Храм Знамения иконы Божией Матери в Кунцево, Москва

Расписание электричек Москва (Курский вокзал) → Подольск

Расписание электричек Подольск → Москва (Курский вокзал)

Расписание электричек Царицыно → Подольск

Расписание электричек Подольск → Царицыно

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах является особенным памятником церковного зодчества конца XVII века. Глядя на этот великолепный памятник архитектуры, трудно поверить, что расположен он в России, совсем недалеко от столицы, в Подольском районе Московской области. История храма, имена мастеров, создавших этот шедевр архитектурного искусства до сих пор точно не известны.

История строительства

В начале века Кунцево был дачным поселком на окраине Москвы. Этим историческим местом долгое время владели представители древнего дворянского рода Нарышкиных. В 1744 г. Александр Львович Нарышкин в своей вотчине принимает решение возвести каменную церковь, которая задумывалась как усадебная.


Храм Знамения в Кунцево, Москва

Строительство здания было начато в июле 1744 г., а закончено в том же году к 20-м числам ноября. Оно имело крестообразную форму. Посередине возвышалась центральная главка, а остальные четыре – по сторонам креста (в дальнейшем одну из главок разобрали).

Новая церковь была освящена владыкой Иосифом (Волчанским) в день празднования иконы Божьей Матери «Знамение». Об этом событии можно прочитать на чугунном медальоне, вмонтированном в западную стену существующего ныне храма. Эта стена ранее была частью нарышкинской церкви, но тогда она была восточной.

Через 2 года (в 1746 г.) Александр Львович умирает, а Кунцево по наследству со временем переходит к его сыну Льву Александровичу Нарышкину. Так как церковь была усадебной, то «крестьянских дворов в приходе не было». Количество прихожан увеличивается после 1767 г.

В это время Лев Александрович получает от церковных властей разрешение приписать жителей деревни Мазилово (деревня также была собственностью Нарышкиных) к Знаменской церкви. К началу XIX в. возможность ее посещать получили и жители деревни Давыдково, что значительно увеличило церковный приход.

Русско-французская война 1812 г. стала большим испытанием для церкви и ее прихожан. Она располагалась вблизи Можайской дороги, по которой двигались французские войска, поэтому была полностью разграблена. Из всей богатой церковной утвари уцелело только одно кадило из серебра.

Однако иконы, которые для захватчиков не представляли ценности, остались в храме, правда, без своих дорогих окладов. В оскверненном храме богослужения смогли возобновить только в апреле 1813 г.

В 1820-х гг. здание церкви подверглось реконструкции. В это время на месте пятой главки, располагавшейся с западной стороны, была установлена каменная колокольня.

Кунцевом Нарышкины владели полтора столетия. В 1865 г. они продали село купцу Косьме Терентьевичу Солдатенкову, фабриканту, книгоиздателю и меценату. Несмотря на то, что Солдатенков был старообрядцем, он продолжал за свой счет содержать храм.

В 1873 г. при храме Косьма Терентьевич строит склеп, а в следующем году возводит ризницу на месте южного крыльца. В 1901 г. (после смерти Косьмы Терентьевича) усадьба становится собственностью его племянника Василия Ивановича Солдатенкова.

Со временем приход увеличился, и здание перестало вмещать всех желающих. Поэтому было решено его перестроить. В 1904 г. Василий Иванович отправил прошение о расширении храма. Но было принято решение не о перестройке старого, а о возведении нового здания.

Проектированием здания занимался академик архитектуры Сергей Устинович Соловьев. Для храма был выбран непривычный для России архитектурный стиль – неовизантийский (за основу архитектор взял архитектуру Равенны VI в.).

Строительные работы начались в 1911 г. Василий Иванович Солдатенков не дожил до этого события, поэтому заботу о строительстве взяла на себя его вдова Надежда Григорьевна Солдатенкова. Храм был построен в 1913 г. Чтобы не нарушать композицию храма (в плане он напоминает равноконечный крест), колокольню построили отдельно.

Новый храм по площади был больше прежнего. Кроме Знаменского престола, были добавлены еще 2: великомученицы Варвары (небесной покровительницы первой супруги храмоздателя) и пр. Власия, епископа Парийского, который являлся небесным покровителем храмоздателя Василия Ивановича Солдатенкова.

