Деревянное зодчество в России
Достигает наибольшего своего расцвета в 15-18 вв. Деревянное храмостроение преобладало в северных регионах страны. Это объясняется:
- удаленностью от центра и больших промышленных районов, в которых преобладало каменное строительство;
- недосягаемостью для монголо-татар;
- отсутствием крепостного права в 18-19 вв.;
- наличием обширных лесных массивов.
Деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы в Королеве
До середины 19-го века дерево остается самым распространенным строительным материалом в России. Мастерство в этой области достигало невероятных высот. Было распространено несколько основных видов (или типов) деревянных культовых сооружений.
Клетская церковь
Наиболее по внешнему виду приближена к жилым постройкам, избам. Имеет прямоугольный сруб, чаще всего, двухскатную крышу. Хотя встречаются и четырех-, восьмискатные завершения. Представители этой группы:
- церковь Дмитрия Солунского, Старая Ладога, Ленинградская обл.;
- Спасская церковь из села Фоминское, музей в Костроме;
- Введенская церковь, Осиново, Архангельская обл.;
- церковь Георгия Победоносца (1493 г.), Родионово (Юксовичи), Ленинградская обл.;
- Казанская церковь, Тальцы, Иркутская обл.;
- Воскресенская церковь, Неклюдово (Бор), Нижегородская обл.;
- церковь Андрея Первозванного, Соловки, Архангельская обл.
Свято-Андреевский скит Соловецкого монастыря
Клетский тип преобладал в русском деревянном зодчестве. Хотя он и был схож с бытовыми постройками, но при этом принципиально от них отличался своей вертикальной ориентацией, островерхостью, выразительными формами.
Шатровая церковь
Храмы, центральная часть которых вместо купола покрыта архитектурным сооружением в виде многогранной пирамиды, относятся к шатровому зодчеству. Такая форма возникла, по-видимому, из-за того, что из дерева сложно соорудить купола. Конструкция шатра в этом случае намного проще.
Наиболее распространенный вариант — каркас из 6-8-ми вертикально сложенных бревен, верхними концами сходящиеся кверху. До нашего времени сохранились:
- церковь Николая Чудотворца, село Новинки, Вологодская обл.;
- Георгиевская церковь, из деревни Вершина, Малые Корелы, Архангельская обл.;
- Рождественская церковь, деревня Яковлевская, Заостровье, Архангельская обл.;
- Успенская церковь, Варзуга, Мурманская обл.;
- Воскресенская церковь из села Потакино, музей в Суздале, Владимирская обл.;
- церковь архистратига Михаила, Юрома, Архангельская обл.
Деревянная шатровая Успенская церковь в Карелии
Шатровые храмы во многом определяли облик древнерусских городов, сел. Вытянутые, столпообразные силуэты церквей контрастно смотрелись на фоне бытовых построек. Деревянные шатровые храмы любят строить и в современной России, где они пользуются особой популярностью.
Ярусная церковь
Храмы этого типа стали возводить с конца 17 века. Их конструкция представляет собой поставленные друг на друга уменьшающиеся кверху срубы, четверики или восьмерики. Как правило, такие храмы венчаются одной главой. Их можно рассмотреть на примере:
- храм Иоанна Богослова 17 века, село Богослово на реке Ишне, Ярославская обл.;
- Тихвинская церковь в Торжке;
- Никольская церковь, село Высокий Остров, Новгородская обл., музей «Витославлицы»;
- Преображенский храм (1756 г.), село Козлятьево, Владимирская обл.;
- церковь Собора Богородицы (1552 г.), село Холм, Костромская обл.;
- храм Иоанна Предтечи (1694 г.), Ширков погост.
Храм Рождества Иоанна Предтечи, Ширков погост
Деревянные ярусные церкви встречаются преимущественно в центральной части России.
Кубоватая церковь
Время и место распространения таких храмов — середина 17- конец 18 веков, побережье Белого моря и Поонежье. В основе конструкции — наос, сверху покрыт кубом, как правило, заканчивается 5 или 9 главами. Наиболее известные из кубовых храмов, дошедших до наших дней:
- церковь св. Параскевы (1666 г.), село Шуя, Архангельской области;
- Никольская церковь в селе Зачатьи под Холмогорами;
- Вознесенская церковь (1669 г.), село Кушерека, Архангельская обл.
Вознесенская церковь в Онежском районе
Иногда к архитектурному типу относятся храмы, завершение которых сооружено в кубической форме.
