Одежды Христа: как и почему Евангелие описывает облачения Спасителя


Одежда Христа

Насколько нам известно из Священного Писания, одежда подразделялась на верхнюю и нижнюю. И наш Гос­подь носил также двойную одежду. Поверх нижней одежды на Иисусе был хитон. Священное Писание умалчивает о некоторых деталях, связанных с одеждой Господа, например, из какого материала они были изготовлены: из льна или из шерсти – но, во всяком случае, не из обоих этих материалов, так как по закону Моисееву это не позволялось. Мы не знаем, какого цвета был хитон: белого, серого, черного, а может быть, покрашен в другой цвет. Но следует сказать о том, что нам известно: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жеребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жеребий”. Так поступили воины» (Иоан. 19:23-24). Итак, видим, что у Иисуса помимо хитона были и другие одежды, так что их разделили на четыре части. Правда, не очень понятно, почему воинам понравилась или понадобилась одежда Господа. До распятия Иисус был жестоко избит, и Его Тело было окровавлено, и одежда могла быть в Крови, но, несмотря на это, воины бросали о ней жеребий. Скорее всего, они взяли ее не как материальное достояние, а как трофей или как реликвию для памяти, хотя можно предположить, что хитон составлял и некоторую материальную ценность. Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. В хитоне не было швов. В свое время к хитону Господа прикоснулась страдающая кровотечением женщина и исцелилась по вере. Однажды Иисус снял с Себя верхнюю одежду и омыл ноги Своим ученикам. Тканый сверху хитон Господа является еще и прекрасным прообразом единства Церкви Иисуса Христа. Сверху – означает свыше, от Бога. Без швов – означает полное слияние Иудеев и язычников. Здесь стерты разделения между мужеским и женским полом, между рабом и господином в вопросе спасения.

На короткое время одеждой Господа стала багряница, в которую Его облекли, желая унизить как можно сильнее, тогда как Иисус является Царем царей и Господом господствующих. Свою славу Христос явил трем ученикам на Елеонской горе, горе преображения. Пробудившись, ученики увидели своего Учителя в небесном великолепии: просияло лице Его как солнце, одежды Его сделались белыми как свет, блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мф. 17:2, Мр. 9:3, Лк. 9:29). Белильщик – это человек, отбеливающий ткань до белизны. Белый цвет символизирует чистоту, праведность, святость. Так вот, на горе Елеонской одежды Иисуса были настолько белыми, что Евангелист Марк счел необходимым отметить это словами: «…как на земле белильщик не может выбелить» (Мр. 9:3). То есть Божественная праведность, святость не может быть достигнута человеческими усилиями и стараниями – это достигается с помощью Небесного Белильщика, Который очищает нас Своей драгоценной Кровью.

Подобную картину Апостол Иоанн увидел на острове Па (Откр. 1:12-18).

Утренник № 51

Пурпурная мантия

Второй раз чужие одежды надели на Иисуса во дворе претории — места, где жил Понтий Пилат.

После возвращения из дворца Ирода Иисусу вернули Его обычную одежду. Это сделали, чтобы Он снова мог выйти в ней на суд к Пилату не в светлой тоге невиновного, а как подсудимый, чья участь еще не решена.

► Се Человек. Бартоломе Эстебан Мурильо. Середина XVII в.

Казнить Иисуса Пилату не хотелось, потому что он видел, что обвиняют Его напрасно. Но иудеи все громче кричали «Распни Его!». И столько ненависти было в их крике, что Пилат понимал — просто так отпустить Иисуса не получится. Иудеи просто забьют Его камнями без всякого суда. Тогда, чтобы утолить ярость иудеев, Пилат решил наказать Иисуса, но — по своему усмотрению. Он сказал: «Итак, вы привели ко мне этого человека, как смущающего народ. И вот, я при вас исследовал дело и не нашел его вины ни в чем. Ирод также считает Его невиновным, ничего не найдено в Нем, достойного смерти. Итак, наказав, отпущу Его на свободу».

После этих слов Пилат отдал Иисуса на расправу своим солдатам-преторианцам. Те утащили Его во двор, сорвали с Него одежды и стали жестоко избивать бичами — тяжелыми плетками, свитыми из кожи.

И уже на избитого, обезображенного бичеванием Иисуса, надели красный плащ римского воина. Зачем они это сделали, и что означало такое переодевание?

Дело в том, что римский император одевался в специальную одежду. Это была мантия очень красивого темно-красного цвета. Ее делали из тончайшей шерсти или же из шелка. А придавала ей этот цвет специальная краска — пурпур. Стоила она дороже золота, потому что мастера строго хранили тайну ее изготовления.

