Часовня во имя Трех Святителей Вселенских, кон. XVIII — нач. XIX века


  • Описание
  • Поездки сюда (2)

Описание Церкви трех святителей на Кулишках

Храм Трёх Святителей на Кулишках — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (Хитровский переулок угол Малого Трёхсвятительского переулка). Главный престол нижнего храма освящён в честь вселенских учи?телей и святителей, придел в честь Флора и Лавра; верхний храм — во имя Святой Троицы.

Храм Трёх Святителей расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.

Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо?вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как Храм Святого Владимира в Старых Садех. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское, в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. Сложившаяся в то время сеть улиц и переулков сохранилась до настоящего времени. Весь холм был назван «Ивановской горкой» в честь основанного здесь монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи.

В 1674 году на средства прихожан был выстроен новый каменный храм. Здание храма сделали двухэтажным, разместив колокольню на углу. На нижнем этаже расположили теплые приделы — Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Верхняя неотапливаемая часть храма была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы.

Расположение церкви было очень удачным — на вершине Ивановской горки. Фасады храма украсили узорными наличниками и порталами, на верхний этаж вели высокие крыльца, расположенные в ряд апсиды тёплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

Впоследствии в [XVIII-XIX веках здание храма несколько раз перестраивалось.

В 1927 году храм был закрыт, его здание передали Мясницкой тюрьме. Церковные ценности были вывезены, исчезла местночтимая икона Богоматери «Прозрение очес». Здание храма обезглавили, снесли также и шатёр колокольни.

В 1930-е годы здание было передано НКВД. После надстройки 4-го этажа здание храма было превращено в коммуналку.

В 1950-е годы была разрушена ограда.

В 1960-е годы здание использовалось под нужды различных контор. В это же время ВООПИиК начало его реставрацию. Архитектор-реставратор А. И. Окунев решил воссоздать первоначальный облик храма. Была восстановлена колокольня на углу, главы, декор фасадов XVII века. Сохранившаяся часть второй колокольни напоминает о поздних перестройках.

Начиная с 1987 года, в здании храма разместилась мультипликационная студия «Пилот».

В 1991 году была сформирована православная община храма, её возглавил протоиерей Владислав Свешников.

30 июня 1992 года здание храма было возвращено Русской Православной Церкви. Мультипликаторы освободили здание через 4 года, когда для них было найдено новое помещение.

6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая Литургия.

В 1996 году для служения в храме рукоположен иерей Александр Прокопчук.

2 мая 2003 года была отслужена первая Божественная Литургия в нижнем храме, освящённом в честь Трёх Святителей Вселенских. 11 февраля 2010 года великое освящение храма совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

При храме действуют:

  • Московские Православные регентские курсы.Основатель — в 1989 году — и руководитель Евгений Кустовский.
  • Иконописная мастерская.
  • Школа православной семьи.
  • Воскресная школа.

Сайт: https://www.trisvyat.orthodoxy.ru
Паломнические поездки к Церкви трех святителей на Кулишках

  • Поездка из Москвы в Церковь трех святителей на Кулишках
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Церковь трех святителей на Кулишках

Московские церкви во имя Трех Святителей

Трехсвятительский храм в Вузовском переулке Фото с сайта Храмы Москвы

В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя Трех Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Сам праздник был установлен в память о прекращении в 1084 году внутрицерковных споров между последователями этих учений – василианами, григорианами и иоаннитами.

Дожившая до наших дней Трехсвятительская церковь притаилась в тихих и пустынных переулках между Покровским бульваром и Солянкой.

Точный ее адрес, впрочем, когда-то был знаменит – угол Хитровского переулка (после революции – Максима Горького) и Малого Трехсвятительского, названного по этой церкви, а в советское время переименованного в М.Вузовский – в соответствии с идеалами пролетарской революции.

Именно здесь, рядом с этой чудом уцелевшей церковью находилась страшная Хитровка – рынок и ночлежка для московских нищих, на месте которой после ее сноса в советское время были построены школа и четырехэтажное здание с магазином. Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.

Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской «биржей труда» для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, «стоянкой» рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.

Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни — каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности. Многие «хитрованцы» все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.