Справка. Варвара Григорьевна, первая супруга Василия Ивановича, умерла в 1873 г. в молодом возрасте (на момент смерти ей было 23 года).

Храм Знамения в Кунцево украсили восхитительными барельефами с древнехристианскими символами (даже в советское время их не уничтожили). От старого храма была сохранена западная стена. В новый храм из старого были переданы все святыни: церковная утварь, облачения, иконы. Освящал храм епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). Освящение состоялось 17 сентября 1913 г.

В фамильном склепе, располагавшемся справа от входа в храм, был захоронен В. И. Солдатенков и его первая супруга Варвара.

Храм Знамения в Кунцево после революции 1917 г. еще некоторое время был действующим. В мае 1922 г. из храма изъяли в пользу голодающих Поволжья значительную часть предметов церковной утвари (это 52 кг золота и серебра).

В 1932 г. по ходатайству командира части воздухоплавательного дивизиона, размещенного в усадьбе Солдатенковых, церковь была закрыта. Из храма было вынесено буквально все, а усыпальница Солдатенковых разрушена, гробы вынесены из усыпальницы, и дальнейшая их судьба неизвестна.

В последующие годы здание разделили перегородками на 2 этажа и размещали здесь различные государственные учреждения. На момент передачи храма православной Церкви на втором этаже размещался спортивный зал, в подвальном помещении была организована сауна.

История

Первый деревянный храм, посвященный пророку Илие, был сооружен в Дубровицах в 1662 году. История каменного храма связана с именем вельможи Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя юного Петра Первого. В 1689 году Голицын попал в немилость к царю и ему пришлось уехать в свое имение в Дубровицы. Гнев государя вскоре сменился на милость и Петр пожаловал Борису Голицыну боярский чин.

По одной из версий, церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах была возведена именно в честь этого знаменательного события — примирения с царем.

Существует и другая версия. Сохранилась легенда, согласно которой юный Петр, приехав к своему дядьке (воспитателя называли дядькой), восхищался изумительной красотой Дубровиц. Здесь река Десна впадала в Пахру, образуя острый угол, похожий на нос корабля. «Этому кораблю мачта нужна. Храм здесь надо бы построить, самый лучший в мире», — предложил Пётр.

В 1690 году старый деревянный храм перенесли в соседнюю деревню Лемешево и на его месте началось сооружение церкви Знамения Пресвятой Богородицы. В июле 1690 года Петр лично присутствовал при закладке фундамента церкви, позже постоянно интересовался ходом работ и помогал деньгами.

Строительство, в основном, было завершено в 1699 году. Возможно, что священнослужители долгое время не хотели освящать храм в виду того, что его внешнее и внутреннее убранство не вписывались в общепринятые православные церковные каноны. Известно, что освещение состоялось только через пять лет, в июле 1704 года. На торжестве присутствовали все местные жители, также прибыл и император со своим первенцем Алексеем.

Возрождение Знаменского храма

Богослужения возобновились только в октябре 1990 г. Указом Патриарха Алексия Второго настоятелем храма был назначен иеромонах Макарий (Железняков). Отец Макарий прослужил в храме Знамения до дня своей кончины (по 2007 г.). На тот момент ему было 46 лет.

В 1991 г. храм возвращен Русской Православной Церкви и освящен Московским патриархом Алексием II. Капитальная реставрация началась в 1992 г. Колокольню восстановить на ее историческом месте оказалось невозможным, так как там сейчас проложена дорога.

Поэтому в 2001–2002 гг. на территории храма с восточной стороны были построены новые колокольня и дом причта, где расположились крестильный храм, трапезная, библиотека и воскресная школа. Огорожена и приведена в порядок территория храма, разбиты клумбы, сделаны дорожки. Храм вновь стал центром духовной жизни для жителей кунцевского района.

