Происхождение иконы
Имя иконы происходит от названия той части Константинополя, где когда-то располагался храм с этой святыней. Под её покровительством находился не только Константинополь, но и вся Византия. Хроники тех лет повествуют о том, как в 626 году по молитвам, вознесённым перед иконой, Пресвятая Богородица спасла город от нашествия захватчиков. Через много столетий, уже в России, её чудодейственная сила будет явлена в период холерной эпидемии в 1830 году. Она уберегла всех обитателей Кузьминок, где находилась, и всех жителей окрестных сёл от страшной болезни.
Икона эта была не обыкновенная. Её создание приписывают евангелисту Луке, современнику и одному из апостолов Иисуса Христа. Икона была рельефной и выполненной в уникальной технике воскомастики. Особенность её заключалась в том, что в воск добавлялись размельчённые частицы мощей святых. Образ, выполненный подобным образом, называется мощевиком.
Пресса Новости Фотогалерея Детям Услуги Справочная Главная В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 году Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок – Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название – село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 году, тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в сою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 года.
Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 годах были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 году здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 годах. В церкви находилась семейная реликвия – Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется VII веком нашей эры. Одна из особо чтимых в Москве греческих икон. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 году. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в успенском соборе московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю великого поста – субботу акафиста. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись – «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец уже упоминавшегося Григория Строганова. По построенному храму местность получила третье название – село Влахернское. Влахерна – это название местности в Константинополе. Давным-давно там стояла церковь с чудотворной иконой. Икона эта покровительствовала Константинополю и Византийским императорам. По легенде, она обратила в бегство врагов, напавших на город в 626 году. Свою чудотворность икона проявила не один раз уже находясь в России. В 1830 году разразилась эпидемия холеры. Было трудно указать хоть одно место в Москве или под Москвой, свободное от свирепствовавшей болезни. Каждый день гибли тысячи людей.. И однако во Влахернском ни один человек не только не умер, но даже и не заболел. Божья Матерь проявила свое заступничество и в 1871 году, когда еще одна эпидемия холеры открылась в Москве. Неудивительно, что москвичи и окрестные жители благоговели перед иконой и считали ее чудотворной. Кстати, все три названия – Кузьминки, Мельница и Влахернское – употреблялись вплоть до 1917 года, все три названия мы встречаем и в газетах, и в путеводителях, в письмах и дневниках современников. День 2 июля стал местным христианским праздником Влахернской иконы Божьей Матери. В 1920 Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день.
Реконструкция церкви в КУзьминках. Фото 1938 г В 1923 году в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви, на котором принято было решение о закрытии храмов. Монастыри и церкви передали Всероссийской Чрезвычайной комиссии под лагеря и тюрьмы для преступников и детские калонии. В кратчайшие сроки были закрыты тысячи церквей. В разоренных церквях строили склады, клубы , вытрезвители, общежития и музеи. В Кузьминках в решении «высоких» идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когдато был колодец со святой водой, который засыпали.
В 1929 году поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. Но это еще не все . В один из дней 1929 года по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности. Узнав об этом, священник Порецкий попытался защитить святое место, призвав на помощь жителей. Народ горячо откликнулся на призыв. Результаты противоборства оказались печальными . Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы.
При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками . До неузноваемости переделали окна : вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря (!) устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли . Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма.Чудом уцелевшая эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы.
В 1992 году по распоряжению 717 мэра Москвы Лужкова здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Несбыточные, казалось бы мечты восстановления усадьбы начали осуществляться. Настоятель церкви отец Александр и вновь созданная община внесли жизнь в мертвый храм и надежду в серца москвичей. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом, так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились династии : братья Гвоздевы и их сыновья . А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.
Сайт https://vlahernskoe.prihod.ru/
Настоятель — иерей Александр Кашкин
Расписание работы храма: В воскресенье — утреня и Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч
Телефон: 377-87-88
Адрес: ул. Скрябина, 1 (ул. Старые Кузьминки, 26),
Проезд: от метро Рязанский проспект, авт. 29 до конечной остановки
Появление иконы в России
Известно, что в V веке она попала в Константинополь, бывший в то время столицей христианского мира, а оттуда — на Святой Афон. В 1654 году афонские иноки привезли её в Москву и подарили благочестивому государю Алексею Михайловичу, а он, в свою очередь, пожаловал святыню Строгановым. Для этой иконы и была построена деревянная церковь Влахернской Богоматери.
