Первый удел Богородицы на Земле
Древняя Иверия, нынешняя Грузия, — первый удел Божией Матери на Земле. После Вознесения Господа Иисуса Христа апостолы собрались в Сионской Горнице, где было установлено таинство Причащения, и бросали жребий: в какую страну каждый из них пойдет. Пресвятая Богородица пожелала принять участие в Евангельской проповеди, Ее жребием стала Иверия…
Однако Господь, пообещав, что не отвергнет жребия Ее и не оставит народа Ее без участия в Небесном благе, повелел Своей Матери отправить туда Ее нерукотворный образ, а на проповедь благословить святаго апостола Андрея Первозванного. По преданию, апостол Андрей трижды проповедовал в Иверии, просветив многие ее города и селения, он основал тут епископскую кафедру, рукоположил епископа, иереев и диаконов.
Распространение Христианства в Иверии
В городе Ацкури, близ современного города Ахалцихе, апостол воскресил умершего накануне его прихода сына вдовы. Став свидетелями этого чуда, жители той местности приняли Крещение. Именно здесь апостол Андрей оставил нерукотворную икону Пресвятой Богородицы, которую по названию этих мест с тех пор именуют Ацкурской, ее память и ныне совершается 28 августа по н. ст.
Известно, что в Иверии благовествовали и святые апостолы Матфий, который погребен здесь в Апсаре — ныне Гонио близ Батуми, и Симон Кананит, упокоенный в Никопсии. Также древнейшие источники упоминают о проповеди в Восточной Грузии святых апостолов Варфоломея и Фаддея. Но о Воплотившемся Мессии на этой благословенной земле узнали даже раньше апостольской проповеди. Первоглашатаями благой вести в Иверии были мцхетские иудеи, пришедшие сюда еще в ветхозаветные времена после взятия Навуходоносором II Иерусалима (597 г. до Р. Х.) и поселившиеся в Мцхете, где они уже в начале новой эры говорили о Рождестве Богомладенца.
Первая грузинская святая
Мцхетского раввина Элиоза, тот самый первосвященник Анна, в 30-м г. I в. упрашивал в письме прибыть в Иерусалим для участия в суде над Иисусом Христом. Мать Элиоза, происходившая из рода первосвященника Илии, умоляла сына не принимать участия «в крови Христа». Согласно преданию, эта верующая иудейка услышала стук молотка, когда забивали гвозди в руки Спасителя мира, и в тот самый миг умерла со словами: «Прощай отныне, царство еврейское, убившее пришедшего во плоти Спасителя и сделавшееся врагом Бога-Создателя».
По просьбе своей сестры также, как и мать верующей во Спаса, Сидонии Элиоз выкупил Хитон Господень у воина, которому по брошенному у Креста жребию он достался (см. пророчество Пс. 21:19), и привез в Мцхету. Услышав рассказ о смерти Христовой, и взяв святыню, Сидония прижала ее к себе и предала Господу душу. Хитон так и не смогли забрать из рук этой первой грузинской святой, и она была погребена вместе с ним. На месте упокоения святой Сидонии вырос чудотворный кедр. До времени прихода в Иверию главной проповедницы святой равноапостольной Нины это место оставалось тайным…
Серафимо-Дивеевский монастырь
Уделы Пресвятой Богородицы на Земле – места особой благодари, созданные избранными во славу и повелению Царицы Небесной.
Описание
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — одна из крупнейших женских обителей, созданная по воле Пречистой в селе Дивеево под Нижегородской областью (граничащем с республикой Мордовия и расположенном на побережье реки Вичкинзы). Православный центр почитается христианами как 4-й «земной Удел Пресвятой Богородицы», и по пророчеству святого Серафима Саровского впоследствии должен будет приобрести статус единственной женской лавры в мире.
История
Начало образования монастыря дотировано XVIII в., когда богатая киевская помещица Агафья Мельгунова внезапно овдовев, решила сохранить чистоту своего вдовства приняв монашеский постриг. Став монахиней Киево-Флоровского монастыря теперь уже Александра однажды во время полуночного бдения увидела лик Богородицы, наказавшей ей уйти из монастыря далее на север Руси и нести слово божие до того момента, пока не укажет ей место Царица Земная.
