В 11 главе Библии мы находим библейское предание, которое посвящено строительству Вавилонской башни. Рассказ о башне состоит всего из 9 коротких стихов, и больше о ней нигде не упоминается. Но, тем не менее, это один из наиболее ярких образов в Библии.
«…И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого…».
( Отрывок из Библии о Вавилонской башне)
В Библии о Вавилонской башне написано всего девять стихов. Больше о ней нигде не упоминается. На изображении мы видим картину Лукаса ван Валькенборха, 1595. Фото: swatb.ru
Библейское предание о Вавилонской башне.
Вавилонская башня. Хендрик III ван Клеве, 1563
После Великого Потопа удалось спастись только Ною и членам его семьи. Соответственно, человечество в годы после Потопа было представлено одним народом, говорящим на одном языке. Человечество расселилось по земле, однако язык у них был общий. Когда Ной и его семья покинули Ковчег, Бог повелел им:
«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».
Однако потомки Ноя двинулись на восток и решили построить город и башню
«прежде нежели рассеяться по лицу всей Земли».
Потомки Ноя решили построить город Вавилон («врата богов») и башню до небес. Башней до небес эти люди хотели возвысить себя, или, как сказано в Библии, «сделать себе имя». Удивительно, но словосочетания «Вавилонская Башня» и «Вавилонское столпотворение» не упоминаются в Библии. В Библии мы встречаем только «город и башня». Согласно Библии, город Вавилон получил название «Бабель» от еврейского слова бала, то есть перемешивать и путать.
Башня должна была возвышать человека, но не Бога, поэтому Господь разгневался. Бог прервал строительство Вавилонской Башни, создав разные языки для того, чтобы строители не могли общаться. Люди, перестав понимать друг друга, ушли из Вавилона и рассеялись по Земле.
История о Вавилонской башне – библейская версия появления разных языков.
Интересный факт: в 10 главе Бытия рассказывается о потомках Ноя, их упоминается около 70. Интересно, что отдельных языковых групп на Земле тоже около 70.
При раскопках в Вавилоне Р. Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни
Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Сохранились следующие слова Набополасара:
«К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье».
А сын его Навуходоносор добавил:
«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этемен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом».
Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой — святилище бога Мардука — был высотой в 15 метров.
Популярные статьи: Обзор. Боги древнего мира.
Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия — «сковорода») на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом.
Цвет глазурованных плиток чудесно контрастировал с мутно-желтыми водами Евфрата, над которыми у южных стен был перекинут каменный мост. Мост этот тоже был одним из самых удивительных сооружений Древнего Вавилона. Его основой служили пять опор, которые сужались против течения. Они были вытесаны из огромных глыб, скрепленных «железом и свинцом».
Мост (такой же широкий, как и дорога Мардука) был выложен красным кирпичом, залитым асфальтом. Начинался мост в тени пальмовой рощи на правом берегу Евфрата и вел к главным воротам в вавилонской стене. Сами эти ворота были своеобразным тоннелем длиной от 30 до 40 метров с высокими сторожевыми башнями в начале и в конце.
Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы
«В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части
— царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной, в другой
— святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней.
Храмовый священный участок — четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий.
На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня; в общем, восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен.
На середине лестницы находятся скамьи — должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин.
Популярные статьи: Сон о священном мече. Кузнец отковал древний священный меч.
Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе.
Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон — также золотые.
По словам халдеев, на изготовление [всех этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь.
Есть там и еще один огромный алтарь — на нем приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков.
На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты.
Мне самому не довелось ее видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить ее.».
Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Вавилонская башня Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше.
Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа.
Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой.
На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей: то, что начинал дед, продолжали внуки.
Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Это понятно: правители, сооружавшие зиккураты, строили их не для себя, а для всех. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.
Популярные статьи: Дуэль Пушкина с Дантесом. Тайны смерти великого поэта
Сначала люди выходили из Нижнего храма, где перед статуей Мардука совершалось жертвоприношение, потом они поднимались по гигантским каменным ступеням лестницы Вавилонской башни на второй этаж.
Жрецы тем временем спешили по внутренним лестницам на третий этаж, а оттуда проникали потайными ходами в святилище Мардука. В это святилище народ не имел доступа — здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно для себя. Только одна избранная женщина, готовая разделить с Мардуком ложе, проводила здесь ночь за ночью.
Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали Вавилонскую башню — святилище Мардука. Набополасар и Навуходоносор отстраивали ее заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным.
Его поразили масштабы Этемен-анки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.