Купольная церковь
Для культовых сооружений этого типа характерны кровли, образованные шести- или восьмигранниками, вытянутыми вверх наподобие луковицы. Вот некоторые из них:
- церковь Рождества Богородицы (1808 г.), село Заячеричье, Вологодская обл.;
- храм св. Николая (19 в.), село Заячеричье, Вологодской обл.;
- Введенская церковь, село Борисково, Рязанская обл.
Церкви с купольным покрытием были распространены в 18-19 вв. в Поважье, на брегах реки Ваги в Архангельской, Вологодской области, а также в Сибири, Украине.
Многоглавая церковь
Храмы с числом глав более пяти стали ярким событием в русском зодчестве. Это был последний, завершающий этап деревянного храмостроения. В его основе — многоярусная композиция и восьмерик с 4-мя прирубами.
- Покровская церковь, Кижский погост;
- церковь Василия Блаженного (1657 г.), село Чухчерьма, Архангельская обл.;;
- Преображенский храм, Кижи;
- церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708-1963 гг.), воссоздана в Невском лесопарке.
Покровская церковь в Невском лесопарке
Древнерусские храмы, несмотря на свои небольшие размеры, создавали впечатление монументальности, величия, представительности.
Деревянные храмы Руси
Дерево — недолговечный строительный материал, к тому же легко воспламеняющийся. Поэтому до наших дней дошло очень мало древних памятников деревянного зодчества. О существовании некоторых храмов нам известно исключительно из летописей: Успенский собор в Ростове (992 г.), Софийский собор в Новгороде (989 г.), другие. Но есть и такие, которые дошли до наших дней.
Самая старая деревянная церковь в России
Один из древнейших образцов русского деревянного зодчества, сохранившихся и поныне — небольшой деревянный храм, поставленный в селе Бородава в 1485 г., близ Ферапонтова монастыря (23 км), и наименованный в честь праздника Положение честной ризы Богоматери во Влахерне.
Церковь Ризоположения из села Бородава
В 1957-58 гг. был перенесен в город Кириллов в период строения Волго-Балтийского водного пути (попадал в зону затопления), и ныне находится в Кирилло-Белозерском монастыре.
Деревянный храм без единого гвоздя
Как гласит древняя легенда, церковь Преображения Господня (1714 г.) на острове Кижи была выстроена мастером по имени Нестор одним только топором, без единого гвоздя. Храм в основе имеет восьмигранный сруб, увенчан 22-мя главами.
Церковь Преображения Господня на острове Кижи
В 1990 году был занесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, а несколькими годами позже — в список наиболее ценного культурного наследия народов России.
Деревянный суздальский храм
Церковь св. Николая (1766 г.) в Суздале — еще один пример плотницкого мастерства, была выстроена без применения гвоздей. Перевезена в 1960 г. в город из села Глотово Владимирской области и реставрирована архитектором М. М. Шароновым. Переезд был мотивирован сохранением памятника и развития Суздаля как туристического центра.
Никольская церковь на территории Суздальского кремля
Деревянные церкви в Москве
Первые церкви столицы государства Российского были деревянными и недолговечными. Поэтому почти не сохранились до наших дней. В дальнейшем Москва продолжала возводить преимущественно каменные постройки. В конце 20 века церковная жизнь столицы оживилась, город продолжает застраиваться церквями. Среди них много деревянных храмов:
- храм свт. Тихона Задонского (1863 г.), метро Сокольники;
- Преображенская церковь (19 в.), район богородский, ул. Краснобогатырская 17;
- храм в честь Державной иконы Божьей Матери (1995 г.), возле ст. метро Кропоткинская;
- церковь великомученика Георгия Победоносца (1997 г.) в Коптево, метро Войковская;
Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Коптево - Крестовоздвиженская часовня (1996 г.), метро Краснопресненское;
- храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1997 г.) в Раево, метро Бабушкинская;
- храм-часовня св. вмч. Владимира митрополита Киевского и Галицкого (1997 г.), метро Свиблово;
- церковь-часовня св. Николая, ул. Елисейская, д. 22;
- храм в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали», метро Медведково;
- церковь Алексия митрополита Московского (1998 г.), Северное Медведково;
- часовня преп. Сергия Радонежского, пересечение улиц Норильской и Малыгина;
- церковь Новомучеников и исповедников российских, Бутово;
- храм св. Димитрия Донского, Садовники;
Храм святого Димитрия Донского в Садовниках, Москва - часовня св. Николая, ул. Каргопольская, метро Отрадное.
