Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Расписание богослужений, адрес, святыни, история


Где находится храм Воскресения Христова в Сокольниках

Столетия назад Сокольники служили местом проведения монарших охотничьих забав. С ходом времени охотничьи просторы преобразовали в парк, а чуть позже часть парковых земель была отдана под промышленную застройку. Индустриальный район составили фабричные здания, заводские цеха, дома рабочих. Нашлось место и больнице с приписанной к ней небольшой церковью.


Со временем на месте больничного культового здания был возведен просторный, великолепный храм, который сейчас является визитной карточкой муниципального столичного округа Сокольники. Красочное молитвенное сооружение на Сокольнической площади, 6, — эффектный архитектурный акцент градостроительной среды, представленной в своей основе типовыми многоэтажными зданиями.

Как доехать

Словно сошедший с живописных полотен, храм притягивает внимание любителей истории и красивой архитектуры, паломников со всех концов необъятного отечества. Найти Воскресенский храм, даже тем, кто впервые посещает столицу, несложно.

Сокольническая площадь, граничащая с парком отдыха, находится в 360 м от метро «Сокольники». Пешая прогулка по аллее, ведущей от станции к парку и храму, займет 4 мин. Можно проехать одну остановку на 45 трамвае.

На расстоянии 1,4 км от храма расположена «Красносельская» станция московского метрополитена, в 2 км — «Комсомольская» станция, в 2,1 км — «Электрозаводская» станция. От метро в сторону церкви налажено движение наземного транспорта.

Станция метроРасстояниеТранспортВремя в пути
Сокольники360 мПешая прогулка или трамвай 454 мин.
Красносельская1,4 кмАвтобус 409 остановок – 9 мин., далее 360 м пешком – 4 мин. = 13 мин.
Комсомольская2 кмАвтобус 4010 остановок – 10 мин., далее 360 м пешком – 4 мин. = 14 мин.
Электрозаводская2,1 кмАвтобус 332, т326 остановок – 6 мин., далее 360 м пешком – 4 мин. = 10 мин.

История

Первоначальная небольшая церковь, посвященная иконе Богородицы «Всех скорбящих радость», была возведена при больнице Бахрушина, построенной в 1887 году. С 1894 начал свое служение в качестве настоятеля церкви священник Иоанн (мирская фамилия — Кедров).

По его инициативе было решено возвести более просторное культовое здание, способное вместить всех молящихся при большом праздничном сборе.


В июле 1909 года, в день чествования апостолов Петра и Павла, прошла торжественная закладка церковной постройки. Здание строилось в стиле, доминирующего в те годы, «русского модерна» по проекту молодого, одаренного архитектора Павла Александровича Толстых. Бюджет строительства сформировали пожертвования москвичей.

Возведение храма завершилось к 300-летнему юбилею российского императорского дома в 1913 г. Площадь Кедровской церкви (именно так ее стали называть в народе) составила 960 кв. м. Крупнейший московский храм начала 20-го столетия способен был вместить до 3 тыс. верующих. Главный алтарь посвятили самому большому христианскому празднику, связанному с жизненным подвигом Создателя на земле, его Воскресению.

Один придел отвели под почитание иконописного образа Богородицы «Всех Скорбящих Радость», прославляемого в изначальной церкви. В другом приделе расположили престол во имя святых Петра и Павла, в торжество которых началось возведение культового здания. В нижнем этаже для таинства крещения обустроили Рождественский престол.

Двери церкви никогда не закрывались для верующих.

В советские годы молитвенному сооружению удалось выстоять, несмотря на неоднократные попытки, атеистически настроенных советских граждан уничтожить духовный центр.

В 30-х годах было много предложений по новому использованию церковного здания. Здесь планировали обустроить молодежный клуб, драматический театр, Дом офицеров. Однако нашелся в Мосгорисполкоме здравомыслящий чиновник, заявивший, что закрытие церкви невозможно. Аргументом стал тот факт, что в святом строении нашли свой приют общины из других закрытых и разоренных храмов.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках достойно пережил еще одну напасть — десятилетнее заселение (до 1944 года) в культовое здание обновленцев, которые со временем сами решили вернуться в лоно официальной церкви.

