Житие и творческое наследие святого Кирилла Иерусалимского, иконы и молитвы


Свт. Кирилл Иерусалимский

Кирилл I
(315 — 386), епископ Иерусалимский, святитель Память 18 марта

Родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 или 351 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

Живя во время наибольших смут в церкви от ариан, он трижды был свергнут ими с епископской кафедры.

Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора (интересно, что именно Акакий Кесарийский в свое время поставил свт. Кирилла во еписопы). Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий Кесарийский хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.

Когда воцарился император Юлиан Отступник (361 — 363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

После этого небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363, память 28 октября).

После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364 — 378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379 — 395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский символ.

Скончался святитель Кирилл в 386 году.

Житие святого Кирилла Иерусалимского

Христианство выстояло и распространилось по всему миру благодаря людям, которые не побоялись пойти против существующих в их стране языческих законов. В 4 веке в Иерусалиме жил Кирилл – человек, свято веривший в Христа и отдавший служению Спасителю всю свою жизнь. О детских годах его не известно ничего.

Родился Кирилл (предположительно) в 315 году в Иерусалиме или его окрестностях. Приняв христианство, решил проповедовать учение Христа людям. В 335 архиепископом Иерусалимским Макарием был посвящен в дьяконы. В этом чине служил десять лет. В 345 другим архиепископом, Максимом, был удостоен пресвитерской степени. В качестве пресвитера Кирилл читал проповеди в иерусалимском храме. В его обязанности входила подготовка язычников к принятию крещения.

В 351 Кирилла избрали архиепископом Иерусалимским. Прежнего главу церкви Иерусалима, Максима, возможно, сняли с должности. Хотя есть версия, что он умер. В тот момент, когда Кирилл стал архиепископом Иерусалимским, на небе над городом появился огромный светящийся крест. Подобное знамение было послано Богом и означало, что во главе церкви Иерусалима стал по-настоящему благочестивый христианин. Жители города собрались в храме, чтобы послушать проповедь своего духовного отца. Многие язычники, поверив в силу Господа, в те дни обратились в христианство.

Жители Иерусалима любили и уважали своего нового пастыря. Однако у Кирилла были враги среди духовенства. Долгие годы он конфликтовал с Акакием, митрополитом Палестинским. Конфликт был вызван разногласиями в толковании слова Божьего. Митрополит Палестинский был арианином, догматические воззрения Кирилла ему не нравились. Акакий искал повод, чтобы снять уважаемого народом пастыря Иерусалима с должности. Вскоре митрополиту Палестинскому представился удобный случай поквитаться с врагом.

В Иерусалиме случилось страшное бедствие — ужасный голод. Люди голодали и приходили в храм, моля Бога о спасении. Архиепископ раздал голодающим все церковные деньги. Правда, этого оказалось недостаточно. Огромное количество людей не могло купить себе хлеба и гибло от голода. Тогда архиепископ распорядился продать церковное имущество (дорогие сосуды, занавесы), а вырученные деньги раздать бедным.

Акакий узнал о делах в Иерусалимской епархии. Однако, вместо того, чтобы похвалить Кирилла, митрополит Палестинский обвинил его в растрате церковных денег и распродаже принадлежащего церкви имущества. Акакий собрал Собор, на котором епископы решили снять Кирилла с должности архиепископа Иерусалимского.

В 357 бывший глава церкви Иерусалима покинул родной город и преданных ему жителей. В Тарсе его приютил епископ Силуан. Акакий, узнав, где остановился его давний враг, отправил местному священнослужителю послание с просьбой не принимать у себя снятого с должности архиепископа Иерусалимского. Однако Силуан его не послушался.

В 359 на Соборе Селевкийском бывшего архиепископа Иерусалимского восстановили в должности. Однако Акакий в 360-ом собрал новое собрание духовенства в Константинополе и опять отстранил своего врага от управления паствой.

В Иерусалим Кирилл вернулся только во времена правления Юлиана. Правда, новый правитель был язычником, поэтому христиан он особо не жаловал. Юлиан даже распорядился построить в Иерусалиме иудейский храм. Все иудеи города с радостью восприняли такое известие. Не радовался указу только архиепископ. Он предсказал, что произойдет землетрясение, которое не оставит камня на камне в иудейском храме. Вскоре сбылось пророчество христианского пастыря.

