Известно расписание Великорецкого крестного хода в 2021 году


Успенский собор Вятского Трифоновского монастыря

Вятская и Слободская епархия
Вятской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 610000, г. Вятка (Киров), ул. Горбачева, 4, Трифонов монастырь
  • Тел./факс (секретарь епархиального управления), 67-51-11 (приемная управляющего епархией)
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Кировский, Кирово-Чепецкий, Слободской ГО; ЗАТО Первомайский; а также Верхошижемский, Кирово-Чепецкий, Кумёнский, Оричевский, Орловский, Слободской, Советский и Юрьянский р-ны Кировской обл.
  • Кафедральные соборы: Успенский Трифонова монастыря в г. Вятке, Екатерининский в г. Слободском [1]
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Зарождение Православия на Вятской земле

Область Вятской епархии до XIII в. была краем где проживали черемисы и вотяки, затерявшись в громадных лесных пространствах. Южная часть области входила в состав Болгарского царства. С XIII в. на Вятку стали проникать с севера русские колонисты, занесшие христианство в Новгородскую область.
До конца в. Вятка оставалась совершенно независимой ни от кого ни в политическом, ни в церковном отношении. Южная часть ее с нашествием татар перешла в их подданство. Утвердив свою власть в пределах Болгарского царства, татары постепенно расширяли свое влияние и подчинили себе почти весь север вятской области.

С покорением Вятки Московскому князю в 1489 году, этот край в церковном отношении был подчинён Митрополичьей области; пространство к югу Вятки осталось за казанскими татарами.

С падением Казани под ударами русского оружия в 1555 году остальное пространство Вятской епархии было подчинено власти Московского великого князя и в церковном отношении вошло в состав Казанской епархии.

Но церковная зависимость Вятки от Казани осталась лишь на бумаге. Отделенная от Казани непроходимыми лесами и поселениями татар и черемис Вятка после 1555 г. со всеми церковными нуждами обращалась в Москву. В 1598 г. Вятский протопоп Никольского собора называет себя патриарховым приказчиком; южная же часть территорий, вошедших позже в состав Вятской губернии, с гг. Малмыжем и Уржумом, основанными в 1587 г., селами Елабугой и Сарапулом, уже существовавшими в самом начале XVI в., состояла в церковном подчинении Казанскому архиепископу.

Учреждение епархии

По соборному определению от 5 декабря 1657 года волею царя и благословением патриарха Никона была открыта самостоятельная Вятская епархия. В числе мотивов ее открытия приводилось то, что «оная страна грады и места имущи многочеловечны»

и что
«есть там немало останок языческих обычаев»
.

В состав Вятской епархии вошла Вятская страна, составлявшая до сих пор одну из патриарших десятин и заключавшая в себе пять Вятских городов: Хлынов (ныне Вятка), Слободской, Орлов, Котельнич и Шестаков. Сверх того в ведение Вятского епископа отошла из Новгородской четверти Великая Пермь, состоявшая из Чердынского и Соликамского уездов, принадлежавших до сих пор Вологодскому епископу, Кайгородского уезда, вотчин баронов Строгановых и Пыскорского монастыря, принадлежавших патриарху. Таким образом, границами Вятской епархии на востоке были Уральские горы, на юго-востоке — р. Сылва, приток Чусовой, на юге — линия от Кукарки к востоку, на западе населенные места между р. Вяткой и Ветлугой, на севере — верховья Камы и Вычегды. По решению собора 1657 года епископу вновь открываемой епархии был дан титул Вятского и Великопермского. В то время Вятская епархия заключала в себе 138 церквей.

Укрупнение епархии продолжалось, по-видимому, и далее, так как встречается сообщение о том, что «… в 1672 году большая часть Великопермской епархии… подчинена была архиереям Вятским…».

С 12 марта 1682 года — архиепископия.

С 1991 года возобновлена деятельность Вятского духовного училища. С 1996 года в городе Вятке (Кирове) ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, в 1998 году открыта Вятская православная гимназия преподобного Трифона Вятского.

