Данная статья не пропагандирует никакую точку зрения, представляя материал исключительно в ознакомительных целях и не стремится оскорбить или задеть чьи-либо религиозные чувства.
Имена и наименования, представленные в данной статье, написаны с большой буквы в тех случаях, когда представляют собой имена собственные, то есть под Богом и Дьяволом понимаются библейские, под богом и дьяволом – образы, актуальные для множества религий и верований.
Полночь. Тёмный подвал или заброшенный дом. Мусор и осколки битого стекла на полу. Стены, испещрённые странными символами и надписями. Разбросанные листы бумаги с непонятными письменами и странными символами. В глубине помещения на полу начерчена пятиконечная звезда, вписанная в окружность, по углам звезды горят чёрные свечи. Поодаль на пыльном полу лежит козлиный череп.
Посреди пентаграммы корчится в гипнотическом трансе, вероятно от действия тяжёлого наркотика, жертва. Вокруг пентаграммы стоит несколько человек в чёрных балахонах на голое тело. Лица их скрыты капюшонами. Взявшись за руки, они вновь и вновь повторяют слова на языке, на котором не говорят уже тысячелетия. Жертва не слышит их слов, лишь вяло водит остекленевшими глазами из стороны в сторону. Стоящие вокруг пентаграммы заканчивают произносить слова, один из них встаёт у головы жертвы. В свете свечей на его шее поблёскивает медальон с пятиконечной звездой в окружности, странными символами и головой козла, рога, уши и борода которого направлены вдоль лучей звезды. Он достаёт нож и заносит его над жертвой, желая преподнести эту невинную душу своему повелителю…
Именно так большинство людей представляют себе сатанистов, такими видят их в фильмах, сериалах, кого-то, возможно, преследуют подобные ночные кошмары. И кроме ужаса, внушаемого мыслями о подобной сцене, людей в то же время всегда манила эта запретная, тёмная жизнь, им хотелось узнать о том, что же делают эти слуги зла в ночи. Кроме ужаса, фигура сатаниста вызывала любопытство, желание во всех красках узнать подробности их чёрных ритуалов, оргий и молитв Дьяволу.
И в наше время для этого есть возможность абсолютно у каждого без необходимости рисковать собственной душой. Любой, желающий стать христианином, или же просто ознакомиться с христианством, первым делом берёт в руки книгу, которая считается его основой его основ – Библию. И книга, где изложены идеи сатанизма, существует. И тоже называется библией. Сатанинской библией. И происхождение сатанинской библии гораздо проще. Она написана человеком, являвшимся основателем первой церкви, назвавшей себя церковью Сатаны. Звали его Антон Лавей.
Антон Шандор Лавей
Детство и юношество Антона Лавея
Казалось, жизнь готовила его к этому с детства. С пяти лет он отличался интеллектуальным способностями и интересом к оккультизму и мистике. Также имел и музыкальный талант. Не окончив школу, в молодом возрасте, Антон Лавей присоединился к бродячему цирку, где стал помощником дрессировщика. Также он аккомпонировал вступлению многих известным артистам на органе. Позднее он освоил профессию фокусника, научился гипнозу и множеству различных трюков. Живя в атмосфере цирка и развлечений, он часто наблюдал, как мужчины, которых он видел, играя на органе при службе в церкви, молящихся и просящих избавить их от греховных побуждений, этим же вечером на представлении, пожирающих глазами полуголых танцовщиц, а затем вновь, на следующий день, молящих об избавлении от греха.
В 21 год он оставил мир представлений и устроился на факультет криминологии, а затем стал фотографом в полиции Сан-Франциско. Он увидел то, что ещё больше утвердило его в мысли, что идеи о божественной справедливости и промысле божьем имеют мало общего с наблюдаемым миром. Жертвы сумасшедших, сбитые автомобилями дети, люди, убитые родными и друзьями – всё это никак не должно было существовать в мире, где есть Бог… но существовало. Уйдя из полиции, он какое-то время играл на пианино в ночных клубах, чтобы заработать на жизнь, попутно продолжая изучать оккультизм и различные мистические сочинения. Постепенно увлечение стало интересовать многих людей, он стал вести лекции. Многие из влиятельных посетителей подобных лекций вскоре организовали «Магический круг» с Лавеем во главе. В основном они занимались поклонением Дьяволу как персонифицированному божеству.
Однако Антон Лавей имел совсем иные взгляды на то, что Сатана представляет собой. В его понимании, это была совокупность тёмных сил природы, дух прогресса и восстания. И в 1966 году, в Вальпургиеву ночь Антон Лавей объявил о создании первой в мире церкви Сатаны и принял сан священника этой церкви. Спустя три года вышла книга, в которой он изложил видение того, что есть сатанизм. Книга имела огромный успех в США и за рубежом. Потом вышли и другие – «Сатанинские ритуалы», «Сатанинская ведьма» (новое название перевода), «Записная книжка дьявола», «Сатана говорит».
Обложка «Сатанинской библии» («The Satanic Bible») А. Ш. Лавея, англоязычное издание.
История Библия Дьявола
Данный фолиант был написан одним монахом, по разным данным его имя то ли Герман, то ли Собислав. Написание продолжалось то ли одну ночь наедине с Сатаной, то ли на протяжении 10-ти лет.
Написание осуществлялось в монастыре города Подлажице, который расположен примерно в 100 км от столицы Чехии. После этого книга несколько раз перемещалась, и каждый раз приносила какие-то несчастья.
Так считали служители церквей, в которых содержалось писание, но доподлинно неизвестно, правда это или случайное совпадение. Так, например, в начале 14 века писание содержалось в городе Кутна-Гора. В это же время в город пришла чума, и в результате болезни умерло почти все население. Конечно, все шишки достались ни в чем не повинной книге, хотя, кто знает…
В настоящее время Библия Дьявола хранится в Швеции, город Стокгольм. Писание — достояние Национальной библиотеки Швеции. Книга попала сюда после окончания Тринадцатилетней войны, когда была привезена в качестве трофея.
Произошло это в 17 веке, и с тех пор не было замечено никаких мистических совпадений и несчастий, принесенных книгой.
Найдётся ли на душу покупатель?
Что же предлагает читателю наиболее знаменитое его сочинение? Методы призыва тёмных сил из потусторонних измерений, способы продажи бессмертной души самому Дьяволу за земные блага? Не совсем…
Философия сатанизма, изложенная Лавеем в сатанинской библии далека от метафизики и нематериального настолько, насколько возможно. Столь же далека она и от традиционных общепринятых понятий о морали, долге, добре и справедливости. Вместо этого она объединяет ницшеанство, объективизм, разумный эгоизм и оккультизм.
Иными словами, отвергает коллективизм, безответный альтруизм, стремление к нематериальным целям (Богу, нирване, раю, духам предков и т д.). Сатанинская библия Лавея представляет собой отвержение религии, установку во главу собственной жизни своих личных целей, личного счастья, личного успеха, вещественных и осязаемых достижений. В качестве средств, призванных, помочь в осуществлении этого, сатанинская библия предлагает естественные людские желания, являющиеся не более чем желаниями, унаследованными от животных, интеллект и разум. Способом же разума взять под контроль и воздействовать на собственные эмоции, и эмоции других людей, способом воззвать к естественным наклонностям человека, автор видит оккультизм и «магию». Иными словами, под магией, ритуалами и подобными актами в сатанинской библии понимается лишь воздействие на иррациональную природу эмоций людей, их ощущения, чувства и состояние, а не обращение к потусторонним силам.