Церковь Знамения в Дубровицах

Зачастую разглядываешь «заморские» достопримечательности, восторгаешься ими и не знаешь, что в своей стране есть не менее интересные, красивые и ценные памятники архитектуры. Вот прекрасный пример.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Давайте узнаем подробнее об этом памятнике архитектуры …

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма. Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии. Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

В 1781 году у задолжавшего крупную сумму поручика Сергея Голицына усадьбу купил Григорий Александрович Потемкин (1739-1791). Но вскоре это имение захотела приобрести сама Екатерина II, побывавшая в Дубровицах на обратном пути из Крыма 23 июня 1787 года. Не для себя приметила Екатерина II Дубровицы. Среди сопровождавших ее лиц был новый фаворит, флигель-адъютант Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758-1803), которого хотелось отличить особой милостью, даже за счет верного Потемкина.

С декабря 1788 года владельцем усадьбы становится Дмитриев-Мамонов. Свою службу он, как и большинство дворянских детей того времени, начал в гвардии и в скором времени стал адъютантом Потемкина, который и представил Александра императрице. Мамонов очаровал ее. По свидетельству современников, юноша был умен, образован, честен, скромен, хорошо воспитан и практически все относились к нему с большой симпатией. Мамонов — единственный среди екатерининских фаворитов, который не пользовался своим влиянием для сведения личных счетов. Милости сыпались на него непрерывно. Он стал камергером, генерал-адъютантом, кавалером различных орденов и, наконец, графом Священной Римской империи. Молодой граф почти не вмешивался в государственные дела, ограничиваясь участием в литературном придворном кружке Екатерины.

Но благоденствие длилось недолго. Причиной разрыва с Екатериной послужила любовь фаворита к фрейлине императрицы княжне Дарье Федоровне Щербатовой (1762-1802), внучке знаменитого князя Александра Бековича-Черкасского. Она была моложе Екатерины на 33 года. Императрица в этой сложной ситуации вела себя достойно: сперва долго плакала, запершись ото всех, а потом, как видно, взяла себя в руки и закрепила за Мамоновым все свои дары. Затем устроила молодым пышную свадьбу, сама убирала невесту к венцу. Бракосочетание состоялось 1 июня 1789 года.

Вскоре супруги уехали в Москву, пообещав никогда не появляться при дворе. Их брак оказался неудачным. Граф вскоре вышел в отставку и безвыездно жил то в Москве, то в Дубровицах, посвятив себя воспитанию сына Матвея. Новый хозяин задумал и осуществил капитальную перестройку фасадов и интерьера главного дома в соответствии с новой модой на усадебное строительство.

Храм, занимавший ранее центральное положение, с XVIII века отступает на второй план, подчиняясь главному дому в композиционном и художественном отношении. Мода на барочное оформление уходит в прошлое. Новые дворцы строят уже в стиле классицизма. Перестроить дом полностью было трудно, поэтому решили только заменить внешнее оформление. Центральная часть здания с южной стороны была украшена шестиколонным портиком. К главному входу теперь вела широкая белокаменная лестница, перила которой и лоджии оформлены решеткой в стиле ампир. На высоких каменных тумбах установлены два мраморных льва. Неизвестным архитектором к торцам главного дома пристроены открытые (позже они были закрыты и остеклены) широкие террасы. Наиболее эффектной их частью стали торцовые белокаменные крыльца с циркульными лестницами.

У центрального входа во дворец разбили цветник и установили фонтан. Со стороны реки Десны здание получило основное украшение — террасу-полуротонду с десятью колоннами коринфского ордера.

В конце XVIII столетия в Дубровицах появилась еще одна композиционная ось: в западной части усадьбы разбили регулярный липовый парк, отделяющий дворцовую зону от комплекса служебных построек.

Значительные перестройки проведены также в интерьере дворца. Маленькие комнаты исчезли, вместо них появились анфилады больших комнат, ведущих к центральному залу (площадь около 200 м2), имеющему вытянутую форму. Чтобы придать вытянутому залу более овальный вид, его стены расписали от пола до потолка особым приемом — перспективной живописью пейзажно-архитектурного типа: повторяющиеся изображения многоплановой перспективы готических архитектурных мотивов (аркад, лоджий, декоративных композиций). Розовые тона глубокой перспективы переходят в коричневые, которыми окрашены колонны ближнего плана. На колоннах изображены повторяющиеся рисунки гербов, один из которых принадлежит роду графов Дмитриевых-Мамоновых. Роспись зала восстановлена в 1968-1970 годах. Сейчас это зал заседаний ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института животноводства.