4 октября 2012 года из Вятской епархии были выделены самостоятельные Уржумская и Яранская епархии после чего в ведении Вятской кафедры остались городские округа, а также Верхошижемский, Кирово-Чепецкий, Кумёнский, Оричевский, Орловский, Слободской, Советский и Юрьянский районы в средней части Кировской области. Одновременно Вятская епархия была определена центром новоучрежденной Вятской митрополии.

Исторические названия

  • Вятская и Великопермская (1657 — 1799)
  • Вятская и Слободская (1799 — ?)
  • Вятская и Глазовская (? — 1921)
  • Вятская и Слободская (1921 — 1934)
  • Кировская и Слободская (1934 — 21 апреля 1994)
  • Вятская и Слободская (с 21 апреля 1994)

Статистика

  • 1862 — храмов — 539 (каменных — 409, деревянных — 130). Монастырей — 5 (мужских — 3, женских — 2). Священнослужителей — 1292. Монашествующих — 69, послушников и послушниц — 155 [2].
  • 1900 — храмов — 751 (соборных — 20, монастырских — 22, приходских и ружных — 587, домовых и при казенных заведениях — 27, единоверческих — 12, кладбищенских — 54, приписных и упраздненных — 29). Белого духовенства: протоиереев — 41, священников — 1047, диаконов — 15; псаломщиков — 85. За штатом: протоиереев — 3, священников — 66, дьяконов — 15, псаломщиков — 85. Монастырей — 9 (мужских — 4; женских — 5). Монашествующих — 183 (монахов — 52, монахинь — 131), послушников — 110, послушниц — 829. Духовная семинария (воспитанников — 403), женских епархиальных училищ — 2 (воспитанниц — 622), мужских духовных училищ — 6 (воспитанников — 794). Церковно-приходских школ — 1005, второклассных — 11, двухклассных — 12, одноклассных — 486, школ грамоты — 498 (учащихся в начальных школах — 38481) [3].
  • 1912 — архиерейских домов — 2. Храмов — 847, часовен и молитвенных домов — 705. Монастырей — 11 (из них 5 женских), 2 женские общины. Духовная семинария, духовных училищ — 6, епархиальных женских училищ — 2. Церковных школ — 848. Библиотек при церквях — 589 [4].
  • не позднее 1917 — приходов — 866 (в г. Вятке на 56 тыс. жителей — более 50 церквей, включая домовые и больничные.). Священнослужителей — 1853. Монастырей — 13. Монашествующих — более 200. Послушников и послушниц — 1300.
  • 1 января 1958 [5] — 80 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 2000-е — приходов — 175, храмов — 165 (из них действуют в пределах областного центра — 17), молитвенных домов — 14, часовен — 11 . Священнослужителей — 200. Монастырей — 9.
  • 31 декабря 2011 — приходов — 253 (в т.ч. 151 религиозная организация и 102 религиозные группы). Штатных клириков — 212 (пресвитеров — 183, диаконов — 29). Монастырей — 7 (мужских — 2, женских — 5) [6]
  • 1 декабря 2013 — 4 монастыря, 69 приходов, 136 клириков (в т.ч. монашествующих),
  • январь 2021 — 136 храмов и иных молитвенных помещений (молитвенных домов и комнат, часовен); 137 штатных клириков (116 священников, 21 диакон) [7]