Отсюда Горький черпал материал для пьесы «На дне», и еще в 1901 году К.С. Станиславский вместе с художниками и декораторами Московского Художественного театра приезжали на Хитровку, готовя постановку этой пьесы. Станиславский вспоминал потом: «Явилась натура, с которой можно лепить живой материал для творчества образов». И поэтому после уничтожения Хитровки в память о знаменитом шедевре Горького местному переулку и площади присвоили имя писателя.

Однако в дореволюционной краеведческой литературе старинная Трехсвятительская церковь чаще упоминается как «Трех Святителей, на Кулишках». Теперь московскому слуху более привычно это название для Всехсвятской церкви на Славянской площади, но известно, что в древности местность «Кулишки» имела большие границы и простиралась выше — к Ивановской горке и далее.

Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики — птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий «кулишками» в старину вообще именовали заболоченные участки земли.

Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь.

В действительности, говорят современные ученые, кулишками назывались в древности расчищенные поляны среди леса, который густо покрывал эту территорию, и теперь правильнее произносить «кулижки».

Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года.

Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных.

Есть даже версия, что именно по этой Фроловской церкви на Кулишках, а не по одноименному храму на Мясницкой первоначально были названы Фроловскими главные ворота Кремля (см. публикацию от 31 августа прошлого года).

И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена — ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов — во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских. И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.

Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Следует отметить, что эта церковь была выстроена тогда на «пограничной» территории рядом с соседней Хохловкой — местностью, которую заселяли выходцы из Украины, Малороссии, что запечатлелось в названии и самой Хохловки и улицы Маросейки.

Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России. Здесь же, поблизости, в Колпачном переулке стояли палаты самого гетмана Мазепы. И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. А в приходе Трехсвятительской церкви стояли дворы московских служивых людей и «разных чинов».

Так, сохранились до наших дней палаты XVII века, принадлежавшие думному дьяку и известному дипломату Украинцеву. Именно он в 1699 году был отправлен Петром I на русском корабле в Константинополь для заключения мира с турками, чтобы высвободить силы России для надвигавшейся Северной войны.

Только через год был подписан Андрусовский договор о мире, и царь Петр, получив известие о нем 18 августа 1700 года, на следующий же день объявил Швеции войну.

И богатый дом Украинцева не ушел из ведения казны. После него в этих палатах разместился Архив иностранных дел.

Другой, не совсем обычный прихожанин церкви в первой половине XIX века приложил немало усердия для обновления и благолепного украшения старинного Трехсвятительского храма. Это был московский обер-полицмейстер А.С. Шульгин, чья резиденция в то время находилась по соседству в Мясницкой части, пока ее не перевели в Столешников переулок. А потом для начальника московской полиции купили знаменитый дом Кологривова на Тверском бульваре, где на балу Пушкин впервые встретился с юной красавицей Гончаровой. Он стоял на том месте, где сейчас новое здание МХАТа.

И еще во флигеле дома №5 по Малому Трехсвятительскому переулку в детские годы жил поэт Тютчев. А в небольшом флигеле дома №1 в Большом Трехсвятительском в 1892-1900 годах размещалась мастерская художника Исаака Левитана, где у него в гостях бывали Шаляпин и Нестеров, и где Серов написал его известный портрет.

Однако сами хозяева дома, Морозовы, наверно, самые знаменитые здесь жильцы, чьи имена попали на страницы школьных учебников истории, не были прихожанами ни Трехсвятительской, ни Троицкой, ни какой-либо другой из местных церквей. В их домашней молельне служили приглашенные Рогожские священники, так как владельцы великолепного особняка на возвышенности со сквером были старообрядцами.

И, тем не менее, хозяйка этого дома, женщина с крутым и властным характером, финансировала строительство Марфо-Мариинской общины сестер милосердия, а ее младший сын Сергей создал в Москве Кустарный музей, и ныне работающий в Леонтьевском переулке. Считается, что так семья Морозовых заглаживала свои грехи и восстанавливала репутацию благотворителей после знаменитой Морозовской стачки в январе 1885 года, когда рабочие Никольской фабрики в Орехово-Зуево бастовали против морозовской системы жесточайших штрафов.