А делали пурпур из… морских улиток! Первыми научились красить ткани пурпуром жители страны под названием Финикия. В окрестностях древнего финикийского города Сидон при раскопках была найдена огромная груда пустых раковин от пурпуроносных улиток. Рукотворная стена из раковин простиралась на 120 метров в длину, а в высоту достигала 8 метров. Это были отходы мастерской по производству пурпура. Ведь для покраски всего лишь одного килограмма шерсти нужно было добыть целых 30 тысяч улиток!

Неудивительно, что носить одежду из пурпурной ткани могли себе позволить лишь самые могущественные и богатые люди древнего мира.

◄ Ecce Homo! (Се Человек!). Антонио Чизери. 1871. Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Христа жителям Иерусалима: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в пурпурной мантии из солдатского плаща…»

Вот такую «царскую одежду» и сделали воины из обычного красного солдатского плаща, чтобы надеть ее на избитого до полусмерти Иисуса. Это было очередное издевательство и насмешка: если тебя называют царем Иудейским — прими и царское облачение. В придачу к нему воины сделали для Иисуса еще и «императорский венец» из очень колючего растения — тёрна. В руки дали палку из тростника — вместо царского жезла. А потом, издеваясь, вставали перед Ним на колени, кричали «Радуйся, царь Иудейский», давали Ему пощечины, плевали в Него и били палками по голове.

Когда все эти истязания закончились, Пилат опять вышел и сказал иудеям: «Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины».

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в пурпурной мантии из солдатского плаща. Даже избитый, оплеванный и униженный шутовским нарядом, Он стоял перед орущей толпой как самый настоящий царь. Это царственное достоинство настолько поразило Пилата, что он обернулся к иудеям и сказал: «вот это Человек!» Но первосвященники и служители громче прежнего кричали: «Распни, распни Его!» Пилату надоел их крик:«Так возьмите Его, и распните сами. Я не нахожу в Нем вины». Иудеи отвечали ему: «По закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим».

Пилат, услышав эти слова, испытал сильный страх. Он был язычником и верил, что у каждого народа есть свои местные божества, с которыми ему нет никакого резона ссориться. Римляне обычно оказывали богам завоеванной территории те же почести, что и богам Рима. Правда, Бог иудеев был совсем не похож на других богов, Его изображение нельзя было поставить в свой домашний пантеон по причине отсутствия такого изображения. Однако враждовать с этим непонятным Богом у Пилата не было никакого желания. И тут вдруг выясняется, что он только что подверг бичеванию Сына Божьего. У римлян так назывались мифические полубоги — дети, рожденные от любви божества и человека, такие как Эней, Геркулес или Эскулап. И хотя измученный, окровавленный Иисус меньше всего походил на такого античного героя, Пилат испугался. Он видел всю высоту человеческого достоинства, с которой Иисус вел себя во время суда. Видел Его невиновность и благородство. Видел несправедливость иудеев, и сам признал Иисуса невиновным.

Мелочи, о которых нельзя забывать

Костюм будет отлично смотреться, если в арсенале есть парик и накладная борода. Концы хитона скрепляются брошью, или застёжкой с двумя прищепками на цепочке, или заколкой для волос «краб», а если ничего нет под рукой – просто сшиваются вместе или завязываются узлом.

Если хитон будет иметь застёжки на обоих плечах, можно наметить места соединения чуть ближе к шее. В этом случае вырез будет «лодочкой» и, слегка натягиваясь, складок образовывать не станет. А если хотите лёгкую драпировку шейного выреза, то соединяйте верх в точках, более удалённых от шеи.

Если лента для пояса недостаточно плотная и жёсткая, можно подшить снизу ещё один слой из любой ткани или просто накрахмалить его.

Тогу можно заменить широкой драпированной деталью, пришивающейся прямо к левому плечу туники. Для этого яркую ткань посередине заложите складочками, чтобы эта часть была равна или меньше длины плеча (измерять от шеи до конца рукава). Прикрепите задрапированную ткань к тунике по плечевому контуру. Этого достаточно. Под поясом красиво расправляйте ткань от левого края к правому. Можно даже внизу справа деталь сшить двумя концами (передней и задней частью) вместе.

Источник

Пошаговая инструкция

Базовый предмет мужского гардероба древнего грека – хитон. Он надевался на голое тело, скалывался на плечах и драпировался, подхваченный поясом. Знатные граждане носили поверх хитона тогу, которая тоже драпировалась, но либо на плече, либо под поясом вместе с хитоном.

База костюма

Сначала сделаем базовый предмет костюма:

Базовая часть костюма готова. Следующий этап – сооружение тоги из яркой цветной ткани.

Важно! В Древней Элладе самым роскошным цветом после белого считался пурпурный. Богатые граждане украшали свои одежды разными его оттенками. Но для карнавального костюма необязательно брать именно этот цвет. Подойдёт также синий, голубой, красный, бежевый, вишнёвый, золотой.