Но редкому деревянному храму выпадает долгая жизнь. Простояла эта церковь только шестнадцать лет и сгорела в огне пожара, но Волей Божьей драгоценную икону удалось спасти. В том же году, испросив благословения у правящего архиерея, приступили к возведению новой церкви, тоже деревянной, но и её ждала та же судьба, что и прежнюю. В 1758 году в результате «огненного запаления» она погибла. Но и на этот раз святыню вынесли из огня.
Сооружение каменного здания храма
К моменту пожара родовое имение Строгановых Кузьминки перешло во владение семьи графа Голицына. Потомки литовского князя Гедимина, они на протяжении веков были опорой государственной власти. В этом году исполняется шестьсот лет с того дня, как они начали своё служение.
Через год началось возведение каменного храма на том месте, где стояла сгоревшая церковь. Создание проекта и ведение работ граф поручил архитектору И. П. Жеребцову, который занимался также перепланировкой и перестройкой всей усадьбы. Он вошёл в историю архитектуры, как представитель стиля барокко. Кроме того, его имя связано с направлением, получившим название раннего московского классицизма. В течение долгих лет он руководил всеми строительными работами в имении.
Архитектурные особенности нового храма
В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.
Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Кремлёвского дворца. Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.
Реконструкция храма
Р. Р. Казаков изменил четырёхгранную планировку основного здания на круглую, выполненную в виде барабана, и сверху надстроил главку. С четырёх сторон здания находились входы с декоративными ступенями и портиками. Общую композицию дополняла двухъярусная каменная колокольня. Таким образом храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках приобрёл знакомые нам очертания.
В период войны 1812 года храм подвергся значительному разрушению. Были расхищены предметы церковной утвари и иконы. Остались свидетельства очевидцев, рассказывающие о многочисленных фактах святотатства, совершённого французскими солдатами. По приглашению Голицыных над его восстановлением трудились лучшие архитекторы. В 1819 году был освящён полностью воссозданный придел Святого Сергия Радонежского. Однако работы в храме продолжались ещё несколько лет. Современники писали о необыкновенном мраморном иконостасе в этом пределе. Над ним трудились лучшие камнерезы страны. Были приглашены и знаменитые уральские мастера.
Есть много свидетельств того, что храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках постоянно находился в поле зрения особ царствующей семьи. Так, например, в 1828 году императрица Мария Фёдоровна пожертвовала на украшение иконы драгоценную брошь из жемчуга и бриллиантов. В 1858 году храм посетил император Александр II. Кроме того, усадьба Кузьминки видела много иных представителей Дома Романовых. С 1859 года храм стал фамильной усыпальницей Голицыных. В первые годы XX века он был вновь отреставрирован и освящён.
Храм Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках
Первый Храм Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках построен в 1716 г. по специальному заказу купцов Строгановых. Цель строительства храма заключалась в том, чтобы водворить в него бесценный дар, полученный Строгановыми за заслуги перед Отечеством от самого царя Алексея Михайловича, — Влахернскую икону Божией Матери.
Икона была подарена царю Алексею Михайловичу в 1654 году иноками со святого Афона. Ее появление связывают с именем евангелиста Луки в 1-м веке н.э. С 5-го в. она хранилась в столице христианского мира Константинополе. По преданию, Влахернская икона уберегла Константинополь в 626 году от нападения аваров. В память этого события в субботу пятой недели Великого Поста совершается суббота Акафиста в честь Пресвятой Богородицы. Поэтому Строгановы и решили создать отдельную обитель специально для хранения там древней Влахернской иконы.
Однако первой деревянной постройке церкви не суждено было просуществовать долго — в 1732 году она сгорела. Ту же участь постигла и вторую церковь, ставшую заменой первой, — она была уничтожена пожаром в 1758 году. К этому времени имение Кузьминки перешло в собственность семейства Голицыных. И в 1759 году князь Голицын положил начало строительству каменной церкви.
Возведение церкви и всей усадьбы Кузьминки велось по проекту И. П. Жеребцова, для которого характерен стиль «елизаветинского барокко». Каменный храм был построен в русской традиции восьмерик на четверике, т. е. на четырехгранном основании установлен восьмигранный барабан. Храму характерен барочный декор. Рядом была установлена деревянная восьмигранная колокольня. Закончилось строительство в 1762 году, однако декорирование храма продолжалось до 1774 г.
