В чем помогает Серафим Саровский и о чем просят святого

Согласно убеждениям верующих, Серафим Саровский помогает людям даже после своей смерти. Молитвы их он доносит до Господа, помогает не сбиться с пути. В России он один из самых почитаемых и любимых святых — почти в каждом храме можно найти его икону, и молиться ему простой люд начал задолго до того, как его канонизировали, едва ли не при его жизни. Молятся святителю о здравии родственников, удачном замужестве, о помощи в бедах и успокоении души, об избавлении от зависимости. Почитают святителя 1 августа и 15 января.

«Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».

Прп. Серафим Саровский

Если говорить в художественных терминах, то, без преувеличения, святого Серафима Саровского можно сравнить с «золотым сечением» русского православия, если в музыкальных – с камертоном Истины. Однако для многих верующих святой батюшка Серафим – близкий, родной, любимый святой покровитель Руси и заступник наших грешных душ. Преподобный Серафим Саровский своей жизнью доказывает, что путь ко спасению, как полноводная река: то стремительно сносит все наносное, очищает берега, то, как исповедь, испытывает мутными водами искушений, то затихает в безмолвии поста, умиротворяет, как сердечная молитва – это живительная вода, без которой невозможно исцелить свою душу.

Попробуем осознать то духовное богатство, которое оставил нам преподобный Серафим Саровский.

Житие Серафима Саровского

Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный». Пламенной и неугасимой была вера преподобного Серафима Саровского. Огненным столпом идет он впереди своей паствы, указывая нам истинный путь. Сколько испытаний, жизненных мытарств пришлось преодолеть святому за 79 лет жизни: тридцать лет отшельничества, три года столпничества, подвиг безмолвия, затворничество, гонения.

Родился святой Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) 19 июля 1754 года в Курске, в купеческой семье. Мальчику Прохору чудесным образом удалось избежать смерти после падения с колокольни собора, который начинал строить отец, а после его смерти – мать Прохора. Еще одно чудо было явлено, когда мальчик исцелился от иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

Чудесное спасение после падения с колокольни.

В юности Прохор решил посвятить свою жизнь Богу. Взяв благословение матери, юноша отправился в паломничество в Киев, на поклонение Печерским угодникам. Там схимонах старец Досифей благословил его и направил в Саровскую пустынь.

Прохор по кратковременному возвращению домой отправился в Саров, где его приняли послушником. В пустыни Прохор с ревностью и усердием исполнял все указания. Через два года Прохор сильно заболел водянкой, братия ухаживала за ним, но силы покидали отрока. Прохору явилась Царица Небесная в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. На месте явления была построена больничная церковь.

Через восемь лет послушничества Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Тогда же он испросил благословения и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Там он вел очень аскетичный образ жизни, ограничивал себя во всем мирском: ел один раз в день, трудился на своем огороде и небольшой пасеке и много молился. К иеромонаху стали приходить миряне за советом и духовным наставлением. Вскоре преподобный Серафим полностью отказался от общения с людьми, нередко в его жилище наведывались дикие звери, он кормил с руки медведей.

«И 47 лет прожил он в различных подвигах отшельничества, молчальничества, затвора. Но на этом пути встретилось ему второе иовлево искушение: когда он уже был лишен всего, перед ним встал вопрос о сохранении своей жизни, об избежании страдания. На него напали разбойники, он был вооружен топором, он мог защититься — но он не захотел спасти свою жизнь никакой ценой, а отдал ее еще раз Богу. И эту жертву Бог принял; он был избит, изранен, и кровь его осталась на его одежде, кусочек которой мы можем здесь созерцать. Он остался верен Богу до крови, жизнь его — сохранил Господь…» (Митрополит Антоний (Сурожский) о Серафиме Саровском).

Скончался святой преподобный Серафим Саровский 2 января 1833 года, в молитвенном положении перед образом Богородицы. Последними его словами были: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Молитва чудотворцу

Верующие уверены — в сложных ситуациях помогает молитва. А кому молится, как не пресвятому угоднику?

Когда читать молитву святителю

Молятся Серафиму в любой момент, когда только просит душа. Но традиционно время для молитвы — это раннее утро и поздний вечер, когда читается утреннее и вечернее правило мирянами.

О чём молятся перед иконой

Неважно, где похоронен чудотворец и делом насколько минувших дней можно считать его житие. Ему всегда можно молиться о здравии родственников, об удачном замужестве, о том, чтобы выдать замуж дочь за хорошего человека. О помощи в бедах, об успокоении души, об избавлении от зависимости.


Рисунок 4. Еще одна вариация иконы

Как правильно молиться святому образу

Икона Серафима сама по себе ничего не значит. Это просто крашеная доска, символ — примерно такой же, как могила – символ умершего человека. Потому думать при молитве нужно не о ней, а о человеке, к которому молитва обращена. О том, кто никому не отказывал в помощи, чьи пророчества всегда были верны, кому не раз являлась знамением Божья Матерь. Главное — помнить, что за ним всегда стоит Спаситель, о том, что без него святой не обладает никакой силой.

Не отвлекаться на мирское. Не думать о суетном.

Молитвы святому Серафиму Саровскому

Тропарь преподобного Серафима, глас 4-й:


От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серафима, глас 2-й:

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Молитва вторая преподобному Серафиму Саровскому

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Молитва третья преподобному Серафиму Саровскому

О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам, и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему Свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Чудеса святителя

В жизни святого Серафима было достаточно деяний, которые можно назвать чудесами:

  • К нему приходил из леса медведь и служил ему, хотя по всем правилам должен был разорвать.
  • Однажды к нему пришел дьяк, произнесший клевету на священника. Святой прогнал его, и у дьяка отнялся язык, да так и оставался, пока тот не покаялся.
  • Во время молитвы иногда он поднимался над землей.

Серафиму Господь даровал дар исцеления и предсказания, мудрость, чтобы помогать наставлениями и молитвенную силу. Но самым впечатляющим является тот раз, когда преподобный не совершил чуда, а проявил истинно православное смирение.

Однажды к нему в келью явились разбойники, которым кто-то шепнул, что святой прячет у себя клад. Они жестоко его избили, проломили ему голову, сломали ребра, но тот не только не сопротивлялся, хоть то и были дни его молодости, но и в последствии просил о помиловании этих людей.

