Традиции, существующие сотни лет, начинают разваливаться под давлением современности. То, что казалось обязательным ещё вчера, сегодня уже вызывает удивление и отторжение. Причин, по которым люди отказываются садиться за стол после погребения усопшего, действительно очень много, и только страх обидеть близких родственников вынуждает нас поминать умершего сразу после возвращения с кладбища.
В моём детстве даже подумать от том, чтобы с могилы отправиться домой или по своим делам, было невозможно. Но сегодня люди всё чаще задаются вопросом, а можно ли осле похорон не идти на поминки?
Поминки после похорон: тенденция на отказ
Сегодня огромное количество людей предпочитают помянуть добрым словом находясь в кругу своей семьи, а то и вовсе в одиночестве.
Собираться за огромными столами становится не модно. А уж тем более приглашать всех прохожих, знакомых и не знакомых с покойным, выглядит полным безумием.
Городская жизнь поменяла общество и теперь поминки сразу после похорон вызывают негодование, а рассказы о том, что это как-то поможет усопшему в других мирах, уже не трогают умы образованных людей. Помогали бы при жизни, вот когда он был бы рад вашему присутствию. А теперь то уж чего.
Когда нельзя поминать покойника едой
Накрывать стол и приглашать гостей не рекомендуется в том случае, если поминки приходятся на первую, пятую либо седьмую неделю Великого поста. Только самые близкие люди имеют право разделить в эти дни трапезу и совместно помолиться о душе усопшего — речь идет о его супруге, родителях, детях.
Если поминки выпадают на какую-либо другую неделю Великого поста, следует организовать встречное поминовение, то есть перенести мероприятие на ближайшую субботу или воскресенье. В эти дни разрешается справлять поминки в обычном порядке.
Почему люди предпочитают после похорон не идти на поминки
Одной из самых банальных причин является нежелание участвовать в балагане. Застолье превращается в повод обсудить окружающих. Кто как ел, кто чего говорил, кто в чём был одет.
К сожалению умерший отходит на задний план и героями собрания становятся живые. Злословие, зависть, алкоголь, обжорство, вот лишь несколько грехов, которые совершаются массово. Помин создавался с другими целями, но умных людей не так много, поэтому даже их умудрились превратить в бардак.
Кстати про обжорство. Это ещё одна причина, по которой люди не хотят идти на поминки после похорон. На столах много вредной пищи и практически не присутствует ничего полезного.
Как мы знаем большинство заболеваний возникают именно от неправильного питания, поэтому здравые люди уже давно отказались от хлебобулочного, каш после обеда, лимонадов, жирного, солёного и жаренного.
Традиции же вынуждают человека употреблять сразу несколько каш к ряду, в перерывах между ними хочешь или не хочешь, а придётся скушать что-то ещё. Те, кто следит за своим здоровьем, просто не желают участвовать в этом безумии.
Нередко отношения в большой семье складываются совсем не так как хотелось бы. Похороны близкого человека вынуждают всем собраться у могилы, так как пропустить последнюю возможность взглянуть на покойного не хотелось бы.
При этом поминки уже не являются столь обязательным мероприятием и в попытках избежать ненужных разговоров и встреч, люди всё чаще принимают решение после похорон не идти на поминки
Никто не в праве заставлять человека и уж тем более осуждать его. Помин это не поедание каши, помин это способность сохранить светлые воспоминания о покинувшем нас человеке. Возможно тот, кто после похорон сразу уехал, в этом преуспел гораздо больше, чем те, кто за столом и ел больше всех и пил как в последний раз.
Финансовая сторона вопроса тоже имеет место быть. Все прекрасно знают, что собрать поминки довольно дорого. Безусловно родственники и друзья обязательно помогают тем, кто всё это организовал, жертвуя какие-то средства.
Но в последние годы люди всё чаще пытаются вовсе отойти от этой традиции. Я лично не хожу на поминки по целому ряду причин и с точки зрения денег тоже.
