Факты, которые нужно знать об Обрезании Господа.
Впервые Богом Кровь была пролита за нас в день Обрезания. В восьмой день после Рождества.
Кондак нынешнего праздника гласит: «Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко благ обрезует». Об этом и многом другом нам необходимо сегодня вспомнить.
История возникновения праздника
У Обрезания Господня древняя история. Впервые празднество упоминается в 4 веке, именно тогда христианские общины стали отмечать Рождество как отдельный праздник.
Как все иудейские мальчики, Иисус из Назарета на 8-ой день от рождения подвергся болезненному обряду обрезания. Тогда же получил свое имя, которое архангел Гавриил указал Деве Марии, когда явился с благой вестью.
Иудеи переняли обряд у египтян. Он практикуется до сих пор в ортодоксальных иудейских общинах, все новорожденные мальчики должны его пройти как потомки Авраама, заключившего завет с Богом. Восьмые сутки жизни младенца выбраны не случайно, цифра 8 символизирует наполненность, достижение совершенства. Кровь, выделяющаяся из раны, считается у иудеев священной.
Откладывание мероприятия на поздний срок было недопустимым, указывало на пренебрежительное и несерьезное отношение к Божьим законам. Процедуре подвергались только мальчики. У иудеев муж и жена едины, должны иметь одну кровь и одну веру, то есть принадлежать одному народу, поэтому для благословения семьи достаточно, чтобы был обрезан мужчина.
Праздник Обрезания Христа оказал существенное влияние на направленность развития христианства. В конце 1 века христиане впервые раскололись: появилось еретическое учение – докетизм, названное от греческого слова «докео» – «кажущийся». Его приверженцы полагали, что Иисус не существовал в человеческом теле, а был бесплотным духом, сверхъестественным существом. Однако евангельский текст, прямо описывающий обрезание младенца Христа, стал ключевым аргументом против доводов еретиков. Раз крайняя плоть Иисуса была настоящей, значит, сам Спаситель существовал, был смертным человеком.
Во времена жизни Христа процедура удаления крайней плоти сменилась обрядом Крещения. Апостол Павел назвал новое таинство «Духовным обрезанием».
И Крещение, и Обрезание Господне – обряды избавления плоти от греховного начала. Святитель Феофан Затворник назвал праздник «Обрезанием сердца», имея в виду отсечение пороков, страстей, похотливых желаний, губительных привычек. Человек освобождается от всего, в чем раньше видел усладу, начинает жить только для служения Богу и спасения собственной души.
Решение отказаться от процедуры обрезания было принято на Иерусалимском соборе в 49 году. После этого христиане начали практиковать только «Обрезание сердца», то есть Крещение.
История установления обрезания
Обрезание было установлено почти 4 тысячи лет назад как знак союза Бога и Авраама с его потомством. Бог в Библии об этом говорит так: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами». Это являлось призывом быть одним народом и поклоняться Богу Авраама.
Внешний знак обрезания является знаком принадлежности Богу. Выходит, что частью избранного народа человек становился через кровавую операцию. Через боль и плач. Знак оставался на всю жизнь. Каждый мужчина ежедневно помнил, Кому он и его семья принадлежат: с древности кровью скреплялись неразрушимые союзы. Сщмч. Фаддей (Успенский) замечает: «Обрезание было установлено Богом… Оно было знаком вступления в завет с Богом, печатью обещания быть в неизменном послушании Ему с дней детства, быть Ему верным до пролития крови».
В силу своей особенности обряд обрезания был указанием на плотские страсти. Поэтому по толкованию пророков знак завета обрезания включал также и внутренние нравственные задачи: обрезать сердце и уши (Лев. 24:41) и не быть «впредь жестоковыйны» (Втор. 10:16).
Обрезание имело воспитательный характер и напоминало, что необходимо менять наклонности сердца. Пророк Иеремия призывал к этому народ: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» (Иер. 4:4).
