Как правильно поминать усопших на кладбище, дома, в храме

Традиции, существующие сотни лет, начинают разваливаться под давлением современности. То, что казалось обязательным ещё вчера, сегодня уже вызывает удивление и отторжение. Причин, по которым люди отказываются садиться за стол после погребения усопшего, действительно очень много, и только страх обидеть близких родственников вынуждает нас поминать умершего сразу после возвращения с кладбища.

В моём детстве даже подумать от том, чтобы с могилы отправиться домой или по своим делам, было невозможно. Но сегодня люди всё чаще задаются вопросом, а можно ли осле похорон не идти на поминки?

Поминки после похорон: тенденция на отказ

Сегодня огромное количество людей предпочитают помянуть добрым словом находясь в кругу своей семьи, а то и вовсе в одиночестве.

Собираться за огромными столами становится не модно. А уж тем более приглашать всех прохожих, знакомых и не знакомых с покойным, выглядит полным безумием.

Городская жизнь поменяла общество и теперь поминки сразу после похорон вызывают негодование, а рассказы о том, что это как-то поможет усопшему в других мирах, уже не трогают умы образованных людей. Помогали бы при жизни, вот когда он был бы рад вашему присутствию. А теперь то уж чего.

Когда нельзя поминать покойника едой

Накрывать стол и приглашать гостей не рекомендуется в том случае, если поминки приходятся на первую, пятую либо седьмую неделю Великого поста. Только самые близкие люди имеют право разделить в эти дни трапезу и совместно помолиться о душе усопшего — речь идет о его супруге, родителях, детях.

Если поминки выпадают на какую-либо другую неделю Великого поста, следует организовать встречное поминовение, то есть перенести мероприятие на ближайшую субботу или воскресенье. В эти дни разрешается справлять поминки в обычном порядке.

Почему люди предпочитают после похорон не идти на поминки

Одной из самых банальных причин является нежелание участвовать в балагане. Застолье превращается в повод обсудить окружающих. Кто как ел, кто чего говорил, кто в чём был одет.

К сожалению умерший отходит на задний план и героями собрания становятся живые. Злословие, зависть, алкоголь, обжорство, вот лишь несколько грехов, которые совершаются массово. Помин создавался с другими целями, но умных людей не так много, поэтому даже их умудрились превратить в бардак.

Кстати про обжорство. Это ещё одна причина, по которой люди не хотят идти на поминки после похорон. На столах много вредной пищи и практически не присутствует ничего полезного.

Как мы знаем большинство заболеваний возникают именно от неправильного питания, поэтому здравые люди уже давно отказались от хлебобулочного, каш после обеда, лимонадов, жирного, солёного и жаренного.

Традиции же вынуждают человека употреблять сразу несколько каш к ряду, в перерывах между ними хочешь или не хочешь, а придётся скушать что-то ещё. Те, кто следит за своим здоровьем, просто не желают участвовать в этом безумии.

Нередко отношения в большой семье складываются совсем не так как хотелось бы. Похороны близкого человека вынуждают всем собраться у могилы, так как пропустить последнюю возможность взглянуть на покойного не хотелось бы.

При этом поминки уже не являются столь обязательным мероприятием и в попытках избежать ненужных разговоров и встреч, люди всё чаще принимают решение после похорон не идти на поминки

Никто не в праве заставлять человека и уж тем более осуждать его. Помин это не поедание каши, помин это способность сохранить светлые воспоминания о покинувшем нас человеке. Возможно тот, кто после похорон сразу уехал, в этом преуспел гораздо больше, чем те, кто за столом и ел больше всех и пил как в последний раз.

Финансовая сторона вопроса тоже имеет место быть. Все прекрасно знают, что собрать поминки довольно дорого. Безусловно родственники и друзья обязательно помогают тем, кто всё это организовал, жертвуя какие-то средства.

Но в последние годы люди всё чаще пытаются вовсе отойти от этой традиции. Я лично не хожу на поминки по целому ряду причин и с точки зрения денег тоже.

После смерти близкого у людей может быть сложное финансовое положение, не все из нас обеспеченны, поэтому я бы предпочёл,чтобы пожертвования пошли на помощь в первые дни и недели, а не на застолье.

Таких как я всё больше и больше. Я верю, что однажды люди наконец перестанут организовывать поминки вовсе.

Поминайте дома, вспоминайте человека добрым словом, а если вы очень верующий человек, то читайте молитвы и просите у Бога принятия и прощения за усопшего.

