Что нужно знать о выставке «Христос в темнице» в «Манеже» Больше 30 чудом уцелевших деревянных скульптур из 14 российских музеев в формате интерактивной инсталляции


1-е Петра 3 :18-19 написано «Потому что и Христос один раз умер за грехи, праведный за неправедных, чтобы нас привести к Богу, быв умерщвлен во плоти, но оживлен в духе, В нем Он и духам в темнице пошел проповедать».

В 18 стихе выражение «в духе» имеет такую же конструкцию, что и выражение « во плоти», поэтому, похоже, что слово «дух» относится к той же области, что и слово «плоть», а именно – эти плоть и дух являются плотью и духом Христи. Слова « но оживлен в духе» указывают на то, что Христос взял на Себя грех и смерть, что привело к отделению Его человеческой натуры от Отца (Матфея 27:46). Это противостояние плоти и духа (Матфея 27:41 и Римлянам 1:3-4), а не плоти Христа и Святого Духа. Когда Иисус заплатил сполна за грех, прерванные отношения с Отцом восстановились.

1-е Петра 3:18-22 описывает связь между страданиями Иисуса (стих 18) и Его прославлением (стих 22). Петр – единственный, кто дает информацию о том, что произошло между этими двумя событиями. Слово «проповедовать», использованное в стихе 19 отличается от новозаветного, стандартного описания распространения Евангелия. Оно дословно обозначает – предвестник сообщения. Иисус пострадал и умер на кресте, Его тело умерло и Его дух тоже, взяв на себя грех. Но Его дух ожил, и Он отдал его Отцу. Согласно Петру, в промежутке между Его смертью и воскрешением Иисус проповедовал «духам в темнице».

Прежде всего, Петр описывает людей, как «души», а не «духи» (1-е Петра 3:20). В Новом Завете слово «дух» используется для описания ангелов и демонов, а не людей; похоже, что в стихе 22 именно на это и указано. Нигде в Библии не написано, что Иисус посетил озеро огненное. В Деяниях 2:31 написано, что Он не был оставлен в «аду», однако «ад» это не озеро огненное (пекло). Слово «ад» описывает мир мертвых, а не постоянное место, где они ожидают воскрешения. Откровения 20:11-15 дает четкое описание этих двух мест и их различие. Озеро огненное (пекло) – это постоянное место пребывания осужденных после последнего суда, а ад – временное место.

Наш Господь, отдав Свой дух Отцу, умер и, в какое-то время между смертью и воскрешением, посетил мир мертвых для того, чтобы провозгласить послание духам (скорее всего, падшим ангелам, посмотрите Иуды 6), кто как-то связаны с потопом во времена Ноя, что описано в 20 стихе 1-го Петра 3. Петр не написал, что конкретно Он проповедовал этим заключенным духам , но это не могло быть посланием спасения, т.к. ангелы не могут получить его (Евреям 2:16). Скорее всего, это было провозглашением победы над Сатаной и его слугами (1-е Петра 3:22 ; Колосянам 2:15). В Ефесянам 4:8-10 говорится о том, что Иисус также побывал в «раю» (Луки 23:43) и взял с собой в рай всех тех, кто уверовал в Него до Его смерти. В отрывке не указаны детали того, что произошло, однако, большинство библейских исследователей согласны с тем, что именно это и означает выражение «Он пленил плен» (Ефесянам 4:8).

Итак, Библия не дает четкого ответа на то, где Иисус провел три дня между смертью и воскрешением, хотя похоже на то, что Он провозглашал победу над падшими ангелами и (или) неверующими. В одном мы можем быть уверены – Иисус не мог давать второй шанс спасения умершим. В Библии написано, что мы предстанем перед судом после смерти (Ефесянам 9:27) и второго шанса уже не будет. Конечно же, мы не можем ответить конкретно, что Иисус делал между смертью и воскрешением. Скорее всего, это одна из тех тайн , которая откроется, когда мы присоединимся к Иисусу.

