ЗАМУРОВАННЫЙ ПАТРИАРХ. Предстоятель Иерусалимского патриархата, отстраненный от власти, содержится за решеткой в центре Иерусалима


Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня)

Иерусалимская Православная Церковь
(или
Иерусалимский Патриархат
), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Израиль, Иордания, Палестина, юг Синайского полуострова Египта
  • Богослужебный язык: византийский греческий и арабский
  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Воскресенский (Гроба Господня) в г. Иерусалиме (также в Иерусалиме находится патриаршая резиденция при Константино-Еленинском монастыре в Старом городе)
  • Предстоятель: Феофил III, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины
  • Место в диптихе: 4
  • Состав: 26 архиереев; 4 епархии; более 50 священнослужителей (ок. 2005) [1]; 50 приходов (ок. 2005) [2]; 25 монастырей (ок. 2002) [3]; 1 высшая духовная школа; 400 тыс. членов (ок. 2005) [2]

Исторический очерк

Подробнее см. История Иерусалимской Православной Церкви

Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый — древняя история (-638), второй — история Средних веков (638-1517), третий — новая история (1517-1856) и четвертый — новейшая история (1856- до наших дней).

Иерусалимская Православная Церковь была основана Самим Господом нашим Иисусом Христом и по праву может считаться Матерью всех христианских Церквей.

После вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы отправились в мир проповедовать Евангелие, основывая новые христианские общины, новые Церкви. Иерусалимская община была возглавлена святым Иаковом, братом Господним, который и считается ее первым епископом.

С первых лет на Иерусалимскую Церковь обрушились гонения со стороны иудеев, даровавшие Иерусалимской Церкви первого пострадавшего за Христа мученика – архидиакона Стефана. История последующих двух веков для Иерусалимской Церкви была не столь приметной.

Усилиями Константина Великого и его святой матери императрицы Елены, посредством обретения Честного и Животворящего Креста Господня и воздвижения храмов на Святых Местах (326), Иерусалимская Церковь вступает в стадию длительного процветания вплоть до IV Вселенского Собора (451), на котором епископу Иерусалимскому был дарован титул Патриарха. В последующие двести лет характерной чертой жизни Иерусалимской Церкви являлся бурный расцвет монашества.

С покорением Палестины арабами (638) жизнь Иерусалимской Церкви меняется коренным образом: наступает долгий период великой скорби. Выпавшие на долю Иерусалимской Церкви несчастья на какое то время были прерваны приходом крестоносцев (1099), за которым, однако, последовал более печальный приход мамлюков (XIII- в.в.) – наиболее трагическое время всей истории Иерусалимской Церкви. Ненавидящие христианство мамлюки предприняли всевозможные попытки, чтобы уничтожить все, что имеет хоть какое-то отношение к христианству. После завоевания Палестины турками (1517) в истории Иерусалимской Церкви начинается более спокойный период.

С 1517 года и до наших дней история Иерусалимской Церкви по своей сущности сосредотачивается на паломничестве и борьбе за Святые Места с возведенными на них храмами. Неусыпным хранителем святынь выступает монашество. Притязания начались еще в XIV веке, когда прибывшие на Святую Землю монахи-францисканцы создали вместе с монофизитами различных национальностей несколько общин и выдвинули свои права на Святые Места. Позже здесь столкнулись все силы запада и востока. Католическая Церковь не могла смириться с мыслью о переходе Святых Мест православным (1634) и не прекращала своих притязаний вплоть до XIX века, пока этот вопрос не был решен окончательно конфирмацией Status Quo в Париже (1856) и Берлине (1878).

С этого момента в истории Иерусалимского Патриархата начинается новая эра. Монахи и дарители начали скупать землю, возводя на ней храмы и монастыри, отстраивая развалины и закладывая необходимую основу для нормального функционирования Патриархата.

Ныне монашествующее духовенство составляют почти исключительно греки, белое духовенство и миряне в подаляющем большинстве арабы, в последнее время добавилось также немало выходцев из бывшего СССР.

