В российском духовном центре в Париже будут ежедневно молиться за дружбу

Мiръ

Франция Иль-де-Франс Свято-Троицкий собор (Париж) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:48.86200000000000187583282240666449069976806640625,»lon»:2.300983000000000000540012479177676141262054443359375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6)\» title=\»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u041f\u0430\u0440\u0438\u0436)\»\u003E\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u041f\u0430\u0440\u0438\u0436)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0431\u044b\u043b \u043e\u0441\u0432\u044f\u0449\u0435\u043d \u0421\u0432\u044f\u0442\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c \u041f\u0430\u0442\u0440\u0438\u0430\u0440\u0445\u043e\u043c \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u043c \u0438 \u0432\u0441\u0435\u044f \u0420\u0443\u0441\u0438 \u041a\u0438\u0440\u0438\u043b\u043b\u043e\u043c 4 \u0434\u0435\u043a\u0430\u0431\u0440\u044f 2016 \u0433\u043e\u0434\u0430. \u0412\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432 \u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0441 \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u043e-\u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430.»,»title»:»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u0422\u0440\u043e\u0438\u0446\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 (\u041f\u0430\u0440\u0438\u0436)»,»link»:»»,»lat»:48.86200000000000187583282240666449069976806640625,»lon»:2.300983000000000000540012479177676141262054443359375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

48.862098; 2.300936

Франция, Париж, VII округ Парижа, набережная Бранли, 3

Иль-де-Франс

Франция

E-mail:

Кафедральный храм во имя Пресвятой Троицы

на набережной Бранли в Париже был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 4 декабря 2021 года. Входит в комплекс Русского духовно-культурного центра.

Русский духовно-культурный центр

— комплекс из четырёх зданий:

  • кафедрального собора Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви,
  • российско-французской начальной школы на 150 учеников,
  • выставочного центра,
  • здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями.

Центр расположен в VII округе Парижа на территории общей площадью 4,2 тыс. кв. метров, приобретённой Правительством России, в нескольких сотнях метров от Эйфелевой башни и в непосредственной близости от музея Бранли, Гран Пале и парижского музея современного искусства. Территория центра является частью посольства РФ во Франции и обладает в этой связи дипломатическим иммунитетом.

Проект центра разработан французским архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом. Официальное открытие состоялось 19 октября 2016 года.

Культурный центр в Париже

Один из прекраснейших культурных центров мира, Париж также стал духовной Меккой Европы. Христианство, иудаизм, ислам, буддизм – такие разные и, порой, противоречивые религии гармонично соседствуют на улицах самого романтичного мегаполиса.


Православный центр в Париже!

С недавних пор, среди множества храмов, разместился в столице Франции и православный духовно-культурный центр.

Церковь Успения Божьей Матери

Известна в России еще одна небольшая православная церковь в пригороде Парижа Сент-Женевьев-де-Буа. Ее построил архитектор Альберт Бенуа при русском кладбище. Фрески внутри храма выполнены самим архитектором и его женой.

Адрес: 8 rue Léo Lagrange, Sainte-Geneviève-des-Bois

Часы работы: суббота – с 17:00 до 19:00, воскресенье – с 10:00 до 19:00

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Русское кладбище в Париже: Сент-Женевьев-де-Буа

Начало истории

Решение построить Русский центр в Париже возникло у патриарха Алексия II. В один из своих визитов в мировую столицу романтики, Его Святейшество отметил, что количество православных парижан значительно увеличилось за последние годы. Прежний храм уже не мог вмещать столько прихожан, а значит, Первосвятитель должен был позаботиться о своей пастве.


Православный центр в Париже!

Безусловно, вопрос возведения нового святилища на территории чужого, пусть и дружественного государства, необходимо было решать на государственном уровне. Сразу после визита, Алексий II обратился с ходатайством к президентам обоих стран.

Так, заручившись одобрением глав России и Франции, Святейший патриарх инициировал процесс постройки современного православного храма в Париже.