Как был заложен храм

Церквей в начале века в Сокольниках действовало достаточно много. Однако все они были небольшими и ведомственными, то есть открывались при разного рода благотворительных обществах. Большого же храма в этом районе не было. Поэтому отцу Кедрову и пришла в голову мысль о его постройке.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках был заложен в конце сентября 1908 года. Деньги на строительство собирали местные мальчишки. Им были повешены на шею большие кружки под мелочь и выданы специальные удостоверения, подтверждающие то, что средства необходимы действительно на строительство церкви. Освящение главного престола храма состоялось в 1913 году. Другие престолы (в честь апостолов Петра и Павла, а также Боголюбской Божьей матери) были освящены в 1915-1916 гг.

Архитектурные особенности храма

Монументальное двухэтажное молитвенное здание, с высотой центрального купола 34 м, поднято на подклеть. Конструкция храма имеет в основании вид креста. Восьмигранный центральный объём завершается шатром с позолоченной главой. Четыре маленьких главки черного цвета венчают пристроенные по углам основного объёма башенки.

Поднятые стороны композиционного креста завершаются закомарами, заниженные угловые секции — цилиндрическими барабанами с вытянутыми луковичными главками.

Завершение из 9 куполов несет не только декоративную, но и символическую нагрузку. Культовая постройка с 9 главами передает образ небесной Церкви, в основе которой иерархическое деление на 9 чинов Ангелов и святых Божьих Угодников.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках наделен исключительной особенностью. Русские церкви всегда возводились с алтарем, ориентированным на восток. Алтарная апсида Кедровской церкви направлена на юг, в сторону Иерусалима, где прошел жизненный путь Христа, и где находится главная святыня христианского мира — Гроб Господень. Новое концептуальное решение предложил отец Иоанн.

В архитектуре здания модерн переплетается с древнерусским стилем, о чем свидетельствуют ярусы заостренных кокошников у основания шатра и барабанов, перспективные арочные порталы, обрамляющие входы и вытянутые вверх узкие окна. Красочным штрихом служит опоясывающий декор из яркой синей поливной плитки вокруг каждого барабана.
С трех сторон молитвенного здания имеются торжественные входы с крыльцами. Щипцовое завершение каждого крыльца подчеркивает вертикальную устремленность здания, примиряет массивное основание с изящным верхним шатром. Северное крыльцо украшает живописное панно «Аз есть свет», восточный вход — «Воскресение Христово».

В западном крыльце обустроена звонница с 5-ю небольшими колоколами.


Звонница Храма Воскресения Христова в Сокольниках

Лепной рельеф и резные кресты на фасадах, сочетание нежного зеленого и белоснежного цвета основных поверхностей с черным и золотым акцентным колером придает зданию необычайную элегантность и утонченность. Атмосферным элементом общего образа выступает красивая старинная ограда, возведенная одновременно с храмом.

Архитектура

Церковь Воскресения Христова в Сокольниках.6 июля 2014

Имеет нетрадиционную для русских храмов ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея И. Кедрова обратить апсиду на юг, в сторону земной родины Христа. Сооружение — одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию. В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство. В боковых нефах размещены приделы иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости» и Петра и Павла, в подклете — придел Рождества Христова. Замечательные иконостасы и напольные киоты из морёного дуба выполнены в духе эклектики. Примыкающая к церкви территория с оградой и домами причта занимает небольшой квартал перед главным входом в ПКиО «Сокольники». В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку.

Внутреннее убранство

Внутреннее пространство огромного, ярко освещенного здания делится на 3 составляющие: широкий основной неф и 2 придела. Целостность решения центральной части позволяет одновременно обозревать иконостас, расположенный полукругом, и великолепные киоты.

Двухъярусный резной иконостас сделан из кипариса, напольные киоты с художественной резьбой в стиле эклектики выполнены из дуба.

В отличие от позолоченной перегородки с иконами нижнего Рождественского храма, верхний иконостас лишен позолоты. Его естественный, благородный цвет привносит в атмосферу строгую и немного печальную нотку. По преданию, в годы строительства храма у настоятеля Иоанна умерла дочь. На молитвенную память об утрате он повелел не украшать золотом иконостасы и 8 малых купольных главок.
В организации внутреннего храмового пространства есть своя особенность. Пол, по задумке архитектора, сделан с уклоном от входной группы к алтарю, что при большом скоплении верующих обеспечивает хороший обзор на солею даже тем, кто находится в последних рядах.