После Юлиана на трон взошел арианин Валент. В 367 новый император изгнал старого архиепископа из Иерусалима. Прошло более десяти лет. Новым правителем земель стал Феодосий I. В 379 архиепископ Иерусалимский вернулся на свою кафедру. В 381 Кирилл присутствовал на Втором Вселенском Соборе в Константинополе, благодаря которому был принят Никео-Константинопольский Символ веры. В следующем году на собрании духовенства архиепископа Иерусалимского похвалили за заслуги перед церковью. В 386 (387) священнослужитель Кирилл скончался. Умер он 18 марта, поэтому в этот день установлен праздник в его честь.

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский

    Поучение предогласительное, или предисловие.

    Предогласительное слово разъясняет готовящимся ко крещению превосходство их нового состояния и соединенные с ним обязанности и указывает, как они должны проводить время до крещения, подготавливаясь к достойному принятию его.

    Поучение огласительное первое, вводящее приступающих ко крещению.

    Призывает ко крещению, указывает необходимость его для человека и благодетельные результаты и увещает к достойному подготовле-нию себя к принятию его, так как Бог дает изобильную благодать не без разбора, не без внимания к душевному настроению человека.

    Поучение огласительное второе, о покаянии, отпущении грехов и о противнике.

    Раскрывается необходимость покаяния в грехах для готовящегося ко крещению и исповедания их за всю прошедшую жизнь. Для этой цели св. Кирилл изображает гибельность греха для человека, его происхождение из злоупотребления человека свободой воли и искушения диавола, и примерами из Священного Писания доказывает, что средство исцеления от грехов заключается в раскаянии со стороны человека и в бесконечной благости Божией.

    Поучение огласительное третье, о крещении.

    Крещение, о котором говорится в III слове, — в нем Бог отпускает грехи всем раскаивающимся в них грешникам; оратор прославляет величие таинства, доказывает необходимость его для спасения, указывает видимую его сторону — воду, омывающую тело, и невидимую — благодать Духа Святого, очищающего душу от греховной скверны, чудесные следствия крещения: отпущение грехов, даже самых тяжких, соединение со Христом, уподобление [Ему] и т. п.

    Поучение огласительное четвертое, о десяти догматах.

    Сжато излагает сущность учения о Боге, об Иисусе Христе, Его воплощении, крестной смерти, погребении и нисхождении в ад, о воскресении Его, вознесении на небо, сидении одесную Отца и Втором пришествии, о Святом Духе, о природе человека, его душе и теле, о всеобщем воскресении и последнем Суде.

    Поучение огласительное пятое, о вере.

    С V слова начинается изъяснение символа объяснением слова «верую», причем св. Кирилл доказывает силу веры, прославляет достоинство ее, необходимость, спасительные действия и различает два вида веры: веру как согласие человека на усвоение преподаваемой истины и веру как благодатную, чудотворную силу, даруемую от Бога истинно верному христианину. Убеждая принимать верой только учение кафолической Церкви, сообщаемое им теперь, св. Кирилл в заключение дает текст иерусалимского символа для заучивания наизусть, с предупреждением не открывать его никому, кроме христиан, и не записывать.

    Следующие четыре огласительных слова разъясняют первый член символа:

    Поучение огласительное шестое, о единовластительстве Божием.

    Речь ведется о единстве Бога — против язычников и некоторых еретиков, по преимуществу манихеев, причем излагается их учение, возникновение и дальнейшая история.

    Поучение огласительное седьмое

    Разъясняется учение о Боге Отце, что Он в собственном и истинном смысле Отец Сына Своего Иисуса Христа вследствие вечного и совершеннейшего рождения и что Отцом всех людей Он называется в совершенно ином смысле.

    Поучение огласительное восьмое

    VIII огласительное слово, изъясняя слово «Вседержитель», опровергает язычников, иудеев и тех из еретиков, которые признавали два начала в мире и считали всякое богатство собственностью диавола, и раскрывает учение о Божественном Промысле, власти и господстве, распространяющихся на всё в мире..