И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский
Его тоже поразили гигантские руины — он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить ее снова.
«Но, — как пишет Страбон, — этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».
История о Вавилонской башне в библейских и апокрифических текстах.
История о Вавилонской башне встречается в нескольких текстах:
Книга Бытия. Начало 11 главы:
1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Книга Юбилеев. Глава 10.
Книга Юбилеев дает наиболее подробное описание строительства башни.
“Вот сыны человеческие сделались дурными через гнусный замысел, что они построят себе город и башню в земле Синаар, ибо они переселились от Арарата к востоку в Синаар”. Ибо в его дни они построили город и башню, говоря: “Мы поднимемся по ней на небо”. И они начали строить в четвертую седмину, и обжигали огнем (кирпичи), и кирпичи служили им вместо камня, и цементом, которым они укрепляли промежутки, был асфальт из моря и из водных источников в стране Синаар. И они строили это в продолжение сорока трех лет. И Господь Бог наш сказал нам: “Вот, это один народ, и он начал делать это! И ныне Я не отступлю от них! Вот, мы сойдем и смешаем языки их, чтобы они не понимали друг друга и рассеялись в страны и народы, и да не осуществится никогда их замысел до дня суда!” И Господь сошел, и мы сошли с Ним, видеть город и башню, которую строили сыны человеческие; и Он расторг каждое слово их языка, и никто уже не понимал слово другого. И вот они отказались строить город и башню. Ради сего вся страна Синаар была названа Бабель (Вавилон). Ибо так расторг Бог все языки сынов человеческих; и оттуда они рассеялись в свои города по их языкам и народам. И Бог послал сильный ветер на их башню и поверг ее на землю. И вот она стояла между страной Ассур и Вавилоном в земле Синаар; и нарекли ей имя развалины.
Греческий апокалипсис Варуха. Глава 3.
И вопросил я Ангела: «Прошу тебя, господин, скажи мне, кто эти люди?»
И сказал он: «Это — те, кто дали совет построить башню.
Сами они, кого ты видишь, выгнали множество мужчин и женщин для изготовления кирпичей.
Женщине одной, делавшей кирпичи, когда пришло ей время родить, не позволили они уйти, но, делая кирпичи, родила она и ребенка своего носила в полотенце, и делала кирпичи.
И явившись им, Яхве изменил языки их, когда башня достигала высоты в триста шестьдесят три локтя.
И взяв бурав, стали они стараться пробуравить небо, говоря: «Посмотрим, глиняное небо, медное или железное».
Увидев это, Бог не позволил им, но поразил их слепотой и разноязычием и оставил их как ты их видишь».
История о строительстве Вавилонской Башни с точки зрения христианской морали.
История о Вавилонской башне подчеркивает резкий контраст между мнением человека о его собственных достижениях и Божьей точкой зрения на эти достижения. Вавилонская Башня должна была стать первым грандиозным строительным проектом человечества, но не стала.
Согласно Библии, для строительства люди использовали кирпич вместо камня и смолу вместо известкового раствора – они использовали «рукотворные» а не природные «данные Богом» материалы. Люди не уповали на Господа в своем строительстве, поэтому и потерпели неудачу. Вавилонская Башня создавалась людьми, чтобы привлечь внимание к своим способностям и достижениям, а не для того, чтобы воздать славу Богу.
Тем не менее, история строительства Вавилонской башни учит нас еще и тому, что в единстве – наша сила. Однако сила эта не всегда на пользу человека. В книге Бытия говорится:
… И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.
Этим Бог указывает, что, когда люди едины в своих целях, они могут выполнить невозможные подвиги, благородные и неблагородные.
Библия учит, что в единстве – сила, однако нужно быть осторожным: единство цели в делах мирских, в конечном счете, может быть разрушительным. Деление и собственная точка зрения в мирских делах порой предпочтительнее, чем великие всеобщие подвиги во славу идолопоклонства и отступничества. По этой причине, Бог иногда вмешивается в человеческие дела, чтобы предотвратить дальнейшее высокомерие людское. Бог расстраивает планы людей, чтобы они не преступали пределов Божьих.
История о Вавилонской Башне интересна еще и в том плане, что здесь господь впервые говорит о себе во множественном лице, ссылаясь на Троицу:
… сойдем же и смешаем там язык их …
История о Вавилонской башне продолжает тему конкуренции человека и Бога, начатую в истории об Адаме и Еве в Эдемском Саду. Иосиф Флавий объясняет строительство башни, как высокомерное акт неповиновения против Бога самонадеянного тирана Нимрода. В Библии прямо не указывается о том, что Вавилонскую башню приказал построить Нимрод, однако многие другие источники связывают ее строительство с Нимродом.