После смерти близкого у людей может быть сложное финансовое положение, не все из нас обеспеченны, поэтому я бы предпочёл,чтобы пожертвования пошли на помощь в первые дни и недели, а не на застолье.
Таких как я всё больше и больше. Я верю, что однажды люди наконец перестанут организовывать поминки вовсе.
Поминайте дома, вспоминайте человека добрым словом, а если вы очень верующий человек, то читайте молитвы и просите у Бога принятия и прощения за усопшего.
Более того организация поминок в день похорон крайне сложный процесс в плане психики. В семье только что был похоронен их родной и любимый, это траур. Но в добавок ко всему на них падает ответственность по организации поминального стола, удовлетворении потребностей гостей, забота о том, чтобы всё прошло “как надо”.
Ведь это всё обсудят потом. Люди на поминки для этого чаще всего и ходят. Однажды на поминках друга я ел вдруг знакомая заявила – ты съел всю красную икру, дорвался!
Я ответил, что она тоже может покушать, если у неё есть такое желание. Но всё равно было крайне неприятно, эта долбанная икра стоит 200 рублей, я могу есть её хоть каждый день.
Просто в тот день из всего что было на столе мне приглянулись эти бутерброды, я поминал друга детства так как считал нужным. Но, как я уже сказал, умных людей в мире не очень много, поэтому я лучше куплю желаемое домой, накрою стол и покушаю, попутно вспоминая всё хорошее, что связывало меня с ныне покойным.
Какую еду следует оставлять на могилах
На поминки, а также на Пасху, Рождество и прочие религиозные праздники родственники покойных отправляются на кладбище с полными сумками еды. Они оставляют на могилах хлеб, конфеты, угощения с домашнего стола. Многие наливают в стаканы водку или иной алкоголь.
Однако эта традиция не имеет ничего общего с христианством. По языческим поверьям, душа покойника может на некоторое время покинуть место своего погребения и насладиться подношением. У индусов принято задабривать пищей не самих усопших, а богов, которые оберегают их в загробном мире. Но в православии ни один из этих вариантов не рассматривается.
Те угощения, что вы оставляете возле надгробия, становятся приманкой для бродячих животных. Их употребляют бродяги и алкоголики. Тем самым вы не отдаете усопшему знак уважения — а, наоборот, окружаете его последний земной приют излишней суетой.
Если поинтересоваться мнением священника по этому вопросу, вам объяснят: нет ничего дурного в том, чтобы оставлять милостыню для бродяг на могилах. Наоборот, проявлять заботу об обездоленных похвально. Но еду можно с таким же успехом раздавать малоимущим людям в других местах — в приютах, больницах, хосписах, возле церквей. Оставляя съестное на могилах, мы нарушаем кладбищенское благоговение.
Что же касается алкоголя, его не рекомендуется ни употреблять самим на поминках, ни угощать им окружающих. Алкоголь замутняет сознание и провоцирует на поступки, не угодные Господу. Молитва, возносимая в состоянии опьянения, не будет принята так же благосклонно, как молитва трезвого человека. Трезвость во время поминок является данью уважения к памяти усопшего. Исключение не надо делать даже в том случае, если покойный был любителем спиртного.
Не оскорбит ли близких моё решение?
Вопрос довольно спорный. Поминальный обед после похорон существует сотни лет, поэтому данное мероприятие считается строго обязательным. Те, кто немного современнее, поймут вас, другие могут обидеться. Здесь важно понимать, что жить нужно так, как комфортно именно вам.
Невозможно всем угодить. Разберитесь в причинах отказа от помина после похорон. Если вам неприятно находиться в окружении определенных людей или вы на строгой диете по состоянию здоровья, зачем себя мучить?
Вряд ли умерший будет рад чьим-то страданиям на собственных похоронах. Мнение других людей должно заботить вас в последнюю очередь.
Главное понять – посещение поминок это не дань уважения и не обязательство и уж тем более не показатель вашего отношения к умершему и его семье.
