Евангелие от Фомы — кто написал и почему оно не в Библии?

Апостол Фома. Фото: Public Domain
19 октября православные христиане чтут память апостола Фомы. Он родился в Галилейском городе Пенеаде. Когда Иисус Христос проходил по городам и селениям, Фома, услышав Его проповедь и увидев Его чудеса, решил последовать за Господом. Он в полной мере оправдал звание ученика Христова и был причислен к лику двенадцати апостолов.

После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них отправиться, чтобы проповедовать Слово Божие. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы научить истинной вере различные обитавшие там народы: парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев. По словам Иоанна Златоуста, апостол Фома проповедовал «народам диким, свирепым и кровожадным».

Однажды апостола представили индийскому царю как весьма искусного зодчего, и царь повелел Фоме построить для него великолепный дворец. Фома сказал, что он построит такой дворец, и он будет даже лучше, чем царь может себе представить. Для постройки апостол получил очень много золота, которое раздал бедным и неимущим. Прошло два года, и царь вновь пригласил к себе апостола и спросил, что удалось сделать за этот период. Фома ответил, что дворец уже почти готов, осталось лишь только закончить крышу. Обрадованный царь вновь дал Фоме золото, чтобы крыша соответствовала великолепию и красоте дворца. Апостол снова раздал все эти деньги больным, неимущим и бедным людям.

Тогда доложили царю, что на том месте, где должен стоять дворец, ещё ничего не построено. Разгневанный царь пригласил Фому и спросил, построил ли он что-нибудь, и апостол ответил, что дворец готов, но построил он его на небесах. «Когда ты перейдёшь из этой временной жизни, — сказал Фома, — то там, на небе, ты обнаружишь прекрасный дворец, в котором ты будешь пребывать вечно». Царь в этом ответе заподозрил обман и решил, что апостол открыто насмехается над ним, и поэтому приказал подвергнуть его мучениям. После истязаний Фома продолжил проповедовать. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключён в темницу, претерпел пытки и скончался.

При жизни Фоме пришлось пройти непростой путь духовного взросления, чтобы получить особый дар: исцелять болезни. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.

Вопрос-ответ

Иерархия Русской православной церкви. Инфографика

В Евангелии апостол Фома упоминается в момент, когда Господь отправился в Иудею, чтобы воскресить Своего друга Лазаря. В ответ на желание Христа идти в Иудею, апостол обратился к другим ученикам со словами: «Пойдём и мы умрем с Ним».

Ещё один эпизод Евангелия от Иоанна упоминает о Фоме во время Тайной вечери. В эту ночь, в преддверии Своих Крестных страданий, Христос проводит последнюю беседу с учениками и устанавливает Таинство Евхаристии. Когда Иуда Искариот уже покинул Вечерю, чтобы предать Христа, Спаситель говорит апостолам о том, что Ему предстоит первым войти в Царство Отца Своего и приготовить место для них. После этих слов Христа апостол Фома вопрошает: «Господи! Не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь?» На вопрос апостола Фомы Христос ответил словами, которые вошли в историю всего человечества: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Присутствует в Писании также эпизод, когда Фома не поверил в воскресение Христа. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении Иисуса Христа явлении его другим апостолам. Узнав от других апостолов, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, Фома сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). В Священном Писании не сказано отказался Фома сделать это или всё же прикоснулся к ранам Христа.

Вопрос-ответ

Есть ли у святых деление на чины?

Эпизод послужил даже появлению выражения «Фома неверующий», которое стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя.

Мученик

За проповедь христианства Фома был пронзен копьем 19 декабря 72 года, и скончался тремя днями позднее, 21 декабря в Мелипуре (около Мадраса). Там он был погребен, и веками к гробнице апостола постоянно совершаются паломничества.

Из Индии в Италию. Считается, что мощи Фомы были перенесены из Индии в сирийский город Эдесса. В 11 веке крестоносцы, чтобы спасти реликвию от мусульман, доставили ее на остров Хиос. А в 13 веке итальянские моряки привезли их в город Ортона (Абруццо), где они находятся в настоящее время.

