Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае: от истоков до современности

Старая Ладога не перестает удивлять своими сокровищами. Одно из них — Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, где стоит собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, памятник архитектуры XII века, один из немногих сохранившихся на Руси храмов домонгольского времени. В стенах обители были заточены Евдокия Лопухина, Евдокия Ганнибал и жены декабристов, в лихие времена нашла приют благоверная княгиня Анна Кашинская.


Панорама Свято-Успенского девичего монастыря

Легенды об основании монастыря

Доподлинные сведения о том, как и когда была заложена обитель, неизвестны. Вокруг истории возведения святыни ходит немало легенд. Одна из них рассказывает о пастухе Михаиле, который каждый день выпасал в горах отару овец. Однажды он увидел странное свечение, исходившее из пещеры неподалеку пастбища. Заглянув внутрь, парень обнаружил образ Богородицы, окутанным ярким светом. Пастух принес икону домой, однако наутро та исчезла. Каково же было его удивление, когда он вновь увидел ее в той же пещере. Мальчик снова забрал святыню с собой и история повторилась. Прознавшие об этом жители поселка, где жил Михаил, истолковали необычное происшествие, как божественный знак, а вскоре совместными усилиями устроили на месте обретения святого Лика пещерный храм.


Свято-Успенский пещерный монастырь вблизи Бахчисарая

Еще один миф, связанный со Свято-Успенским монастырем, гласит о злом драконе, повадившемся уничтожать молодых парней и девушек. Отчаявшиеся односельчане воззвали к Пресвятой Богородице, моля Ее об избавлении от кровожадного змия. Спустя некоторое время трагические смерти прекратились. Осмелевшие жители деревни поднялись на гору, где и нашли поверженного гада, над которым парил сияющий образ Богоматери. Чтобы почтить Заступницу Небесную, они обустроили церковь в скале, куда стали приходить для вознесения благодарственных молитв.

Самой правдоподобной является легенда о греческих иноках, которые во время христианских гонений перебрались на Крымский полуостров. Ища новое пристанище, они были покорены красотой ущелья Марьям-дере, столь похожего на их родные места. Там они и возвели храм, а вскоре обосновали небольшое поселение. Позже археологи обнаружили на территории обители древние захоронения, датированные VI веком, что придало этой версии еще большую правдоподобность.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы — главная архитектурная достопримечательность монастыря. Это четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный однокупольный храм. Барабан венчает купол со шлемовидной главой. Лестница в западной стене ведет на хоры.


Собор Успения Пресвятой Богородицы

Длина храма составляет 18 метров, ширина — 14 метров, высота — 19 метров. Во время богослужения здесь могло присутствовать несколько десятков верующих. Предполагают, что собор был усыпальницей для представителей рода Рюриковичей, на что указывает наличие глубоких полуциркульных ниш-аркосолий, предназначенных для погребения.


Крест в закомаре Успенского собора

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно заказчика и точного времени постройки храма. Вероятно, он стоит на месте более древней деревянной церкви. По одной из версий, его заказчиком мог быть князь Мстислав Великий (1076-1132) или его супруга, шведская принцесса Кристина. Согласно другой — их сын, князь Изяслав (ок.1097-1154), на что указывает княжеский замок, обнаруженный под сводами храма. Возможно, возведение собора было начато либо одновременно со Староладожской крепостью (1114-1116), либо сразу после него.


Успенский собор

В 1611-1617 годах Успенский монастырь, как и вся Ладога, был разорен шведами. Однако уже в 1617 году, сразу после ухода неприятеля, Успенский собор был заново освящен.

Пристройки и переделки XVIII-XIX веков значительно исказили первоначальный облик храма. В 1762 году при игуменье Евпраксии с западной стороны храма была пристроена каменная колокольня, сменившая ветхую деревянную. В 1802 году к Благовещенскому приделу вместо прежней деревянной паперти была пристроена каменная. В 1829 году каменная колокольня была надстроена третьим ярусом, её высота составила 32 метра.


