Благо и честь, что это такое
Как видим, слово благочестие состоит из двух понятий – это благо и честь. Считаю, чтобы понять значение этого слова, необходимо определиться с обоими понятиями. Пока не буду вдаваться в церковные объяснения, попробую определить, что это значит в жизни каждого дня.
Благо – это то что в жизни воспринимается позитивно. Благо – это красота, счастье, любовь, дар судьбы.
Но и такое изъяснение поверхностное, понятие слова весьма разнообразно и глубоко. «Благодарю», говорит человек, когда что-либо получает, «благодать», говорит человек, когда пребывает в истоме. С психологической точки зрения, благо – это гармония, слияние с природой (с богом), с обстоятельствами, жизнью.
Остановлюсь немного на понятии – «слияние с богом». Что это значит? Но об этом ниже по ходу статьи, здесь обращаю внимание на слово – «СЛИЯНИЕ», не веры, не следование заповедям и законам, вернее, не только, но и, прежде всего, слияние с высшим.
Честь – это также очень разнообразное и глубокое понятие. Диапазоны осознанности от чести девицы (непорочности) до чести человека в жизни (береги честь смолоду), но и честь профессии, например, честь воина, политика, конкретного человека. Всё зависит от того, что имеется в виду.
Более того, есть ещё одна интерпретация этого понятия – это честность, что значит быть правдивым, ответственным за свои поступки… Честное слово, говорит человек в иных случаях. Это воспринимается, как клятва, которая нерушима и тот человек, кто нарушит честное слово, тат презираем, прежде всего.
Почему форма заменяет суть
Почему же происходит так, что человек, который старается идти к Богу, ходит в храм, ставит свечи, выполняет молитвенное правило и совершает еще множество различных действий, превращается только лишь в пустую оболочку, не имеющую сути?
Дело в том, что внешнее и материальное намного проще понять и применять в жизни. Так, надеть длинную юбку и платок гораздо легче, чем не осуждать, не злословить, не завидовать. Вот и происходит подмена понятий там, где человек выбирает идти по более простому пути. Между тем в нашей Церкви нет строго догмата о внешности.
Внешнее благочестие в одежде должно ограничиваться вопросами приличия и вкуса
Очень часто можно встретить рассуждения о том, как неблагочестиво женщинам носить брюки. Действительно, в Библии сказано, что неприлично женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — женскую. Но разве там идет речь о брюках? Да и мужская одежда тех времен — длинные широкополые туники. Так почему тогда от современных мужчин не требуется ходить в чем-либо подобном?
Конечно, православный христианин не должен выглядеть пошло, вызывающе, вульгарно. Одеваясь в храм, необходимо думать и о том, чтобы своим видом не отвлекать других людей, не соблазнять их. Соблюдения этих правил уже будет вполне достаточно, чтобы внешне выглядеть благочестиво.
Но выглядеть благочестивым человеком и быть таковым — все же, разные вещи. Чтобы, помимо формы, благодетель обретала еще и суть, нужно много работать над собственной душой. Необходимо бороться с завистью, ленью, осуждением ближних.
Благочестие, что это
А теперь поговорим о благочестии. Сначала дадим определение с позиции необычной.
Благочестие – это честь, которая есть благо, как и благо есть честь. Вместе, благочестие, когда честь для человека – это благо, но и благо определяет высоту чести (человек живёт честно, получая от этого удовлетворение, то есть благо).
Вспомним понятие благочестия нравственно-духовное. Благочестивый – это человек, верящий в бога. Развернём это утверждение и скажем: живущий в боге, но бог и есть любовь. Благочестие – это человек, живущий в любви и считает это своей честью.
Благо – это честь, честь – это благо.
Ещё одна грань этого уникального слова. Разберу на примере. Мы говорим, получив весточку от кого-либо: – Это благая весть. То есть весть хорошая, радостная, ожидаемая.
А что будет с этой позиции означать слово благая честь? Как это можно изъяснить? Благочестивый человек – это высоконравственный, честный, справедливый, но и гордый этими прекрасными качествами. Честь человека заключается в творении блага независимо от обстоятельств, это для него образ жизни.
Но не будем утрировать и останавливаться в своих поисках, разберём ещё один смысл этого глубокого понятия. Возьмем такое слово, как благополучие. Здесь мы подразумеваем хорошую, устоявшуюся жизнь во всех смыслах и в материальном, в том числе. Благополучие – это человек имеющий всё необходимое для жизни.