Литература[ | ]

  • Barry, David Sheldon.
    The Patriarchate of Jerusalem in the fifth and sixth centuries. — University of Wisconsin, 1976.
  • Dowling, Theodore Edward.
    The Orthodox Greek Patriarchate of Jerusalem. — Society for promoting Christian knowledge, 1913.
  • Grillmeier, Aloys.
    Christ in Christian Tradition: The Churches of Jerusalem and Antioch from 451 to 600 / Aloys Grillmeier, Theresia Hainthaler. — Oxford : Oxford University Press, 2013. — Vol. 2/3.
  • Hage, Wolfgang.
    Das orientalische Christentum. — Stuttgart : Kohlhammer Verlag, 2007. — ISBN 9783170176683.
  • Peri, Oded.
    Christianity Under Islam in Jerusalem: The Question of the Holy Sites in Early Ottoman Times. — BRILL, 2001. — ISBN 9004120424.
  • Speros Vryonis, «The history of the Greek patriarchate of Jerusalem as reflected in Codex Patriarchicus No. 428: 1517—1805», in: Byzantine and modern Greek studies, vol. 7 (1981), London: Basil Blackwell, pp. 29-53.
  • А. А. Ткаченко, И. Н. Попов, К. А. Панченко, Н. Н. Лисовой.
    Иерусалимская православная церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 446-500. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
  • Панченко К. А.
    К истории Иерусалимской церкви XVI в. Несостоявшаяся арабская альтернатива греческой ксенократии или Когда и где начался Мелькитский Ренессанс // Православный Палестинский сборник. 2011. — № 107. — С. 271—284

Предстоятели

[4]