Обратившись за советом к монахам Киево-Печерской Лавры, Александра получила признание истинности своего ведения и отправилась странствовать по Руси. Во время пути из Мурома в Саровскую пустошь матушка остановилась на отдых в селе Дивеево. Здесь же ей во второй раз явилась Богородица, наказав, построить в этом месте монастырь, жители которого навсегда останутся под ее покровительством и защитой.
В конце XVIII в. на собственные деньги матушки Александры в Дивеево был заложен фундамент будущей церкви, а 6 лет спустя состоялось ее освещение.
Накануне своей кончины матушка Александра поручила свое богоугодное дело молодому иеродиакону Серафиму. А впоследствии к будущему святому Серафиму Саровскому явилась и сама Богоматерь, наказав продолжить строительство обители и заботиться о сестрах. Благодаря участию батюшки Серафима к Казанской церкви со временем была пристроена Мельничная община, населенная только избранными сестрами, отказавшимися от мирской жизни и собственной воли в пользу неустанного труда и молитв. Батюшка Серафим стал ангелом-хранителем жительниц монастыря, называя их сиротами и постоянно заботясь об их благополучии.
В 1842-м г община приобрела статус Серафимо-Дивеевской.
Паломничество
Современный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь – это соединение 4-х прекрасных соборов: Казанского, Троицкого, Преображенского и Благовещенского. В Троицком монастыре которого нашли успокоение останки батюшки Серафима Саровского.
В 16 км от монастырского комплекса в селе Цыгановка находится источник преподобного Серафима, по слухам обладающий целительной силой, а также источник имени преподобной основательницы монастыря Александры.
Духовным центром обители считается канавка Пресвятой Богородицы – тропа, которую Царица Небесная собственноручно измерила своим поясом, и по которой она еженощно обходит свой последний удел. Создана канавка была еще при жизни Серафима Саровского.
В церкви Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь ежедневно проходят службы.
Добраться до святыни можно из Нижнего Новгорода:
- на автобусе, отъезжающем от железнодорожного вокзала каждый час, начиная с 8:00;
- на теплоходе, отплывающем от речного вокзала, расположенного в исторической части города;
- на поезде, следующем через город Арзамас до станции Дивеево;
Для размещения паломников здесь предусмотрены 15 корпусов, оформляемых на условиях предварительного бронирования, и предоставляющих жилье от койко-места до комфортабельных апартаментов.
Богослужения здесь проводятся в 4-х храмах и начинаются в 5:15 утра. Помимо посещения литургии здесь также можно заказать обзорную пешеходную экскурсию по монастырю и прилегающей к нему территории.
Земные уделы Пресвятой Богородицы – благословенная земля, дарованная Царице Небесной сыном ее и находящаяся под особым покровительством Девы Марии. Основанные по всевышнему повелению здесь храмы и монастыри носят титул православных святынь и тщательно охраняются от посягательств, а также позволяют паломникам насладиться особой благодатью, миром и уединением, дарованным людям Всевышним.
Мученики грузинской земли
О том, что в Древней Иверии еще в I–III веках после Рождества Христова существовали христианские общины, свидетельствуют данные археологии и топонимики. Уже во II веке н.э. в летописях среди христианских народов упоминаются иверы — грузины. Хотя в это время христиане здесь подвергались гонениям: в начале II века мученическую кончину принял святой Сухий и 16 его воинов-сподвижников из знатных грузинских семей. Их память празднуется 28 апреля. Все они в свое время были вельможами, но узнав о Христе и приняв Крещение, оставили полную услаждений жизнь при дворе и, уединившись для молитвы в горах, стали аскетами. А царь-язычник не потерпел такого посрамления своего образа жизни, и все подвижники были зверски убиты.
Мученичество вообще красной нитью проходит через всю грузинскую историю. Причем для иверов исповедание Христа испокон веков отождествлялось с борьбой за самобытность народа, а позже и за его государственность.
