Прометей, Пта, Птах, Рарог, Род, Рудра, Саваоф, Сатурн, Сварог, Сварожич, Свентовит, Святовит, Святой Дух, Себек, Сет, Сильван, Син, Соль, Сома, Стрибог, Сумман, Таммуз, Танатос, Телепин, Теос, Термин, Титан, Тор, Тот, Триглав, Тритон, Троян, Уран, Услад, Фавн, Феб, Фидес, Фонос, Фонс, Хайк, Халди, Хапи, Хнум, Хонсу, Хорс, Хронос, Худич, Чернобог, Шамаш, Шива, Шу, Эа, Эвр, Эл, Элох, Энки, Энлиль, Эол, Эрос, Эрот, Эскулап, Эшмун, Юпитер, Яма, Янус, Ярило, Яровит, Яхве

Повседневное и сленговое использование

Тысячи лет человечество полагалось на богов, поэтому нет ничего удивительного в постоянном использовании этого понятия даже в тех областях жизни, где ничего божественного быть не может по определению. Однако стоит отметить, что использование этого понятия в повседневной речи даёт возможность более ёмко выразить эмоции, подчеркнуть их полутона.

В филологических трудах нередко встречается попытка объяснить значение «бог сыну не дал веку» — это цитата из стихотворения Маршака «Словарь». Это яркий пример использования слова «бог» в художественном творчестве. И хотя стихотворение и строфа были посвящены отнюдь не религии, а «веку» в смысле времени, данный фразеологизм нередко применяется в качестве печальной иллюстрации скоротечности человеческой жизни.

Стоит отметить, что в сленговых выражениях слово «бог» встречается не так часто, но это типично именно для русского языка. Если рассматривать американский английский язык, то именно там сленг богат на упоминания божественности в связке с совершенно неожиданными словосочетаниями, подчёркивающими предельную экспрессию выражения.

В словаре Синонимы 4

агни, адад, адонис, аид, аллах, амон, амур, анап, ану, анубис, апи, апис, аполлон, арес, ариман, ас, асклепий, атон, атун, ахурамазда, ашем, ашшур, бальдур, бастет, бахус, белобог, богочеловек, боже, боженька, божество, борей, брахма, бэл, ваал, вакх, варуна, вейовис, велес, вишну, волос, волосы, всевышний, вседержитель, вулкан, вышний, гадес, гарпократ, геб, гелиос, гермес, геспер, гефест, гименей, гипнос, гор, господь, дажбог, даждьбог, демиург, джаттернаут, джехути, дионис, диспатер, дит, дэва, жизнедавец, зевс, зефир, зиждитель, змиулан, знич, иегова, индра, кама, карачун, квирин, коляда, конс, корша, креот, кришна, крон, кронос, крышень, кубера, купидон, лар, либер, луперк, маммона, мардук, марс, мелькарт, меркурий, мин, митра, молох, мом, момус, морфей, набу, небожитель, нептун, нерей, нингирсу, нот, один, озем, озирис, океан, олимпиец, онурис, орк, ормузд, осирис, отец небесный, пан, пенаты, перун, пилумн, плутон, плутос, портун, посейдон, предвечный, приап, провидение, прометей, пта, птах, ра, рарог, род, рудра, саваоф, сатурн, сварог, сварожич, свентовит, святовит, себек, сет, сильван, син, создатель, соль, сома, стрибог, сумман, таммуз, танатос, творец, телепин, термин, титан, тор, тот, триглав, тритон, троян, уран, услад, фавн, феб, фидес, фонос, фонс, хайк, халди, хапи, хнум, хонсу, хорс, хронос, худич, царь небесный, чернобог, шамаш, шива, шу, эа, эвр, эл, энки, энлиль, эол, эрос, эрот, эскулап, эшмун, юпитер, яма, янус, ярило, яровит, яхве

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]