А раны его затянулись, хоть и были смертельными, оставив только скособоченной спину.


Рисунок 3. Святой Серафим и медведь — очень распространенный сюжет на картинах и иконах

Монастырь Серафима Саровского

Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Фото Владимира Ештокина

Дивеевская обитель – любимое детище и последнее пристанище святого Серафима Саровского, место поклонения его мощам, монастырь, в котором завещал похоронить себя сам преподобный.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы расположен в Нижегородской епархии Русской православной церкви. Сюда стекаются толпы паломников за утешением, исцелением, поклониться подвигу великого старца, пройтись по святой Канавке и помолиться Царице Небесной о своих родных и близких.

Монастырь возник во второй половине XVIII века. Первым строением стала Казанская церковь. Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви:

«Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!»

На протяжении более ста лет сначала община, а затем монастырь (1861 г.) разрастался землями и новыми храмами благодаря помощи местных жителей, помещиков и самоотверженности игумений.

В 1917 году в нем проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек. 21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Часть сестер с игуменьей перебрались в Муром, в дом у стен Благовещенского монастыря.

Возрождение обители началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря. 31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча. 20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Начались масштабные восстановительные работы, было освящено семь храмов. Сейчас в обители проживает более 400 насельниц. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре — одна из главных святынь монастыря. 25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом. Канавка была создана в последние годы жизни преподобного Серафима. Он очень торопился с устройством этой канавки – дорожки, по которой прошла Богородица. Канавку вдоль тропы, по указанию Царицы Небесной, должны были копать только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Последний участок Канавки был передан монастырю лишь в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление. С молитвой на устах и четками в руках идут по Святой Канавке паломники, по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Батюшка Серафим копает канавку

Святой Серафим — помощник всем страждущим


Есть такие свидетельства паломников, приходящих к святому отцу за помощью, когда отшельник кормил с рук громадного медведя или других диких зверей, которые не трогали, а любили его. Серафим же видел людей насквозь и умел без слов узнавать их надобности. От некоторых прихожан он уклонялся, а кто действительно был в горе и беде, принимал и давал свои наставления.

Чудотворные дела старца

Святого чудотворца посещали не только простые люди, но и знатные лица. Всех он учил жить с верностью Церкви и Отечеству. Не раз соблазняли старца духом честолюбия, предлагали ему быть и архимандритом, и игуменом. Но он всегда стремился к истинному подвижничеству и отвергал все предложения. И только в 1810 году, когда старец утратил силы приходить в обитель, он навсегда оставил лесную келью и вернулся в монастырь, где продолжил вести затворнический образ жизни.

Целых пять лет старец не выходил к людям и братии. И даже открыв дверь, он всё равно ни с кем не разговаривал, поскольку принял обет молчания. А в сенях, возле двери в келью, поставил дубовый гроб, около которого молился, готовясь к извечной жизни. Паломники не раз видели, как Серафим, молясь Господу, вдруг поднимался над землёй и парил. Через десять лет безмолвия, преподобный Серафим вышел служить миру, но перед этим ему было явление Богородицы, разрешившей прекратить затворничество.

Однажды в Саровскую обитель приехал дьякон, был он из Спасска, и ложно обвинял другого священника. Святой Серафим сразу же распознал обман и прогнал лихоимца словами: «Уйди, клятвопреступник, и не служи более». Три года диакон не мог слово молвить, у него онемел язык. До тех пор молчал, пока не признал свою неправоту и лживое обличение другого.

Чего стоит чудо появления Серафимова источника и Дивеевского монастыря. В 1825 году старец увидел у реки Саровка Богоматерь, которая явилась с апостолами Иоанном и Петром, ударила посохом о землю и в тот же миг вырвался прозрачный фонтан. Именно Богородица дала указание о заложении в той местности Дивеевской обители. Взяв в руки лопату, батюшка Серафим сам стал копать колодец. От этой чистой воды до сей поры происходят невиданные чудеса и волшебные исцеления.

Признание святости старца Серафима

За два года до кончины старца, христианская церковь удостоила великого праведника Серафима празднованием явления Божией Матери. Это событие было как предзнаменование ухода из земной жизни святого угодника и приобретения им нетленной славы. В день 2 января 1833 года из кельи преподобного был увиден дым и запах гари. Ведь в его комнатушке всегда горели свечи, при этом он говорил: «Пока я живой, пожара не будет. А вот когда я помру, кончина моя откроется огнём». Вскрыв двери, наместники нашли бездыханное тело отца Серафима.

Никто не считал, сколько чудес с тех пор совершил Серафим от имени Господа, и сколько ещё будет совершено. В келье, после его кончины, были обнаружены многочисленные не распечатанные письма, но на вопросы, в них обозначенные, люди получили решение. Значит, старец, обладая даром прозорливости, на присланные письма отвечал, даже не раскрывая их. После похорон, в январе 1833 года, преподобный Серафим был объявлен святым.

Спустя почти 70 лет после земной кончины старца, 1 августа 1903 г., были изъяты его мощи, перенесены в красивый саркофаг (раку) и состоялась канонизация святого преподобного старца. На тот праздник собралось более трехсот тысяч верующих. Совершился крестный ход из Дивеева в Саровскую обитель. На протяжении всего пути участники исполняли святые песнопения, а епископ Тамбовский Иннокентий осенял верующих крестным знамением и чудотворной иконой Божьей Матери, любимой иконой Серафима Саровского — Умиление, которую старец завещал сёстрам Дивеевской обители. Православные летописцы утверждают, что до того дня таких многолюдных праздников Россия не знала.

В Дивеевском монастыре и Саровской обители можно прочитать письменные подтверждения случаев свершившихся исцелений лишь по молитвам преподобному Серафиму. Возвращались к жизни неизлечимо больные. Так, силой молитвы над мощами чудотворца, излечился помещик Мантуров от серьёзных заболеваний ног. И в знак благодарности помещик отказался от своего имущества, всё продал, остался нищим, а дальнейшую свою земную жизнь посвятил служению Господу.

В Дивеево мощи святого были возвращены в 1991 году. И вновь шёл многолюдный крестный ход, который возглавлял Патриарх Алексий I. I. И всё это благодаря любви к Серафиму Саровскому.