Объединение или примерение

Выйдя из подчинения Московского Патриархата еще в 1927 году и войдя напрямую в подчинение Патриархата Константинопольского, до 2007 года РПЦЗ являлась полностью независимой от РПЦ организацией. При этом если большую часть XX века русская зарубежная церковь считала РПЦ пособником большевиков и агентом КГБ, то Московская Патриархия причисляла РПЦЗ к раскольникам. Однако после краха Советского Союза именно Москва первой начала делать шаги к объединению двух церквей. Наконец, в 2007 году соответствующее соглашение было подписано, и РПЦЗ вернулась в лоно РПЦ, но с особым статусом “самоуправляемой церкви”. То есть с формальной точки зрения РПЦЗ признает над собой власть Московского Патриархата, но с административной и во многом политической является организацией очень самостоятельной. Подобные статусы имеют, в числе прочих, Украинская и Молдавская православные церкви.

Как сказал один из клириков об объединении РПЦ и РПЦЗ, произошло не столько объединение, сколько “примирение” двух церквей. И наличие двух православных соборов в Париже лишний раз является тому подтверждением. Неслучайно сразу после объединения РПЦ и РПЦЗ представители Московского Патриархата заговорили о необходимости строительства нового русского собора в Париже под эгидой РПЦ в дополнение к уже существующему православному храму Александра Невского. И вот почти десятилетие спустя новая церковь увидела свет.

Структура комплекса

Центр православной культуры нельзя однозначно назвать пагодой для молитв. В планах духовенства было создание полноценного комплекса, где православные христиане могли позаботиться не только о бессмертной душе, но и своем культурном просвещении.

Так, на территории миссии расположились несколько корпусов: православный храм Святой Троицы, двуязычная российско-французская школа, выставочный центр и служебные пристройки для персонала.


Русский центр в Париже (фото)

Интересно, что здание русского духовно-культурного центра в Париже получило юридический статус неотъемлемой части Российского посольства, а значит, обладает теми же правами и привилегиями, что и официальное представительство.

Франция оказалась в юрисдикции Католической церкви после раскола Церквей в XI веке

Православие во Франции в современном виде появилось в XIX — XX веке, когда в эту страну из-за разных исторических событий устремился поток переселенцев из православных стран.

Если же вспомнить саму историю Франции, то можно отметить, что она до XI века, когда произошёл раскол Церквей, французские епархии входили в состав единой Христианской церкви. После того как раскол произошёл, вся территория этого государства оказалась в юрисдикции Католической церкви.


Мученичество святых Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II. 11 век

Крещение Франции состоялось в 496 году, при этом православие оказывало влияние на неё задолго до этой даты. Ещё до правления первого христианского короля Хлодвига в древней Галлии появились первые проповедники христианства.

Церковное предание говорит о том, что первым епископом Лютеции (Парижа) был грек Дионисий Ареопагит. Он принял мученическую смерть на холме Монмартр.

Многочисленные подвижники, святители и богословы, родившиеся на французской земле, до сих пор поминаются на Православном Востоке.

Поиск и приобретение земли

От задумки до первого заложенного камня прошло несколько лет. Первой проблемой, с которой столкнулись организаторы проекта, оказалось отсутствие подходящего участка земли на территории Парижа. Для епархии было важным, чтобы центр занял максимально выгодное расположение для православной диаспоры.


Русский центр в Париже (фото)

И вот, в 2009 году городской совет выставляет на продажу идеальный участок. Здание метеорологической станции, расположенное на центральной набережной Бранли, готовилось под снос. Безусловно, желающих заполучить лакомый кусочек на берегах Сены оказалось немало. Выгодное расположение в сердце французской столицы, соседствующие неподалеку Эйфелева башня, музей Примитивного искусства и дворец Альма делали такое приобретение выгодным капиталовложением для многих государств.

Чтобы избежать обвинений в предвзятости решения, французские власти объявили конкурс на приобретение земли в центральном округе Парижа. В финале аукциона главными потенциальными покупателями оказались Россия, Саудовская Аравия и Канада.


Духовный центр в Париже

Безусловно, на результаты торгов повлияли не только суммы, которыми оперировали представители трех государств. Не последнюю роль в принятии решения сыграли дружественные взаимоотношения между президентами России и Франции, а также желание укрепить духовные и исторические связи двух наций.

Так, в феврале 2010, по итогам проведенного тендера, получил одобрение проект «Открытие Русского духовно-культурного центра в Париже». У будущего комплекса для православных парижан теперь появился точный адрес: набережная Бранли, дом 1.

