Субботы многие люди дожидаются с нетерпением. Ведь в большинстве организаций этот день является выходным, либо укороченным. С субботы официально начинаются выходные, и радуясь приближению законного выходного, любознательные люди задаются вопросом, почему он назван именно так. Тем более, что в некоторых европейских странах этот день носит совершенно другое название. Итак, почему же суббота названа именно этим словом?
Если разобраться в деталях, ответить на него будет вовсе не сложно. Это вполне закономерное название, пришедшее из древнееврейского языка вместе с христианской религией.
В славянских языках
Происхождение слова «суббота» в этимологическом словаре в славянских языках выглядит следующим образом.
В русский язык оно пришло из древнерусского, где есть слово «субота». Из этого источника произошли:
- русское – «суббота»;
- украинское, белорусское и сербохорватское – «субота»;
- болгарское – «събота».
Вам будет интересно:Шайка — это многозначное существительное
От старославянского «собота» происходят:
- чешское, словацкое, польское, нижнелужское – sobota;
- полабское – sübǘta.
Чтобы разобраться в происхождении слова «суббота», нужно понять, как оно пришло в древнерусский и старославянский.
Европейские языки и суббота как день Сатурна
Сатурн
В России принято говорить “суббота”, в Англии – “сэтэдэй”, в Словении – “собота”, в Грузии – “шабати”. За счет культурного обмена, связанного в первую очередь с распространением христианства, название этого дня распространилось очень широко и встречается во множестве языков именно в таком виде. Тем более, что слово оказалось созвучным древнеримским “сатурналиям” и “дню Сатурна” как ее именовали в рамках другой, не менее древней и влиятельной культуры.
Интересно: Почему Мёртвое море называется Мёртвым? Причины, фото и видео
Древнеримское влияние на формирующуюся европейскую государственность, было очень велико, и оно во многом формировало также мировоззрения людей, традиции и культуру. Россия с таким мощным фактором внешнего влияния не сталкивалась, а вот в Европе все еще ощущается римское наследие. Даже с приходом христианства дни недели не изменили здесь своего названия, оставаясь посвященными древнеримским богам. А уж при созвучии старого названия субботы с новым вопрос переименования дня и вовсе не возник. Суббота посвящалась богу Сатурну из старого римского пантеона, который изначально считался богом плодородия и покровительствовал землепашцам, но затем стал богом времени, аналогичным греческому Кроносу.
Став неумолимым и хмурым богом, который и возглавил день, который считался неудачным для деловых начинаний. Считалось, что бездействие и отдых, а также духовые практики – единственное, что не будет проклято в этот день недели, и люди отдыхали. В дальнейшем эту традицию переняли племена, которые образовали новую европейскую государственность после того, как римской цивилизации пришел конец. Она укоренилась настолько, что дошла до наших дней.
Таким образом, слово суббота как обозначение дня недели пришло в Россию вместе с христианством из древнееврейского языка, где слово “шаббат” означало “не работать”. Это религиозный день отдыха, название которого прижилось в русском языке, а истинное значение – нет, поскольку днем отдыха уже считалось воскресенье. Сегодня многие люди отдыхают и в субботу, и в воскресенье, у других же в субботу – укороченный день. В любом случае, подобная структура недели прижилась, являясь оптимальным соотношением периодов труда и отдыха, название же дней имеют при этом вторичное значение. В Европе этот день все еще именуется в честь древнеримского бога Сатурна, как было принято тысячелетия назад, во времена Римской империи.
Из латыни и греческого
В свою очередь, в древнерусский язык слово пришло из древнегреческого, где есть существительное σάμβατον. Тогда как в старославянском оно появилось путем заимствования из латинского языка – от sabbatum. От него также образованы:
- итальянское – sabato;
- французское – samedi;
- испанское и португальское – sábado;
- румынское – sâmbătă;
- армянское – šabat (շաբաթ);
- грузинское – шабати (შაბათი);
- венгерское – szombat;
- башкирское – шәмбе;
- таджикское – шанбе;
- татарское – шимбә;
- казахское – сенби;
- чувашское – шăматкун.
Как слово появилось в латыни и греческом?
Заимствование из древнееврейского
В латинский язык изучаемое слово пришло из древнегреческого, а в последний – из древнееврейского. На иврите оно пишется שַׁבָּת и читается как «шабат». Этот термин связан с глаголом «шават», означающим «прекращаться», «воздерживаться», «покоиться».
У иудеев шаббат – суббота – является седьмым днем недели. Тора предписывает в это время воздерживаться от какой бы то ни было работы. Почитается суббота и другими категориями верующих, к которым относятся караимы, самаритяне, представители таких направлений в христианстве, как русские «субботники» и адвентисты седьмого дня. Подробнее о субботе у иудеев будет сказано ниже.