Тога готова, следует заняться очень важным аксессуаром – поясом. Сделаем его из широкой золотистой ленты, подогнув края внутрь и нашив на них сверху кусочки липучки.

Венец

Венец делается из плотной бумаги. Из неё вырезают листики плюща, которые склеивают на концах друг с другом, а затем покрывают золотой краской. Если есть золотистая бумага, но можно наклеить её на плотную, затем вырезать и склеить листики друг с другом.

Обувь

Один из ключевых моментов наряда – обувь. Древние греки носили сандалии, состоящие из многочисленных ремешков, доходящих до колена. Всё это крепилось к плоской кожаной подошве. Такую обувь сделать своими руками проблематично, а потому из летнего гардероба стоит заимствовать что-то похожее на сандалии.

Важно! При отсутствии вариантов возьмите обычные вьетнамки, оберните резиновые детали золотистой лентой и ведите шнуровку ноги ей же от щиколотки до колена, вверху завяжите.

Всё, костюм Зевса готов. Собираем его для примерки: сначала мальчик должен надеть хитон, затем тогу. Все застёжки и соединения должны быть на месте, а складки расправлены. После этого надевается пояс, под которым расправляются и красиво выкладываются все складочки драпировки.

Туника

Но есть ещё один вариант, в котором в виде базы выступает не хитон, а туника. Её нужно будет шить, и если есть швейная машина, то дело пойдёт быстрее. Если её нет – тоже не беда, швы в тунике достаточно примитивные, прямые, а тесьму можно наклеить.

Реликвия в России

Частицы ризы, которые были перенесены в Грузию, в 1625 году были переданы в дар князю Михаилу Федоровичу. Это случилось после захвата Грузии в 1617 году персидским шахом Аббасом. Его солдаты разорили соборы на захваченных территориях и передали реликвию в сокровищницу своему правителю.


Икона «Положение Ризы Христовой»

Русский посол при дворе персов убедил шаха сделать драгоценный подарок русскому союзнику. Ткань была передана с персидским послом ко двору императора в драгоценном золотом сосуде, который обильно украсили драгоценными камнями.

Патриарх Филарет, который стоял тогда во главе Русской Православной Церкви, провел собственное исследование, а также взял длинный пост о том, чтобы Бог дал ответ, истинная ли это покрывало. По окончанию Великого Поста, Филарет распорядился возлагать ткань на болеющих и молится за них, а когда люди стали чудесным образом получать исцеление патриарх подтвердил, что это действительно частица одежды Иисуса Христа.

После этого реликвия была размещена в Успенском соборе Москвы, где хранилась среди прочих драгоценностей РПЦ. В этот же период был утвержден и всеобщий христианский праздник — Положение честной Ризы Иисуса Христа, который до сих ежегодно празднуется 23 июля. В честь этого события митрополит Крутицкий Киприан составил специальную торжественную службу, которая до сих пор звучит в храмах в этот праздничный день.

Спустя некоторое время ткань была разделена на несколько частей, большая часть при этом продолжала хранится в Успенском соборе, а малые были переданы в храмы по всей России. При этом была еще одна часть, которую носили по домам болящих для возложения и молитвы.


Ковчег с частицей Ризы Иисуса Христа

Известно, что малые части хранились в Киеве (Софийский собор), Санкт-Петербурге (собор Спаса и церковь в Петропавловской крепости), а также Костроме и Ярославле.

В 1688 году в Москву был привезен и гвоздь из Креста Господнего — его привез с собой грузинский царь Арчил. Впоследствии император Петр I распорядился передать эту реликвию также в Успенский храм и хранить вместе с частицей лоскута.

Во времена революции, по приказу партии, все церковные реликвии были изъяты и переданы на хранение в государственные музеи. Священники стали скрывать ценности и просить христиан взять их на хранение. Так были утеряны несколько частей священной одежды. Часть, которая хранилась в Успенской церкви вначале была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после оттуда попала в фонды Музеев Московского Кремля вместе с золотым ковчегом.

Костюм Зевса своими руками

Приближаются новогодние праздники, а это значит, что наступает время утренников и вечеринок возле ёлки. Для малыша подойдёт костюм зайчика, а если ребёнок уже подрос, то нужно искать другое решение. Обращение к древнегреческой мифологии будет достаточно интересным вариантом. На греческой горе Олимп проживали боги и богини, их царём был Зевс. От него зависела погода, он насылал стихии, господствовал над судьбами людей, управлял небожителями. Внешне это был подтянутый мужчина с длинной бородой. Наряд его состоял из белой тоги и цветного хитона с золотой отделкой. Но главная отличительная особенность от других богов – золотой венец из листьев плюща вокруг головы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]