Се человек: в петербургском Манеже показали Спаса полунощного

«Христос в темнице» — белеют огромные буквы на черном экране во весь фасад петербургского Манежа. Внутри проходит беспрецедентная по замыслу выставка: из городов России свезли старинные деревянные скульптуры одного иконографического типа: Спас Полунощный. Это образ Иисуса, сидящего в заточении накануне шествия на Голгофу.

Но не надо бояться, что экспозиция монотонна. По пластике и транслируемому состоянию все изображения разные. А сама выставка придумана так, что перемещение по ней становится приключением. В Манеже царит полумрак, пространство пронизывают тревожные звуковые волны. На фоне видеопроекции заснеженной тайги публику встречает первый Христос. Он словно вырастает из деревьев северного леса, тех самых, что в древности служили нашим предкам материалом для изготовления идолов. Народное почитание деревянных Христа, Богоматери, святых уходит корнями в язычество: эти статуи раскрашивали под цвет человеческого тела, укутывали, обували, «кормили» паром горячей пищи.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— Возможно, этот лес служит и намеком на отличие русской деревянной скульптуры от зарубежной, — рассказала «Известиям» президент Пермской художественной галереи Надежда Беляева. — Западная скульптура вышла из мастерской, наша — из леса. Представленный здесь Христос западному человеку может показаться грубоватым, «неотесанным», поскольку та традиция ставила во главу угла прием, а наша — искренность и обнаженность чувства.

Услышав о религиозной деревянной скульптуре, вспоминаешь прежде всего пермскую коллекцию, известную на весь мир. Есть красивая легенда, что когда в 1970-е велись переговоры о «визите» в СССР «Джоконды», единственное, что Лувр согласился принять в залог, были «пермские боги». Но Манежу Пермь предоставила всего четыре фигуры Христа. Еще что-то дали Третьяковка и петербургские собрания, но основной массив — произведения из городов средней полосы. Рязань, Углич, Тверь, Череповец, Тотьма, Моршанск… В общей сложности — 33 Христа из 14 музеев.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— Мы принципиально не привезли зарубежные экспонаты, не стали помещать русскую скульптуру в какой-то контекст, — пояснил куратор выставки, ректор петербургской Академии художеств Семен Михайловский. — Это не научная выставка, а скорее инсталляция с использованием музейных раритетов. Мы не планировали собрать именно 33 скульптуры Христа, так получилось. А вот то, что на полу на первом этаже разложено 12 больших камней, — сознательное решение, это библейское число. Мы с дизайнером выставки Антоном Горлановым хотели визуализировать евангельскую фразу «и земля потряслась, и камни расселись».

Попасть в «Гофманиаду»: куклы из мультфильма выставили в Музее Рерихов

Песочный человек и Повелитель блох шагнули с экрана в выставочные залы

Экспозиция разместилась на двух этажах. Внизу установлено несколько ниш из огромных войлочных листов, в каждой из которых — Христос. Это аналог «темницы», кабинки с окошками, в которой сидел в храме деревянный Спаситель. И если в пермском музее статуи расположены очень близко друг к другу, то здесь между ними значительное расстояние, подчеркивающее одиночество каждой фигуры. Но в Перми благодаря дневному свету видны нюансы резьбы и раскраски, опровергающие представление о примитивности, грубости этой пластики. Здесь же выражение лиц, цветовое решение искажены, во-первых, из-за мрака, а во-вторых, из-за ярких неоновых колец, приставленных к головам в качестве нимбов.

Темнота и тяжелый музыкальный фон навязчивы, лишают свободы восприятия. По атмосфере это ощущение ближе зловещей готике, а в чем-то даже «комнате страха», чем православному искусству с его светлым строем. Впрочем, вся композиция первого этажа устремлена к исходу страданий: «рассевшиеся» камни ведут зрителей к распятию. По обеим сторонам находятся деревянные ангелы, то есть Спаситель не оставлен небесами.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Второй этаж производит иное впечатление. Из длинных металлических прутьев сплетен храм-лабиринт, в котором расставлены статуи. Неоновых нимбов нет. Замкнутое пространство ассоциируется с несвободой, но в то же время оно прозрачное, пропускает свет и воздух, и это завораживает.

