Главой Эстонской Православной церкви стал архиепископ Евгений Верейский


образование

Учился в Кировском строительном техникуме (1973—1977), где приобрёл специальность техника-строителя.

В 1980 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1983 году; продолжил богословское образование в Московской духовной академии (МДА). В 1987 году окончил МДА со степенью кандидата богословия, которой он был удостоен за диссертацию «Пастырство в Русской Церкви в X—XIII веках». 18 августа того года утвержден в должности преподавателя Московской духовной академии и семинарии.

Помощник заместителя ректора академии по административно-хозяйственной работе[1]. 1 января 1989 года назначен заместителем ректора по административно-хозяйственной работе. 16 ноября 1990 года назначен инспектором Московской духовной семинарии.

6 августа 1991 года назначен ректором новооткрытой Ставропольской духовной семинарии. 28 февраля 1994 года освобожден от должности ректора Ставропольской духовной семинарии[2].

18 июля 1995 года решением Священного Синода назначен ректором Московской духовной академии и семинарии с сохранением должности и. о. председателя учебного комитета[3].

11 апреля 2004 года удостоен звания профессора Московской духовной академии (преподает нравственное богословие).

До 14 июля 2021 года ректор МДС, МДА[4].

Русская Православная Церковь

Ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений рассказывает корреспонденту портала «Татьянин день» о себе и о жизни Московских духовных школ.

Владыка Евгений, постригали Вас в академическом храме?

— По традиции, все постриги у нас совершаются в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

— Можно спросить о том, как это было?

— Конечно, это глубоко личное воспоминание…

Во время учебы в семинарии о постриге я совершенно не мыслил, осознание пришло уже в академии. Монах подает одно прошение — о постриге. Семинария и академия находятся в непосредственном ведении Святейшего Патриарха, поэтому вопросы о постриге и рукоположении решаются с его ведома. Пишешь прошение и ждешь резолюцию. Само написание прошения требует определенной решимости.

— Написал — и уже все?

— Ну как все? В принципе, ты ведь можешь и отказаться от монашества, ведь пострига-то еще не было.

Ожидание резолюции — это такой период искушений. Хочется или убежать поскорее от всех этих дел, или чтобы все уже поскорее свершилось. И вот что интересно: как только постриг совершился — наступило успокоение.

Постригал меня архимандрит Венедикт (Князев), который на тот момент был инспектором семинарии, а сейчас — один из старейших наших преподавателей. Постриг мой состоялся 27 июля, и после было какое-то одухотворенное состояние, тем более, что вскоре — 3 августа — совершилось мое рукоположение во диакона, а 28 августа, на Успение — во иеромонаха. Эти три момента следовали один за другим и были как ступеньки: не успел отойти от одного, как уже началось другое, служение. И в этом приподнятом духовном состоянии было свое искушение: мне не хотелось учиться, чтобы целиком отдаться служению — настолько это было ново, ярко. Причем хотелось служить и в седмичные дни, когда часы в Покровском храме начинают читать в 6.20 утра.

Летом было много служб, помимо того, что я был еще и экскурсоводом в Церковно-археологическом кабинете.

— После пострига Вы были в алтаре в Троицком соборе?

— Нет. По традиции, постриг проходит там, а две ночи мы пребываем в Покровском академическом храме.

— Две ночи или двое суток?

— Двое суток.

— И никуда не выходишь? Без еды?

— Никуда не выходишь, но на трапезу отводят. Если там как-то хочется посидеть — посидеть можно, и подремать в алтаре тоже возможно.

Вот что мне запомнилось. Там же при постриге надеваешь тапочки. Обычные постригальные тапочки, черные. И вот у меня они были просторные, с запасом. Когда после двух суток я вышел из алтаря (а там после Литургии духовником читается специальная молитва на снятие клобука, потому что все это время после пострига клобук не снимается), то пришел в свою комнату, решил прилечь на пять минут и почему-то стал надевать ботинки. И они оказались малы — настолько затекли ноги. А я и не заметил до этого: тапочки-то у меня были просторные.

И вот я прилег, как мне казалось, на пять минут, а проспал два часа. Как раз приехала мама, сидела на лавочке и ждала меня. Я вышел и говорю: «Представляешь, я просто провалился в сон…» «Да, я так и поняла».

— Когда Вам сказали Ваше монашеское имя?

— На постриге говорят. Как правило, заранее имени никто не знает.

— А Евгений какой?

— Епископ Херсонесский, священномученик.

— Сейчас, после стольких лет в Лавре, праздники преподобного Сергия как-то по-другому воспринимаются?

— Конечно! Каждый год праздник проходит по-своему. Со студенческих лет прежде всего он воспринимался как усиленная молитва, в которой ты соединен с большим количеством людей. И это восприятие праздника присутствовало, даже если в день праздника отправляли на какие-то послушания вне храма.

Сейчас, помимо того, что ты непременно участвуешь в богослужении — то есть на картошку в нынешнем качестве меня вроде бы не должны послать — присутствует другая ответственность: как ректор я полностью отвечаю за проведение праздника в академии, за этот участок. Это несколько другое восприятие, чем было в годы учебы, но все равно молитва — это молитва. Всегда приезжают гости-архиереи, и стоишь перед Престолом и вместе с ними, «едиными устами и единым сердцем», возносишь молитву.

