Тульский Успенский собор. Фото Дениса Кабанова, 2000-х гг. |
Тульская и Ефремовская епархия
Тульской митрополии Русской Православной Церкви
- Епархиальное управление: Россия, 300000, Тула, ул. Жуковского, 61
- Тел.:(4872) 36-39-95, 31-24-60, 36-15-07
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: Богородицкий, Венёвский, Воловский, Ефремовский, Кимовский, Киреевский, Куркинский, Ленинский, Узловский р-ны; Тульский, Новомосковский, Донской ГО Тульской обл.
- Кафедральные соборы: Успенский (кремлёвский) в г. Туле, Всехсвятский в г. Туле, Успенский «Черный» (бывший монастырский) в г. Туле, храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» г. Ефремова
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Предыстория
В 1261 году митрополитом Кириллом III была учреждена Сарайская епархия, которая с ослаблением ханской власти была перенесена епископом Вассианом около 1460 года в Москву на «крутицы», получившая название Крутицкой. В ведении этой епархии с 1350 года находилась западная часть Тульской губернии с городами: Новосилью, Одоевым, Белёвом и Чернью. Другая часть тульских городов в течение 415 лет (с 1207 по 1622 год) управлялась властью архиереев Рязанских. Такое разделение городов Тульского края между Рязанской и Крутицкой епархиями окончательно утвердил св. митрополит Алексий около 1360 года, отдав Рязанской епархии земли по левую, а Крутицкой епархии — земли по правую сторону реки Дона [1]. Таким образом, Тула, Венёв и другие города, кроме Алексина, принадлежавшего Московской митрополии, и Каширы, принадлежавшей Коломенской епархии, оказались в зависимости от Рязанской епархии, что было согласно с границами гражданского управления, по которым тогда почти вся северо-восточная часть тульской губернии принадлежала Рязанскому княжеству.
В 1622 году Патриарх Филарет (Романов) перевёл города будущей Тульской губернии: Алексин, Тулу, Дедилов, Гремячев и Епифань к Коломенской епархии, к которой исстари принадлежала Старая Кашира, находившаяся на Московской стороне — левом берегу реки Оки, отчего епископы Коломенские со времени учреждения до упразднения Коломенской епархии именовались Коломенскими и Каширскими. Каширский же уезд, находившийся на тульской стороне — правом берегу реки Оки, принадлежал Рязанской кафедре. Определением Московского собора 1674 года, он был отдан Коломенской епархии в 1675 году, а взамен были возвращены Рязанской кафедре города: Гремячев и Епифань с их уездами. Тогда же в Коломенскую епархию из Рязанской был переведён г. Венёв, а в Рязанскую из Коломенской — г. Богородицк, построенный в 1622 году, о правах на который в 1675 году между Коломенской и Рязанской епархиями был спор [2].
В 1682 году патриарх Иоаким предполагал, отделив Тулу от Коломны, учредить в Туле, а также в Белёве и Кашире новые архиерейские кафедры, с подчинением их Московскому патриаршему престолу [3], но из-за смерти царя Феодора Алексеевича и случившегося тогда же стрелецкого бунта предположение патриарха не смогло осуществиться.
Тульская церковь, кроме подчинения вышеуказанным трём епархиям, частично зависела и от других епархий: г. Ефремов с 1764 по 1767 год был отчислен от Коломенской епархии к Воронежской, где находился под управлением святителя Тихона; в 1774 году от Крутицкой к Воронежской епархии был отчислен гор. Новосиль.
В 1777 году было открыто Тульское наместничество, в состав которого вошли города, до этого времени принадлежавшие разным губерниям: Тула, Алексин, Белёв, Венёв, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк и оставленные безуездными — Дедилов и Гремячев. В 1788 году, согласно указу царицы Екатерины II, данному 6 мая Святейшему Синоду с целью приведения делений границ епархий по возможности в соответствии с границами губерний, велено было: 1) Крутицкой епархии не быть, а Калужскую губернию присоединить к Московской; 2) по окончании войны учредить архиерейский дом в Туле, наместничество Тульское числить к епархии Коломенской, именуя епископа её, новопоставленного Афанасия (Иванова), Коломенским и Тульским.