Когда в 1226 г. хорезм-шах Джалал-ед-дин захватил столицу Грузии Тбилиси, он повелел снять купол на Сионском соборе Успения Божией Матери и поставил туда свой трон. На мост положили иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Тбилисцам было приказано пройти по ним, оскверняя образы плевками. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси навечно украсили себя мученическими венцами. Их память совершается 13 ноября.
В 1386 году Тамерлан, захватив Квабтахевский монастырь, желая надругаться и унизить невест Христовых, заставлял их петь и плясать. За отказ мученицы вместе с другими жителями разорённой завоевателем Грузии были заживо сожжены в соборном храме Пресвятой Богородицы. Память квабтахевских мучеников отмечается 23 апреля.
В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть только что отпраздновавшие Воскресение Христово, испросив у палачей завершить пасхальное Богослужение, 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. Их память, как и квабтахевских мучеников, празднуется 23 апреля. Двое из них поначалу спрятались, но увидев, какой благодатью Господь покрывает мученический подвиг, сами выскочили из своих укрытий навстречу торжеству мученической кончины за Христа. Разве не говорили они друг другу и палачам перед отшествием ко Господу: Христос Воскресе!
Считается, что русскому народу, не знавшему на протяжении всей своей христианской истории сильных гонений, была попущена Голгофа в XX век. Оттого-то в Грузии репрессии в советские годы хоть и были, но не столь лютые. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, возглавляющий Грузинскую православную церковь с 1977 г., даже назвал как-то тбилисский храм святаго благоверного князя Александра Невского «филиалом Глинской пустыни» — именно здесь подвизались после неоднократного закрытия в богоборческие годы этой прославленной обители ее старцы.
В Тбилиси многие из них и упокоены — это и прославленные ныне в лике преподобных: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), а также тот, чьего прославления ждет весь православный народ, — схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Горячо любим русским, как и грузинским, народом и собственно грузинский юродивый архимандрит наших времен — преподобный Гавриил (Ургебадзе).
Паломничество в места подвигов и на могилы этих любимейших православными святых наших дней — особое благословение тем, кто сам хотел бы унаследовать хоть частичку их подвижнического духа, также, как они унаследовали его у своих предшественников. Эта облагодатствованная обетованиями Божиими и покровительством Самой Пресвятой Девы Марии страна и не могла в своей ответной любви к Богу явить меньшие плоды подвига и самоотречения: на протяжении веков и вплоть до наших дней.
Гора Афон
Уделы Пресвятой Богородицы на Земле – жребий, выпавший Царице Небесной или выбранный ею по собственной воле для проповеди и утверждения идеалов христианского мировоззрения.
Описание
Гора Афон – второй земной Удел Богородицы, расположился на северо-востоке Греции, на острове Халкидики. Именно здесь, на высоте в 2033 м от уровня моря расположены многочисленные монастыре, населенные монахами отшельниками.
Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, но посетить священное для любого христианина место разрешается только мужчинам. Женщинам сюда вход воспрещен и самое большое, что они могут сделать – это насладиться видом резвящихся вокруг дельфинов, сопровождающих лодки с туристами во время морской прогулки.
История
Гора Афон получила статус второго Удела Пресвятой Богородицы еще при ее земной жизни. Именно сюда, спасаясь от гонения царя Ирода, во время сильного шторма отнесло корабль, на котором плыли Дева Мария и святой Иоанн Богослов. Первоначальным местом посещения Богородицы должен был стать остров Кипр, где служил епископом воскрешенный ее сыном четырехдневный Лазарь, но внезапно начавшаяся буря отнесла судно к подножию Афонской горы, населенной далекими от христианских идеалов язычниками.
Увидев в этом промысел Божий, Богородица вышла на берег и возвестила встретившим ее людям евангельское учение. Поразившись красотой встретившей ее земли, Богородица обратилась к сыну своему, с просьбой даровать ей земной удел, а получив дозволение, при помощи силы проповеди и многочисленных чудес обратила язычников Афона в христианство. Отплывая на Крит, Дева Мария дала собравшимся свое благословение, пообещав защищать их перед своим сыном небесным.