Хозяйка дома, Мария Федоровна, в девичестве Симонова, была женой владельца этой фабрики Тимофея Саввовича Морозова, сына основателя знаменитой династии промышленников и меценатов. Отличаясь непомерной скупостью и жестокостью, он сумел в 10 раз увеличить отцовский капитал, однако, испуганный невиданной стачкой, решил продать фабрику и положить деньги в банк.

Жена уговорила сделать по-другому: создать паевое товарищество из родственников, а его директором назначить старшего сына — Савву Тимофеевича Морозова. Того самого, о котором до сих пор пишут сенсационные исторические исследования. В ту пору ему было всего 27 лет, и он недавно закончил Московский университет. Прогрессивный, умный, широких взглядов, хорошо обеспеченный, он начинал такую карьеру, что родителям можно было не волноваться и за его будущее, и за судьбу фамильного дела.

Однако он не оправдал семейных ожиданий, взявшись за дело совсем «не с той стороны» — отменил систему штрафов, стал строить спальни для рабочих, учредил стипендии для учащихся. Старик отец косо смотрел на его дорогостоящие нововведения, а в ласковую минуту гладил по голове: «Эх, Саввушка, сломишь ты себе шею!», будто пророча ему судьбу.

А далее последовали вклады на создание в Москве Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко и тяжелый конфликт с ними, несчастная любовь к актрисе Андреевой, которая познакомила его с окружением Ленина. Тогда Савва Морозов стал финансировать издание «Искры», как считал Марк Алданов, из-за разочарования в людях своего круга.

В семье его прозвали «бизоном» за крутой нрав и недолюбливали. А когда в начале 1905 года рабочие Морозовской фабрики устроили новую стачку, требуя повышения зарплаты и 8-часового рабочего дня, Савва Морозов приехал именно сюда, в Трехсвятительский, просить мать передать ему право единоличного управления фабрикой. В ответ мать пригрозила учредить над ним опеку как над душевнобольным и перевела все дела фабрики на себя, став управлять ею из дома в Трехсвятительском.

И уже 15 апреля того же года мать собрала врачебный консилиум, который вынес приговор Савве Морозову — в виду «тяжелого нервного расстройства» отправить его на насильственное лечение в Канны в сопровождении нелюбимой им жены, Зинаиды Григорьевны и личного врача. Спустя 28 дней в номере Каннской гостиницы Савва Морозов застрелился и был похоронен в Москве на Рогожском кладбище.

А дом его матери в Трехсвятительском еще один раз вошел в историю. В июле 1918 года в бывшем особняке Морозовых разместился штаб восстания левых эсеров.

Трехсвятительская церковь была закрыта в 1927 году, но, к счастью, не сломана. Долгое время ее занимали учреждения, были сделаны незначительные перестройки, но в основном старинное здание сохранилось.

Еще одна Трехсвятительская церковь, разрушенная большевиками, находилась на Садово-Спасской улице у Красных ворот в Старых Огородниках, близ дворцовой Огородной слободы, где во множестве стояли дворы царских огородников и сами огороды. Там когда-то Алексей Михайлович поставил церковь св. Харитония — по дню своего венчания на царство. Слобода быстро разрасталась, и в первой половине XVII века в ней насчитывалось уже 212 дворов.

Деревянная Трехсвятительская церковь была известна там уже с 1635 года, ранее Харитоньевской. Каменную, с приделом во имя св. Иоанна Богослова построили в 1699 году на средства подьячего Большого казенного приказа Ивана Венюкова, а в середине XVIII столетия появилась и новая красивая колокольня. В те годы эта местность уже становилась парадной, так как при государе Петре I царская дорога переместилась с Покровки на Мясницкую, которая стала вести в Немецкую слободу.

И при Петре I в честь побед, одержанных в Северной войне, здесь, рядом с церковью, впервые в Москве были поставлены триумфальные ворота — так поначалу назывались красивые деревянные арки.