В дополнение к визуальным эффектам, продумана акустическая составляющая: свод оборудован резонаторами, придающими объемность и силу звучанию хора.

В эстетике изящного и выдержанного модерна белые стены не изобилуют живописной росписью. Полотна с изображением евангелистов украшают парус основного объема, стену над выходом в трапезную. Над центральным алтарем живописно прорисована фигура Христа.



Парящий над облаками ангел с рукописным свитком, изображенный на входном своде, — напоминание о том, что у церкви есть свой Хранитель. Он рад каждому пришедшему для вознесения молитвы и заносит его имя в свой манускрипт.
Более богато украшены приделы. Красочно расписаны не только апсиды, но и боковые стены. В левом приделе акцентирует на себе внимание живописное полотно с образами святых Петра и Павла, в правом алтаре — изображение Богородицы с Младенцем Иисусом на руках.

Несмотря на доминирование белоснежного цвета основных поверхностей, интерьер не безмолвен, благодаря акцентным красивым изображениям, чередованию ярко освещенных и затемненных интерьерных деталей, контрастному убранству из темного благородного дерева. Роскошный элемент — монументальные паникадила, выполненные в соответствии с византийскими художественными традициями.

Святыни храма

В советские годы в храм Воскресения, в стенах которого никогда не прекращалась божественная служба, привозили из закрывающихся церквей дорогие каждому христианину чудодейственные иконы и реликвии. На официальном сайте опубликован перечень хранимых икон и высоко чтимых святынь храма.

Среди них особое место занимают:

  • чудодейственный список в сплошном богатом окладе с Иверской иконы Пресвятой Богородицы, привезенный в Москву в 17 веке из Афонского монастыря и хранимый около 300 лет в часовне, построенной рядом с Воскресенскими воротами Китай-города;
  • исцеляющая Страстная икона Богоматери 17 века. Столетиями она хранилась в отстроенной для нее, по приказу первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича, женской Страстной обители. Монастырь упразднили и разрушили большевики в 1937 году. Чудотворный образ удалось спасти и сохранить в стенах церкви Воскресения;

  • оберегающий от болезней и бед список с Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы;
  • «Целительница», копия старинного образа Богоматери, хранимого в Грузии (наделена силой исцеления);
  • частица плата с Гроба Господня;
  • частица гроба блаженной Матроны.

В церкви хранится около 40 иконописных ликов Богородицы и более 100 частиц мощей святых мучеников и святителей.

В храме выставлены для почитания мощи:

  • Севастийских мучеников (легендарных христианских воинов);
  • святителя Иоанна Златоуста;
  • святителя Григория Богослова;
  • святителя Серафима Саровского;
  • святителя Николая и еще многих почитаемых в православии святых людей.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках — это сокровищница христианских реликвий, одно из тех мест в Москве, где можно прикоснуться к чудесным святыням необычайной силы.

Храм Воскресения Христова после революции

В отличие от большинства московских церквей, Воскресенский храм не только не был разрушен после революции, но и остался действующим вплоть до наших дней. Закрыть его призывали часто – фабричные рабочие, медперсонал местной психиатрической клиники и т. д. Однако сокольнический Моссовет так и не решился лишить верующих последнего пристанища в районе.

В 1945 году в храме состоялся Поместный собор (первый, начиная с 1918 г.), на котором патриархом РПЦ был избран Алексий I. В мероприятии приняло участие 47 епископов, 87 священников и 38 мирян. Алексий I возглавлял РПЦ почти четверть века вплоть до своей кончины в 1970 году. В наше время храм включен в список сооружений, предложенных для взятия под охрану государством в столице.

Престольные праздники

Торжественно отмечаются в церкви важные праздники для всех православных, связанные с жизнью Создателя на земле, и престольные храмовые праздники.