Впоследствии, Царица Небесная неоднократно приводила на Афон своих подвижников, среди которых был и преподобный Петр, считающийся основателем Афонского монастыря.
В 963-м году на горе был возведен древний монастырь, Великая лавра, а в 972-м году по договору с Византией Священная Гора была признана автономным государством. С течением времени количество жителей здесь только увеличивалось, а к XVI веку в 20 больших монастырях Афона проживало уже около 40 тыс. монахов.
До сегодняшнего дня автономный статус горы Афон остается неизменным. Жители монастырей также считаются гражданами Греции, но по факту управляются собственным Монастырским управлением, созданным в соответствии с Уставом. Греческое государство здесь представляет губернатор.
За многие тысячелетия образ жизни монахов не изменился. Сейчас здесь проживает около 1700 монахов, ведущих довольно строгий, аскетический образ жизни. Ни женщинам, ни многим видам домашних животных вход на Афон не разрешен. Сделано это из-за того, что по приданию сама Дева Мария избрала гору как место своего отдохновения от других лиц женского пола.
Паломничество
Сегодня гора Афон считается одним из излюбленных мест паломников, но попасть на него можно только по морю на пароме, отходящем по будням в 6:30 утра. Входить в территорию можно только мужчинам, а перед посещением требуется обязательная предварительная регистрация в Администрации паломников, расположившейся в Салониках. Запрос на регистрацию должен быть подан не позднее, чем за полгода до даты предполагаемой поездки, а в день подняться в монастыри разрешается только 10 верующим. Всего на территории находится 20 монастырей в каждом из которых посетители могут переночевать не более 1-го раза.
Для посещения открыты:
Монастырь Дохиар | Расположен на западном берегу и имеет сторожевую башню, что делает его немного похожим на приграничный форт. |
Ксенофонт | Построенный в X в. византийским вельможей Ксенофонтом и по традиции получивший его имя. |
Свято-Пантелеймонов монастырь | Обладающий величественным видом и населенный исключительно русскоговорящими монахами. |
Симонопетра | Получившая прозвище «орлиное гнездо» из-за своего расположения на горном склоне прямо над морем. |
Дионисиат | Место хранения самой древней афонской иконы, датируемой VII в. Интересно и местоположение монастыря, находящегося на южной точке острова и считающее территорией отшельников. |
Великая Лавра | Старейший и крупнейший из монастырей, основан в 693 г святым Афанасием у подножия горы Афон. Сейчас в нем проживает более 100 монахов. Так же здесь храниться знаменитая библиотека, включающая более 5000 разнообразных рукописных изданий. |
Каракал | Главный соборный храм монастыря, расположенный в 200 м над уровнем моря. |
Ставроникита | Монастырь, основанный в X веке и занимающий 15-е место в святогорской иерархии. |
Пантократор | Крепость с бойницами, разделенная на 2 внутренних двора построена в конце XIV века военачальником Алексием и благочестивым Иоанном. Построен монастырь в честь Преображения господня, а расписан в 1538-м году. |
Ватопед | Самый древний и богатейший из монастырей на Святой Горе, расплодившийся в маленькой, находящейся в северо-восточной части острова, бухте. |
Эсфигмен | Один из старейших афонских монастырей, датированный V веком и хранящий в себе множество христианских реликвий. Так же монастырь известен своей библиотекой, насчитывающей 8000 книг и 400 разнообразных рукописных изданий. |
Карея | Столица Афона и центр его политической жизни |
Святая Нина — покровительница Иверии
Повсеместным христианство в Иверии становится с IV века, когда сюда прибыла юная уроженка Каппадокии Нина. Ее родители полностью посвятили себя служению Церкви, а девочка воспитывалась благочестивой старицей Ниофорой. Еще с детства наслышав о Хитоне Господнем, хранящемся в Мцхете, маленькая хриcтианка горела желанием поклониться святыне. Прежде чем она здесь оказалась, во сне ей явилась Божия Матерь и, вручив крест из виноградной лозы, благословила на проповедь в Своем уделе — в Иверии. Проснувшись, Нина перевязала крест прядью своих волос, что символизировало согласие и посвящение своей жизни на вверенное служение. «Крест святой Нино», отличающийся несколько опущенными вниз сторонами перекладины, стал символом Грузинской православной церкви. Божия Матерь хранила девушку-апостола. По пути в Иверию Нина избежала множества опасностей. Ее спутницы были жестоко замучены слугами римского императора-изверга Диоклетиана.