В 1797 году Тульское наместничество было преобразовано в губернию.
Учреждение в 1799 году
Мысль Екатерины II об учреждении в Туле для тульской губернии особой архиерейской кафедры была осуществлена в царствование Павла. Указом от 31 июля 1799 года он повелел святейшему Синоду: «Вообще по всем епархиям распределить ведомство каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий, для большего единообразия, переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят» [4]. Вследствие этого указа Синод составил доклад о перемещении, переименовании и учреждении новых архиерейских кафедр, сообразно пределам губерний. По этому докладу надлежало епископу Коломенскому, в ведомстве которого состояли все церкви тульской губернии, а также часть Московской и Рязанской, с отчислением сих последних по своим епархиям, заведовать только церквами Тульской губернии и саму кафедру перенести в г. Тулу, в Предтечев монастырь, который обратить в архиерейский дом, епископов новой кафедры именовать Тульскими и Белевскими. 16 октября доклад этот был утверждён, а 19 декабря указом Святейшего Синода предписано было епископу Коломенскому преосвященному Мефодию, чтобы он отправил из Коломенской консистории дела, относящиеся до церквей, отшедших от его епархии, и, сделав опись собору, зданиям и церквам коломенского архиерейского дома, сдал их настоятелю Голутвина монастыря, а сам, взявши необходимую для архиерейского сана ризницу, утварь и домовое имущество, а также певчих и потребных служителей архиерейского дома, проследовал в г. Тулу, куда должна была быть переведена семинария и консистория.
Учреждение епископской кафедры в г. Туле было благодетельным для всей Тульской губернии, так как вместе с этим последовало открытие в Туле семинарии и консистории, что создало духовенству епархии удобства при обращениях к правящим архиереям и в консисторию, а также и в обучении детей в семинарии, что прежде являлось крайне неудобным из-за отдалённости большей половины Тульской губернии от Коломенской епархии.
С 1922 по 1944 год существовала одноименная обновленческая епархия.
Образование митрополии
27 декабря 2011 года из состава Тульской епархии была выделена самостоятельная Белевская епархия, обе епархии были включены в состав новообразованной Тульской митрополии. В ведении Тульской кафедры были оставлены Богородицкий, Венёвский, Воловский, Ефремовский, Кимовский, Киреевский, Куркинский, Ленинский, Узловский районы, а также Тульский, Новомосковский и Донской городские округа на востоке Тульской области.
Исторические названия
- Тульская и Белёвская (1799 — 1919)
- Тульская и Венёвская (1919 — 1920)
- Тульская и Одоевская (1920 — 1944)
- Тульская и Белёвская (1944 — 27 декабря 2011)
- Тульская и Ефремовская (с 27 декабря 2011)
Статистика
- 1912 — Церквей — 916, часовен и молитвенных домов — 141; Монастырей — 9 (5 женских), 1 женская община, 1 монастырское подворье; Духовная семинария, 4 духовных училища, 1 епархиальное женское училище, 1013 церковных школ; Библиотек при церквях — 889; Больниц — 9, богаделен — 38.
- 1 января 1958 [5] — 40 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
- ок. нач. 2008 — 152 прихода, 8 монастырей (4 женских и 4 мужских) [6].
- 1 декабря 2011 — монастырей — 9, монашествующих — 43; приходов — 155, белого духовенства — 230 [7].
С приходом большевиков началась борьба с религией: закрывались приходы, храмы
Это был тяжелейший период для Русской Православной Церкви. Уничтожались храмы, монастыри, духовные заведения. Производилась насильственная конфискация церковных ценностей.
С установлением советской власти почти все храмы на территории епархии были закрыты.
Церковное возрождение началось в период перестройки при митрополите Серапионе (Фадееве). Количество действующих храмов увеличивалось. Церкви Тульской епархии реставрировались и обновлялись.
