Не высовывайся? — Соответствует ли образ «премудрого пескаря» из одноименного произведения Салтыкова-Щедрина христианскому вероучению?

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Феофилакт и фамилией Безукладников.

Архимандрит Феофилакт

(в миру
Григорий Александрович Безукладников
; 1 декабря 1963, Пермская область, РСФСР) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, наместник Новоиерусалимского монастыря.

Архимандрит Феофилакт
c 23 июня 2008 года
Предшественник:Никита (Латушко)
Имя при рождении:Григорий Александрович Безукладников
Рождение:1 декабря 1963(1963-12-01) (57 лет) Пермская область, РСФСР
Принятие священного сана:30 мая 1988 года
Принятие монашества:3 июля 1987 года

Биография

Родился 1 декабря 1963 года в городе Оса Пермской области в семье священника. Был пятым из двенадцати детей[1].

После окончания средней школы города Чёрмоз поступил в Одесскую духовную семинарию. По его словам: «Это был советский период, и мои документы отказались принять в духовные школы Москвы и Ленинграда. Тогда были строгие законы, и юноши моложе 17 лет не допускались до экзаменов, а в Одессе мои документы как-то приняли и вскоре вызвали на экзамены»

[1].

Отслужив два года в армии, поступил на второй год обучения в Московскую духовную семинарию. В конце учёбы поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры[2].

После окончания семинарии 3 июля 1987 года был пострижен в монашество[3] с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского.

16 июля 1987 года был рукоположён в сан иеродиакона[3]. Поступил в Московскую духовную академию.

30 мая 1988 года был рукоположён в сан иеромонаха[3].

Служил в Оптиной пустыни, а когда перед монастырём встал вопрос об открытии подворья в городе Москве, по решению духовного собора был направлен в столицу. В марте 1991 года при храме Живоначальной Троицы в Останкине было организовано подворье Оптиной пустыни, настоятелем которого стал иеромонах Феофилакт. В декабре 1999 года Останкинский храм утратил статус подворья Оптиной пустыни.

В марте 2003 года назначен благочинным Всехсвятского округа города Москвы[4].

С 15 декабря 2004 года был членом московского Епархиального совета.

С 2005 года по 2008 год — настоятель храма Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

6 мая 2008 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумен Феофилакт (Безукладников) назначен наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря[5].

23 июня 2008 года Священный Синод утвердил игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря[5].

12 декабря 2008 года указами митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в связи с назначением на должность наместника Ново-Иерусалимского монастыря, освобождён от должности благочинного храмов Всехсвятского округа Москвы[6] и должности председателя Богослужебной комиссий при Епархиальном совете Москвы[7].

На период его наместничества пришлась самая большая за всю историю реконструкция и реставрация. В 2008 году после посещения Новоиерусалимского монастыря первыми лицами государства, для воссоздания исторического облика и восстановления святой обители был создан Благотворительный Фонд, сопредседателями попечительского совета которого стали Патриарх Кирилл и премьер Дмитрий Анатольевич Медведев[2].

25 сентября 2011 года в храме Рождества Христова Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прочитал молитвы над игуменом Феофилактом и вручил ему игуменский жезл[8].

14 августа 2015 года освятил новое здание, построенное для музея «Новый Иерусалим»[9]

8 мая 2021 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря и на малом всходе возвёл игумена Феофилакта в сан архимандрита[10].

Не высовывайся?


В реке живет пескарь. Его родители прожили аредовы веки и умерли своей смертью. Отец пескаря перед кончиной говорит ему, чтобы тот всегда был осторожен, ведь повсюду опасность! Пескарь решает вырыть себе маленькую норку, чтобы никто, кроме него, не мог там поместиться, и никогда не выходит оттуда днем, а ночью, когда все спят, ненадолго вылезает, чтобы выполнить моцион. Впрочем, пересказывать классику надобности нет. Зададимся вопросом: может ли современный христианин позволить себе жить под лозунгом «не высовывайся»?

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храмов святых апостолов Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе: БЕЗМОЗГЛЫЕ РЫБЕШКИ ПОПАДАЮТ НА КРЮЧОК

Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что спастись не тяжело, но мудрено. Надо иметь трезвение, чтобы не попасть на дьявольский крючок. Как говорит святитель Димитрий Ростовский, мир обещает злато, а дарует блато (преп. Амвросий Оптинский, «Переписка с мирскими лицами»). Узкий и тернистый путь ведет в Царство Небесное, а безмозглые рыбешки все на крючке. Только умные люди, в отличие от пескаря, еще и плодятся, и учат своих детей не попадать на крючок.


Архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря: ЭТО ГЛУБОКИЙ ОБРАЗ, НО НЕ ИДЕАЛЬНЫЙ

Премудрый пескарь хорошо выписан литературно. Это глубокий образ — но не идеальный, потому что в нем показана некая противоречивость человека. С одной стороны, он изо всех сил пытается быть аккуратным. Никуда не вторгаться и ежедневно говорить: «Славу Богу, что день прошел, и я не попал ни в какую беду». Само по себе это уже немало. Нечто подобное мы слышим от преподобного Амвросия Оптинского. Один брат жаловался старцу, что во время молитвы бывает множество разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару. Вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!» Но мы видим из жития святых, которые проводили жизнь в уединении: если было необходимо, решительно и смело они возвышали свой голос в защиту веры и Церкви. Поэтому нужно быть простыми и скромными, как голуби, а иногда мудрыми, как змии.

Анастасия Оситис, президент Фонда равноапостольных Константина и Елены, профессор: ДЕЛАЙ ЧТО ДОЛЖНО

Самое главное, чтобы человек выполнял свою миссию, собственное предназначение. Если он политик, должен заниматься политикой, если хозяйственник — пусть занимается хозяйственной деятельностью. Главное, чтобы он был профессионалом и осознавал — все с ним происходит по Промыслу Божию. Если следовать по этому пути, проще быть смиренным и с верой. А это главный смысл жизни: получать радость и приносить людям пользу.

Протоиерей Андрей Овчинников, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя: ЖИТЬ ДЛЯ СЕБЯ НЕ ПО-ХРИСТИАНСКИ

Христианская вера призывает человека отвернуться от удобств и выгод и обратиться к служению Господу. Слово «служение» тут одно из центральных. Поэтому если человек не отдает себя другим — он не выполняет задачу, которую на него возлагает Бог. Жизнь только для себя — не христианская.

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник Ново-Алексеевского женского монастыря, член Союза писателей России: ВОИН ХРИСТОВ, ГОТОВЫЙ К БОЮ

Сегодня христианин должен находить золотую середину, царский путь между крайностями, которые всегда вредны. Cвятейший Патриарх Кирилл говорит, насколько позорно современному христианину быть статистом в чужой режиссуре (а эта режиссура не что иное, как стремление будировать общество, баламутить его, призывать «онижедети» подростков-переростков на баррикады, превращая их в пушечное мясо). Другая крайность — участь обывателя, который уже и усами не шевелит, будучи заживо погребен в королевстве кривых зеркал.

Премудрый пескарь XXI столетия — образ положительный. Во-первых, он имеет крышу над головой и счастливо избежал участи рыбешки без определенного места жительства. А участь эта весьма плачевна: такую странницу съест сильнейший собрат. Во-вторых, полюбивший уединение человек может философски осмыслить собственное житие-бытие, наметить его цель и с чувством, с толком проживать каждый день. В-третьих, знаменитые отшельники древности, в том числе святой Антоний Великий, в течение десятилетий пребывали вдали от шумных городов — но, внимая гласу Божию, выходили на торжище и останавливали еретиков.

Премудрый пескарь в христианской трактовке — «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3, 4). Вместе с тем это воин Христов, который в час испытания готов вынуть из ножен меч правды, полагая жизнь за други своя.

Цитата

Нельзя вам брать на себя то, что под силу только людям, от мира отрекшимся. Совершенное беспопечение — их дело, а вам — дела и дела. Вы муж и отец, и другое, может быть, еще. Всякое из этих названий на вас налагает обязанности, заповедями Божиими определенные. Исполнять их есть ваш труд во спасение.

Святитель Феофан Затворник

Подготовил Владимир Ходаков Источник

Примечания

  1. 12
    [news.istranet.ru/novosti/kultura-i-religiya/intervyu-s-igumenom-feofilaktom-bez-boga-ni-do-poroga Интервью с игуменом Феофилактом: «Без Бога — ни до порога»]
  2. 12
    [www.rusamny.com/archives/2015/491/t02%28491%29.htm «РУССКАЯ АМЕРИКА» № 491 страничка путешественника]
  3. 123
    [www.n-jerusalem.ru/duhovenstvo/text/namestnik.html Игумен Феофилакт (Безукладников) :: Ново-Иерусалимский монастырь]
  4. [www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?3_1619 Монашество]
  5. 12
    [www.n-jerusalem.ru/history/reconstruction.html Современный период]
  6. [www.mepar.ru/documents/decrees/2008/12/12/2982/ Московская епархия — Официальные документы]
  7. [www.mepar.ru/documents/decrees/2008/12/12/2987/ Московская епархия — Официальные документы]
  8. [www.patriarchia.ru/db/text/1631240.html В неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном монастыре / Н…]
  9. [www.patriarchia.ru/db/text/4198499.html Наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря освятил музей «Новый Иерусалим» / Новости / Патриархия.ru]
  10. [www.patriarchia.ru/db/text/4462280.html Предстоятель Русской Церкви освятил Воскресенский собор Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря]

Отрывок, характеризующий Феофилакт (Безукладников)

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался. Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать. – У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед. – Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому. Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня). – Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры. Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком. – Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него. Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил: – Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит. Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа. Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей. Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе. «Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие. Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы. Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил. Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны. Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства. Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого. Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]