    Поучение огласительное девятое

    Учение о Боге как о Творце и Устроителе всего видимого и невидимого мира излагается в IX слове; мысль, что мир вполне достоин быть произведением Божественной мудрости, доказывается сжатым описанием мира и его частей.

    В след. огласительных словах св. Кирилл излагает второй член символа:

    Поучение огласительное десятое

    Доказывает необходимость веровать в Сына Божия, указывает основание, почему Он называется Единым, и приводит из Ветхого Завета свидетельства о Его бытии до воплощения и о Его вечном, истинном, присущем Ему и прежде вочеловечения господстве над всем во вселенной. Затем дается объяснение двух имен Господа — «Иисус» и «Христос», и изображаются два Его служения как Спасителя и вечного Первосвященника.

    Поучение огласительное одиннадцатое

    Посвящено доказательству того, что Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Сын по естеству, подробно раскрывает непостижимость рождения Сына, показывает, что Сын есть Бог истинный, так пребывающий во Отце и Единый с Ним по божеству, царству, воле, действиям, что и не сливается с Отцом, и не чужд Его так, как тварь, но совершеннейшим образом подобен Ему во всем и отличен от творений; наконец, утверждает вечность Сына и рождения Его и учит, что Сын есть нераздельный от Отца Творец и Царь всего видимого и невидимого и самих веков..

    В следующих четырех огласительных словах речь идет о воплощении Иисуса Христа:

    Поучение огласительное двенадцатое

    Защищается истинность воплощения Иисуса Христа против заблуждений иудеев и еретиков, излагаются причины воплощения и изображаются обстоятельства его, предсказанные пророками, место, время и другие подробности рождения, особенно факт рождения от Девы.

    Поучение огласительное тринадцатое

    В XIII слове проповедник переходит к страданиям, смерти и погребению Иисуса Христа, показывает истинность и необходимость этих событий, подробно говорит об удовлетворении Христом правды Божией за грех всех людей и описывает все обстоятельства крестной смерти Спасителя, постоянно указывая на точное исполнение в них ветхозаветных пророчеств.

    Поучение огласительное четырнадцатое

    XIV слово предлагает подробное учение о воскресении Господа, вознесении Его и сидении одесную Отца.

    Поучение огласительное пятнадцатое

    Говорит о втором пришествии, предшествующих и сопровождающих его знамениях, описывает всемирный суд и утверждает вечность Царства Христова.

    След. оглашения о Святом Духе, Его божестве и благодатной деятельности в мире:

    Поучение огласительное шестнадцатое.

    Поучение огласительное семнадцатое.

    О воскресении плоти, о Церкви:

    Поучение огласительное восемнадцатое

    В XVIII слове защищается воскресение плоти против возражений язычников, самарян и еретиков и описываются свойства воскресших тел. Затем речь ведется о Церкви кафолической, ее основании, ее признаках, ее имени и достоинстве и, наконец, о вечной жизни, которая предлагается в Церкви всем познавшим истину и живущим праведно, и о многоразличных путях к наследованию этой жизни, дарованных в Церкви людям от Бога по Его бесконечной благости. В заключение св. Кирилл указывает на предстоящие в пасхальную седмицу тайноводственные наставления и призывает своих слушателей возрадоваться о том счастье, которое предстоит им принять в крещении.

Значение и почитание в православии

Кирилл Иерусалимский придерживался традиционного толкования слова Божьего. На протяжении всей жизни он старался донести Христову истину до людей, омраченных различными заблуждениями. Он написал несколько трудов, которые и сегодня используются в качестве церковного учения. В своих сочинениях архиепископ Иерусалимский ясно и точно изложил главные догматы христианской веры. Благодаря Кириллу верующие получили учение о Троице, таинствах крещения, миропомазания, евхаристии.

За свои заслуги перед церковью архиепископ Иерусалимский канонизирован в лике святителей. День памяти святого приходится на 18 (31) марта. Литургия в честь святейшего отца Кирилла проводится и православной, и католической церковью.