Более того организация поминок в день похорон крайне сложный процесс в плане психики. В семье только что был похоронен их родной и любимый, это траур. Но в добавок ко всему на них падает ответственность по организации поминального стола, удовлетворении потребностей гостей, забота о том, чтобы всё прошло “как надо”.

Ведь это всё обсудят потом. Люди на поминки для этого чаще всего и ходят. Однажды на поминках друга я ел вдруг знакомая заявила – ты съел всю красную икру, дорвался!

Я ответил, что она тоже может покушать, если у неё есть такое желание. Но всё равно было крайне неприятно, эта долбанная икра стоит 200 рублей, я могу есть её хоть каждый день.

Просто в тот день из всего что было на столе мне приглянулись эти бутерброды, я поминал друга детства так как считал нужным. Но, как я уже сказал, умных людей в мире не очень много, поэтому я лучше куплю желаемое домой, накрою стол и покушаю, попутно вспоминая всё хорошее, что связывало меня с ныне покойным.

Какую еду следует оставлять на могилах

На поминки, а также на Пасху, Рождество и прочие религиозные праздники родственники покойных отправляются на кладбище с полными сумками еды. Они оставляют на могилах хлеб, конфеты, угощения с домашнего стола. Многие наливают в стаканы водку или иной алкоголь.

Однако эта традиция не имеет ничего общего с христианством. По языческим поверьям, душа покойника может на некоторое время покинуть место своего погребения и насладиться подношением. У индусов принято задабривать пищей не самих усопших, а богов, которые оберегают их в загробном мире. Но в православии ни один из этих вариантов не рассматривается.

Те угощения, что вы оставляете возле надгробия, становятся приманкой для бродячих животных. Их употребляют бродяги и алкоголики. Тем самым вы не отдаете усопшему знак уважения — а, наоборот, окружаете его последний земной приют излишней суетой.

Если поинтересоваться мнением священника по этому вопросу, вам объяснят: нет ничего дурного в том, чтобы оставлять милостыню для бродяг на могилах. Наоборот, проявлять заботу об обездоленных похвально. Но еду можно с таким же успехом раздавать малоимущим людям в других местах — в приютах, больницах, хосписах, возле церквей. Оставляя съестное на могилах, мы нарушаем кладбищенское благоговение.

Что же касается алкоголя, его не рекомендуется ни употреблять самим на поминках, ни угощать им окружающих. Алкоголь замутняет сознание и провоцирует на поступки, не угодные Господу. Молитва, возносимая в состоянии опьянения, не будет принята так же благосклонно, как молитва трезвого человека. Трезвость во время поминок является данью уважения к памяти усопшего. Исключение не надо делать даже в том случае, если покойный был любителем спиртного.

Не оскорбит ли близких моё решение?

Вопрос довольно спорный. Поминальный обед после похорон существует сотни лет, поэтому данное мероприятие считается строго обязательным. Те, кто немного современнее, поймут вас, другие могут обидеться. Здесь важно понимать, что жить нужно так, как комфортно именно вам.

Невозможно всем угодить. Разберитесь в причинах отказа от помина после похорон. Если вам неприятно находиться в окружении определенных людей или вы на строгой диете по состоянию здоровья, зачем себя мучить?

Вряд ли умерший будет рад чьим-то страданиям на собственных похоронах. Мнение других людей должно заботить вас в последнюю очередь.

Главное понять – посещение поминок это не дань уважения и не обязательство и уж тем более не показатель вашего отношения к умершему и его семье.

Подойдите к ним, выразите соболезнования, спросите не нужна ли им какая-нибудь посильная для вас помощь, как они себя чувствуют. Объясните, что посещение трапезы невозможно по ряду причин, поэтому вы вынуждены покинуть похороны прямо сейчас.

Если люди адекватны, они отнесутся с пониманием. А если дураки, то им и угодить не выйдет, как не старайтесь. Не придёте поминать-плохо, придёте-скажут, что всю икру съели.

Какую молитву читают во время поминального обеду за упокой души

На поминки также принято красиво сервировать стол, на стол ставить праздничную посуду и вообще их можно провести в ресторане, это делается по желанию родственников усопшего. На поминальном столе ставится один лишний прибор – это для покойного.

Место за столом для умершего оставляют поближе к самым близким для него людям, чтобы он чувствовал себя в семье. Перед поминальной трапезой принято прочитать молитву за упокой души, а звучит она так:

«Сегодня мы все собрались здесь из-за прискорбного события, в мир иной отошел один из нас. Так пусть Всевышний на небесах примет его душу. В этот день она еще с нами, но скоро она отправиться в другой мир, пусть там ей будет хорошо и легко. Да будет так. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

После прочитанной молитвы можно приступать к поминанию. И чем больше хорошего будет сказано об усопшем, тем приятней и легче будет его душе. Поэтому об умершем можно говорить только хорошие. Можно перечислить, что важного и хорошего было им сделано за жизнь и сказать о его достижениях.