— Епископская хиротония сильно отличается от священнической?

— Конечно, отличается.

— Я не про внешнее, а про то, как это воспринимается изнутри.

— В каждой хиротонии становишься на новую ступень. Эта ступень — не то, что тебе, условно говоря, больше кланяются, а в первую очередь осознание большей ответственности. И я бы сказал, что эта ответственность давит. В своем слове на трапезе после хиротонии я поблагодарил Святейшего Патриарха Алексия II за оказанное мне доверие. Сказал, в том числе, что он мне доверил участок — образование — вступать на который я боюсь. Тем более что это был 1994-й год, период реформы духовного образования. Но послушание есть послушание, и я «ничесоже вопреки глаголю», потому что монах пишет только одно прошение — о постриге, а потом уже ему говорят, какие послушания нужно нести.

Продолжая разговор о рукоположениях, скажу, что когда в первый раз входишь в алтарь как мирянин и, например, просто подаешь кадило — это уже ощущение нахождения в месте особого присутствия Божия. Это одно восприятие. Потом, когда ты уже совершаешь какие-то диаконские действия — это уже другое, но все же ты сам еще не совершитель Таинства, потому что совершает его священник.

Епископство — это уже совсем иное служение. Ты становишься на совершенно другую ступень, которая требует еще большей ответственности.

— То есть, сперва, когда ты мирянин, условно говоря, за тобой стоят все священнослужители и есть на кого опереться. Потом, когда диакон — только священники и епископы. Когда священник — остается еще владыка. А когда владыка — то уже никого, только Бог?

— Нет, почему же? Бог всегда перед тобой, даже если ты мирянин. И мы все перед Богом, даже если служим соборно с другими архиереями или со Святейшим Патриархом.

Вообще, в пастырских искушениях описывают, что одни священники боятся служить, а другие — наоборот. И во втором случае может получиться некая расхоложенность, а само служение — перейти в разряд формального: отработал и ушел.

У меня было огромное желание служить. И хорошо, что тогда я находился в академии. Академическая среда особенная. Как иеромонахи, мы не получали жалованья за богослужения, у нас не было ощущения сдельной работы: пришел—отработал—получил жалованье. В те времена почти треть выпускников Академии были в сане, священники и диаконы. При таком количестве народа в месяц обязательно было служить два или три раза (график служения у нас составлялся на месяц). В воскресенье нас отправляли на исповедь, но, опять же, из-за большого количества священников каждый из нас мог быть задействован не так часто. Поэтому в воскресенье я всегда служил, выходил на службу и в седмичные дни, потому что мне хотелось служить.

— Сейчас снова идут реформы духовного образования. По Вашему мнению, академия сильно изменится с переходом на Болонскую систему?

— Святейший Патриарх Кирилл правильно сказал, выступая в академии на Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в прошлом году, что Болонская система — это только новая структура. А задача наша по-прежнему заключается в том, чтобы наполнить ее содержанием. Вот если бы нам привнесли новое содержание — тогда да, можно было бы говорить о серьезных изменениях.

Кончено же, что-то изменится, ведь и мы меняемся, и молодежь приходит другая. Но стержень, ядро, внутреннее содержание остаются неизменными. Содержательную и духовную составляющую мы будем наполнять сами, используя общецерковный опыт и опыт академии.

Что касается самой реформы, о ней очень много говорят, спорят, но есть определенная данность. Хотим мы или не хотим, но Россия подписала соглашение о переходе на Болонскую систему. В данном случае я не вижу трагедии, ведь, помимо государственного стандарта теологии, у нас есть еще и свой церковный стандарт. И выдавать мы будем два документа — государственный и наш церковный, потому что в подготовке священников есть ряд предметов, которые выходят за рамки государственного стандарта.

— А что главное в этом ядре, во внутреннем содержании? К чему вообще должен стремиться учащийся духовных школ?

— Одно дело — то, что останется в голове, сумма приобретенных знаний. Они необходимы, потому что выпускник духовной школы должен соответствовать определенным требованиям и иметь уровень образования не ниже среднего.

Другое дело, что сама по себе сумма знаний не хороша и не плоха: человек может использовать их и для доброго, и для злого. Есть и другая опасность: человек может начать жить двойными стандартами. С одной стороны, он будет манипулировать полученными знаниями, с другой же — то, о чем он станет говорить, не будет соответствовать его жизни. Возникнет разрыв, и это будет и внутренняя катастрофа для самого человека, и серьезное испытание для окружающих, потому что паства, над которой будет поставлен такой священник, может в лучшем случае не получить ничего, в худшем же — и вовсе отвернуться от Церкви.

Поэтому само по себе стремление к определенной сумме знаний не является самоцелью, и задача наша — наполнить эти знания внутренним содержанием. Полученные знания должны найти отражение в личной жизни священника. Я бы сказал, что он должен быть человеком спасающимся, потому что он ведет пасту ко спасению, и лучший вариант — свидетельствовать о Христе и Церкви самой своей жизнью, а не манипулировать словами.