Прясло Успенского собора

В 1831-1833 годах по проекту петербургского архитектора А.И.Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. В результате этих перестроек собор, паперти и колокольня составили единый объем. В 1854-56 годах был переделан придел святой великомученицы Варвары, устроенный на хорах в северо-восточной части храма в начале XVIII века. На хорах в юго-восточной части храма появился новый придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1855-56 годах в прежде холодной Успенской церкви были устроены печи, она стала теплой. В это же время появился новый иконостас, уничтоженный после революции.

В ходе реставрационных работ 1958-1960 годов первоначальный объем Успенского собора был освобожден от позднейших пристроек. Было раскрыто около 50 кв. метров фресок XII века — около 13 тысяч фрагментов росписи на стенах, столбах и в откосах оконных проемов.


Фрагменты притвора

За время время, прошедшее с момента строительства, культурный слой поднялся на несколько метров, и теперь храм выглядит более приземистым, чем в древности. Успенский собор — первый среди подобных сооружений в Старой Ладоги. Все остальные храмы строились по его подобию.

Богослужения в Успенском соборе проводятся только в летний период. Между РПЦ и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) постоянно ведутся споры относительно правильной эксплуатации собора.


Барабан и купол Успенского собора

Исторические факты

Вплоть до XIII столетия история Свято-Успенского мужского монастыря покрыта завесой тайны. Историкам доподлинно удалось установить, что на протяжении ста лет обитель бездействовала, однако в XIV веке при княжеском финансировании вновь открыла свои двери.

Примечательно, что во время монголо-татарских набегов бахчисарайская святыня смогла не только устоять, но даже стать резиденцией Готфских и Кафских митрополитов. Кроме того, представители ханских династий регулярно помогали монастырю, обеспечивая его свечами.

Когда же Крым захватили османы, завоеватели обложили обитель огромной податью, в результате чего та резко обнищала и пришла в упадок. От турок она была освобождена только спустя три столетия усилиями русской армии. Однако населявшие святыню иноки, вынуждены были покинуть родные стены. По приказу властей они отправились в Приазовье, где основали город Мариуполь.


До XIII столетия история Свято-Успенского мужского монастыря покрыта тайной

Позже в Марьям-дере приехал Константин Спиранди, греческий священник, который возобновил богослужения на территории обители.

До конца XVIII столетия Успенский храм считался главным, но после возведения приходской церкви в Бахчисарае, стал утрачивать свою популярность.

В 1850 году возрождением святыни занялся архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Собрав необходимую сумму пожертвований, он начал реставрационные работы, к которым с удовольствием присоединялся обычный народ. Вскоре монастырь обрел вторую жизнь, а паломники прозвали его Крымским Афоном. Побывали здесь и несколько русских императоров, в том числе Николай II вместе с супругой Александрой Федоровной.

Во времена Крымской войны на территории обители был обустроен военный госпиталь, а умерших воинов хоронили на местном кладбище. Здесь же можно найти могилы солдат, погибших во Второй мировой войне.

До прихода к власти большевиков мужской монастырь значительно расширил свои владения и обзавелся многочисленными постройками. Однако после революции его закрыли, служащих там иноков расстреляли, а святыни уничтожили. Когда началась война, в стенах бывшей обители вновь устроили госпиталь, а позже на его месте открыли психоневрологическую клинику.

Только после перехода Крыма Украине Свято-Успенская обитель опять начала восстанавливаться. Под руководством иеромонаха Силуана вместе с простыми мирянами монастырь за короткий срок удалось вернуть к жизни. Несмотря на то что реставрационные работы идут до сих пор, святыня открыта для посетителей круглый год.

