Влахернская икона – святыня рода Головиных
В селе Деденево Дмитровского района находится Спасо-Влахернский женский монастырь, основанный в середине XIX века при поддержке хозяев села Анны Гавриловны и Гавриила Павловича Головиных. Чтимая святыня монастыря Влахернская икона Божией Матери сохранилась, несмотря на годы разорения обители в XX веке, и в начале 2000-х годов вернулась в Деденево. Необычное рельефное изображение Богородицы является старинным списком Влахернского образа из Успенского собора московского Кремля.
На август в православной церкви приходится сразу три «Спаса»: 1 августа церковного календаря о, 6 августа – «Яблочный», а 16 августа – «Ореховый». Все три «Спаса» выпадают на Успенский пост, хотя третий всегда переносится на один день, чтобы не совмещать его с самим праздником Успения Богородицы. По современному гражданскому календарю «Спасы» отмечаются соответственно 14, 19 и 29 августа.
Августовские «Спасы» часто отражались в названиях селений, где престольный праздник местной церкви выпадал на один из трех этих дней. Например, село Журавна нынешнего Зарайского района называлось Спас-Журавна, Большое Руново в Каширском районе – Спас-Детчин, а Спас-Угол Талдомского или Спас-Заулок Клинского районов и сегодня официально имеют такие имена. Село Деденево под Дмитровом до революции чаще называли Новоспасское-Деденево или просто Новоспасское, благодаря церкви, а потом и женской обители, посвященной Нерукотворному Спасу.
Все три августовских «Спаса» в их народно-гастрономическом аспекте кажутся взаимосвязанными и последовательными, но по своему церковному содержанию эти праздники едва ли имеют такую же четкую связь между собой. Медовый Спас – это праздник Происхождения честных древ животворящего креста Господня, посвященный византийскому обычаю выносить для поклонения в этот день подлинную частицу дерева креста Христова, которая когда-то хранилась в соборе Святой Софии в Константинополе. Яблочным Спасом называют Преображение Господне, когда вспоминается описанное в Евангелиях таинственное событие преображения Христа перед тремя своими ближайшими учениками во время молитвы на уединенном холме. Ореховый Спас – это церковный праздник перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы в Константинополь. Нерукотворный образ – это полотно, на котором по древнему преданию сам собой отпечатался лик Иисуса Христа, когда тот, смочив лицо, отер его тканью и отдал послу эдесского царя. Именно этому последнему «Спасу» посвящен Спасо-Влахернский монастырь в Деденево.
Появление Спасской церкви и монастыря в Деденево связано со знатной фамилией Головиных, в руках которой село находилось, начиная со второй половины XVII века. В 1713 году стольник Василий Петрович Головин выстроил здесь деревянную церковь в честь иконы Нерукотворного образа Христа Спасителя, которым, по семейному преданию, благословил родоначальника Головиных Степана Васильевича Ховру московский великий князь Василий Дмитриевич. Степан Васильевич Ховра был представителем одной из ветвей греческого рода Комниных. В XV веке он перебрался из византийских колоний Крыма в Москву, где стал впоследствии прародителем Ховриных, Головиных и Третьяковых.
В конце XVIII века церковь в Деденево была возведена в кирпиче, а в последующие годы она достраивалась и расширялась. Идея преобразовать приходскую церковь в женский монастырь принадлежала Анне Гавриловне Головиной и ее старшему сыну Гавриилу Павловичу. В 1852 году церковные власти удовлетворили их ходатайство и разрешили открыть в Деденево Влахернское женское общежитие, которое через несколько лет преобразовалось в полноценный женский монастырь. В XX веке монастырь сильно пострадал сначала от антирелигиозной политики советского правительства, а потом от немецких бомб во время ожесточенных боев у Перемиловской высоты в 1941 году. По счастливому стечению обстоятельств сохранилась чтимая святыня рода Головиных и их Деденевского монастыря – Влахернский образ Божией Матери.
Изначальный Влахернский образ привез в Москву из покоренного турками Константинополя греческий священнослужитель по имени Гавриил в качестве дара московскому царю Алексею Михайловичу. В ту эпоху активно налаживались связи с православным востоком. В Москву часто стали приезжать священники из Иерусалима, Сирии, Балкан, прося милостыню у единоверного московского царя. Влахернская икона Богородицы когда-то была покровительницей византийских императоров, но после падения Константинополя оказалась под угрозой уничтожения. Чтобы спасти образ от захватчиков, икону спрятали, вмуровав ее в оконный проем церкви православного монастыря. Через какое-то время этот греческий монастырь был обращен в мечеть, а один из ее служителей обнаружил спрятанную в стене христианскую икону. Турок решил продать ее некой гречанке-вдове, которая, в свою очередь, подарила образ Гавриилу, отправлявшемуся с посланием на Русь.
Привезенная из бывшей Византийской империи икона стала очень почитаться царем Алексеем Михайловичем. Он видел в ней символ того, что отныне Матерь Божия, некогда покровительствовавшая греческим царям, но отступившая от них, теперь будет помогать новому православному царству. Влахернская икона хранилась в почетном месте в главном Успенском соборе московского Кремля, а в субботу на пятой неделе великого поста перед ней совершалась особая торжественная служба. Кстати, этот образ и сегодня хранится в Успенском соборе Кремля в качестве экспоната музея.