Это далеко не полный перечень всех деревянных храмов в Москве. В таких церквях особенно легко дышится и молится, внутреннее убранство — очень светлое и уютное, спокойное место для прихожан.
Деревянные храмы в Ленинградской области
В селе Родионово, в Подпорожском районе Ленинградской области, на берегу озера, расположилось подворье Александро-Свирского монастыря. Здесь круглый год живут монахи, летом работает детский православный лагерь.
Неподалеку, на том же берегу стоит Георгиевский храм, построенный почти 500 лет назад. Это одна из самых древних в России действующих деревянных церквей. Здание имеет минимум украшений, но оно изящно, — его мастера обладали тонким чувством красоты.
Церковь Георгия Победоносца в Ленинградской области
Воскресенская церковь в поселке Важины Подпорожского района. Она построена в 1630 году. Изначально шатровая, десятигранная, в 19 веке была перестроена. Поэтому в ее облике соединились формы старинного деревянного храма с чертами современной архитектуры. Единственный деревянный храм, дошедший до сегодняшнего времени и имеющий в основе десятигранник.
Среди новых, современных проектов деревянная церковь, построенная Михаилом Красовским в дачном селе Вырицы. Сегодня — это один из наиболее посещаемых храмов Ленинградской области. Столь большой поток приходящих сюда людей связан с одной из главных святынь, могилой, место упокоения преп. Серафима Вырицкого.
Храм Казанской иконы Божией Матери, Вырица
Старейшая деревянная церковь России
Владимир Станулевич, Летний путеводитель ИА REGNUM, 29 мая 2021, 07:30 — REGNUM Лявля не только красивое место на склонах широкого оврага, где течет речка, но и значительное историческое место Русского Севера. Здесь в 14-м веке новгородская посадница Анастасия на месте захоронения своего брата Стефана основала Успенский мужской монастырь. Он один из старейших, если не старейший, в Архангельской области. В 1340 году великий князь Московский Иван I Калита пожаловал обители Евангелие, названное позднее по имени монастыря, в библиотеке которого оно хранилось, Сийским. Или Сийским 1340 года, так как есть второе, великолепное Сийское Евангелие 1693 года.
Лявля – историческое место Русского Севера
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
В 14-м веке здесь был основан Успенский монастырь
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
От него осталась единственная постройка – Никольская деревянная церковь
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Она построена в 1584 году и является ровесницей Архангельска
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Никольская церковь построена по классической для Севера схеме – шатер на восьмерике, восьмерик на четверике
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Евангелие-апракос 1340 года — самая старая московская рукопись, размером в лист, написана на пергаменте прямым уставом и украшена одной заставкой и двумя миниатюрами. Одна миниатюра изображает поклонение волхвов Богородице, вторая — Христа с апостолами.
Евангелие сохранило имена переписчиков, дьяков Мелентия и Прокоши, и художника, оставившего свое имя в надписи на орнаменте: «Господи, помози многогрешному Иоанну написати ми заставицу сик». Рукопись содержит месяцеслов, где месяцы, кроме современных теперь римских названий, имеют и названия славянские — рюин, листопад, студный и т. д. На последнем листе автор сообщает, что рукопись написана в 6847 году «во граде Москве», «повелениемъ рабомъ Божиимъ Ананиею черньцемъ» — московским великим князем Иваном Калитой, принявшим постриг в последний год своей жизни и отправившимся «на Двину ко святей Богородици».
Церковь, по легенде, поставлена на месте могилы брата новгородской посадницы Анастасии Стефана
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Об этом гласят полустершиеся слова над входом в церковь
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Слова эти уже не разобрать
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Бревна храма настолько сгнили еще в 19-м веке, что храм тогда собрались разобрать
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Когда Лявленский монастырь в 1633 году приписали к Антониево-Сийской обители, Евангелие увезли в Сию. Передача монастыря под власть Сии сопровождалась скандалом. В 1632 году священник из Неноксы Павел Кочуров испросил у царя Михаила Федоровича грамоту на дозволение служить ему в Лявле в церкви, якобы пустующей. А что здесь находится монастырь, скрыл, а братию выгнал. Настоятель монастыря Иов с братией обратились к царю, что «поп Павел взял грамоту на служение ложно», и теперь старцы «ходят между двор, помирают голодною смертью, на покаяние придти и погребсти некому». Старцы просили направить им в помощь монаха Сийского монастыря, а «попу Павлу быти у них не велеть». Так Лявля стала вотчиной Сийской обители.