От цифр и масштабов грядущей работы голова идет кругом. 19 марта на берегу Сены на высоте в 37 метров (допустимый максимум по плану городской застройки) установят первый из пяти куполов будущего православного собора в Париже: 8 тонн, 12 метров в высоту и 11 метров в диаметре. Открытие здания намечено на октябрь этого года, а появление этого позолоченного мастодонта (производится бретонским предприятием Multiplast) становится своего рода напоминанием: многолетняя сага, в которой к архитектурным спорам примешивается геополитика, подходит к своему завершению, а Собор Святой Троицы обретает реальные очертания неподалеку от Эйфелевой башни. Там, на участке в 8 тысяч 400 квадратных метров, где некогда находилось здание Météo France, появится «русский духовно-культурный центр», который помимо церкви будет включать в себя языковую школу, приход и культурный центр. У высоких заграждений и строительной техники Bouygues соберутся несколько официальных лиц, чтобы проследить за установкой и освящением. Францию будет представлять госсекретарь по связям с парламентом Жан-Мари Ле Ган (Jean-Marie Le Guen). Россию — посол Александр Орлов, епископ Нестор (он встанет во главе собора), вице-премьер Сергей Приходько и управляющий делами президента России Александр Колпаков. Поддержка Саркози Их присутствие является важным сигналом. С самого начала проекта Кремль не жалел сил, чтобы заполучить «свой» собор. Прежде всего, это касается денег: российское государство заплатило 170 миллионов евро. Однако преодолеть препятствия помогло в первую очередь вовлеченность политиков. С российской стороны утверждают, что мысль о строительстве новой церкви в Париже пришла в голову покойному патриарху Алексию II (скончался в 2008 году) во время визита во Францию осенью 2007 года, первого с момента церковного раскола 1054 года. Проект был «хорошо принят» президентом Николя Саркози, как утверждает епископ Нестор, самый высокопоставленный представитель Московского патриархата во Франции. Хотя во время президентской кампании Саркози позволил себе ряд весьма жестких заявлений в адрес России, впоследствии он перешел в лагерь ее активных сторонников. «Проект курировали из Елисейского дворца, — вспоминает один французский дипломат. — Чувствовалось, что президенту очень хотелось угодить русским». «Это была реальная политика, та же самая, что подтолкнула Францию продать корабли «Мистраль» после войны в Грузии, — добавляет Жан де Буазю (Jean de Boishue), занимавший в то время пост советника премьера Франсуа Фийона (еще один убежденный русофил). — «За» были очень многие, в частности в правых и деловых кругах». Рычаги влияния и лобби в Париже Этот вопрос не раз выходил на первый план в отношениях Кремля с Елисейским дворцом. В Москве его реализацию поручили управляющему делами президента и его верному соратнику Владимиру Кожину. Российская сторона также воспользовалась рычагами влияния и лоббистами в Париже вроде компании ESL & Network и князя Александра Трубецкого, который позднее оказался вместе с Жаном де Буазю в жюри архитектурного конкурса. Наряду с поддержкой Елисейского дворца все это сыграло решающую роль в процессе получения земли на набережной Бранли, на которую также претендовали Саудовская Аравия и Канада. Окончательно все было решено в 2010 году по постановлению земельного ведомства. Но почему же Россия так торопилась? Свою роль, разумеется, сыграла теснота Храма Трех Святителей на улице Петель в 15-м округе Парижа. Но главным стало стремление привлечь к себе внимание. «Этот комплекс должен стать символом исторической, культурной и духовной близости двух наших народов», — утверждает посол Александр Орлов, подчеркивая «многофункциональный» характер центра и в частности школу на 150 учеников. По словам епископа Нестора, речь идет в первую очередь о «культурном» проекте. «Святая Русь» всегда использовалась как инструмент влияния за границей, — говорит философ Мишель Эльчанинофф (Michel Eltchaninoff), автор книги «В голове Владимира Путина». — Это исполненное влечения и силы послание. Послание государства, которое не боится заявить о приверженности своим христианским корням в столице светской страны, ослабленной, как считается, мультикультурализмом и духовной амнезией». Кроме того, проект на набережной Бранли перекликается с малозаметной, но от этого не менее ожесточенной борьбой за храмы русских эмигрантов, которая развернулась во Франции с середины 2000-х годов. Несколько церквей потомков бежавших из России «белых», которые находились в ведомстве Константинопольского патриархата, вновь перешли к Московскому, либо по решению священников, либо юридическим путем. Так было с православным собором Ниццы, кладбище которого все еще остается предметом жарких баталий. В Париже попытка заполучить храм на улице Дарю натолкнулась на противодействие части верующих. Как отмечает Мишель Эльчанинофф, решение построить новый собор стало ответом и на этот «полупровал». «Президент повел себя наивно или легкомысленно, — говорит занимавшийся вопросом дипломат. — В идее строительства новой церкви не было ничего абсурдного, однако всем хотелось избежать задних мыслей России до того, как дать карт-бланш на возведение центра, который неизбежно станет воплощением восстановления мощи России и символом Парижа». Церковь «Святого Владимира» Что удивительно, в другом вопросе французская сторона проявила необычайную бдительность. Центральное управление внутренней безопасности (DCRI) и Генеральное управление внешней безопасности (DGSE) сообщили в 2011 году в соответствующие министерства о возможной установке Россией аппаратуры по перехвату электромагнитных волн. Опасения были связаны с тем, что объект на набережной Бранли находится неподалеку от помещений генерального секретариата президента Франции, дипломатического советника президента и начальника его штаба. Спецслужбы рекомендовали установить в зоне системы создания помех, чтобы сохранить секретность связи. По нашим сведениям, их требования удовлетворили. Казалось бы, все препятствия на пути церкви «Святого Владимира», как ее тогда иронично прозвал министр культуры Фредерик Миттеран, были сняты. Однако затем началась новая, архитектурная глава в саге культурного центра. 444 архитектора Под здание была выделена территория из очерченного ЮНЕСКО периметра. И ему, без сомнения, суждено стать одной из местных достопримечательностей. Поэтому действовать нужно было осторожно. Через полгода после приобретения земли Россия запустила конкурс проектов. В техническом задании отмечалось, что здание должно не носить «карикатурный» или «намеренно несовременный» характер и соблюдать каноны «православной церкви с одним-пятью куполами, которые видно с Сены и ее правого берега». На призыв откликнулись целых 444 архитектора. В конечном итоге были отобраны десять, в том числе французы Жан-Мишель Вильмотт (Jean-Michel Wilmotte), Фредерик Борель (Frédéric Borel) и Рюди Риксиотти (Rudy Ricciotti). В жюри вошли представители российской церкви и государства, а также французского правительства, парижской мэрии, архитектурных и градостроительных кругов. В том числе и ассоциации SOS Paris, которой удалось побороть не один современный проект в центре столицы, в частности «Самаритянку» Бернара Арно. Решение жюри было вынесено в марте 2011 года. Победителем назвали проект испанца российского происхождения Мануэля Нуньеса-Яновского: церковь классического образца с огромным стеклянным ярусом под названием «Покров Богородицы». Но ему было не суждено воплотиться в действительности. Незадолго до президентских выборов 2012 года мэр-социалист Бертран Деланоэ (Bertrand Delanoë) выразил «категорическое несогласие» с проектом и заявил, что его «пасторальная архитектура» тут совершенно не к месту. Лобовая атака принесла плоды. 28 сентября было принято сразу два решения «против»: главным французским архитектором и региональным управлением по вопросам культуры. 26 марта 2013 года российская сторона (как сообщает источник, она изначально опасалась подобных проблем) расторгла контракт. В итоге ей был выбран компромиссный вариант: занявший второе место на конкурсе знаток России Жан-Мишель Вильмотт стал ниспосланным свыше спасителем. Тем временем на смену Николя Саркози пришел Франсуа Олланд. Еще в 2013 году президент заверил Владимира Путина в том, что проект будет продвигаться вперед без задержек. Была сформирована рабочая группа во главе с Владимиром Кожиным и заместителем госсекретаря Николя Ревелем. Она собиралась по меньшей мере трижды, чтобы сгладить последние шероховатости. Жан-Мишель Вильмотт понял суть: «Нужна православная церковь в Париже, а не в Санкт-Петербурге. Поэтому ей захотели добавить «парижскости». Вильмотт предложил «монолитное и очень спокойное здание», которое перекликается с суровым на вид Успенским собором, шедевром московского зодчества, где традиционно короновали царей. Российская и французская сторона приветствовали «мудрое и подходящее всем решение». Требование прекратить работы То есть, сага собора на набережной Бранли получит гармоничное завершение? Не совсем. Над проектом все еще висит другая, на этот раз судебная угроза. В июне 2015 года французские правоохранительные органы «заморозили» участок в рамках дела российской нефтекомпании ЮКОС, которую расформировали после осуждения ее владельца Михаила Ходоровского. Гаагский суд обязал Россию выплатить бывшим акционерам 45 миллиардов евро. В ответ на нежелание Москвы платить они добились заморозки российского имущества в нескольких странах. Акционеры ЮКОСа требуют остановить строительные работы. Слушания в парижском суде назначены на 17 марта. Хотя российской стороне беспокоиться не о чем. На набережной Бранли должна разместиться культурная служба посольства, что дает всему комплексу дипломатический иммунитет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Секреты и тайны будущего комплекса