Иконы Серафима Саровского

С руками, молитвенно сложенными у сердца, — только правая рука касается сердца или руки лежат на груди в области сердца крест-на-крест, правая рука поверх левой

Перед иконами ко святому угоднику обращаются за помощью в душевном и физическом исцелении.

Существует четыре основных иконографических образа Серафима Саровского:

1. С руками, молитвенно сложенными у сердца, — только правая рука касается сердца или руки лежат на груди в области сердца крест-на-крест, правая рука поверх левой

2. Благословляющий — правая рука благословляет, в левой руке молельные четки

3. Моление на камне — батюшка Серафим стоит коленнопреклонный на камне, воздев обе руки к небу

4. Образ, где преподобный Серафим Саровский изображен старцем с посохом.

Так же еще пишутся поясные иконы и иконы, где святой Серафим изображен в полный рост. Для «благословляющего образа» на иконах присутствует обязательный атрибут: молельные четки в левой руке.

Икона, написанная с прижизненного портрета Серафима Саровского:

Источник святого Серафима Саровского

Источник святого Серафима Саровского. Фото из личного архива Юлии Денисовой.

Недалеко от Саровской обители есть тихое живописное место, небольшое озеро с прозрачной ключевой водой – святой источник во имя преподобного Серафима Саровского. Источник открылся на берегу реки Сатис.

По свидетельству очевидцев, в 60-е годы прошлого века на запретной территории, где сейчас находится источник, пограничникам явился старец в белых одеждах. На вопрос, что он здесь делает, старичок промолчал, лишь ударил посохом — забила вода, и открылся источник. Позже источник хотели засыпать землей, но вновь появился старец и сказал: «Не засыпай мой источник».

Сейчас на территории, где находится источник, расположена бревенчатая часовня, в праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны. За часовней круглогодично для паломников открыты купальни. Существует очень много свидетельств исцелений после омовения в источнике святого Серафима.

Источник святого Серафима Саровского. Фото Юлии Денисовой.

Мощи Серафима Саровского

Мощи святого Серафима Саровского

В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, под сенью в левом приделе Свято-Троицкого собора, находятся мощи преподобного Серафима Саровского. Там же находится посох батюшки Серафима.

«Умру, в могиле буду лежать, но вы приходите ко мне на могилку, здесь, как живому, расскажите мне все, что ваше сердце хочет сказать, и я, как живой, и из могилки услышу вас», – говорил старец друзьям перед смертью. Тысячи людей едут в монастырь, чтобы приложиться к святым мощам.

История обретения мощей очень драматична и полна трагических поворотов: канонизация и обретение мощей святого Серафима произошли попечением царя Николая II в 1903 году, в 20-е годы мощи святого были увезены, затем осквернены пребыванием в антирелигиозном музее, в 1934 году они и вовсе исчезли и вновь обретены лишь 15 января 1991 года в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде. Однако сегодня каждый желающий может поклониться мощам одного из самых почитаемых святых Руси, испросить дарования здоровья, грехов оставление, жизни исправление.

«Радуйся днесь, вся Российская земле, и, святая обитель Дивеевская, веселися. Верных же множество, стекшеся днесь, прославим преподобного отца, пастыря и учителя, богомудрого наставника заблудшим, скорого всех болящих целителя, Российския земли великое украшение, его же похваляюще, сицерцем: преподобие Серафиме, спаси нас молитвами твоими» (стихира на литии).

Краткое описание жизненного пути преподобного старца

Небесный покровитель Серафим Саровский родом из Курска. Известна точная дата его рождения – 19 июля 1759 года. При крещении младенец получил имя Прохор.

Чудеса начали случаться с мальчиком с самого раннего возраста. Был случай, когда Прохор не удержался и упал с колокольни храма. Чудо все увидели в том, что мальчик остался абсолютно невредим.

Прохор с детства любил читать Священное Писание, с удовольствием посещал церковь и часто с усердием молился.

В 1776 году в Киево-Печерской лавре произошла судьбоносная встреча юного Прохора и старца Досифея, который указал юноше, что тот должен принять постриг в Саровской пустоши.

Уже через 2 года юноша попал в Тамбовскую губернию, где в Саровском монастыре стал послушником. А через 8 лет, в 1786 году, он сделал то, что ему сказал Досифей, — принял постриг и стал монахом Серафимом.

Серафим совсем не нуждался в отдыхе, сам Господь даровал ему силы для служения. В 1794 году он принял безмолвный подвиг и поселился в лесу, чтобы иметь возможность беспрестанно молиться.

Отец Серафим провел 16 лет в пустыне, а в 1810 году вернулся в монастырь, чтобы принять очередной затвор, который продлился до 1825 года. Все изменилось 25 ноября этого же года. Во сне Серафиму Саровскому явилась Матерь Божия и наказала ему прекратить исполнение своих обетов и начать принимать у себя людей, чтобы помогать им своими советами, наставлением и исцелениями.

Правило Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский оставил нам следующее молитвенное правило:

«Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

В чем помогает Серафим Саровский

Великий, утешитесь и врачеватель, преподобный Серафим Саровский – скорый помощник, всем просящим его помощи. Еще при жизни он много помогал людям — делом и молитвой за них Богу. Люди просили его молиться об исцеления от зависти, о ненавидящих и обидящих, при охлаждении любви к ближним, о добрых отношениях в семье, при душевных невзгодах (унынии, апатии)… Об этом и в любых других трудных ситуациях, когда сердце подсказывает, что без помощи святого заступника нам будет трудно справиться самостоятельно, мы можем молиться ему и сейчас.

Молитва о даровании любви, читается за себя, за близких и за врагов

Преподобне отче Серафиме, любовию Божественной исполненный, любви Божественной непрестанный служителю, любимиче Матери Божественной Любви, услыши мя, малолюбящего и многоогорчающего тебя.

Даждь и мне быти ныне усердным служителем Богоугодной Любви. Той убо любви, яже долготерпит, не завидует, не превозносится, милосердствует, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не радуется о неправде, радуется же о другом умоли Любовь изначальную, да послужив любовию Ей на земли, твоим ходатайством, молитвами Богородицы и всех святых достигну Царства любви и славы, и света, и припаду к стопам Владыки моего, давшего нам заповедь об истинной любви.