Хозяева усадьбы Кузьминки князья Голицыны не жалели средств на ее обустройство. В 1784 — 85 гг. храм Влахернской Божьей Матери был реконструирован в строгом московском классическом стиле архитектором Р. Р. Казаковым. Четвертик основания был изменен на круглый барабан и увенчан главкой. С четырех сторон пристроили крыльцо и портики, возвели каменную колокольню в двух ярусах.
При наполеоновском нашествии 1812 года храм был сильно разрушен. Для его восстановления были приглашены лучшие архитекторы того времени М. Д. Быковский и Д. И. Жилярди. И лишь к 1829 году левый придел Сергия Радонежского с мраморными иконостасами был полностью восстановлен и освящен.
Советское лихолетье не миновало храм: двухъярусная колокольня конца 18 века была полностью снесена, здание церкви преобразовано в 1929 году в общежитие.
И только в 1992 году храм, наконец, был возвращен верующим. В течение 3-х лет под руководством архитектора Е. А. Воронцовой храм был воссоздан практически в первоначальном облике. 14 октября 1995 года патриархом Алексием было совершено долгожданное освящение храма.
Сегодня действующий Храм Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках трехпрестольный. В нем находятся престолы Божьей Матери, Сергия Радонежского и Александра Невского. Святыни храма — частицы святых мощей Александра Невского и апостола Андрея Первозванного.
Оригинал Влахернской иконы (Одигитрия) в настоящее время хранится в Третьяковской галерее. В храме же находится список с этой старинной иконы, выполненной в воскомастичной технике (в воске содержатся частицы мощей святых христианских мучеников).
Судьба церкви после революции
После революции храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках разделил судьбу многих культовых сооружений России. Буквально в первые годы представители богоборческой власти изъяли все ценности и предметы церковной утвари. Когда храм окончательно закрыли, чудотворная икона была перенесена в Успенский храм в Вишняках, а когда и он перестал действовать, икону передали в Третьяковскую галерею, в фондах которой она хранится и по сей день. В 1929 году снесли купола, а само здание до неузнаваемости перестроили, сделав в нём дом отдыха. За весь период советской власти здесь размещались и производственные помещения, и трансформаторная подстанция, и учебные классы. Полностью были уничтожены роспись стен и лепные украшения. Болью переполняется сердце, когда видишь фотографии храма тех лет.
Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках
Поделиться
Ж.Н.Раух. Церковь Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках. Гравюра 1841 г.
Адрес: ул. Кузьминская, д.7, стр.1
Ах, какие названия! Щучий пруд, Шибаевский пруд, Нижний Кузьминский, Верхний Кузьминский. Тополевая аллея, Заречье и Зареченская улица. Влахернское-Кузьминки – так назывался этот дивный уголок до революции. Эта старинная усадьба на юго-востоке столицы. В свое время считалась лучшей в Москве и третьей по красоте в России (после Петергофа и Павловска) и входила в десятку лучших садово-парковых ансамблей мира. Как же появилась усадьба? В 1702 году Петр I изъял у Симонова монастыря земли и мельницу на берегу запруженной речки, и передал их за особые заслуги своему сподвижнику, «именитому человеку» Григорию Дмитриевичу Строганову. Позже усадьба перешла князьям Голицыным. В середине XVIII столетия Кузьминки украсил каменный храм, построенный по проекту знаменитого архитектора Ивана Жеребцова. Позднее здание перестроил еще один признанный мастер классицизма – Родион Казаков. Мало того, в создании этого шедевра участвовал и Андрей Воронихин – автор проекта Казанского собора в Санкт-Петербурге. Над интерьерами церкви трудился выдающийся зодчий Доменико Жилярди. А называется церковь Влахернской. И знаете почему? В 1654 году в Москву из Влахернского монастыря на берегу Босфора привезли икону Божией Матери. По преданию она была написана самим Евангелистом Лукой, и почиталась как чудотворная. Царь Алексей Михайлович лично перенес образ в Успенский собор Кремля. С почитаемой иконы сделали несколько списков. И один из них был передан Строгановым, которые и возвели в Кузьминках храм для родовой святыни. Как водится, после революции следы иконы затерялись. А лет 30 назад Влахернский образ из Кузьминок обнаружили в запасниках Третьяковской галереи. В начале 90-х Влахернский храм попал в список московских святынь, подлежащих восстановлению в первую очередь. И всего за несколько лет Влахернское преобразилось. По старинным чертежам воссоздали колокольню, внешнее и внутреннее убранство церкви. И сейчас, посетив усадьбу, вы можете не только увидеть храм, удивительным образом вписанный в окружающий парковый ансамбль. Не менее важно и то, что в храме хранится современный список Влахернской иконы. Так что записывайте в память место, которое вы обязательно должны посетить – Влахернское-Кузьминки.