Настоятели и наместники

  • Трифон (1110 — 1127)
  • Никандр (1127 — 1153)
  • Мисаил (1153 — ?)
  • Порфирий (? — 1164)
  • Феодорит (1164 — 1193)
  • Александр (1193 — 1203)
  • Иринарх (1203)
  • Александр (1203 — ?)
  • Герасим
  • Симеон (? — 1220)
  • Варсонофий (1200 — ?)
  • Иона
  • Никандр
  • Кирилл
  • Исаия (? — 1240)
  • Варлаам (1240 — ?)
  • Леонид
  • Филарет (? — 1272)
  • Мефодий
  • Лаврентий
  • Антоний
  • Иона
  • Феодосий
  • Савва (? — 1283)
  • Симеон (1283 — 1289)
  • Варнава (1289 — ?)
  • Киприан
  • Герман
  • Иосиф
  • Арсений
  • Боголеп
  • Серапион (? — 1292)
  • Дорофей (1292 — 1304)
  • Иаков (1304 — 1312)
  • …..
  • Свт. Герман Казанский (1551 — 1553)
  • Игнатий (1553 — 1559)
  • Свт. Иов Московский (1559 — 1571)
  • Пимен (1601 — 1607)
  • Прп. Дионисий Радонежский (1607 — 1610)
  • Мефодий (1617 — 1623)
  • Иосиф (1623 — 1653)
  • Леонид (1653 — 1655)
  • Тихон (1655 — 1658)
  • Исаия I (1658 — 1662)
  • Варлаам (1662 — 1669)
  • Сергий (1669 — 1672)
  • Варлаам II (1672 — 1683)
  • Исаия II (1683 — 1697)
  • Корнилий (1697 — 1716)
  • Иоаким (1716 — 1719)
  • Мельхиседек (1719 — 1722)
  • Иона (1722 — 1732)
  • Тарасий (1732 — 1769)
  • Варфоломей (1763 — 1768)
  • Филимон (1769 — 1770)
  • Христофор (1770 — 1776)
  • Макарий (1776 — 1783)
  • Арсений (Москвин) (1783 — 1784)
  • Александр (1784 — 1785)
  • Амфилохий (1785 — 1785)
  • Елпидифор (1785 — 1792)
  • Павел (1792 — 1795)
  • Варлаам (1795 — 1796)
  • Иоасаф (Сретенский) (14 мая 1796 — 1798)
  • Анастасий (1798 — 1806)
  • Антоний (1806 — 1807)
  • Иоанникий (1807 — 1808)
  • Сергий (1808 — 1808)
  • Серафим (1808 — 1811)
  • Иоасаф (1811 — 1816)
  • Владимир (1816 — 1818)
  • Ириней (1818 — 1821)
  • Иннокентий (Александров) (15 августа 1821 — 2 августа 1823)
  • Серафим (1823 — 1824)
  • Антоний (1824 — 1825)
  • Макарий (1825 — 1832)
  • Александр (1832 — 1856)
  • Феодор (1856 — 1858)
  • Адриан (1858 — 1865)
  • Мефодий (1865 — 1866)
  • Гавриил (1866 — 1867)
  • Поликарп 1868 — 1871
  • Марк (1871)
  • Гавриил (1871 — 1884)
  • Виталий (1884)
  • Агафангел (1884 — 1888)
  • Арсений I (1888 — 1894)
  • Алексий (1894)
  • Арсений II (1894 — 1896)
  • Николай (1896 — 1905)
  • Тихон (1905 — 29 марта 1908 [1])
  • Павел (Крылов) (29 марта 1908 — 25 августа 1918)
  • Тихон (1918 — ?)
  • Алексий (? — 1923)
  • Кирилл (? — 1928)
  • Гермоген (Чирков) (1997 — 12 октября 2007)
  • Димитрий (Севостьянов) (12 октября 2007 — 9 июля 2019)
  • Паисий (Новоженов) (с 15 июля 2019), и/о [2]

Свято-Успенский монастырь в наши дни

Сегодня, как и сотни лет назад, к пещерной обители ведут многочисленные ступеньки, вырубленные в скале. Стена, вдоль которой тянется лестница, украшена изображениями различных святых мест, под которыми можно увидеть небольшую выемку с землей, привезенной из этой святыни.

Поднявшись наверх, взору открывается невероятный вид на ущелье Марьям-дере. С верхней площадки видна вся территория святыни, включая хозяйственные постройки, расположенные напротив, а также монастырские огороды, разбитые прямо на горных склонах.

В главном Успенском храме находится знаменитая богородичная икона Троеручица, известная своей чудодейственной силой. Неподалеку течет освященный источник, а над ним возвышается небольшая часовня с мозаичным образом Пресвятой Девы Марии. Паломники могут бесплатно набрать святой воды или купить ее в киоске у входа.