Отче любящий, не отрини мольбы сердца, любящего тя, и о прощении моих грехов любящего Бога умоли. Помози нам нести тяготы друг друга, не делать другим, чего себе не хотим, вся любит, в истине; вся любит, всему веру емлет, вся терпит, яже николиже отпадает!

Сия любве служителем быти мне и всем моим присным, и знаемым, и любовию покрывать, и с сердечной песнию любви окончив земную жизнь, начать с нею же радостно вечную жизнь в стране истинной любви. Помолись за нас, отче, нами любимый отче, любящий нас! Аминь.

Краткая молитва о помощи и заступлении, с указанием имени молящегося

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Акафист преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу

Кондак 1

Из­бран­ный чу­до­твор­че и пре­див­ный угод­ни­че Хрис­тов, ско­рый по­мощ­ни­че и мо­лит­вен­ни­че наш, преподобне от­че Серафиме! Ве­ли­чаю­ще прославльшаго тя Гос­по­да, вос­пе­ва­ем ти по­хваль­ная. Ты же, имеяй ве­лие дерз­но­ве­ние ко Гос­по­ду, от вся­ких нас бед сво­бо­ди, зо­ву­щих:

  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Икос 1

Ан­ге­лов Тво­рец избра тя изначала, да прославиши жи­ти­ем тво­им пречудное имя Свя­тыя Троицы: явил­ся бо еси во­ис­тин­ну ан­гел на зем­ли и во пло­ти се­ра­фим; яко луч пре­свет­лый Веч­на­го Солн­ца Прав­ды, просветися жи­тие твое. Мы же, зряще прехвальныя тру­ды твоя, с благоговением и ра­дос­тию гла­го­лем ти си­це­вая:

  • Ра­дуй­ся, пра­ви­ло ве­ры и бла­го­чес­тия; ра­дуй­ся, об­ра­зе кро­тос­ти и сми­ре­ния.
  • Ра­дуй­ся, пре­слав­ное вер­ных ве­ли­ча­ние; ра­дуй­ся, претихое скорбным уте­ше­ние.
  • Ра­дуй­ся, прелюбимое иноков похваление; ра­дуй­ся, живущим в ми­ре предивное поможение.
  • Ра­дуй­ся, Рос­сий­ския державы сла­во и ог­раж­де­ние; ра­дуй­ся, тамбовския стра­ны священное укра­ше­ние.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 2

Ви­дя­щи ма­ти твоя, преподобне от­че Серафиме, теплую лю­бовь твою ко иноческому жи­тию, по­зна свя­тую волю Господню о те­бе, и Бо­гу, яко дар совершен приносящи, благослови тя на тесный путь иноческий свя­тым крестом сво­им, его­же до кон­ца жи­тия тво­его на персех носил еси, знаменуя ве­лию лю­бовь твою к распеншемуся за ны Хри­сту Бо­гу на­ше­му, Ему­же вси со уми­ле­нием зо­вем: Алли­луиа.

Икос 2

Ра­зум не­бес­ный те­бе да­ро­ва­ся, святче Бо­жий: от юнос­ти твоея не престая помышляти о Небеснем, оставил еси дом отчий Царст­вия Бо­жия ра­ди и прав­ды Его. Се­го ра­ди при­ими от нас похвалы сия:

  • Ра­дуй­ся, гра­да Курска чадо богоизбранное; ра­дуй­ся, родителей бла­го­чес­ти­вых отрасль пречестная.
  • Ра­дуй­ся, добродетели ма­те­ре своея унаследивый; ра­дуй­ся, благочестию и мо­лит­ве ею наученный.
  • Ра­дуй­ся, на под­ви­ги от ма­те­ре крестом благословенный; ра­дуй­ся, благословение сие яко святыню до смер­ти со­блю­дый.
  • Ра­дуй­ся, люб­ве ра­ди Гос­по­да дом отеческий оставивый; ра­дуй­ся, вся крас­ная ми­ра се­го ни во что же вменивый.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 3

Си­ла Выш­ня­го от юнос­ти твоея во­ис­тин­ну храняше тя, преподобне: с вы­со­ты бо храма спадша со­хра­ни тя Гос­подь не­вреж­ден­на, и страждущу ти лю­те Сама Владычица ми­ра яви­ся, с Небес ис­це­ле­ние принесши, зане измлада вер­но служил еси Бо­гу, вы­ну взы­вая Ему: Алли­луиа.

Икос 3

Имея тща­ние о подвизе ино­чес­ка­го рав­но­ан­гель­на­го жи­тия, во град свя­тый Киев поклонения ра­ди пре­по­доб­ным Печерским притекл еси, и от уст преподобнаго Досифеа повеление приим в пус­ты­ню Саровскую путь свой управити, ве­рою из­да­ле­ча облобызал еси место святое сие, и та­мо все­лив­ся жи­тие твое бо­го­угод­ное скончал еси. Мы же, ди­вя­ще­ся таковому о те­бе Бо­жию промышлению, со уми­ле­нием во­пи­ем ти:

  • Ра­дуй­ся, мирския суеты отрешивыйся; ра­дуй­ся, Не­бес­на­го Отечества пламенно возжелевый.
  • Ра­дуй­ся, Хри­ста всем серд­цем воз­лю­би­вый; ра­дуй­ся, благое иго Хрис­то­во на се­бе восприемый.
  • Ра­дуй­ся, совершеннаго по­слу­ша­ния ис­пол­нен­ный; ра­дуй­ся, свя­тых за­по­ве­дей Гос­под­них блюстителю вер­ный.
  • Ра­дуй­ся, ум твой и серд­це в Бо­зе молитвенно утвердивый; ра­дуй­ся, стол­пе бла­го­чес­тия не­по­ко­ле­би­мый.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 4

Бу­рю злых на­пас­тей утишая, прошел еси весь путь тесный и скорбный подвига ино­чес­ка­го, несый ярем пустыннаго жи­тия, затвора и молчания, многонощнаго бдения, и та­ко, бла­го­да­тию Бо­жиею вос­хо­дя от си­лы в си­лу, от деяния к боговидению, пре­се­лил­ся еси во Оби­те­ли Горния, иде­же со Ан­ге­лы поеши Бо­гу: Алли­луиа.