Праздничные богослужения проходят:

  • в день рождения Иисуса — господский двунадесятый праздник Рождества Христова — 7 января;
  • в «праздник праздников», установленный в честь Воскресения Создателя, — Пасху. Воскресение Христа — это центральное библейское событие, основа христианского учения. Дата торжеств исчисляется по календарю, учитывающему периодичность передвижений Луны и Солнца. Праздничные богослужения проводятся в первый воскресный день после полнолуния, происходящего не ранее 21 марта — условной даты весеннего равноденствия;
  • в день чествования образа Богородицы «Всех скорбящих Радость», наделенной чудесной силой исцеления от различных недугов, — 6 ноября;
  • в день прославления святых апостолов Петра и Павла, принявших мученическую смерть за веру во Христа, — 12 июля.

Повседневная жизнь храма

В храме проходят ежедневные и праздничные богослужения. Для людей, готовящихся к таинству венчания, крещения проводятся предварительные просветительские беседы.

По исторически сложившейся традиции при церкви работает общество социального служения. Основу традиции заложил первый настоятель отец Иоанн, организовавший при рабочей больнице общество благотворительной помощи и образовательные классы для детей. Социальное служение церковной общины сфокусировано на помощи медицинским учреждениям, больным, прибывающим в страдании людям.

Духовную и материальную помощь приход оказывает детскому отделению Туберкулезной больницы, Дому ребенка №7, Фонду помощи бездомным. На территории больницы №14 силами прихожан и духовенства обустроена часовня.

В церкви оказывают помощь желающим исцелиться от пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам. В специализированной «Школе» работают опытные наркологи, проводятся молитвы об исцелении от недуга, оказывается психологическая помощь родственникам зависимого человека.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках открыл юридическую консультацию, предоставляющую бесплатную помощь по всем правовым вопросам. При церкви функционирует самая большая московская воскресная школа и клуб молодежи.

Программа для молодежи и взрослых прихожан интересна и многообразна:

  • паломнические туры к святым местам;
  • лекции историков и искусствоведов;
  • поэтические вечера;
  • встречи с ветеранами;
  • чаепитие;
  • киносеансы;
  • музыкальные концерты;
  • спортивные соревнования.

Храм Воскресения Христова обладает одной из лучших православных библиотек в Сокольниках, богатый фонд которой — находка для всех интересующихся духовной литературой.

Московская Вратарница

Вся сущи в вышних, но и нижних не отступая, благоизволила еси, Богомати, якоже древле Антонию даровася благословение горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей Свою благодать, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего.


Иверская икона Бгородицы в Иверской часовне на Красной площади

Образ Иверской иконы Божией Матери издавна считается одним из самых почитаемых в России. А появился он на Руси во времена царствования Алексея Михайловича, когда, наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря и будущий патриарх Никон обратился в Иверон с просьбой даровать святыню Московскому царству. И 13/26 октября 1648 года список был доставлен в Москву.

Сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в Успенском соборе Кремля и в домовой церкви царицы Марии Милославской. Затем сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, положившем конец столетнему владычеству над городом Литвы и Речи Посполитой. А вот дальнейшая судьба списка точно не известна. Согласно одной версии, икона была передана в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Согласно другой, икону поместили на Воскресенских вратах Китай-города, которые позднее получили название Иверских. Сначала в нише под навесом, а затем – в специально возведенной часовне. Впрочем, возможно, это был уже третий список (второй был доставлен на Валдай), сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря.

Иверская часовня


Иверская часовня

Очень скоро икона стала почитаемой. На молебны в часовне собирались десятки тысяч москвичей. Редкий купец, начиная дело, не приходил сперва поклониться Иверской иконе Божией Матери. А российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль именно через Воскресенские ворота. Специально для часовни было сделано еще несколько списков чудотворной иконы. Был заместительный список, который выставлялся, когда постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов или выставлялся в других храмах и монастырях для торжественных поклонений и молитв. Не исключено, что были и выносные копии.

В 1929 году часовня была закрыта большевиками, а спустя два года разрушена, чтобы не мешать проезду военной техники во время проведения парадов. Один из образов тогда был передан в Сокольнический храм Воскресения Христова, другой – в фонд Третьяковской галереи. Является ли один них привезенным с Афона подлинником, сейчас установить трудно.

