Чиновник Архиерейского священнослужения. Кожаный переплет. Цветной обрез. Церковно-славянский шрифт

У этого термина существуют и другие значения, см. Чиновник (значения).

Чино́вник архиере́йского священнослуже́ния

;
Чино́вник
[1] (греч. Άρχηιερατικόν) — принятое в Русской православной церкви (РПЦ) название богослужебной книги, содержащей чинопоследования византийского обряда при служении архиерея. Помимо текстов, содержащихся в Служебнике,
Чиновник
содержит также тексты и указания, относящиеся к архиерейскому богослужению: чины посвящения (хиротесии в степени свещеносца, чтеца, рукоположения в иподиакона, диакона, священника и епископа, освящения антиминсов и храмов, варения мира, встречи архиерея и его облачения.

Описание современных изданий Чиновника

Современный Чиновник издается в двух книгах. В первой книге

(одно из самых распространённых и употребительных издание Московской Патриархии, М., 1982, приурочено 25-летию архиерейской хиротонии Патриарха Пимена. Количество страниц — 252.) содержатся последования:

  • На вечерни (молитвы, набранные крупным шрифтом из последования вечерни, изложенные в служебнике),
  • На литии,
  • На утрени,
  • Чин Божественной Литургии святого Иоанна Златоуста,
  • Божественная Литургия Василия Великого,
  • Чин Божественной литургии Преждеосвященных Даров,
  • Чин поставления во чтеца и певца (сначала в свещеносца),
  • Чин поставления во иподиакона,
  • Чин хиротонии во диакона,
  • Чин возведения во архидиакона и протодиакона,
  • Чин хиротонии пресвитера,
  • Чин возведения в протопресвитера,
  • Чин возведения во игумена,
  • Чин возведения в архимандрита,
  • Отпусты Владычних праздников,
  • Молитвы благодарственные по Святом Причащении (изложены в той последовательности, как и в служебнике. В молитвослове полнее),
  • Месяцеслов (в некоторые дни указывается память только одного какого-либо святого).

Во второй книге

(Издание Московской Патриархии, М., 1983, Стр. 175) содержатся последования:

  • Чин наречения, исповедания и хиротонии архиерейской,
  • Последование освящения антиминсов,
  • Чин воздвижения Честного и Животворящего Креста,
  • Чин великого освящения воды в праздник Богоявления,
  • Молитвы в начале поста Святой Четыредесятницы,
  • Чин благословения колива,
  • Последование Недели Православия (без анафематизмов),
  • Молитва на освящение ваий (по русской традиции — освящение верб в праздник Входа Господня во Иерусалим),
  • Чин умовения ног в Великий четверток,
  • Слово огласительное во Святую и Великую Неделю Пасхи святого Иоанна Златоустого (Из триоди цветной),
  • Молитва на благословение артоса,
  • Молитва на раздробление артоса (в субботу светлой седмицы),
  • Молитвы вечерни Святой Пятидесятницы коленопреклоненные,
  • Молитвы на освящение винограда (на Преображение),
  • Молитвы на освящение плодов (Эта же молитва в служебнике и в требнике надписывается Молитва о приносящих начатки овощей
    , а в минее приводятся две другие молитвы:
    Молитва на благословение гро́здия
    и
    Молитва над всяким плодом
    ),
  • Чин освящения храма.

Приведённые чинопоследования, совершаются либо только архиереем, либо (в отличие от Служебника) с особенностями совершения их архиерейским чином.

В данное издание не вошли некоторые чинопоследования:

  • Чин освящения мира,
  • Чин возведения во архиепископа,
  • Чин возведения в митрополита,
  • Чин интронизации (восшествия на престол патриарха),
  • Чин коронации августейших императорских особ,
  • Из Последования Недели Православия были изъяты анафематизмы.

В 2009 году вышло в свет новое издание Архиерейского Чиновника, которое стало первой книгой, выпущенной Издательским Советом по благословению Патриарха Кирилла. В сравнении с изданием 1982 г. в текст нового издания внесены некоторые изменения, отражающие современную практику архиерейского и особенности Патриаршего служения. В частности, тексты ектений, используемых в чинах хиротоний в диакона и священника, помещены как в тексте соответствующего чинопоследования, так и (впервые) на специальном вкладыше, который можно временно вручить сослужащему протодиакону или иерею. В конце тома добавлен предначинательный Псалом 103[3]. Как и в издании 1982 года, тексты молитв и возгласов архиерея набраны церковнославянским шрифтом, причем относительно крупным для удобства их чтения епископом; остальные молитвословия, а также указания и замечания набраны гораздо более мелким гражданским шрифтом в русской пореформенной орфографии.

Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским.

В ходе истории в Церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники. Тем не менее литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея:

«Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается миром, а миро освящается одним архиереем… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мира… Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни св. мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» (Симеон Солунский

. О священном помазании. Гл. 77 (в рус. изд. (45)).

Идея связи епископа и прихода постоянно подчеркивается:

— имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением;

— Евхаристия совершается на антиминсе , подписанном архиереем.

Священнику вверено совершение Евхаристии и проч. служб в своем приходе, но он не обладает полнотой апостольского дара, почивающей на епископе,- таинство Священства и нек-рые священнодействия могут быть совершены только епископом:

«Божественное законодательство уделило посвящение иерархических чинов, освящение божественного мира и священное совершеннодействие жертвенника единственно совершеннодействующим силам боговдохновенных иерархов» (Areop. EH. 5. 5).

Порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круга

может достаточно сильно изменяться, если епископ возглавляет богослужение (или даже просто присутствует в храме).

Определение: Архиерейским богослужением принято называть именно вышеуказанные таинства и священнодействия, а также те особенности в чинопоследованиях литургии и др. служб, которые связаны с участием в них архиерея.

Священнодействия, совершаемые только архиереем

рукоположение вохиротесии во
1.епископа (в отличие от проч. рукоположений совершается при обязательном участии неск. епископов),4. иподиакона,
2. пресвитера,5. чтеца,
3. диакона;6. певчего,
7. свещеносца
хиротесии воразное
8.архидиакона14. награждения клириков за Божественной литургией наградами церковными
;
9. протодиакона,15. чины освящения храма
10. протоиерея16. чины освящения антиминса;
11. протопресвитера,17. чин освящения мира
(может совершаться только Главой автокефальной Церкви или по его поручению);
12. игумена18. чин венчания на царство (совершается только Предстоятелем Церкви в монархическом гос-ве);
13. архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.);19. большинство действ литургических
(чины
шествия на осляти
,
пещного действа
и др.) предполагают обязательное участие архиерея.
14. награждения клириков за Божественной литургией наградами церковными
;

Особенности в порядке др. священнодействий при участии в них архиерея

Устав – требования участия большого числа клириков:

· протодиакона,

· неск. пресвитеров и диаконов,

· иподиаконов – 7-10

два подают архиерею дикирий

и
трикирий
(они же обычно постилают для архиерея
орлецы
),

двум (или четырем) вручаются рипиды

,

один (т. н. книгодержец) держит перед архиереем богослужебные книги

,

один (т. н. посошник) носит архиерейский жезл,

одному (при совершении службы правящим архиереем в своей епархии) вручается примикирий

— выносная свеча;

за Патриаршими богослужениями еще один иподиакон держит во время богослужения выносной Патриарший крест. (За совр. греч. А. б., как правило, функции иподиаконов исполняют диаконы.)

Облачения архиерея — символ полноты почивающей на нем благодати. В вост. традиции главным знаком отличия епископа от пресвитеров служит омофор

, упоминаемый как обычное архиерейское облачение уже прп.
Исидором Пелусиотом
(† 1-я пол. V в.) (Κούρκουλα. Σ. 63-65). После XI-XII вв. к омофору добавились и др., так что с XVIII в. полный комплект архиерейских облачений в правосл. традиции включает:

1) архиерейский камисий
(т. н. подсаккосник),
2) 2 омофора (большой и малый, 1-й надевается во время процессий, 2-й — во время собственно тайнодействий),
3) епитрахиль
,
4) панагию
[3]
5) пояс
,
6) митру
7) поручи
,
8) как архипастырь архиерей имеет архипастырский жезл
9) палицу
,
10) как монах архиерей облачается также в монашеские одежды, из них богослужебное значение имеют архиерейская мантия
,
клобук
или
куколь
, у Патриарха — второй
параман
(Дмитриевский
11) саккос
(может заменяться
фелонью
),

Для А. б. в России принято устраивать в центре храма возвышение — т. н. архиерейский амвон

(др. названия — рундук, облачальное место), на к-ром стоит архиерей, когда находится не в алтаре, а в храме, и с к-рого читается Евангелие.