Выставка «Христос в темнице» представляет Спасителя вне мистики — как простого человека, физически уязвимого, с которым легко отождествить себя. Оказаться в глубоком одиночестве и в ожидании испытаний может каждый. И Спас Полунощный во всех своих воплощениях учит сохранять достоинство, мудрое спокойствие и надежду.

— 4 —

Винченцо Катена. «Христос в Эммаусе».

У моря Тивериадского

Еще раз Иисус явился апостолам у моря Тивериадского.

Были там Петр, Фома Близнец, Нафанаил, Иаков, Иоанн и еще двое учеников.

Пошли они ловить рыбу, ловили целую ночь, но ничего не поймали. А утром глядят – Иисус стоит на берегу. Но ученики его не узнали.

— Дети мои, есть ли у вас какая пища? – обратился к ним Иисус.

И они ответили:

— Нет.

— Закиньте сеть по правую сторону лодки – и поймаете, — сказал Иисус.

И действительно, закинули они сеть, но не могли вытащить ее от множества рыбы.

— Это Господь! – воскликнул один из апостолов.

Опоясался Петр одеждой, ибо был наг, и бросился в воду.

Другие ученики приплыли в лодке. На берегу увидели они разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

— Принесите рыбу, которую вы сейчас поймали, повелел Иисус.

Вытащили они сеть, и в ней оказалось сто пятьдесят три больших рыбины, и при таком множестве сеть не порвалась. – Идите обедать, — сказал им Иисус.

Никто из учеников не посмел спросить его: «Кто ты?», ибо знали, что это Господь.

Взял Иисус хлеб и рыбу и дал им.

Так в третий раз явился Иисус апостолам по воскресении из мертвых.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

«Христос Пантократор». Великий Новгород. Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца. 1468.

Вознесение

Сорок дней являлся Иисус ученикам своим. Повелел он им не отлучаться из Иерусалима:

— Иоанн Креститель крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым.

— Не в этот ли раз ты, Господи, восстановишь царство народа нашего? – вопрошали апостолы.

— Не ваше дело знать времена и сроки, — отвечал Христос. – Примите вы силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете свидетельствовать обо мне по всему свету.

Сказал это Иисус, поднялся, и облако скрыло его от глаз учеников.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Н. Кошелев. «Христос во славе».

Последний суд

— Когда во славе своей придет Сын Человеческий, — говорил Иисус, — и с ним придут ангелы, когда воссядет он на престол славы своей, соберутся перед ним все народы, и отделит он одних от других, как пастух отделяет овец от козлов. Овцы встанут по правую руку, а козлы – по левую. И скажет Отец Небесный тем, кто справа:

«Приблизьтесь, благословенные, наследуйте Царство, приготовленное для вас от создания мира, ибо голоден я был, и вы меня накормили, жажда меня мучила, и вы дали мне пить, был я странником, и вы меня приютили, был я наг, и вы одели меня, был я болен, и вы меня не чурались, был я в темнице, и вы навестили меня».

Тогда праведники скажут в ответ:

«Господи! Когда мы видели тебя голодным – и накормили, жаждущим и напоили, странником – и приютили, нагим – и одели, больным или в темнице?»

«Истинно говорю вам, — ответит Отец Небесный, — то, что вы сделали одному из меньших братьев моих, то вы сделали мне».

Потом скажет Отец ваш Небесный тем, кто по левую руку:

«Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу, ибо был я голоден, и вы не накормили меня, жажда меня мучила, и вы не дали мне пить, был я странником, и вы не приютили меня, был я наг, и вы меня не одели, был я болен и в темнице, и вы не посетили меня».

«Когда это было, Господи?» — спросят они.

И Отец Небесный скажет им:

«Истинно говорю вам: то, что вы не сделали одному из младших братьев моих, то вы не сделали мне».

И пойдут одни в муку вечную, а другие – в вечную жизнь.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

Эль Греко. «Христос-спаситель».

Напомним, что христианские изображения креста часто сопровождаются надписью ЦАРЬ СЛАВЫ, относящей именно к Христу.

