Ничто так не остужало моего пыла к служению, ничто так не угашало моего порыва “добрым подвигом подвизаться”, как необходимость проповедовать на похоронах….
Я не спал днями и ночами, пребывая в борении. И проблема была не только в том, ЧТО сказать, но и в том, КАК это сказать. Если, например, в моей жизни наметился подъем, если я полон энергии и бодрости, каким образом я смогу войти в страдание и боль других людей? Кто я, чтобы пытаться отразить в своей проповеди боль утраты, которую переживает убитая горем семья? Смогу ли я подобрать правильные слова, чтобы достойным образом почтить покойного?
Но однажды, когда я проповедовал на похоронах своего отца, Бог открыл мне кое-какие истины в данном контексте – не только как проповеднику, но и как члену семьи, скорбящей об утрате.
Разумеется, проповедь на похоронах не должна быть поверхностной или легкомысленной. Мы нуждаемся в большой поддержке Святого Духа, нас ободряющего. Мы должны просить у Бога помощи, однако это не отменяет нашей обязанности внимательно и осторожно подбирать слова. Раздавленные горем люди весьма ранимы, поэтому наши слова могут оказать колоссальное на них воздействие. Таким образом, речь наша на похоронах должна быть продуманной и мудрой.
Хочу предложить вам пять советов, чего следует избегать, если вы приглашены для проповеди на похоронах.
Не говорите о покойном только в прошедшем времени.
Одна из обязанностей проповедника на похоронах – прославить Господа свидетельством о том, как покойный брат (покойная сестра) любил Его, как жил для Его славы. Однако, описывая благочестивую жизнь усопшего, мы иногда так много говорим о том, „что было“, что забываем упомянуть о том, „что есть“. Если мы верим, что покойный сейчас находится со Христом, что в загробном мире он жив, значит, необходимо подчеркнуть это, говоря о нем в настоящем и будущем временах. Этим мы напомним скорбящей семье и другим слушателям о надежде Евангелия.
Душа после смерти
Из церковного Предания складываются знания христианства о состоянии души после смерти человека. Во многом эти представления являются символическим толкованием событий после крестной смерти Спасителя.
По отлучении от тела душа становится свободной. В первые дни она может посещать места, дорогие ей при земной жизни. На третий день — поклонение Богу как Создателю. Поэтому стараются хоронить умершего именно на третий день. В это время совершается первая церковная служба по усопшему над его телом — Отпевание. Эта заупокойная служба показывает заботу о верующем. Православные верят, что душа умершего присутствует при этом богослужении.
«Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет.
Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих» (святой Макарий Александрийский, 4 век).
На 40-й день происходит частный суд. Окончательное же решение о пребывании в раю или в аду ждет душу после Второго Пришествия Христа.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (Евангелие от Матфея, 25:31-33).
Не игнорируйте факт утраты.
Вокруг нас всегда есть те, кто пережили тяжелую утрату. Под утратой я подразумеваю не только тех, кто лежит в гробу, но и тех, кто мертвы по своим грехам. Утрата близких нам людей напоминает нам о том, что смерть – это реалия жизни, что однажды все мы перейдем в мир иной. Если и есть самое подходящее место для проповеди о серьезности греха и важности Божьей благодати, то оно – возле тела почившего святого, перед лицом реальности смерти. Умоляйте присутствующих покаяться, чтобы оно смогли затем радоваться вечной жизни во Христе. В такие моменты умерший святой – „живее всех живых“, он более живой, чем это можно представить, он находится в присутствии Того, Кто Сам есть жизнь.
Смерть как начало вечности
Православие учит, что после смерти человек не прекращает своего существования. Душа, созданная Богом, бессмертна. Но как следствие содеянного греха, преступления заповедей Творца, тело человека подвергается тлению (Бытие, 3:19). Христиане верят в будущее всеобщее воскресение умерших. И отпевание усопшего наполнено этой мыслью. Эта надежда отражена в Символе веры, принятом на Первом и Втором Вселенских Соборах (4 век): «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века».
Отпевание усопшего в храме
Эти слова, произносимые верующими каждый день (Символ веры входит в утреннее молитвенное правило), не дают впасть в безграничное и безутешное горе при потере близких. Земная жизнь воспринимается как подготовка к будущей вечности. И эта подготовка завершается смертью.
«Что такое смерть? Смерть — это совсем не гроб, не балдахин, не черная повязка на руке, не могила в глине. Смерть — это, когда росток жизни нашей вылезет на поверхность земли и станет под прямые лучи Божьего солнца. Умереть и прорасти зерно жизни должно еще здесь, в земле. Это так называемое в Евангелии «рождение духом», «второе рождение» человека. Смерть же тела есть оставление ростком земли, выход из земли. Всякого человека, получившего хотя бы самую маленькую духовную закваску, хотя бы самую незначительную евангельскую жемчужину «внутрь себя», ожидает совсем не смерть, и даже — далеко не смерть» (архиепископ Иоанн Шаховской, 1902-1989).