За рус. А. б. нередко звучат оставленные непереведенными греч. тексты:

· «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα» (На многая лета, владыко — см. Ис полла эти

,
дэспота
);

· «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε» (Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани),

· «̀ρδβλθυοτε Αξιος» (Достоин — см. Аксиос

),

· «Κύριε, ἐλέησον» (Господи, помилуй) и др.;

· в конце Патриаршей службы поется полихронион

. (Это след того, что РПЦ в течение долгого времени возглавляли греч. иерархи ).

Божественная литургия

Из-за скудости данных трудно судить о том, отличался ли архиерейский чин Божественной литургии от иерейского в I-IV вв.,однако общая простота древних чинопоследований, а также то, что ординарным совершителем Евхаристии был епископ, позволяют утверждать, что священнический чин литургии в раннехрист. эпоху был простым повторением епископского.

Особенности архиерейской литургии визант. обряда сложились не сразу.

1. Из творений свт. Иоанна Златоуста († 407) можно заключить, что в нач. V в. только архиерей мог восседать на горнем месте

в отличие от пресвитеров, садившихся по сторонам от него (Paverd F. van de. P. 417-428). Это отличие до сих пор сохраняется за А. б.

2.Вторым древнейшим и важнейшим отличием архиерейской литургии следует считатьвозможность включения в нее чинопоследований хиротоний:

— епископской — после Трисвятого, т. е. до начала литургии, к-рая во времена свт. Иоанна Златоуста начиналась с возгласа «Εἰρήνη πᾶσι»

— пресвитерской — после великого входа

;

— диаконской — после анафоры

.

Место хиротонии в службе соответствует месту, занимаемому в евхаристическом собрании епископом (возглавлять литургию), пресвитером (участвовать в совершении таинства Евхаристии или совершать его самостоятельно), диаконом (помогать епископу и пресвитеру).

При наличии пресвитерской хиротонии чин литургии усложняется вручением новорукоположенному т. н. Залога

, части св. Агнца, во время анафоры (а при диаконской — дополнительным осенением дикирием и трикирием после анафоры и хиротонии).

3. использование Трисвятого

в качестве
входного
песнопения;

4. прибавление к литургии в VII-VIII вв. энарксиса

(3 начальных
антифонов
литургии), еще долго после этого считавшегося необязательным;

5. совершение протесиса (т. е. проскомидии

) в отдельном от храма здании —
скевофилакионе
(сосудохранительнице), откуда приготовленные для Евхаристии хлеб и вино приносили диаконы во время великого входа (т. о., предстоятель не участвовал в процессии с Дарами),

6.умовение рук

после великого входа всеми епископами и священниками,

7. чтение предстоятелем и сослужащими диалога accessus ad altare

, во время к-рого сослужащие говорили предстоятелю (как епископу, так и священнику) слова: «Дух святый найдет на тя, и сила вышняго осенит тя …», что в евхаристическом контексте выражает правосл. взгляд на участие Св. Духа в освящении Даров.

Памятники, описывающие совершение архиерейской литургии на Руси в X-XIV вв.,неизвестны (древнейший рус. Чиновник 2-я пол. XIV в., не содержит литургии), однако можно утверждать, что и пресвитеры, и епископы использовали единый литургический формуляр

(комплекс богослужебных текстов). Особенности А. б.-
осенение свечами и проч
.- фиксировались, по-видимому, устной традицией.

Архиерейская литургия в совр. рус. практике (формуляр: Чиновник. Т. 1. С. 49-118; уставные указания: Чиновник: Прил. С. 28-47; НКС. Т. 1. С. 292-309; Руководство. С. 3-90) включает в себя следующие тридцать девять отличий от иерейской (опущены указания о снятии/надевании митры):

1) особый порядок шествия архиерея из дома в храм для совершения литургии (на практике часто опускается);

2) чин встречи архиерея (облаченного в мантию и клобук) всем духовенством с изнесением напрестольного креста (при этом поются: «От восток солнца до запад хвально имя господне…» — встреча архиерея сопровождается звоном в колокола);

3) епископ не входит в алтарь до малого входа (т. о., он не участвует в проскомидии и энарксисе);

4) благословение народа на 3 стороны после прочтения входных молитв

(хор поет: «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε» и трижды «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»);

5) при Патриаршей службе (часто и за всяким А. б.) во время шествия архиерея на облачальное место хор поет ирмос 5-й песни канона Недели ваий: «На гору сион взыди …,» (ср.: Ис 40. 9; архиерейский амвон сравнивается с горой Сион);