В семинарии дается много знаний о Боге. Но знать о Боге это не то же самое, что знать Бога. Атеисты очень много знали о Боге, особенно те, которые целенаправленно занимались борьбой против Церкви. Помню, когда я учился, в городской книжный магазин привезли книги «Словарь атеиста» и «Настольную книгу атеиста». И мы все побежали их покупать, потому что там было много информации о Церкви, истории, структуре, были приведены новейшие статистические данные. Так что атеисты много знали о Церкви и о Боге, но они не знали Бога. И духовная школа как раз должна научить человека знать Бога.

И в этом плане то, что Московские духовные школы находятся в Троице-Сергиевой лавре, это очень хорошо. Конечно, участие студентов в богослужениях — это обязательное условие существования духовной школы. Но одно дело это домовой храм и совсем другое, когда рядом есть Лавра и происходит постоянное общение с лаврскими духовниками. Есть неправильное мнение о том, что всех наших студентов тянут в монахи. Ничего подобного! У нас в академии не монастырский устав, и богослужение приближено к приходским реалиям, потому что большинство выпускников будут проходить служение на приходах. Но то, что у студентов есть возможность общения с лаврскими насельниками, духовниками, возможность перенять их духовный опыт — это огромный плюс.

Беседовала Ольга Богданова

см. также: Архиепископ Верейский Евгений: «Монах пишет прошение только один раз» (часть 1)

иерархия

С 1979 года иподиакон епископа Кировского Хрисанфа (Чепиля). С 1980 года иподиакон ректора Московских духовных школ епископа Дмитровского Александра (Тимофеева).

27 июля 1986 года пострижен в монашество; 3 августа был рукоположен во иеродиакона, а 28 августа — во иеромонаха. 1 января 1989 года возведен в сан архимандрита.

16 апреля 1994 года хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. 25 февраля 2000 года возведен в сан архиепископа[5].

29 мая 2021 года Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата избрал архиеп. Евгения Предстоятелем Эстонской Православной Церкви[6].

3 июня 2021 года возведен в сан митрополита и удостоен права ношения второй панагии в пределах Эстонской церкви[7].

церковные должности

С 1979 года работал в Кировском епархиальном управлении.

28 февраля 1994 года решением Священного Синода назначен исполняющим обязанности председателя учебного комитета Русской Православной Церкви[2].

22 февраля 1995 года Священный Синод образовал на базе Учебного комитета специальную рабочую группу под председательством епископа Верейского Евгения для разработки детальной концепции новой системы богословского образования[8].

18 июля 1998 года Священный синод постановил утвердить епископа Евгения в должности председателя Учебного комитета[9].

18 июля 1999 года назначен заместителем председателя Синодальной богословской комиссии.

Стал членом образованной 26 декабря 2003 года комиссии при Священном синоде Русской православной церкви по диалогу с РПЦЗ.

10 декабря 2008 года решением Священного синода включен в состав комиссии по подготовке Поместного собора Русской Православной Церкви, прошедшего с 27 по 28 января 2009 года[10].

1 февраля 2021 года решением Священного синода включен в состав организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую православную церковь[11].

До 14 июля 2021 года председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви[4].

[править] Биография

Образование среднее специальное.[4]

Евгений Решетников не случайно попал в один из диверсионных батальонов воздушно-десантных войск, расположенный в пригороде Рязани. По его собственному признанию, он еще со школьной скамьи увлекался пиротехникой и конструированием моделей оружия. Любовь к оружию ему привил отец, профессиональный оружейник, проработавший всю жизнь на оборонном предприятии Волгограда. В декабре 1999 года отмечалось, что сейчас сотрудники правоохранительных органов называют Решетникова одним из лучших подпольных оружейников города.[5]

Отслужив в армии положенные два года, Евгений Решетников вернулся в Волгоград и устроился работать на тот же оборонный завод, где трудился его отец. Однако низкая зарплата его не устраивала, и вскоре он ушел с завода, занявшись авторемонтным бизнесом. Параллельно с ремонтом машин, как утверждают сотрудники местной милиции, Решетников ремонтировал, переделывал и конструировал «стволы» волгоградским бандитам. Ему даже дали кличку Калашников. Но милиции долгое время не удавалось взять оружейника с поличным. Поймали Решетникова в середине 1990-х годов за угон машины и кражу личного имущества. За это ему дали два года заключения — с отсрочкой исполнения приговора на пять лет.[6]

Летом 1998 года в автомастерскую Решетникова наведался местный криминальный авторитет Геннадий Шевцов. Он принёс мастеру самодельный автомат «Борз» со съёмным стволом и сказал, что «пушка что-то барахлит». Через несколько дней Решетников отремонтировал «Борз», но заказчику при этом сказал, что автомат неважный, при стрельбе очередями его начнет уводить вверх — надежней будет с прикладом.[7]

Летом и осенью 1998 года Решетников и Шевцов на «Ниве» Решетникова зачастили в Москву.[8]

13 ноября 2000 года осуждён Московским городским судом по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 ч. 2 п. «з» УК РФ к 11 годам лишения свободы.[9]

патологическая речь

штампы
Видение

: «Сам план стратегического развития включает: текущий и целевой статус системы духовного образования; видение развития и социальный эффект»[13].