Икос 4

Слы­ша­ще и ви­дя­ще святое жи­тие твое, преподобне от­че Серафиме, вся братия твоя удивляхуся те­бе и, приходяще к те­бе, поучахуся о словесех тво­их и подвизех, сла­вя­ще Гос­по­да, див­на­го во свя­тых Сво­их. И мы вси с ве­рою и лю­бо­вию вос­хва­ля­ем тя, преподобне от­че, и во­пи­ем ти си­це:

  • Ра­дуй­ся, всего се­бе в жертву Господеви принесый; ра­дуй­ся, на вы­со­ту без­страс­тия возшедый.
  • Ра­дуй­ся, вои­не Хрис­тов доб­ро­по­бед­ный; ра­дуй­ся, Не­бес­на­го Домовладыки ра­бе бла­гий и вер­ный.
  • Ра­дуй­ся, пред­ста­те­лю о нас пред Гос­по­дем непостыдный; ра­дуй­ся, к Бо­го­ро­ди­це мо­лит­вен­ни­че наш не­усып­ный.
  • Ра­дуй­ся, пречуднаго благоухания крине пустынный; ра­дуй­ся, бла­го­да­ти Бо­жия со­су­де не­по­роч­ный.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 5

Бо­жест­вен­ный свет осия жи­ли­ще твое, преподобне, ег­да болящу ти и на од­ре смерт­нем лежащу, Сама Пре­чис­тая Дева, пришедши к те­бе со свя­ты­ми апос­то­лы Петром и Иоанном, ре­че: «Сей есть от ро­да на­ше­го», – и главе тво­ей коснуся. Абие же исцелев, воспел еси бла­го­дар­не Господеви: Алли­луиа.

Икос 5

Ви­дя враг ро­да человеча чис­тое и святое жи­тие твое, преподобне Серафиме, восхоте погубити тя: наведе бо на тя лю­ди злы, иже беззаконно истязаху тя и еле жива су­ща оставиша; ты же, от­че свя­тый, яко аг­нец кроток, вся пре­тер­пел еси, за обидящих тя Господеви моляся. Тем­же мы вси, таковому тво­ему незлобию ди­вя­ще­ся, во­пи­ем ти:

  • Ра­дуй­ся, в кро­тос­ти и смирении тво­ем Хри­сту Бо­гу подражавый; ра­дуй­ся, незлобием тво­им ду­ха злобы по­бе­ди­вый.
  • Ра­дуй­ся, чис­то­ты ду­шев­ныя и те­лес­ныя хра­ни­те­лю усердный; ра­дуй­ся, пустынниче, дарами благодатными преисполненный.
  • Ра­дуй­ся, подвижниче богопрославленный и прозорливый; ра­дуй­ся, на­став­ни­че мо­на­хов пре­див­ный и бо­го­мудрый.
  • Ра­дуй­ся, Свя­тыя Церк­ве по­хва­ло и ра­до­ва­ние; ра­дуй­ся, оби­те­ли Саровския сла­во и удо­бре­ние.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 6

Проповедует пустыня Саровская под­ви­ги и тру­ды твоя, богоносне угод­ни­че Хрис­тов: дебри бо и леса ея мо­лит­вою облагоухал еси, пророку Бо­жию Илии и Крестителю Господню Иоанну подражая, и явил­ся еси пустыни прозябение многоплодное дарами Ду­ха Свя­та­го, Его­же действием многая и пре­слав­ная совершил еси, под­ви­зая вер­ных вос­пе­ва­ти бла­гих По­да­те­лю Бо­гу: Алли­луиа.

Икос 6

Воз­сия в те­бе новый боговидец, Моисею подобный, Серафиме блаженне: непорочно бо служение олтарю Господню совершая, спо­до­бил­ся еси зре­ти Хри­ста, во хра­ме со Безплотными Силами грядуща. Се­му Бо­жию о те­бе благоволению ди­вя­ще­ся, вос­пе­ва­ем ти си­це:

  • Ра­дуй­ся, боговидче пре­слав­ный; ра­дуй­ся, Све­том Трисиянным озаренный.
  • Ра­дуй­ся, Пре­свя­тыя Троицы слу­жи­те­лю вер­ный; ра­дуй­ся, Ду­ха Свя­та­го жи­ли­ще украшен­ное.
  • Ра­дуй­ся, Хри­ста со Ан­ге­лы те­лес­ны­ма очи­ма лицезревый; ра­дуй­ся, в бреннем те­ле­си райскую сла­дость пред­вку­си­вый.
  • Ра­дуй­ся, Хлебом Жиз­ни насыщенный; ра­дуй­ся, питием без­смер­тия напоенный.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 7

Хо­тя Человеколюбец Гос­подь яви­ти в те­бе, преподобне, Свое не­из­ре­чен­ное к лю­дем ми­ло­сер­дие, по­ка­за тя яко во­ис­тин­ну све­ти­ло богосветлое: делы бо и сло­ве­сы тво­ими всех приводил еси ко благочестию и любви Бо­жией. Тем­же сия­ни­ем подвигов тво­их просвещени и хлебом учения тво­его насыщени, те­бе усерд­но ве­ли­ча­ем и прославльшему тя Хри­сту во­пи­ем: Алли­луиа.

Икос 7

Но­ва­го ви­дя­ще тя избранника Бо­жия, из­да­ле­ча притекаху к те­бе вернии в скор­бех и бо­лез­нех; и сих, бедами отягченных, не отринул еси, источая целения, даруя уте­ше­ние, предстательствуя в мо­лит­вах. Тем­же исхождаше во всю зем­лю Рос­сий­скую ве­ща­ние чу­дес тво­их, и си­це тя славляху ду­хов­ная ча­да твоя:

  • Ра­дуй­ся, па­сты­рю наш доб­рый; ра­дуй­ся, от­че милостивый и кроткий.
  • Ра­дуй­ся, вра­чу наш ско­рый и бла­го­дат­ный; ра­дуй­ся, немощей на­ших це­ли­те­лю милосердый.
  • Ра­дуй­ся, в бе­дах и об­стоя­ни­их по­мощ­ни­че ско­рый; ра­дуй­ся, душ смятенных умирителю пре­сла­дост­ный.
  • Ра­дуй­ся, грядущая яко нас­тоя­щая провидевый; ра­дуй­ся, пре­гре­ше­ний сокровенных обличителю прозорливый.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 8

Стран­ное чу­до ви­дим на те­бе, преподобне: яко старец сый немощный и притрудный, тысящу дний и тысящу нощий на камени в мо­лит­ве пребывал еси. Кто доволен изрещи бо­лез­ни и бо­ре­ния твоя, блаженне от­че, яже пре­тер­пел еси, воздея преподобнии ру­це твои к Бо­гу, Амалика мысленнаго побеждая и Господеви поя: Алли­луиа.