Бога­тый род­ствен­ник

В раз­го­воре о поми­но­ве­нии усоп­ших очень часто упус­ка­ется важный вопрос: а кому, соб­ственно, больше нужно такое поми­но­ве­ние – им, или нам самим? Было бы бес­ко­неч­ной само­на­де­ян­но­стью и дер­зо­стью утвер­ждать, что некто из наших умер­ших близ­ких попал в ад, нуж­да­ется в помощи и его необ­хо­димо выма­ли­вать. У хри­стиан есть запо­ведь не судить ближ­него при жизни. Тем более нелепо выно­сить при­го­вор тому, кто уже окон­чил свое земное стран­ствие и пред­стал перед судом Божиим. Мы можем бес­по­ко­иться за него, как роди­тели бес­по­ко­ятся за сына, уехав­шего учиться в дале­кий город. Но мы не должны забы­вать, что у нас есть в этом городе бога­тый и любя­щий нас род­ствен­ник. Причем, не просто бога­тый – он в этом городе самое глав­ное лицо и решает там все вопросы, чего бы они ни каса­лись. И мы не должны рвать себе сердце пере­жи­ва­ни­ями – этот род­ствен­ник поза­бо­тится о нашем сыне гораздо лучше, чем мы сами. Но эта забота не мешает нам посы­лать ему письма, посылки со вся­кими вкус­но­стями и деньги на кар­ман­ные рас­ходы. Сын может ни в чем не нуж­даться, но наш бога­тый род­ствен­ник очень дели­ка­тен, он не лишает нас воз­мож­но­сти про­яв­лять свою любовь подоб­ным обра­зом. И когда мы звоним и просим его: “Ты, уж не остав­ляй там нашего маль­чика, пожа­луй­ста! При­смат­ри­вай за ним, помо­гай, а то мы тут вол­ну­емся!”, это совсем не озна­чает, что без нашего звонка сын остался бы без под­держки и вни­ма­ния. Просто мы любим его, а он уехал и теперь далеко. И что мы можем сде­лать еще, чтобы выра­зить свою любовь и заботу? Только зво­нить и слать письма с посыл­ками. Так и молитва ко Христу за наших усоп­ших нужна нам самим не меньше, чем тем, о ком мы молимся.

Потому что у всех нас есть такой бога­тый род­ствен­ник. Это – Хри­стос, Кото­рый и воче­ло­ве­чился для того, чтобы сде­лать нас Своими род­ствен­ни­ками по плоти. А род­ствен­ни­ков не судят бес­при­страстно, их судят – с любо­вью. Его суд – не наш суд. Доста­точно вспом­нить, сколько раз в Еван­ге­лии Хри­стос оправ­ды­вает и защи­щает тех, кого люди осу­дили, причем из самых спра­вед­ли­вых сооб­ра­же­ний.

Необычные традиции и обряды

Многие похоронные обряды в Армении сохранились еще с языческих времен. Они органично переплетаются с христианскими традициями и продолжаются соблюдаться современниками.

Основные погребальные обычаи:

  • — После смерти в доме завешиваются все зеркала и останавливаются часы;
  • — Тело в гробу размещается ногами на восток;
  • — Погибший никогда не остается в одиночестве, рядом с ним всегда кто-то находится;
  • — Пока труп не вынесут из дома рядом с ним остается гореть свеча;
  • — Перед вынесением гроба его трижды поворачивают вокруг продольной оси, но если не хватает места, то домовину просто опускают и поднимают 3 раза;
  • — В катафалк гроб погружают не сразу, так как считается, что спешка – это проявление неуважения к покойнику.

Наши мерт­вые нас не оста­вят в беде…

Бывает, что уехав­ший сын сам отправ­ляет роди­те­лям бога­тые посылки и пере­воды. В исто­рии Церкви немало при­ме­ров, когда молит­вен­ное обще­ние с усоп­шими помо­гало живу­щим решить свои земные про­блемы. Вот несколько при­ме­ров.