Архипастыри

  • Александр (5 декабря 1657 — 8 января 1674)
  • Иона (Баранов) (23 августа 1674 — 8 октября 1699)
  • Дионисий (Ушаков) (4 августа 1700 — 25 января 1719) [8].
  • Алексий (Титов) (25 января 1719 — 26 сентября 1733) [9]
  • Лаврентий (Горка) (26 сентября 1733 — 9 апреля 1737) [10]
  • Киприан (Скрипицын) (31 декабря 1737 — 18 мая 1739) [11]
  • Вениамин (Сахновский) (18 мая 1739 — 2 декабря 1742)
  • Варлаам (Скамницкий) (27 февраля 1743 — 28 февраля 1748) [12]
  • Антоний (Илляшевич) (25 мая 1748 — 16 ноября 1755) [13]
  • Варфоломей (Любарский) (19 июня 1758 — 5 июня 1774)
  • Лаврентий (Баранович) (6 августа 1774 — 13 марта 1796)
  • Амвросий (Орлин) (1 июня 1796 — 29 января 1804) [14]
  • Серафим (Глаголевский) (29 января 1804 — 7 июля 1805)
  • Гедеон (Ильин-Замацкий) (20 августа 1805 — 3 мая 1817) [15]
  • Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (15 июля 1817 — 28 октября 1822)
  • Павел (Морев-Павлов) (21 мая 1823 — 19 марта 1827)
  • Кирилл (Богословский-Платонов) (26 марта 1827 — 24 января 1832)
  • Иоанникий (Образцов) (3 апреля 1832 — 16 ноября 1835)
  • Нил (Исакович) (8 декабря 1835 — 23 апреля 1838)
  • Неофит (Соснин) (23 апреля 1838 — 29 марта 1851)
  • Елпидифор (Бенедиктов) (29 марта 1851 — 7 января 1860)
  • Никодим (Казанцев) (18 мая 1859 — 25 марта 1860) в/у, еп. Чебоксарский
  • Агафангел (Соловьев) (6 февраля 1860 — 17 июня 1866)
  • Христофор (Эммаусский) (17 июня — 5 октября 1866) [16]
  • Аполлос (Беляев) (12 декабря 1866 — 7 июня 1885)
  • Макарий (Миролюбов) (7 июня 1885 — 5 декабря 1887)
  • Сергий (Серафимов) (5 декабря 1887 — 10 августа 1896)
  • Алексий (Опоцкий) (10 августа 1896 — 10 ноября 1901)
  • Никон (Софийский) (10 декабря 1901 — 27 ноября 1904)
  • Филарет (Никольский) (27 ноября 1904 — 20 марта 1914)
    • Павел (Поспелов) (1912) в/у, еп. Глазовский
  • Никандр (Феноменов) (20 марта 1914 — 1921) [17]
  • Павел (Борисовский) (26 мая 1921 — 3 февраля 1929)
    • Симеон (Михайлов) (5 марта 1924 — 22 декабря 1925) в/у, еп. Глазовский
    • сщисп. Виктор (Островидов) (1926) в/у, еп. Ижевский
    • Стефан (Бех) (1926) в/у, еп. Ижевский
    • Симеон (Михайлов), 2-й раз (май 1926 — 21 июня 1927) в/у, еп. Глазовский
    • Нектарий (Трезвинский) (?) в/у, еп. Яранский
    • сщмч. Онисим (Пылаев) (1927) в/у, еп. Воткинский
    • Стефан (Бех), 2-й раз (1929) в/у, еп. Ижевский [18]
    • Никифор (Ефимов) (январь — апрель 1929) в/у, еп. Котельнический
    • Авраамий (Дернов) (22 февраля 1929 — 1931) в/у, еп. Глазовский
  • Стефан (Знамировский) (7 мая 1929 — 29 июня 1933)
    • Серафим (Трофимов) (октябрь 1930 — февраль 1931) в/у, еп. Яранский
    • Евгений (Зернов) (8 сентября 1933 — 16 мая 1934) в/у, архиеп. Котельнический
  • Макарий (Звездов-Макаров) (16 мая — 11 июня 1934)
  • Киприан (Комаровский) (11 июня 1934 — 5 августа 1937)
  • Вениамин (Тихоницкий) (27 декабря 1942 — 2 апреля 1957)
    • Товия (Остроумов) (1945) в/у, еп. Свердловский
    • Гавриил (Огородников) (1957) в/у, еп. Вологодский
  • Поликарп (Приймак) (19 июля 1957 — 16 ноября 1962)
  • Иоанн (Иванов) (22 ноября 1962 — 17 ноября 1966)
  • Владимир (Котляров) (19 ноября 1966 — 7 октября 1967)
  • Мстислав (Волонсевич) (7 октября 1967 — 25 марта 1978)
  • Хрисанф (Чепиль) (23 апреля 1978 — 4 января 2011)
    • Иоанн (Тимофеев) (5 января 2011 — 22 марта 2011) в/у, архиеп. Йошкар-Олинский
  • Марк (Тужиков) (с 22 марта 2011)
  • История