Не забывайте указывать на реальность небес – провозглашайте эту реальность.
Церковь нуждается в том, чтобы слышать проповеди о нашем небесном доме и изучать эту тему на основании Писания. Недостаточное внимание этой теме разоблачает слабость нашей веры, надежды и радости. Дорогое Божье дитя, почившее, ныне наслаждается Богом и всеми богатствами небесного Царства. Мы должны как можно чаще хотя бы на несколько минут вырывать людей из земной реальности „теперь и сейчас“ – реальности, которая иссушивает нашу духовную радость – и поднимать их над землею, чтобы у них была возможность увидеть все с точки зрения Бога и вечности. Напоминайте присутствующим, что христиане всегда окружены Божьей благодатью, что впереди их ждет небо – только небо.
Джон Понд, студенческий пастор в West Jackson Baptist Church (Джексон, Теннеси)
Поделитесь с друзьями:
Оптина Пустынь
Рассказывают такую притчу. Один священник преставился и оказался перед вратами рая. Перед вратами находится апостол Петр с ключами, который говорит батюшке: «Для того, чтобы войти в рай, необходимо набрать 1000 очков». Священник недоумевает: «Какие очки?» — «Называй свои добрые дела», — говорит апостол. Батюшка называет: «Я построил храм». — «Хорошо, 2 очка», — отвечает апостол Петр. «Я воспитал в вере своих детей», — говорит батюшка. «Хорошо, это еще 2 очка», — отвечает апостол. «Я окормлял своих прихожан, учил их заповедям Божиим, молился за них». «Хорошо, — отвечает апостол, — за это еще 4 очка». Батюшка понял, что ему никак не набрать 1000 очков и взмолился: «Боже, милостив буди мне грешному, я ничего не сделал пред очами Твоими». «А вот за это 992 очка», — сказал апостол Петр и открыл врата Царствия Небесного.
Не так много надо сделать, чтобы войти в Царствие Небесное, не так много надо сотворить. Путь в Царствие Небесное простой и прямой. Этот путь узок, но он прост и прям. Но как сложно человеку пройти этим прямым и простым путем, чтобы в конце пути предстать пред Господом.
Сегодня, в этот субботний день, Церковь установила особое поминовение усопших. В такие дни мы стараемся вспомнить о смерти.
Смерть очень величественна и таинственна. Святая Церковь нам много сообщает о смерти и о приготовлении к ней. Мы, православные христиане, вооружены всей необходимой информацией об этом вопросе. Но эти сведения остаются все же теорией, так как на практике смерть мы встречаем только один раз.
Смерть венчает жизнь, любую жизнь любого человека. Но, наверное, мы все равно будем удивлены при встрече с ней. Жизнь христианина должна стать подготовкой к этой всегда неожиданной, но неизбежной встрече.
Когда-то встретилась выдержка из дореволюционного учебника русской грамматики. В этой выдержке были самые простые и очевидные выражения, по которым дети учились читать и писать: «Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное. Воробей — птица. Россия — наше отечество. Смерть неизбежна». В этом детском учебнике, среди простых, понятных любому ребенку выражений, было и такое — «смерть неизбежна». Это было возможно тогда, в той, еще православной России. Сейчас такой информации нет в учебниках. Хотя как это важно для начинающего свою жизнь — знать, что будет являться итогом, венцом жизни — знать, что «смерть неизбежна».
Неизбежность смерти пугает многих людей. Но христианина неизбежность смерти вдохновляет, сообщает смысл его духовной жизни. Неизбежность смерти говорит христианину о неизбежности его встречи с Господом. Именно в смерти совершается таинственно для нас то, о чем тоскует каждая душа, сознательно или для себя неведомо, — совершается встреча с Живым Богом, Отцом.
Расставание с этим миром для человека страстного, живущего во грехах — это всегда боль и ужас. Потому что его душа прилепилась к земным благам, наслаждениям и удовольствиям и с болью и ужасом отрывается от этого мира. «Смерть грешника люта» — говорит Писание. Наоборот, человек, уже здесь устремившийся к Небесному, покидает этот мир легко. Его смерть похожа на сон, успение. Святые сравнивали земную жизнь с темницею, а смерть с освобождением.
Смерть — это не исчезновение. Это переход из одного состояния в другое. Для праведников это будет состояние райского блаженства. Для нераскаявшихся грешников — это мир ада, тоски и богооставленности. Ф. М. Достоевский говорил, что ад можно определить двумя словами: «Слишком поздно». Это страшно, но за пределами нашего земного поприща будет невозможно что-то изменить. Душа человека уйдет из мира в вечность, в ту вечность, которую она заслужила, в которую она способна войти. В нашей земной жизни каждое слово, дело, сокровенный помысл — это семена, которые дадут всходы в вечности. Что мы посеем здесь, то пожнем там.