Таким образом, согласно традиции, Христос — Царь Славы. Такое выражение можно толковаться по-разному. Но теперь мы начинаем осознавать, что его надо понимать совершенно буквально: Царь Славян.

Таким образом, обнаружив соответствие с Новым Заветом, мы получаем замечательную возможность по-новому взглянуть на евангельскую историю противостояния Ирода и Иисуса Христа. То, что в Евангелиях кратко изложено лишь в нескольких стихах, на страницах русских летописей, оказывается, уцелело в куда более подробном варианте. Правда, летописи дошли до нас лишь в тенденциозной романовской версии. Тем не менее, как мы видим, они сохранили много подлинных деталей, освещающих евангельские сюжеты новым, неожиданным светом.

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. «Царь славян».

* * *

Фра Бартоломео. «Воскресший Христос со святыми».

Современные исследователи черпают сведения о «древне»- египетской религии в основном из следующих источников. Во-первых, сохранилось сочинение Плутарха об Исиде и Осирисе, на греческом языке. Правда, историки относятся к нему настороженно. По их мнению там много ошибок: «Плутарх отождествляет некоторых египетских богов с греческими и вводит в текст многочисленные утверждения, являющиеся плодом его собственного воображения или следствием неточной информации». Но некоторые из якобы ошибок могут оказаться следствием заблуждений не Плутарха, а самих историков. Хотя, конечно, ошибки Плутарха также не исключены.

Далее, кроме Плутарха, в распоряжении исследователей есть многочисленные египетские изображения и тексты. Однако, что касается «древне»- египетских текстов, то задача их перевода на современные языки достаточно сложна. Несмотря на расшифровку иероглифов, смысл многих «древне»- египетских терминов до сих пор остается неясным. Поэтому современные переводы иероглифов и папирусов получаются довольно темными. А иногда — даже противоречивыми. Например, при обсуждении одного из старинных папирусов, египтолог Э. Бадж вынужден заявить, что, дескать, «египетские писцы не очень хорошо понимали, что писали». Но, скорее всего, дело не в невежестве писцов, а в неспособности современных комментаторов до конца понять смысл подлинных «древне»- египетских текстов. Поэтому к их переводам надо относиться с осторожностью. В значительной степени они являются лишь некоей интерпретацией не совсем понятного переводчикам материала.

Близость египетского бога Осириса к Христу настолько очевидна, что ее отмечали многие исследователи. Более того, этот факт был хорошо известен и в средневековой христианской традиции. Соответствие между Осирисом и Христом обнимает собой почти все основные моменты учения о Христе. Кроме того, многие другие утверждения Библии и церковного предания тоже отражены в «древне»- египетских мифах.

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. «Царь славян».

* * *

Фернандо Галлего. «Благославляющий Христос».

Считается, что греки тоже знали Осириса и уподобляли его Дионису, Адонису и Бахусу. Но имя ДИОНИС или ДИО-НИС естественно воспринимается как БОГ-НИКА, Бог Никейский. Напомним, что слово НИКЕЯ по-латински пишется через «с»: Nicea. Поэтому НИКА легко переходило в НИСА. Все зависело от того, как прочитать С: по-русски (по-гречески) — как С, или же по-латински — как К. Но сочетание БОГ НИКА прекрасно подходит к Христу. Вспомним, что на распятиях рядом с Христом очень часто пишется слово НИКА, см. выше. Кроме того, НИКА означало «победитель», что тоже хорошо соответствует наименованию Христа ПОБЕДИТЕЛЕМ в церковной литературе. Например, Христос ПОБЕДИЛ смерть своим Воскресением. Поэтому его называли Бог-Победитель или Бог-Ника или Дио-Нис (Адо-Нис). И лишь впоследствии комментаторы XVII-XVIII веков придумали «древне»- греческого якобы языческого бога Диониса, будто бы не имеющего никакого отношения к Христу. Что неверно. Древние греки под именем Диониса чтили Христа. Но это отнюдь не означает, что их богослужения и современное христианское богослужение — одно и то же.