Контакты: храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках
Адрес: ул. Кузьминская, д.7, стр.1
Как проехать: От м. Рязанский проспект, авт.№29, маршр. №429 до остановки «Кузьминский парк» (конечная), от м.Текстильщики: тр.№27,38, маршр.№338 до остановки «Ветеринарная академия» (конечная), далее 5 мин. пешком по ул.Кузьминская до храма (Парковая аллея).
Адрес сайта: https://vlahernskoe.prihod.ru/
Схема проезда:
Возрождение
В годы, последовавшие за перестройкой, многие русские православные храмы были возвращены верующим. Наступил период исторического прозрения. Предстояло возродить то, что десятилетиями безжалостно разрушалось. Большую помощь в этом оказали и правительственные органы, и различные общественные организации страны. Пришли реставраторы и в храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Он числился в списке объектов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Руководила работами архитектор Е. А. Воронцова. За три года строители и реставраторы вернули храму его первоначальный облик. В 1995 году он был торжественно освящён, как и многие православные храмы России.
Святыни: Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках
02.04.2014
;
Название: Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках; Святыня: Частица мощей св. блгв. кн. Александра Невского Частица мощей ап. Андрея Первозванного; Престол: Влахернской иконы Божией Матери Св. блгв. князя Александра Невского Прп. Сергия Радонежского; Адрес: Расписание: В воскресенье — утреня и Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 17 чТелефон: 377-87-88Адрес: ул. Скрябина, 1 (ул. Старые Кузьминки, 26),Проезд: М. «Рязанский проспект», авт. 29Ближайшее метро:Метро «Рязанский проспект»Духовенство:Настоятель — иерей Александр Кашкин.;
источник https://ekonomsekret.ru
Христианские реликвии — почитаемые и бережно хранимые церковью предметы. Святые мощи являются предметами поклонения в зависимости от происходящего события. Принадлежность объектов поклонения тому или иному святому периодически подвергается сомнениям. Христианские церковнослужители у славянских народовуделяли больше внимания почитанию икон. Позже начинает развиваться движение паломничества православных. Самое большое количество святынь приписывают Христу. К ним относится Плащаница — одна из наиболее важных святынь христианства. Существуют также Терновый венец и Крест, на котором был распят Иисус. Христианская церковь свято чтит реликвии, принадлежавшие Святой Богородице. Имеется достаточное количество реликвий, полученных при перезахоронениях Святых. Им приписывают чудодейственные свойства;
Еще из этой рубрики:
Святыни: Храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе Название: Храм святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе; Святыня: Чудотворная Грузинская икона Божией Матери Частица мощей свт. Мартина Исповедника Частица мощей свт. …
Святыни: Храмы святителя Николая, Успения Богородицы и святителя Тихона, патриарха Московского в Косине Название: Храмы святителя Николая, Успения Богородицы и святителя Тихона, патриарха Московского в Косине; Святыня: Чудотворная Косинская (Моденская) икона Божией Матери Особо чтимая икона Божией Матери Влахернская Особо …
Святыни: Кафедральный соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) Название: Кафедральный соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова); Святыня: Чтимая Смоленская икона Божией Матери Икона «Спас Нерукотворный» Икона свт. Николая, писанная в Бари Частица …
Святыни: Храм Илии Пророка в Обыденском переулке Название: Храм Илии Пророка в Обыденском переулке; Святыня: Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость» Чтимая икона Божией Матери Владимирская Чтимая икона Божией Матери Феодоровская Икона …
Святыни: Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском Название: Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском; Святыня: Чудотворная икона Божией Матери «Державная» Чтимая Казанская икона Божией Матери; Престол: Казанской иконы Божией Матери Равноап. Аверкия, …
Жизнь храма в наши дни
Сегодня храм является крупным религиозным и культурным центром. При нем работает воскресная школа и школа по катехизации взрослых и детей. Кроме того, имеется библиотека, двери которой открыты для всех желающих. В отдельном здании оборудована крестильня с купелью для взрослых. Как и многие храмы православной церкви, он стал местом, где каждый может получить знания об основах православия, на протяжении многих десятилетий практически закрытые для широких масс.