Вернемся к понятию благочестие и попробуем дать определение, но не будем определять непреложность и законченность определения, а разберём со всех позиций.
Благочестивый человек – это человек, который честь считает благом.
БЛАГОЧЕСТИЕ
Св. отцы и учители Церкви в нравственных и пастырских наставлениях сформировали классический по стилю и одухотворенный по содержанию образ правосл. христ. Б. «Не в законе о благочестии (μὴ ἐν νόμῳ τῆς εὐσεβείας) видится красота, но сверкает она более в силе евангельского воспитания» (Cyr. Alex. Comment. in XII prophetas minores).
Ориген в полемике с язычниками под Б. понимает христ. религию, истинность христианства (Orig. Contr. Cels.); сщмч. Ириней Лионский в обличении гностицизма подразумевает под Б. (θεοσέβεια) истинную веру (Iren. Advers. haer. I 9. 3); блж. Августин называет Б. (pietas/εὐσέβεια) богопочитание в собственном смысле (Aug. De civ. Dei. X 1. 3). Свт. Григорий Богослов учит, что истинное Б. открывается в любви к Богу через соблюдение Его заповедей (Greg. Nazianz. Or. 3). «Упражняй себя в благочестии» (1 Тим 4. 7), т. е. в чистой вере и правой жизни, ибо это, по определению свт. Иоанна Златоуста, и есть Б. (Ioan. Chrysost. In 1 Tim. 12. 2). Евагрий Схоластик в «Церковной истории» говорит о почитании Бога «молитвами и прочими благочестиями» (λιταῖς τε καὶ ἄλλαις εὐσεβείαις) (Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 24).
Свт. Киприан Карфагенский (Cypr. Carth. Ep. 55. 29), блж. Августин (Aug. De Civ. Dei. X 1. 3) понимали Б. как милосердие Бога или милосердие человека в отношении к ближнему. Св. Иустин Мученик говорит о Б. Сына к Отцу (Dial. 98. 1). Ориген считает, что Б. более всего подходит ко Христу в Его Страстях (Orig. Exort. au Martyre). Свт. Григорий I Великий относит Б. к Самому Богу и к Иисусу Христу (Greg. Magn. In Evang. II 33. 7-8), именует Бога pius в отличие от греч. отцов, к-рые никогда не использовали слово εὐσεβής (и производные) в таком случае (Mehat. Col. 1715).
Свт. Афанасий Александрийский считает Б. признаком правильности догматической формулировки: он говорит о Никейском Символе, что в вере, исповеданной отцами в Никее, «нет никакого недостатка, но она исполнена благочестия (πλήρη εὐσεβείας εἶναι)» (Athanas Alex. Tom. ad Antioch.). Б. же отличает таинства правосл. Церкви от совершаемого у еретиков. Крещение у ариан абсолютно бесплодно, поскольку «не несет никакого содействия благочестию» (μηδὲν ἔχον πρὸς εὐσέβειαν βοήθημα), как и у др. еретиков, оно «бесполезно, лишено благочестия» (ἀλυσιτελὲς… λειπόμενον εὐσεβείᾳ) (Athanas Alex. Or. contr. arian. 2).
Свт. Василий Великий, говоря о постепенности в достижении вершин добродетели, различает степени Б. Он уподобляет упражнение в Б. лестнице, виденной Иаковом (Basil. Magn. Hom. in Ps. 1), «уразумение благочестия усовершается чрез постепенные приращения» (Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 1). Восхождение души, согласно свт. Василию, есть искусство достижения «мудрости совершенных», некий процесс образования «подвизающихся в училище благочестия» (Asceticon (fus.)). Согласно свт. Иоанну Златоусту, шествующим путем Б. нужны бодрость, мужество и пламенное чувство страха Божия (Ioan. Chrysost. In S. Ignat.); тысячи «по всей вселенной», говорит свт. Иоанн, претерпели страдания ради Б. (Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 4. 4). Согласно Клименту Александрийскому, Б. превосходит все добродетели, поскольку именно оно «учит поклоняться и почитать высочайшую и значительнейшую причину» (Clem. Alex. Strom. 2. 18).
Бог благоволит благочестивым, свт. Климент Римский приводит пример Лота, спасенного от наказания, постигшего жителей Содома, «по причине странноприимства и благочестия» (διὰ φιλοξενίαν καὶ εὐσέβειαν) (Сlem.Rom. 1 Cor 11. 1) .
