Плачущая в Париже икона Божией Матери — копия великой русской святыни (ФОТО)
Суздаль, 4 марта 2015 г.
«Православная икона Божией Матери византийского периода, которую турецкая семья обрела в Антакье и привезла с собой в Париж (хотя они и мусульмане), начала источать слезы», — пишет греческий портал Romfea. Как рассказывают сами Альдидароглу, эту икону им подарил православный монах-грек из Ливии в 2006 году. Помолиться чудотворному образу едут люди из разных стран. Узнали о нем и в России…
Но одного взгляда на фотографию чудесного образа было достаточно, чтобы сразу узнать: это копия великой святыни Покровского монастыря города Суздаля! Именно копия, не список. Список невозможно сделать полностью похожим на образец, как фотографию.
Икона Божией Матери, плачущая в Париже
Дело в том, что иконография этой иконы совершенно уникальна. По ошибке ее некоторое время называли Грузинской из-за распахнутого на груди мафория, открывающего уголок туники Божией Матери. Она отличается от традиционной иконографии Одигитрии положением правой руки Богородицы: лежит на ножках Богомладенца, как на иконе «Богоматери Римской» или иконе «Млекопитательницы». Отличается позой Младенца, Его одеждами. И самое, казалось бы, неприметное отличие — благословляющая правая рука Младенца. Она полностью совпадает с каймой мафория! Богомладенец как бы сокрывает Себя, а являет нам Матерь Свою. Иконописец не повторил бы этого. Повторила это какая-то фототехнология. Поверх этой копии написаны глаза. Но об этом позже.
Сама святыня хранится в Третьяковской галерее, датируется шестидесятыми годами XIV века. В описи суздальского Покровского женского монастыря 1597 года подробно описывается драгоценный убор к этой храмовой иконе «Пречистыя Богородицы», состоящий из 225 предметов — все они принесены в благодарность за совершенное чудо.
Икона из суздальского Покровского женского монастыря
По преданию, именно перед этой иконой молилась кроткая царица Анастасия Романовна о рождении наследника. И родила одного за другим трех сыновей. В 1552 г., перед походом на Казань, царь Иоанн Грозный, отслужив молебен в Покровском суздальском монастыре, услышал слова игуменьи Василисы, тихо сказанные ему вслед: «Вернешься царем Казанским».
Он обернулся и пообещал вложить в монастырь самый любимый свой образ, если сбудутся слова игуменьи. Взяв Казань в Покров, царь «на возвратном пути» исполнил обещание, позаботившись лично об украшении иконы, и привесив к венцу Царицы Небесной золотые с жемчугом, бирюзой и сердоликами серьги казанской царицы.
Анастасия Романовна в благодарность за рождение сына вышивает подвесную пелену и убрусы. Следующая жена Ивана Грозного — Мария Темрюковна — благодарит икону жемчужным ожерельем тончайшей работы. Юная царица, 18-летняя супруга царя Василия Шуйского, похоронившая первую дочь, пострижена в Покровский монастырь вместе с новорожденной дочерью, вскоре тоже отошедшей. О чем молилась она, как утешала ее Божия Матерь, знает только один молчаливый свидетель — царицын золотой сканый крест на груди у Царицы Небесной.
Покровский монастырь, ставший местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Василия III Соломония Сабурова (святая София Суздальская), одна из супруг Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Лопухина… становится местом паломничества к чудотворной иконе, местом утешения.. К 1910 году, как мы видим на фотографии, сделанной В.Георгиевским, лик на иконе Богородицы становится практически невидим. А в 1920 году один из выдающихся реставраторов своего времени, любимец святого патриарха Тихона — Г.О.Чириков, бережно раскрывает икону от потемневшей олифы и записи XVII века. Напомню, что драгоценный убор иконы не давал возможности прикладываться к ней. Ее лик не мог быть «выцелован», как выцелованы изображения святых на иконе Покрова из этого монастыря. Прикладывались к подвесной пелене. Но на иконе глаза практически не видны. Видны зрачки. А глаза выплаканы. Вот почему она утешала и утешает. И в Париже Матерь Божия снова плачет.
