Биография
Отец Евгений родился в 1973 г. в Екатеринбурге в семье инженеров. В детстве он не получал церковного воспитания. По настоянию бабушки юноша принял крещение в 16 лет. После окончания средней школы он поступил в Свердловский государственный инженерно-педагогический институт. Продолжая семейную традицию, он выбрал специальность «Робототехника».
Протоиерей Евгений Попиченко
Через некоторое время по Божьему провидению юноша познакомился с Игорем Бачининовым. В начале 90-х гг. он читал курс лекций о важности здорового образа жизни. На одной из них Евгений услышал выступление молодой девушки Людмилы, которая недавно познакомилась с христианством и вдохновенно рассказывала о своём духовном опыте.
Она предложила слушателям подготовиться к исповеди и таинству Причастия. В ходе выполнения этого задания молодой человек проникся христианскими идеями. Это привело его в екатеринбургский храм Вознесения Господня. Регулярно посещая службы, юноша укреплялся в решении посвятить себя служению Господу. Постепенно он вошёл в церковную общину и получил свои первые послушания.
Вскоре он познакомился со священником Димитрием Байбаковым. Иерей Димитрий был настоятелем Покровского храма в селе Рудянское Сухоложского района. Общение с ним укрепило решение Евгения. В течение 2 лет он нёс алтарническое служение в сельском храме, который посещало множество молодых людей, стремящихся к единению с Господом.
Через некоторое время отец Димитрий назначил молодого человека руководителем церковного хора.тЕвгений Попиченко принял священство весной 1995 г. Священническую хиротонию проводил руководитель Екатеринбургской епархии Никон, который оставил молодого священника в Иоанновском монастыре.
Но иерей Димитрий, ведущий активное церковное и социальное служение, попросил вернуть своего помощника обратно на служение в Свято-Пантелеймоновский храм Екатеринбурга. Отец Евгений 18 лет состоял в клире Пантелеймоновской церкви. Помимо церковного послушания, духовный отец поручил ему закончить светское образование.
Важно! В 2013 г. его назначили настоятелем Успенского Собора, расположенного в Екатеринбурге. Благодаря усилиям батюшки старинный храм начал восстанавливаться, развивается приходская община.
Протоиерей Евгений Попиченко: Все мы на службе у Пресвятой Богородицы
Для священника община – большая семья, а храм – общий дом, в котором священник служит, молится и проповедует, а еще выслушивает приходящих к нему и пытается им помочь. Традиционно на Руси священника выбирали из прихожан, рукополагали его для «своего храма», где он и служил всю жизнь. Теперь традиции изменились: священника посылают служить не туда, где его все знают и где он знает всех, а туда, где острее чувствуется необходимость именно в его участии, в его личных качествах. Поэтому так часто разные храмы переживают расставание со священником, уход части общины за «своим батюшкой» и приход «новеньких». Момент сложный, но всегда не случайный, промыслительный. Опытом перехода на новое место служения, из рядового священника – в настоятели и первым опытом формирования общины делится протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора во имя Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе г. Екатеринбурга.
Отец Евгений, как вы решились покинуть удобный, отстроенный, расписанный Свято-Пантелеимоновский храм и перейти в разрушенный, неустроенный, где нужно все начинать сначала?
Решился очень непросто. Сказано в 114 псалме: «Смирихся, и спасе мя Господь». Смиренному везде рай, потому что он всегда с Богом, потому что дается ему благодать. А смирение обязательно выражается в послушании старшему. А я нашему дорогому Владыке Кириллу послушание быть настоятелем храма оказал только с третьего раза. Когда мы впервые с Владыкой встретились и поговорили, он сразу задал мне духовную задачу: «Вы уже батюшка взрослый, состоявшийся. Давайте будем думать про настоятельство».