Монахи, строившие обитель, сделали невозможное – возвели монастырские строения таким образом, чтобы усилить и без того отличную акустику. Во время богослужений голоса иноков слышны по всему ущелью, а иногда даже доносятся до пещерного селения Чуфут-Кале.


К пещерной обители ведут многочисленные ступеньки, вырубленные в скале

НА ТЕРРИТОРИИ МОНАСТЫРЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

— заходить в жилые братские корпуса и хозяйственные постройки; — снимать на фото и/или видеокамеру духовенство, братию обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов; — рвать цветы и траву, плоды с овощных и плодовых растений; — разбрасывать пищевые отходы и иной мусор; — ходить по склонам гор, расположенных вблизи пещерного храма, меловых столпов «Див» (это опасно для здоровья по причине наличия ядовитых змей и возможного падения на крутых склонах). — делать надписи на стенах храмов, пещер и меловых столпах — «Дивах»; — нарушать благоговейную тишину громкими разговорами, сквернословить, курить, находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Ваш транспорт можно разместить на специально отведённой стоянке.

Как добраться до обители

Проще всего добраться до Свято-Успенского монастыря на машине. Выехав из Бахчисарая, следуйте по улице Ленина и Розы Люксембург. Доехав до Басенко, пересекающей главную дорогу, сверните направо. Через несколько сотен метров вы увидите сувенирные лавки – там можно оставить автомобиль. А вот дальше придется пройти 600 м пешком, поднимаясь к монастырю.

Также существует автобусный маршрут до Успенской обители. Маршрутка №2 отправляется от железнодорожного вокзала и следует до остановки «Староселье». Выйдя на конечной, вы увидите не очень широкую грунтовку, ведущую прямо к святыне. Пеший путь по ней займет чуть больше четверти часа.

Любители пеших прогулок могут добраться до обители по узкой тропинке, ведущей вдоль пещер и каменных надгробий. Неспешным шагом вам придется пройти около 30 минут.

LiveInternetLiveInternet

Там, где Россия граничит с Украиной и с Белоруссией, возле одноимённого хутора, в окруженной лесами живописной местности на правом, высоком и каменистом берегу реки Сновь раскинулся Каменский Успенский монастырь. Основан в 1681 гогу старцем Ионою Болховским, духовником гетманича Семёна Самойловича на средства гетмана И. С. Мазепы, в то время друг российского престола, позволившего занять под монастырь часть сновского берега, принадлежавшего к карповским землям. Стали стекаться к иеромонаху Ионе иноки. Первоначально был мужским, а в 1786 году преобразован в женский.

При Самойловиче Каменский монастырь был весьма маленький, в котором находилось 2-3 монаха. Окончательно устроен был Каменский монастырь при Мазепе, в универсале которого написано: «Пречестный отец Иона, строитель монастыря нововозведённого Каменского, сообщил нам, что в полку Старадубском, под слободою Семёновскою, на пустом острове, лежащем у реки Сновь, и называемым этот остров «Камень», воздвиг фундамент церкви Успения Пресвятой Богородицы и просил немедленного подтверджения принадлежащему монастырю земель…». Мазепа удовлетворил просьбу отца Ионы, выдав приведённый универсал в декабре 1687 года. Кроме того, Мазепа дал личные средства монастырю, а также село Сушаны, ранее принадлежавшее епископу Крезве, половину села Бровничей, ранее принадлешавшее Михаилу Рубцу и земли вокруг самого монастыря, на которых сам монастырь, по разрешению гетмана от 1 июля 1694 года, поселил село Шумиловку и село Каменский хутор. В 1687 году в Каменском Успенском монастыре сооружен Успенский соборный храм. В 1697 году в Каменском Успенском монастыре был освящен трапезный храм в честь Благовещения Богородицы. В 1775 году деревянная Успенская церковь Каменского Успенского монастыря была продана в село Курковичи, а 20 апреля 1776 года в Каменском Успенском монастыре состоялась закладка нового каменного Успенского собора. До середины 18 века все постройки монастыря: Успенский собор 1687 года, церковь Благовещения с трапезной 1697 года, колокольня и ограда — были деревянными. Кроме основаеля отца Ионы выделялись: Ираклий Комаровский, впоследствии епископ черниговский, и Иоасаф Миткевич (1754-1784). Каменное строительство началось при игумене Иоасафе Миткевиче, когда в 1753-58 годах был сооружен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. В 1776-79 годах возведен обширный Успенский собор, а затем больничный корпус и каменная ограда, оконченная в 1-й половине 1780-х годов. Начатая тогда же колокольня разобрана и сооружена вновь в 1850-60-х годах. Из всех этих построек до наших дней сохранились собор и колокольня, а также небольшая часть стен ограды.