В 1724 году к коронации Екатерины I их парадно отстроили заново, но они сгорели в Троицкий пожар 1737 года — в том самом, в котором погиб кремлевский Царь-колокол. И тогда московские купцы решили преподнести подарок на коронацию новой императрице Елизавете Петровне и в 1742 году на свои средства выстроили новые красивые Триумфальные ворота — для почетного торжественного въезда государыни в Кремль.

Однако и они сгорели, но указом императрицы были вновь выстроены в 1757 году архитектором Д.Ухтомским. И с середины XVIII века эти ворота стали именоваться Красными — вопреки московской традиции, не только потому, что были красивыми, но и потому, что вели в подмосковное Красное село.

Так, после их построения Трехсвятительская церковь стала называться «у Красных ворот».

Интересно, что на ее главе был венец, наподобие такого же, как был на Воскресенской церкви в Барашах на Покровке (см. публикацию от 26 сентября прошлого года). Именно с этой Трехсвятительской церковью дореволюционные исследователи иногда связывали легенду о чудесно несостоявшемся браке брата и сестры, неведавших о своем родстве, когда венец невидимой силой сорвался и поднялся на церковный крест, — хотя традиционно эту легенду относят к Воскресенской церкви в Барашах.

Может быть, это произошло потому, что обе церкви оказались причастными к императрице Елизавете Петровне, которая, видимо, любила ставить такие венцы на церковных главах в память о каком-либо событии из своей жизни.

В Воскресенском храме она служила молебен (или просто проезжала мимо) после свадьбы с графом Разумовским в Перово. А мимо Трехсвятительской церкви, через подаренные Красные ворота направлялась на коронацию в Кремль и возможно, что в память о том повелела установить на церковной главке красивый венец — как потом и на Воскресенской.

11 октября 1814 года в церкви Трех Святителей был крещен новорожденный Михаил Лермонтов, родившийся за восемь дней до того в соседнем доме напротив, принадлежавшем генерал-майору Федору Толю, который снимала его семья. Из-за конфликта между отцом, капитаном Юрием Лермонтовым и бабушкой младенец почти сразу же был увезен ею в село Тарханы Пензенской губернии, откуда он вернулся уже в пятилетнем возрасте.

На том месте сейчас стоит «высотка» (Садово-Спасская, 21) построенная знаменитым архитектором А. Душкиным, автором лучших станций Московского метро «Кропоткинская», «Комсомольская» и «Маяковская». В этой высотке он и сам получил квартиру. Однако дом Лермонтова был снесен под это строительство, только в сквере в 1965 году памяти поэта установили его скульптуру, и еще местную станцию метро назвали его именем — «Лермонтовская».

Еще в Трехсвятительской церкви в конце июня 1882 года отпевали скончавшегося в Москве в номере гостиницы «Дюссо» в Театральном проезде, «белого генерала» М.Д. Скобелева. Герою Плевны и Шипки не было и 39 лет. Его скоропостижная и загадочная смерть вызвала много слухов и толков, и проститься с ним в церковь пришло множество народа. Оттуда по железной дороге гроб с его телом был отправлен в родовое имение Скобелева — Спасское в Рязанской губернии. И в память о генерале и его отпевании в Трехсвятительском храме прихожане поставили в нем большую икону Архистратига Михаила на паперти в киоте.

А в 1927 году в этот храм ненадолго перенесли чудотворную икону из Богоявленской часовни Китай-города. Сам он был в то время захвачен обновленцами. А уже 11 июля 1927 года вышло решение властей снести Трехсвятительскую церковь для «улучшения» автомобильного движения. В тех же целях месяцем раньше стали разбирать Красные ворота для создания единой магистрали Садового кольца, — как и Сухарева башня, они мешали сквозному потоку машин.

Известно, что церковь от слома защищал Барановский как «ценный памятник архитектуры», но все было бесполезно. Даже память о Лермонтове не спасла ни храм, ни дом. В представлении газетных писак, пропагандировавших их снос, эти памятники «стояли даром».

Церковь была снесена в мае 1928 года. Резной барочный иконостас 1705 года работы царских мастеров передали в храм св. Иоанна Воина на Якиманке. На ее месте разбили всего лишь маленький сквер, рядом с павильоном станции «Красные ворота», построенном в 1934-1935 г.г. архитектором И.А.Фоминым.