Конечно, я стал переживать по этому поводу, ведь в храме целителя Пантелеимона я духовно родился и взрослел в течение 20 лет. Сначала служил на разных церковных послушаниях: киоскером, певчим, алтарником, посыльным. После рукоположения в духовный сан тоже вернулся в родной храм. Все 20 лет на моих глазах формировался приход, все рождалось и строилось, собиралось главное сокровище – люди. Приходили молодые люди, становились алтарниками, а потом, рукоположившись, по благословению Архиерея сразу же уходили на другие приходы. А я оставался. Понятно, что к этой жизни и, в особенности, к людям сердце сильно прикипело. И казалось, что до конца своих дней я буду спокойно и мирно трудиться в одном приходе. Поэтому предложение Архиерея было воспринято очень тяжело.
Успение Пресвятой Богородицы – праздник, который мне очень дорог, потому что это главный день в жизни Божией Матери. В жизни любого человека главный день после дня его рождения – это день его успения, день встречи со Христом. Пресвятая Владычица после Воскресения и Вознесения Своего Божественного Сына всю последующую жизнь жила ожиданием встречи с Ним.
1 октября 2011 года, в день памяти иконы Божией Матери «Целительница», Владыка Кирилл предложил мне быть настоятелем одного из екатеринбургских храмов и дал сутки на размышление. Меня все убеждали соглашаться – храм в центре города, с богатой историей и огромным потенциалом. Прошла ночь, началось воскресенье, Божественная литургия. Помню: на клиросе читают часы, а я стою перед иконостасом, смотрю на все такое родное, многолетнее, привычное – и прямо чуть слезы не бегут, такой серьезный переворот в сердце происходит. Надо от всего родного отрываться, все оставлять… я просто физически чувствовал надрыв в сердце. А потом вспомнились слова: «Смирихся, и спасе мя Господь», «Да будет воля Твоя», – и так стало легко после принятия решения. Прихожу к Владыке и говорю: «Владыка, пусть Ваша воля будет выражением Божией воли. Я согласен». Владыка говорит: «А я передумал».
Но вы уже знали, что придется покинуть родной храм?
После этих событий прошло еще два года служения в родном Пантелеимоновском храме. Видимо, это время было необходимо, чтобы решимость окончательно созрела. И ровно через два года, 1 октября 2013 года, состоялся епархиальный совет, на котором было принято решение: Отдел социального служения, которым я руковожу, перевести на базу Свято-Успенского прихода на ВИЗе.
Конечно, между этими двумя датами была и жизнь молитвенная, и вопрошание воли Божией, и размышления, и важные для меня паломничества. Например, для воспитания наших с прихожанами душ мы совершили три поездки в Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель. Трижды удалось нам помолиться в этой древней обители – у святых и у святынь. Теперь я ясно вижу, что получилась духовная эстафета – из Печерского Успения в Успение на ВИЗе.
Год назад, в апреле, была удивительная однодневная поездка – с одним добрым человеком мы побывали в Доме Пресвятой Богородицы, на Святой Горе Афон. Поскольку времени было немного, мы успели только попытаться взойти на гору Афон и дошли до площадки, на которой располагается храм в честь Царицы Небесной – Панагии Всесвятой. Здесь собрались немцы, румыны, белорусы – получилась интернациональная молитва. Пресвятая Богородица как бы дала нам Свое благословение.
Когда ты видишь, что исполняется воля Божия, то душа уже не сопротивляется и с миром принимает важные жизненные изменения.
Как приняла эти перемены ваша супруга, матушка Ольга?
Приняла с радостью, как волю Божию. Как возможность нового роста, как новое послушание Церкви: «Как бы трудно ни было, я всегда рядом». Это очень ценно и дорого. То, что Господь дает делать, невозможно было бы исполнить без любви, поддержки, смирения и молитвы дорогой матушки и всей семьи. Служение Богу жены священника в каком-то смысле более трудное, чем служение пастыря.
«Подвиг есть и в сраженье, Подвиг есть и в борьбе. Высший подвиг – в терпенье, Любви и мольбе».
Мужьям вообще нужна душевная и молитвенная поддержка жен. Важно, чтобы в противовес нашему маловерию и малодушию близкий человек сказал: «Ничего, все будет хорошо».
Ваша первая встреча с собором Успения – какой она была?