По восстановлении Иверской часовни в 1995 году из Иверского монастыря на Афоне была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы. Ежедневно раз в два часа с восьми утра до восьми вечера в часовне совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Служит все московское духовенство поочередно. Этот новый образ уже прославился многими чудесами: на сайте часовни можно прочитать современные свидетельства благодатной помощи от Иверской иконы Божией Матери.

Сокольнический храм Воскресения Христова


Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Как уже отмечалось, один из образов Вратарницы был передан из Иверской часовни в Сокольнический храм Воскресения Христова – он был одним из немногих, которые не закрывались и после революции. Благодаря этому сюда поступали многие святыни из закрытых и уничтоженных храмов и часовен. Кроме того, примечателен такой факт, связанный с иконостасом храма. Слева от царских врат, где обычно помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, мы видим изображение именно Иверской иконы. При этом иконостас был закончен в 1913 году, то есть за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская избрала этот храм для своего пребывания.

Мать после молитвы перед образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и… увидела его

Иверская икона помещена в богатую ризу и украшена на добровольные пожертвования получивших исцеления людей. А внизу иконы в «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня. Каждую неделю в храме служатся молебны и акафисты чудотворной иконе. И Божия Матерь скоро откликается на просьбы молящихся.

Как рассказывают сотрудницы храма, чудеса здесь происходят постоянно. Многие пары, среди которых немало знаменитостей, смогли родить долгожданного ребеночка после десяти лет брака. Мать после молитвы перед святым образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и увидела в толпе перед парком. Хотя до этого с полицией искали, и все безрезультатно. Немало происходит исцелений; по свидетельству родных и близких, даже из комы выводит невредимыми Пресвятая Дева. Не отказывает и в мелочах – например, в поисках пропавшей сережки. И каждому она по-Своему показывается.

Образ в золотой ризе потемнел от времени, но верующие видят и черты лица, и локоны, и даже движение одежды, как это было с оператором съемочной группы, приехавшей снимать фильм об Иверской иконе Богородицы.

Храм-музей святителя Николая в Толмачах


Храм-музей святителя Николая в Толмачах

Этот храм до 1990-х годов занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения возобновились только в 1993 году. Сейчас в богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы функционирует как один из залов Третьяковской галереи, посвященных религиозному искусству. Именно сюда была передана долгое время хранившаяся в запасниках Иверская икона Божией Матери. После тщательного изучения сотрудниками галереи выяснилось, что живопись соответствует второй половине XVII века. Кроме того, икона была выносной и почитаемой. Об этом свидетельствуют приспособления для выноса и сохранившиеся внизу за полозом монетки. Икону расчистили, но оставили практически без реставрации, чтобы люди видели, что это старинный намоленный образ.

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье


Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

В 1792 году с заместительного списка Иверской часовни был сделан еще один список для вновь отстроенного храма в честь Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Десять лет этот образ пребывал в часовне, а затем был передан храму, где находился вплоть до его закрытия в 1929 году. Затем, чтобы сберечь чудотворный образ от уничтожения, приход отдал его на хранение в церковь святителя Николая в Кузнецах. Там же он остается и поныне, поскольку старинной иконе требуются особые условия содержания, а в Иверском храме до сих пор не завершена реставрация.

Накануне открытия храма краски образа вновь стали светлыми, а оклад серебристым

Сейчас в храме три образа Иверской иконы. Первый после открытия принес настоятель протоиерей Григорий Ивануса. Это был образ Вратарницы, которым его еще в юности благословила старенькая монахиня Таисия и предрекла, что он станет настоятелем храма в честь этой иконы. До времени старинная икона, потемневшая от времени, хранилась в батюшкином доме, а накануне открытия храма краски ее вновь стали светлыми, а оклад серебристым. И это не единственное чудо, связанное с Иверской иконой.