При Разумовском половина села Бровничей, пожаловнная Иваном Мазепой Каменскому монастырю, была снова присоединена к Ропской волости.

В 1786 году, указом Священного Синода, при игумене Палладии Лукашевиче, Каменский монастырь был обращён в женский, при чём сюда были переведены монахини закрытого тогда Печеницкого монастыря из окрестностей города Стародуба. Сохранились письменные свидетельства об образе жизни монахинь. После службы в церкви, немного отдохнув, они принимались за хозяйственные работы по монастырю, рукоделье, обучение сельских девочек грамоте, чтение священных книг. Все эти занятия проводились в кельях при строгой тишине.

По описанию 1781 года Каменский монастырь «положение имеет на ровном, положистом, не низком песковатом месте, на правом берегу реки Снови, в пуще окружающей оной монастырь. В ограде деревянных церквей 4, две каменных, с них одна большая, а другая трапехная, а две деревянных. Деревянные: дом игуменский о 4-х покоях, а для братии в пяти связях, о 18-ти покоях, с разными амбарами и кладовыми, и 10 хат служительских. Винокурня о 7-ми котлах и водяная мельница о 5-ти котлах». Главной святыней Каменского Свято-Успенского монастыря, привлекавшей к себе богомольцев из окрестных сел и паломников издалека, являлась чудотворная Новодворская икона Божией Матери. В своем первообразе она была написана святителем Петром чудотворцем, митрополитом Киевским и всея России в начале XIV столетия. Еще будучи безвестным иноком, он приобщился к иконописи, а удалившись в пустынную местность на Волыни, неподалеку от города Пинска, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец, основал Новодворский монастырь, где и написал икону Божией Матери. Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при городе Сураже, основывался Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний Стаховский отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий Васильевич в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви после литургии 16 августа Никодим, игумен Цеперский, оглашал чудеса, совершившиеся во время крестного хода от иконы Божией Матери…Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, которого святитель Димитрий Ростовский называл «великим столпом церковным», любил посещать Новодворский монастырь и молиться перед ней. Специально для него был сделан ее точный список. Этой-то своей келейной иконой и благословил архиепископ Лазарь иеромонаха Иону.

Особо чтимый список с Новодворского образа находился в Каменском Успенском женском монастыре в Новозыбковском уезде Черниговской губернии. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) дал в благословение новоустроенному монастырю свою келейную Новодворскую икону Божией Матери. Образ по желанию святителя был списан с иконы святого митрополита Петра… Благодать Божия, почивающая на Каменской обители, благоволила прославить Новодворский образ знамением особого заступления Владычицы и Ее благоволения к этому монастырю.

В середине 1800-х годов в монастыре насчитывалось 300 человек.

В 1889 году, 26 июня, над Каменским монастырем разразилась сильная гроза, сопровождавшаяся оглушительными раскатами грома и ослепительным блеском молнии. Удар молнии разразился с особенной силой над куполом Успенской церкви этой обители. Высокая вершина храма мгновенно была объята пламенем. В храме же в это время совершался акафист перед чудотворной Новодворской иконой. Когда последовал удар грома, все присутствовавшие в церкви были поражены необычайным происшествием. Огненное пламя молнии спустилось по цепи паникадила с вершины храма, затем направилось к помещающейся над царскими вратами иконе Успения Богоматери. Образ был превращен силой удара в щепы. От царских врат удар молнии направился к Новодворской иконе Богоматери. Стоявший перед образом священник осыпан был огненными искрами, а покрывало перед образом совершенно сожжено огнем. И здесь-то обнаружилось особенное благоволение Владычицы к Своему пречистому образу. Последний, к удивлению всех присутствовавших, нисколько не был поврежден ни ударом, ни пламенем. Затем удар, как бы оттолкнутый невидимой силой от образа, направился в массивную толстую стену храма и устремился из храма с такой силой, что стоявшие в храме, придя в себя от изумления, увидели в стене громадную пробоину от взрыва молнии. Пожар в куполе между тем продолжался. Инокини обители в беспомощном отчаянии и с великим плачем смотрели на то, как огненная стихия распространяется все больше и больше. Значительная высота купола не давала возможное применить что-либо для защиты церкви от пламени. Но Божественное благоволение и небесный покров Владычицы спасли обитель от бедствия. Точно по мановению какой-то невидимой руки, раздувавшей пламя, ветер стих, наступила тишина, и огонь начал понемногу уменьшаться, пока совершенно не угас. Все бывшие при этом чудесном событии во всем происшедшем увидели явное знамение покровительства Пресвятой Богородицы.