Митрополит Тульский и Белевский Серапион (Фадеев). За время его служения — Тульская епархия расцвела
Большого расцвета достигла епархия за годы правления Серапиона. Появляются пастырские курсы, начинает действовать духовное училище, которое в дальнейшем получило статус семинарии. Митрополит Серапион дал своё благословение на создание Православной классической гимназии.
В годы его служения была усилена борьба с сектантством.
В 1998 году в жизни епархии происходит важное событие — возрождение викариатства. Викарием был избран епископ Богородицкий Кирилл, который в 2000 году становится правящим архиереем.
С 2002 года Тульскую кафедру возглавил архиепископ Астанайский Алексий. Трудами владыки многое сделано для восстановления старинных храмов, организации приходской и культурной жизни.
16 октября 1799 года Указом императора Павла I была создана Тульская епархия. Указу предшествовало событие, ставшее поворотным в жизни края. В 1777 году было утверждено Тульское наместничество — высший орган гражданского управления. В его состав вошли города и уездные центры: Алексин, Тула, Белев, Венев, Одоев, Кашира, Крапивна, Епифань, Чернь, Ефремов, Новосиль, Богородицк, Дедилов, Гремячее. А в 1797 году в тех же границах была учреждена Тульская губерния. Так проходило формирование края, ставшее основанием для создания Тульской епархии.
До того времени церковно-административное положение наших земель представляло пеструю картину: своими частями они входили в число различных, далеко отстоящих епархий без единого центра. В давние времена край зависел от епископов Черниговских, затем различными его частями управляли епископы Крутицкие, Воронежские, Рязанские и Коломенские.
Учреждение в Туле епископской кафедры с последующим открытием консистории и духовной семинарии имело самые благотворные последствия, способствуя развитию религиозно-духовной жизни губернии и став залогом процветания всего края: стали расти собственные кадры образованных священнослужителей, клириков. Это стало основой просвещения широких масс народа. Наличие своего административно-духовного центра облегчило жизнь приходов.
Переведенная из Коломны, Тульская семинария открылась в начале XIX века. В середине прошлого столетия в ней уже обучались до 800 воспитанников. Из ее стен вышли 22 иерарха (5 митрополитов и 17 епископов) и около 40 видных деятелей русского Православия. За полуторавековое существование Тульская семинария воспитала около трех тысяч священнослужителей.
На протяжении XIX века в Тульской епархии были созданы, кроме того, и четыре духовных училища: в Туле — на 170 воспитанников, в Белеве — на 320, в Новосиле обучались 400, в Веневе — 200 учеников. Всех воспитанников в духовных училищах епархии насчитывалось до 2250 человек.
При храмах Тулы и губернии в течение почти 120 дореволюционных лет были открыты и успешно функционировали более 1500 церковно-приходских школ и школ грамоты. При церквах было открыто более 516 библиотек. Примечательно, что первая в русской провинции публичная библиотека была открыта именно в Туле при Старо-Никитской церкви ровно 200 лет назад.
В 1903 году при Александро-Невском храме были организованы внебогослужебные беседы для прихожан. Такие беседы успешно проводились впоследствии и при других храмах.
При Николо-Часовенской церкви было создано и активно действовало одно из первых в России обществ трезвости. Впоследствии его отделения появились при многих храмах Тулы и губернии.
В 1884 году при Архиерейском подворье открывается первый историко-краеведческий музей России «Палата древностей», действовавший на протяжении 34 лет. Его основателем, хранителем и руководителем все эти годы являлся Николай Иванович Троицкий — выпускник Тульской семинарии, крупный краевед, ученый, историк, писатель. Экспонаты «Палаты древностей» стали основой коллекции созданного в советское время областного краеведческого музея.
Помимо культурно-просветительской, необходимо отметить и социальную работу Церкви. В Тульской епархии на церковные средства содержались 9 больниц на 119 коек и 38 богаделен на 300 человек. Были широко развиты и постоянно поддерживались традиции жертвования средств на строительство храмов и церковные нужды. Имена бескорыстных жертвователей, благотворителей — Макарухина, Мусатова, Баташовых, Кучина, Ваныкина, Буслаева, Кузовлева, митрополита Сергия (Ляпидевского), навсегда сохранятся в истории епархии.