По свидетельству отца Григория, в первый же год зимой в храме отключили отопление за неуплату: не уследили по неопытности, и долг составил 12,5 млн. рублей. Служить было сложно, но вместе с бедой пришла и помощь. Необходимую сумму передала знакомая владелицы охотничьего магазина, разместившей у себя «ящик» для пожертвований церкви в честь Иверской иконы. Там же лежали свечи и записки с названием храма. Знакомая тоже открыла свое дело, но оно не шло. Устав от неурядиц, она приехала просить помощи у подруги. И только в магазине, увидев название храма на записках, вспомнила об одном событии. За несколько месяцев до этого ей приснилась необыкновенно красивая Женщина в голубом одеянии, наказавшая передать необходимую сумму в храм в честь Иверской иконы Божией Матери. «Мы как апостол Фома. Веруешь? Верую, но пальцы вложить надо».

Сейчас у иконы служатся молебны и акафисты. За стеклом в окладе появились украшения – свидетельства чудесной помощи Владычицы: кто-то получил исцеление, кто-то – долгожданного ребенка.

Помимо этой в храме еще две Иверские иконы: старинный образ, написанный неизвестным монахом в 1912 году, находится в алтаре, и ростовой в центре храма – подарок издательства. Возможно, со временем вернется и первый список из церкви святителя Николая в Кузнецах.

Новодевичий монастырь


Новодевичий монастырь

После упразднения Новодевичьей обители в 1922 году Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея. В 2008–2010 годах икона несколько раз передавалась в возрожденный монастырь для поклонения, а в 2012-м была возвращена окончательно. Святыня перенесена в Успенский собор, поскольку историческое место пребывания Иверской иконы Божией Матери – Смоленский собор открыт для посещения только в летнее время.

Режим работы и расписание богослужений

Для посещения храма отведено определенное время:

  • с понедельника по субботу с 7:30 утра до 19:00 вечера;
  • в воскресенье с 6:30 утра до 19:00 вечера.

Утренние молитвенные часы:

  • в будние дни в 8:00 проводится литургия;
  • в воскресный день и праздники в 6:45 проходит ранняя литургия; в 9:30 — поздняя литургия.

Вечернее богослужение начинается в 17:00:

  • с понедельника по пятницу верующие собираются к вечерне, утрене;
  • в субботу и накануне праздников проводится всенощная молитва.

Интересные факты о храме Воскресения Христова в Сокольниках

Имя создателя и история основания культового сооружения обросли легендами:

  • Протоиерей Иоанн, расстрелянный в годы репрессий и причисленный к лику святых, инициатором возведения грандиозного храма стал не сразу. Долгое время он пребывал в сомнениях по поводу рациональности строительства большого храма в промышленном районе, опасаясь, что средств бедного люда не хватит на завершение благого дела.

  • Из уст в уста передается легенда, что во сне явилась Иоанну Богородица и приказала строить новую красивую церковь, колокольный звон которой напоминал бы людям о духовности, покаянии и смирении. Отец Иоанн откладывал деньги паствы, но не решался начать строительство. Богородица еще раз пришла к нему в видении. Лик ее был властен и строг, и, побоявшись непокорности, священник приступил к работе, положившись на Волю Господню.
  • Однако денег для проведения всех работ оказалось недостаточно. По Божественному проведению в это время один московский торговец дал обет пожертвовать средства на храм и просил Создателя указать его. В сонном видении перед ним предстали святые Петр и Павел и рассказали о строящейся церкви. Купец нашел молитвенное сооружение и внес значительную сумму для расчета со строительной артелью.
  • Затем к настоятелю Иоанну пришел паломник с просьбой приютить его на одну ночь. Священник его накормил и разместил на ночлег в келье при церкви. Утром странник ушел незаметно, а на столе в комнате оставил деньги — ровно столько, сколько необходимо было для завершения храма.

История создания являет пример Божественной помощи благим начинаниям, подтверждение того, что чудесные события могли происходить не только во времена Старого Завета, но и в современной действительности могут случаться.

Посещение храма Воскресения Христова, расположенного в Сокольниках, оставляет глубокое, ни с чем несравнимое эмоциональное впечатление.