Господь в Евангелии, в том отрывке, который читался сейчас на Литургии, говорит: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5;24).
Каждый человек, каждая душа, сознательно или бессознательно, стремится к Богу, к жизни вечной, имеет тоску по вечности. Человек изначально, после творения, имел способность знать и понимать волю Божию, понимать в чем заключается богоугождение, богопочитание. Господь непосредственно сообщал первым людям Свои заповеди. Но после грехопадения прародителей люди перестали понимать волю Божию, перестали слышать Голос Божий.
Теперь стал невозможен путь естественного богоугождения. Каждый человек имеет тоску по вечности, имеет стремление к вечности, но это стремление греховная человеческая природа может выразить в самых причудливых, порою ужасных проявлениях. Отсюда страшные ереси, секты, отсюда коммунизм, как стремление построить Царствие Небесное без Бога. Для того, чтобы человек мог найти этот истинный путь и совершить в своей жизни восхождение к Богу, Господь дал Книгу Жизни, Священное Писание. Поэтому, «слушающий Слово Мое имеет жизнь вечную».
Наша жизнь — это тоже книга, запечатанная книга. Здесь, на Земле, мы можем прочесть лишь несколько первых страниц, остальные же мы увидим и прочтем только в вечности. Как говорит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Кор. 13;12).
Смерть — это проклятие, это наказание падшего человека после грехопадения. Победа над смертью произошла в Воскресении Христовом. «Если мы со Христом умерли, то с Ним и оживем» — говорит Писание (2 Тим. 2, 11). И сейчас эти дни Великого Поста, для многих сложные и обременительные дни Поста, мы совершаем для того, чтобы встретить Светлое Христово Воскресение. Мы должны приложить труд и усилие, покаянный постный труд, чтобы стать участниками этого праздника, Трапезы Господней, Пасхи.
Так и нашу жизнь — этот путь в земле изгнания, мы должны пройти так, чтобы за ее гранью войти в радость Господа, войти в Вечную Пасху, в незаходимый день Воскресения.
«Как хорошо встретить смерть с молитвою!» — говорит преподобный Амвросий Оптинский. Как хорошо провести жизнь с молитвою — хочется добавить. Господь дал нам эту возможность — провести жизнь в стремлении к Нему, и встретить смерть с Его Именем на устах. Господь привел нас и поставил на этот путь спасения. Он дал нам Истинную Святую Церковь — этот корабль спасения. Дал нам Священное Писание, в котором сообщил Свою волю, Свои заповеди. Великий дар Божий — таинства, спасительную силу которых постиг каждый христианин. Господь дал нам наставников, Своих угодников, как ушедших в вечность, так и живущих среди нас, для того, чтобы мы слышали живое слово спасения.
Будем же идти этим простым и прямым путем, путем веры и богоугождения, путем преодоления смерти, путем в Царствие Небесное.
Иеромонах Симеон (Кулагин)
6 июня 2014 г.
Зачем отпевают умерших
Что такое отпевание покойника? Зачем оно нужно?
Отпевание усопшего в Православии называется Чин погребения. Это особая служба, которая совершается один раз над телом усопшего. С одной стороны, она призвана облегчить скорбь и горе близких, собравшихся у гроба, успокоить их души, унять печаль разлуки. С другой, является усиленной молитвой за душу умершего. На отпевании священником читается разрешительная молитва. В ней заключена просьба о прощении содеянных грехов умершего, о которых было принесено покаяние на исповеди в течение жизни.
Автором этой молитвы считается преподобный Феодосий Печерский (11 век). Чтение разрешительной молитвы осуществляется только один раз, во время отпевания. Этим данное богослужение отличается от панихиды (заупокойной службы, которую можно совершать неограниченное число раз).
В Православной Церкви Чин отпевания бывает 5 видов: для мирских людей, монашествующих, иереев (в том числе для епископов), детей в возрасте до 7 лет, а также для первой недели после Пасхи (Светлой Седмицы).
Погребение в древние времена
В ветхозаветные времена смерть – это всегда трагедия. Приготовления к погребению в те времена во многом были такими же, какими они остаются и сегодня. Умершему закрывали глаза, тело обмывали и заворачивали в кусок ткани. В жарком климате похороны приходилось совершать как можно скорее. Тело без гроба несли к месту погребения на деревянных носилках. Родные и друзья покойного рыдали, причитали, посыпали головы пеплом, разрывали на себе одежды, в знак горя сбривали бороды и ходили босиком (это было традицией и зовом (криком) души).
