Описание и значение Андрониковской иконы Божией Матери, текст молитвы

Много тайн и неразгаданных загадок связаны с Андрониковской иконой Божией Матери. Эта икона одна из трёх, написанных Лукой. Также известно, что долгое время икона хранилась у Андроника III Палеолога, императора Византийской империи, в его честь и была названа икона. Первое задокументированное упоминание об иконе относится к 1347 году от Рождества Христова. В этот год Андроник подарил икону с ликом Богородицы обители в городе Морее.

Дни празднования:

  • 14 мая
  • 4 ноября

Лишь в XIX веке, при Николае I, святыня попала в Россию. Связано это с нападением турецких захватчиков на Грецию. Служитель обители сумел спасти только икону Божией Матери, тайком он отправил её родственнику, русскому генералу. В 1839 году икона оказалась на хранении в России. Долгие годы икона была нетронута, пережила она и революционные годы, переезжая из одного храма в другой. К несчастью, в 1984 году чудотворная икона была потеряна, её украли из Казанского женского монастыря. До сих пор местонахождение святыни не известно.

Описание Андрониковской иконы Божией Матери

Оригинал Андрониковского образа является одним из редчайших творений иконописца Луки. Икона хранилась при императорском дворе Андроника III вплоть до 1347 года, когда в сохранившихся документах подтверждается, что святыня была им передана в Монемвасийскую монашескую обитель. В этом монастыре, расположившемся на греческом полуострове Пелопоннес, образ оставался до начала XIX века.

В 1821 году, в разгар военных действий на территории полуострова вражескими войсками и безбожниками было опустошенно множество поселений греков, включая Монемвасию. Настоятель монастыря по имени Агапий бежал из разоренной обители, взяв с собой лишь чудотворный Андрониковский лик Богородицы.

По воле Агапия после его кончины образ перешел к русскому генконсулу, приходившемуся настоятелю родней. Унаследовавший святыню сын консула в 1839 году отправил Андрониковскую икону из греческой столицы в Россию императору Николаю.

На Андрониковском лике пресвятая Богородица изображена крупным планом до линии плеч. Чистый взгляд Девы наполнен смирением и грустью. Голова Божьей Матери, покорно и печально наклоненная в сторону, украшена короной, водруженной поверх красного мафория.

Одеяние, корона и святой нимб украшены ажурными узорами, цветами, каменьями. На плечах Богоматери – вифлеемские звезды, как признак Божественной святости. Оригинал и большая часть списков имеют нарядный оклад. Оклад обычно имеет многогранное тиснение, а также дополнен стразами и камнями. Иногда в виде оклада оформлена только корона на голове Божией Матери.

На первообразном лике на шее Богоматери была кровоточащая рана. Это чудесное явление случилось, когда один из турецких воинов с ненавистью ударил по образу острым кинжалом. Из раны тотчас начала сочиться кровь. Тот самый кинжал из дамасской стали хранился вместе с иконой в специальном футляре в нижней ее части. Прилагался к святыне и вышитый гербовый знак в виде двуглавого орла, доставшийся от византийского императорского двора.

Оригинальная Андрониковская икона, написанная Лукой, после передачи императорской семье почти 30 лет находилась в стенах Зимнего дворца. В 1868 году образ был перенесен в Троицкий собор Петербурга. Через 9 лет святыню переправили в женскую монашескую обитель близ Твери. В 1894 году из храма Богоявления в городе Вышний Волочек, что находится в Тверской области, икону украли неизвестные. С тех пор следы святыни так и не были обнаружены.

Пресвятая Богородица изображена на иконе одна, без Спасителя

Рассмотрим более подробной данный образ.

Икона относится к типу Агиосоритисса, потому что изображена она одна, без Христа. Именно такой тип икон рисуется очень и очень редко. Поэтому увидеть такой образ в храме не всегда возможно.


Лицо у Марии на иконе доброе, но печальное. Считалось, что здесь как бы запечатлен в момент смерти Иисуса Христа

Размер ее был маленький — всего 35 сантиметров на 25 сантиметров. При это икона очень контрастна, темное лицо Девы Марии и яркий нимб и корона создают такой эффект.

Дева Мария изображена по плечи в ярко оранжевое одеяние, корона ее украшена драгоценными камнями.

Нимб занимает почти всю верхнюю часть, что говорит о великом положении Божией Матери.

Также следует обратить внимание и на рану на шее Марии. Старинные предания гласят, что этот след на шее оставил один турок, который пылал огромной ненавистью ко всему Божественному, в том числе и иконам.

Он нанес образу удар кинжалом, но не ожидал, что рана на иконе по-настоящему начнет истекать кровью

Значение образа

Иконы с изображением лика Богородицы считают сильными, способными помочь в любой жизненной ситуации, направить на истинный путь и защитить молящегося. Согласно распространенному среди верующих людей мнению, иконописец изобразил Богоматерь в прискорбный час, когда скончался на кресте распятый Сын ее – Иисус Христос. Взгляд Девы, полный печали, традиционно выражает смирение перед Божьей волей и мирской судьбой непорочно зачатого и рожденного ею чада, а также передает боль материнской утраты.