Литература

  • Н. И. Барсов, «Представители догматико-полемического типа проповеди в IV в.» (Харьков, 1886);
  • Touttée (при его издании сочинений Кирилла Иерусалимского), «De vita et rebus gestis, de scriptis et de doctrina Cyrilli»;
  • Tillemont, «Mémoires…» (т. VIII);
  • Oudin, «De script. eccesiast.» (т. I);
  • Ceiller, «Histoire générale des auteurs» (т. VI, по изданию 1860 г.);
  • монографии:
  • Plitt, «De Суrilli orationibus, quae exstant» (Гейдельберг, 1855);
  • Marquardt, «S. Cyrillus, baptismi, chrismatis, eucharistiae interpres» (Лейпциг, 1882);
  • архимандрит Порфирий, «Кирилл Иерусалимский», в «Прибавлениях к творениям св. отцов» (в русском переводе, 1855).

Иконография

Дошедшие до наших дней древние изображения святителя датируются 14 веком. На иконах святого рисовали в полный рост или по пояс, но обязательно одетого в длинную ризу с крестами. Кирилла изображали как мужчину средних лет с темными (седыми) волосами, с небольшой бородой и непокрытой головой. На некоторых иконах он нарисован в островерхой шапочке. В левой руке святитель держит Евангелие или свиток, а правой — благословляет верующих. Иконы с изображением святого есть во многих храмах. При желании святейший образ можно купить в церковной лавке.

Православные тексты

Святого Кирилла считают человеком, открывшим глаза миллионам верующих на основные догматы христианства. Святителя прославляют за его учение, содержащее слова истинной веры.

Кондак

Святого Кирилла верующие прославляют за то, что он научил почитать и объяснил смысл Троицы. Слова премудрого учителя церкви просветили умы огромного количества людей.

Кондак святителю Кириллу, архиепископу Иерусалимскому, глас 4

Язы́ком твои́м, му́дре,/ Боже́ственными вдохнове́ньми просвети́л еси́ твоя́ лю́ди/ еди́ну чести́ Тро́ицу,/ Естество́м неразде́льну, разделя́ему же Ли́цы./ Те́мже, ра́дующеся, всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднуем,// и́же к Бо́гу моли́твенника тя предлага́ющии.

Перевод: Слово твое, премудрый, Божественным вдохновением просветило людей, научив почитать единую Троицу, Природой нераздельную и разделяемую Лицами. Потому, радуясь, мы празднуем всесвятую твою память, представляя тебя молитвенником к Богу.

Канон

Состоящий из 9 песен канон произносится во славу Богородицы и в честь великого просветителя Кирилла. Пренепорочную Деву верующие молят спасти души от погибели и ниспослать благодать.

Канон святителю Кириллу, архиепископу Иерусалимскому

Пе́снь 1

Ирмо́с: Триста́ты кре́пкия, Рожде́йся от Де́вы, безстра́стия во глубине́, души́ трича́стное потопи́, молю́ся, да Тебе́, я́ко в тимпа́не, во умерщвле́нии телесе́ побе́дное воспою́ пе́ние.

Украси́в ду́шу доброде́телей ви́ды, благода́тей прия́тельну Ду́ха сию́ Свята́го соверши́л еси́, отню́дуже бе́здну прему́дрости отры́гнул еси́, ересе́й пучи́ны изсуша́ющу, Кири́лле.

Превы́шший у́м ве́щных соде́лал еси́, невеще́ственных служи́телей соо́бщник показа́вся, огне́м же слове́с твои́х всю́ попали́л еси́ ве́щь ересе́й, Кири́лле, церко́вное свети́ло неусыпа́ющее.

Глаго́л твои́х воня́ми сладкодыха́тельными неи́стовства тезоимени́тнаго, прему́дре, ересе́й все́х нестерпи́мый ка́л отгна́в, дале́че сотвори́л еси́, я́ко па́стырь и́стиннейший, я́ко Христо́во благово́ние бы́в.

Богоро́дичен: От тиме́ния страсте́й, помышле́ний треволне́ния, от стре́л лука́ваго, от вся́каго прило́га сопроти́внаго спаси́, Чи́стая Богороди́тельнице, ду́ши воспева́ющих Твое́ несказа́нное рождество́, Всенепоро́чная.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Я́ко непло́ды роди́ от язы́к Це́рковь, и мно́гое в ча́дех изнемо́же со́нмище, чу́дному Бо́гу на́шему возопии́м: Свя́т еси́, Го́споди.