Религиозные тайны ароматического масла
Специальные эфирные масла, изготовляемые по старинным технологиям, нашли применение в обрядах христианской религии довольно давно. Ароматные жидкие субстанции, обязательно освящаемые в храмах, во все времена широко использовались в обрядах миропомазания человека, освящения религиозных строений, дворцов правителей государств, особенно алтарей и престолов. К этим ароматическим маслам применяли специальный термин «миро», пришедший в обиход из дуэта 2-х языков: старославянского и древнегреческого.
Каково же было удивление верующих, когда миру впервые явилось чудо – капли маслянистой жидкости самопроизвольно стали появляться на некоторых иконах, мощах святых, религиозных статуях. Казалось, что тягучие шарики смолы, струйки, капли крови или прозрачные следы росы, обладающие по поверьям лечебными и очищающими свойствами, посланы на Землю самим небом.
Приметы мироточения
Чудо совершенно не вписывается в мировоззрение, которое подают народу научные работники. Глубоким и многочисленным грешникам невозможно понять этот мистический процесс, ведь они рассматривают его, опираясь на ограниченность способности различения. Бессильна обыкновенная логика, когда речь идет о божественном промысле, поэтому православный народ и обращается к вере, способной привести душу в безмятежное состояние.
Интересно! На проявление феномена не оказывает влияния ни возраст реликвии, ни уровень профессионализма при создании, ни место расположения. Елей выделяют старинные и новосозданные лики, написанные с использованием масляных красок, металлические, напечатанные в типографии, даже фрески.
В ходе истории сложились особые приметы:
- Светлые слезы священных полотен знаменуют положительные перемены, а темные (или кровяные) — дурные события.
- Маслянистое миро, образованное в форме небольших капель (росы), говорит о добром будущем.
- Обильное истечение благоухающей жидкости предвещает хорошие новости.
- Если икона плачет в стенах Божьего дома — значит, наступят лучшие времена для церкви и её прихожан, если это происходит дома — состоится важное для семьи событие, исцеление. Когда мирянин увидел чудо в своей квартире, следует обратиться за советом к священнику, пригласить батюшку в дом, чтобы тот засвидетельствовал факт. Необходимо с должной серьезностью отнестись к выделению благоухающего масла и ждать благих перемен.
Истекающее из иконы миро обладает уникальными целебными свойствами
Научное сообщество не в силах дать ответ на вопрос о самой сути процесса выделения благоухающего миро из церковных полотен. Ученые принимали в расчет практически все внешние физические обстоятельства, которые потенциально могли стать причиной этого таинственного явления. Исследовательская экспертиза обращала внимание на лампадные масла, находящиеся рядом с «плачущим» ликом, масляные следы, оставленные от прикосновения и целования прихожан и т.п.
Известны случаи, когда миро текло вверх или поперек, нарушая естественные законы физики.
Как иконы могут плакать?
Плачущая икона совсем не означает, что будут течь из глаз образа слезы, правильнее всего говорить о том, что начинает выделяться специальное масло, которое называется миро, но не стоит это масло путать с другим, которое готовится священниками и применяется для проведения православных обрядов.
Очень редко на иконах начинает появляться масло, которое не имеет ничего общего с маслом, которое применяется для миропомазания. Слезы иконы могут быть разными по своей консистенции, например, масло, может быть густым или жидким.
Почему мироточит икона кровью?
Иконы и образы не плачут кровью в буквальном смысле. Если процесс мироточения не подделан искусственно (т.е. в иконе нет специальных дырочек, выпускающих влагу или масло) то, скорее всего, миро смешано с краской, что был нарисован образ, которая в своем смешанном состоянии имеет коричневатый оттенок.
ВАЖНО: С точки зрения эзотерики, такое явления может расцениваться, как примета. Предупреждающая о событиях в будущем (чаще всего плохих: война, потери, споры, гибель, болезни).
Почему иконы плачут кровью?
Исторические случаи и интересные факты про мироточащие иконы
Впервые плачущая икона была замечена в Великом Устюге. Здесь проживал юродивый по имени Прокопий, который имел особый дар предвидения. Прокопий призывал людей покаяться, либо в противном случае они все погибнут. Никто не воспринял слова Прокопия всерьез, и вот однажды над городом появилась черная туча, которая накрыла весь город. Люди в испуге кинулись молиться возле иконы в церкви, которая тут же начала источать миро. Прихожане его собирали в сосуды, а потом мазались и благодарили Бога, за то, что он простил им их прегрешения.