Что же касается имени БАХУС, то оно просто совпадает со словом БОГ. Добавлено лишь греко-латинское окончание «ус».

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. «Царь славян».

* * *

Деисус. Икона. Фрагмент. Середина XVI века.

На старых русских, а также сербских и болгарских, иконах, изображающих Христа, на нимбе вокруг его головы рисовали крест и на нём писали три церковно-славянские буквы. На левом конце – буква «ОТ» (она писалась как буква Омега с буквой Т наверху). На верхнем конце креста рисовали букву «ОН» с титлой (ОН писалось в виде буквы О), а на правом конце – букву «ИЖЕ восьмеричное», соответствующую современному И, но писавшуюся как современное Н.

На более поздних иконах эти буквы стали исчезать. Иногда все три буквы, или некоторые из них, сохранялись. Но почти всегда – и явно не случайно – пропадала титла над О.

Зададимся вопросом, что обозначали три буквы: ОТ, ОН (с титлой), ИЖЕ на нимбе Христа? Для человека, знакомого с церковно-славянской записью цифр, ответ более или менее очевиден. Это – число 878. В самом деле.

Во-первых, ВСЕ ТРИ БУКВЫ ИМЕЮТ ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Поясним, что не все буквы церковно-славянской азбуки обладают эти свойством: их только 9 х 3 = 27. А всего в кириллице, с учётом юсов, 40 букв. НО ВСЕ ТРИ БУКВЫ, ИЗОБРАЖАЕМЫЕ НА НИМБЕ ХРИСТА, ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ.

Во-вторых, ВСЕ ТРИ БУКВЫ НА НИМБЕ ХРИСТА СТОЯТ В НУЖНЫХ РАЗРЯДАХ. Поясним, что в церковно-славянской записи цифр (поскольку там нет нуля) для единиц, десятков и сотен используются различные буквы. А именно: девять букв для разряда единиц (1, 2, …9), другие девять букв для разряда десятков (10, 20, …90) и ещё девять – для разряда сотен (100, 200, …900). Тысячи, десятки тысяч и т. д. обозначаются с помощью особых значков рядом с буквами. Отсюда следует, что далеко не всякий упорядоченный набор из трёх церковно-славянских букв-цифр обозначает некое число. Необходимо, чтобы первая буква была из разряда сотен, вторая – из разряда десятков, а третья – из разряда единиц. Иначе запись получится бессмысленной или, по крайней мере, ошибочной. Но на нимбе Христа число записано совершенно правильно, без каких-либо ошибок. А именно, при чтении слева направо, первая буква ОТ означает 800. Вторая, ОН, означает 70. А третья буква ИЖЕ восьмеричное обозначает 8. Получается число 878.

Но это ещё не всё. В ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ПРАВИЛО, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСЕЛ В ПОТОКЕ ТЕКСТА. А именно, число выделяется с помощью титлы. Причём, если число многозначное, тот титла ставится обязательно над второй справа буквой-цифрой… Например, для трёхзначного числа титла будет стоять над средней буквой. ИМЕННО ЭТО МЫ И ВИДИМ НА НИМБЕ ХРИСТА…

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НА НИМБЕ ХРИСТА ЗАПИСАНО ЧИСЛО 878.

Что оно может означать? В церковном предании нет сведений о том, чтобы с самим Христом как-то связывалось число 878. Оно не упоминается в Евангелиях и других текстах, рассказывающих о жизни Христа. С другой стороны, данное число очень уж напоминает дату. Поскольку речь идёт о русских иконах, то естественно читать её по русско-византийской эре от Адама. То есть по стандартной эре средневековых русских источников. В церковных русских документах эра от Адама использовалась до конца XVII века повсеместно, а в некоторых случаях даже позже. Поэтому, если на русской иконе изображена какая-то дата, то было бы очень странно, если бы её указали не по русско-византийской эре от Адама.