Некоторые исследователи, историки и библеисты имеют альтернативную точку зрения на значение эпизода строительства Вавилонской Башни. Они усматривают наказание Господне не как наказание за гордыню, но как понимание Бога о необходимости культурных различий. Эти ученые представляют Вавилон как колыбель всех цивилизаций.
Часть седьмая. Вавилонская башня
«Идолослужение есть величайшее преступление мира, единственная причина Страшного Суда», – писал Тертуллиан. Мы знаем, что после падения Башни большинство народов погрузились в бездну язычества. В чем же причина этого ужасного преступления человечества? Подробный анализ духовных причин этого события дает ап. Павел в послании к Римлянам. Приведем эти слова и попробуем разобраться в корнях этого мятежа, тем более, что и сейчас мир совершает то же преступление, что и современники Нимрода: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18).
Рассеявшиеся по лицу земли народы стали все дальше и дальше уклоняться от истинной веры в Бога-Творца. Хотя следы изначального Откровения до сих пор сохраняются почти у всех народов, к нему примешано множество суеверий, заблуждений и нелепостей. Причины этой страшной духовной катастрофы описаны у ап. Павла (Рим. 1, 18–32). Люди, имея знания о Боге и из предания, и из наблюдения стройного лада творения, не захотели воздавать Ему должного прославления и отказались благодарить Его. Все помыслы их были о Земле, а о Боге вспоминали по случаю. Дальше суета захватывает их мысли, на небо и взглянуть некогда, все думают только о земных нуждах. «Ну надо же семью кормить, некогда нам в храм ходить», – говорят современные язычники. Тогда ум человека начинает искать оправдания его поступкам и отравляет уже сердце человека, так что оно отучается слушать совесть, а слушает свои похоти. И, как следствие помрачения, человек впадает в безумие. Чтобы как-то задобрить голос Божий в сердце, люди стали выдумывать свои подделки. Кланялись сначала мировым стихиям – солнцу, луне, звездам, ветрам, камням, морям. Затем стали приписывать волшебную силу зверям и растениям и, наконец, дошли до предела зла: стали кланяться идолам (или истуканам), изображающим обожествленных людей, зверей и чудовищ, и считать, что они-то и есть Бог. Кроме этого началось массовое почитание злых духов, руководивших этим процессом нравственного упадка, отсюда вновь после Потопа развилась магия, чародейство, астрология и прочие черные искусства. Бесы вселялись в идолов и совершали мнимые чудеса, чтоб отвести людей как можно дальше от Творца. Они установили такие обряды, которые приводили к росту греха в людях, и тем еще больше завлекали их под свою власть.
Так большая часть людей стали язычниками или идолопоклонниками, чья религия заключается в поклонении твари вместо Творца. И доныне этой ложной веры придерживаются миллиарды людей на нашей Земле – это и индуисты, и шаманисты, и буддисты, и многие другие.
«Ибо вымысл идолов – начало блуда, и изобретение их – растление жизни. Не было их вначале, и не вовеки они будут. Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец. Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество. Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему. К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника, ибо он, желая, может быть, угодить властителю, постарался искусством сделать подобие покрасивее; а народ, увлеченный красотою отделки, незадолго пред тем почитаемого, как человека, признал теперь божеством. И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам. Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны, или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества, они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает. Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство. Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла, ибо они или, веселясь, неистовствуют, или прорицают ложь, или живут беззаконно, или скоро нарушают клятву. Надеясь на бездушных идолов, они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся. Но за то и другое придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам, и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое. Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных» (Прем. 14, 12–31).
Эти слова полезно помнить многим современным религиоведам, которые настаивают на единстве и равноценности всех религиозных традиций. Мы видим, что Сам Творец гневается на тех, кто придерживается иноверия. Он утверждает, что не существует честных язычников. Их религия – результат подавления той истины, которая им известна, неправдой, и потому она является нечестием и неправдой. «И негоже нам навлекать на себя проклятие Божие за наименование зла добром» (Ис. 5, 20).
«Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:19–20). Этими словами Апостол обвиняет язычников в том, что они не просто не нашли Создателя, но в том, что они сознательно отвергли Бога, Которого они знали. По словам свт. Феофана Затворника, «когда что пред глазами находится, то оно неотразимо видится, пока открыт глаз. Так Бог неотразимо зрится душою. Глаз телесный можно закрыть, а душевного нельзя закрыть: он непрестанно смотрит. Таково ведение души о том, что есть Бог, что Он все сотворил и все содержит, и что должно исполнять волю Его, в совести изрекаему… Языки знали о Боге и о вещах божественных не только из того, что в душе их напечатлено, но и из того, что Бог потом особо открыл и что, по преданию, переходило из рода в род. Со временем источник предания забыт; и познания сии слились с естественными… Но это еще не все. Что говорит душа о Боге, то могло быть не услышано по причине шума хлопот и забот человеческих. Что шло путем предания от лица Самого Бога, то могло как-нибудь пресечься, или покрыться сомнением. Посему, чтобы не делалось неявным среди языков разумное Божие, Бог раскрыл пред ними книгу природы, которой нельзя не читать, ибо она всегда пред глазами, и в которой Он преднаписал Себя и явил взору всех» .
Действительно, мы видим, что практически все народы Земли сохранили память о Боге Небесном, Который является Творцом, Источником нравственных законов, и неподкупным Воздаятелем. Но при этом, по словам известного религиоведа Мирча Элиаде, «почти для всех небесных богов характерно отсутствие культа и прежде всего отсутствие какого-либо календаря сезонных ритуалов». Этот факт ясно свидетельствует против тех глупцов, которые утверждают, будто вера в Единого Бога – результат позднего воздействия монархии на религиозную жизнь человечества.
Более того, слова апостола подтверждаются и тем, что многие люди приходили к богопознанию через созерцание премудрого устройства Вселенной. Пример тому – житие св. вмч. Варвары, узнавшей Бога, созерцая прекрасное звездное небо с вершины башни, куда ее заточил отец. Действительно, по верному слову свт. Феофана, «общее сознание и чувство непосредственно исповедует присносущее Божее, что Он от Себя есть и не быть не может; и ум разумный, ищущий основания всему, тогда только успокаивается, когда доходит до убеждения в присносущности Божией. Здравая часть человечества всегда почивала и будет почивать на этом убеждении и веровании. Только больные умом теряют его, и на место его сплетают положения, несообразности которых и несоизмеримости с делом, для объяснения которого сплетаются, надивиться нельзя. Но такого рода отступления от общей нормы верования и религиозного сознания никак не могут поколебать той истины, которая выражается сей нормой».
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1, 21–31).
Так апостол Павел описывает духовные корни зарождения и распространения язычества. Это описание дает точнейший анализ человеческого сердца, отпадающего от Бога. И нам следует обратиться к рассмотрению развития этой заразы, тем более что сейчас наравне с возрождением древней лжи – поклонения твари вместо Творца – среди христиан возникает удивительное равнодушие к этой чудовищной заразе.
Многие говорят, будто язычник, кланяющийся иным богам или идолам, если он следует примеру своих предков, может спастись, если он поступает по закону совести. При этом они не думают, что само идолослужение есть коренное извращение сердца, обрекающее человека на вечные мучения вместе с почитаемыми им демонами. Ведь кто кому служит, тот тому и раб. Всякий, почитающий творение вместо Творца, поистине пребывает во тьме, и, как говорил демон в «Деяниях ап. Варфоломея», «когда люди поклоняются идолам, мы тотчас получаем власть над ними и после смерти забираем их к себе в геенну». Духовная практика показывает, что, хотя идолы сами по себе ничто, за ними скрываются реальные духи, придающие статуям чудотворные силы и порабощающие своих поклонников. Так, например, в житии Григория Чудотворца упоминается случай, когда во время театрального представления язычники кричали: «Зевс, приди! Зевс, приди!». И св. Григорий с горечью сказал: «Что же вы делаете? Ведь он же придет!» Так и произошло. Через три дня в городе Неокесарии началась чума, и, перед тем как болезнь начиналась в каком-то из домов, люди видели черного призрака, входившего в двери. Как мы видим, под именем Зевса скрывался демон-убийца. Недаром Господь называет пергамский жертвенник Зевса престолом сатаны (Апок. 2, 13). Интересно, что под этим же именем бес появлялся и в далекой России. В житии прп. Авраамия Ростовского повествуется о страшном идоле Велеса, стоявшем в Чудском конце Ростова, который наводил панический ужас на всех проходящих, если они не приносили ему жертв. Преподобному явился св. ап. Иоанн Богослов, он дал ему тростинку и повел низвергнуть истукана. Св. Авраамий послушал апостола, и после удара тростинкой идол превратился в прах, а бес, принужденный силой Бога, признался, что имя его «Дий», т.е. Зевс. Именно в этом причина устойчивости столь абсурдной веры, будто бездушные идолы – это боги.
Но вернемся к словам апостола Павла, описывающего процесс отступничества. Люди, познав Бога, как справедливо пишет свт. Феофан, «что разумели? Не только то, что есть Бог, но и то, что Он есть, что Он Творец, все содержит и о всем промышляет, что должно покланяться Ему и во всем угождать, с сознанием ответственности пред Ним, и наконец, что по смерти будет суд и воздаяние всем за все дела их добрые и злые. Эти истины в сердце напечатлены, и нет народа, который не исповедовал их». Действительно, практически у всех народов есть представление об Истоке Вселенной (как мы видели выше) и о существовании воздаяния, это представление может быть или очень развито, как у египтян и китайцев, или едва намечено, как у народов-анимистов (вроде дикарей папуасов). Но везде прослеживается признание разницы посмертной участи для людей в зависимости от их праведности или грешности.
Вопреки распространенному предрассудку, будто «знать – значит исполнять», язычники не прославили Его как Бога, не возблагодарили. «Первая степень ниспадения из сего состояния есть богозабвение, когда выпадает из сознания пресветлый и предивный лик Божества; Бог забывается, – и помышление о Нем когда-когда вспадает на ум. Вместе с сим охлаждаются и религиозные чувства к Богу и страх Божий испаряется. Бог превращается в нечто мысленное и перестает заправлять всеми внутренними движениями человека. Сердце уже не славит и не благодарит Бога, хотя язык читает славословия и благодарения. Богоугождение уже престает быть главной целью жизни; на место этого выступают другие цели и занимают всего человека. Бог есть еще, но уже не славится и не благодарится, яко Бог» , – пишет свт. Феофан. Так происходит и сейчас. Например, именно это убеждение является главной сердечной силой большинства россиян, утверждающих, что «Бог у меня в душе, а живу я для себя (или для детей, или для Родины, или для работы – варианты возможны), и не надо ко мне приставать со своими храмами». Исследуя религиозную жизнь человечества, мы обычно встречаемся с этой стадией отпадения. Так, африканские племена, обычно помня о Создателе, не поклоняются Ему. Например, главный бог бантусского племени гереро из Юго-Западной Африки носит имя Ндьями. Удалившись на небо, он оставил человечество на попечение низшим божествам. Поэтому они его и не почитают. «Зачем нам приносить Ему жертвы? – сказал один туземец. – Нам не нужно его бояться, ибо он не причиняет нам вреда, не то что духи наших мертвецов». Иногда, правда, гереро возносят Ему молитвы, но лишь в случае неожиданной удачи. Подобные представления свойственны очень многим первобытным племенам. «Бог слишком хорош. Он нам ничего плохого не сделает. Так давайте Его перестанем почитать!» – такая логика свойственна чуть ли не большинству некультурных народов планеты. Но давайте вдумаемся в ее духовный смысл. Получается, что религия для таких людей – только форма страха и попытка задобрить некую враждебную силу. Тут явно нет места ни любви, ни почтению, ни благодарности. Один голый шкурный эгоизм в религиозных одеждах! Действительно, именно с этого началось отступление. Человеку надоело жить с Богом. И как поет племя фанг (экваториальная Африка): «Бог – вверху, человек – внизу. Бог есть Бог, человек есть человек. Каждый у себя дома, каждый в своем жилище». Так возникает страшная пустота, порожденная гордыней, которая немедленно требует заполнения.
«Но осуетились в умствованиях своих».
«Это вторая степень ниспадения, образующаяся вместе с первой то как следствие, то как причина ее. Они взаимопроизводительны и взаимоподдержательны. Осуечение помышлениями надо понимать так, как оно представлено Соломоном в Экклезиасте, – как предание себя заботам о благах земных, кои не дают однако ж благобытия, а только манят им к себе, всегда обманывая всякие надежды. Отвратившись от Бога, обращаются к тварям, и в тех хотят найти, что может дать единый Бог, хотят благобытие свое устроить без Бога, сами своими силами и своими, подручными им, средствами. Об этом вся забота, тут все помышления, все планы и все цели жизни, – т.е. как устроить земное счастье, чувственными услаждаясь благами. Отношение к Богу соблюдается только внешне, дела благочестия исполняются по обычаю, без участия не только сердца, но и мысли. Все стало земля, земля, земля. И то не вразумляет, что испытывается постоянно обман. Суетливость продолжается без устали в суетной надежде, может быть, еще достанем, чего ищем. Как извинить такой образ действия?!». И действительно, чем цивилизованнее народ, чем он больше гордится плодами своих рук, тем глупее его религия, тем дальше он от счастья, тем чудовищнее преступления, в нем происходящие. И дело вовсе не в материальных вещах, а в отношении к ним человека. Великие христианские страны тоже достигали культурных высот, но это не отдаляло их от Бога, ибо люди не поклонялись делу рук своих.