Почитание праздника Обрезания Господнего в православии
Процедура обрезания символизирует очищение от грехопадения. Новорожденный Иисус не был носителем греха, он лишь воплотился в человеческом теле. Однако его все равно подвергли процедуре, установленной иудейским законом. Тем самым было продемонстрировано единение Спасителя с человечеством. Господь таким способом подал пример: как он спустился к человеческой сущности ради великой цели, так люди должны стремиться к сближению с Богом, к духовному совершенствованию.
Божий Сын явился к людям, чтобы установить Новый закон. Но прежде он должен был выказать почтение Старому закону. Обрезание – первый обряд, проведенный после появления Спасителя на свет. Он стал демонстрацией того, что Господь готов подчиняться закону Моисея. Это указывает на его праведность, светлое происхождение.
Необрезанный иудей отвергался обществом. Как сказал митрополит Вениамин, «кто намеревается установить новые законы, тот должен исполнить старые, это докажет, что он не своеволец».
Для празднования Обрезания Господня установлен единственный день – 14 января.
Значимость праздника в православии определяется подтверждением связи Господа со всеми людьми. Также празднество обрело функцию духовного противовеса Старому Новому году, обычно справляемому разгульно, разнуздано.
Празднование Обрезания Христа совпадает по дате с днем памяти архиепископа Василия Великого. Поэтому праздничные церковные мероприятия в этот день дополняются литургией святому, которая включает чтение 2-х евангельских стихов-зачал и пение величания. А вечер, предшествующий празднику, по народной традиции, называют «Васильевым».
Всенощное бдение, проводимое в честь празднества, включает следующие мероприятия:
- зачитывание притчи о беседе Авраама с Богом, который приказал сделать обряд обрезания подтверждением единения с Ним;
- прочтение 2-х притч, прославляющих Бога-Отца и Бога-Сына, явившегося в человеческий мир ради спасения грешных душ;
- проведение литургии Василия Великого с прочтением строк Апостола;
- хвалебное возвещение о воплощенном Спасителе, повествование о принятии им настоящего имени, об обряде «Духовного обрезания», именуемом Крещением;
- завершается бдение новогодним молебном.
Обрезание Иисуса Христа
Богомладенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое принес с Неба Архангел Гавриил во время Благовещения. Имя Иисус (от еврейского «Йехошу́а») состоит из двух корней: имени Бога – Ягве и слова «спасение». Поэтому имя Иисус мы можем понимать как Бог Спаситель. Сам Архангел во сне Иосифу именно так объяснил это имя: «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21), ведь спасти от грехов может только Бог.
Обрезание совершил Иосиф Обручник, хранитель девства Богородицы. Иосиф был не только зрителем чудных тех дней, но и являлся для непосвященных в тайну бессеменного зачатия отцом Младенца. Обрезание совершал по закону отец ребенка, этим передавая своему сыну знак принадлежности к избранному народу.
Через обрезание мы явно увидели, что Христос – Человек. Бог принял плоть. Нашу плоть. В древности были еретики-докеты, которые говорили, что Бог воплотился призрачно, только создавал вид телесности. Факт обрезания Иисуса опровергает эту ложь. Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и Младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел – и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу». Церковь указывает на реальность евангельских событий и дорожит ими. Это – путь нашего спасения.
Давид говорил: «…во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). В восьмой день язва на теле младенца указывала на виновность в грехах. Господь безгрешен, принимает обрезание, чтобы показать, что Он становится Жертвой за грехи наши и принимает наши болезни (Ис. 53). «И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: ‟чего Я не отнимал, то должен отдать” (Пс. 68:5), т. е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания, – как пишет святитель Димитрий Ростовский, – …в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на себя образ человека…; в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».
Он принял обрезание, чтобы восполнить завет с Богом по-новому. Господь указал, что круг плоти завершается. Начинается новая эпоха, где уже слова пророков не будут пустыми и христиане будут обрезывать периферию своего сердца, где находятся все грехи, а Богу отдавать чистое сердце. Сщмч. Фаддей (Успенский) замечает: «Оно совершалось во образ отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца, которое так гибельно было для Израиля и так часто заставляло его отступать от Бога своего. И вот Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, чтобы научить покоряться воле Божией требующих обрезания сердец, очищения от множества грехов: ‟…закона Творец законная исполняет”, чтобы Своим примером показать, как никто не может прийти к Богу помимо закона Господня».