«Храм помогала строить Царица Небесная…»

Деревянный храм в честь Трех Святителей вырос в Самаре на месте обретения Казанской иконы Божией Матери.

…Эта церковь построена, как говорят, без единого гвоздя, бревна скреплены своего рода деревянными «гвоздями» — костылями не круглой, а прямоугольной формы. Год назад, 14 января, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий на торжественном Богослужении освятил храм архиерейским чином. О храме, его святынях и особенностях приходской жизни самарской церкви Трех Святителей мы разговариваем с настоятелем храма протоиереем Алексием Гладуном.

«Вот здесь будет храм Божий…»

— Отец Алексий, расскажите об истории храма. Почему именно в этом месте он был построен?

— Учителя близлежащей 47-й школы захотели организовать здесь приход, обратились за ходатайством к Владыке Сергию, и вскоре это место было выделено под строительство храма. Почему именно здесь? Именно здесь нашли Казанскую икону Божией Матери, ныне она хранится в храме. И говорят, что здесь, в дубовой роще, даже расстреливали в годы репрессий. Так что место это не случайное.
— А почему решили строить деревянный храм?
— У меня уже был опыт строительства деревянного храма, когда я был настоятелем церкви в Челно-Вершинах. И Владыка благословил здесь строить деревянный храм. Об этом подробнее расскажет игумен Николай (Феоктистов), который тоже служит здесь. …Я переадресовываю вопрос отцу Николаю. Поясню: отец Николай — бывший митрофорный протоиерей Геннадий Феоктистов, известный многим самарцам батюшка и сильный молитвенник. Год назад, в день празднования памяти Святителя Николая, отец Геннадий принял монашество с именем Николай, и теперь служит вместе со своим зятем — отцом Алексием Гладуном — уже как игумен Николай. — Что я могу сказать? — вступает в разговор отец Николай. — Я здесь мало в чем участвовал, а участвовала Сама Царица Небесная. Прежде чем быть этому храму, у нас появилась Казанская икона Божией Матери. Еще когда здесь был только парк, где ребятишки бегали, одна женщина гуляла здесь с ребенком. И к ним подошла незнакомая женщина в голубом, указала на это место и сказала: «Вот здесь будет храм Божий». И об иконе сказала, что она будет в этом храме. Это благословение Божие, и место это тоже благословенное. И не мы строили, а все от Бога. А нашей заслуги нет никакой. Матерь Божия помогала. Находились люди, которые помогали нам — приехала моя двоюродная сестра, Валентина Гавриловна Таран, стала помогать. Ее дочь, Елена Калюжная, попала в трудную ситуацию из-за ее бизнеса в Объединенных Арабских Эмиратах, была даже угроза ее жизни. И она взяла обет — продолжительный пост, поездка на Святую Землю и помощь в строительстве храма. И все обеты Елена выполнила. Благодаря ее помощи здесь вырос храм. Все устраивалось по воле Божией. Это очень благодатное место. Я настоятелем быть отказался, все делал отец Алексий. Он молодой, деятельный. Я ему все передал. Он начал строить. А насчет деревянного храма сразу была задумка. Дерево — оно живое. Все, кто теперь приходит к нам — очень довольны. — Сначала мы построили часовню, — продолжает рассказ отец Алексий. — А в 2001 году начали служить. Уже девятый год служим. Через четыре года, в 2005 году, на Чистый Четверг мы начали служить уже в новом храме. Он был освящен малым чином, иерейским, как нас благословил Архиерей. А еще через четыре года, 14 