Позднее снова случилось чудо, и уже в 1953 году в Сицилии замироточила икона Девы Марии с младенцем на руках. Вокруг этого случая было слишком много споров, но ученые захотели проверить подлинность слез. И когда они взяли жидкость на анализы, то убедились, что она является настоящими человеческими слезами по составу.
Еще одна чудотворная плачущая икона — это «Возложение тернового венца на голову Спасителя». Эта икона находится в храме Гроба Господня. Выделяться миро на образе стало еще в 1572 году. В тот год по иконе постоянно стекали струйки благовонного масла, которые чем-то напоминали кровь, и это было знамением перед страшной трагедией, которая случилась во Франции. Позже это событие стало известно под названием Варфоломеевская ночь.
К чему мироточат, плачут иконы в церкви, дома: народные приметы
Толкования примет:
- Икона «плачет» — знак, который предвещает вам перемены в будущем, если «слезы» светлые – они будут хорошими, если темные – плохими.
- Икона покрылась «росой» — хороший знак, который говорит вам, что все будет хорошо.
- Икона обильно мироточит – хороший знак, о приближающихся благоприятных событиях.
- Икона мироточит в церкви – благоприятный знак для церкви, города, прихожан.
- Икона мироточит дома – в семье случится хорошее событие
Мнение учёных и скептиков
Анализ сведений о чудесах нового появления маслянистых благовоний всякий раз подвергается сомнениям и изучению. Ученые уже сделали выводы, что рождение ароматного масла на иконах более характерно для «молодых» иконописных творений, а появление миро или кровяных капель на статуях пытаются объяснить с помощью описания свойств материалов для их изготовления или тайных отверстий с жидкостями, невидимых невооруженным глазом.
Скептики берут на себя смелость утверждать, что мироточение икон и статуй – это мистификация, призванная возродить интерес населения к религии. Чудеса с миро объясняют капиллярным эффектом, конденсацией паров ароматических масел, используемых в лампадах или мошенническим нанесением маслообразных жидкостей на контактную поверхность.
Не утихают споры и вокруг возникновения кровавых следов на иконах, красных слез и выделений, возникающих в различных местах статуй. Поставить точку в объяснении чудотворных явлений человечеству еще предстоит в будущем, а пока мироточение остается загадкой, неизменно привлекающей к себе внимание со стороны прихожан и общественности.
« Предыдущая запись
Выводы высокой комиссии
Без всякого преувеличения чудодейственные рыдания великих святых богословы расценивают, как некий знак, разгадать значение коего пока никому не удалось. Чтобы явление не вызывало никаких сомнений у любопытной публики и христианской паствы, богословы решились на отчаянный шаг – создание единой комиссии, объединяющей священнослужителей и атеистов. Результат работы комиссии неутешителен: плач и стенания икон и мощей имеет место быть и увеличивается в арифметической прогрессии. Раньше чудотворные явления неизменно предвещали изменение хода мировой истории или пророчили знаковые события.
Результаты лабораторных анализов
Провести лабораторный анализ неизвестно откуда появляющейся ароматной жидкости пробовали ученые в разных уголках планеты. Серия анализов показала, что химический состав загадочных жидкостей никогда не повторяется, кровь обычно принадлежит мужчинам или женщинам и имеет разные группы, а ароматические выделения вообще представляют собой самые разные растворы органических и неорганических веществ.
Серьезным препятствием для научных изысканий оказались законы церкви – святые иконы и изваяния не могут быть подвергнуты богохульственным опытам. Светлые капельки тщательно собирались в сосуды для миро, становились священным раритетом для прихожан и священнослужителей.
На некоторых иконах благовонные испарения появляются с завидным постоянством и даже в определенное время, другие святые реликвии показали чудесные свойства миру всего один раз, теряя на этом магическую способность. Интересным можно считать тот факт, что мироточение икон и статуй приобрело массовый характер в последние десятилетия. Начало процессу положили 90-е годы ХХ столетия, ХХΙ век процесс проявления чуда не сгладил, на территории России, Беларуси и Украины «плач святых» принял массовый характер.