Интересно, что такое отступничество хорошо отражено в текстах Вед. Сперва главными действующими лицами индийского пантеона являются Варуна и Индра. Первый называется Творцом неба и земли, повелителем стихий, всеведущим, всемогущим, праведным, неподкупным, насылающим мучения совести на грешников и лишь тогда прощающий, когда те принесут покаяние. А бог Индра – силач бесстыдный, блудливый, гневливый, который снисходит лишь тогда, когда человек его подкупит. И вот, «в познейших частях Вед число гимнов и молитв Индре значительно превышает число гимнов Варуне… Гимны Индре становятся все красочнее и восторженнее, а образ Варуны тускнеет. Наконец, в Атарваведе (XX, 106) Варуна изображается как оказывающий поклонение Индре». Причиной этого было то, что Индра, «удобный бог», покровительствующий завоевателям, понадобился для «поддержания боевого духа армии», а Варуна, бог правды, оказался чужд неправедным.
«И омрачилось несмысленное их сердце».
«Третья степень ниспадения – плод двух первых – омрачение внутреннего человека. Сердце – внутренний человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством зависимости от Него всесторонней, вся духовная жизнь вечно-ценная. Вместе с осуечением помышлений идет и омрачение всего человека. Правила жизни устанавливаются несогласные с совестью, – и совесть заглушается, страх Божий отходит и помышления о Боге не занимает; вместе с этим и здравые мысли о Боге забываются и темнеют, равно скрываются истинные понятия и о самом человеке, о значении его и целях его. Внутри воцаряется полный мрак. Да туда и не заглядывает осуеченный человек, и некогда, и неприятно. Он весь вовне» .
Мы действительно видим, что дальше человек устанавливает беззаконные законы. Таких примеров море среди язычников: начиная от ритуальной проституции и обязательного блуда вплоть до каннибализма. И все это начинает оправдываться религией! Как часто невежественные наши современники говорят: «все религии говорят о хорошем». Но это совсем не так. Ведь только христианство вновь соединило святость и безгрешность. А язычники могли найти (и находили) для любого своего порока обоснование в действиях своих богов, за что их справедливо обличали апологеты и мученики.
«Называя себя мудрыми, обезумели».
«Четвертая степень ниспадения – подведение всего этого превратного порядка жизни под начало разума, и установление его, как единой должной нормы жизни, свойственной человеку. Это есть верх безумия; но, по-ихнему, это верх мудрости. Такими сознают себя сии люди, таким титлом величают свои порядки и по ним составленные воззрения. Самомнение и самонадеятельность есть отличительная черта сей мудрости: всего надеется она от себя, от своих способов и от своего умения» .
Эта черта всех современных и древних антропоцентрических философий. «Человек есть мера всех вещей», – говорил Протагор. «Никто не даст нам избавления, ни Бог, ни царь и не герой, добьемся мы освобождения своею собственной рукой», – поют коммунисты. Эта идеология гуманизма начинает с восхваления человека и обязательно кончает его уничтожением – и физическим, и духовным. Все ложные религии в своих корнях оказываются именно человекобожием и, как следствие, человекоубийством. Причина этого в том, что человек становится сам собой только в Боге и с Богом, а без Его Всемогущей Десницы он возвращается в изначальное небытие, раствориться в котором полностью ему не дает, однако, верность Божия.