Подойдите к ним, выразите соболезнования, спросите не нужна ли им какая-нибудь посильная для вас помощь, как они себя чувствуют. Объясните, что посещение трапезы невозможно по ряду причин, поэтому вы вынуждены покинуть похороны прямо сейчас.
Если люди адекватны, они отнесутся с пониманием. А если дураки, то им и угодить не выйдет, как не старайтесь. Не придёте поминать-плохо, придёте-скажут, что всю икру съели.
Какую молитву читают во время поминального обеду за упокой души
На поминки также принято красиво сервировать стол, на стол ставить праздничную посуду и вообще их можно провести в ресторане, это делается по желанию родственников усопшего. На поминальном столе ставится один лишний прибор – это для покойного.
Место за столом для умершего оставляют поближе к самым близким для него людям, чтобы он чувствовал себя в семье. Перед поминальной трапезой принято прочитать молитву за упокой души, а звучит она так:
«Сегодня мы все собрались здесь из-за прискорбного события, в мир иной отошел один из нас. Так пусть Всевышний на небесах примет его душу. В этот день она еще с нами, но скоро она отправиться в другой мир, пусть там ей будет хорошо и легко. Да будет так. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
После прочитанной молитвы можно приступать к поминанию. И чем больше хорошего будет сказано об усопшем, тем приятней и легче будет его душе. Поэтому об умершем можно говорить только хорошие. Можно перечислить, что важного и хорошего было им сделано за жизнь и сказать о его достижениях.
Богатый родственник
В разговоре о поминовении усопших очень часто упускается важный вопрос: а кому, собственно, больше нужно такое поминовение – им, или нам самим? Было бы бесконечной самонадеянностью и дерзостью утверждать, что некто из наших умерших близких попал в ад, нуждается в помощи и его необходимо вымаливать. У христиан есть заповедь не судить ближнего при жизни. Тем более нелепо выносить приговор тому, кто уже окончил свое земное странствие и предстал перед судом Божиим. Мы можем беспокоиться за него, как родители беспокоятся за сына, уехавшего учиться в далекий город. Но мы не должны забывать, что у нас есть в этом городе богатый и любящий нас родственник. Причем, не просто богатый – он в этом городе самое главное лицо и решает там все вопросы, чего бы они ни касались. И мы не должны рвать себе сердце переживаниями – этот родственник позаботится о нашем сыне гораздо лучше, чем мы сами. Но эта забота не мешает нам посылать ему письма, посылки со всякими вкусностями и деньги на карманные расходы. Сын может ни в чем не нуждаться, но наш богатый родственник очень деликатен, он не лишает нас возможности проявлять свою любовь подобным образом. И когда мы звоним и просим его: “Ты, уж не оставляй там нашего мальчика, пожалуйста! Присматривай за ним, помогай, а то мы тут волнуемся!”, это совсем не означает, что без нашего звонка сын остался бы без поддержки и внимания. Просто мы любим его, а он уехал и теперь далеко. И что мы можем сделать еще, чтобы выразить свою любовь и заботу? Только звонить и слать письма с посылками. Так и молитва ко Христу за наших усопших нужна нам самим не меньше, чем тем, о ком мы молимся.
Потому что у всех нас есть такой богатый родственник. Это – Христос, Который и вочеловечился для того, чтобы сделать нас Своими родственниками по плоти. А родственников не судят беспристрастно, их судят – с любовью. Его суд – не наш суд. Достаточно вспомнить, сколько раз в Евангелии Христос оправдывает и защищает тех, кого люди осудили, причем из самых справедливых соображений.
Необычные традиции и обряды
Многие похоронные обряды в Армении сохранились еще с языческих времен. Они органично переплетаются с христианскими традициями и продолжаются соблюдаться современниками.
Основные погребальные обычаи:
- — После смерти в доме завешиваются все зеркала и останавливаются часы;
- — Тело в гробу размещается ногами на восток;
- — Погибший никогда не остается в одиночестве, рядом с ним всегда кто-то находится;
- — Пока труп не вынесут из дома рядом с ним остается гореть свеча;
- — Перед вынесением гроба его трижды поворачивают вокруг продольной оси, но если не хватает места, то домовину просто опускают и поднимают 3 раза;
- — В катафалк гроб погружают не сразу, так как считается, что спешка – это проявление неуважения к покойнику.