января, на память Василия Великого, Обрезание Господне и Новомучеников Самарских, Владыка Сергий провел великое освящение нашего храма. Храм назван в честь Трех Святителей. Владыка предложил нам самим выбрать имя храму. Я очень почитаю Трех Святителей — Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова — и предложил назвать новый храм в честь них. Владыка дал благословение. А часовня у нас в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Елена Калюжная, племянница игумена Николая, активно помогала строить этот храм. В благодарность за ее труды и помощь часовня была названа в честь ее святой покровительницы.
— Расскажите о святынях храма.
— Главная наша святыня — частицы мощей Трех Святителей. Мощевик сейчас находится в алтаре, но уже пишется большая икона, куда он будет вставлен. Есть почитаемая небольшая Казанская икона Божией Матери, которая обретена здесь рядом. За алтарем у нас находится часовня, вот в том месте как раз нашли эту икону. Ее сначала передали в Петропавловскую церковь. Нашла женщина, которая гуляла там с сыном. Она до сих пор жива, стала нашей прихожанкой. Когда наш храм начал строиться, она съездила в Петропавловскую церковь, попросила эту икону для нашего храма и привезла сюда. Совсем недавно в нашем храме появилась Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение». Эта икона афонского письма, 1879 года. Сейчас мы заказали киот к этой иконе. У нас есть мощевик Оптинских старцев, есть частица мощей Преподобного Серафима Саровского, она находится в иконе. И еще есть у нас обетная икона, для нас она чудотворная. Написана после того, как отец Николай получил исцеление от рака. Это , она была написана в афонском Ватопедском монастыре. — Да, эта икона («Всецарица») — из-за моей болезни появилась, — поясняет отец Николай. — Я саркомой болел, а когда сделали операцию, вся семья, и я тоже, дали обещание, что я съезжу на Афон и закажу там икону. Эта икона с Афона, вот и печать Афонская. У меня руку оперировали, ногу оперировали, почку отобрали. Сказали, что две недели жить осталось, а я вот все живу. Видимо, Бог терпит мои грехи. Ну, обо мне лучше не рассказывать.
— За это время сложилась приходская община?
— Да, приход сейчас уже сложился, — отвечает настоятель. — Время строительства закончилось, за этот период приход давным-давно сформировался. Те, кто стал ходить в наш храм с самого начала, так и ходят. Кто-то уже отошел ко Господу из пожилых прихожан, у кого-то появились дети, которые тоже стали со временем нашими маленькими прихожанами. У нас одна из самых крупных воскресных школ в городе, в ней занимается больше семидесяти ребятишек. Наш приход прирастает. Слава Богу, людей много ходит. Каждое воскресенье храм полностью заполнен молящимися.
— Кто ваши прихожане?
— Всегда, когда говоришь о своем приходе, есть некоторая доля тщеславия, хочется похвалить себя. Как любой священник, я привязан к своему приходу. Говорят, что к нам много молодых мужчин ходит. Само население в этом районе достаточно молодое, да и приход наш тоже молодой. Может быть, и поэтому основная масса наших прихожан — молодые семьи с детьми. Немало и людей среднего возраста. Наши прихожане активно участвуют в жизни храма. И даже собирают пожертвования в Детский фонд для детей, которым требуется дорогостоящее лечение. Все это добровольно, люди сами предлагают, сами организуют, сами всем занимаются.

