19 октября православные христиане чтут память апостола Фомы. Он родился в Галилейском городе Пенеаде. Когда Иисус Христос проходил по городам и селениям, Фома, услышав Его проповедь и увидев Его чудеса, решил последовать за Господом. Он в полной мере оправдал звание ученика Христова и был причислен к лику двенадцати апостолов.
После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них отправиться, чтобы проповедовать Слово Божие. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы научить истинной вере различные обитавшие там народы: парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев. По словам Иоанна Златоуста, апостол Фома проповедовал «народам диким, свирепым и кровожадным».
Однажды апостола представили индийскому царю как весьма искусного зодчего, и царь повелел Фоме построить для него великолепный дворец. Фома сказал, что он построит такой дворец, и он будет даже лучше, чем царь может себе представить. Для постройки апостол получил очень много золота, которое раздал бедным и неимущим. Прошло два года, и царь вновь пригласил к себе апостола и спросил, что удалось сделать за этот период. Фома ответил, что дворец уже почти готов, осталось лишь только закончить крышу. Обрадованный царь вновь дал Фоме золото, чтобы крыша соответствовала великолепию и красоте дворца. Апостол снова раздал все эти деньги больным, неимущим и бедным людям.
Тогда доложили царю, что на том месте, где должен стоять дворец, ещё ничего не построено. Разгневанный царь пригласил Фому и спросил, построил ли он что-нибудь, и апостол ответил, что дворец готов, но построил он его на небесах. «Когда ты перейдёшь из этой временной жизни, — сказал Фома, — то там, на небе, ты обнаружишь прекрасный дворец, в котором ты будешь пребывать вечно». Царь в этом ответе заподозрил обман и решил, что апостол открыто насмехается над ним, и поэтому приказал подвергнуть его мучениям. После истязаний Фома продолжил проповедовать. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключён в темницу, претерпел пытки и скончался.
При жизни Фоме пришлось пройти непростой путь духовного взросления, чтобы получить особый дар: исцелять болезни. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.
Вопрос-ответ
Иерархия Русской православной церкви. Инфографика
В Евангелии апостол Фома упоминается в момент, когда Господь отправился в Иудею, чтобы воскресить Своего друга Лазаря. В ответ на желание Христа идти в Иудею, апостол обратился к другим ученикам со словами: «Пойдём и мы умрем с Ним».
Ещё один эпизод Евангелия от Иоанна упоминает о Фоме во время Тайной вечери. В эту ночь, в преддверии Своих Крестных страданий, Христос проводит последнюю беседу с учениками и устанавливает Таинство Евхаристии. Когда Иуда Искариот уже покинул Вечерю, чтобы предать Христа, Спаситель говорит апостолам о том, что Ему предстоит первым войти в Царство Отца Своего и приготовить место для них. После этих слов Христа апостол Фома вопрошает: «Господи! Не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь?» На вопрос апостола Фомы Христос ответил словами, которые вошли в историю всего человечества: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Присутствует в Писании также эпизод, когда Фома не поверил в воскресение Христа. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении Иисуса Христа явлении его другим апостолам. Узнав от других апостолов, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, Фома сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). В Священном Писании не сказано отказался Фома сделать это или всё же прикоснулся к ранам Христа.
Вопрос-ответ
Есть ли у святых деление на чины?
Эпизод послужил даже появлению выражения «Фома неверующий», которое стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя.
Мученик
За проповедь христианства Фома был пронзен копьем 19 декабря 72 года, и скончался тремя днями позднее, 21 декабря в Мелипуре (около Мадраса). Там он был погребен, и веками к гробнице апостола постоянно совершаются паломничества.
Из Индии в Италию. Считается, что мощи Фомы были перенесены из Индии в сирийский город Эдесса. В 11 веке крестоносцы, чтобы спасти реликвию от мусульман, доставили ее на остров Хиос. А в 13 веке итальянские моряки привезли их в город Ортона (Абруццо), где они находятся в настоящее время.
Примечания
- ↑ 1234
Фома, апостол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - [www.omolenko.com/bogosluzhenia/prolog.htm?p=24#toc10 Синаксарь в неделю Фомину]
- [www.lopbible.narod.ru/joh/txtjoh11.htm Евангелие от Иоанна, глава 11] // Толковая Библия Лопухина
- «Он забыл о своем прежнем требовании и не хочет уже осязать ран на теле Христа
.» ([www.lopbible.narod.ru/joh/txtjoh20.htm Евангелие от Иоанна, глава 20] // Толковая Библия Лопухина) - «Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом
» / Феофилакт Болгарский. [feofilakt.ru/ot-ioanna/glava-20 Толкование на Евангелие от Иоанна] - Мещерская Е. Н.
Деяния Иуды Фомы (культурно-историческая обусловленность раннесирийской легенды). — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. — С. 129—130. — ISBN 5-02-016627-8. - K.S. Latourette, A History of the Expansion of Christianity,
7 vols., London, 1940-49 - Edward Gibbon, The Decline and Fall of the Roman Empire,
London, 1957 - Koenraad Elst, Negationism in India: Concealing the Record of Islam,
New Delhi, 1992, - T.R. Vedantham, «St. Thomas Legend» in the South Madras News,
Madras, 1987 - Ishwar Sharan, The Myth of Saint Thomas and the Mylapore Shiva Temple,
New Delhi, 1995 - ↑ 12
Фомисты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - ↑ 123
[www.pravmir.ru/udivitelnye-fakty-prebyvaniya-apostola-fomy-v-indii/ Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии], перевод с английского Марины Леонтьевой // на сайте «Православие и мир» - ↑ 123
[www.pravoslavie.ru/put/070808134931.htm
Наталья Гусева
, На мощах апостола Фомы] // на сайте Православие.RU - [www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40025.htm Раннехристианская проповедь в Китае. Часть 1 / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru]. www.pravoslavie.ru. Проверено 10 ноября 2015.
- [www.tommasoapostolo.it/index.php/descrizione-cattedrale/storia/galleria-fotografica Базилика Св.Фомы, апостола]
- Индией в современном географическом смысле называется южная часть Азиатского материка, заключающая средний из трех южных полуостровов материка и соседнюю часть материка до громадных горных цепей, отделяющих её от центральной Азии. Но древние писатели нередко называли общим именем Индии все южные богатые страны Азии, о которых имели лишь смутные понятия. Мидяне жили по соседству с Персией, в западной части Ирана, к югу от Каспийского моря и были покорены впоследствии персами. Парфяне жили также по соседству с персами, в обширной стране от Евфрата до Окса и от Каспийского моря до Индийского; в III в. до Р. Хр. были покорены Римлянами. Персы обитали в южной части Ирана. Гиркане жили по берегам Евфрата и Тигра и были покорены Персами. Бактряне обитали на северо-востоке Ирана. Брахманы — жители собственно Индии, преимущественно индийские жрецы.
Основанные общины
- Маланкарская православная церковь
- Сиро-малабарская католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей (восточно-сирийского обряда)
- Халдейская сирийская церковь (восточно-сирийского обряда, ветвь Ассирийской церкви востока)
- Индийская православная церковь (Маланкарская православная церковь, западно-сирийского обряда)
- Яковитская сирийская христианская церковь (западно-сирийского обряда)
- Сиро-маланкарская католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей (западно-сирийского обряда)
- Церковь Мар-Тома, реформирована на основе западно-сирийского обряда, в унии с Англиканской церковью
География общин
- Палестина
- Месопотамия
- Парфия
- Эфиопии
- Индия[17]