  • сщмч. ап. Иаков, брат Господень (+ ок. 63)
  • сщмч. ап. Симеон, сын Клеопы (+ 106/107)
  • Иуст (106/108 — 110/113)
  • свт. Закхей (нач. II в.)
  • Товия
  • Вениамин I
  • Иоаким I
  • Иоанн I
  • св. Матфий
  • Вениамин II, называемый Филиппом
  • Сенека
  • Иуст II
  • Левий
  • свт. Ефрем I
  • Иосиф I
  • Иуда Кириак (? — 134/135)
  • сщмч. Марк I (134/135 — 156)
  • Кассиан
  • Пувлий
  • Максим I
  • Иулий или Иулиан
  • Гаий I (ок. 160 — 163)
  • Симмах
  • Гаий II (ок. 165-168)
  • Иулиан или Уалис
  • Капитон
  • Максим II
  • Антонин
  • Уалис
  • Долихиан (? — 185)
  • сщмч. Наркисс (185/197 — ок. 212) [5]
  • Дий (211)
  • Германий (211)
  • Гордий (211)
  • сщмч. Александр (213 — 251)
  • Мазаван (251 — 260)
  • Именей (260 — 298)
  • Завда (298 — 300)
  • Ермон (300 — 312/314)
  • свт. Макарий I (312/314 — 333/334)
  • свт. Максим III (333/334 — 348)
  • свт. Кирилл I (350 — 386)
  • свт. Иоанн II (386 — 417)
  • Правлий (417 — 422)
  • свт. Иувеналий (ок. 422 — ок. 458) в 449-451 — монофизит
  • Феодосий, лжепатриарх-монофизит (452 — 453)
  • Анастасий I (нач. июля 458 — 478)
  • св. Мартирий (478 — 486)
  • Саллюстий (486 — 494)
  • исп. Илия I (494 — 516)
  • свт. Иоанн III (516 — 524)
  • св. Петр (524 — 552)
  • Макарий II (552)
  • Евстохий (552/553 — 563/564)
  • Макарий II (563/564 — ?), повторно
  • Иоанн IV (575 — 594)
  • Амос (594 — 601)
  • Исаакий (601 — 609)
  • прп. Захария (609 — 632)
  • свт. Модест (632 — 634)
  • свт. Софроний I (634 — 638)
  • свт. Анастасий II (? — 705)
  • Иоанн V (706 — 735)
  • Феодор I (735 — 770)
  • свт. Илия II (770 — 796/797)
  • св. Георгий II (797 — 807)
  • Фома I (807 — 820)
  • Василий (ок. 821 — 839)
  • Иоанн VI (838 — 843)
  • Сергий I (843 — 844)
  • Соломон (855 — 860)
  • Феодосий (862 — 878)
  • Илия III (878 — 907)
  • Сергий II (908 — 911)
  • Леонтий (912 — 929)
  • Афанасий I (929 — 937)
  • Христодул I (937 — ?)
  • Агафон (950 — 964)
  • Иоанн VII (964 — 966)
  • Христодул II (966 — 969)
  • Фома II (969 — 977)
  • Иосиф II (980 — 983)
  • Орест (984 — 1005)
  • Феофил (1012 — 1020)
  • Никифор I
  • Иоанникий (1020 — 1084)
  • Софроний II
  • Евфимий I (? — после 1083)
  • Симеон II (1084 — 1106)
  • Савва —
  • Иоанн VIII (1106 — 1156)
  • Николай —
  • Иоанн IX (1156 — 1166)
  • Никифор II (1166 — после 1173)
  • свт. Леонтий II (ок. 1175 — 14 мая 1186/1187) [6]
  • Досифей I (? — 1191)
  • Марк II Катафлор (1191 — ?)
  • Евфимий II (до 1223)
  • Афанасий II (1224 — 1236)
  • Софроний III (1236 — ?)
  • Григорий I (упом. 1274 — 1291)
  • Софроний IV (1291 — ?)
  • Фаддей (1298)
  • Афанасий III (1303 — 1316)
    • Гавриил Врула
      (ок. 1309)
  • Григорий II (1316? — ранее 1340)
  • Лазарь (ранее 1340 — около 1342)
  • Арсений (упом. ноябрь 1344)
  • Герасим I (1344 — 1349)
  • Лазарь (октябрь 1349 — после 1368), второй раз
  • Арсений (1360 — 1370), второй раз
  • Дорофей I (ок. 1376 — 1417)
  • Феофил II (1417 — 1424)
  • Феофан I (1424 — 1431)
  • Иоаким (1431 — 1450)
  • Феофан II (1450 — 1452)
  • Афанасий IV (1452 — 1460)
  • Иаков II (ок. 1460; + 1482)
  • Авраам (1468)
  • Григорий III (1468 — 1493)
  • Марк III (1503)
  • Дорофей II (1491 — 1534)
  • Герман (1534 — 1579)
  • Софроний V (1579 — 1608)
  • Феофан III (1608 — 15 декабря 1644)
  • Паисий (23 марта 1645 — 2 декабря 1660)
  • Нектарий Критянин (9 апреля 1661 — 19 января 1669)
  • Досифей II (Нотара) (23 января 1669 — 7 февраля 1707)
  • Хрисанф (Нотара) (8 февраля 1707 — 7 февраля 1731)
  • Мелетий из Эноса (23 марта 1731 — 1737)
  • Парфений Афинянин (1737 — 17 октября 1766)
  • Ефрем II Афинянин (декабрь 1766 — 15 апреля 1770)
  • Софроний VI (17 апреля 1770 — 24 декабря 1774)
  • Авраамий (июнь 1775 — 1 ноября 1787)
  • Прокопий I (2 ноября 1787 — 23 октября 1788)
  • Анфим (24 октября 1788 — 10 ноября 1808)
  • Поликарп (10 ноября 1808 — 3 января 1827)
  • Афанасий V (15 января 1827 — 16 декабря 1844)
  • Кирилл II (1845 — 1872)
  • Прокопий II (1872 — 1875)
  • Иерофей (29 июня 1875 — 11 июня 1882)
  • Никодим (1883 — 1890)
  • Герасим II (Протопапас) (28 февраля 1891 — 9 февраля 1897)
    • Дамиан (Касатос) (февраль — июль 1897) местоблюститель, архиеп. Филадельфийский
  • Дамиан (Касатос) (15 августа 1897 — 14 августа 1931)
    • Келадион (14 августа 1931 — 1 октября 1934) местоблюститель, митр. Птолемаидский
    • Мелитон (1 октября 1934 — 22 июля 1935) местоблюститель, митр. Мадавонский
  • Тимофей (Фемелис) (22 июля 1935 — 31 декабря 1955)
    • Афинагор (Василиадис) (1955 — 1957) местоблюститель, митр. Севастийский
  • Венедикт (Пападопулос) (29 января 1957 — 11 декабря 1980)
    • Герман (Мамаладис) (1980 – 1981) местоблюститель, митр. Петрский
  • Диодор (Каривалис) (16 февраля 1981 — 19 декабря 2000)
    • Корнилий (Родусакис) (20 декабря 2000 — 13 августа 2001) местоблюститель, митр. Петрский
  • Ириней (Скопелитис) (13 августа 2001 — 6 мая 2005)
    • Корнилий (Родусакис) (30 мая — 22 августа 2005) местоблюститель, митр. Петрский
  • Феофил III (Яннопулос) (c 22 августа 2005)
  • Примечания[ | ]

    1. Митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Олег Корытко, протоиерей Валентин Васечко.
      История религий. — 2021. — С. 244.
    2. Πατριαρχείον Ἱεροσολύμων Архивная копия от 26 августа 2012 на Wayback Machine
    3. Первый патриарх-араб на Антиохийском престоле.
    4. Скобей Г. Н.
      Всеправославный собор // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 683—685. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
    5. 12
      Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. Vol. I. The History of Creeds. — Christian Classics Ethereal Library
      (неопр.)
      (недоступная ссылка). www.ccel.org. Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 14 ноября 2021 года.
    6. 123Ткаченко А. А., Попов И. Н., Панченко К. А., Лисовой Н. Н.
      Иерусалимская православная церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 446—500. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7.
    7. Патриаршие Епитропии — Иерусалимский Патриархат — Официальный сайт
    8. Патриарх Ириней покинул резиденцию / Новости / Патриархия.
    9. Протоиерей Василий Заев.
      Конспект по истории Поместных Православных Церквей. Иерусалимский Патриархат
      (неопр.)
      . azbuka.ru.
    10. Иерусалимский Патриархат создал комиссию помощи русскоязычным приходам в Израиле. NEWSru.com 11 апреля 2008 г.
    11. azbyka.ru современное состояние Иерусалимской Православной Церкви (неопр.)
      .
    12. ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — Древо (неопр.)
      . drevo-info.ru. Дата обращения: 9 ноября 2015.
    13. 12
      Совершено освящение храма Святогробского подворья в Никосии — Новости — Церковно-Научный
    14. «Самое главное — единство Церкви» // Православие.Ru
    15. Открытие храма экзархата Пресвятого Гроба Господня на Кипре.
    16. сайт подворья Иерусалимского патриархата в Москве (неопр.)
      .
    17. Архипастырский указ митр. Нью-Йоркского Филиппа (Салибы) от 7 августа 2008 года (неопр.)
      . Архивировано 7 января 2009 года.

    Святые и святыни

    Иерусалимская Церковь дала миру таких святых как архиепископ Кирилл Иерусалимский (+ 386) и патриарх Иувеналий Иерусалимский (+ ок. 458); епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350) Евфимий Великий (+ 473), Савва Освященный (+ 532) и многие другие.

    Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного.

    Современное положение Иерусалимской православной церкви

    Ка­но­ни­ческая тер­ри­то­рия И. п. ц. про­сти­ра­ет­ся на Из­ра­иль, Па­ле­стин­скую ав­то­но­мию, Иор­да­нию. Выс­шие ор­га­ны уп­рав­ле­ния И. п. ц. – По­ме­ст­ный со­бор и Свя­щен­ный Си­нод под пред­се­да­тель­ст­вом пред­стоя­те­ля И. п. ц. Бла­жен­ней­ше­го пат­риар­ха Свя­то­го гра­да Ие­ру­са­ли­ма и всея Па­ле­сти­ны [с 22.8.2005 97-м пред­стоя­те­лем И. п. ц. яв­ля­ет­ся Бла­жен­ней­ший пат­ри­арх Фео­фил III (Ян­но­пу­лос)]. Чле­нам Свя­щен­но­го Си­но­да при­над­ле­жит ис­клю­чит. пра­во из­бра­ния пред­стоя­те­ля Церк­ви. Спе­ци­фи­ка про­це­ду­ры из­бра­ния пред­стоя­те­ля И. п. ц. за­клю­ча­ет­ся в ре­ко­мен­да­тель­ном уча­стии в ней свет­ских вла­стей Из­раи­ля, Иор­да­нии, Па­ле­стин­ской ав­то­но­мии, имею­щих пра­во пре­до­став­ле­ния пат­ри­ар­ше­му ме­сто­блю­сти­те­лю ре­ко­мен­да­ций по кан­ди­да­ту­рам. Из чис­ла со­гла­со­ван­ных кан­ди­да­тур со­бор­но из­би­ра­ют­ся три, из ко­то­рых, в свою оче­редь, чле­на­ми Свя­щен­но­го Си­но­да тай­ным го­ло­со­ва­ни­ем из­би­ра­ет­ся пред­стоя­тель Церк­ви. С 1534 пат­ри­ар­ха­ми Ие­ру­са­лим­ски­ми яв­ля­ют­ся ис­клю­чи­тель­но гре­ки. По тра­ди­ции они же со­став­ля­ют по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во епи­ско­па­та и мо­на­ше­ст­вую­щих. Бе­лое ду­хо­вен­ст­во и ми­ря­не – в аб­со­лют­ном боль­шин­ст­ве ара­бы. По­это­му ли­тур­гия в мо­на­сты­рях со­вер­ша­ет­ся по-гре­че­ски, а в при­ход­ских церк­вах по-араб­ски. Ре­зи­ден­ция пред­стоя­те­ля И. п. ц. на­хо­дит­ся в Ие­ру­са­ли­ме; пат­ри­ар­шим хра­мом яв­ля­ет­ся храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва (Храм Гро­ба Гос­под­ня). По тра­ди­ции пред­стоя­тель И. п. ц. яв­ля­ет­ся гла­вой осо­бой мо­на­ше­ской ин­сти­ту­ции – Свя­то­г­роб­ско­го брат­ст­ва, ис­то­рия ко­то­ро­го на­ча­лась с дея­тель­но­сти уст­рои­те­лей па­ле­стин­ско­го мо­на­ше­ст­ва пре­по­доб­ных Ил­ла­рио­на и Ха­ри­то­на Ис­по­вед­ни­ка. В нач. 21 в. Свя­тог­роб­ское брат­ст­во (с ре­зи­ден­ци­ей в мо­на­сты­ре Свя­тых рав­но­апо­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны в Ие­ру­са­ли­ме) объ­е­ди­ня­ет под на­ча­лом пред­стоя­те­ля всю пол­но­ту свя­щен­ст­ва И. п. ц. Его осн. за­да­чи – ох­ра­не­ние чис­то­ты па­ле­стин­ско­го пра­во­сла­вия, по­пе­че­ние о Свя­тых мес­тах Па­ле­сти­ны, ру­ко­во­дство груп­па­ми па­лом­ни­ков во вре­мя их пре­бы­ва­ния в Свя­той зем­ле.

    И. п. ц. вклю­ча­ет сле­дую­щие епар­хии: Пто­ле­ма­ид­скую ми­тро­по­лию (ка­фед­ра в г. Ак­ка), На­за­рет­скую ми­тро­по­лию (ка­фед­ра в г. На­за­рет), Пат­ри­ар­шую епи­тро­пию в Ам­ма­не (Иор­да­ния), Пат­ри­ар­шую епи­тро­пию в Ир­би­де (Иор­да­ния). Ав­то­ном­ной ча­стью И. п. ц. яв­ля­ет­ся Си­най­ская ар­хи­епи­ско­пия с мо­на­сты­рём Св. вмц. Ека­те­ри­ны на го­ре Ка­те­рин (пред­стоя­тель но­сит ти­тул Вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­ней­ше­го Ар­хи­епи­ско­па Си­най­ско­го, Фа­ран­ско­го и Ра­иф­ско­го, с ре­зи­ден­ци­ей в г. Ка­ир). Круп­ней­ши­ми ду­хов­ны­ми и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми цен­тра­ми И. п. ц. яв­ля­ют­ся: Ке­са­рия, Дио­ке­са­рия, Пет­ра, Ски­фо­поль, Не­аполь, Вос­тры, Елев­фе­ру­поль, Ти­ве­рия, Ки­риа­ку­поль и др. В 20 в. об­ра­зо­вал­ся ряд при­хо­дов И. п. ц. в Аме­ри­ке. Епи­ско­пат И. п. ц. на­счи­ты­ва­ет 20 ар­хие­ре­ев. В её юрис­дик­ции на­хо­дят­ся 37 при­хо­дов в Иор­да­нии, 17 в Из­раи­ле и 11 в Па­ле­сти­не. Из 24 мо­на­сты­рей в юрис­дик­ции И. п. ц. 19 рас­по­ло­же­ны в Ста­ром го­ро­де Ие­ру­са­ли­ма. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми мо­на­сты­ря­ми яв­ля­ют­ся: мо­на­стырь Свя­то­го Гро­ба Гос­под­ня, Виф­ле­ем­ский (над пе­ще­рой Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва), Ио­ан­на Пред­те­чи (близ р. Иор­дан, на мес­те Кре­ще­ния Гос­под­ня), Лав­ра Св. Сав­вы Ос­вя­щен­но­го (с пре­бы­ваю­щи­ми в ней мо­ща­ми пре­по­доб­но­го). Чис­лен­ность па­ст­вы И. п. ц. со­став­ля­ет ок. 250 тыс. чел. (2005).

    В Иор­да­нии и Из­раи­ле дей­ст­ву­ют пра­во­слав­ные шко­лы, гим­на­зии, ли­цеи; в Ак­ка­бе – Пат­ри­ар­шая шко­ла. Изд-во И. п. ц. – са­мое ста­рое в Па­ле­сти­не (ос­но­ва­но в 1853). Из­да­ют­ся жур­на­лы: «Но­вый Си­он», «Го­лос Гос­по­день», «Го­лос Ие­ру­са­ли­ма».

    Из истории мы узнаем, что Иерусалим был основан первосвященником Мелхиседеком

    История этого святого места очень богата. Согласно преданию город Иерусалим был основан первосвященником и царем Мелхиседеком, который, принес сюда тело первого человека праотца Адама, и похоронил на горе Голгофа.


    Встреча первосвященника Иерусалима Мелхиседека и Авраама. Именно он после похоронил Авраама на горе Голгофе

    В 1004 году до Рождества Христова, царь Давид сделал Иерусалим центром Израильского государства. В конце XI — начале X веков город полностью формируется, и становится величайшим архитектурным строением того времени.

    7 чудес

    Храм Соломона является одним из чудес света

    Подтверждением этого служит хотя бы упоминание красоты и великолепия построенного Соломоном Иерусалимского храма, которое по праву считалось величайшим его делом.

    Храм Соломона называли в древности одним из 7 чудес света. Своим величием и грандиозными размерами он поражал очевидцев.


    Так выглядел первый храм или храм Соломона в Иерусалиме

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]