Но тогда у нас есть ровно две возможности прочитать эту дату. В ней явно опущены тысячи лет, что вполне соответствует летоисчислению в русских документах, скажем, XVI-XVIII веков. Следовательно, перед нами либо 6878 год, либо 5878 год от Адама. Первая дата, при пересчёте на года н. э., даёт 1370 год н. э. (из 6878 нужно вычесть 5508). Вторая дата даёт 370 год н. э. Все остальные возможности приписать тысячелетия приводят либо к датировкам ранее начала н. э., либо к будущему времени. Что явно бессмысленно.

Отметим, что 370 год н. э., будучи изображён на нимбе Христа, не имеет никакого смысла не только в новой хронологии, но даже в скалигеровской. Кроме того, дата обнаружена нами именно на русских иконах эпохи XV-XVI веков. Что само по себе указывает на дату: 1370 год как наиболее вероятную. Но эта дата идеально соответствует вычисленной нами выше приблизительной эпохе принятия христианства. Мы уже пришли к заключению, что принятие христианства произошло в конце XIV века, в эпоху Куликовской битвы 1380 года. И 1370 год попадает как раз туда. Возможно, он означал какой-то крупный этап на пути принятия христианства. Как известно, оно было принято не сразу, а в итоге достаточно длительных усилий.

Вернемся к старым иконам. Любопытно проследить — как менялось отношение к упомянутым трем буквам с течением времени. Поясним, что старые иконы со временем темнели и их приходилось подновлять, то есть писать заново поверху. Таких слоев могло накопиться много. Только в XIX веке научились «раскрывать» иконы, то есть удалять верхние слои и добираться до слоев раннего письма. Поэтому сегодня, разглядывая СТАРЫЕ иконы, следует отдавать себе отчет в том, что часто мы видим не старый оригинал, а скрытый слой. Который мог быть частично утрачен и в некоторых случаях подрисован реставраторами по сохранившимся контурам. Поэтому если реставраторы чего-то не понимали или что-то показалось им странным или неправильным, они могли вполне искренне «подправить» оригинал. То есть исправить «очевидную» для них «ошибку». Мы рассказали об этом вот почему. Если обратиться к многочисленным сохранившимся иконам с буквами на нимбе Христа, то мы увидим, что на подавляющем большинстве икон титла над буквой О отсутствует.

Дело в следующем. Три буквы — ОТ, ОН с титлой, ИЖЕ восьмеричное — для ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА, ЗНАКОМОГО С ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЙ АЗБУКОЙ сразу же говорят, что тут записано число. А именно, 878. Причем число записано не где-нибудь в углу иконы, А НА НИМБЕ ХРИСТА. Но тогда мгновенно возникает вопрос – что оно означало? И как число 878 связано с Христом? Ответов на данный вопрос у специалистов ХVП — XIX веков уже не было. Подчеркнем, что в XVIII — XIX веках церковно-славянский язык изучали в школах. Это был обязательный предмет. Очень многие, даже те, кто кончил только три класса церковно-приходской школы, знали церковно-славянский язык и понимали церковно-славянские цифры. Поэтому практически любой человек того времени, прочитав на нимбе Христа церковно-славянское число 878, тут же мог задать вопрос: что это значит? А ответа не было. Потому, совершенно естественно, пошли по пути наименьшего сопротивления. На новых иконах титлу над О вообще не ставили, а раскрывая старые иконы, старались ее не подновлять. Или даже затирать (для надежности).

Что мы действительно и видим на иконах ХУIII — XIX веков! Буквы на нимбе Христе иногда стоят, но титла отсутствует повсеместно. Более того, иногда слегка изменены и сами буквы (хотя и редко).

Г. Носовский, А. Фоменко. «Крещение Руси». Москва, «АСТ». 2006 год.

* * *

«Процветшее древо Христа (Плоды страданий Христовых)». Начало XIX века.

Елизавета Бём (Эндаурова). «Дорого яичко в Христов день»!

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «К праздничку Христову»!

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «И дитя знает, что Христов день»!

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «К праздничку Христову! Не конь везёт, а Бог несёт»!

ИИСУС ХРИСТОС

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Ахилла

Просмотры: 3 440

Публикуется в поддержку Юрия Дмитриева

«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Луки 23:34).

В прошлом году я побывал на Соловках.