9 июня 1847 года Николаем I утвержден проект перестройки теплой церкви во имя Иоанна Предтечи и колокольни в Каменском Успенском монастыре. Здесь погребён прах землевладелицы, жены Коллежского Асессора Татьяны Григорьевны Малаховой, урождённой Туткевич.

Просуществовал Каменский Свято-Успенский монастырь 247 лет. В 1928 году, решением Брянского губисполкома, от 15 октября 1928 года, Каменский Успенский монастырь был закрыт. Постепенно каменные здания и ограду стали разбирать для нужд Новозыбкова и других значимых объектов.

В наши дни к месту, где сохранились останки монастыря, нередко приходят люди. Возле реки Снов и родника с целебной родниковой водой, построена маленькая часовенка, ставшая местом посещения многих жителей Климовского района и близлежащих украинских сёл.

В 2003 году в полуразрушенной часовне монастыря проявился лик Богоматери. Несколько лет назад на стене колокольни возникла огромная фреска с ликом Богоматери. Это изображение — копия некогда хранившейся в монастыре чудотворной иконы Новодворской Богоматери, пожертвованной обители при ее основании Черниговским архиепископом Лазарем Барановичем, тем самым, который когда-то «анафему» на Стародуб наложил. Место, где чудесным образом проявилась фреска, было раньше основным входом в монастырь. На руинах монастырского Успенского собора сегодня вьют гнезда аисты, а территория бывшего монастыря принадлежит Каменско-хуторскому сельскому совету. На самой территории монастыря расположился посёлок Забрама. В центре поселка в зарослях фруктовых деревьев виднеются несколько строений из красного кирпича. Это все, что осталось от некогда богатого монастыря. И без вмешательства человека, тут явно не обошлось. Сторожилы рассказывали, что кирпич для постройки фермы в селе Каменский хутор брали из ограды монастыря. Громадные щели в фундаменте сами по себе образоваться не могли. Теперь они в нескольких местах заложены камнями скальной породы. В округе выпирающие на поверхности, как будто специально сколотые каменные валуны — не редкость. Хотя откуда они могли взяться на территории Брянской области — еще одна тайна. На стенах собора кое-где можно разглядеть белую штукатурку. Собор уже давно не действует, стоит развалиной без дверей. В центре местные жители организовали подобие иконостаса. А вот и сама колокольня, деревянные двери которой закрыты на железный засов, но желающие легко могут его открыть. Если зайти внуть собора, первое, что бросается в глаза — знаменитая фреска с ликом Богоматери, слава о которой идет далеко за пределы нашей области. Интересно то, что в академическом своде памятников Брянской области, где есть описание фрагменты росписей в брянских церквях, нет ни малейшего упоминания о существовании этой фрески. Остальные три стены — пустые с большими трещинами на побелке. Фреска бросается в глаза ярко-голубым пятном. В центре, на высоте трех метров — фигура Богоматери с младенцем, в окружении шести ангелов. По слухам лик пречистой девы и фон вокруг него с каждым годом проступают все ярче. Это еще одна загадка развалин Каменского монастыря. Внизу можно разглядеть фигуры страждущих, которых ангелы подводят к парящей в воздухе в окружении херувимов Богородице. Не добрая рука тщательно затерла им глаза, и теперь они с укором взирают пустыми глазницами на монастырское запустение. Сейчас в колокольню потянулись люди. В основном женщины. Со свечами, иконами, вышитыми рушниками. Говорят, что Каменская Богоматерь, как прозвали изображение, помогает сохранить семью, исцеляет заболевших детей, охраняет родственников-военнослужащих.