В иконостасе Успенской церкви в Лявле 70 икон
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Звонница Успенской церкви
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Купол Успенской церкви в Лявле
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Поблизости от деревянной — Успенская каменная церковь 1894 года постройки
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
С колокольни можно обозреть все Лявлинское урочище. На его противоположном берегу Лявленский Иоанно- Богословский женский монастырь, основанный в 1994 году
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Памятный крест на месте основания Лявленского монастыря
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Единственное строение, оставшееся от древнего монастыря, — Никольская церковь 1584 года постройки. Это старейший деревянный храм России. С Никольской церковью, под которой, по легенде, находится могила брата посадницы Анастасия Стефана, связана еще одна история — к 1844 году она пришла в ветхость, ее собирались снести. Храм посетил архангельский военный губернатор маркиз Траверсе и решил отремонтировать за свой счет. О причинах такого решения можно гадать, говорили, что поводом к нему стали болезнь его сына и видение жене маркиза, что сын выздоровеет, если будет отремонтирована церковь в Лявле.
Вид Лявлинского урочища от Иоанновского монастыря
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Главный храм женской обители – Иоаннобогословский
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
При советской власти в церкви было отделение пересыльного лагеря ГУЛАГа и склад воинской части. Сейчас церковь на балансе музея деревянного зодчества «Малые Корелы», и, судя по ее ухудшающемуся состоянию, у музея не хватает средств на ее реставрацию и даже противоаварийные работы.
Храм новомучеников и исповедников российских
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
На монастырском огороде в центре двора сестры-монахини выращивают картошку, помидоры, огурцы, лук, чеснок – все, что нужно для стола
Владимир Станулевич © ИА REGNUM
Читайте ранее в этом сюжете: Он хотел остановить катастрофу русского народа
Деревянные храмы русского севера
На русском Севере можно увидеть много красивых, деревянных церквей. Древние зодчие, не имея ни гвоздей, ни молотков, возводили невероятной красоты сооружения. Большинство древних церквей не сохранилось. Но некоторые из них, датированные началом 18 века, сумели чудом сохраниться.
Кижский погост
Архитектурный ансамбль расположен на одном из островов Онежского озера в Карелии. Включает в себя жемчужину русского деревянного зодчества — 22-главую Преображенскую церковь. Ее необычная конструкция обеспечила эффективную систему вентиляции, что в итоге помогло сохраниться зданию от разрушения. Церковь полностью сделана из дерева, без гвоздей.
Церковь Воскрешения Лазаря в Кижах, Карелия
Во второй половине 19 века на остров были перенесены и другие деревянные церкви с разных мест Карелии, чтобы сохранить их. Так образовался музей под открытым небом.
Церковь Всех Святых в Сургуте
Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших был восстановлен без единого гвоздя, по всем правилам церковного деревянного зодчества в 2002 году на том самом месте, где был расположен первый храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный казаками.
Церковь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, Сургут
Соединяет в архитектуре древние и современные традиции, технические приемы. Присутствуют черты клетского и шатрового зодчества. Конструкцию храма можно охарактеризовать как «восьмерик на четверике». Венчает сруб шатровая колокольня.
Церкви, часовни. историческая справка
На Руси издревле было распространено строительство деревянных церквей и часовен. Это объяснялось тем, что дерево – сравнительно доступный и недорогой материал. Храмы отличались такой законченностью архитектурных форм, что многие элементы впоследствии пытались повторить в каменном зодчестве.
В начале 90-х годов, несмотря на некоторый хаос в стране, церковная жизнь оживилась, началось строительство небольших храмов на маленьких территориях, которые должны были вписаться в окружающий ландшафт, это ещё одна причина, почему строительство церквей и часовен востребовано именно из такого материала как дерево.
Потребность в строительстве деревянных церквей велика. Если до революции в России было 65 тысяч церквей, то сейчас их всего 29 тысяч, это считая православные храмы за рубежом. В России примерно 150 тысяч населенных пунктов. То есть один храм приходится на 5-7 поселений. Жители многих деревень вынуждены добираться на службы в города. За последние 20 лет в России построено порядка 19 тысяч церквей. Но этого мало!