В красивом здании со светлой атмосферой, перед чудотворными святынями, приостанавливается суетный поток сознания, происходит очищение и внутреннее переосмысление мира.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

О храме

  • Духовенство
  • Святыни Храма
  • Летопись

ENGLISH
Храм Воскресения Христова в Сокольниках был построен в 1909-1913 гг. по проекту архитектора П. Толстых. 28 сентября 1908 года состоялась закладка храма его высокопреосвященством митрополитом Московским и Коломенским Владимиром, убитым в Киеве в 1917 году. А через пять лет величественный храм был закончен постройкой и 22 декабря 1913 года освящен его высокопреосвященством Макарием, митрополитом Московским и Коломенским.

Храм является выдающимся образцом церковной постройки в стиле «русский модерн». Инициатором строительства был московский протоиерей Иоанн Кедров, который и стал его первым настоятелем.

Прежде строительства храма о.Иоанн был настоятелем маленького больничного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при старой Остроумовской больнице в Сокольнической слободе. В то время (кон. ХIХ — нач. ХХ века) Сокольники были рабочим районом, где жили, в основном, небогатые люди. О.Иоанн не жалел сил для того, чтобы помочь своей пастве и духовно, и материально. Но он постоянно ощущал недостаточность оказываемой помощи: люди были задавлены заботами о «хлебе насущном», редко посещали храм, да и не могла маленькая больничная церковь вместить всех желающих помолиться, особенно в праздники. И вот, словно бы ответом на неустанные молитвы о.Иоанна о своей пастве, явилась ему в сонном видении сама Царица Небесная и повелела построить в Сокольнической слободе красивый вместительный храм, чтобы виден он был издалека, а звон с его колокольни мог бы напоминать окрестным жителям о покаянии и необходимости духовной жизни. Проснувшись о.Иоанн был чрезвычайно смущен этим видением, ведь денег на постройку храма у него не было: маленький больничный храм, да еще расположенный в небогатом районе не приносил достаточного дохода. И вот о.Иоанн день за днем, месяц за месяцем все откладывает строительство, все не решается к нему приступить. И тогда во второй раз повторилось его видение, но увидел он теперь Матерь Божию с ликом строгим и властным. Убоявшись оказаться непокорным и положившись на Волю Божию, о.Иоанн приступает к строительству, даже не задумываясь, чем же он станет расплачиваться.

И вот внешние работы были практически завершены, подходил срок расчета со строителями, а денег, несмотря на пожертвования прихожан, все еще было недостаточно. О. Иоанн горячо молился Господу и Матери Божией, и помощь не замедлила явиться.

Предание гласит, что был в Москве один богатый купец-коммерсант, который по обету решился пожертвовать значительную сумму на храм Божий. Он молился, чтобы Господь указал ему храм, наиболее нуждающийся в данное время в такой помощи. Во сне явились свв. апп. Петр и Павел и рассказали о строительстве величественного храма в Сокольнической слободе. Пробудившись наутро, жертвователь не замедлил отправиться в Сокольники, нашел недавно выстроенный храм и вручил о.Иоанну свое пожертвование. Предание гласит, что пожертвованная сумма была как раз достаточной для расчета с рабочими.

Материальные трудности не оставляли о.Иоанна на протяжении всего строительства. Когда храм уже был закончен и готов к освящению, наступил срок окончательного расчета с рабочими, а средств вновь было недостаточно. И вот накануне вечером к о.Иоанну зашел некий старец-паломник и попросил приюта. О.Иоанн поместил его в одной из келий-пристроек вновь возведенного храма, накормил и весь вечер провел в беседе с этим паломником. Когда же наутро о.Иоанн пришел к старцу, то келья, отведенная накануне ему, оказалась пуста, а на столике лежали деньги, значительное пожертвование на строительство храма. О.Иоанн почти ничего не знал о своем госте, помнил только его имя — Николай. Видя такое явное чудо, помощь Божию, о.Иоанн возблагодарил Бога и Святителя Его Николая за поддержку начинания. С тех самых пор святитель Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых святых храма.