На территории этого храма до дня назначения я не был ни разу. И вот 2 октября 2013 года произошло первое знакомство с настоятелем храма, отцом Дионисием Рубленовым, и некоторыми прихожанами. Шло приходское собрание, на которое мы и приехали с благочинным, протоиереем Николаем Ладюком. Указ, зачитанный им, был как гром среди ясного неба. Понимаю, что и отцу Дионисию, и прихожанам потребовалось поистине христианское мужество и смирение, чтобы принять волю Архиерея. За все труды хочется тепло поблагодарить отца Дионисия и его помощников. Пусть Господь поможет батюшке на новом месте служения, в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы поселка Кедровое.
Когда вы уходили из Пантелеимоновского храма, то звали кого-нибудь из прихожан с собой?
Вообще никого не звал, потому что это в каком-то смысле нечестно, как будто бы я стал кого-нибудь переманивать. Каждый человек, если у него нет в храме послушания, свободен выбирать, где ему полезнее и интереснее. К сожалению, некоторые прихожане пережили и переживают до сих пор кризис. Кто-то и хотел бы перебраться в другой храм, а возможности нет (трудно с тремя детьми без машины добираться, ведь многие живут очень далеко от ВИЗа, в районе Компрессорного завода). Другие несут в Пантелеимоновском храме послушания и тоже не могут уйти, пока не подготовят себе замену. Для таких прихожан перевод духовника в другой храм – это испытание веры, проверка на смирение и на сопротивляемость печали.
Каким было первое настоятельское решение, которое вы приняли на новом месте?
Первая пришедшая на сердце мысль – нужно начинать богослужения в стенах самого собора. Слава Богу, что в первые же дни после назначения со мной пришли братья и сестры – сотрудники Православной Службы Милосердия, с которыми мы много лет трудились вместе. Никаких сомнений не было, что послушание старосты нужно предложить Олегу Олеговичу Савину. Он даже не размышлял, а ответил, как солдат: «Батюшка, благословите», – и вперед. Вот перед ним и были поставлены задачи: готовить храм, в котором нет до сих пор ни отопления, ни водоснабжения, к зиме и к обустройству для богослужения. Одновременно мы начали расширять помещение, в котором располагался временный храм, ведь прихожан стало значительно больше.
Трудно ли из приходского священника превращаться в настоятеля? Появляется, наверное, много новых направлений работы?
Когда ты приходской священник, твои обязанности, как правило, соотносятся с тем, что ты умеешь и любишь. А настоятель должен входить во все процессы жизни прихода. «Прелести» настоятельского служения я частично вкусил во время прошедшей Рождественской службы. У нас в соборе особая обстановка. В центре огромного здания с помощью деревянных опор и старых баннеров огорожена часть пространства – по бокам и сверху, чтобы удерживать тепло; алтарь без иконостаса, на бугристом полу ковры – тоже для тепла и для того, чтобы хоть как-то выровнять пол, три печки-буржуйки топятся дровами, службы «с дымком». Так вот, зайдя в храм в 10 часов вечера, я намеревался спокойно подготовиться к исповеди, встать у аналоя и принимать народ.
Но, когда зашел в собор, вижу – печки почему-то не растоплены. И понимаю, что сейчас в храм на ночную службу впервые за много-много лет придет множество людей. И эти люди просто сразу замерзнут. И тут начинается настоятельская жизнь: с горячим желанием кому-то оторвать голову ищешь «крайнего» печника, а потом вылавливаешь кого-нибудь из пришедших мужиков, чтобы быстренько организовать растопку. Мужички начинают топить, но топят неумело: дым из печи идет в храм, люди стоят, как ежики в тумане, интенсивно вдыхая углекислый газ, перерабатывая его в другой, менее пахнущий. В середине службы алтарник случайно разбивает посуду, предназначенную для запивки после Причастия, хор поет как-то неспешно, потом начинается беспокойство за то, что после службы нужно накормить народ – а все ли готово? И весь этот ворох мыслей нужно отмести и все-таки настроиться на Литургию. И вот чудеса – все эти проблемы благодаря помощникам и с помощью Божией решаются. Труд настоятеля – это баланс труда Марфы и Марии.