Лавей находит, что все качества, которые традиционно приняты в качестве греховных – гордость, алчность, гнев, чревоугодие, похоть, зависть и лень, являются источниками жажды жизни и удовольствия от неё, и вполне способны, будучи грамотно сбалансированы и подчинены разуму, служить ему на пользу, а вовсе не вести к деградации личности. Например, гордость побуждает добиваться большего, алчность – позволяет концентрировать ресурсы, гнев даёт силы преодолеть препятствия… Все эти чувства вовлекают в жизненную борьбу, которую Антон Лавей считает более достойной и настоящей, чем всевозможные духовные переживания.
О Боге и Дьяволе
Что касается самой концепции бога, то, по мнению Лавея, у разных людей и народов существует столь много точек зрения на этот счёт и за истинность всех в своё время было пролито столько крови, а в догматике каждой религии, на его взгляд, столь много противоречий, что любая идея персонифицированного бога достаточно близка к своей гибели. И сатанинская библия предлагает самому человеку занять место бога. Не счесть себя богом над всеми людьми, с какой, спрашивается, стати? Но счесть себя своим собственным богом, верить точно также, но в самого себя и свои силы. Это он находит куда более практичным и мудрым. Не просить прощенья, не каяться и не молить об избавлении или просветлении. Не стремиться к раю, не бояться ада после смерти.
Антон Лавей находит, что личность способна и вполне вправе самостоятельно изобретать тех божеств и покровителей, те силы и понятия, которые удобны ей и дают практический результат. Результат в виде полной жизни без ограничений, которые служат лишь загробному бытию, в ущерб земному.
Но как должно выглядеть существо, которое не порицает человека за его желания, не считает их грехами, а радо им, и позволяет ему с их помощью достигать земного успеха? Если нужно оформить эти установки в единую сущность, в единый абсолют, что или кто это будет? И Антон Лавей нашёл «персону», понятие с такими характеристиками. И это – Дьявол. Именно таков этот образ в мировой культуре.
История возникновения Библии Дьявола
Легенда создания Библии Дьявола гласит, что ее написал некий монах. Датируется написание книги концом 12 — началом 13 веков. Обстоятельства, при которых была создана рукопись, весьма туманны.
Монах совершил какой-то грех, в искупление которого должен был написать книгу за одну ночь. Не совсем понятно, кому и зачем он был должен сделать это, и какой все-таки грех был совершен. Однако монах понял, что за ночь ему не справиться, поэтому он обратился за помощью к Дьяволу, который и помог создать рукопись.
Здесь тоже очень спорный момент — почему монах обратился к владыке Ада, а не к Богу, ведь он являлся служителем церкви? К тому же, за ним уже был грех, так зачем он решил усугубить свое итак шаткое положение? К сожалению, ответов на эти вопросы нет. Зато есть легенда создания книги, от нее и отталкиваемся.
Специалист по манускриптам Национальной библиотеки Чехии полагает, что данное писание составлялось одним монахом в течение долгого периода — не меньше 10 лет. Изначально книга состояла из 640 страниц, но в читаемом виде сохранилось только 624. Также подчеркивается, что вероятная дата создания книги — начало тринадцатого века.
Как построить тёмный культ
Что же касается понятия религии, Лавей проводит аналогичное умозаключение: если всё, что церковное вероучение прямо порицает: накопление богатств, благословление убийств и многое другое, находит широкое распространение в наблюдаемой им американской протестантской церкви, то не стоит ли и идею религии и церкви воспринимать свободнее и позаимствовать её в своё пользование, создав церковь, проповедующую здоровый управляемый эгоизм вместо показного альтруизма. Декларирующую не правило «относись к другим так, как ожидаешь, чтобы отнеслись к тебе», а правило «относись к другим так, как они отнеслись к тебе» и назвать её… церковью Сатаны.
И не будет лицемерия, свойственного всяческим гадалкам и экстрасенсам, снимающим с человека проклятье (устраняющим его собственное убеждение в том, что он подвергся этому проклятью) и говорящим, что они используют свой «дар» (de facto– приёмы известные фокусникам, гипнотизёрам и людям, знающим человеческую психику) в «благородных» целях (но за плату, разумеется), а не ради личного обогащения и известности. Такое изменение определений «церкви», «религии», «магии» и «чуда» устраняет данные диссонансы и даёт право существовать Церкви Сатаны и практиковать такую магию, лишённую потусторонних и возвышенных, духовных и не материальных аспектов, но имеющую прямое и вещественное воздействие на психику в не меньшей степени, чем любая церковь и любой маг и экстрасенс, не зависимо от того, как это подаётся с «духовной» или мистической точки зрения.
Антон Лавей предвидит очевидное возражение: почему бы тогда в ходе этого аттракциона неслыханной честности не назвать это учение философией, а не религией, а эту магию и церемонии, которые они практикуют — психологией, психотерапией и манипуляцией (или самоманипуляцией), а не магией, пусть и лишённой белого, чёрного, зелёного и других оттенков. И ответ сатанинской библии таков: поскольку человеку, по его мнению, ближе бытовое восприятие на уровне эмоций, ощущений и подсознательном уровне, чем на уровне фактов, логики и интеллекта, то описание действительно рабочих приёмов в терминах магии и ритуала и соответствующее их визуальное оформление будет удобнее чем научно-психологическое объяснение. А поскольку популярность и успех в обществе зависит от презентабельности и узнаваемости формы некоего комплекса взглядов и позиций, то облачить созданное мировоззрение в знакомый облик религии, а общность последователей – в церковь – также более прагматичное решение, чем называться философией, школой или каким-то совершенно новым образом.
Другое возражение: зачем, зачем брать столь странное и компрометирующее название, в умах людей связанное с кучей зверств и безумства? Безумства, как надуманного средневековой инквизицией (для красочности описания порочности отвергнувших Бога) так и реально временами практикуемого под действием этих фантазий сумасшедшими или психически неуравновешенными людьми, которых Антон Лавей относит к дьяволопоклонникам. Так сатанисты называют людей, всерьёз уверенных в том, что Дьявол, Сатана существует как персонифицированная, разумная и реагирующая на человека сущность, желающая невинных душ и принявших решение служить и поклоняться ему. Для чего смешивать в восприятии людей свой образ с ними?
Ответ – опять же, ради удобства. Имея цель взять под контроль и заставить работать на себя ради достижения земного благополучия всё то, что более всего для этого подходит – и, как следствие, всё то, что названо грехом, ибо отвлекает от пути к Богу, от заботы о загробной жизни, нет более простого способа, кроме как взять всё то, что церковь собирала под определением греха и назначить своими «благодетелями», а персону, олицетворяющую совокупность и первопричину этого греха – сделать наименованием и символом своей церкви. Получается забавный парадокс, что сатанисты видят Сатану куда менее материальным и реальным, чем авраамические религии.
Антон Шандор ЛаВей
Сатанинская библия
Предисловие издателей
Мы рады наконец представить второе, исправленное и дополненное издание бессмертного творения Антона Шандора ЛаВея. Признаем, что оно выходит не только потому, что первое без всякой раскрутки стало бестселлером, но и в связи с тем, что считаем себя обязанными исправить допущенные как по нашей, так и не по нашей вине ошибки. К несчастью, первое издание делалось в страшной спешке, поэтому перевод отдельных глав был возложен на человека, далекого от черной магии и понятий, которыми оперирует ЛаВей в своем миропонимании. Результатом этого явились вопиющие ошибки, которые, к сожалению, были замечены нами только после выхода книги в свет. Мы приносим извинения за досадные недочеты первого издания и заверяем, что во втором сделали все от нас зависящее, чтобы донести до вас в неискаженном виде философию Черного Папы. Надеемся, что это послужит привлечению в наши ряды еще большего числа истинных последователей Движения Левого Пути. Одновременно с основополагающим трудом современного Сатанизма мы выпускаем в свет «Сатанинские ритуалы», книгу, которую так ждали наши маги. Вместе с «Записной книжкой Дьявола» они составляют своеобразную трилогию — наследие тридцатилетнего опыта применения Сатанинских принципов. Теперь это наследие доступно российскому читателю. Ему осталось претворить его в жизнь. Успехов в вашем труде. Мир без конца. Ave Satanas!