Прибыв в Грузию, Нина поселилась у северной границы города Мцхеты, устроив себе в ежевичнике шалашик. Сейчас здесь расположен женский монастырь Самтавро, а рядом с, до сих пор растущим ежевичным кустом, выстроена маленькая церковь святой Нины. Здесь она исцеляла и проповедовала.
Однажды к ней пришла сама царица Нана, и равноапостольная ее исцелила от тяжелого недуга. Та обо всем рассказала мужу, а царь поначалу даже вознамерился было убить целительницу, посмевшую обращать его народ к другой вере, но тут же ослеп, стал тщетно молиться своим языческим божкам, а потом воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент прозрел. Это прославленный в лике святых, как и его уверовавшая супруга, царь Мириан. Он в присутствии святой Нины исповедал Христа и отправил письмо о желании принять Крещение святой царице Елене и ее сыну святому императору Константину Великому.
Так, в Иверию были делегированы епископ Иоанн, священник Иаков и диакон, чье имя история не сохранила. Сначала были крещены царь и его двор, а затем у слияния рек Арагви и Кура был окрещен весь народ. Произошло это в 326 г. Доныне 1 октября Грузинская православная церковь отмечает Светицховлоба — ежегодно в этот день Святейший и Блаженнейший Илия II совершает в водах Арагви и Куры массовое Крещение.
Память равноапостольной Нины празднуется в Иверии дважды в год 27 января и 1 июня — эти дни почитаются как великие праздники. По ее благословению на горах, где раньше стояли языческие идолы, были воздвигнуты кресты: в Мцхете, где позже на этом месте был выстроен храм Джвари, а также на горе Тхоти, это место обращения царя Мириана, и в городе Уджарма.
Полюбили грузины и двоюродного брата равноапостольной Нины — святаго Георгия Победоносца. На всех европейских языках Грузия именуется Георгией. Предание говорит, что раньше на всех холмах Иверии стояла ему церковь или часовенька. А сколько в Грузии этих освященных возвышенностей, с которых открываются захватывающие дух и преисполняющие сердце славословием Творца виды, Вы узнаете уже на месте, посетив эту святую страну… Паломнический с радостью поможет в организации вашего путешествия!
Киево-Печерская Лавра
Уделы Пресвятой Богородицы на Земле – это особые места, дарованные ей сыном небесным, место для молитв и отдохновения от суеты, а также убежище для всех, ищущих спасения.
Описание
Киево-Печерская лавра – третий земной удел Пречистой, расположившийся в самом центре Киева на высоком правом побережье Днепра и занимающий два холма, разделенных ложбинкой, спускающейся к водам реки. Вся по площади территория первого православного монастыря Киевской Руси занимает площадь в 30 гектаров, но паломников привлекает сюда не только сам монастырь, сколько его пещеры, ставшие основанием для строительства храма. Сейчас в составе Киево-Печерской лавры: 41 здание, включающее религиозный комплекс и постройки хозяйственного значения.
В современном комплексе 2 части:
- Верхняя Лавра, с находящимся в ней Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником.
- Нижняя Лавра, с православной церковью.
Обе части разрешены для свободного посещения и в отличие от других религиозных мест не отличаются традиционной христианской строгость, а в 1992-м году комплекс был включен в список памятников, находящихся под защитой ЮНЕСКО.
История
Земным уделом Пресвятой Богородицы Киево-Печерская лавра стала благодаря деяниям преподобного монаха Антония. Появившийся на свет в Киевской Руси он пожелал вступить в число афонских монахов, но после принятия пострига Дева Мария явилась к игумену монастыря Феоктисту, наказав ему отправить Антония на родину, где он должен нести слово божие. Антоний вернулся в Киев в 1013 г. Здесь же возле села Берестово он вырыл себе пещеру, где не только жил, но и проповедовал Святое Евангелие.