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, единственный из фаворитов Екатерины II, сумел сохранить добрые отношения с цесаревичем Павлом и по восшествии последнего на престол, в день коронации 5 апреля 1797 года, получил графское достоинство Российской империи. Умер граф внезапно в 1803 году и похоронен в Донском монастыре в Москве. Наследником Дубровиц становится сын Мамонова — Матвей (1790-1863), которому в ту пору было всего 13 лет. Воспитанием внука занимался дед, Матвей Васильевич. Вскоре молодой человек получил чин камер-юнкера, а еще некоторое время спустя при помощи дальнего родственника — поэта И. И. Дмитриева — двадцатилетний граф стал обер-прокурором одного из сенатских департаментов. Служба, впрочем, Матвея Александровича мало интересовала, и он начал заниматься историей.

С началом войны 1812 года граф вступил на военную службу, принимал участие в сражениях при Бородине, Тарутине, Малоярославце и, что самое главное, на свои средства сформировал полк, получивший официальное название «Московский казачий графа Дмитриева-Мамонова полк». В него записались добровольцами В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие известные люди.

Во время Тарутинского маневра небольшой отряд наших войск переправился через Пахру и остановился в Дубровицах. Вот как об этом вспоминает генерал Николай Николаевич Муравьев (1794-1866): «В Дубровицах, в усадьбе графа Мамонова, в коей мы задержались с 3 по 6 сентября, управитель Алексей… охотно угощал проезжих офицеров завтраками. Нам повезло, и было время отлучиться, и мы вполне воспользовались его гостеприимством, где порядочно отдохнули, так как спали спокойно, хорошо обедали и ходили в баню, отчего больным ногам моим сделалось легче».

В Дубровицах побывали и французы. Небольшой отряд конницы Мюрата покинул Дубровицы 10 октября 1812 года, ограбив и спалив близлежащие деревни.

Хозяин же Дубровиц Матвей Александрович 21 декабря 1812 года был награжден золотой саблей «За храбрость», а в марте следующего года назначен шефом своего полка и произведен в генерал-майоры. В 1816 году он вышел в отставку, а с 1817 года окончательно поселился в Дубровицах. Здесь начинается «история» основанной Матвеем Александровичем тайной организации — «Ордена русских рыцарей». Граф сам писал ее устав — «Краткое наставление русским рыцарям» и консультировался по этому вопросу с М. Ф. Орловым и М. Н. Новиковым.

В документе, выработанном Орловым и Мамоновым, наряду с «упразднением рабства в России» предлагалось пожаловать «наследственным пэрам», то есть «русским рыцарям», крепости («фортеции»), поместья и земли.

Идея фортеции как резиденции «пэра» занимала Дмитриева-Мамонова не меньше, чем размышления об осуществлении демократических, республиканских преобразований. Она отразилась в развернувшемся в Дубровицах строительстве. По заказу Дмитриева-Мамонова вокруг его поместья, включая главный дом, регулярный парк, хозяйственные постройки и конный двор, была выстроена протяженная каменная ограда со средневековыми зубцами, придававшими усадьбе вид замка.

Выполнявший этот необычный заказ архитектор не установлен. Не исключено, что проект разработал сам граф, знавший фортификацию и хорошо разбиравшийся в чертежах. Стену, не представлявшую архитектурной ценности, окончательно разобрали в 1930-х годах.

Желание Мамонова окружить все ореолом тайны не могло не беспокоить правительство. Поводом для ареста послужило избиение графом камердинера, в котором он заподозрил агента, осведомляющего Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. В июле 1825 года связанного Мамонова доставили в Москву, где он оказал бурное сопротивление полиции. В сформированную по указанию Голицына медицинскую комиссию вошли четыре врача, которые должны были официально засвидетелствовать сумасшествие графа. Знаменитый московский медик Ф. П. Гааз, осмотрев «больного», отказался дать свое заключение о болезни графа. Однако Мамонова стали «лечить». Его лечение носило изуверский, принудительный характер. От него требовали повиновения властям. Наконец, после отказа графа в 1826 году присягнуть новому императору Николаю I он официально был объявлен сумасшедшим, и над ним установили опеку.