Москва
Июль XXXII Аnnо Satanas
Предисловие. Бертон Вулф
(Автор книг: «Хиппи», «Гитлер и нацисты», «Дьявол и доктор Ноксин», «Переполненная камера смертников» и «Мститель Дьявола: Биография Антона Шандора ЛаВея»)
Однажды зимним вечером 1967 года я ехал через весь Сан-Франциско, чтобы услышать лекцию Антона Шандора ЛаВея на открытом собрании Лиги Сексуальных Свобод. Я был заинтригован газетными статьями, называвшими его не иначе как «Черным Папой» Сатанинской Церкви, в которой крещение, венчание и похороны посвящены Дьяволу. Я был свободным журналистом и почувствовал, что ЛаВей и его язычники могут стать темой для неплохой статьи; по выражению редакторов, Дьявол «давал тираж».
Я решил, что главной темой статьи должна стать отнюдь не практика черных искусств, поскольку в этом мире давно уже нет ничего нового. Секты дьяволопоклонников и вудуистские культы существовали задолго до христианства. В Англии XVIII-ro века Клуб Адского Огня, через Бенджамина Франклина имевший связи даже в американских колониях, обрел скоротечную известность. В начале ХХ-го века пресса освещала деяния Элистера Краули, «самого нечистого человека на свете», а в 20-х и 30-х годах намеки на некий «черный орден» прослеживались в Германии.
К этой относительно старой истории ЛаВей и его организация современных фаустианцев дописали две совершенно новые главы. Во-первых, в отличие от традиционного Сатанинского сборища из колдовского фольклора, они богохульно представили себя в качестве Церкви, термина, применимого ранее лишь к ветвям христианства. Во-вторых, они вышли из подполья, занявшись практикованием черной магии в открытую.
Вместо того, чтобы заранее договориться с ЛаВеем для обсуждения его еретических нововведений, что обычно было первым шагом в проводимых мною исследованиях, я решил посмотреть и послушать его в качестве не представленного человека из публики. В некоторых газетах он подавался как бывший цирковой и карнавальный укротитель львов и фокусник, в котором на земле воплотился сам Дьявол, и поэтому для начала я хотел определить является ли он настоящим Сатанистом, ряженым или шарлатаном. Я уже встречался с людьми при свете рампы оккультного бизнеса; кстати, одно время я снимал квартиру у Джин Диксон и использовал представившуюся возможность написать о ней раньше, чем это сделала Рут Монтгомери. Но, памятуя обо всех оккультных жуликах, лицемерах и шарлатанах, я бы не стал тратить и пяти минут на описание различных форм их трюков.
Все оккультисты, с которыми мне до этих пор доводилось встречаться, или о которых мне доводилось слышать, были белосветниками: мнимые ясновидцы, прорицатели и ведьмы, со своими якобы мистическими способностями, берущими начало в бого-ориентированном спиритуализме. ЛаВей, который, как казалось, насмехался над ними, если не сказать плевал с презрением, проступал между строк газетных историй настоящим черным магом, что основал свое искусство на темной стороне природы и плотской стороне человеческой жизни. Казалось, что в его «церкви» не было ничего духовного.
Как только я услышал речь ЛаВея, я понял, что между ним и оккультным бизнесом нет ничего общего. Его нельзя было даже назвать метафизиком. Жестокие откровения в его устах были прагматичными, релятивистскими, и, более того, рациональными. С уверенностью можно добавить — они были неортодоксальными; они были ударом по общепризнанным духовным отправлениям, по подавлению плотской природы человека, по притворномублагочестию бытия, основанному на материальных принципах вроде «человек человеку — волк». Его речь была полна сардонических усмешек над человеческим недомыслием, но, что самое главное, — она была логичной. ЛаВей предлагал своей аудиенции не шарлатанскую магию. Это была философия здравого смысла, основанная на жизненных реалиях. После того, как я убедился в искренности ЛаВея, мне осталось убедить его в моих намерениях провести серьезное исследование, а не добавлять свою лепту в ворох статей, описывающих Церковь Сатаны как новое шоу уродов. Я учился Сатанизму, обсуждал его историю и логическое обоснование вместе с ЛаВеем, присутствовал на полночных ритуалах в знаменитом викторианском особняке, бывшем тогда штаб-квартирой Церкви Сатаны. Затем я написал серьезную статью, но обнаружил, что она была вовсе не тем, что желали видеть на своих страницах «респектабельные» журналы. Наконец, нашлось одно издание из разряда «клубнички» или «мужских» — Knight (Рыцарь), которое в сентябре 68-го года опубликовало первую законченную статью о Церкви Сатаны, ЛаВее и его синтезе старинных легенд о Дьяволе и фольклора черной магии в современную философию и практику Сатанизма, которую все последователи и имитаторы используют теперь в качестве модели, руководства и даже Библии. Моя статья была лишь началом, а не концом (как это часто случалось с другими объектами моего внимания) продолжительных и близких отношений с ЛаВеем. Их плодом стала написанная мною биография ЛаВея «Мститель Дьявола», вышедшая в издательстве «Пирамида» в 1974 году. После опубликования этой книги я стал сначала официальным членом, а затем и жрецом Церкви Сатаны; титул этот я гордо ношу наряду со многими известными личностями. Заполуночные философские дискуссии, которые я начал вести с ЛаВеем в 67-м году, продолжаются и сегодня, десятилетие спустя, в странном кабаре, населенном сюрреалистическими гуманоидами, сотворенными ЛаВеем; встречи наши сопровождаются то остроумной ведьмочкой, то музыкой в собственном исполнении: ЛаВей — на органе, я — на ударных.
Вся предшествующая жизнь ЛаВея, казалось, готовила его к нынешней роли. Среди его прародителей были грузины, румыны и альзасцы, включая бабушку цыганских кровей, которая поведала ему легенды о вампирах и колдунах из своей родной Трансильвании. С пяти лет юный ЛаВей зачитывался такими журналами, как Weird Tales (Таинственные истории) и такими книгами, как «Франкенштейн» Мэри Шелли и «Дракула» Брэма Стокера. Несмотря на то, что Антон отличался от других детей, они всегда выбирали его лидером на маршах и маневрах, играя в войну. В 1942 году, когда ЛаВею было 12 лет, его увлечение оловянными солдатиками переросло в интерес ко Второй Мировой войне. Он с головой ушел в военные пособия и обнаружил, что армейское снаряжение и боеприпасы могут быть куплены с такой же легкостью, как и товары в супермаркете, и затем использованы для порабощения наций. Уже тогда в его голове начала формироваться идея о том, что в противоположность утверждениям христианской библии Земля будет унаследована не слабыми, а сильными.
Ко времени окончания школы ЛаВей сделался странным вундеркиндом. Он посвятил свободное от школьных занятий время серьезному изучению музыки, метафизики и секретов оккультизма. В 15 лет он был вторым гобоистом Большом Симфоническом оркестра Сан-Франциско. Из-за наскучившей ему школьной программы ЛаВей оставил учебу в выпускном классе, покинул дом и присоединился к цирку Клайда Битти в качестве рабочего по клеткам. В его обязанности входило поить и кормить львов и тигров. Дрессировщик Битти заметил, что ЛаВей не чувствует страха, работая с большими кошками, и сделал его своим помощником.