В Туле в прошлом веке были созданы прекрасные творения зодчих, замечательные духовные, архитектурные и исторические памятники: Казанский и Спасо-Преображенский соборы, Успенская церковь женского монастыря, храм Преподобного Сергия Радонежского, приют Трухиной, Петровская богадельня и церковь Дмитрия Солунского. На строительство этих прекрасных сооружений всегда находились средства бескорыстных благотворителей-тулян. Было создано множество церковно-приходских попечительств для помощи нуждающимся прихожанам.
К 1917 году число храмов и часовен в Тульской епархии составляло 1089. В самой Туле с ее 130-тысячным населением было 3 собора — Успенский, Богоявленский и Спасо-Преображенский и 68 храмов и домовых церквей (при семинарии, больницах, приютах, учебных заведениях, заводах и фабриках).
Тульская епархия может гордиться своими архипастырями — аскетами в быту, строгими владыками по отношению к нерадивым исполнителям святых канонов, любящими пастырями для прихожан, инициативными организаторами открытия новых храмов, обителей. Среди них первый тульский епископ Мефодий (Смирнов); Дамаскин (Россов), руководивший епархией почти 30 лет; Дмитрий (Муретов); Никандр (Покровский), более 33 лет возглавлявший Тульскую кафедру; Питирим (Окнов), впоследствии Митрополит Санкт-Петербургский; Иувеналий (Масловский), священномученик, расстрелянный при советской власти.
За годы советской власти все монастыри и почти все храмы на территории епархии были закрыты, большинство из них разрушено. Большинство духовных, исторических и культурных ценностей конфисковано. В Туле снесены прекрасные Казанский, Спасо-Преображенский, Сретенский (Ново-Никитский) и другие храмы. Уничтожена являвшаяся архитектурной доминантой города колокольня Успенского собора кремля, как и большинство других колоколен. Город стал будто обезглавленным.
И лишь в годы перестройки на тульской земле, как и во всей России, начинается возрождение Православия. К тому времени на территории области действовали всего 32 храма, из них четыре в Туле.
Уже сейчас в епархии 89 действующих церквей, 15 из них в Туле. Несмотря на экономический спад в стране, обнищание населения, особенно тех слоев интеллигенции, пенсионеров, которые и являются постоянными прихожанами, практически во всех храмах Тулы и области идет реставрация, обновление, ремонт.
Восстанавливается колокольня Свято-Никольского храма, приобретают первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье, Щегловский монастырь, Благовещенская церковь и Успенский собор в кремле.
Неустанными заботами владыки Серапиона воссоздаются Щегловская обитель в Туле и Жабынская пустынь под Белевом. Действуют два новых монастыря — Свято-Успенский в Новомосковске и Свято-Казанский в селе Колюпаново Алексинского района. Ведется строительство новых храмов. Действуют церкви во имя Донской иконы Божией Матери в Пролетарском районе Тулы, храмы в колонии строгого режима под Плавском, в поселке Ленинский, в Щекино, Ефремове, Новомосковске, Колюпаново.
Одним из самых лучших учебных заведений области стала Православная классическая гимназия, которую возглавляет митрофорный протоиерей Лев Махно. Состоялись два выпуска Пастырских курсов, где готовят будущих священнослужителей. Возрождены «Тульские епархиальные ведомости». На различных каналах радио созданы постоянные православные передачи, передачи и сюжеты постоянно проходят и по областному телевидению.
При владыке Серапионе усилилась борьба с сектанством. В епархии создан отдел катехизации и филиал московского центра реабилитации жертв тоталитарных сект, организованы курсы по подготовке катехизаторов и учителей воскресных школ.