Через несколько лет Дмитриев-Мамонов смирился со своим положением. Почти четыре десятилетия, вплоть до своей кончины 11 июня 1863 года, граф жил в имении Васильевское на Воробьевых горах, которое москвичи назвали «Мамоновой дачей». Похоронен М. А. Дмитриев-Мамонов на территории Донского монастыря рядом с могилами отца, матери и деда.

В период нахождения графа под арестом в Москве была предпринята первая реставрация храма в Дубровицах (1848-1850), которую возглавил академик архитектуры Федор Федорович Рихтер (1808-1868). Архитектор получил классическое образование в Петербургской академии художеств, прошел хорошую школу у О. Монферрана на строительстве Исаакиевского собора.

После реставрации «… его (храм) нельзя уже узнать, — пишет в своей книге «Обновление храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицы Московского уезда» директор кремлевской Оружейной палаты А. Ф. Вельтман, — золотой крест и золотая корона купола снова ярко отражают свет дня и ночи; узорчатые стены ее, все наружные изваяния обточены, очищены резцом — нет уже ни следов времени, ни порчи — храм как будто совершенно новый, только что созданный в подражание древнему, без малейшего изменения».

Но внутри он стал богаче. Великолепной резьбы древний иконостас и хоры не могли оставаться без позолоты, желтая окраска листьев, казалось, была подготовкой под золочение; но никто не подумал об этом до восстановления храма в 1850 году.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

Латинские надписи и стихи под горельефными изображениями стерлись; для них время прошло; их заменили текстом из Священного Писания. «Четыре ряда образов иконостаса и Царские двери увенчались, а клиросы и двухъ-ярусные хоры как будто обросли золотыми виноградными листьями. Лепная работа и все ваяния в высоте храма отделились и сделались более воздушными», — писал А. Ф. Вельтман.

Владельцем Дубровиц в 1864 году стал Сергей Михайлович Голицын. Он родился в 1843 году и происходил из старинного княжеского рода. Его отец, Михаил Александрович Голицын (1804-1860), дипломат, библиограф, коллекционер, подолгу жил за границей. На базе собранной им богатейшей коллекции его наследник, С. М. Голицын, 26 января 1865 года открыл в Москве на Волхонке, 14 Голицынский музей, который размещался в пяти залах второго этажа принадлежавшего ему дома. Музей стал одним из центров культурной жизни Москвы, в его залах ежегодно бывало более трех тысяч посетителей. В 1886 году голицынское собрание за 800 тысяч рублей приобрС. М. Голицын приложил немало усилий, чтобы благоустроить любимые Дубровицы. Делалось это, прежде всего, в расчете на состоятельных дачников. Со стороны реки Десны и частично вокруг усадьбы по его распоряжению была разобрана каменная стена. На плане 1915 года на месте северо-восточного флигеля обозначен птичник.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся. В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.

В 1910 г. архитектор Сергей Маковский сказал о Дубровицком храме: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» Эти слова, пройдя через времена гонений и разрухи, возрождения и реставраций, не утратили своей актуальности. И сегодня каждого, кто приезжает в Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы завораживает так же, как и столетия назад!

Особенности архитектурного убранства церкви диктовали иностранцы, что сказалось на обилии скульптуры, редко встречающейся в русском храмовом зодчестве.

Основное помещение храма — восьмерик на четверике — в соответствии с русской традицией приподнято на высоком цоколе, а на его уровне проходит открытое гульбище с четырьмя закругленными лестничными входами. Рустованный монументальный низ завершается резным карнизом, который закрывает крышу. Основания восьмигранной башни почти не видно. Оно имеет горизонтальное членение и завершается куполом, который несет золоченую корону. Весь фасад церкви, от подступеней лестниц до купола, украшен резьбой (в основном использован растительный орнамент).

Перед западным входом со стороны лестницы установлены белокаменные статуи святителей — Иоанна Богослова и Григория Златоуста, у основания восьмерика — скульптуры апостолов, во внутренних углах цокольной части — четыре евангелиста: Марк, Лука, Иоанн и Матфей. Во внутреннем убранстве церкви выделяются лепные рельефы на евангельские темы. Высокое качество материала и профессиональная работа определили их долговечность. Хорошо сохранились двухъ-ярусные резные хоры и четырехъярусный иконостас.