После молитвы перед образом многие обращающиеся получают помощь от Богородицы. Икона, которую можно найти в большинстве храмов, по праву причислена к разряду высоко почитаемых святынь православной церкви.

История Петра и Февронии

История эта известна нам по памятнику древнерусской литературы 16 века «Повесть о Петре и Февронии», написанному уже после причисления их к лику святых. Автор широко использовал народные предания, передававшиеся устно, поэтому «Повесть…» больше напоминает сказы, а не жития.

Младший брат муромского князя, Петр, сражаясь с диаволом в облике змея, получил неизлечимую кожную болезнь. Однажды в ночном видении ему было явлено, что излечить его способна только дочь простого древолазца Феврония. Девушка потребовала в награду за излечение, чтобы Петр на ней женился, и он согласился, но затем нарушил свое обещание. Когда же его тело вновь покрылось язвами, он выполнил свое обещание и женился на излечившей его Февронии.

Когда Петр после смерти брата вступил на княжеский престол в Муроме, бояре единодушно выступили против его супруги из-за ее простонародного происхождения и поставили Петра перед выбором: либо она и изгнание, либо престол. На этот раз Петр проявил настоящее мужество и вместе с женой уплыл в лодке из Мурома. Довольно редкая икона святых Петра и Февронии изображает этот момент, причем на супругов снисходит Божье благословение.

В Муроме же начались волнения и междоусобицы, и в конце концов боярам пришлось попросить Петра вместе с Февронией вернуться. Их княжение было мудрым и справедливым, а жизнь – благочестивой и посвященной добрым делам. В конце жизни они приняли монашество, Петр под именем Давид, а Феврония – под именем Ефросинья.

Скончались они, как и просили Господа, в один день, и хотя они находились в разных обителях, тела их чудом оказались в одном гробу. Неразлучные при жизни, они и после смерти остались вместе.

Список Андрониковской иконы в Переславле

В городе Переславль-Залесский в церкви на территории Феодоровской женской монашеской обители находится близкая к утраченному оригиналу копия, созданная в технике литографии. Переславский список Андрониковской иконы почитаем верующими и причислен церковью к чудотворным образам Богородицы.

Благотворное влияние на молящихся и чудесные действа списка подтверждают многочисленные свидетельства молящихся. В 2006 году святыня замироточила.

Доподлинно история происхождения копии неизвестна. Икона была передана в храм одной из прихожанок в 1998 году. Удивительно, что в это же время в церковь пришла другая женщина, которая принесла киот, и он идеально подошел для копии Андрониковского образа.

История

Иоанн был сыном пожилой, долго остававшейся бесплодной пары храмового священника Захарии и праведной Елизаветы, которая приходилась родственницей самой Деве Марии.

Семья жила в местечке Эйн-Керем, неподалеку от Иерусалима. Сейчас здесь есть Церковь Посещения. Она построена на том месте, где встретились Дева Мария и Елизавета когда они обе были беременны. Мария потом ушла домой, а у Елизаветы через несколько месяцев родился Иоанн. Другая церковь расположена прямо там, где был дом Иоанна.

Вскоре после его рождения пришло распоряжение Ирода убить всех младенцев. По преданию, Елизавета взяла сына и ушла, чтобы где-нибудь спрятать его. И тогда гора раскрылась перед ней и она смогла укрыться там и спасти Иоанна.

А Захария, его отец, как священник принимал участие в богослужениях и обрядах в иерусалимском храме. Возможно и сам Иоанн стал священником. Но сердцем и душой он напоминал скорее пророков Ветхого Завета.

Еврейский философ Авраам Гешель, живший в XX веке, говорил о пророках, как о людях с особым ухом, которые могли слышать то, что другие люди не слышали.

Христианские традиции относят Иоанна Крестителя к таким пророкам как Илия, Иеремия, Исаия — к тем, у кого было это внутреннее ухо, восприимчивое к слову господа.

В 30 лет Иоанн слышит призыв Господа на особое служение. Он должен стать гласом вопиющего в пустыне, предшественником Мессии. Он удаляется в пустыню иудейскую и, облачившись в одежду из верблюжьей шерсти, живёт там строгим аскетом и подвижником.

Иоанн живёт и проповедует возле речной переправы на территории современной Иордании. На восточном берегу реки Иордан его речи находят отклик среди жителей страны. Послушать пророка приходят десятки людей, ведь Израиль давно живёт в ожидании мессии, истинного царя из рода Давида.

Советуем изучить Как правильно креститься в церкви перед иконой

И теперь Иоанн говорит им:

Он призывает всех:

Иоанн проповедует Крещение-Покаяние для прощения грехов и совершает обряд погружения в воду реки Иордан, которая всегда считалась рубежом Святой земли. Подобно тому, как вода омывает тело, Покаяние очищает душу.

Иоанн напоминает своим соплеменникам одного из величайших пророков прошлого — Илью, который жил на 8 веков раньше. Он не только проповедовал на том же участке реки Иордан, где жил Илья, но и одевался, как Илья — минимум одежды. Питался, как Илья. У него была даже длинная борода, как у Ильи.