Из воспоминаний жительницы посёлка Забрама:

— Я в Забраму в 1948 году попала. — рассказывает единственная на момент нашего приезда живая душа в Забраме баба Дуня. — Монастырь еще до войны разрушили. Но жил у нас художник, картину мне подарил, как этот монастырь раньше выглядел. Помню, тут была еще теплая церковь. После войны в ней, да в соборе дети-сироты жили. Женщина за ними смотрела. А в 1954-м церковь загорелась. Говорили, что от сажи и топки. Но впоследствии выяснилось, что недостача детского белья приключилась и люди, смотревшие за детьми, сами запалили. Зимой это случилось. Мороз страшный был. А пожарные тогда какие были? Пока бочку с водой на лошади привезут, она уже и замерзла… В общем, крышу железную кое-как сорвали, огонь затушили. Деток по соседям да по монастырям приютили. Кирпичные стены колхоз на сараи разобрал, да и местные жители растащили кто что смог. Три метра земли скидывали, чтобы камень один достать! В часовне потом открыли магазин, керосином торговали. Но не очень долго. Крыши-то уже не было. Однажды там аисты поселились. Гнездо свили. Местные радовались — счастье принесли птицы. Село наше к тому времени разрослось: дом на дому. Между домами только тоненькие тропинки да цветники. Надумали наши мужики колокольню отремонтировать, деньги с народа собрали, кто сколько даст. Я сто рублей пожертвовала. Да только дела не вышло. Залезли они наверх, посмотрели, плюнули и не стали ничего делать… Только аистов спугнули! А вскоре и иконочка на стенке проявилась. Она известью замазана была. Старожилы вспоминают, что объявился тогда в селе православный священник с Украины Арсений. Собрал селян и предложил колокольню посмотреть. Местные долго не соглашались: всю жизнь в Забраме прожили, каждый камушек знают. А он настаивал, говорил, что вещий сон монашке приснился. Будто в часовне заброшенного монастыря лик Богоматери появился. А как в часовню народ вошел, глазам своим долго не верил: Изображение пречистой девы действительно виднелось на стене. Известие о появлении святого лика в Забраме быстро облетело округу. В колокольню потянулись вереницы болящих да страждущих с надеждой на чудесное исцеление. Знающие люди говорили, что «Каменская Богоматерь» исцеляет больных деток, помогает сохранить семью и охраняет родственников-военнослужащих. Чудное дело: крыши на колокольне нет, а дождь и ветер в нее не заходят. Отремонтировать ее — руки опускаются, все старое и прогнившее, а вот же, сколько лет держится! В этом святом месте и чудеса-предупреждения случаются. Старожили рассказывали, что перед Великой Отечественной войной поминальный звон из часовни слышали. Можете мне не верить, но несколько лет назад я этот звон тоже услышала. Когда у нас люди один за одним из-за горелки помирать стали. Да все молодые мужики! Видимо, этой войны нам уже не пережить… Может наказание такое за то, что святыню не сберегли? Описание манастыря: архитектурный ансамбль монастыря в основном выдержанный в стиле украинского барокко, несмотря на утраты представляет собой интереснейший памятник брянского зодчества. Территория в плане имела форму неправильного четырехугольника, вытянутого от реки к поселку. В центре обращенной к нему северо-западной стены ограды находился главный вход в монастырь с надвратной колокольней. Композиционный центр ансамбля — собор Успения, поставленный на продольной оси комплекса, доминировал над остальными постройками. К северо-востоку от него располагался теплый трапезный храм. Эти основные сооружения с вертикально развитыми объемами были хорошо видны из-за невысоких стен и создавали живописный и выразительный силуэт монастыря. Внутри вдоль стен размещались каменные и деревянные кельи, дом настоятеля и другие здания.