Когда дело приобретает государственную важность, не обходится без закулисных интриг. На этот раз «тайны мадридского двора» коснулись такого, казалось богоугодного, дела.

Надо признать, не все были уверенны в том, что Русский православный духовно-культурный центр сможет принять. Некоторые члены городской коммуны открыто выступали против возведения комплекса, мотивируя свой протест тем, что новое архитектурное сооружение не впишется в исторический облик столицы.


Духовный центр в Париже

Ходят слухи, что, для урегулирования этого вопроса, российским спецслужбам пришлось развернуть операцию «Собор». Как спецагенты убеждали французские власти в правильности принятого решения мы вряд ли узнаем. Очевидно лишь, что, в результате секретной операции, чиновникам удалось прийти к взаимному соглашению.

Еще одним поводом для слухов стала сумма, которую инвестировала Россия в покупку парижской земли. Так как финансовые результаты тендерного соглашения остались тайной для общественности, местные СМИ имели возможность вдоволь пофантазировать на эту тему. По разным оценкам, влиятельные издания Франции публиковали суммы от 60 до 170 млн. евро.

Русская архитектура французского архитектора

В архитектурном плане храм представляет смешение классического русского церковного зодчества и духа современной архитектуры. Не всем этот гибрид пришёлся по душе, зато комплекс идеально вписался в историческую застройку города.

Здание собора, построенного из светлого бургундского известняка, венчают пять куполов. Самый большой символизирует Христа, четыре поменьше — евангелистов Луку, Марка, Иоанна и Матфея. Архитектор Вильмотт в интервью газете «Коммерсант» признается, что самым сложным было найти верный рисунок луковицы, чтобы храм прочитывался не как византийский, а как русский.

Купола-луковицы изготовлены в Бретани из композитных материалов по технологии, применяемой в аэрокосмической отрасли — они необычайно лёгкие и прочные. 90 000 тончайших пластин сусального золота наносились вручную в течение трёх месяцев. Купола не блестят и не сверкают, а нежно сияют деликатной матовостью.

Конкурс на лучший архитектурный проект

Когда первые трудности миновали, наступил период, так сказать, приятных хлопот: формирование оценочного жюри и организация конкурса на проектирование строительства.


Проект Жана-Мишеля Вильмотта!

В тендере принимали участие более 400 архитекторов. Каждый из участников понимал, имя победителя навсегда войдет в историю российско-французских отношений.

Как высказались позднее члены жюри, первый тур конкурса стал ошеломляющим. К рассмотрению было принято 109 проектов, соответствующих всем требованиям комиссии. Предстояла большая работа.

Каждый проект по возведению православного храма был по-своему интересен. Российские архитекторы видели будущее Святой церкви в классическом для православия стиле. В то время как Русский духовно-культурный центр Париж ожидал увидеть более современным, соответствующим основной архитектурной идее города. Новаторские взгляды франков приобретали, порой, замысловатые формы, например, храм «завернутый в бумагу» или в виде горящей свечи.


Духовный центр проект!

После длительных перипетий, споров и сомнений, оценочное жюри выбрало несколько, на их взгляд, самых интересных предложений. Тройку лидеров составили французский архитектор, Фредерик Борель, конструктор городских интерьеров, француз Жан-Мишель Вильмотт и архитектор-урбанист из Испании, Мануэль Нуньес-Яновский.

В результате, главным планом для строительства православного центра стал замысел Жан-Мишеля Вильмотта. Но об этом позже.

Памятник погибшим за свободу Франции

Новый храм станет памятником россиянам, отдавшим жизнь за свободу Франции. Сто лет назад, в разгар судьбоносного для Франции сражения Первой мировой войны битвы под Верденом, на помощь Парижу пришла Россия. В марте 1916 года русская армия начала наступление на Восточном фронте. Нарочская операция, в которой Россия потеряла убитыми и ранеными 78 тыс. человек, помогла ослабить натиск на Францию. Германии пришлось срочно перебросить на русский фронт дивизии из Восточной Пруссии и Бельгии, которые она планировала задействовать под Верденом.

