Нередко доводится слышать выражение «греко-кафолическая ортодоксальная правоверная церковь». Это вызывает немало вопросов. Как православная церковь может быть в одно и то же время католической? Или слово «кафолическая» означает нечто совершенно другое? Также не совсем понятен термин «ортодоксальный». Его применяют и к евреям, тщательно придерживающимся в своей жизни предписаний Торы, и даже к светским идеологиям. К примеру, можно услышать выражение «ортодоксальный марксист». В то же время в английском и других западных языках «ортодоксальная церковь» является синонимом «православной». В чем же здесь секрет? Мы попробуем прояснить неясности, связанные с ортодоксальной (православной) церковью в этой статье. Но для этого нужно вначале четко определить термины.
Ортодоксия и ортопраксия
Иисус сказал Своим ученикам: «Того, кто разделяет Мои заповеди и живет согласно им, Я уподоблю разумному человеку, построившему дом на камне. А того, кто разделяет заповеди, но не исполняет их, Я уподоблю безрассудному человеку, строящему жилище на песке» (Матф. 7:24-26). Что эта фраза имеет общего с ортодоксией и ортопраксией? Оба термина содержат в себе греческое слово orthos. Оно означает «правильный, прямой, правый». Теперь рассмотрим разницу между ортодоксией и ортопраксией.
Греческое слово doxa означает «мнение, учение». А «праксия» отвечает русскому термину «практика, деятельность». В свете этого становится понятным, что ортодоксия означает правильную доктрину. Но достаточно ли этого? Те, кто слушает и разделяет учение Христово, могут называться ортодоксами. Но в ранней церкви акцент ставился не на правильность доктрины, а на соблюдение заповедей – «праведной жизни». Однако в конце третьего века стал создаваться канон, религиозный догмат. Ортодоксальная церковь стала ставить во главу угла именно разделение верного учения, «правого прославления Бога». А как же исполнение заповедей? Ортопраксия как-то постепенно отошла на второй план. Неуклонное следование всем идеологическим предписаниям Церкви исторически оказалось важнее.
Ортодоксия в нынешнем обществе
Зная, что такое ортодоксия и представляя себе еврея, исповедующего иудаизм, у людей появляются нехорошие ассоциации при столкновении со словами, имеющими корень ортодокс. Суть не только в отрицательном отношении к иудаизму.
Мыслящие ортодоксально и слепо следующие священному писанию или авторитету, как правило, неспособны думать самостоятельно. Такие люди не могут приспособиться к динамике мира, анализировать и сопоставлять факты, касающиеся их предпочтений. Отчасти они являются зомби, идущими по жизни жестко ограниченным путём, ибо считают его истинным – единственным верным.
Для некоторых сфер человеческой деятельности, где мало что изменяется (юриспруденция, некоторые сферы управления), следование по установленным канонам даже необходимо для успешного выполнения работы. Ничего плохого нельзя сказать про общины, придерживающиеся ортодоксальных взглядов касательно образа жизни, ведения быта и живущих как их предки за сотни лет до этого.
Существует понятие «ортодоксальная медицина». Так остеопаты называют современную медицину, которая делит организм человека на органы и их системы. Это мешает узконаправленным специалистам оценивать ситуацию в целом, что является причиной неизлечимости ряда заболеваний.
Ортодоксия и гетеродоксия
Как мы уже упоминали, сам термин появился в христианстве в конце третьего века. Он употребляется апологетами, в том числе Евсевием Кесарийским. В своей «Истории Церкви» автор называет Климента Александрийского и Иринея Лионского «послами ортодоксии». И сразу же это слово употребляется как антоним к термину «гетеродоксия». Он означает «иные учения». Все взгляды, которые церковь не принимала в свой канон, она отбрасывала как еретические. Со времен правления Юстиниана (VI век) термин «ортодоксия» употребляется достаточно широко. В 843 году церковь постановляет первое воскресенье Великого поста именовать днем триумфа Ортодоксии.
Другие христианские учения, даже если их последователи непреклонно следовали заповедям Иисуса и исполняли их, были осуждаемы на Соборах. Гетеродоксию все чаще начинают именовать ересью. Последователей таких христианских деноминаций преследуют такими репрессивными институциями, как инквизиция и Синод. В 1054 году произошел окончательный раскол между западным и восточным направлением христианства. Термином «ортодоксальная церковь» стало называться учение патриарха Константинопольского.