Иногда к общим причитаниям присоединялись голоса специально нанятых профессиональных плакальщиц. Траур обычно длился семь дней, а в особых случаях и дольше (к примеру: Моисея оплакивали тридцать дней). Траур сопровождался постом, но в день похорон устраивали поминальный пир, который иногда происходил прямо у могилы. В соседних с Израилем странах, прежде всего в Египте, тело иногда бальзамировали. Внутренности и мозг удаляли и заполняли тело смолистой мастикой.
Израильтяне часто хоронили своих покойников в пещерах. Некоторые пещеры могли вместить всех членов семьи (Быт 50:13), а если возникала необходимость, их расширяли. В скалах вырубали коридоры с полками вдоль стен и на эти полки клали тела усопших.
Богатых людей хоронили в склепах, высеченных в скалах. К погребальной камере в глубине скалы вела узкая лестница. Входное отверстие загораживали каменной плитой или валуном. Во времена Нового Завета для того, чтобы облегчить движение «дверного» камня, его иногда размещали в специально выдолбленном желобе. Количество пещер, даже искусственных, было, конечно, ограниченным. Поэтому, когда от трупа оставался только скелет, кости собирали и складывали в деревянный или каменный сундук, называемый «оссуарием».
Откуда всё это известно? Из Библии, а также, из таких наук, под названием Археология и История.
Бедняков хоронили в неглубоких могилах, на ровных местах. Тело обкладывали камнями и засыпали землёй. С верху клали каменную плиту. Все могилы белили, чтобы они были хорошо заметны. Любое соприкосновение с мёртвым телом, делало человека ритуально «нечистым» (по крайней мере, в израильской религии).
Вот некоторые отрывки из Библии, где отражены обычаи, связанные со смертью и похоронами;
Быт 23 глава, Быт 48:1-7, Быт 49:29-33, Быт 50:1-26, Втор 34:5-8, Втор 14:1-2, 2 Цар 1:9-12, 2 Цар 3:28-37, Иер 9:17-22, Иер 16:5-7, Мф 9:23-24, Мат. 8:21 — 22, Мф 16:1-6, Лк 7:11-15, Иоанн 11: 17-57
Как происходит отпевание усопшего мирянина
Раньше отпевание усопшего происходило только в церкви. В 20 веке, чтобы не привлекать внимания советских властей, эту заупокойную службу стали совершать дома. Такая практика сохранилась до настоящего времени. Однако правильнее все же Чин погребения служить в храме.
Гроб с покойным вносят в церковь и ставят по центру перед Царскими вратами. Его располагают так, чтобы ноги покойного были обращены к иконостасу. Тогда умерший лицом повернут к алтарю, как и все молящиеся. Для Православной Церкви характерно держать гроб открытым. У католиков подобное не принято.
Специальным погребальным покрывалом накрывается тело покойника. Это символ покрова Христа. На грудь умершего кладется икона Спасителя (для мужчин) или Богоматери (для женщин). С ней не хоронят верующего (икону забирают домой). В знак того, что покойный был верным христианином, в левую руку вкладывается крест. На лоб надевается «венчик» — лента со словами «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».
Зажженные свечи у присутствующих на отпевании являются символом горячей любви к усопшему.
В церковных песнопениях чина погребения говорится о временности земного бытия, о его тленности. Но они же и напоминают о воскресении мертвых. Евангельский текст, читаемый в это время, свидетельствует о праведном Божьем суде (Евангелие от Иоанна, 5:24-30). В молитвах содержится просьба об открытии дверей рая для души почившего, даровании ей покоя. В завершение чина погребения священником читается разрешительная молитва. Затем свиток с этой молитвой вкладывается в правую руку умершего. Это знак прощения грехов и примирения человека с Господом.
Отпевание усопшего как особое богослужение
Появление заупокойных молитв относится к самому началу истории христианства. Тогда погребение верующих происходило ночью. Открыто и при свете дня хоронить умерших христиане не могли из-за воздвигнутых на Церковь гонений. Впоследствии чин погребения был отделен от всенощного богослужения.
Отпевание может быть совершено над любым крещеным человеком. Исключение составляют только самоубийцы, добровольно лишившие себя Божественного дара жизни, что является тяжким грехом.
Духовный смысл совершения отпевания заключается в совместной молитве о душе усопшего. Близкие и родные просят Господа о прощении содеянных им грехов.
«Когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле; примеру мы будем следовать; любовь никогда не умрет». Провозглашая перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искуплением и его славой.
Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в нем значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и принесли плод благодаря нашей неумирающей любви, и сказать Господу: «Прими это от меня; оно принадлежит ему, ей: я – только поле; сеятель был он! Его пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот плод принадлежит ему» (митрополит Антоний Сурожский).