Во многих храмах проходят постоянные внебогослужебные духовные беседы, на которые собирается большое количество прихожан. При храме Сергия Радонежского действует Православное молодежное движение, при котором открыты воскресная школа для детей, духовное отделение музыкальной школы, православная группа детского сада. Каждое лето создаются молодежный и детский лагеря.
В 1998 году в епархии возрождено викарийство. Викарием епархии стал хиротонисанный в марте епископ Богородицкий Кирилл.
Традиционными стали Никольские и Рождественские чтения в которых наряду с тульскими пастырями принимают участие крупнейшие ученые, преподаватели православных учебных заведений Москвы. Доброй традицией стало проведение организованных епархией праздничных концертов в областной филармонии. Впервые за 80 лет по городам епархии прошли организованные и возглавляемые епископом Кириллом крестные ходы.
Но главное — это духовное служение Русской Православной Церкви, только с помощью и на основах которой способна возродиться Великая Державная Русь.
Н. Шапошников
ЛИТЕРАТУРА
Материалы для историко-статистического описания Тульской епархии: Сб. / Изд. под ред. протоиерея А. Иванова и преподавателя семинарии Н. Троицкого.—Тула: Тип. Н.И. Соколова, 1884.—Т. 1.— 1884 [на обл. 1888] —[2] III, 162, XXV с.
Приходы и церкви Тульской епархии: Извлечение из церковно-приходских летописей / [Сост. П.И. Малицкий].— Тула: Тип. Н. Соколова, 1895.— 781, XLIII.
Расписание городских и сельских приходов и причтов Тульской епархии.— Б.м., [1877].— 59 с.— На тит. листе 2 апр. 1877 г.
Список монастырей в Тульской губернии // Памятная книжка Тульской губернии на 1893 г.— Тула, 1893.— С. 50—55 (отд. IV).
Список приходов Тульской Епархии / / Памятная книжка Тульской губернии на 1893 г.— Тула, 1893.— С. 3—48 (отд. IV).
Справочник по Тульской епархии.— Тула: Тип. Н.К. Конышевой 1914 — 31 с.
Троицкий Н.И. Сто лет бытия Тульской епархии: Исторический взгляд на епархиальную жизнь с 1799 по 1899 год: Речь. Произнесена на юбилейном Акте в зале Тульского Дворянского собрания 17 окт. 1899 г.— Тула: [Тип. И.Д. Фортунатова], 1899.— 27 с.
Андреев Н. О Тульском Успенском кафедральном соборе / / Тул. губ ведомости.— 1854,— № 8, 9, 10, 11 12.
[Монастыри, существующие в Тульской епархии] // Тул. губ. ведомости.— 1864.—№ 45.—С. 204—206; № 46,—С. 209—210; № 47.—С. 215—216; № 49.— С. 226—227.
Тульская епархия / / Полный православный богословский энцикл. слов.— [Репр. изд.].— М., 1992.— Том. П.— Стб. 2195—2196.
Действующие храмы и молельни [г. Тулы] / / Атлас Тульской области: Ист.-экон. обзор.— Тула, 1996.— С. 45.
Кипарисова А. Успенский собор // Кипарисова А. Тула.—М., 1948.— С. 36—40.
Алексий, патриарх Московский и Всея Руси. Душа и вера / / Тула вечерняя.— 1997.—7авг —С. 1. Благодарственное слово губернатору Тульской обл. В.А. Стародубцеву за постановление, согласно которому источник Блаженной старицы Ефросиньи объявлен природно-ист. и мемориальным памятником.
Банников В. Рыцарь духа // Коммунар.— 1993.— 27 мая. О митрополите Тульском и Белевском Серапионе.
Белоус А. Его степенство купец Котельников, Христа ради юродивый… // Тула вечерняя.— 1994.— 14 сент. О юродивом, похороненном близ Николо-Часовенского храма в Туле. Причислен к лику местночтимых святых.
Белоус А. Крестовоздвиженский храм // Тула вечерняя.—1993.— 20 окт. Не сохранившаяся церковь в Туле.
Белоус А. На месте нынешнего «Белого дома» // Тула вечерняя.— 1994.—20 окт. О Спасо-Преображенском храме в Туле.