Значение слова суббота
апостолов Петра и Павла 19 августа Преображение Господне28 августа Успение Пресвятой Богородицы11 сентября Усекновение главы Иоанна Предтечи21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы 27 сентября Воздвижение Креста Господня14 октября Покров Пресвятой Богородицы4 декабря Введение во храм Пресвятой БогородицыДни особого поминовения усопших 9 марта Вселенская родительская суббота (суббота перед неделейо Страшном Суде)30 марта Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста6 апреля Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста13 апреля Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста9 мая Поминовение усопших воинов14 мая Радоница22 июня Троицкая родительская суббота2 ноября Димитриевская родительская субботаПравославный постПост для православного человека – это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище.
воскресенье 1394 14 25.1.1974, пятница 1395 15 14.1.1975, вторник 1396* 16 3.1.1976, суббота 1З97 17 23.XII.1976, четверг 1398* 18 12.XII.1977, понедельник 1399 19 2.XII.1978, суббота 1400 20 21.XI.1979, среда 1401 21 9.XI.1980, воскресенье 1402 22 ЗО.Х.1981, пятница 140З 23 19.Х.1982, вторник 1404 24 8.X.1983, суббота 1405 25 27.IX.1984, четверг 1406 26 16.IX.1985, понедельник 1407 27 6.IX.1986, суббота 1408 28 26.VIII.1987, среда I409 29 14.VIII.1988, воскресенье 1410 30 4.VIII.1989, пятница 1411 1 24.VII.1990, вторник 1412 2 13.VII.1991, суббота 1413 3 2.VII.1992, четверг 1414 4 21.VI.1993, понедельник 1415 5 10.VI.1994, пятница 1416 6 31.V.I 995, среда 1417 7 19.V.1996, воскресенье 1418 8 9.
ведь ты знаешь, что суббота — это твой апогей постоишь на красный на зеленый — врежь такой ночи в твоей жизни не было допрежь и ты гонишь по бульвару ищешь ты души субботней ночи уж не кии ли стучат там в баре шумно телефон звонит — наверное, твой шурин официантка подходит улыбаясь в глаза тебе ли, или просто навернулась слеза а в переулке зябко чуть-чуть тошнит и ты грезишь о субботах что давно прошли и, шатаясь, ты бредешь прямиком к душе субботней ночи спотыкаясь, ты бредешь напрямик к душе субботней ночи
… неё выпью чарку.«Суббота, баня, прорубь, пиво, сыр…»Суббота, баня, прорубь, пиво … , обед, кино.Жена, обед, кино, суббота, баня.«Из под двери туман …
называет «трезубыми солдатами»: 7 апреля (суббота), «Овен» и 25 августа (суббота) «Дева»; 14 июня (Четверг) «Близнецы» и 7 октября (воскресенье) «Весы»; 17 апреля (вторник) «Овен» и 22 июня (пятница) «Рак»; 9 апреля (понедельник) «Овен» и 22 мая (вторник) «Близнецы»; 13 февраля (вторник) «Водолей» и 24 февраля (суббота) «Рыбы»; 1 июня (пятница) «Близнецы» и 24 июня (воскресенье) «Рак»; 25 сентября (вторник) «Весы» и 16 октября (вторник) «Весы».
Суббота, суббота, суббота… Никто не испортит мне сегодняшний день!» – думал я, лежа в своей постели в десять тридцать утра.
Вспомните библейскую притчу о том, как к Христу подступали с коварными вопросами фарисеи: мол, почему он в субботу лечит, если суббота праздник?И как достойно Господь ответил, что не человек для субботы, а суббота для человека.
Ведь сегодня суббота, а по субботам здесь не топят – пусть, мол, весело галдящие, подвыпившие простолюдины согревают зал своим дыханием.
Так было вчера, так же выглядит сегодня, и, вероятно, так будет завтра, если только завтра не суббота, потому что по субботам вокруг бассейна страшная толчея, неумолкающие крики детворы и втянутые животы фланирующих до бара и обратно мужчин.
И всё было бы хорошо, если бы наутро в мою квартиру в дверной звонок не позвонил Давид, ведь это была суббота, а мы по субботам ходим с ним в кафе «Ласточка» и пьём пиво.
Не только седьмой день
Разбираясь в происхождении «субботы», нужно отметить, что это слово обозначает не только отдых в седьмой день недели. Оно касается дней отдыха от работы и праздничных дней вообще, независимо от того, на какой период они выпадали. Например, таким был День очищения. О нем было сказано в книге Левит. Это десятый день седьмого месяца согласно нашему исчислению. Он приходится на 10 сентября. У евреев он соединялся с постом, а также с сокрушением о грехах.
В такой день первосвященником приносилась жертва от своего имени. Перед Скинией он ставил двух козлов, бросал жребий и закалывал одного из них как жертву во имя искупления грехов всего народа. Над другим козлом грехи народа исповедовались священником, а затем животное изгоняли в пустыню. В заключение проводился обряд всесожжения.
В Древнем Вавилоне
Чтобы понять происхождение слова «суббота», целесообразным будет рассмотреть и еще один вариант его использования в давние времена.
У вавилонян существовало такое понятие, как «ша пату». Его значение – «день середины». Речь шла о 15-м дне месяца, который был «днем успокоения божьих сердец». Как и у иудеев, он отмечался молитвой и покаянием.