«И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся»
Вот печальный результат лжи – идолопоклонство. «Вместо живого Бога истинного стали богом почитать истуканы человеков и других тварей. – В этом собственно и состояло их объюродение. В иных отношениях они были не мало мудры, как показывают остатки от городов Ниневии, Фив и других; но в религиозном оказались совершенными юродами (безумцами – с.Д.). И умудрение в первом отношении не только не закрывает и не ослабляет объюродения во втором, но, напротив, отяжеляет его безответною виновностью в извращении истины. Превозношение их собственною их своею мудростью меры не было, а тут против нее стоит дело крайне нелепое и ни с чем несообразное, неразумное до последних пределов». И действительно, какое безумие, какая воинствующая глупость, страшное помрачение рассудка и сумасшествие считать, что Богом является сделанный тобой же истукан?! И не просто красивое изображение, а чудовищное уродство, изваяние мухи, змеи или крокодила, которое не может ни думать, ни говорить, ни ходить?! А ведь именно так и считали язычники! По словам советского историка В. Белявского, «для язычников, в том числе и для вавилонян, бог представлялся не бесплотным иррациональным духом, в виде реального предмета – идола, истукана из дерева, камня или металла. Идол наделялся всеми качествами, какие, по мнению язычников, надлежало иметь богу, созданному по образу и подобию чтивших его людей. Его надо было кормить, поить, одевать, развлекать. Ему требовалось жилье, женщины и мальчики. Его можно было разгневать и умилостивить, обмануть и обокрасть. С ним можно поторговаться. Языческий бог требовал жертвоприношения плодами земли, скотом, вещами, драгоценностями, а в седой древности и людьми… Языческий бог носил локальный характер. Он был тесно связан с определенным коллективом и чтился только в этом коллективе. Он мог погибнуть вместе со своим коллективом, но мог и попасть и в плен… Вавилонский бог Бэл-Мардук пробыл в ассирийском плену 21 год» .
Как же это могло произойти? Как уже мы говорили, у истоков этого заблуждения стоит дьявол. «Без участия этого мудрого на зло деятеля нельзя объяснить происхождение идолопоклонства. Подготовку, то, как люди, ниспадши от Бога в самость и чувственность, стали жить в богозабвении, так, как бы не было Бога, можно еще объяснить развитием прившедшей греховности, которую только раздувал и направлял отец греха; но как начали боготворить бездушные вещи и истуканы, этого ничем не объяснишь кроме как тем, что – наткнул на это Диавол. Дело так: стали забывать о Боге, осуетились, омрачилось сердце, – затмились здравые понятия о Боге и о вещах Божьих, все внимание и заботы обращены на земное и житейское. Но того, что есть Бог и что должно чтить Его, выбить не могли из сознания. Мысль эта возвращалась, но внимания к ней не имелось. Она сама собой вместе с огрублением и овеществлением чувств и расположений огрублялась и овеществлялась. При таком настроении приди вопрос: что есть Бог? Он поразит нечаянностью, но потребует решения. Пришел и решили: вот боги твои! То солнце, то звезды, то животные, то человек. Как не возвратились к тому, что давало предание? Враг закрыл ту сторону и наткнул на это. Согласившись принять ради того, что сим путем представляется удобнейший способ исполнить то, что требовалось сознаний обязательных отношений к Богу: стоит истукан, – воскури фимиам, – и прав, – все сделано. Для Бога же, о Коем свидетельствовало предание, этого не могло быть достаточно ».
Исторически отпадение происходило так. Сначала почитание Бога Небесного сменялось почитанием физических небес и населяющих их светил. Особенно этому способствовали космические катастрофы, происходившие пред очами изумленного человечества. И те страшные картины, которые демоны показывали пред людьми, подобные современным НЛО, склоняли их к демонопочитанию. Почти одновременно появилось почитание земли, представляемой в образе великой богини-матери. Земля воспринималась как огромный идол, некое живое тело, которое надо умилостивлять для получения плодородия. Статуи этой богини наполняют всю планету. Отличает их гипертрофированные изображения грудей и живота. Изначально эти идолы представляли дочь допотопного потомка Каина Ламеха, Ноэму, изобретательницу проституции. Именно связь блуда и плодородия привела к отождествлению ее с матерью Землей.
Писание говорит про тех, кто почитает стихии так: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их; ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их. Впрочем, они меньше заслуживают порицания, ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его: потому что, обращаясь к делам Его, они исследывают и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно. Но и они неизвинительны: если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследовать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его?» (Прем. 14, 1–10).
Так происходило отпадение от Создателя и обращение к поклонению стихиям мира. До сих пор в массовом сознании одна из наиболее распространенных форм язычества – это астрология, подчиняющая человека вихрю мировых стихий. С ней тесно связана вера в обусловленность жизни человека данным ему именем или социальными обстоятельствами: у каждого человека есть свой камень, дерево, животное, родовое проклятие. Все это нужно для того, чтобы человек забыл о своем великом даре свободы и о Всемогущем и Праведном Судье, бодрствующем над Вселенной.
Что говорят ученые про Вавилонскую Башню?