«Я рад, что Бог призвал меня на это служение»

— Отец Алексий, расскажите, как вы пришли к вере, стали священником.

— Я поверил в Бога в далеком сейчас 1987 году, когда в первый раз в жизни зашел в храм. Это было в Сызрани, в кафедральном Казанской иконы Божией Матери соборе. Мы с мамой приехали в гости к моей тете. Она работала рядом с храмом на хлебозаводе, и мы просто решили зайти в храм. Я зашел, посмотрел вверх, в пространство купола, увидел изображение Духа Святого в виде голубином, и у меня больше не было вопросов — есть ли Бог, надо ли верить. Я просто поверил. Потом я стал искать возможности креститься, в те времена это было достаточно сложно. И в 1989 году, 28 июля, в Федоровке под Тольятти, отец Владимир, а сейчас он игумен Григорий (Новичков), настоятель (сейчас там Благовещенский скит), покрестил меня в свой день Ангела, на память святого равноапостольного князя Владимира. Мне тогда было 14 лет. Я стал Православным христианином. В 1990 году у нас в Жигулевске, откуда я родом, открылся храм. Я начал туда ходить. Потом поступил в Самарское Духовное училище, которое позже стало семинарией, получил диплом и принял сан.
— Что для вас значит быть священником?
— Если честно, я не знаю, что сказать. Эта тема обширная, в двух словах, да и в десяти или даже ста словах, не скажешь. Я никогда не мог даже представить, что было бы, если бы я не был священником. Я не представляю свою жизнь по-другому. Это, пожалуй, самое главное, что я могу сказать. Если говорить мирским языком, я занимаюсь любимым делом. Я рад, что Бог призвал меня на это служение, благословил меня на этот путь.
— У священника очень много забот и обычно остается чрезвычайно мало времени на дом, на семью…
— У меня матушка из верующей семьи, отец у нее священник, да еще такой известный молитвенник — игумен Николай (Феоктистов), и потому моя матушка хорошо знает, какова жизнь священника, и духовно поддерживает меня.
— Удается ли вам побыть вместе всей семьей и чем вы любите заниматься в свободное время?
— Безусловно, семья — это Малая церковь. Была стройка — было тяжело, сейчас, конечно, больше времени на семью появилось. Мы и в храме бываем вместе, и выезжаем на природу, стараемся паломничать по мере возможности. Чем я люблю заниматься в свободное время? Увлечений достаточно много — и спортом заняться, чтобы здоровье поддержать, и книги хорошие почитать.
— Как вы считаете, современные массовые увлечения детей и подростков как-то все-таки можно согласовать с Православием?
— Святитель Григорий Нисский, когда дописывал «Шестоднев» своего умершего брата Святителя Василия Великого, размышляя о человеке, много внимания уделял именно этому моменту. Он пишет, что многие занятия человека не носят никакой нравственной цели. Прежде всего он говорил об искусстве. Искусство может служить и благим, и злым целям. Вот и современная цивилизация принесла и благо человеку, и зло в то же время. Все имеет две стороны. Например, современное здравоохранение — это эффективные лекарства, новые методы лечения, помогающие излечить те болезни, которые ранее считались неизлечимыми. Но есть и обратная сторона — эвтаназия, аборты, использование человеческих эмбрионов для каких-то опытов… И глядя на современное общество, на современную культуру, можно сказать, что они чаще всего не христианские, а даже антихристианские. Стремление к материальному сейчас поглощает все больше и больше людей. И все больше и больше человек пытается отдалиться от Бога. И современное искусство во многом способствует этому. Но с другой стороны, есть вещи, которые способны заставить людей, не знающих Бога, задуматься над чем-то высоким, подняться над материальным. У кого-то путь к Богу лежит и через это. Конечно, такой путь — окольный и долгий. Но кому-то Бог судил идти и таким путем. Я рад, что многие деятели современной культуры открыто говорят о том, что они Православные. Для меня самый яркий пример — это сербский кинорежиссер Эмир Кустурица, который уже снискав всемирную известность принял Православие, крестился с именем Неманя. Он восстановил храм во имя Святителя Саввы Сербского в построенной по его собственному проекту деревне на Мокра горе. А недавно он получил премию Международного общественного фонда единства Православных народов имени Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства Православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». Для меня это добрый пример. А детей просто надо учить духовному, при этом оставлять за ними возможность выбора. Но надо учить ребенка так, чтобы ему нравилось выбирать хорошее, доброе, светлое. Чтобы ребенок стремился к Христу. А это воспитание, прежде всего. Над этим надо работать в первую очередь родителям, семье.

«Надо стараться каждый день читать Писание»

— Начался пост. Какова, по вашему мнению, мера поста для мирян?