Месяцем позже в Марсель после 70-дневного морского перехода с Дальнего Востока прибыла первая бригада Русского экспедиционного корпуса, отправленного по просьбе Франции для участия в боевых действиях на Западном фронте. «Наши солдаты пришли на помощь союзнику, — отметил Александр Орлов. — Они погибли за свободу Франции».

После Февральской революции 1917 года в России соединение расформировали, но сотни добровольцев продолжили службу в войсках Франции. «Своей доблестью русские солдаты заслужили звание «Легиона чести», — отметил французский историк Жан-Пьер Арриньон.

Трудности проекта

Мануэль Нуньес Яновский!
На самом деле, архитекторов в истории создания духовного комплекса было два. В марте 2011, по результатам конкурса, пальму лидерства получил Мануэль Нуньес-Яновский. Его замысел основывался на идеях постмодерна – соединения несоединимого. Предполагалось воздвижение храма, с классической, православной основой, покрытой стеклянным покровом и куполами. Вся прозрачная часть сооружения, в ночное время суток, должна была освещаться золотистым светом.

Дерзкий проект испанского архитектора вызвал целый шквал эмоций. Кто-то называл его «сочетанием православных традиций и современности». Другие шутили, что Нуньес-Яновский пытается воплотить в жизнь Сказку о царе Салтане, А.С. Пушкина.

Помните, как там у автора?

«Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами да садами»

Нашлись у проекта и ярые противники. Бертран Деланоэ, тогдашний градоначальник Парижа, стал утверждать, что проект Нуньес-Яновского не впишется в архитектурное окружение всего района и неминуемо испортит пейзаж на набережной Бранли.


Русский духовно-культурный центр

Сопротивление городских властей было настолько сильным, что вопрос коснулся не только исторических традиций, но и безопасности города. Вызывающему плану испанского архитектора приписывали даже политические мотивы. Идея построить православный центр в Париже стала камнем преткновения и для Западноевропейского экзархата русских народов.

Не дожидаясь, когда проблема перерастет в международный скандал, правительство России разорвало контракт с Мануэлем Нуньес-Яновским. Так, пальма лидерства перешла ко второму финалисту конкурса — Жан-Мишелю Вильмотту.

Что такое РПЦЗ?

Появление в 20-х гг. XX века РПЦЗ — Русской Православной церкви заграницей — было прямым следствием Октябрьской революции и Гражданской войны: РПЦЗ создавали русские эмигранты-священники для русских эмигрантов-прихожан.

На протяжении десятилетий по всему миру от США до Австралии РПЦЗ не только сохраняла православные традиции еще дореволюционной России, но и играла объединяющую роль для многих поколений русских эмигрантов: открывала русскоязычные школы, печатала книги и периодические издания, просто являлась центром притяжения на русскоязычных эмигрантов. И это до сих пор очень чувствуется при посещении старого Собора на улице Daru. Сюда приходили и приходят не только помолиться, но и обменяться новостями, найти работу в русскоязычной среде (во дворике с давних пор есть популярная доска объявлений), на соседних с собором улицах обосновались рестораны русской кухни.

Вместе с тем РПЦЗ долгое время старалась жить, как будто революции и советской власти не существовало вовсе, а царь рано или поздно вернется на российский престол. Любое изменение старых порядков, обрядов и традиций считалось неприемлемым, и наверняка такая консервативность многих отдалила от зарубежной православной церкви, особенно в последние десятилетия.

От мечты к очевидной реальности

Jean-Michel Wilmotte (Жан-Мишель Вильмотт)
Весной 2013 Жан-Мишель взялся за разработку нового плана для строительства Русского православного культурного центра. На этот раз архитектор внимательно изучил ошибки, допущенные своим предшественником, и принял во внимание рекомендации и пожелания городских властей. Однако главным консультантом в проектировании нового комплекса стал для архитектора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В результате такого единогласного сотрудничества, градостроитель смог разработать план, удовлетворяющий как российский Патриархат, так и парижское ведомство.

В декабре глава городского департамента одобрил чертежи и подписал разрешение на застройку.

В апреле 2015 года, буквально в километре от Эйфелевой башни, прошла церемония закладки священного камня для храма Пресвятой Троицы. На торжественное мероприятие собрался весь православный бомонд, во главе с епископом Корсунской епархии, Нестором. Идея построить российский духовно-культурный православный центр в Париже перестала быть просто мечтой.

Собор Святого Стефана

Греческий храм был освящен в 1895 году и сейчас считается историческим памятником византийского стиля. Этот собор не имеет отношения к русской православной церкви и относится к галльской митрополии, то есть православной церкви Франции.

Именно здесь в 1962 году венчались Эдит Пиаф и ее второй муж Тео Сарапо. Чтобы выйти за муж за грека, певица приняла православие.

В этом соборе отпевали Марию Каллас. Прах оперной дивы покоится на кладбище Пер-Лашез.

Адрес: 7 Rue Georges Bizet, 16 округ

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Пер-Лашез: могилы известных людей

Главное событие Парижа осенью 2016

Официальное открытие Русского православного центра в Париже пришлось на октябрь 2021. Как и ожидалось, гостей, желающих присоединиться к торжественному событию, оказалось немало. На праздник съехались представители духовенства, послы и уполномоченные делегаты, политики и министры, общественные деятели, потомки русской эмиграции и православные прихожане, представители международной прессы.


Открытие Духовного Центра в Париже!

Кажется, это один из немногих случаев, когда новое сооружение стало не просто центром мирового и общественного внимания, а поводом собрать под своей крышей людей самых разных вероисповеданий, политических убеждений и исторических взглядов.

Несмотря на многочисленные препятствия, церковь Святой Троицы и Русский православный духовный центр в Париже гармонично вписался в общее архитектурное настроение столицы. Появление нового сооружения на левом берегу Сены стало еще одним преимуществом в городе религиозных ценностей.


Открытие Духовного Центра в Париже!

Православные французы получили новый приход и возможность поддерживать культурные традиции христианства, а городские власти – еще один исторически значимый объект.

Расположенный в самом эпицентре туристического маршрута, православный комплекс стал новой жемчужиной культурной столицы Европы.

Русский православный собор Александра Невского

А что же собор Александра Невского на улице Daru близ Триумфальной арки? Какова его роль на православной карте французской столицы?

На протяжении полутора веков он символизировал русский православный мир во Франции. Православный храм, построенный ещё при Александре II по проекту Романа Кузьмина в русско-византийском стиле, стал важнейшим центром притяжения для многих тысяч русских эмигрантов, оказавшихся в Париже до и после революции.

Здесь венчались Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, а свидетелями были Сергей Дягилев и Гийом Аполлинер. Здесь отпевали Ивана Тургенева, Василия Кандинского, Ивана Бунина, Фёдора Шаляпина, Булата Окуджаву. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская обвенчали в соборе дочь Елену.

Собор Александра Невского вышел из подчинения Московской Патриархии в 1931 году, с тех самых пор он относится к Константинопольскому Патриархату и подчиняется РПЦЗ. Именно поэтому на воскресных службах здесь так много потомков “белой эмиграции”. По-русски они говорят с сильным французский акцентом, но православным традициям, как они их понимают, не изменяют. Поэтому вряд они когда-либо составят компанию прихожанам нового Собора. Зато если собор Александра Невского — несомненно важнейший исторический памятник Парижа и все еще живое место эмигрантской жизни русскоязычных православных парижан, то новому собору Святой Троицы только предстоит таковым стать.

Современно православие во Франции чрезвычайно разнообразно

Церковь в Париже и во всей Франции находится на неканонической территории. Поэтому здесь имеется сосуществование большого числа церковных юрисдикций.

Данное обстоятельство связанно как с тем, что православные в стране происходят из разных государств. Кроме того, существенное влияние на процесс развития православия повлияла история двадцатого века.

Православная церковь во Франции находится на неканонической территории.


Ассамблея православных епископов Франции. Встреча религий за мир. Париж, Трокадеро. 27.10.2011 год. Ассамблея православных епископов Франции представляет Православную Церковь во Франции

На сегодняшний день, как в самом Париже, так и в других городах Франции представлены следующие Патриархаты:

  • Константинопольский;
  • Антиохийский;
  • Сербский;
  • Румынский;
  • Болгарский.

Отдельно стоит отметить грузинскую общину. Она представлена в Париже только одним приходом. Этот приход единственный, находящийся вне территории Грузии. Починяется он Константинопольскому патриархату.

Московский патриархат во Франции в наше время представлен Корсунской епархией. Она оформляет прихожан, относящихся к ней. Кроме того, епархия организовывает жизнь приходов, подчиняющихся патриархии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]