Сия́я светлостьми́ духо́вныя прему́дрости, трисия́нное Божество́ Тро́ицы, о́тче, све́тло су́щим на земли́ уясни́л еси́, и́мже тмы́ пре́лести изба́вихомся.

Цевни́ца яви́лся еси́ Всесвята́го Ду́ха, богому́дре, возглаша́ющи пе́снь явле́ния Христо́ва, Его́же во дву́ естества́х пропове́дал еси́, услажда́я ду́ши на́ша.

До́м святы́ни твоя́ душа́ показа́ся, в него́же Оте́ц, и Сы́н, и Ду́х Живонача́льный преесте́ственно всели́ся, Ему́же пое́м: Свя́т еси́, Го́споди.

Богоро́дичен: Ниже́ у́м небе́сный па́че ума́ рождества́ Твоего́ мо́жет сказа́ти, Отрокови́це, Ума́ бо Пе́рваго во утро́бе Сло́во, Чи́стая, зачала́ еси́, вся́ческая сло́вом соста́вльшаго.

Седа́лен, гла́с 8

Прему́дростию Сло́ва обогате́в, отры́гнул еси́ уче́ний ре́ки живо́тныя, и вся́ку напои́л еси́ благочести́вых мы́сль, и па́лицею боже́ственною упа́сл еси́ ста́до на зла́це, боже́ственнаго напита́л еси́ ра́зума. Те́мже я́ко па́стыря и учи́теля вели́ка и ве́рных засту́пника восхваля́ем тя́, Кири́лле святи́телю, зову́ще: моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти честву́ющим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Богоро́дичен: Я́ко де́ву и еди́ну в жена́х, Тя́, без се́мене ро́ждшую Бо́га пло́тию, вси́ ублажа́ем, ро́ди челове́честии: о́гнь бо всели́ся в Тя́ Божества́, и я́ко Младе́нца дои́ши Зижди́теля и Го́спода. Те́м, а́нгельский и челове́ческий ро́д, досто́йно сла́вим пресвято́е Рождество́ Твое́ и согла́сно вопие́м Ти́: моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти покланя́ющимся ве́рою пресвято́му Рождеству́ Твоему́.

Крестобогоро́дичен: А́гнца, и Па́стыря, и Изба́вителя А́гница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мляй Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щым Боже́ственныя стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Небеса́ доброде́тель Твоя́ покры́ла е́сть, и земля́ испо́лнися сла́вы Твоея́, Христе́. Те́мже ве́рно вопие́м: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Преми́рныя му́дрости струю́, преподо́бне, твое́ се́рдце прие́мше, отры́гну уче́ния бе́здну, умы́ нече́ствующих погружа́ющую.

Еди́ну кре́пость, еди́но существо́, еди́ну во́лю Триипоста́снаго Божества́ пропове́дал еси́ и многобо́жия, Кири́лле, пре́лести пото́к изсуши́л еси́.

У́м ка́льный и пребезу́мный Ма́нентов, я́ко у́м имы́й и богонауче́н, блаже́нне, блиста́нии слове́с твои́х попали́в, я́ве обличи́л еси́.

Богоро́дичен: Я́ко вы́шши все́х тва́рей, Чи́стая, Творца́ тва́ри зачала́ еси́ и па́че естества́ ро́ждши, естество́ на́ше обно́вльшаго.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Жезло́м честны́я, святи́телю, прему́дрости твоея́ упа́сл еси́ на воде́ правосла́внаго служе́ния па́ству твою́, блаже́нне.

Сло́во твое́ све́том Боже́ственным облиста́емо, о Кири́лле! просвеще́нных во Иерусали́ме мглу́ неразу́мия разруши́л еси́.

Богоро́дичен: Но́щь, Пречи́стая, страсте́й и злы́х очерне́ния покрыва́ет ду́шу мою́, Светода́вца ро́ждшая, озари́ мя, молю́ся.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Возопи́, прообразу́я погребе́ние тридне́вное, проро́к Ио́на, в ки́те моля́ся: от тли́ изба́ви мя́, Иису́се, Царю́ си́л.

Река́ ты́ я́ко, из ино́го Еде́ма изше́л еси́, жизното́чных испо́лнена во́д Ду́ха, и церко́вныя, святи́телю, напоя́еши бразды́.

Глаго́л твои́х луче́м, я́ко от бу́ри морски́я нече́стия спаса́еши лю́ди, освяще́ннейше, к ти́хому приста́нищу правосла́вия те́х призыва́я.

Богоро́дичен: Онебеси́ла еси́ озе́мльствованное естество́, Всенепоро́чная, челове́ческое и истле́вшее сие́ новосоде́лала еси́, сего́ ра́ди, Отрокови́це, вси́ немо́лчными гла́сы Тя́ сла́вим.

Конда́к, гла́с 4

Язы́ком твои́м, му́дре, Боже́ственными вдохнове́ньми просвети́л еси́ твоя́ лю́ди еди́ну чести́ Тро́ицу, Естество́м неразде́льну, разделя́ему же Ли́цы. Те́мже, ра́дующеся, всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднуем, и́же к Бо́гу моли́твенника тя́ предлага́ющии.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Ю́ноши три́ в Вавило́не, веле́ние мучи́телево на бу́йство прело́жше, посреде́ пла́мене вопия́ху: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Име́я о́гнь во уме́, о́тче, стра́ха Бо́жия, ве́щь испепели́л еси́ сласте́й, воспева́я: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Слеза́ми страсте́й пла́мень погаси́в, блаже́нне, све́тлость сохрани́л еси́ неугаси́му твоея́ души́, взыва́я: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

Струю́ живу́ю име́я лия́нием Ду́ха, в души́, богому́дре, источи́л еси́, о́тче, ре́ки уче́ний, Це́рковь напоя́ющия, благоче́стно тя́ честву́ющую.

Богоро́дичен: Всю́ Тя́ освяща́ет Святы́й, от Твоея́ пло́ти заи́мствовавый пло́ть Себе́, Богоро́дице, во святы́х Госпо́дь живы́й, Бо́г на́ш.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Изба́вителю все́х Всеси́льне, посреде́ пла́мене благоче́ствовавшия, снизше́д, ороси́л еси́ и научи́л еси́ пе́ти: вся́ дела́, благослови́те, по́йте Го́спода.

Дрема́ние небреже́ния, блаже́нне, от ве́ждей душе́вных отри́нув, пра́ведным прили́чным ны́не усну́л еси́ сно́м, и ко дню́ невече́рняго Све́та преше́л еси́.

Мо́лниями слове́с твои́х попали́л еси́ хвра́стную е́ресь, приснопа́мятне, и ве́рныя просвети́л еси́ еди́ну чести́ Тро́ицу начерта́ньми, во Еди́нице су́щую Естества́.

Освяти́в себе́ поще́ньми, ме́ртву тебе́ ра́ди Бы́вшу, ты́ безкро́вно же́ртвовал еси́, я́ко святи́тель Боже́ственный, я́ко та́ин неизрече́нных служи́тель, Кири́лле.

Богоро́дичен: Изба́вльшеся кля́твы прама́терния Тобо́ю, Чи́стая Богома́ти, Благослове́нная Влады́чице, благослови́м, Деви́це препросла́вленная, пресвято́е Рождество́ Твое́, Всечи́стая.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния кля́тву всели́ла е́сть, Ты́ же, Де́во Богоро́дице, прозябе́нием чревоноше́ния ми́рови благослове́ние процвела́ еси́. Те́м Тя́ вси́ велича́ем.

Ви́дети жела́я Христо́ву неизрече́нную, святи́телю, сла́ву, потща́лся еси́ стра́сти умертви́ти душетле́нныя, прия́телище се́рдце сотвори́ти прему́дрости бо́льшия и лу́чшия. Те́мже тя́ ве́рою ублажа́ем.

Звезду́ многосве́тлую, Христо́с Со́лнце, на церко́вней высоте́ положи́ тя, Кири́лле, луча́ми уче́ний свяще́нных озаря́юща сердца́ ве́рно соверша́ющих твою́ светоно́сную па́мять, преподо́бне.

Собесе́дник и сослужи́тель бы́л еси́ а́нгелом, я́ко бо безпло́тен, о́тче, на земли́ пожи́в, преподо́бным яви́лся еси́ соприча́стник и святи́телем равностоя́тель; с ни́миже лику́я, на́с помина́й.