Ортодоксальное направление в религии
Ими считаются религиозные течения, взявшие начало от библейского Авраама: христианство, иудаизм, ислам (суннитское направление).
Иудаизм
Почему ортодоксия ассоциируется именно с евреями и иудаизмом? Дело в появлении нового течения иудаизма, возникшего в XIX веке. Те, кто не отказывался от прежней веры, тысячелетиями существующей в почти неизменной форме, назывались ортодоксами. Эти люди слепо следовали писанию, считая его правильным на 100%, и даже не пытались задуматься что-либо изменить в нём.
Ортодоксальные приверженцы иудаизма считают, что их религиозные предпочтения позволяют жить в ладу с окружающим миром, собственными разумом и совестью. Они не стесняются выставлять личные убеждения напоказ даже в современном обществе. Ортодоксальные иудеи выделяются в толпе поведенческими реакциями, пристрастиями в еде, одежде, ношением религиозной символики.
Иудеи с детьми
Как следующий этап в развитии такого иудаизма появляется ортодоксальный модернизм, который не только сохраняет старые принципы, но и интегрирует их с современной культурой.
Христианство
Следующая ортодоксальная авраамическая религия – христианство. Отличается строгой приверженностью традициям и обрядам (богослужения проводятся стоя, мужчины снимают головные уборы, соблюдение постов), слепому следованию утверждённого церковными чиновниками вероучению.
Слово ὀρθοδοξία, от которого и произошло ортодоксия, можно отыскать в работах святого англиканской церкви и христианского апологета Климента Александрийского. О нём пишет и Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории». При правлении Юстиниана в средине 500-г годов нашей эры ортодоксами назывались люди, придерживающиеся богословских взглядов, в точности соответствующих содержимому Евангелие и положениям, утверждённым церковью.
Проповедник
Ортодоксальные школы Востока
Характерны для Индии, где люди на протяжении тысячелетий обзавелись рядом философских и религиозных течений. Значительная часть из них, в отличие от иудаизма, христианства и прочих авраамических религий, основаны на фактах, историческом опыте, науке, а не на священных текстах. Многие ортодоксальные восточные религии и философские направления существуют на стыке всех выше перечисленных понятий.
Наибольшее количество последователей насчитывают:
- Йога – совокупность разнородных практик: духовных, физических, психических. Путем медитации можно приблизиться к богу и воссоединиться с ним, ведь каждая душа является частью самого творца.
- Так называемая числовая ортодоксальная философия Санкхья, её основа – отвлечение духа от матери. Эти субстанции – основа всего сущего.
- Пурва-мимансу – ортодоксальная индийская школа философии, её цель – разъяснить природу дхармы, которую человек не способен понять самостоятельно, но её дают Веды (древние индийские писания). Их последователи школы считают истинными и непогрешимыми ввиду отсутствия автора. Веды имеют божественное происхождение, а значит их авторитет непоколебим.
- Ньяя – одна из 6-ти основных индийских школ философии, основанная на логике и граничащая с буддизмом.
- Вайшешика – утверждает, что всё, в том числе и человек, состоит из мельчайших неделимых частиц. Они существуют всегда и управляются самим богом.
Занятие йогой в саду
Присущи ортодоксальные школы и Китаю – конфуцианство – этико-философское учение, созданное китайским мыслителем Конфуцием за полтысячелетия до рождения Христа. Оно обзавелось последователями в других странах Востока: Япония, Корея. Вследствие установления в качестве государственной идеологии во II веке до н.э. разделилось на две ветки: ортодоксальное, носит название «Школа канона древних знаков» и неортодоксальное – «Школа канона современных знаков». Последователи свято чтят заветы и авторитет Конфуция, его учеников.
Ортодоксальные школы присущи и Западу – ортодоксальный марксизм – развитие работ Карла Маркса и Фридриха Энгельса их последователями. Основа учения заключается в том, что все законы развития общества Маркса и Энгельса – неопровержимы и правильны ввиду их практической состоятельности (время показало, что это не так).
Ортодоксальный психоанализ Фрейда
Фрейдизм – авторитетное течение психоанализа, разработанное Зигмундом Фрейдом. Утверждает, что основой для развития личности является его животное начало – инстинктивные влечения – агрессивные и сексуальные. Из-за запретов окружающего мира на их удовлетворение эти влечения переходят в область бессознательного человека и движут им.
Фрейдизм считается ортодоксальным из-за развития психоанализа Фрейдом, несмотря на то сам учёный приписывает все заслуги Й. Брейнеру – врачу из Вены.