Видео:

архитектура, Россия, храмы

Архитектура, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Знамения в Кунцево имеет форму креста, в центре которого возвышается купол. Западный вход – главный. Перед ним – небольшой притвор. Свечная лавка размещается справа от входа, а лестница, ведущая в подвал, – слева.

Здание построено из кирпича и облицовано декоративной плиткой. Три апсиды расположены с восточной стороны храмового сооружения. Центральная больше двух боковых. На ней находится мозаичная картина «Знамение Божьей Матери». Апсиды украшают оригинальные оконные проемы, которые вдоль разделены колоннами.

Наружным украшением здания стала полосатая кладка (темные полосы перемежаются со светлыми) с включенными в нее поясами орнамента, сдвоенные окна.

Верхнюю часть стен храма украшают декоративные панели, размещенные по периметру здания. В центре каждой плиты находится крест, обрамленный изображениями птиц (павлинов), зверей и виноградными лозами.

Купол на световом барабане, венчающий здание, покрыт первоначальной черепицей 1913 г.

Внутреннее убранство

Сейчас купол и центральную часть храма украшают прекрасная мозаика. До революции на их месте были 2 небольшие картины, размещенные над правым и левым входом.

Мозаичные картины в византийском стиле, выполненные группой мастеров под руководством Т. Ю. Бабушкиной, украшают купол, барабан, паруса и главный алтарь. На них изображены Христос, Богоматерь, пророки и евангелисты. На своде купола находится образ Спасителя. Его обрамляют изображения ветхозаветных пророков, ниже в углах находятся образы 4 евангелистов.

Основные цвета мозаики – голубой и золото; остальных немного, что позволило усилить эффект воздушности и легкости изображений. Восстановленная алтарная преграда представляет собой архитрав, поддерживаемый рядом колонн с плитами между ними. Своды над алтарями расписаны восстановленным изображением звездного неба.

По старинным фотографиям восстановлены и Царские врата, некогда выполненные «из бронзы с эмалью» Андреем Михайловичем Постниковым, владевшим с 1868 г. фабрикой по изготовлению изделий из бронзы, серебра и золота.

Плиточный пол оригинальный, он сохранился со времен постройки здания.

Описание

Храм построен из белого известняка, которого было достаточно на берегах реки Пахты. Этот камень был прочным и в то же время позволял выполнять даже мелкую резьбу.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах сооружена в стиле барокко, отличается своей необычной архитектурой с обилием скульптур. Именно поэтому до сих пор ведутся споры о его создателях. Предполагают, что строительство велось при участии итальянских зодчих, но их имена до сих пор неизвестны.

В плане здание представляет собой равноконечный крест с закругленными концами. Основной объем храма приподнят на высокий цоколь. Вокруг него устроена галерея с высоким парапетом.

Вниз ведут четыре широкие циркулярные лестницы. Западный вход украшают изваяния святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Над входом Вы увидите фигуру Василия Великого, в углах цоколя — скульптуры евангелистов Марка, Луки, Иоанна и Матфея. У основания башни — фигуры восьми апостолов. Также фасад украшают фигуры ангелов.

Самым необычным является скульптурное убранство храма, опоясывающее все здание, от ступеней до купола. Здесь Вы увидите лепные узоры цветов, винограда и причудливые орнаменты.

Свод храма оригинален — восьмигранная башня увенчана ажурной золоченой короной. Это единственное в России церковное здание, в котором вместо купола установлена корона, поэтому церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах иногда называют «коронованной».

Благодаря качественным материалам и прекрасной работе сохранился как внешний, так и внутренний интерьер храма.

Внутри впечатляют скульптурные композиции на библейские темы, самая большая из которых — «Распятие» из цикла «Страсти Господни». Вы увидите сохранившиеся ярусные хоры и четырехъярусный иконостас. Хоры выполнены из дубовых досок, а снаружи они украшены затейливой позолоченной резьбой по липе.

В период Отечественной войны 1812 года церковное здание не пострадало, а 30-е годы прошлого века оказались для него трагичными. Храм закрыли и вывезли все его ценности. Колокольня была взорвана в 1931 году.

В настоящее время рядом с церковным зданием установлено несколько колоколов.