Несмотря на то, что я с детства знал о несправедливых репрессиях, именно там я воочию увидел историю нашей страны как постоянную борьбу зла с добром. В соловецком монастыре, уже почти полностью восстановленном, со сплошь золотым иконостасом, я ходил по камням, только-только отмытым от крови десятков тысяч невинно осужденных и преданных смерти сограждан, и думал: а какую память они сами сочли бы достойной?

В разные эпохи на стенах храмов изображали императоров как заступников и защитников церкви, воинов, со сценами из их житий, и так далее. Захотелось представить, какие образы могли быть уместны на Соловках, после всего, что здесь было. Под конец путешествия возник и более трудный вопрос: какой тип традиционной иконографии Спасителя мог бы считаться наиболее актуальным для нашего времени? Как написать такой образ?

Я вернулся, но вопрос остался. Кто Он для нашего времени? Каков Он для нас после миллионов смертей в тоталитарных режимах? Для нас, сейчас и сегодня мирящихся с попранием справедливости, с осуждением и пытками невинных на наших глазах?

Было абсолютно неясно, каким должен быть этот образ. Было понятно только, что он должен вырастать из традиции, и не должен быть надуманным. Для меня было важно создать образ, который бы обращался к человеку моего времени и моей страны.

Оказалось, что искать надо было в прошлом: образ Христа в темнице, особенно распространенный в России в XVII веке. Один из наиболее ярких его примеров — в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря в Москве. Там в толще стены была устроена темница, с крошечным окном с железной решеткой, и резное изображение сидящего Христа.

Скульптуры Христа традиционно размещали в маленьких деревянных «темничках» с решетками, а находящаяся в Вологодском музее-заповеднике скульптура даже прикована к столбу каторжной колодкой. Такая иконография есть не только в скульптуре. Есть и иконы, где Он не грозный судия, а беззащитный, сострадающий и скорбящий человек. Думаю, что это, возможно, вообще самый драматичный образ Христа в искусстве. Его уже осудили, Он сидит в темнице перед путем скорби на Голгофу, с минуты на минуту придут римские солдаты и поведут на распятие.

В моей работе мне хотелось объединить трехмерность скульптуры с условностью иконописи, поэтому к иконе я добавил массивную раму с решеткой, как часть стены темницы. Для иконной доски и для рамы были взяты доски, просоленные и обкатанные морем, а для решетки я использовал реальные прутья металлической арматуры.

Именно такой образ мне показался созвучен тем ощущениям, которые все больше становятся нашей реальностью, — не только на Соловках, но для каждого лично. Ощущениям ежечасного попрания справедливости и постоянного навязывания физической несвободы, внешней и внутренней, — которую мы в последнее время все чаще видим и в государстве, и в церкви, которой все больше волей-неволей заражаемся сами.


Христос в темнице, 2021. Филипп Давыдов. Дерево, энкаустика, арматура, 40*28 см

Посмотреть икону в цвете можно по ссылке.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

ТЕМНИЦА ХРИСТА

Предполагается, что именно в этой тюрьме находился Иисус Христос перед тем, как его распяли. Эта тюрьма, находящаяся в святилище храма Гроба Господня, начиная со Средних веков, является одним из самых посещаемых мест в Иерусалиме.

На Виа Долороза1 – Крестном пути, по которому пришлось пройти Христу, рядом с монастырем Сестер Сиона можно увидеть небольшую греческую православною церковь. Над ее входом имеется надпись по-гречески, по-английски и по-русски: «Темница Христа». Эта церковь построена на месте той самой тюрьмы, в которой, по преданию, содержались Христос и разбойник Варавва. В недавнем исследовании, опубликованном в Speculum, одном из самых престижных академических журналов о Средневековье, британский профессор Энтони Бэйл отмечает, что, хотя в Евангелиях и не указывается точное местоположение темницы Христа, но отмечается, что он был брошен в тюрьму сразу же после своего ареста.