    Христианство принесли на Вятскую землю в конце XII в. выходцы из Великого Новгорода, которые основали здесь несколько укрепленных поселений. В память о тех временах в епархии ежедневно проводится крестный ход в село Никульчино, стоящее на месте первого христианского поселения. Через 200 лет был основан город Вятка (Хлынов).

    В это время его окрестности подчинялись власти ростовских епископов. В 1383 г. была обретена главная епархиальная святыня — чудотворная икона Николая Чудотворца. Её явление произошло на реке Великая, куда ежегодно в первых днях июня проходит крестный ход. До революции в нём принимали участие более 25000 человек.


    Великорецкий крестный ход

    Духовное и монашеское служение активно развивались в вятских землях и до образования самостоятельной епархии. К концу XVII в. функционировали 20 монашеских общин и около 40 приходских храмов, возведённых в основном из дерева.

    В 1657 г. Святейший Синод принял решение об образовании самостоятельной епархии, центр которой являлся город Хлынов. Первые архиереи приложили множество усилий для приведения местных традиций в соответствие православной Вере. Епископ Александр и архиепископ Иона также подготовили канонизацию первых вятских святых угодников:

    • преподобного Трифона Вятского — основателя Успенского монастыря;
    • блаженного Прокопия — ученик, прославившийся нестяжательством и кротостью;
    • преподобный Леонид Устьнедумский — проповедник, распространяющий православие на севере региона.

    Большой вклад в христианское просвещение вятских народов вложили епископы Варфоломей и Лаврентий. При них была основана епархиальная духовная семинария, которая стала основой для духовно — просветительского центра.

    Образование независимой епархии способствовало развитию каменного храмового строительства. На начало XX столетия в регионе насчитывалось более 8,5 сотни приходских храмов и 13 монастырей. Общее количество священнослужителей и монашествующих людей превышало 3000 человек.


    Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кирове

    Первые десятилетия советского режима принесли вятских христианам множество испытаний. В 30-е гг. были закрыты и уничтожены более 850 храмов, в том числе уникальный Александро-Невский собор, построенный по проекту Витберга в середине XIX столетия. Мученическую смерть приняли многие священнослужители, которые до последней минуты оставались верны Господу и Православной Церкви.

    Первые попытки возрождения духовной жизни в Вятском бассейне начались после окончания Великой Отечественной войны. Благодаря усилиям архиепископа Вениамина число приходов увеличилось до 80 единиц. Антирелигиозная политика Хрущева привела к закрытию более чем половины возрожденных храмов.

    Полноценное восстановление Вятской епархии началось в конце 80-х гг. прошлого столетия. При митрополите Хрисанфе произошли следующие важные события:

    • восстановление 120 храмов;
    • возобновление монашеского служения в Успенском Трифоновом монастыре;
    • начало занятия в духовном училище, расположенном в городе Вятка;
    • открытие православной гимназии, носящей имя преподобного Тихона Вятского.

    В начале текущего столетия начался процесс канонизации подвижников веры, пострадавших во время религиозных гонений советского режима.

    Святыни

    На территории Вятской и Слободской епархии располагается множество святынь. Сегодня ведётся активное восстановление культовых построек, повреждённых в советские годы, и возведение новых храмов. Святые образы, располагающиеся в в них, привлекают в них не только местных прихожан, но и паломников из других регионов.