Икос 8

Весь еси же­ла­ние, весь сла­дость, Сладчайший Иису­се! — та­ко в мо­лит­вах взы­вал еси, от­че, в пустыннем безмолвии тво­ем. Мы же, суетою помраченнии и во гре­сех все жи­тие иждившии, восхваляюще лю­бовь твою ко Гос­по­ду, си­це во­пи­ем ти:

  • Ра­дуй­ся, любящим и чту­щим тя хо­да­таю спа­се­ния; ра­дуй­ся, приводяй греш­ни­ков ко исправлению.
  • Ра­дуй­ся, молчальниче и затворниче пре­див­ный; ра­дуй­ся, мо­лит­вен­ни­че о нас усердный.
  • Ра­дуй­ся, пламенную лю­бовь ко Гос­по­ду показавый; ра­дуй­ся, огнем мо­лит­вы стрелы вра­жия попаливый.
  • Ра­дуй­ся, свеще неугасимая, мо­лит­вою в пустыни пламенеющая; ра­дуй­ся, све­тиль­ни­че, горяй и светяй даровании духовными.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 9

Все ес­тес­тво ан­гель­ское уди­ви­ся странному зрению: старцу бо, сущу в затворе, Не­бе­се и зем­ли Царица яви­ся, повелевающи, да открыет затвор свой и да не возбранит лю­дем православным внити к се­бе, но да всех пе­ти научит Хри­сту Бо­гу: Алли­луиа.

Икос 9

Ве­тии мно­го­ве­щан­нии не воз­мо­гут изрещи кре­пость люб­ве твоея, блаженне: предал бо еси се­бе на служение всем при­хо­дя­щим к те­бе, повеление Бо­го­ма­те­ре ис­пол­няя, и был еси недоумевающим советник бла­гий, унывающим уте­ши­тель, заблуждающихся кроткое вразумление, бо­ля­щих врач и целитель. Се­го ра­ди во­пи­ем ти:

  • Ра­дуй­ся, от ми­ра в пус­ты­ню все­ли­вый­ся, да добродетели при­об­ря­ще­ши; ра­дуй­ся, из пустыни во оби­тель возвративыйся, во еже добродетели семена сеяти.
  • Ра­дуй­ся, Ду­ха Свя­та­го бла­го­да­тию осиянный; ра­дуй­ся, кротосте и сми­ре­ния ис­пол­нен­ный.
  • Ра­дуй­ся, притекавшим к те­бе отец чадолюбивый; ра­дуй­ся, в словесех люб­ве ободрение и уте­ше­ние им подававый.
  • Ра­дуй­ся, приходящия к те­бе ра­дос­тию и сокровищем именовавый; ра­дуй­ся, за лю­бовь твою свя­тую радостей Не­бес­на­го Царст­вия сподобивыйся.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 10

Спасительнаго тво­его подвига, преподобне, достиг скончания, на мо­лит­ве коленопреклоненно свя­тую ду­шу твою в ру­це Божии предал еси, юже Ангели святии вознесоша Го­ре ко Пре­сто­лу Вседержителя, да со все­ми свя­ты­ми пред­стои­ши во сла­ве невечерней, воспевая песнь хвалебную свя­тых Святейшему Сло­ву: Алли­луиа.

Икос 10

Сте­на всем свя­тым и иноком отрада, Пре­свя­тая Дева пред кон­чи­ною твоею яви­ся ти, провозвестивши близкое твое к Бо­гу от­шест­вие. Мы же, ди­вя­ще­ся таковому посещению Бо­го­ма­те­ре, во­пи­ем ти:

  • Ра­дуй­ся, Не­бе­си и зем­ли Царицу лицезревый; ра­дуй­ся, яв­ле­ни­ем Бо­жия Ма­те­ре обрадованный.
  • Ра­дуй­ся, весть от Нея преселению Небесному при­емый; ра­дуй­ся, праведною кон­чи­ною святость жи­тия тво­его показавый.
  • Ра­дуй­ся, в мо­лит­ве пред ико­ною Бо­го­ма­те­ре умиленный дух твой Бо­гу пре­да­вый; ра­дуй­ся, неболезненным исходом проречения твоя исполнивый.
  • Ра­дуй­ся, вен­цем без­смер­тия от ру­ки Вседержителя увенчанный; ра­дуй­ся, бла­жен­ство райское со все­ми свя­ты­ми, унаследовавый.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 11

Пе­ние непрестанное Пресвятей Тро­ице вознося, преподобне, всем жи­ти­ем тво­им подвижник ве­ли­кий бла­го­чес­тия явил­ся еси, заблуждшим на вразумление, болящим ду­шею и те­лом на ис­це­ле­ние. Мы же, благодарни суще Господеви за таковую ми­лость Его к нам, вы­ну зо­вем Ему: Алли­луиа.