Наши мертвые нас не оставят в беде…
Бывает, что уехавший сын сам отправляет родителям богатые посылки и переводы. В истории Церкви немало примеров, когда молитвенное общение с усопшими помогало живущим решить свои земные проблемы. Вот несколько примеров.
У одного священника умерла жена, которую он очень любил. Горечь утраты оказалась для него непосильной, и он начал пить. Каждый день он поминал ее в своих молитвах, но все глубже и глубже погружался в трясину алкоголизма. Однажды к этому священнику пришла прихожанка и рассказала, что во сне к ней явилась его умершая жена и сказала: “Налей мне водки”. “Но ведь ты же никогда не пила при жизни”, – удивилась прихожанка. “Мой муж приучил меня к этому своим нынешним пьянством”, – отвечала умершая.
Этот рассказ настолько потряс священника, что он навсегда бросил пить. Впоследствии он принял монашество. Скончался в сане епископа. Звали его – Владыка Василий (Родзянко).
Другой случай. Студент духовной академии шел на экзамен, недостаточно хорошо зная материал. В коридоре на стене висели портреты ученых и богословов, в разные годы преподававших в академии. Студент молитвенно обратился к одному из давно почивших преподавателей, с просьбой – помочь ему сдать экзамен. И на всю жизнь запомнил, насколько явной была эта помощь. Экзамен он сдал на “отлично”, все время ощущая спокойную, доброжелательную поддержку того, к кому он обратился. Студент тоже стал монахом, а потом – епископом. Это – владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. А на портрете был изображен преподаватель МДА митрополит Филарет (Дроздов), впоследствии, канонизированный как Святитель Филарет Московский (кстати, историю эту владыка Евлогий рассказал, когда Синод собирал материалы для канонизации свт. Филарета).
Удивительный случай молитвенного общения с усопшими описывает митрополит Сурожский Антоний. Однажды к нему обратился человек, который во время войны случайно застрелил любимую девушку, свою невесту. Одним выстрелом он разрушил все, о чем они так много вместе мечтали. Счастливую жизнь после войны, рождение детей, учебу, любимую работу… Все это он отнял не у кого-то, а у самого близкого и дорогого человека на земле. Этот несчастный прожил долгую жизнь, многократно каялся в своем грехе перед священниками на исповеди, над ним читали разрешительную молитву, но ничего не помогало. Чувство вины не уходило, хотя со времени того злополучного выстрела прошло почти шестьдесят лет. И Владыка Антоний дал ему неожиданный совет. Он сказал: “Вы просили прощения у Бога, которому не причинили вреда, каялись перед священниками, которых не убивали. Попробуйте теперь попросить прощения у самой этой девушки. Расскажите ей о своих страданиях, и попросите, чтобы она сама помолилась за вас Господу”. Впоследствии этот человек прислал Владыке письмо, где рассказал, что сделал все, как он велел и ледяная заноза вины, сидевшая в его сердце долгие годы, наконец, растаяла. Молитва убитой им невесты оказалась сильнее его собственных молитв.
Да и сам митрополит Антоний рассказывал, как в трудные минуты своей жизни он обращался к своей усопшей маме с просьбой помолиться за него, и много раз получал ожидаемую помощь.
Когда-то Владимир Высоцкий пел: “…Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые”. Уходя из этой жизни, наши любимые становятся ближе к Господу и могут ходатайствовать за нас перед Ним. Поэтому мы и молимся святым, которые канонизированы Церковью. Но нельзя забывать, что святыми Церковь считает не только внесенных в святцы прославленных угодников Божиих. Святыми в Церкви названы все христиане, освящающиеся Пречистыми Телом и Кровью Христовыми в таинстве Евхаристии. И если наш близкий при жизни был членом Церкви, исповедовался и причащался святых Христовых Тайн, тогда у нас не может быть достаточных оснований считать, что после его смерти он нуждается в нашем поминовении более чем мы в его молитвах за нас. Святитель Киприан Карфагенский писал: “…Не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века. Мы должны устремляться за ними любовью, но никак не сетовать за них: не должны одевать траурных одежд, когда они уже облеклись в белые ризы”.