Воскресная школа // Мол. коммунар.— 1997.— 16 сент.— С. 4. О воскресных школах, в т.ч. о тул. школе при храме Сергия Радонежского.
Вуколова Л. Почувствовали себя братьями и сестрами во Христе / / Коммунар.— 1996.— № 13.— С. 10. О деятельности Православного молодежного движения, созданного в Туле, при храме преподобного Сергия Радонежского.
Гарбузова Е. Сестры милосердия / / Мол. коммунар.— 1997.— 22 мая. Об о-ве «Милосердие», действующем при Тульской епархии, занимающемся оказанием помощи тяжело больным людям.
Мельникова Н. Чудо Господне // Тул. известия.— 1996.— 6 июня. О восстановлении храмов в Тульской обл.
Митрополит Серапион // Тул. епархиальные ведомости.— 1998.— № 3.— С. 6—8.
Отставных В. Никольские православные чтения // Тул. известия.— 1996.—20 дек. Впервые в Туле прошли православные чтения.
Сенин О.М. Центр реабилитации жертв тоталитарных сект: [Беседа с катехизатором тул. реабилитационного центра жертв тоталитарных сект, действующем при тул. храме Флора и Лавра] / Вела О. Викторова // Тул. известия.— 1997.— 13 февр. О деятельности центра.
Серапион, о. Жива вера — жив народ: Духовенство Тульской епархии поддерживает Закон о свободе совести: [Беседа с митрополитом Тульским и Белевским] / Вела О. Подъемщикова // Тул. известия.— 1997.— 17 июля. О положении дел в епархии, об отношении властей и религии, о церковных проблемах, об отношениях с другими конфессиями.
О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества: Пост. и. о. гл. адм. Тульской обл. № 311 от 19.07.93 // Тул. известия.— 1993.— 30 июля.— Содерж.: Состав комиссии по передаче…
Об объявлении родника питьевой воды в Алексинском районе памятником природы регионального значения: Пост. губ. Тульской обл. — гл. адм. № 293 от 06.07.97: [Информация] // Мол. коммунар.— 1997.— 22 июля.
В 2011 году из Тульской епархии была выделена Белевская епархия
Предложение митрополита Алексия образовать на территории Тульской области новую епархию было одобрено Патриархом Московским и всея Руси, Кириллом. В результате Тульская и Белевская епархия вошли в состав новообразованной Тульской митрополии.
На сегодняшний день Тульская епархия — в административных границах Богородицкого, Воловского, Ефремовского, Веневского, Кимовского, Киреевского, Куркинского, Ленинского, Новомосковского, Узловского, Тульского районов и Донского городского округа Тульской области.
География благочиний
Нижеследующий список требует уточнения в связи с образованием Белёвской епархии
- Тульское городское ()
- г. Тула
- г. Богородицк, с. Левинка, с. Малевка, с. Новопокровское
- г. Венев, с. Аксиньино, с. Борщевое, с. Дьяконово, п. Грицовский, с. Оленьково, с. Тюнеж
- г. Донской, с. Верхоупье, с. Волово, с. Любимовка, с. Никитское, с. Осиново
- с. Благодать, с. Дубики, г. Ефремов, с. Мечнянка, с. Новокрасивое, с. Туртень
- г. Кимовск, п. Епифань, с. Иваньково, с. Монастырщино , с. Покровское с. Пронь, с. Себино, с. Суханово, с. Хитровщина, с. Хованщино
- г. Болохово, с. Дедилово, г. Киреевск, с. Миленино, с. Новоселебное, с. Орловка, с. Панино
- г. Новомосковск, с. Гремячее, г. Донской, с. Ильинка, п. Куркино, п. Михайловский, с. Орловка, с. Осаново, с. Спасское
- с. Воскресенское, п. Дубна, с. Карачево, п. Ленинский, п. Октябрьский, с. Протасово, п. Петелино, п. Шатск
- г. Узловая , с. Высоцкое, п. Каменецкий, с. Супонь
Тульская епархия славится впечатляющим количеством церквей и соборов
Храмы и соборы являются важными объектами культурного и исторического наследия епархии. Неповторимые по своей архитектуре они поражают своей красотой и уникальностью. Вот некоторые из них:
Успенский кафедральный собор
Одним из главных храмов Тульской епархии является Успенский кафедральный собор.