Зигмунд Фрейд
Кафоличность – что это?
Христос сказал своим ученикам: «Там, где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них буду» (Матф. 18:20). Это означает, что церковь есть везде, где существует хоть одна, даже самая малочисленная община. «Кафоличность» — слово греческое. Оно означает «всецелый», «всеобщий». Тут также можно вспомнить завет, который Иисус дал своим апостолам: «Идите, проповедуйте всем народам». В географическом смысле кафоличность означает «всемирность».
В отличие от современника ранней церкви, иудаизма, который был национальной религией евреев, христианство претендовало на охват всей ойкумены. Но универсальность кафоличности имела и другой смысл. Каждая часть церкви обладала всей полнотой святости. Это положение разделяли оба направления христианства. Римская церковь стала называться католической (кафолической). Но ее канон утверждал верховную власть папы как викария Христа на земле. Греко-кафолическая ортодоксальная церковь тоже претендовала на распространение по всему миру. Однако, хоть во главе ее и стоял патриарх, поместные церкви имели полную независимость друг от друга.
OpenTown Открытый город
УКРАДЕННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
Русь Православная, до принятия христианства и после
Само название Православные было присвоено христианскими иерархами в XI веке (1054 г. н.э.) при расколе на западную и восточную церкви. Западная христианская церковь с центром в Риме, стала называться Католической т.е. Вселенской, а восточная греко-византийская церковь с центром в Царьграде (Константинополе) Ортодоксальной т.е. Правоверной. А на Руси ортодоксы присвоили себе название церкви Православной, т.к. христианское учение насильно распространялось среди Православных Славянских народов. Ошибка в самом словосочетании «Христианское православие». Правильно РПЦ должна звучать как Ортодоксальная автокефальная церковь византийского толка . Православие это не религия, не христианство, а ВѢРА! Современные ученые, историки и богословы РПЦ утверждают, что Русь стала Православной, только благодаря крещению Руси и распространению византийского христианства среди темного, дикого, погрязшего в язычестве славянства. Такая формулировка очень удобна для искажения истории и принижении значимости Древнейшей культуры всех славянских народов. Слова Православие в Библии нет. Это Факт. В других, не славянских, языках его тоже нет. Но вот Вики, как и попы, настаивают, что Православие = ὀρθοδοξία = Ортодоксия.Давайте попробуем разобраться, что же такое Ортодоксия и Православие! К примеру, в переводе на английский, Православие отождествляется с Восточной Ортодоксальной Церковью! Кстати, этих так называемых Ортодоксий есть целое множество! Вот скажем есть Ортодоксальная Католическая Церковь (Orthodox Catholic Church). Это что типа Православная Католическая Церковь? A как вам нравится Эфиопская Православная Церковь (Ethiopian Orthodox Tewahedo Church). Вот ещё яркий пример: Russian Orthodox Church это Русская Православная Церковь, но зато Orthodox Judaism -это уже не, как вы могли подумать, Православный Иудаизм, а Ортодоксальный Иудаизм, как и положено! Значит Православие это таки не Ортодоксия! Ортодоксия — это правоверие . И тогда всё становится на свои места! Православие Материал из Википедии — свободной энциклопедии: Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально правильное суждение , правильное учение или правильное сла́вление [1]) — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова, под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима. Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально правильное суждение , правильное учение или правильное сла́вление Калька (лингвистика) Материал из Википедии — свободной энциклопедии: Ка́лька (от фр. calque — копия) «Калька» — это копия, т.е ИДЕНТИЧНО Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально правильное суждение , правильное учение или правильное сла́вление Ортодоксальная Католическая Церковь (Orthodox Catholic Church) — это тоже Православная Католическая Церковь? Эфиопская Православная Церковь (Ethiopian Orthodox Tewahedo Church) Ну, так же иудаизм ортодоксальный, так же и ислам… Все православные? Ха! Ха! Ха! Вот что бывает, когда залгались! Греко-Кафолическая ортодоксальная (правоВерная) церковь (ныне РПЦ) стала называться правоСлавной только с 8 сентября 1943 года (утверждено указом Сталина в 1945 году). Название Русская православная церковь принято как официальное лишь осенью 1943 года. Русская православная церковь (Московский Патриархат) зарегистрирована как религиозная организация 27 февраля 2003 года. А до этого название христианской церкви в России, до упразднения ее коммунистами, звучало следующим образом: Греко-кафолическая церковь (Вселенская церковь греческого обряда). После реформы Никона и замене в богослужебных книгах слова правоверная на слово православная , в 1700 году было добавлены новые слова в название официальной церкви: Российская Православная греко-кафолическая церковь . А известное на сегодня название официальной церкви Русская Православная Церковь появилось по указу Сталина в 1943 году и было утверждено на поместном соборе, проведенном офицерами НКВД СССР. Советую внимательно прочитать преамбулу к федеральному закону о свободе совести и о религиозных объединениях, принятому 26 сентября 1997 года. Обратите внимание на следующие моменты в преамбуле: Признавая особую роль православия в России…