Иоанн Креститель пришел исполнить миссию пророка Ильи, он не был его физическим воплощением. Христос Сказал:

Вскоре вокруг Иоанна собирается целая община последователей, его учениками становятся и два галилейских рыбака, которые пришли сюда, преодолев десятки километров пешком, — Андрей и Иоанн из Вифсаиды.

Вскоре на берегу Иордана среди толпы появляется и сам Иисус из Назарета. Благодаря пророческим силам Иоанн понял, кто перед ним. Христос просит крестить его.

Безгрешный Иисус уравнивает себя с падшими, заблудшими людьми, чтобы разделить с ними бремя грехов и подать исцеление их душам. Получив Откровение об Иисусе Христе, он говорит о нём народу:

Иоанн в своих речах всё чаще начинает выступать с критикой власти царя Ирода. И тот начинает опасаться, как бы власть Иоанна над массами не привела к беспорядкам.

Иоанн критиковал Ирода за развод с первой женой и женитьбу на супруге родного брата. Мы также можем утверждать на основании материалов историка Иосиф Флавия, что Иоанн не одобрял поступков Ирода и на политическом уровне.

Иоанна заточили в крепость. Но и здесь он не собирается молчать и продолжает оставаться угрозой для царской семьи. Иродиада, та самая вторая жена царя, ищет повода разделаться со своим врагом. Она переживает, что царь пропадает по ночам в темнице, беседуя с Иоанном.

Подходящий случай выпал вскоре, во время празднования дня рождения царя Ирода. Перед гостями танцевала дочь Иродиады — Саломея. Её зажигательный танец приводит в восторг именинника. Ирод обещает ей в награду всё, что она не попросит. И она, посоветовавшись со своей матерью, просит отсечённую голову Иоанна на золотом блюде. Голова была преподнесена в подарок Саломее, которая взяла это блюдо и поставила к ногам своей матери Иродиады. Так, несгибаемым свидетелем Правды Божией, погиб Иоанн Креститель.

В чем помогает образ

Списки с иконы Божией Матери Андрониковской представлены во многих православных храмах. Также верующие приобретают образ для домашнего молебна, размещая его на почетном месте в доме. Богородица, как великая заступница и покровительница истинно верующих христиан, помогает молящимся в решении различных мирских, телесных и душевных проблем.

Перед святым ликом Богоматери, изображенным на Андрониковской иконе, молятся о даровании:

  • здравия телу и душе;
  • избавления от изнуряющих недугов;
  • крепости веры;
  • стойкости духа;
  • семейного счастья и благополучия;
  • детей и родительских радостей.

Молитвы обращающихся перед образом помогают направить близких, утративших ориентиры в жизни, на путь истинной веры. У образа часто молятся за детей, уповая на защиту чад и проведение Божьей Матери. Помогают молитвы обрести семейное благополучие, разрешить споры и конфликты.

Искренние молитвенные речи от праведных христиан, живущих согласно законам Божиим, будут непременно услышаны на Небесах. Молящийся должен вести богоугодный образ жизни и не нарушать заповеди Христа.

Молитва Святыне

Перед иконой Андрониковская нужно возносить следующую молитву:

«О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»


Рис 4 Прошение к Богородице следует произносить с чистым сердцем и истинной верой. В обратном случае святые вознесения и зажженные свечи будут бессмысленными.

Читать молитву рекомендуется вполголоса, слегка распевным тоном, делая правильные ударение на каждом слове, иначе может исказиться весь смысл молитвы. Место для этого выбирается уединенное, вдали от чужих глаз. Нельзя молиться просто ради прихоти или по чьей-то указке, все должно идти только от сердца.

Почитание апостола Луки

Он родился в Антиохии и был очень образован. В молодости изучал греческую философию, медицину и живопись. Во время деятельности Господа Иисуса на земле Лука в Иерусалиме, увидел Спасителя лицом к лицу, услышал проповедь и уверовал в нее. Вскоре он был включен в число семидесяти апостолов и отправлен на проповедь и по дороге в Эмаус узнал о воскресшем Господе.

После снисхождения Святого Духа к Апостолам, Лука вернулся в Антиохию и работал с апостолом Павлом, с которым он путешествовал в Рим. По просьбе христиан Евангелие писалось около 60 лет, он является автором. Поэтому иконы евангелистов включают и этого подвижника.

После смерти апостола Павла, Лука проповедовал Евангелие в Италии и Македонии. Он написал три иконы Пресвятой Богородицы и иконы святых апостолов Петра и Павла. Вот почему он считается основателем христианской иконографии. В глубокой старости он продолжал путешествовать и проповедовать в Ливии, Верхнем Египте и Греции. Он написал Деяния Апостолов и ему было 84 года, когда повесили его на оливе в Фивах. Поэтому икона евангелиста Луки может включать в себя этот сюжет или признаки мученической кончины. Во времена Императора Константина мощи святого были перевезены в Константинополь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]