Спустя 6 лет Антоний вернулся на Афон, но после воцарения на княжеском престоле Ярослава Мудрого к игумену Феоктисту вновь явилась Божья Матерь, наказав отправить монаха обратно на Русь, даровав ему благословение Святой Горы. В 1028-м г Антоний вновь появился в Киеве, на этот раз, вырыв себе пещеру на побережье Днепра. Здесь он продолжил свои богоугодные дела.
Постепенно его стали посещать христиане, многие их которых впоследствии приняли монашеский постриг. Чуть позже, рядом с пещерами был построен мужской монастырь – Киево-Печерская Лавра. Первоначально жизнь монахов сосредоточилась в пещерах, но по мере роста числа братии возникла необходимость в строительстве вначале деревянной, а потом и каменной обители.
Паломничество
Современная Киево-Печерская Лавра – это огромное религиозное сооружение, большая часть зданий которого выполняют функции православных достопримечательностей. Так в комплекс входит:
Успенский собор
Главный храмовый комплекс и древнейшее сооружение, заложенное в 1073-м году. Из-за смерти преподобного Феодосия строительство храма началось только спустя 2 года и закончилось к 1079-му году. Существует легенда, что ширина и длина храма составлены из в 20 и 30 золотых «поясов» преподнесенным в дар монахам варягом Шимоном.
По завершению строительство приезжие зодчие украсили здание мозаиками и фресками, к сожалению, не сохранившимися до наших дней.
Сейчас собор считается уникальным сооружением XII в. Венчает церковь купол, составляющий в диаметре около 9 м с мраморными нефами.
За годы своего существования собор подвергался разрушению дважды (в XIII и XX вв/), а окончательно восстановлен был только к началу 2000-х годов.
Трапезные церковь и палата
Самое заметное сооружение XIX века, построенное на месте бывшей монастырской столовой. Из-за недостатка места ее расширили, дополнительно присоединив к ней храм святых Антония и Феодосия Печерских. Здесь же, под трапезным залом находиться и могила П. Столыпина.
В период войны здание трапезной было разрушено, но впоследствии успешно восстановлено.
Большая Лаврская колокольня
6-я из самых высоких колоколен в мире появилась XVIII веке. Диаметр смены первого яруса здесь составляет около 8 м, а для покрытия купола было затрачено приблизительно 3,5 т сусального золота.
Троицкая Надвратная церковь
Центральный вход в Киево-Печерскую Лавру, датированный XII веком и впоследствии неоднократно реконструированный. Все внутреннее пространство храма здесь поделено при помощи массивных колонн, на каждой из которых помещены красочные фрески с разнообразными библейскими сюжетами.
В центре церкви размещен деревянных 3-хярусный иконостас, украшенный золотом, чьи деревянные рамы выполнены в техники ручной сквозной резьбы.
Пещеры Киево-Печерской Лавры
Главная достопримечательность комплекса, состоящая из ближних пещер, растянувшихся на протяженность в 400 м и уходящих на глубину в 10-15 м и дальних – с протяженностью в 300 м на глубине 20 м. Здесь расположены кельи святого Антония и игумена Феодосия, а также действующая церковь и усыпальница, где упокоились нетлеющие мощи святых.
Кроме собора гости комплекса могут посетить и находящиеся здесь музеи.
Религиозно-светский комплекс открыт для свободного посещения ежедневно (кроме 1 января):
- Нижняя Лавра – с 6:00 до 20:00;
- Верхняя Лавра – с 9:00 до 19:00.
Стоимость входного билета составляет 15 гривен.
Посетить комплекс можно как самостоятельно, так и в составе экскурсии. Поскольку территория здесь огромна и расположена на холмистой местности гостям рекомендуется позаботиться об удобной обуви. Женщинам так же необходимо при входе в храмы покрывать голову платком.