Икос 11

Светоподательный светильник быв в жи­тии, богоблаженне от­че, и по смер­ти тво­ей возсиял еси яко светозарное све­ти­ло Рос­сий­ския зем­ли: источаеши бо от чест­ных мо­щей тво­их то­ки чу­дес всем, с ве­рою и лю­бо­вию к те­бе при­те­каю­щим. Тем­же мы, яко мо­лит­вен­ни­ку о нас теп­ло­му и чудотворцу, во­пи­ем ти:

  • Ра­дуй­ся, множеством чу­дес от Гос­по­да про­слав­лен­ный; ра­дуй­ся, лю­бо­вию твоею все­му ми­ру возсиявый.
  • Ра­дуй­ся, люб­ве Хри­сто­вы вер­ный последователю; ра­дуй­ся, уте­ше­ние всем тре­бую­щим твоея по­мо­щи.
  • Ра­дуй­ся, ис­точ­ни­че чу­дес неоскудеваемый; ра­дуй­ся, бо­ля­щих и недужных исцелителю.
  • Ра­дуй­ся, воды многоцелебныя кладязю неисчерпаемый; ра­дуй­ся, яко вся концы зем­ли нашея лю­бо­вию твоею объял еси.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 12

Бла­го­дать и ве­лие твое дерз­но­ве­ние пред Бо­гом ве­ду­ще, те­бе, преподобне от­че, мо­лим­ся: мо­ли­ся теп­ле ко Гос­по­ду, да хранит Цер­ковь Свою Свя­тую от не­ве­рия и рас­ко­ла, от бед и на­пас­тей, да по­ем то­бою благодеющему нам Бо­гу: Алли­луиа.

Икос 12

Пою­ще твое прославление, убла­жа­ем тя, преподобне, яко многомощна мо­лит­вен­ни­ка о нас пред Господом, уте­ши­те­ля и за­ступ­ни­ка, и с лю­бо­вию возглашаем ти си­це:

  • Ра­дуй­ся, Церк­ве Пра­во­славныя по­хва­ло; ра­дуй­ся, Отечеству на­ше­му щит и ог­раж­де­ние.
  • Ра­дуй­ся, путеводителю, всех к Не­бе­си направляяй; ра­дуй­ся, за­щит­ни­че наш и покровителю.
  • Ра­дуй­ся, си­лою Бо­жиею многая чу­де­са содеявый; ра­дуй­ся, ри­зою твоею мно­гия недужныя исцеливый.
  • Ра­дуй­ся, вся коз­ни диавольския по­бе­ди­вый; ра­дуй­ся, зве­ри дикия кротостию твоею покоривый.
  • Ра­дуй­ся, преподобне Серафиме, Саровский чу­до­твор­че.

Кондак 13

О пре­див­ный угод­ни­че и ве­ли­кий чу­до­твор­че, преподобне от­че Серафиме, при­ими ма­лое сие мо­ле­ние на­ше, в по­хва­лу те­бе возносимое, и, пред­стоя ны­не Пре­сто­лу Ца­ря царст­вую­щих, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, мо­ли­ся о всех нас, да обрящем ми­ло­сер­дие Его в День Судный, в ра­дос­ти пою­ще Ему: Алли­луиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1

Мо­лит­ва преподобному Серафиму Саровскому

О пре­чуд­ный от­че Серафиме, ве­ли­кий Саровский чу­до­твор­че, всем при­бе­гаю­щим к те­бе скоропослушный по­мощ­ни­че! Во дни зем­на­го жи­тия тво­его ни­кто­же от те­бе тощ и неутешен отыде, но всем в сла­дость бысть видение ли­ка тво­его и благоуветливый глас сло­вес тво­их.

К сим же и дар ис­це­ле­ний, дар про­зре­ния, дар немощных душ врачевания обилен в те­бе яви­ся. Ег­да же при­зва тя Бог от зем­ных трудов к небесному упокоению, николиже лю­бы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чу­де­са твоя, умножившаяся, яко звезды не­бес­ныя: се бо по всем концем зем­ли нашея лю­дем Бо­жи­им являе­ши­ся и даруеши им ис­це­ле­ния.

Тем же и мы во­пи­ем ти: о пре­ти­хий и кроткий угод­ни­че Бо­жий, дерзновенный к Не­му мо­лит­вен­ни­че, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою мо­лит­ву ко Гос­по­ду сил, да да­ру­ет нам вся бла­го­по­треб­ная в жиз­ни сей и вся к душевному спа­се­нию по­лез­ная,

да оградит нас от па­де­ний гре­хов­ных и истинному по­кая­нию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Не­бес­ное Царст­во, иде­же ты ны­не в незаходимей сияеши сла­ве, и та­мо вос­пе­ва­ти со все­ми свя­ты­ми Живоначальную Троицу во ве­ки ве­ков. Аминь.

Мультфильм о Серафиме Саровском

В последние выходные августа 2015 года состоится премьера мультфильма, рассказывающего детям о святом Серафиме Саровском. Сюжет мультфильма посвящен истории девочки Серафимы, осиротевшей в Великую Отечественную войну. На ее долю выпадает много испытаний — она дочь репрессированного священника, от нее требуют отказаться от веры. Но однажды героиня попадает в старинный храм. С этого момента ее жизнь сильно меняется. Она совершает необыкновенное путешествие в чудесный мир и знакомится со своим небесным покровителем святым Серафимом Саровским.

70 минутный мультфильм «Необыкновенные приключения Серафимы» был создан студией «КиноАтис» по инициативе и при финансовой поддержке Министерства культуры России, а также Фонда преподобного Серафима Саровского.

Режиссер-постановщик — Сергей Антонов, продюсер — Игорь Мещан, автор сценария — Тимофей Веронин

Молитва о счастливом замужестве

Серафим Саровский — покровитель браков. К этому святому обращаются с просьбой устроить судьбу одинокие девушки. Издавна известно, что, для того чтобы получить помощь, одной молитвы недостаточно. Молитва будет действенной, если ее прочитать на воду. А для этого лучше всего подойдет живая вода – родниковая.

Взяв литр воды, начитайте на нее молитву, при этом поставьте возле сосуда зажженную церковную свечу и иконку Серафима Саровского. Подготовленную таким образом воду нужно пить, а также кропить ее свою кровать и комнату.

Конечно, не стоит забывать, что главный атрибут такой просьбы — вера в Бога и уверенность в том, что чудо произойдет, и вы встретите свою судьбу.

Считается, что Серафим Саровский — покровитель поздних браков, поэтому к нему часто обращаются те, кто уже потерял всякую надежду устроить свою судьбу. Если вам за 30 лет или более, а вы все еще одиноки, обратитесь отцу Серафиму и будьте уверены, что искренняя молитва будет исполнена.

Очень сильной помощью будет молитва матери, которая желает, чтобы ее дочь вышла замуж, ведь Господь принимает любую просьбу матери за своего горячее любимого ребенка.