Сегодня перед приходом стоит грандиозная задача – восстановление собора. Наверное, это ваша самая главная забота?
Для того, чтобы начать восстанавливать собор, нужно сначала освободить его от оков, то есть, разрушить пристройки и надстройки советского периода. И уже для проекта нужны и благотворители, и рабочие руки, и решение задачи по оформлению земли и построек на территории в собственность. Каждый вопрос – отдельная тема. Плюс обязательная и важнейшая задача – работа с прихожанами, обучение их вере, воспитание их в стремлении к литургической жизни. В общем, хлопот хватает. И, кроме того, прежних послушаний никто не отменяет.
Надеюсь на милость Божию и на помощь Пресвятой Богородицы. Один мудрый человек сказал мне: «Раньше вы, батюшка, служили великомученику Пантелеимону, сейчас вы служите Пресвятой Богородице». Великая милость Божия и доверие Архиерея в том, что мы сейчас можем хоть сколько-то потрудиться над восстановлением этой святыни, одного из древнейших соборов Екатеринбурга.
Кажется, что от генеральной цели – восстановления собора – ничто не должно отвлекать. Но, если посмотреть на жизнь Успенского прихода, то в ней много всего такого, что к восстановлению собора, казалось бы, не имеет отношения: зимой для детей – горка и елки, для прихожан концерты и праздники.
Знаете, восстановление собора – не генеральная цель. Народная мудрость давно подметила, что Бог не в бревнах, а в ребрах, и что Церковь – это не стены, а люди. Люди, которые всей душой, всем сердцем и всей крепостию (то есть волей) своей устремлены к Богу. Если люди будут приходить в Церковь «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», если прежде всего будем искать Царствия Небесного и правды его, то все остальное приложится. Генеральная цель каждого христианина – стать причастником Божественного естества.
Мы, в основной массе своей, к сожалению, когда-то неожиданным образом ввалились в церковную жизнь. Без подготовки, без предварительной работы над своей душой, без серьезного очищения ее от той скверны, которая накоплена за десятки-десятки лет. В Церковь мы пришли с таким настроением, как будто мы всех здесь облагодетельствовали своим приходом. Когда знакомишься с людьми, с их жизнью, мотивами, приоритетами, то понимаешь, что Господь и Причастие Ему стоит у них вообще непонятно на каком месте. Непонятно, как они себе это Таинство представляют, как они к нему готовятся, как относятся. Причащаются редко, раз в пост или раз в год.
Как быть в таком случае, если забывают о самом главном?
Святые отцы говорят, что познание себя и обретение опыта духовной жизни – это наука из наук и искусство из искусств. Об этом написаны десятки, сотни книг. Но вот парадокс: у нас люди фактически не читают духовную литературу, они читают литературу душевную, то есть литературу о вере, замечательные книги художественного содержания. Классический пример – книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которая у многих людей пробуждает интерес к Церкви потрясающим рассказом о верующих людях и церковной жизни. Но появившийся интерес человек должен начать развивать чтением аввы Дорофея, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Серафима Саровского – то есть практиков духовной жизни, которые учат, как жить по вере. И вот эти-то книги люди читать не приучены.
От этого возникает серьезная проблема, что человек в духовной жизни может десятки лет топтаться на месте. Освоит разрозненные элементы церковной жизни – как ставить свечки, какие акафисты читать, когда делать поклоны и когда не делать – но опыта борьбы со страстями и приобретения добродетелей так и не накопит.
Поэтому для настоятеля одна из главных задач – воспитать прихожан таким образом, чтобы для них это было центральным делом жизни. Нужно настраивать и готовить людей к осознанной церковной литургической жизни. Для этого мы организовали цикл огласительных бесед для взрослых, во время которых человек должен заинтересоваться духовной жизнью, у него должна пробудиться жажда узнавания и приобретения опыта православной жизни. Это целый путь. Чтобы осознанно подойти к Причастию, во-первых, нужно изучить и проверить веру, узнать о духовных законах. Во-вторых, нужно всерьез разобраться со своей предыдущей жизнью – вытащить из души все безобразия тяжких смертных грехов. В-третьих, очень важно настроить сегодняшнюю свою жизнь по Евангелию, потому что духовная жизнь – это война за драгоценную и бессмертную нашу душу, самое дорогое для Бога сокровище.