6) облачение архиерея в центре храма, на архиерейском амвоне (протодиакон и диакон, держа в руках кадила, кадят архиерея, возглашая обычные стихи на каждый предмет облачения; облачаться архиерею помогают иподиаконы, они же износят из алтаря предметы облачения; [при Патриаршей службе предметы облачения износят царскими вратами иереи; хор поет стихи на облачение] при упрощенном А. б. облачение в храме опускается и архиерей облачается в алтаре;

7) в конце облачения епископ берет в руки дикирий и трикирий, протодиакон возглашает: «и во веки веков » (парафраз Мф 5. 16), архиерей осеняет духовенство и народ на 4 стороны свечами (хор поет: «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε» и трижды «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»);

8) по окончании облачения, как правило, уже в начале литургии, архиерей умывает руки (внесено в архиерейский чин из обрядов accessus ad altare)

9) царские врата не затворяются вплоть до возгласа: «Святая святым » (до реформ XVII в. разницы в порядке затворения святых дверей между архиерейской и иерейской службами, видимо, не было);

10) всю литургию, за исключением малого и великого входов и времени Причащения, у царских врат стоят посошник с архиерейским жезлом и (если службу совершает правящий архиерей) иподиакон с примикирием;

11) во время энарксиса епископ сидит на кафедре, специально поставляемой на архиерейском амвоне, встает для чтения молитв антифонов;

12) малый вход начинается с целования иерархом Евангелия и осенения народа на 4 стороны трикирием и дикирием и пения духовенством в 1-й раз: «Приидите поклонимся »; затем архиерей поднимается на солею, осеняет лики на 2 стороны трикирием и дикирием, «Приидите поклонимся » поет хор во 2-й раз; при пении духовенством «Приидите поклонимся » в 3-й раз епископ, держа в левой руке дикирий (Патриарх держит вместо дикирия жезл), кадит алтарь, перед епископом предходит протодиакон с трикирием; во время каждения солеи, иконостаса, хора и народа и в алтаре, и певцами поочередно поется «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

13) при Патриаршей службе перед последним кондаком после пения стиха «Господи спаси благочестывыя » возглашается т. н. великая похвала

(поминовение Глав 15 автокефальных Церквей, властей и всех православных); малая похвала (произносившаяся до никоновских реформ и доныне существующая в греч. практике), предназначенная для обычного (не Патриаршего) А. б., в совр. рус. практике, как правило, опускается;

14) пение последнего кондака в алтаре;

15) Трисвятое поется не 4 с половиной, а 7 с половиной раз поочередно хором и священнослужителями; во время пения во 2-й раз епископ осеняет дикирием Евангелие на престоле; после пения в 3-й раз архиерей, держа в руках крест и дикирий, выходит на солею и произносит стих: «Призи с небесе, боже, и вижды, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница твоя… », после чего осеняет народ на 3 стороны и духовенство в алтаре; во время шествия на горнее место архиерей осеняет св. престол и горнее место дикирием (при этом протодиакон читает тропарь 8-й песни 1-го канона Богоявления «Троицы являение » и подает епископу трикирий); при пении в 6-й раз архиерей с горнего места осеняет трикирием всех сослужащих;

16) вложение самим епископом ладана в кадило при диаконском каждении перед Евангелием;

17) иерарх сидит на горнем месте, а не на «сопрестолии»;

18) чтение Евангелия диаконом с архиерейского амвона;

19) преднесение архиерейского омофора перед читающим Евангелие диаконом (по сообщению Арсения Суханова, в XVII в. на Востоке обычным было возложение омофора на плечо читающему; это символ того, что через Евангелие говорит Верховный Пастырь Христос);

20) благословение народа дикирием и трикирием после Евангелия (некогда совершавшееся во время сугубой ектении) при пении «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

21) пение и священнослужителями, и хором троекратного «Господи помилуй » при возглашении прошения о епископе на сугубой ектении;

22) умовение архиереем рук перед великим входом с чтением молитвы на освящение воды

23) облачение в малый омофор и «вторая» епископская проскомидия перед великим входом (древние чины ничего не говорят об изъятии частиц из просфор и вообще о к.-л. архиерейском проскомисании перед великим входом; это поздний греч. обычай);