Успенский кафедральный собор до 1917 года был монастырским
Время постройки храма точно неизвестно. Однако, из документов XVIII века, в которых встречается первое упоминание о нем, становится ясно, что изначально это было двухэтажное каменное здание.
Прежде чем храм приобрёл свой современный вид, его несколько раз разбирали и перестраивали.
В 1930-х годах собор пытались взорвать, но он оказался достаточно прочным и выстоял.
Сейчас Успенский кафедральный собор — это двухэтажное здание, построенное в русском стиле, поражающее своей замечательной архитектурой и богатейшим декорированием.
В январе 2007 года архиепископом Алексием был освящён престол нижнего храма, а в 2012 году — второй этаж.
Храм Святой Мученицы Параскевы-Пятницы
Также, одним из самых примечательных храмов в Тульской епархии является храм Святой Мученицы Параскевы-Пятницы, расположенный в селе Дедилово. Он вне всякого сомнения не оставит никого равнодушным, настолько живописно расписано здание. А выполнил роспись простой рабочий, не имеющий художественного образования, но явно обладающий большим талантом.
Храм Святой Мученицы Параскевы-Пятницы Тульской епархии
Церковь в честь Параскевы была построена на берегу реки Шиворонь не случайно. Люди верили, что, если из воды выйдет какая-нибудь нечисть, Параскева её прогонит.
Храм Двенадцати святых Апостолов
В 1896 году преосвященный Питирим, посетив Тульскую кафедру обратил внимание на то, что большинство церквей находятся в центре Тулы. Тем самым многие жители окраин города лишены возможности посещать их.
Архиерей принимает решение организовать строительство храмов на окраинах. В результате появилось четыре храма, один из которых — Храм Двенадцати святых Апостолов.
Храм Двенадцати святых Апостолов Тульской епархии был построен в 1908 году
Первоначально это был деревянный храм. А уже в 1903 году была закончена и освящена закладка каменного храма, строительство которого закончилось в 1908 году.
В 1991 году храм был признан памятником регионального значения и поставлен на госохрану.
Глава Тульской митрополии — митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов Андрей Николаевич)
Андрей Кутепов родился 10 мая 1953 года в Москве в обычной рабочей семье, чтившей православные традиции.
Алексий, Митрополит Тульский и Ефремовский возглавляет епархию с 2002 года
Будучи ещё ребёнком с ним произошли события, повлиявшие на его дальнейшую судьбу. Один из таких моментов произошёл при первом посещении церкви, оно произвело на него огромное впечатление.
Заворожённый видом изнутри — внутреннем убранством и светом наполнявшем храм, он почувствовал себя как дома. В дальнейшем это чувство только окрепло и сохранилось на всю его жизнь.
Следующий переломный момент был связан с посещением Алексия Киево-Печерской Лавры в возрасте 16-ти лет. Так же, как и в московском храме он почувствовал, что находится дома, ему не хотелось покидать его.
Сильное впечатление произвело на будущего архиепископа посещение Киево-Печерской Лавры
Окончив школу, он поступает в МГПУ им. Ленина на химический факультет, так как интересовался естественными науками. Однако отучившись два года будущий, архиерей оставляет университет и поступает в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1975 году.
Во многом такому выбору поспособствовал совет отца Серафима (Шинкарева) из Троице-Сергиевой Лавры. Будущий митрополит тульский обратился за советом к старцу — какой жизненный путь выбрать, тот ответил, что ему нужно поступать в духовную академию.
В феврале 1975 года был рукоположён в сан диакона, а уже в сентябре того же года пострижен в монашество, с наречением имени Алексий. На следующий день священнослужитель был возведен в сан игумена, в ноябре — в сан архимандрита.