С оригинала Успенского собора Кремля было сделано три списка: для Высоко-Петровского монастыря в Москве, для усадьбы Влахернское-Кузьминки, и для Головиных. Как и кремлевский оригинал, все три его копии также сохранились. Кузьминский список находится в Третьяковской галерее, а список Высоко-Петровского монастыря, по исторической иронии, сегодня находится в другом московском монастыре – Симоновом. Этот монастырь появился и получил имя благодаря уже упоминавшемуся Степану Ховре – родоначальнику Головиных, который в конце жизни принял монашество с именем Симон. В Симоновом монастыре на протяжении столетий находилась родовая усыпальница Ховриных и Головиных.
Третий деденевский список Влахернской иконы был главной реликвией в числе нескольких сотен святынь, которые Головины собирали на протяжении нескольких столетий и хранили в своем доме. Эти родовые святыни после постройки и освящения Спасского собора стали украшением Влахернского женского монастыря. Собор имел девять престолов, а центральный иконостас для него привезли из упраздненного в Москве Алексеевского монастыря, на месте которого как раз началось строительство Храма Христа Спасителя. К сожалению, многочисленная коллекция Головиных бесследно пропала в XX веке, но Влахернский образ сохранился благодаря труду искусствоведов и реставраторов, которые в непростое послереволюционное время убедили власти поместить икону в Дмитровский музей. Затем икону перевезли в музей Андрея Рублева в Москве, а в 2015 году эта подмосковная реликвия вернулась на историческое место в Спасский собор Влахернского монастыря.
История написания святого лика
Икона Божией Матери Влахернская считается древнейшей в мире — дата ее написания датируется 302 годом.
Авторство приписывается ученику Христа — Луке, но точных данных, подтверждающих этот факт нет. По преданию, Лука написал ее в Антиохии, где она и хранилась. Впервые о ней стало известно, когда императрица Евдокия перевезла образ в столицу Византии в 439 году. Евдокия передала ее в дар сестре императора, а та, в свою очередь, передала икону на хранение во Влахерны, в храм Богородицы. Именно поэтому с того времени образ стал именоваться Влахернским.
Влахернская икона Божией Матери
Образ считался покровителем Константинополя, поскольку во время нападения аваров патриарх Сергий совершил с ней крестный ход вокруг стен города и молился иконе об освобождении, которое не замедлило произойти. Это произошло в субботу пятой недели перед Пасхой, поэтому с тех пор этот день считается праздником Влахернской иконы, который сначала отмечался только в Константинополе, а через несколько лет и по всему миру Православной Церковью.
В 1654 году Влахернская икона уехала к императору Алексею Михайловичу, но вот повод точно неизвестен:
- Первая версия гласит, что монахи спасали образ от турок, которые захватили столицу Византии.
- Вторая — что икона хранилась в женском монастыре, а когда на его месте воздвигли мечеть, то оставшиеся там христиане отправили ее в Россию.
В течение двух веков реликвия хранилась в Кремлевском Успенском храме, а позже, после закрытия собора для прихожан — перенесена в Крестовоздвиженскую церковь на Вознесенке. Вернулась икона обратно в Кремль (в Государственный Музей) в 1931 году, когда храм на Вознесенке был разрушен коммунистами.
В течение 17-18 веков с нее было сделано несколько списков, самые известные из них:
- Влахернский образ, хранящийся в Третьяковской галерее;
- образ, хранящийся в храме в Кузьминках.
Внимание! Оригинальный образ хранится сегодня в Государственном музее Кремля, как часть собрания реликвий.
Описание иконы
Богородица на Влахернской иконе относится к типу Одигитрия, т.е. указывающая путь. Главная особенность доски в том, что она сделана в технике воскомастики — иконописец смешивал воск с мощами мучеников и наносил смесь на плоское дерево, на котором был вырезан рельеф будущего образа. Сверху мастики нанесена краска.
Древний список Влахернской иконы Божией
Важно! Ввиду особенности создания образа, с него сделано всего лишь несколько списков — менее пяти штук.
Размеры доски 6 × 37,5 × 4 см, а из-за особой техники написания создается впечатление объемного изображения, как бы выступающего за пределы доски. Богородица изображена по пояс, с Христом на руках. Фигура Матери массивна, нимбы фигур также сильно увеличены так, что перекрывают полосу полей. Облачены персонажи в платья пурпурного цвета, что указывает на высокое их царское положение.
Еще Богородичные иконы:
- Цареградская
- Утоли моя печали
- Троеручица
Списки
Известно три списка иконы, сделанных в различное время:
- принадлежавший роду Строгановых, а с середины XVIII века — роду Голицыных. Икона хранилась в имении селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы. В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее. Первое упоминание об иконе относится к 1716 году, но по датировке Г. В. Сидоренко образ относится к VII веку. Древнее происхождение иконы связано с семейным преданием Строгановых и Голицыных о том, что царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы. О возможности изготовления списка иконы в технике, аналогичной первообразу, свидетельствует письменное указание о составе мастики и отливке — «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» из сборника XVII века;
- из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году), в настоящее время хранится в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове);
- из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году, в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва).
Второй и третий списки являются точными копиям кремлёвской иконы, имели аналогичные драгоценные оклады с надписью о спасении заступничеством иконы Царьграда от врагов. В подражание оригиналу эти два списка изготовлены как иконы-мощевики — венцы «исполнены множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих». В описаниях эти иконы называются воскомастичными, но на самом деле это рельефные деревянные изображения, покрытые левкасом и расписанные темперой, то есть они отличаются от византийского первообраза.