И вот храм был возведен. Величественный (площадью 960 кв.м) и высокий (высота главного купола 34 м, боковых приделов 22 м) двухэтажный девятикупольный храм имеет форму креста. Любая деталь в храме имеет не только свое прикладное, но и духовное, символическое значение. Так 9 куполов издавна возводили на Руси в честь 9 Чинов Ангельских, служащих и молитвенно предстоящих пред Престолом Божиим. Вновь возведенный храм имел и свою особенность. Все православные храмы строились неизменно алтарем на восток. Вновь же возведенный храм Воскресения Христова, что в Сокольниках, обращен алтарем на юг, на Гроб Господень в Иерусалиме (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Храм имеет, кроме главного алтаря, освященного в честь Воскресения Христова, два придела. Правый придел храма освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (в память о том больничном храме, в котором начинал служить о.Иоанн Кедров), левый — во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (в память об их помощи при строительстве храма). Нижний храм освящен в честь Рождества Христова. В настоящее время здесь совершается таинство крещения.

Резные иконостасы выполнены по проекту архитектора П.Толстых из кипариса. Впоследствии для икон были сделаны киоты художественной резьбы из дуба, изготовлены величественные паникадила в византийском стиле. В отличие от золоченого иконостаса нижнего храма, главный иконостас сохранил естественный темный цвет кипариса. Мы привыкли видеть золоченые иконостасы православных храмов, поэтому внутреннее убранство храма воспринимается строгим, даже немного печальным. Существует предание, рассказываемое старейшими прихожанами, что во время строительства храма о.Иоанна Кедрова постигло несчастье: скончалась его дочь. И вот в молитвенную память об этом скорбном событии он повелел не золотить иконостасы и 8 куполов храма.

По древней православной традиции храм Воскресения Христова имеет высокую паперть. Паперть имеет любой православный храм. Это не только вход внутрь храма, но и восхождение, путь на небо, путь к Богу. Благочестивые христиане приходили в храм задолго до начала службы и, поднимаясь на паперть, на каждой ступеньке произносили молитву мытаря: «Боже, милости буди мне, грешному». Таким образом, смиряясь, человек стремился восходить, приближаться к Богу, стать достойным свидетелем и молитвенным участником величайшего христианского таинства — литургии.

Даже в трудный для России и Русской Православной Церкви XX век храм Воскресения Христова в Сокольниках не закрывался. Его двери всегда были открыты для прихожан, не умолкала служба в этих стенах. Поэтому из многих закрывавшихся храмов и часовен привозились сюда чудотворные иконы и другие святыни, дорогие сердцу православного москвича.

Главной такой святыней является икона Божией Матери Иверская — копия с чудотворной иконы Иверская — «Вратарница», что находится на Афоне. По заказу митрополита Новгородского Никона, впоследствии Святейшего Патриарха, в Иверской монастыре на Афоне с нее был сделан список. В 1648 году он был доставлен в Москву. Икона была торжественно встречена царем и патриархом у Воскресенских ворот. Позже на этом месте построили специальную часовню, в которую и поместили икону, Московская Иверская прославилась своими чудесами и стала одной из самых почитаемых в России икон. С 1669 года она находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот близ Московского Кремля. В самые ответственные дни Российского государства, во дни войн и народных бедствий пред Иверской иконой совершались всенародные молебны, собиравшие десятки тысяч москвичей. Молебны на этом святом месте являлись обязательной частью церемоний во время посещения Москвы русскими царями и императорами. Все российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль через Воскресенские ворота. Император Николай II, прибывая в Москву, прежде всего приходил к Иверской часовне поклониться чудотворной иконе.

В 1929 году, после разрушения часовни, икона была перенесена в Храм Воскресения Христова в Скольниках. Интересно заметить одну деталь. Иконостас главного алтаря был закончен в 1913 году. Слева от Царских Врат, где издавна помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, в храме Воскресения Христова в Сокольниках мы видим изображение именно Иверской иконы, любимой и почитаемой москвичами. А ведь, как мы уже отметили, иконостас выполнялся в 1913 году, т.е. за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская изберет этот храм для своего пребывания.

Иверская икона помещена в богатую ризу и украшена на добровольные пожертвования получивших исцеления людей. Внизу иконы мы видим еще одну помещенную здесь святыню. В «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня.

В храме находятся и другие величайшие святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона святого Пантелеимона из Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города.

В храме проводятся огласительные беседы, ежедневно — богослужения. Имеется баптистерий для крещения взрослых. Действует воскресная школа и приходская библиотека, издается газета «Приходской вестник».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]