и далее уважая христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие религии… Таким образом, понятия Православие и Христианство не тождественны и несут в себе совершенно разные понятия и значения. Византийский монах Велизарий 532 год н.э. Задолго до крещения Руси вот что он написал в своих Хрониках о славянах и их обряде посещения бани: Православные словены и русины дикие люди, и житие их дикое и безбожное, мужи и девки вместе запиращися в жаркой истопленной избе и истяжаша телеса своя…. Мы не будем обращать внимание на то, что для монаха Велизария обычное посещение славянами бани показалось чем-то диким и непонятным, это вполне естественно. Для нас важно другое. Обратите внимание на то, как он называл славян : Православные словены и русины. Только за одну эту фразу мы должны выразить ему свою признательность. Так как этой фразой византийский монах Велизарий подтверждает, что славяне были Православными за многие тысячи лет до обращения их в иудео-христианскую веру. Четьи Минеи 1714г. Читаем последние 2 строки
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1037244 Православными христиане стали в 17 веке при реформе патриарха Никона (до Никона еще ходило двоеверие — Православие и Правоверие) , который приказал внести изменения в летописях. Церковь, когда раскололась в 1054 году, то западная стала называться »Римско-Католическая, Вселенская» с центром в Риме, а восточная »Греко-Факолическая, Ортодоксальная (Правоверная) » с центром в Царьграде (Константинополе). («ортодоксия» -«правоверие» греческ) . До революции 1917г Православная кафолическая греко-российская церковь. После стала разделяться на староцерковную и обновленческую. Название Русская православная церковь было принято осенью 1943 года, куда влились обновленцы, которые самоликвидировались в 1946г. По прошествии после 2000 лет христианства естественно задать вопрос: Решило ли оно хотя бы одну глобальную проблему человечества? . Нет, но еще наплодило множество сект и враждующих между собой народов. Так зачем же нас тянут с христианством и в ХХI век? Чуждая религия — враждебная. «Православные» — все израэлиты, хотя чаще всего даже об этом не подозревают. Для «православных » — святая земля не Русь, не родина, а Израиль. Столешников (В данном случае под «Православные» подразумеваются «православные христиане») На самом деле, истинное Православие не является религиозным культом. Это было учение о том, как устроен окружающий мир и как с ним правильно взаимодействовать. Это не было предрассудками , как пытались убедить многих людей во времена СССР, когда наличие Бога отрицалось. Это не было отсталым и примитивным культом идолопоклонников , как нас пытается убедить современная РПЦ. «Это было настоящее достоверное знание об окружающем мире.» Светлана Лисичкина «Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм» Д. Оруэлл
Православие и католицизм
Все христианские деноминации по определению претендуют на распространение своей религии по всей земле, вне зависимости от национальной принадлежности верующих. И в этом смысле православие, католицизм и протестантизм придерживаются единого мнения. Что же такое русская ортодоксальная церковь? Этому вопросу следует уделить более пристальное внимание. Но пока что мы сосредоточимся на проблеме разницы между православной и католической церквями.
До начала второго тысячелетия ее не существовало вовсе. Поэтому апологеты христианства первых веков, Отцы церкви и святые, жившие до 1054 года (окончательного раскола), почитаются как в католицизме, так и в православии. Начиная с конца первого тысячелетия римская курия притязала на все большую власть и желала подчинить себе остальные епископства. Процесс взаимного отчуждения увенчался Великой Схизмой, в результате которой Папа и Патриарх Константинополя назвали друг друга раскольниками. Четвертый Латеранский Собор Римской Церкви определил православных как еретиков.
Ортодоксальный психоанализ: наследие великого Фрейда
В психологии встречается и такое понятие. Так иначе называют фрейдизм – направление, начало которому положил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Здесь подразумевается учение в том виде, в каком оно было создано в начале XX века, классический, первоначальный вариант.