Примечания

  1. 1234
    Фома, апостол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. [www.omolenko.com/bogosluzhenia/prolog.htm?p=24#toc10 Синаксарь в неделю Фомину]
  3. [www.lopbible.narod.ru/joh/txtjoh11.htm Евангелие от Иоанна, глава 11] // Толковая Библия Лопухина
  4. «Он забыл о своем прежнем требовании и не хочет уже осязать ран на теле Христа
    .» ([www.lopbible.narod.ru/joh/txtjoh20.htm Евангелие от Иоанна, глава 20] // Толковая Библия Лопухина)
  5. «Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом
    » / Феофилакт Болгарский. [feofilakt.ru/ot-ioanna/glava-20 Толкование на Евангелие от Иоанна]
  6. Мещерская Е. Н.
    Деяния Иуды Фомы (культурно-историческая обусловленность раннесирийской легенды). — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. — С. 129—130. — ISBN 5-02-016627-8.
  7. K.S. Latourette, A History of the Expansion of Christianity,
    7 vols., London, 1940-49
  8. Edward Gibbon, The Decline and Fall of the Roman Empire,
    London, 1957
  9. Koenraad Elst, Negationism in India: Concealing the Record of Islam,
    New Delhi, 1992,
  10. T.R. Vedantham, «St. Thomas Legend» in the South Madras News,
    Madras, 1987
  11. Ishwar Sharan, The Myth of Saint Thomas and the Mylapore Shiva Temple,
    New Delhi, 1995
  12. 12
    Фомисты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. 123
    [www.pravmir.ru/udivitelnye-fakty-prebyvaniya-apostola-fomy-v-indii/ Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии], перевод с английского Марины Леонтьевой // на сайте «Православие и мир»
  14. 123
    [www.pravoslavie.ru/put/070808134931.htm
    Наталья Гусева
    , На мощах апостола Фомы] // на сайте Православие.RU
  15. [www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40025.htm Раннехристианская проповедь в Китае. Часть 1 / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru]. www.pravoslavie.ru. Проверено 10 ноября 2015.
  16. [www.tommasoapostolo.it/index.php/descrizione-cattedrale/storia/galleria-fotografica Базилика Св.Фомы, апостола]
  17. Индией в современном географическом смысле называется южная часть Азиатского материка, заключающая средний из трех южных полуостровов материка и соседнюю часть материка до громадных горных цепей, отделяющих её от центральной Азии. Но древние писатели нередко называли общим именем Индии все южные богатые страны Азии, о которых имели лишь смутные понятия. Мидяне жили по соседству с Персией, в западной части Ирана, к югу от Каспийского моря и были покорены впоследствии персами. Парфяне жили также по соседству с персами, в обширной стране от Евфрата до Окса и от Каспийского моря до Индийского; в III в. до Р. Хр. были покорены Римлянами. Персы обитали в южной части Ирана. Гиркане жили по берегам Евфрата и Тигра и были покорены Персами. Бактряне обитали на северо-востоке Ирана. Брахманы — жители собственно Индии, преимущественно индийские жрецы.

Основанные общины

  • Маланкарская православная церковь
  • Сиро-малабарская католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей (восточно-сирийского обряда)
  • Халдейская сирийская церковь (восточно-сирийского обряда, ветвь Ассирийской церкви востока)
  • Индийская православная церковь (Маланкарская православная церковь, западно-сирийского обряда)
  • Яковитская сирийская христианская церковь (западно-сирийского обряда)
  • Сиро-маланкарская католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей (западно-сирийского обряда)
  • Церковь Мар-Тома, реформирована на основе западно-сирийского обряда, в унии с Англиканской церковью

География общин

  • Палестина
  • Месопотамия
  • Парфия
  • Эфиопии
  • Индия[17]
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]