Ограда: характерный образец монастырских оград 2-й половины 18 — середины 19 веков. Сохранилась фрагментарно — два небольших прясла по сторонам колокольни. Невысокая — 3,5-4 метра — кирпичная стена без башен снаружи была расчленена лопатками на отдельные прясла. Верхнюю часть, отделенную полкой, прорезали арочные отверстия типа бойниц — по девять проемов в каждом прясле и по одному в лопатках. Над завершающим трехступенчатым карнизом прежде возвышалась двускатная железная кровля. Примыкавшие к колокольне части стен были более высокими, их венчали маленькие шатры с главками на стройных шейках.

Успенский собор: один из замечательных храмов 2-й половины 18 века на Брянщине в стиле пышного украинского барокко. Монументальное здание сооружено из кирпича на фундаменте из местного камня и оштукатурено снаружи и внутри. Обновлено в 1889 году после того, как пострадало от удара молнии. К настоящему времени утрачены часть алтаря, кровли и купол с главой. Собор принадлежит к типу крестообразных в плане однокупольных храмов, характерных для архитектуры Левобережной Украины конца 17 – начала 18 веков. Основной объем образован четырьмя мощными пятигранными рукавами в два света, средокрестие которых увенчано высоким световым восьмериком. Центричность общего построения нарушают небольшие пониженные объемы дьяконника и жертвенника по сторонам алтаря в виде заканчивающихся полукружиями боковых апсид. Живописность и выразительность завершению придавали фигурные кровли рукавов (сохранились их оригинальные фронтоны с венчающими барабанчиками стройных главок) и типично украинский грушевидный купол восьмерика. Нарядный барочный декор фасадов состоит из своеобразных рустованных лопаток с филенчатыми нишами, охватывающих углы объемов, мощных полуколонн между рукавами креста, широких антаблементов и вычурных фигурных фронтонов над пятигранниками, украшенных в тимпанах арочными нишами. Внизу граней стен помещены крупные арочные ниши с простыми обрамлениями, трактованные как ложные окна; над ними — арочные окна, заключенные в пышные наличники с полуколонками по бокам и треугольными фронтонами, дополненные внизу и вверху штукатурными кругами-розетками. Типичны для украинской архитектуры и порталы в рукавах креста со скошенными верхними углами и филенчатыми нишами по сторонам. Аналогичный декор восьмерика, прорезанного арочными окнами, усилен бриллиантовым рустом угловых лопаток и треугольниками во фризе антаблемента. Штукатурная отделка фасадов середины 19 века придает всем деталям излишнюю сухость и измельченность. В интерьере высокие пятигранные рукава креста перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками. Они полностью открыты в центральную квадратную в плане часть храма, образуя сильно развитое в высоту единое пространство. Подпружные арки рукавов, опирающиеся на утловые пилоны со срезанными внутренними углами, несут при помощи плоских парусов восьмерик с сомкнутым сводом. Многочисленные окна верхней части рукавов и восьмерика насыщают огромное помещение храма светом. Жертвенник и дья-конник, имеющие коробовые своды с конхами, соединены проемами в боковых стенах с алтарем. В соборе хранилась чудотворная икона Новодворской Богоматери, пожертвованная обители при ее основании Черниговским архиепископом Лазарем Барановичем.

Советы при посещении монастыря

Свято-Успенская мужская обитель – это православная святыня, а потому вести себя на ее территории следует согласно церковному уставу. Несколько правил, которые помогут избежать неприятных ситуаций:

  • фото- или видеосъемка запрещена;
  • мобильные телефоны следует перевести на беззвучный режим или выключить;
  • женщины должны покрыть голову и быть в скромном наряде.

Сделать памятные фото можно только с разрешения настоятеля, заплатив монастырю символическое пожертвование.

Совет автора

В гостевом доме, который расположен здесь же, можно остаться на несколько дней. При этом питание и проживание бесплатны. Взамен от паломника требуется помощь по хозяйству, а также соблюдение местного устава.


Видеосъемка на территории запрещена


Мобильные телефоны следует выключить


Перед входом женщина должна покрыть голову

Свято-Успенский мужской монастырь – живописнейшее место среди крымских гор, куда стремятся попасть паломники со всей России. Сюда приезжают посмотреть на местные красоты, помолиться чудотворной иконе и просто отдать дань великой истории этой святыни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]