Открытость миру: «Открытость миру, умение воспринимать простые радости всем сердцем как дар Божий, доброжелательность и терпимость, уважение к людям другой традиции и твердая укорененность в традиции родного Православия — все эти качества, характерные для большинства участников движения, были усвоены их младшим современником с тем, чтобы быть востребованными в новую эпоху нашей церковной жизни»[14].

ругательные слова

Гетто

: «Мы в самое недавнее время стали свидетелями ряда общественных выступлений, которые свидетельствуют о том, что кое-кому очень хотелось бы загнать Церковь, и в том числе духовное образование, в гетто»[15].
лозунги
Побеждать ненавистную рознь мира сего

: «Дух эпохи, дух единения во Христе, дух единомыслия и братской любви, реализуемый перед лицом смертельной опасности, получил свое отражение в знаменитом творении преподобного Андрея Рублева — иконе Живоначальной Троицы, дабы,
взирая на этот образ преодолевали ненавистную „рознь мира сего“
»[16].
афоризм
Русь была крещена, но не просвещена

: Как сказал один мудрый богослов: Русь крещена, но не просвещена. У нас же огромная масса людей приняла крещение, а стали они членами Церкви?[17].

патологический словарный запас

Богослов, Видение, Влиять, Гетто, Открытость миру

сочинения

  • Кандидатская диссертация: «Пастырство в Русской Церкви в X—XIII веках» (1987 г.)
  • Слово на торжественном собрании профессорско-преподавательского состава и учащихся Московских Духовных школ 1 сентября 1996 года // Журнал Московской Патриархии. М., 1996. № 12. стр. 38-40.
  • Приветствие от Учебного комитета при Священном Синоде и МДА [юбил. конф. СПбДАиС. 25-26 дек. 1996 г.] // Христианское чтение. М., 1997. № 14 (ХЧ). стр. 18-19.
  • Проблемы, стоящие перед духовными школами: [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25-26 дек. 1996 г.] // Христианское чтение. М., 1997. № 14 (ХЧ). стр. 42-46.
  • Доклад на Архиерейском Соборе // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 6. стр. 28-32.
  • Святитель Иннокентий и Троице-Сергиева Лавра // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 11. стр. 49-55.
  • Взаимодействие Учебного комитета и Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата // Рождественские чтения, 6-е. М., 1998. стр. 64-70.
  • Образование и культура. К вопросу об историческом опыте // Сборник пленарных докладов VII Международных Рождественских образовательных чтений. — М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 1999. — 288 с. — С. 87-94.
  • Евгений (Решетников), архиеп.
    Актуальные проблемы богословского образования: Докл. на Богосл. конф. «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия». Москва, 7-9 февр. 2000 г.] // Церковь и время. — 2000. — № 2 (11). — С. 222-236.
  • Евгений (Решетников), архиеп.
    Новая концепция учебной деятельности Русской Православной Церкви // Исторический вестник. — 2000. — № 7 (11). — С. 65-73.
  • Евгений (Решетников), архиеп.
    Религия и наука: Путь к знанию // Рождественские чтения, 8-е. — 2000. — С. 123-129.
  • Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде // Патриархия.ru. — 2008.
  • О состоянии и перспективах духовного образования: Доклад на Архиерейском соборе Русской православной церкви (Москва, 13-16августа 2000 г.) // Вестник высшей школы. 2000. No 8
  • Некоторые проблемы истории и современного состояния образования в России // Журнал Московской Патриархии. М., 2000. № 12. стр. 45-50.
  • Возрождение классического образования // Сборник пленарных докладов IX Международных Рождественских образовательных чтений. — М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2001. — 304 с. — С. 104—110
  • Церковная российская система образования: концептуальные основы взаимоотношений // Сборник пленарных докладов Х Международных Рождественских образовательных чтений. — М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2002. — 352 с. С. 74-88
  • Богословское образование в России: История, современность, перспективы (сборник). Москва, 2004.

источники

  • ЕВГЕНИЙ // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2008. — Т. XVII. — С. 82-83. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1.
  • Евгений, архиепископ Верейский, викарий Московской епархии (Решетников Валерий Германович) // Патриархия.Ru

Сноски

  1. ↑ 1,01,11,2 https://old.mpda.ru/persons/rector/index.html
  2. ↑ 2,02,1 Определения Священного Синода 1994.02.26: и. о. Председателя Учебного комитета при Священном Синоде назначить архим. Евгения (Решетникова), ректора Ставропольской духовной семинарии, с рукоположением в епископский сан с титулом «Верейский», викарий Московской епархии // Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии. 1994. № 1-3. стр. 39
  3. Определения Священного Синода 1995.07.17: ректором МДАиС назначить епископа Верейского Евгения с сохранением за ним и. о. председателя Учебного комитета // Журнал Московской Патриархии. М., 1995. № 6-8. стр. 15.
  4. ↑ 4,04,1 Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года // Патриархия.ru. – 2021. – 14 июля. – Дата обращения: 15.7.2018.
  5. Возведение в сан митрополитов и архиепископов // Журнал Московской Патриархии. М., 2000. № 4. стр. 33
  6. Предстоятелем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата избран архиепископ Верейский Евгений // Патриархия.ru. – 2021. – 29 мая. – Дата обращения: 29.5.2018.
  7. В Неделю 1-ю по Пятидесятнице Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Феоктиста (Игумнова) во епископа Городищенского. Патриархия.ру (3 июня 2018). Дата обращения 3 июня 2021.
  8. Определения Священного Синода [1995.02.22: о создании на базе Учебного комитета специальной рабочей группы под председательством епископа Верейского Евгения, и. о. Председателя Учебного комитета, для разработки детальной концепции новой системы богословского образования] // Журнал Московской Патриархии. М., 1995. № 1-4. стр. 6.
  9. https://www.interfax-religion.ru/?act=archive&div=6779
  10. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 декабря 2008 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  11. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 1 февраля 2021 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  12. Сформирован полный состав Общественной палаты Центрального федерального округа Архивировано 14 декабря 2013 года.
  13. Архиепископ Верейский Евгений: Создавать всегда сложнее, чем разрушать // Патриархия.ru. – 2012. – 5 сентября. – Дата обращения: 31.3.2018.
  14. Евгений Верейский, архиеп.
    Русская Православная Церковь в эпоху Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия II // Православие и мир. – 2008. – 10 декабря. – Дата обращения: 13.5.2018.
  15. Архиепископ Верейский Евгений: «Пока мы только начали наш путь к государственной аккредитации» // Патриархия.ru. – 2008. – 5 марта. – Дата обращения: 20.2.2018.
  16. Доклад архиепископа Верейского Евгения на юбилейной конференции, посвященной Куликовской битве // Патриархия.ru. – 2005. – 6 октября. – Дата обращения: 7.3.2018.
  17. Архиепископ Верейский Евгений: Должность ректора постоянно учит чему-то новому // Патриархия.ru. – 2012. – 10 февраля. – Дата обращения: 16.03.2018.

Митрополит Евгений (Болховитинов)

И здесь нам видится Евгений —

Любитель русской старины…

Он из писателей славнейший,

Исторья труд его хранит.

Епископ Калужский и Боровский Макарий

Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) был не только высокопоставленным иерархом Русской Православной Церкви. Он вошел в историю отечественной культуры как церковный историк, видный славянский археограф, археолог, библиограф, исследователь воронежских, вологодских, новгородских, псковских, киевских древностей, неутомимый собиратель исторических документов по истории Руси, Украины, Грузии — поразительно разнообразие его трудов. Он был почетным членом более 20 российских и зарубежных университетов, научных обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Санкт-Петербургской Медико-хирургической Академии, Московского Общества врачебных и физических наук, Петербургского Общества любителей наук, словесности и художеств, Петербургского Общества беседы любителей русского слова, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, член Королевского копенгагенского общества северных антиквариев и ряда других. За свою долгую и плодотворную жизнь им было издано около 100 различных трудов. Его научная деятельность содействовала формированию целого ряда научных направлений, таких как библиография, палеография, ономастика, топонимия, историческое краеведение и др. Владыка Евгений — высокообразованный человек, полиглот, владевший многими европейскими языками. Он был современником важных в истории России событий: войны с Наполеоном, восстания декабристов.

Митрополит Евгений родился 18 (31) декабря 1767 года в семье бедного приходского священника Ильинского храма города Воронежа. В 1776 году отец умер; мать осталась с тремя детьми. Еще в раннем детстве у Евфимия проявился хороший музыкальный слух, и он в девятилетнем возрасте был зачислен в архиерейский хор, в составе которого в 1783 году участвовал в отпевании святителя Тихона Задонского. С 10 лет Евфимий — сирота. После окончания Воронежской духовной семинарии в 1785 году как лучший выпускник был отправлен для продолжения образования в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, где окончил философский и богословский классы, обучался греческому и французскому языкам. Одновременно с занятиями в Академии слушал лекции по всеобщей философии, политике, опытной физике и французскому красноречию в Московском университете. Становлению научных интересов Болховитинова способствовало его знакомство с известным ученым, архивистом и археографом Н.Н. Бантыш-Каменским, оказавшим заметное влияние на научные интересы будущего архиерея; он привил Евфимию вкус к исследованию исторических источников. Годы учебы в Москве способствовали тому, что бывший семинарист сформировался как настоящий ученый. В 1788г. он издал в Москве «Новую латинскую азбуку», к которой приложил словарь латинских и греческих выражений.

По окончании Академии в январе 1789 года он возвращается в родной город и назначается преподавателем в Воронежскую духовную семинарию; в разное время вел курсы риторики, французского языка, греческих и римских древностей, философии, богословия, церковной истории. С сентября 1790г. — префект семинарии и заведующий семинарской библиотекой, которую пополнил огромным количеством книг; с 1794 года стал исполнять обязанности ректора семинарии. В 1793г. он издает «Рассуждение о надобности греческого языка для богословия и об особенной пользе его для российского языка» (М.,1793), «Рассуждение о древнем христианском богослужебном пении и особенно пении Российской церкви» (Воронеж, 1800), «О трудностях естественного Богопознания»; в Воронеже им была написана первая биография святителя Тихона Задонского: «Полное описание жизни преосвященного Тихона», а также «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (1800) — капитальный труд, в основание которого положена масса архивного материала. В 1793 году Евфимий Болховитинов женился на дочери липецкого купца А.А. Расторгуевой и принял священнический сан.

В 1799 году страшная трагедия произошла в доме Болховитиновых: почти одновременно умерла супруга священника и трое его детей. Похоронив жену и детей, Евфимий приехал в 1800 году в Петербург, постригся в монахи с именем Евгений. Одновременно с постригом он был назначен префектом Александро-Невской академии и посвящен в архимандриты Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии, а в 1802 году возведен в архимандриты Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. В Александро-Невской Академии он читал лекции по философии, общей церковной истории, красноречию, руководил занятиями студентов, устаивал диспуты. В Петербурге составил «Предначертание о преобразовании духовных училищ», согласно которому духовные академии должны были стать центрами духовных округов, наделенными функциями книгоиздания и цензуры. В 1800 году по поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения католической и православной Церквей, Евгений по поручению Петербургского митрополита написал исследование «О незаконности и неосновательности папской власти в Церкви Христовой», разрушившее все замыслы иезуита: иезуитский проект не получил поддержки императора. «Много было тогда и на меня роптаний, — заметил по этому случаю сам преосвященный Евгений, — но, слава Богу, обошлось без напасти». В 1804-1806 гг. печатал статьи в журнале «Друг просвещения». В петербургский период о. Евгением было составлено «Историческое изображение Грузии» (СПб.,1802) — результат бесед с грузинским епископом Варлаамом и изучения архивных материалов. В 1804 году будущий владыка хиротонисан в епископа Старорусского, викария Новгородского (1804-1809). В течение 19 лет последовательно он занимал кафедры: Вологодскую (1808-1813), Калужскую (1813- 1816), Псковскую (1816 — 1822), Киевскую (1822 — 1837).

В Новгороде он принялся за исследование новгородской истории. Из всех концов епархии доставлялись в архиерейский дом целыми возами архивные материалы. В результате работы неутомимого труженика явились «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода». В бытность свою Новгородским викарием преосвященный случайно нашел там рукописи «Жития святых», которые он датировал временами первых Рюриковичей; обрывки столбцов с хозяйственными записями ХУ1 века, а главное — один из древнейших отечественных памятников письменности: «Грамоту великого князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю» (ныне датируется 1130 годом). Выдающийся историк, академик Измаил Иванович Срезневский позже (1867год) скажет на собрании в Петербургской Академии наук, посвященном памяти Евгения Болховитинова: «Мстиславова грамота не только в то время, когда Болховитинов открыл её и работал над нею, но и после многих открытий, сделанных по русским древностям позже, достойна особого внимания археолога как древнейшая из русских грамот, уцелевшая в подлиннике».

В Вологде владыка Евгений начал писать свой главный труд — «Историю Российской Иерархии». Здесь он также написал «Всеобщее введение в историю монастырей Греко-российской церкви», составил подробное описание монастырей Вологодской епархии, статьи: «О личных собственных именах у славянороссов», «О разных родах присяг у славянороссов».

В 1813 году сорокапятилетний епископ Евгений, доктор богословия, назначен служить в Калугу. По приезде в Калугу владыка Евгений, этот неутомимый пастырь, первым делом осмотрел местную семинарию, в которой в то время обучались 167 воспитанников; вскоре по его настоянию вводится новый устав семинарии, привлекаются учителя из Санкт-Петербурга. В 1814 году для подготовки детей священнослужителей к поступлению в семинарию в Калуге стараниями епископа Евгения открылось уездное духовное училище.

Новый пастырь привез в своих сундуках огромное количество книг и рукописей духовного и исторического содержания. Еще будучи в Вологде, он закончил свой знаменитый «Словарь русских светских писателей и соотечественников и чужестранцев, писавших в России», который рассматривал как большое патриотическое дело, имевшее целью запечатлеть историю русской словесности. В первый же год своего пребывания на Калужской кафедре епископ посылает в Московское общество истории и древностей российских при Московском университете этот «Словарь о писателях» объемом в 1100 страниц для рецензирования. В рукописи было представлено 720 биографий ученых, писателей, композиторов, церковных деятелей.1 Хотя «Словарь» и не был тогда же опубликован, но был оценен по достоинству, и его автор — Калужский епископ Евгений — был избран почетным членом Общества истории и древностей российских. В калужский период жизни его избирают членом С.-Петербургской духовной академии (1814) и членом Московского общества врачебных и физических наук (1815), а также почетным членом Казанского Общества любителей отечественной словесности. В Калуге он работает над статьей «О разных родах присяг у славяноруссов» («Вестник Европы», 1813, №13). В Калуге он продолжал писать «Историю славяно-русской церкви», начатую еще в Вологде.

Преосвященный Евгений был инициатором и соавтором изданной в Москве в 1807-1815гг. Пензенским епископом Амвросием (Орнатским) «Истории Российской Иерархии» (6 томов в 7 книгах, 7-й том не опубликован). Уникальность этого труда состоит в том, что это первое описание всех российских монастырей. Этот труд традиционно считается трудом Амвросия Орнатского, а на самом деле является плодом совместной работы двух преосвященных: о. Евгения и о. Амвросия. Именно Болховитинову принадлежала инициатива создания «Истории», он собрал много материала в Воронеже, в Петербурге, в Новгороде. «История» писалась под его руководством, его хлопотами издавалась и исправлялась. В 1807 году вышла первая часть «Истории Российской Иерархии», в 1810г. выходит вторая часть, в следующем году — третья часть, в 1812 г. выходит четвертая, в 1814 — пятая, в 1815г. — шестая и последняя, в двух книгах. В Калуге он продолжал разрабатывать эту тему и приобрел нового помощника в лице В.Г. Анастасевича, впоследствии выдающегося библиографа. Между ними начинается оживленная переписка. Посылая из Калуги напечатанные тома «Истории» Анастасевичу, он просил его «уведомлять … об ошибках, коих избежать не можно при таких обширных компиляциях». Анастасевич незамедлительно стал выполнять просьбу преосвященного. В результате все поправки и замечания, сделанные В.Г. Анастасевичем, вошли в «Прибавления к Истории Российской Иерархии». В Калуге епископ Евгений задумал начать новое издание «Истории», исправить и дополнить первую ее часть. Для этого он продолжал собирать новые данные и писать для «Истории» новые статьи.2 К 1815г. Евгением и Амвросием был составлен седьмой том «Истории», однако этот том остался в рукописи. Таким образом, Митрополита Евгения можно по праву считать первым создателем исторического свода русских монастырей.

Служение епископа Евгения в Калуге пришлось на трудное время. Калужская епархия сильно пострадала от наполеоновского нашествия. Во время сражений под Москвой «Калуга в течение нескольких недель является главной артерией, от которой шло питание и снабжение нашей армии всем необходимым, — писал известный калужский краевед Д.И. Малинин о том страшном времени. — Это был главный магазин, куда свозился со всех концов России провиант для дальнейшего направления в армию. Калуга значительно после этого обеднела, но с честью выполнила выпавшее на ее долю патриотическое назначение… Не осталось чуждым служению родине в критический момент и Калужское духовенство. Оно высоко несло в это время свое призвание и принимало деятельное участие в событиях. Несмотря на свою бедность и скудность средств, духовенство (церквей было около 600) также внесло свою лепту — пожертвовало 10 тыс. руб. и разные серебряные и золотые вещи».

После окончания войны Церковь и государство провели ряд мероприятий, направленных на восстановление разрушенных церковных и монастырских зданий. Основным источником средств для восстановления святынь стали 3.500 тысяч рублей, выделенные Комиссией духовных училищ «на исправление соборов, церквей, монастырей, училищных зданий» и на «вспомоществование священно- и церковнослужителям в тех губерниях, где проходили неприятельские войска. Большая часть приходских храмов была восстановлена на средства прихожан — добровольных благотворителей. Калужской епархии в 1813 году было выделено почти 64 тысячи рублей, из них более 15 тысяч пошло на восстановление монастырских, церковных и соборных зданий и почти 50 тысяч рублей — на пособие духовенству. Отдельной строкой Священный Синод выделил 30 тысяч рублей для восстановления Малоярославецкого Казанского собора, Боровского Пафнутьева и Малоярославецкого Николаевского Черноостровского монастырей. Новый владыка занимался не только восстановлением разоренных храмов и монастырей Калужской епархии, но и налаживал церковное управление, радел за обнищавшее духовенство.

В 1813 году в Калуге вспыхивает эпидемия тифа из-за массы больных им воинов. В 1814 году Калужскую землю постигло новое бедствие — оспа. Еще за два года до этого Преосвященным было опубликовано «Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы» (М., Синод. тип., 1811), которое показало глубокие познания архипастыря и в медицинской науке. Пастырь начинает деятельно увещевать паству делать прививки. Это увещание разослали по всем церквам для прочтения прихожанам. Не одну сотню верст сам епископ исколесил, разъясняя пастве необходимость прививок. Обилие административных забот отвлекают его от научных трудов и, вероятно, поэтому Калужская епархия была единственной, об истории которой он ничего не написал.

В Калуге преосвященный Евгений в Иоанно-Предтеческой церкви сказал проповедь по случаю 200-летия изгнания польских интервентов из пределов Московского государства в 1613 году и по случаю изгнания французов из пределов Калужской земли. Вот отрывок из этой проповеди: «Ныне мы празднуем избавление града нашего в такое злощастное время, когда Божиим попущением Отечество наше терзаемо было от врага всеобщего, от врага человечества, от врага веры и благочестия… Пали многие знаменитые грады Российские, осквернены храмы Господни, разрушены алтари, поруганы старцы и юные наши, и наконец все ужасы, постигшие наше Отечество, матерь градов Российских испытала в себе совокупно… А злодей, не насытившийся разрушением Столицы, поруганием ея святыни, позором несчастных граждан и томлением страждущих, обращал алчные взоры и к другим градам, направлял дерзкие стопы и ко граду нашему, простирал хищныя руки и на достояние наше, помышлял и о разорении стен сих, и уже торжествовал на пути в двух градах наших… Но слова Вышнему! Вы прибегли к Богу и Заступнице рода Христианского, Матери Господа нашего; и вдруг воссияла надежда спасения не только граду вашему, но и целой России. Достойно и праведно восхотели вы предать памяти потомства сие Знамение к нам милосердия Божия! Достойно и праведно ваше обетование пред Сим благодатным изображением Божия Матери воспоминать ежегодно Ея чудесное заступление нас…»3

В калужский период пребывания владыки за многолетнюю и плодотворную работу по просвещению мирян ему был пожалован орден Святого Владимира второй степени (август 1814 года).

7-го февраля 1816г. владыка Евгений Болховитинов был возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. В Пскове принимается за «Историю княжества Псковского» (1831), пишет «О русской церковной музыке», составляет «Описание шести псковских монастырей». В это же время издает свой «Словарь исторический о бывших в России писателей духовного чина Греко-российской церкви» (1818), который был встречен обществом с интересом и впоследствии несколько раз переиздавался. Он не утратил своего значения и в настоящее время.

С 1822 года митрополит Евгений на Киевской кафедре и член Священного Синода. И в Киеве он не прекращает научной работы. Здесь им написаны статьи: «О древностях, найденных в Киеве в 1821 году», «Описание Киево-Софийского собора» (Киев, 1825), «Описание Киево-Печерской Лавры» (1826), а также «Киевский месяцеслов с присовокуплением разных статей к Российской истории и Киевской иерархии относящимся» (Киев, 1832). В Киеве он руководил церковно-археологическими раскопками, в результате которых были обнаружены фундаменты Десятинной церкви, Золотых ворот и другие остатки домонгольской архитектуры.

В 1824 году, после 15-летней службы в Киеве, митрополит Евгений был вызван в Петербург, где более года занимался в Священном Синоде делами церковного управления. 14 декабря 1824 года он вместе с Петербургским митрополитом Серафимом (Глаголевским) бесстрашно вышел на Сенатскую площадь и призывал восставших сложить оружие. Евгений был против созданного в 1813 году в России Библейского общества, которое было закрыто в 1826 году. Он был также активным помощником митрополита Серафима в борьбе с масонскими ложами, с мистицизмом, имевшим большое влияние на тогдашнюю петербургскую аристократию.

Болховитинов был знаком со многими выдающимися людьми русской культуры и состоял с ними в переписке, например с поэтом Г.Р. Державиным и графом Н.П. Румянцевым, русским библиографом и меценатом первой трети Х1Х века, которого снабжал рукописями, редкими книгами по вопросам русской истории.

В начале 1827 года Евгений вернулся в Киев, где через 10 лет плодотворной и пастырской деятельности закончил свой жизненный путь 23 февраля (8марта) 1837 года. Согласно его завещанию его тело было погребено в Сретенском приделе Киевского Софийского собора.

Митрополит Евгений отличался исключительным трудолюбием. «Нельзя не удивляться тому, — говорил преосвященный Филарет Киевский, — какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью». По отзыву историка М.П. Погодина, «это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории». С его именем связано основание университета Святого Владимира в Киеве и Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. К концу жизни им было собрано 12 тысяч наименований рукописей и редких изданий, около 8,5 тысяч различных томов литературы. С именем митрополита связывают и создание фондов Российской государственной библиотеки в Москве. Современники по праву называли Болховитинова «живым архивом, живой библиотекой» и даже «Ломоносовым начала XIX века».

  1. «Словарь» вышел в свет лишь в 1838 году, уже после смерти митрополита Евгения. В 1845 году историк М.П. Погодин издал его повторно.
  2. Первая часть «Истории Российской Иерархии» в доработанном виде была напечатана в типографии Киево-Печерской лавры в 1827году. Сам же владыка Евгений продолжал работать над «Историей» до конца своей жизни.
  3. «Слово на день торжественного воспоминания и Господу Богу благодарения о поражении врагов Отечества и о прогнании их из пределов Калужской губернии, проповеданное в Калужском Иоанно-Предтеченской церкви октября 1813 года епископом Калужским и Боровским Евгением». Оно было тогда же напечатано в Москве, в Синодальной типографии, перепечатано в 1814 году в Санкт-Петербургском журнале «Сын Отечества» и в «Собрании образцовых русских сочинений 1823 года». Вошло оно и в «Собрание поучительных слов митрополита Евгения», Киев, 1834, ч. 4.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]