В центре учения Фрейда мысль о том, что главная движущая сила развития личности – это инстинктивные влечения. Из-за запретов и ограничений они переходят в область бессознательного.
Ортодоксальный психоанализ стоит на «трех китах»:
- Оно – влечения, требующие удовлетворения, иначе говоря, бессознательное.
- Сверх-я – «цензор», формирующий ограничения личности (родительские запреты, моральные нормы, самоконтроль т.д.).
- Я – «примиритель» между желаемым и допустимым, вырабатывающий защитные механизмы. В широком смысле – это личность человека, его разумное начало.
В ортодоксальном психоанализе это враждебные друг другу начала.
Неофрейдисты принимают схему Оно – Сверх-Я – Я, но видят их взаимоотношения не так радикально, допуская возможность сотрудничества и гармонии.
Хиротония
В ортодоксальной православной церкви, так же как и в католицизме, большое значение уделяется таинству рукоположения. Это слово, как и многие другие церковные термины, происходит из греческого языка. Обряд хиротонии возводит человека в сан священничества, дает ему благодать Духа Святого и право совершать литургию.
Считается, что церковь Божию учредил Сам Господь в день Пятидесятницы. Тогда апостолы исполнились Святого Духа. По заповеди, данной им Христом, они отправились в разные уголки земли, чтобы проповедовать новую веру «всем языкам». Апостолы передавали благодать Духа Святого своим преемникам через рукоположение.
После великого раскола епископы католической и православной церквей «евхаристически не сообщались». То есть они не признавали уделенные оппонентами таинства действенными. После Второго Ватиканского Собора между этими церквями было достигнуто «частичное евхаристическое общение». Поэтому в некоторых случаях служатся совместные литургии.
Ортодоксальный — это какой?
Это слово имеет французское происхождение, на языке Гюго звучит как orthodoxal. Исторически оно восходит к греческому: ὀρθοδοξία означает «правильное учение», «правоверие», «ὀρθός» переводится как «прямой», «правильный».
В общем понимании ортодоксальный – это неуклонно и последовательно придерживающийся основ какого-то мировоззрения, доктрины, концепции (что это такое?), преданно следующий своему миропониманию.
Дополнить смысл этого слова помогут синонимы, предлагаемые толковым словарем:
- традиционный;
- последовательный;
- устаревший;
- косный;
- проверенный;
- правоверный.
Человека, придерживающихся ортодоксальных идей, называют ортодоксом.
Здесь у многих всплывает в сознании образ мужчины-еврея специфической внешности, и на то есть объяснение.
Слово «ортодокс» вошло в обиход в конце XVIII века: так просвещенные евреи в Германии называли тех, кто противился изменениям в религиозной и общественной жизни. Из их уст оно звучало с оттенком презрения.
Те времена канули в лету: в словаре русского языка под редакцией Ушакова нет даже намека на мужчину в черной одежде, признающего лишь кошерную еду и не работающего в субботу, в привязке к этому слову.
В современном понимании, ортодокс – это тот, кто скрупулезно придерживается точки зрения, принятой за единственно правильную. Иначе говоря, у него ортодоксальные взгляды.
Встречаются и более интересные случаи употребления слова «ортодокс». Например, его можно услышать… в аптеке!
Это искаженный вариант слова «Apтpoдeкc» – названия популярной мази для лечения суставов.
Как образовалась русская ортодоксальная церковь
Традиция утверждает, что на славянских землях проповедовал и распространял христианскую веру апостол Андрей Первозванный. До земель, где сейчас располагается Российская Федерация, он не дошел, но крестил народ в Румынии, Фракии, Македонии, Болгарии, Греции, Скифии.
Киевская Русь приняла христианство греческого образца. Патриарх Константинополя Николай Второй Хрисоверг рукоположил в первого митрополита Михаила. Это событие произошло в 988 году, при правлении князя Владимира Святославовича. Долгое время митрополия Киевской Руси оставалась под юрисдикцией греческой ортодоксальной церкви.
В 1240 году произошло нашествие татаро-монгольских орд. Митрополит Иосиф был убит. Его преемник, Максим, перенес свой престол во Владимир на Клязьме в 1299 г. А его наследники во Христе, хоть и именовали себя «митрополитами Киевскими», на самом деле проживали на территории Московского удельного княжества. В 1448 году произошло полное отмежевание Московской митрополии от Киевской постановлением Собора, где главенствовал епископ Рязанский Иона, провозгласивший себя «Митрополитом Киевским» (но фактически — Московским).
Киевский и Московский патриархат – есть ли разница?
Произошедшее событие осталось без благословления Патриарха Константинопольского. Через десять лет следующий Собор уже отчетливо выразил полный отрыв от Киева. Преемник Ионы, Феодосий, стал именоваться «митрополитом Московским и всея Великой России». Но эту религиозно-территориальную единицу целых сто сорок лет не признавали другие православные церкви и не вступали с ней в евхаристическое общение.
Только в 1589 году патриарх Константинопольский признал автокефалию (автономию в лоне православной церкви) за Московской митрополией. Это случилось после захвата османами Царьграда. Патриарх Иеримия Второй Транос по приглашению Бориса Годунова приехал в Москву. Но оказалось, что гостя стали силой принуждать рукоположить местного никем не признанного митрополита на главу церкви. После полугодового заключения в темнице Иеремия посвятил московского митрополита в патриархи.
Позже, с усилением роли России (и одновременным упадком Константинополя как центра восточного христианства) стал насаждаться миф о Третьем Риме. Московский патриархат, хоть и был частью ортодоксальной церковью греческого обряда, стал претендовать на главенство среди прочих. Он добился упразднения Киевской митрополии. Но если не принимать во внимание споры по поводу хиротонии Московского патриарха, то в плане вероисповедания эти церкви ничем друг от друга не отличаются.
Догматы, разделяющие православие и католицизм. Филиокве
Что же исповедует ортодоксальная церковь? Ведь, судя по названию, во главу угла она ставит «правильное прославление Бога». Ее канон состоит из двух больших частей: Священного Писания и Священного Предания. Если с первым всё ясно – это Ветхий и Новый Заветы, то что же такое второй? Это постановления всех Вселенских Соборов (от самых первых до Великой Схизмы и затем только ортодоксальных церквей), жития святых. Но главным документом, используемым в литургии, является Никео-Цареградский Символ веры. Он был принят на Вселенском Соборе 325 года. Позже католическая церковь приняла догмат филиокве, утверждающий, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына, Иисуса Христа. Православие не принимает этот принцип, но разделяет неделимость Троицы.
Символ веры
Греко-ортодоксальная церковь учит, что спасти душу можно лишь в ее лоне. Первый символ – вера в единого Бога и в равенство всех ипостасей Троицы. Далее религия почитает Христа, сотворенного до начала времен, пришедшего в мир и воплотившегося в человеке, распятого во искупление первородного греха, воскресшего и грядущего в Судный День. Церковь учит, что первым ее священником был Иисус. А потому и она сама свята, едина, кафолична и непорочна. Наконец, на Седьмом Вселенском Соборе был принят догмат о почитании икон.
Философские школы ортодоксов
В странах Востока все обстоит иначе: здесь это понятие не значит неактуально, оторвано от жизни, косно, а наоборот. Ортодоксальное «крыло» сохраняется в китайском конфуцианстве, оно называется «Школа канона древних знаков». Его последователи отстаивают незыблемость авторитета Конфуция, его учеников, непреложность их заветов.
Известны на весь мир и индийские ортодоксальные системы, опирающиеся на ведические каноны: Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога, Вайшешика.
Такая тенденция свойственна и западным учениям, яркий пример – ортодоксальный марксизм. По мнению многих историков и политологов, социалистическая идеология XX века, называемая марксизмом-ленинизмом, по сути, и есть то самое направление.
Литургия
Ортодоксальная церковь проводит богослужения по византийскому (греческому) обряду. Оно предполагает существование закрытого иконостаса, за которым осуществляется таинство евхаристии. Причащение совершается не облаткой, а просфорой (квасным хлебом) и вином (преимущественно кагором). Литургическое богослужение состоит из четырех кругов: суточного, седмичного, неподвижного и подвижного годовых. Но некоторые ортодоксальные церкви (например, Антиохийская и Русская православная за рубежом) с ХХ века стали использовать латинский обряд. Богослужения проводятся на синодальном варианте старославянского языка.
Российская ортодоксальная церковь
После Октябрьской революции Московский патриархат находится в долгом каноническом и юридическом конфликте с Константинополем. Тем не менее в России православная церковь является крупнейшей религиозной общиной. Она была зарегистрирована как юридическое лицо, а в 2007 г. государство поручило передать ей все имущество религиозного назначения. РПЦ МП утверждает, что ее «каноническая территория» распространяется на все республики бывшего СССР, за исключением Армении и Грузии. Это не признается православными церквями в Украине, Беларуси, Молдове, Эстонии.