С детства охваченный страстью к искусствам и культуре, ЛаВей не был удовлетворен возбуждением от укрощения обитателей джунглей и работе с ними на арене В возрасте 10 лет он сам на слух научился играть на пианино. Это умение пригодилось ему, когда штатный цирковой музыкант перед выступлением напился в стельку, ЛаВей вызвался заменить его, уверенный в том, что сможет освоить незнакомую органную клавиатуру в достаточной степени, чтобы исполнить фоновую музыку. Однако, оказалось, что он знает больше мелодий и играет лучше основного органиста, поэтому Битти, рассчитавшись с пьяницей, посадил за инструмент ЛаВея. Он аккомпанировал многим известным цирковым артистам того времени: Хьюго Заккини при исполнении его номера Человек-ядро, акробатам на проволоке Уоллендас, Когда ЛаВею исполнилось 18 лет, он оставил цирк и присоединился к карнавалу. Там он стал ассистентом фокусника, выучился гипнозу и больше времени стал посвящать изучению оккульта. Складывалась любопытная комбинация. С одной стороны, он работал в атмосфере самой что ни на есть плотской жизни: чувственная музыка, запах опилок и диких зверей, номера, в которых малейшая задержка могла привести к гибели, выступления, требовавшие молодости и силы, выбрасывавшие состарившихся как прошлогоднюю одежду; мир физического возбуждения и волшебной притягательности, С другой стороны, работа с магией темной стороны человеческого мозга.
Вероятно, именно эта странная смесь и пробудила в нем иную точку зрения на человеческую природу. «Субботним вечером», — вспоминал ЛаВей в одном из наших долгих разговоров, — «я видел мужчин, пожирающих взглядами полуголых танцовщиц на карнавале, а в воскресенье утром, когда я играл на органе у палаточных евангелистов на другом конце карнавала, я видел на скамейках тех же самых мужчин с женами и детьми, и эти мужчины просили бога простить их и очистить от плотских желаний. А в следующий субботний вечер они снова были на карнавале иди в другом месте, потворствуя своим желаниям. Уже тогда я знал, что христианская церковь процветала на лицемерии, а человеческая природа находила выход несмотря на все ухищрения, при помощи которой белосветные религии ее выжигали и вычищали».
Уже тогда, еще сам того не осознавая, ЛаВей был на пути кристаллизации религии, послужившей антитезой христианскому и иудаистскому наследию. Это была древняя религия, древнее христианства и иудаизма. Но она еще никогда доселе не была определена и облечена в ритуальную форму. Эта задача и должна была стать ролью ЛаВея в цивилизации ХХ-го века.
После того, как в 1951-м году ЛаВей женился в возрасте 21-го года, он покинул волшебный мир карнавала, чтобы посвятить себя занятию, более подходящему для обустройства крыши над головой. Он поступил на факультет криминологии Городского Колледжа Сан-Франциско. Затем он получил свою первую конформистскую работу — место фотографа в Департаменте Полиции Сан-Франциско. Как выяснилось позже, эта работа дала ему столько же, сколько и другие, в развитии идеи Сатанизма как образа жизни.
«Я увидел самую кровавую и мрачную сторону человеческой природы», — вспоминал ЛаВей в одной нз бесед, — «людей, застреленных психами, зарезанных своими друзьями, детей, размазанных по сточным канавам водителями, скрывшимися с места происшествия. Это было отвратительно и гнетуще, Я спрашивал себя: «Где же Бог?» Я начал ненавидеть ханжеское отношение к насилию со стороны людей, повторявших: на то воля божья». ЛаВей покинул эту работу с чувством отвращения и три года спустя снова стал играть на органе, чтобы заработать на жизнь, на сей раз в ночных клубах и театрах, параллельно продолжая изучение предмета страсти всей своей жизни — черных искусств. Раз в неделю он читал лекции на мистические темы: привидения, экстрасенсорика, сны, вампиры, оборотни, гадание, церемониальная магия и т,д. Эти лекции привлекали множество людей, которые были или стали впоследствии известны в кругах искусства, науки и бизнеса. Постепенно из этой группы образовался «Магический Круг».
Главной целью Круга стали встречи для исполнения магических ритуалов, раскопанных или изобретенных ЛаВеем. Он накопил целую библиотеку на тему Черной Мессы и других знаменитых церемоний, совершавшихся такими группами, как тамплиеры во Франции XIV-го века, Клуб Адского Огня и Золотой Рассвет в Англии XVIII-го и ХIХ-го веков соответственно. Задачей этих тайных орденов стало богохульство, высмеивание христианской церкви и обращение к Дьяволу как антропоморфному божеству, противоположному богу. С точки зрения ЛаВея Дьявол был вовсе не таким. Он, по его мнению, представлял темную, скрытую силу природы, ответственную за свершение дел земных, которой ни наука, ни религия не дала никакого объяснения. Сатана ЛаВея является «духом прогресса, вдохновителем всех великих движений, причастным к развитию цивилизации и прогрессу человечества. Он — дух восстания, ведущего к свободе, воплощение всех освобождающих ересей»
В последнюю ночь апреля 1966-го года, — Вальпургиеву ночь, самого важного праздника магии и колдовства, ЛаВей в соответствии с магической традицией ритуально обрил голову и объявил о создании Церкви Сатаны. Для того, чтобы все признавали в нем священника, он начал носить клерикальный воротничок. Но, побритая на манер Чингисхана голова, мефистофелевская бородка и узкие глаза придавали ему демонический вид, необходимый для сана верховного жреца церкви Дьявола на земле.
«С одной стороны», — объяснял свои намерения ЛаВей, — «назвав эту затею церковью, я получил возможность следовать магической формуле успеха, состоящей из одной части надругательства и девяти частей социальной респектабельности. Но главной целью было собрать единомышленников для использования общей энергии в призыве темной природной силы, зовущейся Сатаной».
Как отмечал ЛаВей, другие церкви базировали свое учение на поклонении духу и отрицании плоти и интеллекта. Он же осознал необходимость церкви, которая снова возвела бы разум человеческий и его плотские желания в ранг объектов поклонения. Рациональный интерес к себе должен поощряться и здоровое эго должно побеждать. Он осознал, что старая концепция Черной Мессы, заключавшаяся в сатире на христианское богослужение уже отжила свое и стала, по словам ЛаВея, «понуканием дохлой лошади». Вместо самоуничижительных христианских служб ЛаВей начал практиковать веселые психодрамы, изгоняя ограничения и гнет религий белого света.
Страницы:
Кто создал Дьявола?
Именно так Антон Лавей и понимал Сатану – совокупность «тёмных» (представленных в традиционной религиозной морали таковыми) наклонностей человеческой психики. Антон Лавей приводит и происхождение этого имени, как вполне подходящее: «Сатана» в переводе с древнееврейского – «противник», «обвинитель». Противником и обвинителем он и весь сатанизм должны, по мнению Лавея, стать для традиционной ортодоксальной парадигмы. Также он приводит и происхождение образа дьявола как рогатого козлоного, но антропоморфного существа.
Пан. Изображение с античной статуи
Прообразом его внешности был Пан – довольно безобидный и весёлый божок полей, виноделия и плотских утех из древней Греции и Рима, имевший гибридную наружность человека-козла. С приходом Римской (вот ирония то) католической церкви, все старые божества в полном составе были записаны в воинство тьмы, зло и пособников Сатаны-Люцифера – падшего ангела и прародителя греха, по версии христиан. И в итоге его наружность, со значительными изменениями, в зависимости от фантазии художника, досталась демонам. Также этому способствовало и наличие древнееврейского ритуала по принесению в жертву козла, на которого «перекладывали» грехи всех людей – «козла отпущения». А для сатанистов сюжет с восстанием Люцифера против Бога предстал в виде достойного подражания примера отказа подчиниться заветам Писания и принять на самого себя право определять свои поступки.
Изгнание Люцифера
В сатанинской библии Лавей также приводит множество имён дьяволов и демонов из различных мифологий. Все они имели сходные свойства – черты животных, которые и позднее нашли яркое отражение в работах, описывающих демонологию христианства. Этим он ещё раз подчёркивает связь с дикими, «животными» устремлениями человека, которые сатанист стремится не подавлять и не презирать, а использовать в своё благо. Использование предполагается отнюдь не попыткой призвать нечто подобное откуда-то, скорее, подобные образы воспринимаются как символы тех аспектов животной сущности человека, которые олицетворяют, и служат способами обращения к ним. Как маски, надеваемые не снаружи, а изнутри.
Данная демонология представлена в гримуаре «Лемегетон», малом ключе Соломона, относящемуся к каббалистическим ответвлениям иудаизма
Что Библия говорит о демонах?
Библия учит о существовании злых духовных сил, которые воюют против познания Бога и порабощают людей, искушая их грехом. Они называются бесами и демонами, а их глава — сатаной. О том, что они существуют, говорил Сам Христос. Например:
“Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию…” (Св. Евангелие от Луки 10:18)
В другом месте Господь сказал:
“Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…” (Св. Евангелие от Марка 16:17)
Изгнание бесов и духовное освобождение людей было частью служения Иисуса. Апостолы также не сомневались в том, что демоны существуют. Так, ап. Петр наставлял христиан:
“Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (Первое послание Петра 5:8)
А вот слова апостола Павла:
“И потому мы, я, Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана” (Первое послание к Фессалоникийцам 2:18)
Итак, Писание утверждает, что дьявол и демоны существуют. Часто задаваемый вопрос: кто они, как и откуда появились? Мы рассмотрим его в этой статье, а также их цели в свете Библии, и поговорим о победе Иисуса Христа над силами тьмы.
Происхождение демонов и сатаны
Библия сообщает не так много о том, как появились демоны. Однако имеющиеся в ней сведения позволяют заключить, что изначально они были ангелами и служили Богу, а затем восстали против Него и стали Его противниками. Их возглавил некогда также благой ангел, который стал именоваться сатаной, что означает “противник”.
То, что Бог создал всех ангелов безгрешными, следует из Его слов по окончании шести дней творения:
“И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…” (Книга Бытие 1:31)
Во всем творении, включая ангельский мир, не было изъяна. Греха еще не существовало. Однако из Писания мы знаем, что ангелы имеют свободную волю и служат Богу добровольно. Впоследствии часть их употребила этот дар против Создателя. В древности в небесах произошло восстание, которое серьезно повлияло на все творение и историю человечества.
Первым восстал превознесенный ангел, херувим, осенявший присутствие Божье. Больше всего информации об этом событии находится в двух главах Библии — 14 главе книги Исаии и 28 Иезекииля.
Они начинаются с описания гордых правителей Вавилона и Тира. Однако в тексте есть указания на то, что пророки говорили не просто о людях. Плавно их описание сливается с образом другого существа. Так, например, Иезекииль называет правителя Тира печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты. Выражение “печать совершенства” в переводе с еврейского означает “совершенный образец”. Оно описывает кого-то, кто был образцом творения, наполненным красотой и мудростью.
Говоря об этом существе, пророк утверждает: “…ты находился в Едеме, саду Божием”. Поскольку царь Тира не был образцом творения и не находился в Эдемском саду, становится ясно, что речь идет о ком-то другом.
Кроме того, он упоминает о дне сотворения этого существа. Правители Тира и Вавилона были людьми, рожденными от своих родителей. Они не были сотворены. Наконец, тот, о ком говорит Писание, был “помазанным херувимом, чтобы осенять”. Херувимы — один из высших чинов ангелов. Эти и другие указания позволяют сделать вывод, что пророки описывают некоего безгрешного и близкого к Богу ангела.
Восстание в Небесах
Однако помазанный херувим не сохранил себя в этом состоянии. Иезекииль говорит, что его сердце возгордилось от его красоты. Сердцем в Библии называется внутренний мир, в котором принимаются решения и живут чувства и стремления. Херувим позволил гордости наполнить его. Впоследствии это привело к изменению его личности и его восстанию против Бога.
Исаия говорит, что он решил: “буду подобен Всевышнему» (Ис.14:14). Гордость ослепила его настолько, что он перестал понимать: ни одно творение не может стать равным Богу.
Херувим захотел иметь ангелов, которые бы служили ему, как Богу. Однако создать их он не мог, поскольку сам был творением. Поэтому он решил убедить часть Божьих ангелов присоединиться к нему. Мы не знаем точного числа духов, восставших против Творца, однако текст из книги Откровения позволяет предположить, что к дьяволу присоединилась треть ангелов.
“Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю…” (Откровение Иоанна Богослова 12:4)
Исследователи Библии полагают, что под звездами имеются в виду ангелы, которые раньше служили Богу.
Результатом этого бунта стало свержение сатаны и его ангелов с третьего неба, места обитания Бога, о котором упоминает ап. Павел, на первое, находящееся над землей. С этого момента бывший помазанный херувим стал врагом Бога и противником Его воли, а павшие ангелы — демонами.
Цели дьявола и демонов
Библия описывает силы тьмы как хорошо организованную структуру с иерархией и четкими целями. Эти цели соответствуют имени сатаны — противник. Он и его демоны противятся Богу и Его воле. В чем это выражается?
Демоны противостоят святым ангелам Бога. Пример такого противостояния описан в книге Даниила. Когда пророк постился в течение трех недель, ему явился ангел, который принес откровение о будущем. Однако кроме этого он сообщил Даниилу еще нечто важное.
“Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских” (Даниил 10:12,13)
Причина, по которой ангел задержался, — противостояние с князем Персидского царства, злым духом, который покровительствовал этому царству. Ангел сказал, что на помощь ему пришел Михаил, и только тогда удалось одолеть демона. Библия не описывает подробно, как происходит противостояние ангелов, однако то, что оно имеет место, — несомненный факт.
Цель злого ангела в описанном случае очевидна — помешать Божьему посланнику принести весть пророку Даниилу. Писание также содержит другие примеры вмешательства злых сил в работу Бога на земле.
Так, апостол Павел написал в Послании к Фессалоникийцам, что дважды сатана помешал ему прийти к ним для служения. Он не описывает, как и в чем это проявилось, однако для него был ясным факт, что за видимыми препятствиями стояли злые духовные силы.
Павел писал верующим в Эфесе:
“потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Послание к Ефесянам 6:12)
Апостол делает два утверждения:
- Христиане участвуют в духовной борьбе с духами зла.
- Силы тьмы организованы в структуру с иерархией. Павел выделяет среди них начальства, власти, мироправителей и духов злобы.
Силы тьмы могут скрываться под маской обстоятельств или людей, однако Писание обличает нашего истинного врага.
Поскольку дьявол не вездесущ, он реализует свои замыслы через демонов. Наименование “сатана”, “дьявол” часто распространяется в Библии на них, как на его слуг.
Дьявол и бесы стремятся вовлечь человека в грех с помощью искушения.
“И приступил к Нему искуситель и сказал…” (Св. Евангелие от Матфея 4:3)
Апостол Петр наставлял верующих бодрствовать и трезвиться, чтобы враг не поглотил их.
Библия также говорит, что действие злых духов является причиной некоторых болезней. В Евангелиях описаны случаи исцеления больных Иисусом Христом. Иногда для того, чтобы человек получил исцеление, нужно было изгнать духа немощи.
“Иисус… запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него” (Св. Евангелие от Марка 9:25)
Победа Христа над демонами
Зная о существовании злых духов и их целях, верующие, тем не менее, не должны их бояться. Христос одержал полную победу над силами тьмы и дал ее церкви. Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос.
По утверждению ап. Павла, Христос:
“…отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою” (Послание к Колоссянам 2:15)
Начальствами и властями в этом стихе названы духи царства тьмы. Основой победы Господа над ними стало прощение грехов, завоеванное Им на кресте.
Стихом выше написано:
“истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту…” (Послание к Колоссянам 2:14)
Слово, переведенное как “рукописание”, означает также свидетельство о задолженности. Павел открывает картину того, как Иисус стер, уничтожил записи о наших грехах. Бог больше не вспоминает о них. Результаты искупительной работы Христа прочны и постоянны. Записи о прошлых грехах больше никогда не будут нам угрожать.
Благодаря этому приобретению Христос отнял силы у духовных начальств и властей. Что это значит? Он лишил сатану и его ангелов возможности клеветать и осуждать верующих перед Богом, навлекая на них Его гнев и требуя наказания для человечества.
Посмотрите, что об этом говорит книга Откровение:
“И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь” (Откровение Иоанна Богослова 12:10)
Теперь, по словам Павла,
«…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38-39).
Писание говорит, что Христос восторжествовал над злыми ангелами. Этот термин обозначал триумфальную процессию, которую проводили генералы после победы над врагом, проводя пленников по улицам города. Таким образом, Библия утверждает, что Господь одержал победу над демонами и выставил их побежденными перед духовным миром.
По этой причине мы боремся с духами зла с позиции победителей. Дьявол все еще отец лжи. Он пытается обмануть нас, внушив мысль о том, что Бог еще гневается на нас или не прощает. Самоосуждение порождает сомнения, которые лишают нас благодати Божьей. Ап. Петр увещевал христиан:
“…противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми” (Первое послание Петра 5:8-10)
Чтобы жить в реальности победы над злом, нужно твердо верить в то, что мы искуплены и прощены Богом благодаря жертве Иисуса Христа.
Согласно словам Господа, верующие имеют власть изгонять бесов Его Именем:
“Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов…” (Св. Евангелие от Марка 16:17)
Христос победил, и поэтому нам дано это право. Ему принадлежит всякая власть на небе и на земле, и Он делегирует ее, кому хочет.
Заключение
Дьявол и демоны когда-то были ангелами. Возгордившись, они впали в обольщение и потеряли свое достоинство и положение. С тех пор они ведут войну со святыми и противятся Божьим планам. Однако хорошая весть заключается в том, что даже их попытки противостоять Бог обращает во благо в конечном итоге.
Христос победил падших ангелов на кресте и дал победу церкви. Он лишил их возможности обвинять верующих перед Богом. Поэтому мы не должны бояться врага. Дьявол лишен силы. Однако большим заблуждением было бы легкомысленно относиться к нему. Он все еще пытается обмануть человека и вовлечь его в грех. Писание призывает верующих бодрствовать и твердо стоять в вере. Наконец, Иаков открывает секрет победы над врагом:
“Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас” (Послание Иакова 4:7)
Разгул греха
В отношении чувств и желаний, страстей и влечений сатанист по Лавею следует правилу «потворство вместо воздержания». Сатанист, однако, согласно сатанинской библии, вынужден будет чётко различать понятия «потворство» и «принуждение» (прим. «потворство», на мой взгляд, не вполне верное слово, достаточно точного слова, которым в данном контексте можно перевести «indulgence» в русском языке нет, ближе всего будет «позволение без чувства вины»). Отличие состоит в том, что он не следует любому влечению, какое только возникнет у него в голове – это означало бы, что желание принуждает его действовать определённым образом, а позволяет желанию реализоваться так, как сочтёт нужным. Как сочтёт нужным, а не как захотелось.
Иными словами, для сатаниста нонсенс, если он после реализации желания, жалеет о том, что сделал. Или если не он самостоятельно выбрал следовать влечению, а его собственные комплексы, ущемлённое самолюбие, страх, отчаяние или любое другое желание толкают его на действия, смысла в которых он не находит, и которые лишь становятся для него зависимостью. Такого человека Антон Лавей считает просто опасным для всех вокруг и себя в своей беспомощности. Именно поэтому, как указывает сатанинская библия, потворство желанию – это не разрешение убивать (не в целях самозащиты), насиловать, вандалить, творить дестрой и т. д. Как и не позволение напиваться до зелёных чертей или ещё каким-то образом терять над собой контроль. Любая свобода всегда будет нести за собой ответственность. Этого не отринет и сатанинская библия. Из чего вытекает неизбежная необходимость полного самоконтроля. А естественные наклонности будут для сатаниста движущей силой, но не тем, что определяет его выбор. Автомобилем управляет водитель, а не двигатель.
Неожиданно
Падение сатаны
Однако сатана отвернулся от своего Создателя и начал восхищаться Его созданием – самим собой. «От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою.» (Иезек. 28:17) Он возгордился и возвысился. В нем родилось желание господствовать. Он пожелал занять место Бога. При помощи лжи он переманил на свою сторону третью часть воинства небесного.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».» (Исаия 14:12-15)
Все проблемы начались с этого «я хочу». Сатана перестал слушать голоса Бога и стал исполнять свою волю. Превозносить чью-либо волю над Божьей волей – равнозначно том, что считать волю Божью несовершенной. Когда сатана сказал: «Я хочу,» родился грех. Бог называет себя по имени и говорит «Я ЕСМЬ». (Исход 3:14) Он не хочет делить своё имя с другими. Тот, кто желает быть кем-то, приходит к конфликту с Богом, и будет изгнан.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.» (Откр. 12:7-9).
Пучина разврата
Говоря о любви и ненависти, Антон Лавей предлагает испытывать их естественным образом, не принуждая себя к любви ко всем людям, в том числе к врагам, к их беспрерывному прощению, и не стремясь искоренить ненависть, имеющую основания. Сатанинская библия предлагает обратить любовь к тем, кто заслуживает её, как и ненависть. Сексуальную составляющую сатанизм рассматривает как источник удовольствия, удовлетворения, близости. Сатанизм не предполагает никаких ограничений, на однополые, групповые связи, мастурбацию, фетишизм, мазохизм и т д. Напротив, в этом предоставляется полная свобода.
Но! Именно свобода и вносит ограничения – порицаются любые формы насилия и зависимости. Секс, по сатанинской библии, должен быть естественным желанием участников, а не проистекать из комплексов, навязчивой мании, страха, вины либо обмана, в т. ч. самообмана. Это вытекает из стремления к свободе от навязанных правил – часто именно наличие таковых порождает нездоровое запретное желание, неадекватные формы которого лишь только обосновывают необходимость запрета и служат его сохранению и ужесточению. Поэтому те, кто видит в сатанизме возможность предаться исполнению больных фантазий, которые их постоянно терзают и стремятся вырваться наружу, будут разочарованы.
О жертвоприношениях
Что касается жертвоприношений, то Антон Лавей едко смеётся над теми, кто пытается добиться чего-то с помощью пролития крови жертвенного животного. По его замечанию, маги, ищущие психические силы в чужой агонии, просто жалки и сами скорее походят на жертву. Сатаниста подобное поведение просто недостойно. Касаемо жертвоприношения людей, то заниматься подобными глупостями не должно прийти в голову никому, следующему сатанинской библии. С какой стати?! В древнееврейских культах жертва символизировала дар Богу, но сатанист не верит ни в какую высшую духовную силу, какой смысл может иметь подобное действие? Наибольшую ценность за неимением божества для сатаниста представляет собой живое существо, в том числе он сам и ему подобные. И уж ни при каких обстоятельствах не станет он вредить ребёнку, дети в понимании Антона Лавея, ближе всего к естественной природе человека, к незамутнённому живому существованию.
Впрочем, есть одно подобие жертвы, которое действительно, по размышлениям Антона Лавея, имело бы смысл. Но, сложно назвать это жертвой. Речь идёт о людях, которые намерены вредить сатанисту, невзирая ни на что, не желая просто пройти мимо своей дорогой, готовые положить жизнь на это. Они, по мнению Лавея, более всего заслуживают любых неприятностей и страданий, являясь мазохистами по своей сути. Всё, что с ними произойдёт, на что они самостоятельно нарвутся в своих маниакальных попытках причинить вред другому — результат их собственного желания, и нет причин тревожиться оттого, что случится с такими людьми.
Поэтому для собственного успокоения сатанист может провести ритуал символического проклятья, чтобы чувствовать лишь удовлетворение от их саморазрушительных действий. Символически, как акт самоуспокоения и снятия стресса от их нападок, а не тыканья ножом в чьё-то тело! Иными словами, согласно сатанинской библии, как человек самостоятельно выбирает свои поступки, также роль жертвы выбрать тоже может он лишь самостоятельно, никто другой не способен сделать его жертвой, принести его в жертву. И последствия поступков каждого являются результатом его выбора. Эта мысль часто встречается и в более поздних его работах.
Что представляет собою Библия Дьявола – описание
Книга Библия Дьявола написана от руки, состоит из пергаментных листов – их 310. По следам, оставшимся на переплете, видно, что раньше их было больше – 320, но десять пропали. Предполагается, что восемь листов вырезали, а еще два утеряны по неизвестной причине. Длина листа — 89 см, ширина – 49 см.
Изготовлены они из телячьих или овечьих шкур (160 штук), поэтому толщина их неравномерна и одни листы толще других. С одной стороны лист имеет желтоватую окраску (где был волосяной покров), а с другой он светлый, почти белого цвета. Книга толстая (22 см) и тяжелая – вес ее 75 кг, что затрудняет перемещение и чтение.
На некоторых страницах видны следы от воздействия препаратов, с помощью которых в XIX в. пытались восстановить утраченные фрагменты текста.
Написан текст ровным, хорошо читаемым почерком, но буквы, размер их 2,5-3 мм, на большом листе кажутся мелкими. Видимо, связано это с экономией места и желанием разместить как можно больше материала. Расположен он симметрично, выдержаны поля и размеры между строк. Заметно, что линовка страницы проводилась тупым предметом – скорее всего, это делалось обратной стороной ножа.
Для переплета использовали толстые доски, обтянув их предварительно хорошо выделанной белой кожей. Чтобы кожа не вытиралась, сделаны металлические уголки в форме грифонов, а по углам и в центре специальные полушария из металла – в раскрытом состоянии обложка не касается поверхности стола.
Столь большой объем Гигантского кодекса объясняется традициями, зародившимися в Италии в XI-XII вв., когда значимость содержания подчеркивали размерами рукописи. Пользоваться такими книгами было неудобно, поэтому практическая их значимость ставится под сомнение.
Чистилище
Что касается жизни после смерти, то сатанинская библия отрицает существование подобной, либо же находит её организованной таким образом, чтобы жизнь до этой самой смерти никак на неё не влияла. Если кратко, то жизнь согласно сатанинской библии – величайшая милость, а смерть – величайшая немилость. Поэтому сознательный отказ от жизни без веской на то причины, находящейся здесь, а не где-то «по ту сторону» воспринимается Антоном Лавеем как нонсенс. Отказ от эго, от желаний, наполняющих жизнь, который больше свойственен для восточных верований, также неприемлем и подобен смерти. Жизнь для него ценна своими красками, а не полным растворением в мире и деперсонификацией. Поэтому в тех случаях, когда жизнь абсолютно точно не предвещает ничего хорошего, в случае безнадёжной болезни, например, сатанизм одобряет суицид. Но никогда – как способ избежать разрешимых трудностей, временных проблем или мученическую смерть ради какой-то награды после неё. Смерть – окончательный проигрыш, награды после него быть не может.
Свирепость зверя
Разумеется, отвергая идеи креационизма и божественного происхождения человека, сатанинская библия придерживаются объяснения о происхождении и природе homo sapiens, как продукта эволюции животных. Потому все его естественные устремления полностью согласуются с естественными устремлениями и других высших млекопитающих, живущих в группах. Однако есть и отличия, которые Антон Лавей называет «божественным, духовным и интеллектуальным развитием». Под ними понимается всё то, что в человека способна вложить культура – как религиозные и мистические элементы, так и навыки абстрактного мышления и логики. Все эти явления, по мнению Антона Лавея, не находятся в устойчивом равновесии с естественными биологическими наклонностями, что часто приводит к тому что они, вооружённые бесстрашием самоотречённого фанатика, и/или оружием, созданным техническим прогрессом, приводят к чудовищным последствиям. Таково его видение современного общества.
Кто такой Люцифер: видео, иконы, литература
Иконы
В Средние века образ Сатаны выписывался очень детально. Он имел огромные размеры, сочетал в себе черты человека и животного. Его пасть ассоциировалась с воротами ада. Войти в ад обозначало быть съеденным Сатаной. Среди сюжетов иконописи существует изображение, именуемое «Падение денницы». В основе – глава из книги пророка Исаии. Ангелы превращаются в демонов, а среди них сам Люцифер. Он и есть денница, в этом случае отождествляемый с Сатаной.
Литература
- Данте Алигьери в бессмертной «Божественной комедии» описывает Сатану, как падшего ангела, имеющего огромные размеры и ужасающую внешность. У него: шесть крыльев, похожих на крылья летучей мыши; три лица: одно красно цвета, другое светло-жёлтое, третье цвета кожи эфиопа; его зубы вонзаются в Иуду, предавшего Иисуса Христа; в Брута и Кассия, убивших Юлия Цезаря.
- В поэме Мильтона «Потерянный рай» образу Сатаны придано мрачное величие, которое позволяет рассматривать его как эпического героя. Мильтон описывает третью силу – Хаос, не имеющую связи с ангелами, восставшими против Бога, но дружественную им.
- Нельзя обойти вниманием изображения дьявола в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь он описан как мечтательный философ Воланд, иронично критикующий реальность, современную писателю. Его окружает свита, которая насмехается над человечеством.
Видео
О Люцифере снимается много фильмов и сериалов. Почти все из них можно посмотреть на видео в интернете. Но в них он обычно рассматривается не с религиозной точки зрения, а как герой забавных приключений. Например, в американском телевизионном сериале «Люцифер», главное действующее лицо – Король демонов, который скучает, находясь на троне. Он решает спуститься на землю и попадает в Лос-Анджелес. Там устраивается на работу в качестве директора ночного клуба и начинает вести разгульный образ жизни, а впоследствии занимается раскрытием запутанных преступлений, используя свои сверхъестественные способности.
Почти все фильмы о Люцифере носят отнюдь не религиозную или философскую окраску, а являются скорее развлекательными, что не способствует духовному развитию молодёжи.
Кто такой Люцифер
Дьявол и церковь
Возвращаясь к образу дьявола и его происхождению, Антон Лавей замечает, что этот образ оказался исключительно удобен и присутствовал в большинстве религий и верований. Притом в неизменной роли – источника и первопричины всего зла – а именно, тех явлений и поступков людей, которые прямо противоречили заявляемым идеалам и высшей справедливости. Таким образом, дьявол служил тем самым козлом отпущения, объясняя все проблемы, с которыми сталкивались ортодоксии при описании того, что реально происходит в мире. Поэтому такую «помощь» дьявола он называет неоценимой.