Искренний человек всегда ищет благодати Божией путем очищения себя от греха и жизни по Евангелию и по святым отцам. Поэтому в Церковь обязательно будут собираться живые люди, которые всерьез хотят спасти свою душу, которые ищут Христа.
А если в храме будет община, желающая спастись, община молящаяся, то Господь обязательно поможет в материальном плане очень быстро. Может быть, звучит это несколько странно, но я вообще не беспокоюсь о восстановлении собора в какие-то сроки. Может быть, это легкомысленно, и я просто не представляю, какая это грандиозная задача. Но мне кажется, что для Пресвятой Богородицы несколько сотен миллионов рублей – это такая мелочь, что Она очень легко может их изыскать. Не мы, грешные, а Она расположит сердца людей, которые захотят поучаствовать в этом деле жизни – восстановлении храма Божиего, храма Божией Матери.
Поделитесь «рецептом» устроения нормальной приходской жизни?
Рецепт и сложный, и простой одновременно. Это проповедь, оглашение и беседы с людьми – «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10, 17). Это хороший церковный киоск, в котором не только свечки продаются, но есть достойный выбор духовной литературы для детей и для взрослых, для образованных и для простых людей. Важная задача – это организация доступной полноценной библиотеки, церковного хора, способного не только воспроизводить красивые мелодии, но и молиться. Чтобы от церковного молитвенного пения души и прихожанина, и священника возносились бы к Богу, чтобы люди могли сказать: «Не знаем, где были, на Небе или на земле».
Важный элемент воспитания прихожан – это совместные поездки, паломничества, когда люди на несколько дней оказываются в святом месте, приобщаются к монастырской молитве. Некоторое время назад мы съездили к святыням Сибири, Тобольска и Свято-Знаменского Абалакского монастыря. Для многих это были потрясающие впечатления, укрепление веры, следующий шаг в духовной жизни, возможность ближе познакомиться. У нас были незабываемые вечера, наполненные теплым, живым общением, совместным чтением, которые, несомненно, нас укрепили. Ну и, конечно, приход должен иметь радостную внешнюю жизнь, которая просто является жизнью: это и совместные трапезы после общих больших богослужений, и каток, и горка, и конкурс на лучшую рождественскую елочку, летние походы и сплавы.
Очень важным делом именно для нашего прихода видится создание братства верующих церковных серьезных мужчин. Братство, объединенное молитвой и общей целью. Сестричество у нас уже есть, так как сестры милосердия пришли за мной вместе с другими сотрудниками и добровольцами Православной Службы Милосердия.
За два десятка лет служения в Пантелеимоновском храме вы успели пройти и детский садик, и школу, потом как будто и в вузе поучились. Теперь Господь отправил вас в самостоятельную настоятельскую жизнь.
Один батюшка в 18-ю годовщину моего рукоположения сказал: «Ну, все, 18 лет прошло – пора в армию». Эти слова оказались пророческими: теперь – армия. Все, чему научился, нужно применять в боевых условиях. Нужно все силы приложить, чтобы создать единый приход, чтобы не было разделений на новеньких и стареньких, наших и пришлых. Все наши.
•11 •декабря• 2014•
Социальная деятельность
С середины 90-х гг. отец Евгений несёт активное социальное служение. Первый опыт этого послушания священник получил в больнице для людей с психическими заболеваниями. Этот опыт научил его бороться со страстями и грешными помыслами.
Отец Евгений является настоятелем Успенского храма в Екатеринбурге
С 2002 г. протоиерей Евгений Попиченко был назначен руководителем всех социальных проектов, проводимых в Екатеринбургской епархии. Он руководит следующими видами социальной работы:
- организация работы Службы Милосердия;
- помощь людям, нуждающимся в помощи;
- проведение конференций, посвящённых социальным, медицинским и религиозным вопросам;
- организация паломнических поездок;
- формирование добровольческих отрядов для помощи в чрезвычайных ситуациях, происходящих в разных российских регионах.