Православные молитвы
Праздник Обрезания теряется между пышными рождественскими и крещенскими гуляниями, но значение его нельзя умалить. После ночного предпраздничного бдения с утра верующие читают праздничные молитвы, восхваляя день, когда Иисус обрел настоящее имя, последовал Божьему закону.
Тропарь
Глас 1
На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Кондак
Глас 3
Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает спасение днесь миру. Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.
Канон
Глас 2-й
Песнь 1
Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою; в сей бо законно обрезался еси плотию. (дважды)
Слава: Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества, и сего днесь сень спрятает, свет возсиявая новыя благодати. И ныне: Тойже.
Песнь 3
Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася; начаток же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде. (дважды)
Слава: Закона исполнитель, не яко сопротивен Богу сый Христос воплотивыйся показася, и сподобися волею обрезатися осмодневен. И ныне: Тойже. Господи, помилуй. (трижды) Слава, и ныне.
Седален, глас 4-й
Яко сый бездна человеколюбия, одеялся еси, Владыко, в зрак рабий, и плотию обрезался еси, даруя всем человеком великую Твою милость.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию. (дважды)
Слава: Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию. И ныне: Тойже.
Песнь 5
Ирмос: Света подателю, и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Ты от Девы Матере несказанно прошед, Господи, и в человеческий ныне сподобился еси одеятися образ, яко младенец законно, закон исполнил еси. (дважды)
Слава: Нощи уподобися, яко сень законную любящи Израиля, рождшая, из неяже облиставший свет мира Христос явися. И ныне: Тойже.
Песнь 6
Ирмос: Бездна мя многа греховная окружает, и вопию Ти, пророка подражаяй: от тли мя, Господи, возведи. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Прият конец закон, отнележе Христос младенствовав, исполнитель закона сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву. (дважды)
Слава: Субботство, обрезание же шатания еврейскаго, явльшагося Христа мановением преста, и возсия благодати весна. И ныне: Тойже. Господи, помилуй. (трижды) Слава, и ныне.
Кондак, глас 3-й
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.
Песнь 7
Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твоя отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Светло и пресветло Рождество Христово, и будущаго обновления подписавшее таинство днесь: яко законным чином Спас обрезуется, не яко Бог, но яко человек, и закона исполнение. (дважды)
Слава: Закон исполняя закона Творец, плотию днесь волею обрезуется, обрезание содевая греховныя зимы, и звати даруя: благословен еси, Боже отец наших. И ныне: Тойже.
Песнь 8
Ирмос: Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова, и от не сущих во еже быти приведшаго, благословите дела яко Господа, и превозносите во вся веки. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Во осмый день обрезуется яко младенец Владыка; Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь. (дважды)
Слава: Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки. И ныне: Тойже.
Песнь 9
Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго из боку Девичу, неизреченно воплотившая, благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Прешед пределы Христос человеческаго всего естества, преестественно из Девы раждается; и писание законное якоже повелевает, плотию обрезается, и исполнитель закона является. (дважды)
Слава: Приидите Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим: Иисус бо боголепно наречеся днесь. С симиже и память святителя величаем. И ныне: Тойже.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.
История празднования
На территории Рима Новый год традиционно отмечали с колоссальной невоздержанностью, потакая языческой традиции. Поэтому Церковь вознамерилась установить и закрепить праздник Обрезание Господне, чтобы найти управу плотским утехам в этот период. Внедрение торжества в богослужебный цикл было необходимым условием поднятия моральных устоев.
Отцы церкви недоумевали, видя разнузданность народа в эти праздники, и стремились исправить положение дел христианской веры. Это божественный праздник стал кульминацией поста, проходящего в период между Рождеством Христовым и Его Крещением. Чтобы объяснить суть торжества, священнослужители основывались на иудейской традиции, которая связывала через этот ритуал человека и Всевышнего Господа.
О других двунадесятых праздниках:
- Рождество Христово
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Вознесение Господне
Когда христианство официально утвердилось как государственная религия на территории Рима, богослужебные изменения могли устанавливаться не только в среде глав церкви, но и посредством решения правителей.