— История Церкви — это история живой жизни. Предания Церкви, опыт Церкви, пронесенный через тысячелетия. Зайду чуть со стороны к истории вопроса. Я был удивлен, прочитав во всем известном «Домострое», что во время Великого поста миряне ели рыбу, постились не совсем так, как мы стремимся поститься. Я всегда думал, что мы на «Домострой» ориентируемся, а на самом деле почитать там — и совершенно по-другому пост воспринимается. Почему так? Дело в том, что у нас Студийский устав был заменен на Иерусалимский устав, более строгий во всех отношениях, в том числе и в отношении питания во время постов тоже. Но мы всегда должны помнить, что пост — это не самоцель, а способ духовного совершенствования. Поэтому сейчас из икономии, то есть снисхождения к людским немощам, допускаются послабления. Я понимаю, что полную меру поста я и сам не смогу, наверное, выдержать. А как можно мне требовать от людей выполнять то, что ты сам не можешь делать? Такого внутреннего противоречия быть не должно, и это понимает каждый пастырь. Поэтому я считаю, что каждый выбирает для себя меру поста по силам. Ступеней поста очень много. Можно с рыбой поститься, можно с маслом поститься, можно с маслом и вином (по субботам и воскресеньям) поститься, а можно поститься без масла или сухоядением. Кто как сможет вынести пост. Должны учитываться все условия. Кто-то живет на Крайнем Севере, у кого-то очень тяжелая работа, когда послабления просто необходимы. Конечно, воздерживаться от поста можно кормящим матерям, беременным женщинам. А так — каждый Православный христианин, посещающий храм Божий, должен этот вопрос обсудить со своим приходским священником. Своим прихожанам я кому-то разрешаю послабление поста, кому-то — не разрешаю. Здесь все решается индивидуально. Это уже опыт духовной жизни прихода и каждого конкретного человека.
— Есть странные суеверия, которые очень расхожи среди многих верующих. Например, многие, даже будучи в Церкви не первый год, считают, что в праздник Крещения Господня освящаются два вида воды — Богоявленская (18-го января) и Крещенская (19-го). Вы сталкивались с таким?
— Да, такие суеверия есть, и их много. И с ними, как с любыми другими суевериями, надо бороться просвещением. И тут единственный путь — это проповеди, донесение смысла и понимания того, что мы совершаем, зачем мы в Церкви. Если поддаваться суевериям, то тогда перед нами должен встать вопрос: а насколько мы являемся Православными христианами? Господь говорит: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Свободными от суеверий в том числе, ведь это суетная вера, здесь нечем бахвалиться и гордиться. Крещенская и Богоявленская вода — это все одна и та же святая вода. Традиция освящать воду особым чином связана с обычаем древней Церкви два раза в год совершать массовое крещение — на праздник Богоявления и на праздник Пасхи. И вода освящалась в первую очередь для того, чтобы люди приняли Крещение. Тем же чином освящается вода на каждое Таинство Крещения, которое проводится сегодня практически ежедневно. То же и с запретом на яблоки до Преображения. На самом деле до праздника Преображения Господня не принято вкушать виноград. Потому что из первых плодов делали вино, на котором совершали Богослужения. То есть первый урожай должен был принадлежать Богу, поэтому вкушение винограда было запрещено. В нашем краю не рос виноград, и потому эту традицию перенесли на яблоки. Людям нужно просто объяснять. Изучать жизнь Церкви, любить ее устав и понимать, что в Церкви все установлено очень разумно. И нужно научиться отличать важное от второстепенного.
— Евангелие должно быть не только главной книгой для каждого Православного христианина, но и настольной. Насколько важно для нас читать и перечитывать Евангелие, ведь далеко не всегда мы это делаем?
— Это очень важно. Я буду говорить, исходя из опыта собственного прихода. У нас каждый пост традиционно все прихожане читают все четыре Евангелия. Традиция изучения Священного Писания должна быть на каждом приходе. Иначе откуда будет вера наша, если мы не будем знать Слово Божие? Оптинские старцы говорили: «Когда мы молимся — мы разговариваем с Богом, а когда читаем Евангелие — Бог разговаривает с нами». Разве можно отказываться от разговора с Богом, когда эта возможность у нас есть? Я вспоминаю прежние времена, советские, когда невозможно было достать духовных книг. А сейчас можно найти и прочесть любые Православные книги! И толкования, и другие работы по Священному Писанию. Надо стараться каждый день читать Писание. Если что-то непонятно — изучать. Для мирской работы мы же учимся в школах, вузах, читаем, изучаем… И уж тем более нужно потрудиться для спасения своей души. Чтение Евангелия — само по себе духовная награда и радость. И дух мирный, который должен быть внутри нас, тоже через Священное Писание приобретается. Поэтому читать его нужно как можно больше и как можно чаще.

На снимках: самарский храм Трех Святителей; игумен Николай (Феоктистов); настоятель храма протоиерей Алексий Гладун.
Подготовила Татьяна Горбачева 18.02.2010

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]