Помимо этого, в определенные даты в Вавилоне было запрещено заниматься некоторыми видами деятельности. Это были 7, 14, 21, 28 числа в месяце. В особенности это касалось царских особ. Причиной запрета было то, что эти даты считали несчастливыми.
В словаре Фасмера Макса
суббо́та укр., блр. субо́та, др.-русск. субота, ст.-слав. сѫбота (Зогр., Ассем., Савв., Супр.), болг. съ́бота, сербохорв. су̀бота. Наряду с этим – ст.-слав. собота (Мар., Рs. Sin., см. Вондрак, Aksl. Gr. 13), чеш., слвц., польск., н.-луж. sоbоtа, полаб. sübǘta. Формы на *sо- происходят из ср.-лат. sabbatum (Мелих, Jagić-Festschr. 213 и сл.), формы на sǫ-, напротив, – из ср.-греч. *σάμβατον, мн. -α (ср. цаконск. samba, отрантск.-греч. sámba) или из балканск.-лат. *sambata (рум. sâmbătă, энгадинск. samda, франц. samedi). Вторичный носовой засвидетельствован в поздне-греч.; ср. В. Шульце, Kl. Schr. 295 и сл.; KZ 33, 384; Г. Майер, IF 4, 326. Отсюда и д.-в.-н. sambaʒtag «суббота». В пользу греч. происхождения *sǫbota выступили Фасмер (ИОРЯС 11, 2, 388; 12, 2, 280; Гр.-сл. эт. 196), Кипарский (130 и сл.); Шварц, AfslPh 41, 124 и сл.; Гуйер, LF 35, 221 и сл.; Соболевский, Заимств. 14; Дурново, RЕS 6, 108; Младенов 626. Балканско-лат. теорию представлял в особенности Скок (RЕS 5, 19). В пользу этого могло бы свидетельствовать также середа́ (см.). Против предположения о герм. посредстве говорит исключительное распространение формы *sobota у всех зап. славян, поэтому ни о гот. (Стендер-Петерсен 432 и сл.), ни о д.-в.-н. (Мi. ЕW 314 и сл.; Уленбек, AfslPh 15, 491) в этом смысле не может быть речи; см. Гуйер, Кипарский, там же; Сергиевский, ИРЯ 2, 358. Лат. и греч. формы восходят через греч. σάββατα, мн., к арам. šabbǝtā или др.-еврейск. šabbāt; см. Швицер, KZ 62, 1 и сл.; Литтман 29 и сл. Русск. -бб- объясняется влиянием написания -bb- в зап.-европ. языках. •• (См еще Миковский, «Indiana Slavic Studies», I, Блумингтон, 1956. –Т.)
Соблюдай день субботний
Как указывается в Исходе, Левите, Числах, а также в книге Царств и в некоторых других писаниях, седьмой день у евреев рассматривается как день святого покоя, в который запрещено было работать. Это указание относилось также и к пришлым людям, и к рабам, и даже к скоту.
Нельзя было зажигать огонь, носить ношу. Пищу для субботы нужно было приготовить заранее. Запрещалось покидать место проживания. В связи с этим сбор дров и манны был нарушением. Необходим был перерыв во всякой деловой жизни. Карой за нарушение предписаний была смертная казнь.
Однако основной смысл субботы заключался не в самом бездействии, а в отраде израильтян. Они собирались вместе, чтобы вознести хвалу Господу и совершить богослужение. Ежедневная жертва всесожжения приносилась в двойном размере, а в святилище приносились новые хлебы.
Связь с отдыхом Бога
В заключение изучения происхождения слова «суббота» нужно отметить, что отдых в этот день символизировал для иудеев причастность к покою Божьему. На седьмой день после того, как сотворил мир, Бог решил отдохнуть от дел и благословил эту дату. И эту святость он заповедовал соблюдать Израилю. То есть субботу необходимо выделять в череде других дней, как тот, что является особенным, так как он посвящен Господу.
Для евреев, избавленных Иеговой от подневольной беспрерывной работы в египетском рабстве, этот день стал знаком того, что они освящены Богом. Он выделил их из других народов, и живы они только как народ завета благодаря его благословению. Таким образом, для евреев соблюдение и нарушение субботы приравнено к соблюдению и нарушению завета, заключенного с Богом.
Источник
Христиане не обязаны соблюдать ветхозаветную Субботу
В послании к Колоссянам 2:13-19 апостол Павел говорит, что христиане не обязаны соблюдать субботу или любой из Ветхо-Заветных законов. Павел говорит, что никто не обязан соблюдать субботу, но также говорит, что если кто-то хочет соблюдать этот день по своим причинам, то в этом нет ничего плохого. Человек, который утверждает, что поклонение в воскресенье неверно, в отличие от субботы не очень хорошо разбирается в Новом Завете.
Воскресное богослужение не является Ветхозаветной субботой. Нигде в Новом Завете об этом не говорится. Мы знаем из ранней христианской истории, что ранняя церковь поклонялась в воскресенье. Вы можете читать это у всех писателей первых веков (Климент, Поликарп, Ириней Лионский, Иустин Мученик, и десятки других). Это был первый день, иногда называемый «восьмой день» или «день Господень» (Откровение 1:10).