    Рака с мощами Трифона Вятского в Успенском соборе

    Храмы

    Древнейшие деревянные вятские храмы не сохранились до настоящего времени. Древнейшие культовые постройки относятся к концу XVII в. К ним относятся следующие святыни:

    1. Свято-Успенский собор, расположенный на территории Трифонова мужского монастыря, возведён в 1684-1689 гг. Он является старейшим культовым зданием на территории епархии.
    2. Храм в честь рождества Иоанна Предтечи — одна из старейших каменных построек Кирова. Она была воздвигнута за один 1714 г. в уникальном стиле вятского барокко. В советские годы здесь располагался планетарий.
    3. Спасский собор города Кирова — постройка 60-70-гг XVIII столетия. Назван в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного, который до революции хранился в величественном храме.

    Интересно: в настоящее время на вятской земле на стадии восстановления находится множество древних церквей, в реставрации которых активное участие принимают православные молодёжные объединения.

    Монастыри

    На подчинённой вятской кафедре территории функционируют три монашеских общины:

    • Преображенский женский монастырь, основанный в 30-гг. XVIII в. к северу от хлыновского Кремля;
    • мужская Свято-Успенская Трифонова обитель, основанная святым Трифоном Вятским в конце XVI столетия;
    • Христорождественский женский монастырь в городе Слободской, временем основания которого является первая четверть XVII века.


    Слободской Христорождественский женский монастырь

    Структура

    Вятская епархия — административная единица Русской православной церкви, имеющая упорядоченную структуру. Возглавляет её митрополит Вятский и Слободской Марк, который также является главой Вятской митрополии.


    Митрополит Вятский и Слободской Марк

    Епархиальные отделы

    Ведением отдельных вопросов духовной, социальной и миссионерской деятельности занимаются соответствующие епархиальные подразделения.

    1. Миссионерский отдел содействует созданию православных образовательных учреждений всех ступеней. Также его специалисты сотрудничают со светскими общеобразовательными организациями, в которых преподаются духовно-нравственные дисциплины. На базе отдела ведётся работа по борьбе с зависимостями и различными сектантскими движениями. Работа проводится в тесном сотрудничестве с отделом религиозного образования и катехизации.
    2. Отделы по взаимодействию с вооружёнными силами и казачеством занимаются духовным окаймлением воинских частей и казачьих общин, организацией совместных мероприятий, улучшением духовно-нравственного климате в воинской среде.
    3. Отдел тюремного служения окаймляет служащих и заключённых исправительных учреждений. Они занимаются религиозным просвещением и духовной поддержкой отбывающих наказание людей, способствуют их социализации после освобождения.
    4. Социальными вопросами занимаются отделы социального служения, комиссия по делам семьи, материнства и детства. Специалисты и добровольцы из общественных организаций оказывают духовную и материальную поддержку малоимущим семьям, матерям-одиночкам, детям и старикам, оставшимся без попечения близких людей.
    5. Молодежный отдел организует религиозно-просветительскую работу среди молодого поколения. Православные молодые люди участвуют в культурных и спортивным мероприятиях, строительстве и восстановлении храмов, помощи нуждающимся категориям населения.

    Благочиния

    Вятская кафедра состоит 79 приходов, объединённых в 6 благочиний. Два из них находятся на территории города Киров. В пределах центральных районов области располагаются следующие благочиния:

    • Слободское;
    • Орловское;
    • Кирово-Печерское;
    • Кукарское.


    Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь

    Монастырские общины, функционирующие на территории епархии, находятся в ведении территориально соответствующего благочиния. На приходах и в монастырях духовное служение осуществляют 144 клирика.

    Учебные заведения

    В вятской епархии функционируют религиозные образовательные учреждения различных типов:

    • воскресные приходские школы;
    • православный детский сад № 145 города Кирова;
    • Вятское духовное училище;
    • христианский просветительский центр при храме иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость», расположенного в городе Киров.

    Средства массовой информации

    При епархиальном управлении организована работа пресс-центра, в ведении которого находятся вопросы взаимодействия со средствами массовой информации. Также его специалисты занимаются ведением официального интернет-ресурса епархии, выпуском еженедельного печатного издания «Епархиальный вестник», подготовкой телевизионной передачи «Слово веры», выходящей на федеральном канале «Союз».

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]