У одного свя­щен­ника умерла жена, кото­рую он очень любил. Горечь утраты ока­за­лась для него непо­силь­ной, и он начал пить. Каждый день он поми­нал ее в своих молит­вах, но все глубже и глубже погру­жался в тря­сину алко­го­лизма. Одна­жды к этому свя­щен­нику пришла при­хо­жанка и рас­ска­зала, что во сне к ней яви­лась его умер­шая жена и ска­зала: “Налей мне водки”. “Но ведь ты же нико­гда не пила при жизни”, – уди­ви­лась при­хо­жанка. “Мой муж при­учил меня к этому своим нынеш­ним пьян­ством”, – отве­чала умер­шая.

Этот рас­сказ настолько потряс свя­щен­ника, что он навсе­гда бросил пить. Впо­след­ствии он принял мона­ше­ство. Скон­чался в сане епи­скопа. Звали его – Вла­дыка Васи­лий (Родзянко).

Другой случай. Сту­дент духов­ной ака­де­мии шел на экза­мен, недо­ста­точно хорошо зная мате­риал. В кори­доре на стене висели порт­реты ученых и бого­сло­вов, в разные годы пре­по­да­вав­ших в ака­де­мии. Сту­дент молит­венно обра­тился к одному из давно почив­ших пре­по­да­ва­те­лей, с прось­бой – помочь ему сдать экза­мен. И на всю жизнь запом­нил, насколько явной была эта помощь. Экза­мен он сдал на “отлично”, все время ощущая спо­кой­ную, доб­ро­же­ла­тель­ную под­держку того, к кому он обра­тился. Сту­дент тоже стал мона­хом, а потом – епи­ско­пом. Это – вла­дыка Евло­гий, архи­епи­скоп Вла­ди­мир­ский и Суз­даль­ский. А на порт­рете был изоб­ра­жен пре­по­да­ва­тель МДА мит­ро­по­лит Фила­рет (Дроз­дов), впо­след­ствии, кано­ни­зи­ро­ван­ный как Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский (кстати, исто­рию эту вла­дыка Евло­гий рас­ска­зал, когда Синод соби­рал мате­ри­алы для кано­ни­за­ции свт. Фила­рета).

Уди­ви­тель­ный случай молит­вен­ного обще­ния с усоп­шими опи­сы­вает мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний. Одна­жды к нему обра­тился чело­век, кото­рый во время войны слу­чайно застре­лил люби­мую девушку, свою неве­сту. Одним выстре­лом он раз­ру­шил все, о чем они так много вместе меч­тали. Счаст­ли­вую жизнь после войны, рож­де­ние детей, учебу, люби­мую работу… Все это он отнял не у кого-то, а у самого близ­кого и доро­гого чело­века на земле. Этот несчаст­ный прожил долгую жизнь, мно­го­кратно каялся в своем грехе перед свя­щен­ни­ками на испо­веди, над ним читали раз­ре­ши­тель­ную молитву, но ничего не помо­гало. Чув­ство вины не ухо­дило, хотя со вре­мени того зло­по­луч­ного выстрела прошло почти шесть­де­сят лет. И Вла­дыка Анто­ний дал ему неожи­дан­ный совет. Он сказал: “Вы про­сили про­ще­ния у Бога, кото­рому не при­чи­нили вреда, кая­лись перед свя­щен­ни­ками, кото­рых не уби­вали. Попро­буйте теперь попро­сить про­ще­ния у самой этой девушки. Рас­ска­жите ей о своих стра­да­ниях, и попро­сите, чтобы она сама помо­ли­лась за вас Гос­поду”. Впо­след­ствии этот чело­век при­слал Вла­дыке письмо, где рас­ска­зал, что сделал все, как он велел и ледя­ная заноза вины, сидев­шая в его сердце долгие годы, нако­нец, рас­та­яла. Молитва убитой им неве­сты ока­за­лась силь­нее его соб­ствен­ных молитв.

Да и сам мит­ро­по­лит Анто­ний рас­ска­зы­вал, как в труд­ные минуты своей жизни он обра­щался к своей усоп­шей маме с прось­бой помо­литься за него, и много раз полу­чал ожи­да­е­мую помощь.