У отца Евгения большая и крепкая семья — чудесная жена и пятеро детей
Отец Евгений, Матушка Ольга и их дети
Смотрите также статью Андрей Ткачёв: биография, фото семьи
С матушкой Ольгой отец Евгений познакомился в храме Вознесения, куда он ходил обучаться пению. Ольга тогда приехала на каникулы из Санкт-Петербургской духовной семинарии. По счастливой случайности, она оказалась музыкантом.
Тогда отец Евгений решил взять у нее пару уроков. Когда Ольга вернулась обратно в Санкт-Петербург, то связь будущие муж и жена держали через письма.
Как рассказывает сам отец Евгений, перед тем, как решиться на такой важный шаг, они с Ольгой отправились к отцу Николаю Гурьянову, на остров Залит.
Несмотря на то, что их путь проходил по тонкому льду Псковского озера, решимость и молитва оберегли их от беды. Там будущие муж и жена получили благословение от старца и наставления назвать сына Серафим, а дочь — Серафимой.
В семье отца Евгения и матушки Ольги пятеро детей — Серафим, Симеон, Екатерина, Серафима и Пелагея. Сам Евгений говорит, что дети у него золотые, послушные. Девочки любят по-своему, ласково. Мальчики же своей, скупой мужской любовью.
Взглянув на фото Евгения и его семьи, сразу становится понятно, насколько дружны они в своем семейном счастье.
Труды и проповеди
Общественная деятельность отца Евгения не ограничивается руководством и участием в различных социальных проектах. Участвуя в различных социальных проектах, священник часто взаимодействовал со средствами массовой информации.
С 2009 г. он возглавил православный епархиальный журнал «Православный вестник», в котором рассказывается о жизни епархии, священниках и прихожанах екатеринбургских приходов. Также в нём публикуются статьи, освещающие основные христианского вероучения и истории православной церкви.
Интересно! Помимо печатных изданий священник сотрудничает с православными телеканалами. Он является постоянным ведущим программы «Церковный календарь», выходящей на канале Союз. Батюшка Евгений рассказывает о православных праздниках, пытаясь донести до зрителей значимость того или иного святого предстоятеля и праздника.
Протоиерей идёт в ногу со временем, используя для проповеди Слова Христова современные средства коммуникации. Он является создателем интернет-проекта «Благая часть». С его помощью он привлекает в церковь молодое поколение, доступно объясняя основные христианские догматы, освещая вопросы милосердия, смирения и терпения.
Одно из послушаний Отца Евгения — социальное. Он помогает больным, старикам, детям
Евгений Попченко посещает больницы, где помогает больным, наставляет их в вере и вникает в нужды взрослых и маленьких пациентов
По словам самого отца Евгения, его социальное служение началось с того момента, как он начал посещать пациентов психиатрической больницы. На ее территории находился храм, где Евгений Попиченко был священником.
С 2002 года отец Евгений — руководитель епархиального Отдела социального служения по благословению архиепископа Викентия.
Под его руководством более 20 социальных проектов, каждый из которых направлен на помощь нуждающимся: старикам, детям, больным. К социальному служению привлекаются и добровольцы.
Смотрите также статью Священник Павел Островский
Среди прочих видов послушаний, отец Евгений вместе с добровольцами, ездил в Крымск, пострадавший от наводнения в 2012 году. По словам самого отца Евгения, это было тяжелое испытание, ведь необходимо было за очень короткий срок подготовить людей и поехать в неизвестное место.
Комментарии
- Вячеслав
:18.02.2019 в 22:25
о.Евгений,вы в Челябинске учились в 1983г.?
Ответить
- р.Бож.Лариса
:
06.05.2019 в 17:24
Христос воскресе! С праздником св.Георгия Победоносца! Храни Вас Бог! Мира,добра,благоденствия,спасения!Спаси Бог за всё!!!
Ответить
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение