Иерусалимский храм Воскресения Христова (Гроба Господня) |
Иерусалимская Православная Церковь
(или
Иерусалимский Патриархат
), автокефальная поместная Церковь
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: Израиль, Иордания, Палестина, юг Синайского полуострова Египта
- Богослужебный язык: византийский греческий и арабский
- Календарь: юлианский
- Кафедральный собор: Воскресенский (Гроба Господня) в г. Иерусалиме (также в Иерусалиме находится патриаршая резиденция при Константино-Еленинском монастыре в Старом городе)
- Предстоятель: Феофил III, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины
- Место в диптихе: 4
- Состав: 26 архиереев; 4 епархии; более 50 священнослужителей (ок. 2005) [1]; 50 приходов (ок. 2005) [2]; 25 монастырей (ок. 2002) [3]; 1 высшая духовная школа; 400 тыс. членов (ок. 2005) [2]
Исторический очерк
Подробнее см. История Иерусалимской Православной Церкви
Историю Иерусалимской Православной Церкви можно разделить на четыре больших периода, из которых первый — древняя история (-638), второй — история Средних веков (638-1517), третий — новая история (1517-1856) и четвертый — новейшая история (1856- до наших дней).
Иерусалимская Православная Церковь была основана Самим Господом нашим Иисусом Христом и по праву может считаться Матерью всех христианских Церквей.
После вознесения Христа и сошествия Святого Духа апостолы отправились в мир проповедовать Евангелие, основывая новые христианские общины, новые Церкви. Иерусалимская община была возглавлена святым Иаковом, братом Господним, который и считается ее первым епископом.
С первых лет на Иерусалимскую Церковь обрушились гонения со стороны иудеев, даровавшие Иерусалимской Церкви первого пострадавшего за Христа мученика – архидиакона Стефана. История последующих двух веков для Иерусалимской Церкви была не столь приметной.
Усилиями Константина Великого и его святой матери императрицы Елены, посредством обретения Честного и Животворящего Креста Господня и воздвижения храмов на Святых Местах (326), Иерусалимская Церковь вступает в стадию длительного процветания вплоть до IV Вселенского Собора (451), на котором епископу Иерусалимскому был дарован титул Патриарха. В последующие двести лет характерной чертой жизни Иерусалимской Церкви являлся бурный расцвет монашества.
С покорением Палестины арабами (638) жизнь Иерусалимской Церкви меняется коренным образом: наступает долгий период великой скорби. Выпавшие на долю Иерусалимской Церкви несчастья на какое то время были прерваны приходом крестоносцев (1099), за которым, однако, последовал более печальный приход мамлюков (XIII- в.в.) – наиболее трагическое время всей истории Иерусалимской Церкви. Ненавидящие христианство мамлюки предприняли всевозможные попытки, чтобы уничтожить все, что имеет хоть какое-то отношение к христианству. После завоевания Палестины турками (1517) в истории Иерусалимской Церкви начинается более спокойный период.
С 1517 года и до наших дней история Иерусалимской Церкви по своей сущности сосредотачивается на паломничестве и борьбе за Святые Места с возведенными на них храмами. Неусыпным хранителем святынь выступает монашество. Притязания начались еще в XIV веке, когда прибывшие на Святую Землю монахи-францисканцы создали вместе с монофизитами различных национальностей несколько общин и выдвинули свои права на Святые Места. Позже здесь столкнулись все силы запада и востока. Католическая Церковь не могла смириться с мыслью о переходе Святых Мест православным (1634) и не прекращала своих притязаний вплоть до XIX века, пока этот вопрос не был решен окончательно конфирмацией Status Quo в Париже (1856) и Берлине (1878).
С этого момента в истории Иерусалимского Патриархата начинается новая эра. Монахи и дарители начали скупать землю, возводя на ней храмы и монастыри, отстраивая развалины и закладывая необходимую основу для нормального функционирования Патриархата.
Ныне монашествующее духовенство составляют почти исключительно греки, белое духовенство и миряне в подаляющем большинстве арабы, в последнее время добавилось также немало выходцев из бывшего СССР.
Литература[ | ]
- Barry, David Sheldon.
The Patriarchate of Jerusalem in the fifth and sixth centuries. — University of Wisconsin, 1976. - Dowling, Theodore Edward.
The Orthodox Greek Patriarchate of Jerusalem. — Society for promoting Christian knowledge, 1913. - Grillmeier, Aloys.
Christ in Christian Tradition: The Churches of Jerusalem and Antioch from 451 to 600 / Aloys Grillmeier, Theresia Hainthaler. — Oxford : Oxford University Press, 2013. — Vol. 2/3. - Hage, Wolfgang.
Das orientalische Christentum. — Stuttgart : Kohlhammer Verlag, 2007. — ISBN 9783170176683. - Peri, Oded.
Christianity Under Islam in Jerusalem: The Question of the Holy Sites in Early Ottoman Times. — BRILL, 2001. — ISBN 9004120424. - Speros Vryonis, «The history of the Greek patriarchate of Jerusalem as reflected in Codex Patriarchicus No. 428: 1517—1805», in: Byzantine and modern Greek studies, vol. 7 (1981), London: Basil Blackwell, pp. 29-53.
- А. А. Ткаченко, И. Н. Попов, К. А. Панченко, Н. Н. Лисовой.
Иерусалимская православная церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 446-500. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7. - Панченко К. А.
К истории Иерусалимской церкви XVI в. Несостоявшаяся арабская альтернатива греческой ксенократии или Когда и где начался Мелькитский Ренессанс // Православный Палестинский сборник. 2011. — № 107. — С. 271—284
Предстоятели
[4]
- сщмч. ап. Иаков, брат Господень (+ ок. 63)
- сщмч. ап. Симеон, сын Клеопы (+ 106/107)
- Иуст (106/108 — 110/113)
- свт. Закхей (нач. II в.)
- Товия
- Вениамин I
- Иоаким I
- Иоанн I
- св. Матфий
- Вениамин II, называемый Филиппом
- Сенека
- Иуст II
- Левий
- свт. Ефрем I
- Иосиф I
- Иуда Кириак (? — 134/135)
- сщмч. Марк I (134/135 — 156)
- Кассиан
- Пувлий
- Максим I
- Иулий или Иулиан
- Гаий I (ок. 160 — 163)
- Симмах
- Гаий II (ок. 165-168)
- Иулиан или Уалис
- Капитон
- Максим II
- Антонин
- Уалис
- Долихиан (? — 185)
- сщмч. Наркисс (185/197 — ок. 212) [5]
- Дий (211)
- Германий (211)
- Гордий (211)
- сщмч. Александр (213 — 251)
- Мазаван (251 — 260)
- Именей (260 — 298)
- Завда (298 — 300)
- Ермон (300 — 312/314)
- свт. Макарий I (312/314 — 333/334)
- свт. Максим III (333/334 — 348)
- свт. Кирилл I (350 — 386)
- свт. Иоанн II (386 — 417)
- Правлий (417 — 422)
- свт. Иувеналий (ок. 422 — ок. 458) в 449-451 — монофизит
- Феодосий, лжепатриарх-монофизит (452 — 453)
- Гавриил Врула
(ок. 1309)
- Дамиан (Касатос) (февраль — июль 1897) местоблюститель, архиеп. Филадельфийский
- Келадион (14 августа 1931 — 1 октября 1934) местоблюститель, митр. Птолемаидский
- Мелитон (1 октября 1934 — 22 июля 1935) местоблюститель, митр. Мадавонский
- Афинагор (Василиадис) (1955 — 1957) местоблюститель, митр. Севастийский
- Герман (Мамаладис) (1980 – 1981) местоблюститель, митр. Петрский
- Корнилий (Родусакис) (20 декабря 2000 — 13 августа 2001) местоблюститель, митр. Петрский
- Корнилий (Родусакис) (30 мая — 22 августа 2005) местоблюститель, митр. Петрский
Примечания[ | ]
- Митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Олег Корытко, протоиерей Валентин Васечко.
История религий. — 2021. — С. 244. - Πατριαρχείον Ἱεροσολύμων Архивная копия от 26 августа 2012 на Wayback Machine
- Первый патриарх-араб на Антиохийском престоле.
- Скобей Г. Н.
Всеправославный собор // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 683—685. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3. - ↑ 12
Creeds of Christendom, with a History and Critical notes. Vol. I. The History of Creeds. — Christian Classics Ethereal Library
(неопр.)
(недоступная ссылка). www.ccel.org. Дата обращения: 11 марта 2016. Архивировано 14 ноября 2021 года. - ↑ 123Ткаченко А. А., Попов И. Н., Панченко К. А., Лисовой Н. Н.
Иерусалимская православная церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 446—500. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-038-7. - Патриаршие Епитропии — Иерусалимский Патриархат — Официальный сайт
- Патриарх Ириней покинул резиденцию / Новости / Патриархия.
- Протоиерей Василий Заев.
Конспект по истории Поместных Православных Церквей. Иерусалимский Патриархат
(неопр.)
. azbuka.ru. - Иерусалимский Патриархат создал комиссию помощи русскоязычным приходам в Израиле. NEWSru.com 11 апреля 2008 г.
- azbyka.ru современное состояние Иерусалимской Православной Церкви (неопр.)
. - ИЕРУСАЛИМСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ — Древо (неопр.)
. drevo-info.ru. Дата обращения: 9 ноября 2015. - ↑ 12
Совершено освящение храма Святогробского подворья в Никосии — Новости — Церковно-Научный - «Самое главное — единство Церкви» // Православие.Ru
- Открытие храма экзархата Пресвятого Гроба Господня на Кипре.
- сайт подворья Иерусалимского патриархата в Москве (неопр.)