Это торжество, призванное усмирить плотское недоразумение народа, практически полностью искоренило январские вакханалии. Государство и Церковь сумели подавить противоестественные деяния и выдвинуть вперед нравственную составляющую.
Интересно! Христианская вера породила огромное влияние и быстро распространялась в цивилизованном мире. Первыми, кто истинно принял эту религию, стали еврейские общины, жившие в Средиземноморье. Вскоре в христианство стали обращаться и язычники. Однако некоторые из них уже были обрезаны в первые дни жизни, что вносило недоразумения в ритуалы посвящения.
Иконография
Во время празднования в православии принято класть на аналой в церкви икону архиепископа Василия Великого. А иконы, изображающие обряд обрезания Христа, можно найти среди росписей внутри стен храмов.
Вариантов написания иконы немного. Обычно сюжет подразумевает следующие образы:
- действие происходит внутри храмового помещения, участвующие персонажи находятся на искусственном возвышении;
- действующие лица – священнослужители, церковные помощники, Богоматерь, младенец Иисус и старец Иосиф, бывший обручником (хранителем целомудрия) Марии;
- Спасителя держит один из священнослужителей, Мария и Иосиф стоят рядом, обычно слева, а поблизости от них находится коленопреклоненный слуга с емкостью для обрядовых жертвоприношений в руках;
- голову младенца Иисуса окружает нимб;
- первосвященник в обрядовом облачении, склонившись над младенцем, приступает к процедуре удаления крайней плоти.
Богослужение
Обрезание Господне соединяется с памятью святителя Василия Великого
Христиане чтут и славят это великое чудо — готовность Бога смиряться и принимать все, предписанное Законом человеку. В этот день служится в храме литургия, в которую включены специальные песнопения праздника Обрезания.
Обрезание Господне — Господский праздник, соединяется с памятью святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня. При соединении этих двух служб предпочтение отдаётся службе святителя Василия Великого.
Совершается всенощное бдение, полиелей поётся святителю, «Честнейшую…» не поётся, а поются припевы праздника и святого. Положен особый отпуст: «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…».
Совершается литургия Василия Великого, читается два евангельских зачала, поётся величание Василию Великому. Читается Иисусова молитва.
Что можно и нельзя делать на Обрезание Господне
Процедура обрезания символизирует готовность подчиняться Божьему закону. Следовательно, этот праздник – день, когда нужно соблюдать правила морали и совести, оставаться правильным, смиренным, добропорядочным. Причем это касается даже самых мелких поступков, например, нельзя переходить дорогу в неположенном месте.
Также существуют народные приметы, связанные с 14 января. Жители территории, на которой в этот день установилась солнечная погода, весь год будут жить счастливо и безмятежно. Ясный день сулит отличную урожайность плодовых деревьев, ветреный – ягод, грибов и орехов, а снежный – достаток и благополучие. Выпавший на праздник иней обещает богатый сбор злаковых культур, а гололед – овощей.
Тропарь, кондак и канон празднику
Тропарь, глас 1.
И$же на пrт0лэ nгнезрaчнэм в8 вhшнихъ сэдsи, со nц7eмъ безначaльнымъ, и3 б9eственымъ твои1м д¦омъ. бlговоли1въ же роди1тисz пл0тію, t дв7ы неискусомyжныz ї©е. сегw2 рaди њбрёзасz ћко чlкъ nсмоднeвенъ. слaва пребlг0му твоемY совёту, слaва бlгоутр0бію твоемY, слaва є4же къ нaмъ крaйнему сошeствію твоемY є3ди1не чlколю1бче.
Кондак, глас 3.
И$же всsческихъ гDь, њбрёзаніе пріє1млетъ. и3 человёческаz прегрэшeніz, ћко бlгъ потреблsетъ, дає1тъ спасeніе днeсь мjру. рaдуетжесz в8 вhшнихъ, и3 зижди1телевъ с™ль и3 денни1ца, б9eственыи таи1нникъ Хrт0въ васи1лій3.
Библиотека Русской веры Канон Обрезанию Господню →
Читать онлайн