Шабаш
Самым главным праздником для сатаниста, согласно сатанинской библии, является его собственный день рожденья. Если религиозные люди с радостью празднуют рождество, то почему бы не воспринимать с таким же удовольствием собственный день рождения человеку, относящемуся к себе аналогично? Следующими по значению праздниками, по мнению Лавея, являются Вальпургиева ночь – ночь на 1 мая, и Хэллоуин – 31 октября.
Также Антон Лавей приводит описание одного из наиболее знаменитых в обществе сатанинских ритуалов – Чёрной мессы. Ритуал считается богохульной пародией на католическую мессу, сопровождается сквернословием, поцелуями интимных частей тела друг друга, осквернением икон и… и ни один сатанист не стал бы его практиковать, по мнению Антона Лавея. Описание ритуала вместе со всеми его смачными подробностями составлено было с поразительной для того осведомлённостью пропагандой католической церкви ещё в средневековье. По замечанию автора, если бы ему ради потехи захотелось устроить психодраму или надругательство над какими-то ценностями, он нашёл бы что-то менее избитое, чем католическая месса. Аналогичное происхождение имеют и истерические слухи о похищении некрещеных младенцев, питьё крови и так далее. И уж конечно, каждый, кто следовал на костёр инквизиции по обвинению в колдовстве и поклонении Дьяволу, просто обязан был заниматься подобным, иначе и быть не могло…
О символике
Не лишним также будет упомянуть, что авторство наиболее известного ныне сатанинского символа – равнолучевой пятиконечной звезды с вписанной внутрь головой козла и двумя описанными вокруг неё окружностями, между которыми расположены искажённые еврейские символы, также принадлежит Антону Лавею и является официальной символикой церкви Сатаны в США. Образ козла присутствовал в описаниях сатанизма довольно давно, связан также ещё с одним крайне часто ассоциируемым с сатанизмом образом – Бафометом. Известен последний стал в ходе процесса над орденом тамплиеров в 1307 году. Их обвиняли в поклонении Бафомету – в коем инквизиция ничуть не колебаясь, признала самого Дьявола. Тамплиеров, конечно, сожгли на кострах. Но почему-то в их виновности присутствуют серьёзные сомнения, ведь устранение ордена тамплиеров пришлось весьма на руку тогдашнему королю Франции Филиппу IV…
Сожжение двух тамплиеров. Миниатюра из «Хроник Сен-Дени». Кон. XIV века
Собственно, «виновник» торжества. Хотя возможно «виновница». Так или иначе, внешний вид демона известен из работы оккультиста, жившего спустя пять веков после процесса над тамплиерами. А именно, голова козла со свечой сверху, тело женщины, козлиные ноги и пару крыльев. Автор – Элифас Леви, 1854 г.
А здесь уже современность. Одна из родственных лавеевской церкви (Church of Satan) сатанинских организаций – Сатанинский храм (The Satanic Temple), провела акцию перед Капитолием в Оклахоме, после установки там памятника 10 заповедям. Сатанисты предложили, для соблюдения конституционно закреплённого религиозного плюрализма, поставить там же и бронзовую статую Бафомета. После окончания акции, статую они убрали
Другие Легенды о Люцифере
Мать Люцифера
В Средние века часть теологов считала, что ангелы не взялись из пустоты, а были созданы из энергии, излучаемой звёздами. Эта энергия называлась Люцидой. Поэтому во многих религиозных текстах именно Люциду отождествляют с матерью Люцифера. Однако такое видение трактуется церковью, как еретическое.
Позже, в эпоху Возрождения, наблюдалось стремление рассматривать Люцифера не как дьявола, а как последователя своей матери, являющейся источником добра и света. То есть Люциферу приписывалась миссия Возрождения человечества.
Дьявол, Сатана и Люцифер в Ветхом Завете
В Ветхом Завете силы зла описывались в разных аспектах.
- В Библии Сатану рассматривали как человека, это слово было именем нарицательным. Им обозначался тот, кто создаёт препятствия, мешает. Конкретного ангела оно стало обозначать в книге пророка Захарии. Там он выступал в качестве обвинителя на суде, происходящем на небесах.
- Дьявол же впервые появляется на страницах книги Бытия в виде змея. Именно он прибегнул к соблазну, чтобы заставить Еву попробовать запретный плод. За ней последовал и Адам, в результате чего Бог прогневался и изгнал их из Эдема. После этого они были вынуждены, как и все люди на земле, тяжело трудиться, добывая свой хлеб. А также в наказание женщины рожают детей в мучениях. Как видим, змей, воплощающий злые силы, сыграл огромную отрицательную роль в судьбе всего человечества. В отличие от рая, где изначально жили Адам и Ева, жизнь людей на земле является трудной, полной испытаний. Более того, человек стал смертным. А также Бог наказал и змея, теперь все земные пресмыкающиеся передвигаются, касаясь земли «чревом».
- В книге Иова Сатана приравнивается к ангелу, который испытывает праведника, усомнившись в его вере. Он делает предложение Господу об испытании Иова. Здесь явно просматривается мысль о том, что дьявол не является самостоятельной фигурой. Он подчиняется Всевышнему и служит Ему. Сатана рассматривается как сын Божий, испрашивающий у Господа разрешение на свои действия. Но тем не менее он наделён большой силой. Он может: управлять народами, посылать на землю огонь и воду, наказывать людей болезнями. В то же время в этой книге присутствует образ Левиафана. Он предстаёт в виде морского чудовища огромных размеров и в виде летающего дракона, и ассоциируется с дьяволом.
- Близким к образу Люцифера является образ царя Вавилона в пророчестве Исаии. Согласно его трактовке, Сатана первоначально был ангелом, а затем стал князем тьмы. Это произошло потому что его обуяла гордыня. Он возжелал быть равным самому Создателю, и за это был сброшен на землю. После этого его стали называть: прародителем лжи, убийцей, мятежником и противником Бога. Именно в пророчестве Исаии Сатана впервые назван ангельским именем Люцифер – светоносный.
- Также упоминание о Люцифере присутствует в книге пророка Иезекииля. В ней говорится о том, что он находился на горе Бога, был любим им, а затем преступил закон Божий.
Люцифер в Новом Завете
В Новом Завете Люцифер также предстаёт в разных видах, но везде является олицетворением злых сил.
- В Евангелии Люцифер искушает Иисуса, говоря, что он может дать власть над любыми царствами, тому, кому захочет. Иисус перед восхождением на Голгофу также упоминает о дьяволе. Людям, которые хотят лишить, его жизни он говорит, что их отец является дьяволом, человекоубийцей. Они хотят исполнять похоти отца, в то время как в его желаниях нет истины, он изрекает ложь. Также Христос сказал, что видел падение Сатаны, похожее на молнию. Как известно, Иисус Христос одержал окончательную победу над Дьяволом. Он принял на себя грехи всех людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых.
- Говорит о Люцифере и апостол Павел, указывая на место его обитания. По его словам, это: князь, повелевающий в воздушном пространстве; его слуги правят тьмой; они являются духами зла. А также Павел утверждает, что дьявол, князь тьмы – Сатана – может перевоплощаться в Люцифера, носителя света.
- Иоанн Богослов в Откровении описывает дьявола как огромного дракона красного цвета, с десятью рогами, с диадемами на семи головах. Он предрекал, что за Дьяволом пойдёт часть ангелов, которых Библия считает нечистыми духами или ангелами Сатаны. Но впоследствии он будет низвержен с небес, проиграв битву архангелу Михаилу. Затем предстоит ещё одна битва между силами добра и зла, которая произойдёт в Судный день. Сатана сразится с ангелом и будет сброшен в землю на 1 тыс. лет. А по прошествии тысячелетия он освободится на некоторое время, и произойдёт ещё одна битва. В ней победа добра будет вечной, а Сатана окажется в озере из огня и серы.