Одним из возможных подходов к истории Вавилонского столпотворения – является буквальный подход. Если признать, что Вавилонская Башня является историческим фактом, тогда можно было бы ожидать, что какие-то остатки или развалины Вавилонской башни существуют и будут найдены. Однако, остатки Башни не были найдены археологами.
Однако, возможно у истории все же есть историческая подоплека. Многие ученые, в том числе и библеисты, сравнивают Вавилонскую башню с древними строениями Месопотамии – зиккуратами. Зиккураты служили в том числе и для религиозных обрядов. Еврее, попавшие в Вавилонский плен, были, несомненно, осведомлены о данных строениях.
Кандидатом на звание Вавилонской башни является зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Это был зиккурат, посвященный Мардуку, Богу-покровителю Вавилона, верховному божеству пантеона Вавилонии. Известно, что данный, самый высокий, зиккурат находился именно в Вавилоне. Вероятно, башня была выше 90 метров. Время строительства неизвестно, однако доподлинно известно, что в 18 веке до н.э. башня уже существовала. Башня (зиккурат) была разрушена, а точнее разобрана Александром Македонским с целью ее реконструкции. Однако, замыслам не суждено было сбыться из-за смерти Александра. Руины зиккурата обнаружил немецкий ученый Р. Кольдевей в 1897-1898 г.
Зиккурат Этеменанки в Вавилоне.
Астрономическая версия.
Существует еще одно объяснение (псевдонаучное?) Вавилонского столпотворения, на сей раз с точки зрения астрономических явлений. Известно, что в предполагаемое время строительства Вавилонской башни, возмущения в атмосфере Юпитера повлияло на движение Меркурия, толкая его ближе к Солнцу. На своей новой орбите Меркурий вступил в близкий контакт с Землей. Их магнитосферы коснулись друг друга, что вызвало всплеск электромагнитной энергии в сторону Земли. Возможно, данное явление повлияло на мышление людей на Земле. Эта версия имеет место, так как доказано, что при поражения электрическим током человек может потерять речь и память. Если подобный электромагнитный всплеск наблюдался в Вавилоне, то это могло послужить причиной смешения языков и Вавилонского Столпотворения.
Кто автор истории о строительстве Вавилонской башни?
Традиция приписывать авторство Бытия, да и всего Пятикнижия Моисею; однако, в конце 19 века была выдвинута иная гипотеза (документальная гипотеза) о существования четырех первоисточников, названных источниками J, Е, Р и D. Согласно этой версии, история о Вавилонской башне пришла к нам из источника J (Яхвист).
В наше время останки Вавилонской башни не найдены
В наше время, конечно же, многих интересует вопрос, как сейчас выглядит вавилонская башня? Если вавилонская башня исторический факт, то должны остаться какие-то остатки или какие то развалины.
Но, к сожалению, останки башни не были найдены археологами. Фото вавилонской башни, как она выглядела, можно увидеть только на страницах иллюстрации из Библии.
Многие ученые пытаются сравнить вавилонскую башню с древними строениями в Месопотамии.
Как выглядела вавилонская башня можно увидеть и на многих картинах. Первая картина была создана после посещения Брейгелем Рима и представляла она собой некую картину-миниатюру на слоновой кости. К сожалению, эта картина не дошла до наших времен.
Другие две картины сохранились, и они были написаны в 1563 году. Эти полотна носят название «вавилонская башня» и «малая вавилонская башня». Как мы понимаем, что многие изображали вавилонскую башню по своему, но у всех она была одинакова. Она показывала то, что люди проявили гордость и хотели добраться до самых небес. Это отражено практически на всех полотнах известных художников.
На данном изображении мы видим картину Питера Брейгеля Старшего под названием «Малая Вавилонская Башня» 1563 год (Роттердам). Фото: bibliya-online.ru
Картина под названием «Вавилонская башня». Автор — Питер Брейгель Старший, 1563 (Вена). Фото: bibliya-online.ru
Также стоит сказать о том, что сюжет о вавилонской башне распространен и в христианской иконографии. Множество икон, на которых видна башня, можно увидеть в музеях.
В иконографии также можно встретить сюжет о вавилонской башне. Фото: bibliya-online.ru
Фразеологизм Вавилонское столпотворение.
Вавилонское столпотворение значение 1.
Слово столпотворение означает строительство столпа (церковнославянское название башни).
Выражение вавилонское столпотворение означает сумятицу, беспорядочную, суетливую, неупорядоченную деятельность, которая не способна привести к положительным результатам.
Вавилонское столпотворение значение 2.
Фразеологизм Вавилонское столпотворение — означает многоголосый шум, суматоху, гам, сумбурное скопление народа.