Святыни и мощи храма

Несмотря на то, что храм подвергался разграблению несколько раз (в 1812 г., в советский период), сейчас в нем хранится множество святынь, многие из которых были переданы в дар прихожанами церкви.

Так, в свое время прихожанином Богданом Парандюком приходу был подарен крест-мощевик с частицами мощей многих святых. На обратной стороне креста были написаны имена тех святых, частицы мощей которых были заложены в этот крест.

Духовенством храма была заказана большая икона, в центре которой находится крест с мощами, а вокруг него располагаются изображения 70 святых, мощи которых находятся в кресте-мощевике.

Самые ценные иконы – это икона Иверской Божьей Матери, написанная на Афоне в XI в. (в России она почитаема с XVII в.) и икона святителя Пантелеимона, также писанная на горе Афон.

В храме хранится удивительная икона, которая была практически черной, но со временем начала просветляться, и сейчас уже хорошо видны лики святых, на ней изображенных.

В Знаменской церкви есть частица мощей Петра и Февронии, которые являются покровителями семьи и брака.

Кроме этого, в храме хранятся иконы с мощами святых:

  • Серафима Саровского;
  • блаженной Матрены Московской;
  • св. Александра Невского (икона передана в храм в 2015 г.).

Духовенство, наставники

Первым настоятелем с 1990 по 2007 г. был Игумен Макарий (Михаил Игоревич Железняков). Им было потрачено немало сил на восстановление храма и возобновление приходской жизни. Память о нем увековечена на мраморной доске, установленной на стене при входе.

Наставники:

  • Архиепископ Ипатий. Настоятелем храма является с августа 2018 г. В миру – Валерий Юрьевич Голубев.
  • Иерей Александр Дроздов. В храм на служение направлен в 2012 г. Является преподавателем Воскресной школы и несет послушание духовника школы.
  • Иерей Александр Досталь. С 2013 г. является штатным священником храма.
  • Иерей Иоанн Коханов. В храм был направлен в декабре 2014 г. Духовник молодежной группы и хора.

Социальная работа, приходская деятельность

При соборе проводится активная социальная работа. Духовенством и прихожанами храма организована помощь многодетным семьям, бездомным, инвалидам и пенсионерам. Оказывается разносторонняя помощь: материальная, психологическая, вещевая.

При храме оказывают психологическую помощь людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. По понедельникам и пятницам в 19 ч. в трапезной храма проходит сбор группы анонимных наркоманов и алкоголиков «Кунцево» (телефон).

Клуб «Знамение»

При храме работает молодежный клуб «Знамение». Его целью является знакомство молодых людей с основами православия, привитие им христианских ценностей. В клубе проводятся различные встречи, семинары и дискуссии на религиозные и другие актуальные темы современности. Юноши и девушки посещают больницы и детские дома, оказывают помощь инвалидам.

При молодежном клубе организован хор. Здесь молодые люди знакомятся с основами народного песенного творчества, музыкальной грамотой, изучают Божественную литургию.

Участники клуба совершают совместные паломнические поездки, ходят на экскурсии, участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях.

Студия иконописи

При храме открыта бесплатная студия иконописи. Здесь можно освоить различные технологии этого уникального ремесла, а также изучить основы иконописного рисунка. Кроме этого, в студии читаются лекции по истории христианского искусства, богословию иконы, иконографической символике. Курс лекций сопровождается мультимедийной презентацией.

Воскресная школа

При храме открыта воскресная школа, которую посещают около 50-и учащихся.

Работа школы направлена:

  • на формирование таких понятий, как Бог, мир, человек;
  • понимание церковных догматов;
  • знакомство с историей православия;
  • привитие милосердия, любви к ближнему;
  • подготовку учащихся к творческому труду;
  • формирование представления о православной семье, ее ценностях.

В воскресной школе преподаются такие предметы, как:

  • Закон Божий;
  • церковнославянский язык и церковное пение;
  • основы православной культуры;
  • декоративно-прикладное творчество.

Программа школы рассчитана на три возрастные группы.

Для дошкольников и младших школьников проводятся занятия по:

  • Закону Божьему;
  • храмоведению;
  • музыке.