Мотовилов и Серафим Саровский

Николай Александрович Мотовилов (1809—1879) – симбирский и арзамасский помещик, «Серафимов служка», был сотаинником преподобного Серафима Саровского в Дивеевской обители.

Н.А. Мотовилов закончил Казанский университет, служил почетным смотрителем Корсунского уездного училища, судьей Симбирского совестного суда, членом Нижегородско-Ардатовского тюремного комитета, был избран членом специальной комиссии Государственного конно. (Е. И. Мотовилова. Из воспоминаний о муже)

Известно, что в начале их знакомства преподобный Серафим исцелил Н.А. Мотовилова от продолжительной болезни: «За год до пожалования мне заповеди о служении Божией Матери при Дивеевской обители, великий старец Серафим исцелил меня от тяжких и неимоверных, великих ревматических и других болезней, с расслаблением всего тела и отнятием ног, скорченных и в коленках распухших, и с язвами пролежней на спине и боках, коими я страдал неисцельно более трех лет». Н.А. Мотовилов стал первым биографом святого Серафима Саровского. Он записывал поучения и пророчества великого старца.

Широко известна также «Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым» о стяжании Святого Духа, которая произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой.

По завещанию преподобного Серафима Саровского именно Н.А Мотовилов заканчивал создание Дивеевского женского монастыря. Н.А. Мотовилов был похоронен в 1879 году в Серафимо-Дивеевском монастыре.

Земная жизнь преподобного Серафима

Серафим Саровский обрёл свою известность и славу праведника ещё при жизни. Удивителен тот факт, что этот человек не был наделён духовным саном, однако с малых лет был удостоен почёта воочию лицезреть Божью Матерь. Многочисленные образы преподобного Серафима, находящиеся во всех христианских храмах, являются истинным напоминанием о его духовных подвигах и тех чудесных возможностях, которые он до сего дня использует на благо людей.

Первые знаки отроку

Родился в 1759 году, в городе Курске, отрок, получивший при крещении имя Прохор. Отец его, известный в городе купец Мошнин, слыл человеком верующим и богобоязненным. Он вкладывал немалые деньги в поддержание православия и даже начал возведение храма в честь преподобного Сергия. Однако, не завершив дела, вскоре умер, тогда сыну не исполнилось ещё и трёх лет. Все заботы, по возведению святилища, взяла на себя жена купца, Агафья.

Однажды мать взяла малолетнего сына на стройку. При осмотре высокой колокольни храма, мальчик оступился и сорвался на землю. Испуганная мать сбежала вниз и обнаружила Прохора целым и невредимым, в этом усмотрела она покровительство Божье.

Иконы Сергия Радонежского в Интернет-магазине православных икон Святцы.

В 10-летнем возрасте из-за болезни здоровье Прохора оказалось в опасности. Но во сне отроку привиделась Божья Матерь, сошедшая с Небес к его постели и пообещавшая исцеление. В тот день по улицам старинного Курска проносили с крестным ходом икону — Знамение Божьей Матери. Агафья на руках вынесла сына, чтобы он мог приложиться к чудотворной иконе, и с того дня больной быстро пошёл на поправку.

Старший брат Прохора, Алексей, продолжая купеческое дело отца, решил приучать к нему и младшего брата. Однако, мальчик не интересовался торговлей, душа его стремилась к Господу. Каждое утро он шёл в храм, послушать утреннюю молитву. Прохор рано познал грамоту, и тогда уже его любимым занятием было чтение. А читал он книги духовные, Священное Писание, евангелие, Житие святых. Мать радовалась таким богоугодным стремлениям сына.

Монашеский путь Прохора Мошнина

По достижении 17 лет юноша уже точно знал, что не хочет вести мирскую жизнь. Прохор решил отдать себя монашеской жизни и для начала отправился в Киево-Печерскую лавру. Затворник Досифей, которого называли в лавре прозорливым, разглядел в юноше истинного слугу Христа. Через два года пребывания инока в лавре, Досифей посоветовал идти Прохору в Саровский монастырь, что находился в Тамбовской губернии, и благословил его на дорогу.

В 1778 году 19-летний инок оказался в Саровской обители, у её настоятеля, старца Пахомия. С тех пор усердно стал Прохор исполнять все возложенные на него послушания, ежедневно читал свои любимые духовные книги, псалтырь, Апостольские послания и пребывал в постоянных молитвах. Душа истинного христианина жаждала строгой жизни, он получил разрешение братии и стал уходить в лес для совершения молитв, удивляя монахов терпением.

Он практически не спал, переносил на ногах и в молитвах все болезни, отклонял всякую помощь, уповая в своих страданиях лишь на Бога. Однажды, когда состояние Прохора было настолько критическим, что вновь под угрозой оказалась его жизнь, к нему вновь явилась Богоматерь, и как в далёком детстве, исцелила от недуга. После этого чуда, на месте кельи, в которой произошло это спасение, построили храм и больничные палаты.

А в августе 1786 года Прохору исполнилось уже 28 лет, был он пострижен в иноки и наречён Серафимом. Ещё через год инок был посвящён в иеродиаконы. И шесть лет находился в этом служении, не отдыхая, забывая поесть, но на всё ему Господь давал силу. В 35 лет, в сане иеромонаха, Серафим оставил обитель и ушёл жить в глухой лес, на расстоянии 6 км от Саровского монастыря, на берег реки Саровки. Жил он в келье, где была всего одна комната с печкой.

Однажды преподобный подвергался нападению злых людей, требовавших деньги, которых у отшельника, конечно же, не было. Бандиты связали и сильно избили Серафима. Но, найдя в келье только немного картошки и одну-единственную икону Божьей Матери — Умиление, испугались и убежали. А святой, придя в сознание, поблагодарил Всевышнего за страдание и стал молиться о прощении разбойников.

Когда же Христов подвижник, окровавленный, пришёл в братскую обитель, и все увидели его раны, то сильно удивились. У старца были сломаны все рёбра и проломлена голова. Тогда слёг Серафим, и вновь пришло ему видение Пресвятой Богородицы, сошедшей к болящему со словами, обращёнными к врачам: «Что вы трудитесь. Ведь сей от рода моего!» А через пять месяцев после тяжких ран, преподобный снова возвратился в свою келью. Люди, узнав о возродившемся от смерти отце, начали приходить к нему за советом и помощью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]