Понятие Б., редко встречающееся у мужей апостольских, уже у ранних апологетов (св. Иустин Мученик) наполняется христ. содержанием (Mehat. Col. 1710, 1712), затем органически вплетается в контекст нравственного учения Церкви, наставляющего человека, как нужно жить в соответствии с христ. призванием, чтобы быть достойным Божией милости и любви.
В дальнейшей жизни Церкви, призывающей всех верных совершать «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим 2. 2), в содержание понятия Б. интегрируются духовные и культурные достижения, получая в развитии традиции христ. Б. свое высшее этическое обоснование. В Римской империи наряду с различными историческими и культурными факторами христ. Б. стало великой духовно-нравственной силой, обеспечившей торжество христианства в ее пределах. Византия явила в своей истории первый и величайший тип правосл. христ. цивилизации, вера и традиции Б. к-рой определили связующее ее духовно-нравственное начало. Традиции Б. охватили различные стороны личной, семейной, общественной и гос. жизни. Главной характерной тенденцией Б. было основанное на апостольской традиции развитие литургических форм церковной жизни, приведшее к расцвету церковной проповеди, агиографии, гимнографии, храмовой архитектуры, иконографии, монашеской аскетики и высокохудожественного визант. обряда.
Все, что вносит в устроение души благо и ведет к созиданию идеальных форм человеческого бытия как сферы проявления надмирного Божественного начала, становится предметом предпочтения, преклонения, почитания, торжественного провозглашения и конечно же воплощения в культуре сознания и поведения, в опыте умозрения и действия, в подвиге служения и творчества. Б. понимается как наука, имеющая своим призванием наставить человека чтить благо и оказывать ему должную «честь», т. е. предоставлять ему достойное место в жизни в связи с задачей духовно-нравственного и религ. восхождения человека к Богу. В трактовке правосл. Б. можно выделить неск. основных аспектов. 1. Б. как основной религ. принцип отношения человека к Богу и спасительным действам Его Божественного Промысла. 2. Б. как путь следования Богооткровенной истине, открывающейся в конкретных предписаниях Православного Предания. 3. Б. как истинность исповедания догматов правосл. веры (правила веры) в строгом соответствии с апостольской и святоотеческой традициями и постановлениями Вселенских Соборов. 4. Б. как стиль жизни, построенной в соответствии с идеальными требованиями духовного совершенства, включающими заповеданную Евангелием любовь к ближним, благотворительность и патриотическую доблесть. 5. Б. как степень духовно-нравственной сформированности личности в ее восхождении к обожению. Структуру понятия Б. в том виде, в каком оно сформировалось в правосл. сознании, составляют, т. о., одновременно религ., мировоззренческий и этический компоненты.
Значение греческого термина[ | ]
В классическом греческом языке это слово употреблялось в значении «уважение, страх, преданность» по отношению к родителям или языческим божествам (1Тим. 5:4, Деян. 17:23). В Библии оно употребляется в значительно более узком смысле «богобоязненности». Соответственно, акцент при толковании этого слова в библейском контексте следует делать не на внешние действия или предписания, посредством которых человек якобы может заслужить благосклонность Бога, а на внутреннее состояние страха Божьего, постоянного осознания приоритета Божьей воли в жизни верующего, которым и определяются поступки христианина.
Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
— 1Тим. 4:7-8
В древнегреческой мифологии, когда Зевс решил погубить людей потопом, он разрешил спастись за благочестие супругам Девкалиону и Пирре[2].
Проблемы, возникающие у благочестивых[ | ]
Отношение других людей[ | ]
В Новом Завете открывается, что люди, желающие исполнить Волю Бога, будучи благочестивыми, обязательно встретят противников в лице неверующих людей, или людей, отрёкшихся от силы благочестия.
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
— 2Тим. 3:12-13
На практике известно[кому?
], что люди, живущие очень правильно и разумно, своими праведными делами «мешают жить» тем, кто живёт более свободно и не имеет такого стремления.
Склонность человека ко греху[ | ]
Согласно христианским представлениям, человек (даже христианин) по своей природе грешен (следствие первородного греха), и в его жизни постоянно проявляются различные дурные качества. Благочестивый человек стремится избавиться от них, изживая их из своего характера и прося Бога об этом в молитве. К таким качествам, например, относятся:
- сквернословие, злоречие, пустословие
Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие.
— Иак. 1:26