24) особый порядок великого входа, с преднесением Дарам воздуха (его несет на главе ставленник во пресвитеры; если пресвитерской хиротонии нет, воздух возлагается на плечо одного из диаконов), митры и омофора, примикирия, жезла, кадил, трикирия, дикирия, рипид; епископ встречает Дары в царских вратах и, покадив и произнеся обычные формулы поминовения (Патриарх поминает на великом входе Глав Поместных Церквей), поставляет поочередно дискос и потир на св. престол;

25) роли в диалоге accessus ad altare распределены правильно;

26)осенение народа дикирием и трикирием после великого входа при пении «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

27) целование епископом дискоса, потира, возду́ха и престола с чтением Трисвятого после возгласа «Возлюбим друг другая » (в совр. иерейском формуляре указание на это действие отсутствует, но на практике оно совершается);

28) веяние воздухом над головой епископа (этот обряд символизирует веяние Духа Св.; обряд, вероятно, появился в связи с тем, что древние воздухи, имевшие огромные размеры (до 2 м в длину), можно было убрать с престола, только перенеся их через голову предстоятеля —

29) троекратное осенение епископом народа дикирием и трикирием непосредственно перед анафорой, при произнесении им возгласов «Благодать Господа », «Горе имеим сердца », «Благодарим господа » (обычай осенения свечами во время вступительного диалога анафоры появляется на Руси только вместе с чином Патриарха Афанасия);

30) надевание архиереем важнейшего предмета архиерейского облачения — омофора — при чтении анафоры только во время установительных слов

,
анамнесиса
и
эпиклезы
(появление этого обычая во 2-й пол. XVII в. связано с проникновением в правосл. богословие зап. идеи
тайносовершительных формул
; на практике указания Чиновника в этом месте не всегда соблюдаются буквально);

31) поминовение архиереем Патриарха и сослужащих епископов, старшим пресвитером — самого архиерея;

32) произнесение диаконом диптихов («выклички») в конце анафоры;

33) облачение в малый омофор перед возгласом «Святая святым », раздроблением св. Хлеба и Причащением;

34) осенение народа дикирием и трикирием после Причащения, со словами: «Спаси Боже люди твоя » и пение ему в ответ: «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

35) архиерей в отличие от иерея не участвует в перенесении святых Даров после Причащения на жертвенник (что соответствует древней практике, когда святые Дары относились в скевофилакион диаконами и пресвитерами);

36) обозначение в Чиновнике молитвы «Исполнение закона и пророков …» как «конечной , а не как молитвы «внегда потребити святая » (что больше соответствует древнему названию: «молитва в сосудохранительнице», она читалась клириками в скевофилакионе, где они разоблачались после службы);

37) отпуст с осенением дикирием и трикирием и пением «Εἰς πολλὰ ἔτη, δέσποτα»;

38) особый чин снятия облачений с архиерея: «Ныне отпущаеши » и т. д. (присутствующий и в иерейском Служебнике (С. 173-175), но без указаний на разоблачение; на практике при иерейском служении обычно не связывается со снятием облачений, а включается в состав молитв после Причащения);

39) исход иерарха, облаченного в мантию и клобук, из храма при пении «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν, Κύριε, φύλαττε».

Следует отметить, что епископ может совершать службу т. н. иерейским чином, т. е. по иерейскому формуляру, от особенностей А. б. сохраняется только то, что:

— епископ служит в архиерейском облачении, не снимая малый омофор;

-ему постилают орлецы, он восседает на горнем месте и сам влагает фимиам в кадило при каждении перед Евангелием,

— не выходит из алтаря на малый и великий входы (если, конечно, в службе также участвует хотя бы один священник).

Такую службу принято совершать в день хиротонии.

Отрывок, характеризующий Чиновник архиерейского священнослужения

Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она. После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры. Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых. – Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых. – Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых. – Да не пойдете, тут надо храбрость… – Я пойду, – сказала Соня. – Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова. – Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор. – А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза. – Да как же, он так и говорит? – Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали… – Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна. – Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь. – А как это в амбаре гадают? – спросила Соня. – Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает… – Мама расскажите, что с вами было в амбаре? Пелагея Даниловна улыбнулась. – Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете? – Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня. – Ну что ж, коли не боишься. – Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня. Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай. «Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде. – Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая. «Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!» Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа. На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело. «Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью. С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал: – Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться. – Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони. Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему. «Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки. – Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца. Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками. Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве. – Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он. – Да, – отвечала Соня. – А тебе ? На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод. – Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони. – Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости. – Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]