. - Архипастырский указ митр. Нью-Йоркского Филиппа (Салибы) от 7 августа 2008 года (неопр.)
. Архивировано 7 января 2009 года.
Святые и святыни
Иерусалимская Церковь дала миру таких святых как архиепископ Кирилл Иерусалимский (+ 386) и патриарх Иувеналий Иерусалимский (+ ок. 458); епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350) Евфимий Великий (+ 473), Савва Освященный (+ 532) и многие другие.
Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного.
Современное положение Иерусалимской православной церкви
Каноническая территория И. п. ц. простирается на Израиль, Палестинскую автономию, Иорданию. Высшие органы управления И. п. ц. – Поместный собор и Священный Синод под председательством предстоятеля И. п. ц. Блаженнейшего патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины [с 22.8.2005 97-м предстоятелем И. п. ц. является Блаженнейший патриарх Феофил III (Яннопулос)]. Членам Священного Синода принадлежит исключит. право избрания предстоятеля Церкви. Специфика процедуры избрания предстоятеля И. п. ц. заключается в рекомендательном участии в ней светских властей Израиля, Иордании, Палестинской автономии, имеющих право предоставления патриаршему местоблюстителю рекомендаций по кандидатурам. Из числа согласованных кандидатур соборно избираются три, из которых, в свою очередь, членами Священного Синода тайным голосованием избирается предстоятель Церкви. С 1534 патриархами Иерусалимскими являются исключительно греки. По традиции они же составляют подавляющее большинство епископата и монашествующих. Белое духовенство и миряне – в абсолютном большинстве арабы. Поэтому литургия в монастырях совершается по-гречески, а в приходских церквах по-арабски. Резиденция предстоятеля И. п. ц. находится в Иерусалиме; патриаршим храмом является храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня). По традиции предстоятель И. п. ц. является главой особой монашеской институции – Святогробского братства, история которого началась с деятельности устроителей палестинского монашества преподобных Иллариона и Харитона Исповедника. В нач. 21 в. Святогробское братство (с резиденцией в монастыре Святых равноапостольных Константина и Елены в Иерусалиме) объединяет под началом предстоятеля всю полноту священства И. п. ц. Его осн. задачи – охранение чистоты палестинского православия, попечение о Святых местах Палестины, руководство группами паломников во время их пребывания в Святой земле.
И. п. ц. включает следующие епархии: Птолемаидскую митрополию (кафедра в г. Акка), Назаретскую митрополию (кафедра в г. Назарет), Патриаршую епитропию в Аммане (Иордания), Патриаршую епитропию в Ирбиде (Иордания). Автономной частью И. п. ц. является Синайская архиепископия с монастырём Св. вмц. Екатерины на горе Катерин (предстоятель носит титул Высокопреосвященнейшего Архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского, с резиденцией в г. Каир). Крупнейшими духовными и административными центрами И. п. ц. являются: Кесария, Диокесария, Петра, Скифополь, Неаполь, Востры, Елевферуполь, Тиверия, Кириакуполь и др. В 20 в. образовался ряд приходов И. п. ц. в Америке. Епископат И. п. ц. насчитывает 20 архиереев. В её юрисдикции находятся 37 приходов в Иордании, 17 в Израиле и 11 в Палестине. Из 24 монастырей в юрисдикции И. п. ц. 19 расположены в Старом городе Иерусалима. Наиболее известными монастырями являются: монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский (над пещерой Рождества Христова), Иоанна Предтечи (близ р. Иордан, на месте Крещения Господня), Лавра Св. Саввы Освященного (с пребывающими в ней мощами преподобного). Численность паствы И. п. ц. составляет ок. 250 тыс. чел. (2005).
В Иордании и Израиле действуют православные школы, гимназии, лицеи; в Аккабе – Патриаршая школа. Изд-во И. п. ц. – самое старое в Палестине (основано в 1853). Издаются журналы: «Новый Сион», «Голос Господень», «Голос Иерусалима».
Из истории мы узнаем, что Иерусалим был основан первосвященником Мелхиседеком
История этого святого места очень богата. Согласно преданию город Иерусалим был основан первосвященником и царем Мелхиседеком, который, принес сюда тело первого человека праотца Адама, и похоронил на горе Голгофа.
Встреча первосвященника Иерусалима Мелхиседека и Авраама. Именно он после похоронил Авраама на горе Голгофе
В 1004 году до Рождества Христова, царь Давид сделал Иерусалим центром Израильского государства. В конце XI — начале X веков город полностью формируется, и становится величайшим архитектурным строением того времени.
7 чудес
Храм Соломона является одним из чудес света
Подтверждением этого служит хотя бы упоминание красоты и великолепия построенного Соломоном Иерусалимского храма, которое по праву считалось величайшим его делом.
Храм Соломона называли в древности одним из 7 чудес света. Своим величием и грандиозными размерами он поражал очевидцев.
Так выглядел первый храм или храм Соломона в Иерусалиме