На поминальный обед надо готовить блюда с яйцами и зеленью
Надо обязательно есть блюда с добавлением яиц – символа вечности души, потому что о Воскрешении Христа Мария Магдалина возвестила императора Тиберия, преподнеся ему в подарок яйцо и оно стало красным. Их можно крошить в салаты или добавлять в начинку для пирогов или блинов.
Можно приготовить пирожки или налистники с зеленым луком и вареным яйцом, так как зеленый цвет и зелень символизируют жизнь. Поэтому на кладбище на могиле принято сажать цветы, а также приносить их каждый раз покойному и на похоронах обычно используют много цветов.
Законодательные особенности
На протяжении трех дней после смерти человека требуется сообщить об этом факте в органы ЗАГС. Для этого предоставляется медицинская справка и решение суда, согласно которому гражданин Армении признается умершим. Процедура регистрации осуществляется в день обращения, после чего родственникам выдается государственное свидетельство о смерти. Эту задачу выполняют разные органы и службы в зависимости от обстоятельств гибели:
- — Если человек умер в больнице, то бюрократические вопросы решают медики. Когда смерть наступила дома по естественным причинам, то родственники вызывают бригаду скорой помощи, умершего увозят в медицинское учреждение и его сотрудники сообщают о случившемся в ЗАГС.
- — Если погибший скончался в тюрьме, то информированием занимается руководство уголовно-исправительного учреждения.
- — При подозрительных обстоятельствах гибели дело расследуют сотрудники правоохранительных органов, которые сообщают о трагических событиях в ЗАГС.
- — При кончине при прохождении военной службы эта задача возлагается на командира.
После выдачи государственного свидетельства покойного разрешается захоронить. Если усопшим оказался иностранец, то появляется возможность доставить тело на родину.
Что нужно готовить на поминальный обед
Во время поминального обеда нельзя смеяться и веселиться и лучше не шутить. Надо скорбеть о покойном. И думать о том, как его не хватает среди нас. Можно высказать свое соболезнование близким и родственникам умершего, ведь у них в сердце образовалась пустота, которую надо чем-то заполнить.
Если на похоронах есть дети, то им надо объяснить, как себя вести, чтобы они не дебоширили и тоже попрощались с усопшим. За столом принято пить только за покойного, чтобы его душа легко вознеслась на Небеса, чокаться при этом нельзя. И нельзя сильно напиваться, поэтому горячительными напитками лучше не злоупотреблять.
Также на поминки принято печь круглые блины, которые символизируют круговорот. Якобы который означает, что после смерти душа человека начинает новую жизнь. Их заправляют разными начинками, например, семгой или красной икрой.
Проведение похорон
Организация похорон занимает 3 дня. Обычно эту работу доверяют ритуальным службам. В Армении распространены традиционные захоронения, хоть государство и разрешило кремацию еще в 2007 году.
Последовательность погребения:
- 1. В день гибели усопшего омывают, одевают, укладывают в гроб, а рядом зажигают свечу. О случившемся сообщают родственникам, которые договариваются со священнослужителями об отпевании.
- 2. На вторые сутки организовывается прощание. Гости приходят в дом к умершему, трижды обходят гроб против часовой стрелки и целуют руку погибшего или край домовины.
- 3. На третий день гроб привозят на кладбище для погребения. Церемония достаточно пышная и помпезная – вокруг много венков, живых цветов, по возможности приглашаются музыканты.
К умершим относятся с почтением. Уважение выражается не только в организации похорон, но и в установке надгробия. Армяне выбирают красивые памятники ручной работы, украшенные скульптурами, гравировкой, традиционной резьбой.