Святейший Патриарх Пимен благословил Алексия на поездку в Иркутскую и Читинскую епархию
Достаточно молодым, в возрасте 22 лет, был назначен настоятелем Знаменского кафедрального собора города Иркутска, секретарем Серапиона (Фадеева) и благочинным I и II Иркутских благочиний.
В 1979 году Алексий защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата богословия.
В мае 1980 года назначен секретарём архиепископа Владимирского и Суздальского. Трудился на должности настоятеля кафедрального Успенского собора во Владимире и благочинного Владимирского и Муромского благочиний. В марте 1984 года возглавил Троице-Сергиеву Лавру.
В течении двух лет (1988 — 1990гг.) священнослужитель трудился на должности председателя Хозяйственного управления Московского Патриархата. В декабре 1988 года Алексий был возведён в сан архиепископа.
Более 12 лет с 1990 года прослужил на Алма-Атинской и Казахстанской кафедре. По словам владыки, это был один из самых радостных и самых печальных периодов его жизни.
Радостным он был, потому что появился первый опыт управления епархией, здесь он наблюдал богатую духовную жизнь. А печальный — потому что на земле Казахстана ему со своей паствой пришлось пережить распад СССР.
В октябре 2002 года возглавил Тульскую и Белевскую кафедру.
20 апреля 2009
архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита
7 июля 2011 года определён на должность настоятеля Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы и Введенского Макариевского мужского монастыря.
27-28 декабря 2011 года была образована Тульская митрополия, а её главой назначили митрополита Алексия.
Архиереи
- Мефодий (Смирнов) (31 декабря 1799 — 31 декабря 1803) [8]
- Амвросий (Протасов) (10 января 1804 — 7 февраля 1816)
- Симеон (Крылов-Платонов) (27 февраля 1816 — 16 июня 1818)
- Авраам (Шумилин) (21 июля 1818 — 29 октября 1821) [9]
- Дамаскин (Россов) (6 ноября 1821 — 19 декабря 1850)
- Димитрий (Муретов) (4 марта 1851 — 11 июня 1857)
- Алексий (Ржаницын) (20 июля 1857 — 29 августа 1860)
- Никандр (Покровский) (22 октября 1860 — 27 июня 1893)
- Арсений (Иващенко) (1893) в/у, еп. Каширский
- Евдоким (Мещерский) (1912) в/у
- Сщмч. Игнатий (Садковский) (1922 — 1923) в 1922 г. — в/у
- Платон (Тихомиров) (1928) в/у [11]
- Флавиан (Сорокин) (18 декабря 1928 — 5 декабря 1933) в/у, еп. Венёвский
- Питирим (Свиридов) (1942 — 1943) в/у
- Алексий (Сергеев), 2-й раз (11 июля 1943 — май 1944) в/у, архиеп. Рязанский
В Тульской епархии активно действует отдел по социальному служению и благотворительности
Особое внимание в епархии уделяется социальной деятельности. Сестры милосердия и добровольцы оказывают помощь одиноким пожилым людям — покупают продукты и одежду, помогают им в ведении хозяйства.
Лицам не имеющих места жительства помогают устроится в социальных гостиницах, домах престарелых. Организуется помощь многодетным семьям и малообеспеченным людям.
Для детей из детских домов и интернатов сотрудники отдела собирают и передают детское питание, средство гигиены, одежду и т.д. Организуются благотворительные акции, паломнические поездки по храмам и святым местам Тульского края.
Сотрудники отдела по социальному служению посетили «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Тула №1»
Социальный отдел взаимодействует с образовательными учреждениями региона. Бесплатно проводятся дополнительные занятия по ряду предметов: русский язык, математика, английский, химия. Действует краеведческо-просветительская программа, в рамках которой для школьников организуются регулярные экскурсии во Всехсвятский кафедральный собор.
Для глухих и слабослышащих детей организуются различные выставки, такие как, «Рождественский ангел», выставка «Живая нить» и другие.