Когда-то Вла­ди­мир Высоц­кий пел: “…Наши мерт­вые нас не оста­вят в беде, наши павшие – как часо­вые”. Уходя из этой жизни, наши люби­мые ста­но­вятся ближе к Гос­поду и могут хода­тай­ство­вать за нас перед Ним. Поэтому мы и молимся святым, кото­рые кано­ни­зи­ро­ваны Цер­ко­вью. Но нельзя забы­вать, что свя­тыми Цер­ковь счи­тает не только вне­сен­ных в святцы про­слав­лен­ных угод­ни­ков Божиих. Свя­тыми в Церкви названы все хри­сти­ане, освя­ща­ю­щи­еся Пре­чи­стыми Телом и Кровью Хри­сто­выми в таин­стве Евха­ри­стии. И если наш близ­кий при жизни был членом Церкви, испо­ве­до­вался и при­ча­щался святых Хри­сто­вых Тайн, тогда у нас не может быть доста­точ­ных осно­ва­ний счи­тать, что после его смерти он нуж­да­ется в нашем поми­но­ве­нии более чем мы в его молит­вах за нас. Свя­ти­тель Киприан Кар­фа­ген­ский писал: “…Не должно опла­ки­вать бра­тьев наших, по зову Гос­пода отре­ша­ю­щихся от насто­я­щего века. Мы должны устрем­ляться за ними любо­вью, но никак не сето­вать за них: не должны оде­вать тра­ур­ных одежд, когда они уже облек­лись в белые ризы”.

На поминальный обед надо готовить блюда с яйцами и зеленью

Надо обязательно есть блюда с добавлением яиц – символа вечности души, потому что о Воскрешении Христа Мария Магдалина возвестила императора Тиберия, преподнеся ему в подарок яйцо и оно стало красным. Их можно крошить в салаты или добавлять в начинку для пирогов или блинов.

Можно приготовить пирожки или налистники с зеленым луком и вареным яйцом, так как зеленый цвет и зелень символизируют жизнь. Поэтому на кладбище на могиле принято сажать цветы, а также приносить их каждый раз покойному и на похоронах обычно используют много цветов.

Законодательные особенности

На протяжении трех дней после смерти человека требуется сообщить об этом факте в органы ЗАГС. Для этого предоставляется медицинская справка и решение суда, согласно которому гражданин Армении признается умершим. Процедура регистрации осуществляется в день обращения, после чего родственникам выдается государственное свидетельство о смерти. Эту задачу выполняют разные органы и службы в зависимости от обстоятельств гибели:

  • — Если человек умер в больнице, то бюрократические вопросы решают медики. Когда смерть наступила дома по естественным причинам, то родственники вызывают бригаду скорой помощи, умершего увозят в медицинское учреждение и его сотрудники сообщают о случившемся в ЗАГС.
  • — Если погибший скончался в тюрьме, то информированием занимается руководство уголовно-исправительного учреждения.
  • — При подозрительных обстоятельствах гибели дело расследуют сотрудники правоохранительных органов, которые сообщают о трагических событиях в ЗАГС.
  • — При кончине при прохождении военной службы эта задача возлагается на командира.

После выдачи государственного свидетельства покойного разрешается захоронить. Если усопшим оказался иностранец, то появляется возможность доставить тело на родину.

Что нужно готовить на поминальный обед

Во время поминального обеда нельзя смеяться и веселиться и лучше не шутить. Надо скорбеть о покойном. И думать о том, как его не хватает среди нас. Можно высказать свое соболезнование близким и родственникам умершего, ведь у них в сердце образовалась пустота, которую надо чем-то заполнить.

Если на похоронах есть дети, то им надо объяснить, как себя вести, чтобы они не дебоширили и тоже попрощались с усопшим. За столом принято пить только за покойного, чтобы его душа легко вознеслась на Небеса, чокаться при этом нельзя. И нельзя сильно напиваться, поэтому горячительными напитками лучше не злоупотреблять.

Также на поминки принято печь круглые блины, которые символизируют круговорот. Якобы который означает, что после смерти душа человека начинает новую жизнь. Их заправляют разными начинками, например, семгой или красной икрой.

Проведение похорон

Организация похорон занимает 3 дня. Обычно эту работу доверяют ритуальным службам. В Армении распространены традиционные захоронения, хоть государство и разрешило кремацию еще в 2007 году.

Последовательность погребения:

  1. 1. В день гибели усопшего омывают, одевают, укладывают в гроб, а рядом зажигают свечу. О случившемся сообщают родственникам, которые договариваются со священнослужителями об отпевании.
  2. 2. На вторые сутки организовывается прощание. Гости приходят в дом к умершему, трижды обходят гроб против часовой стрелки и целуют руку погибшего или край домовины.
  3. 3. На третий день гроб привозят на кладбище для погребения. Церемония достаточно пышная и помпезная – вокруг много венков, живых цветов, по возможности приглашаются музыканты.

К умершим относятся с почтением. Уважение выражается не только в организации похорон, но и в установке надгробия. Армяне выбирают красивые памятники ручной работы, украшенные скульптурами, гравировкой, традиционной резьбой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]