Еще в раннее Средневековье паломники, стекавшиеся в Иерусалим из Европы, стали искать эту тюрьму. Было несколько мест, которые вполне могли ею быть. С XII века этим местом считается небольшая греческая церковь, построенная, на месте римской претории – резиденции прокуратора, где он вершил суд, в состав которой входила и тюрьма. Именно это здание официально считается местом, где расположена темница Христа. Согласно документированным описаниям паломников XII века, в тюрьме находились реликвии и предметы, которые принадлежали Христу или были связаны с ним, например, цепи, которыми его сковывали. Как считает профессор Бэйл, раньше эта церковь была самостоятельной, но в средине XII века, когда крестоносцы взяли под свой контроль храм Гроба Господня, они расширили святилище и включили в его комплекс и этот небольшой храм. Бэйл в своем исследовании также отмечает, что идея «страданий» и, следовательно, тюрьмы имела первостепенное значение в Средние века. Средневековье также было временем, когда концепция Чистилища стала очень популярной среди верующих. Многие стремились «очистить» грех через страдания, например, истязая себя плетью. Увлечение средневековых паломников темой страдания и последующего за ним духовного пробуждения ярко описал некий Феликс Фабри, посетивший Иерусалим и темницу Христа в конце XV века: «Затем, когда мы все оказались внутри, сарацины немедленно закрыли двери церкви позади нас и заперли нас с помощью замков и болтов, как обычно делают люди после того, как они бросают воров в темницу. Затем они ушли, оставив нас заключенными в самой восхитительной тюрьме, самой яркой и самой просторной. В саду драгоценной гробницы Христа, у подножия горы Голгофа, в средине мира! О, счастливое лишение свободы! Какое желанное пленение! Какое приятное уединение! …»


Сегодня, конечно, никто никого не закрывает в темнице Христа. Но вот ознакомиться с условиями, в которых содержался и сам Христос, и разбойник Варавва, вполне возможно. Кто вообще этот самый Варавва, имя которого связывается с Христом? Точных сведений о том, чем занимался этот разбойник, нет. В Евангелии не указывается, был ли он «политическим» или просто уголовником – кого он убил или какую смуту против римлян сеял. Казнь Вараввы должна была состояться во время иудейского праздника Песах, и прокуратор Понтий Пилат по сложившейся традиции предложил народу выбрать, кого ему помиловать: Христа или Варавву. Сам Пилат склонялся к тому, чтобы освободить Христа, полагая того невиновным, но народ выбрал Варавву. Что с ним стало после освобождения, неизвестно. В темнице Христа сохранилось несколько подземных помещений – камер. В одной из них, с каменной скамьей-колодками, куда просовывались ноги, и содержался по преданию Христос. Снизу каменной скамьи ноги, кроме того, сковывались цепями, как это изображено на находящейся здесь же иконе «Спас Полуночный». Судя по всему, эта камера была «одиночкой», предназначавшейся для самых важных и опасных преступников.


Камера Вараввы по своему размеру больше и глубже, чем темница Христа. Вероятно, в ней содержалось сразу несколько заключенных. В камере имеется несколько каменных скамей, а в стены вмурованы специальные приспособления, с помощью которых подвешивали заключенных. Считается, что камера Вараввы и является той самой первой темницей, которую Христос открыл своей Жертвой: «Дух Божий на Мне. Он помазал Меня … даровать пленным освобождение».

На фото: церковь, в которой находится темница Христа; вход в камеру Христа; вход в камеру Вараввы; картина в церкви, изображающая Иисуса Христа в темнице.

1 — Виа Долороза (лат. Via Dolorosa, букв. «Путь Скорби») – улица в Старом городе Иерусалима, по которой, согласно христианской традиции, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия.

21.08.2019

Александр ПАРХОМЕНКО

Материалы рубрики

23 Июля, 21:38

В Русском музее открылась выставка импрессиониста Игоря Грабаря

23 Июля, 14:22

В Воронцовском дворце откроется выставка о Петергофе

21 Июля, 14:15

В Усть-Ижоре открылась выставка «В бой с именем Александра Невского»

21 Июля, 12:57

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка New Nature

21 Июля, 11:57

Во власти Амура. В Эрмитаже открылась выставка скульптора Торвальдсена
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]