Учащимся 8–13 лет преподают:

  • Новый Завет;
  • историю Церкви;
  • церковнославянский язык.

Старшая группа (ее посещают молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет) изучает такие предметы:

  • литургика;
  • история Церкви;
  • катехизис.

При школе также работает кружок рисования «Акварель». Преподавательский коллектив вместе с детьми организовывает приходские праздники. Учащиеся воскресной школы посещают театры, музеи, совершаются паломнические поездки.

Воскресная школа и молодежный клуб «Знамение» располагаются по улице Б. Филевская, дом 57, к. 1.

Интересные факты

Род Солдатенковых не прервался после революции. Один из потомков рода Николай Солдатенков сейчас живет во Франции и служит Богу в сане протоиерея в храме св. Стефана и Германа. В 1991 г. он передал ценнейший документ – альбом с описью и фотографиями тех ценностей, которые до революции находились в Знаменском храме, но в советские годы были утрачены.

За заслуги перед Россией в 2002 г. Николай Солдатенков получил Российское гражданство.

Усадебный комплекс Дубровицы

Территория усадебного комплекса, точнее то, что от него осталось, располагается у слияния двух рек: Десны и Пахры. Первое упоминание о здешних местах появляется в документах в первой трети 17-го века. Тогда это была вотчина боярина И. В. Морозова. Усадьба неоднократно по разным причинам меняла владельцев и внешний вид, ибо каждый новый хозяин стремился переделать свои владения на свой вкус.

Дубровицы

После революции усадебный дом был превращён в Музей дворянского быта, однако он просуществовал менее десяти лет и после закрытия все материальные ценности, коих было не мало, были вывезены. На данный момент в здании находится Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства Россельхозакадемии, а также ЗАГС и ресторан «Голицын». Институт восстановил интерьер одного из залов в принадлежащей ему части здания, сделав из него конференц-зал, но посторонних посетителей туда не пускают.

Усадебный дом

Усадьба не является в полной мере туристическим объектом, но людей здесь много. Всех привлекает Знаменская церковь.

Где находится, как добраться

Храм Знамения в Кунцево находится по адресу: Россия, город Москва, ЗАО, район Фили-Давыдково, улица Большая Филевская, дом 65. Координаты: 55.73782, 37.46242.

До храма можно добраться как на метро, так и на автобусе. Самый простой вариант – это доехать до станции метро «Пионерская», далее 5 мин. пешком до улицы Большая Филевская, дом 65.

Ближайшие станции метро и автобусные остановки:

МетроАвтобус
Название станцииРасстояние пешкомАвтобусный маршрутДо остановкиРасстояние пешком
Пионерская490 м135, 178Метро Пионерская420 м
Славянский бульвар1,4 км109Суворовский парк280 м
Кунцевская1,5 км135, 178Ул. Полосухина430 м

Примечание. 109, 178, 73, П130 – это автобусные маршруты, проходящие рядом с храмом.

Недалеко от храма находится остановка общественного транспорта «Пинский проезд» (690 м). Но от нее можно подъехать на автобусе № 178 до остановки «Метро Пионерская», далее пешком 420 м.

Практически напротив храма Знамения находится вход в Солдатенковский парк, который занимает около 5 га земли и является частью Филевского парка в Кунцево. Он раскинулся вдоль Москвы-реки и тянется от Звенигородского переулка до Большой Филевской улицы.

Парк красив в любое время года и очень удобен для прогулок. Кроме того, здесь еще можно видеть сохранившиеся до наших дней развалины усадьбы Нарышкиных.

Автор: Ирина Журавка

Как самостоятельно добраться до церкви Дубровицы

Адрес : Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Если у Вас есть автомобиль, то Вам следует двигаться по Варшавскому шоссе через Подольск , вплоть до указателя «Усадьба Дубровицы», далее свернуть направо и ехать не сворачивая до самого поселка Дубровицы. Самостоятельно можно доехать на электричке Курского направления, идущую до станции «Подольск», а затем на автобус 65, останавливающийся на автовокзале рядом со станцией, ехать до остановки «пос. Дубровицы» Тем, кто принципиально не ездит на электричках, можно также добраться, сев на автобус № 417 от станции метро Южная, до остановки «Поселок Дубровицы».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]