Богоро́дичен: Непло́дствующее Боже́ственных доброде́телей, Пречи́стая Богоро́дице, се́рдце мое́ покажи́, Де́во, плодоно́сно, я́же от непло́дове ро́ждшаяся во́лею вся́ Претворя́ющаго манове́нием, да Тя́ пою́, Всепе́тую.

Творческое наследие

Главным сочинением святителя считается труд «Огласительные поучения». Это произведение представляет собой не богословский трактат, а цикл поучительных бесед авторства Кирилла. Проповеди были произнесены в храме самим священнослужителем в начале его епископства. В этом сочинении есть 1 предварительное и 18 огласительных поучений. Труд был написан предположительно в 350-351. В произведении автор беседует на тему крещения, важности раскаяния и исповедания грехов, истинного почитания Бога.

Продолжением «Огласительных поучений» является труд «Тайноводственные поучения». До наших дней дошло еще несколько текстов, авторство которых приписывают святителю. Например, «Послание к императору Констанцию», «Проповедь на евангельское чтение о расслабленном». Эти труды являются богатейшим источником исторических знаний для христиан.

«Послание к императору Констанцию» датируется 351 годом, когда в небе над Иерусалимом появился огромный светящийся крест.

Мир. Человек. Cлово.

В середине 4-го века в христианском мире на какое-то время набрала силу ересь александрийского священника Ария. Этот проповедник отрицал единство Сына Божия и Бога Отца, называл Иисуса Христа творением и не признавал в нем Божества, равного Отцу. На Первом Вселенском соборе в 325 году в городе Никее арианство было. Самого Ария отлучили от Церкви. Но среди власть имущих, и даже среди епископов и священников, оставалось еще немало его тайных и явных последователей.

Святой Кирилл, будущий архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 году. Он был воспитан в апостольских правилах христианской веры и благочестия. Уже в возрасте 35 лет Кирилл был избран епископом Иерусалимским. В то время Иерусалимская епархия подчинялась Церкви Кесарийской. И получилось так, что святого Кирилла рукополагал во иерусалимского архиерея не кто иной, как митрополит Акакий Кесарийский. Акакий открыто исповедовал арианскую ересь. Он сказал святому Кириллу: «Вот, я оказываю тебе великое доверие, посвящая в архиепископы. Надеюсь, ты станешь моим верным соратником». Ничего не ответил святитель Кирилл, а вскоре Акакий понял, что просчитался. Всю свою жизнь, несмотря на перенесенные страдания, святой Кирилл боролся с арианской ересью и отстаивал чистоту апостольского вероучения. И делал это бесстрашно, невзирая на чины и звания еретиков.

Гонения на архиепископа Кирилла начались уже через год после занятия им иерусалимской кафедры. Тогда, в день празднования Сошествия Святого Духа на апостолов, произошло необычайное знамение, документально зафиксированное историками и астрономами того времени. Около трех часов дня в небе над Иерусалимом появилось ослепительное начертание креста. Святой Кирилл написал об этом императору Констанцию, который притеснял православных и всячески поддерживал арииан. Архиепископ Кирилл убеждал повелителя империи: «О, царь! Оставь свои еретические заблуждения и обратись в истинное православие!»

Это была неслыханная дерзость со стороны Иерусалимского архиепископа.

Еретик митрополит Акакий был в дружеских отношениях с императором-еретиком. Даже когда церковный собор низложил Акакия и лишил его митрополичьего звания, император Констанций отменил это соборное решение и восстановил Акакия в управлении Кесарийской Церковью. После того, как святитель Кирилл отказался подчиняться незаконному митрополиту, Акакий стал искать повод низложить самого Кирилла Иерусалимского. И такой повод вскоре нашелся.

В Иерусалиме разразился страшный голод. Падающие с ног люди шли к своему любимому архипастырю, святому Кириллу. Они взывали:

«Спаси нас от голодной смерти, Божий человек Кирилл! Погибаем и мы, и дети наши». Святитель Кирилл раздал все свои скромные сбережения, доставшиеся от родителей, но этого было явно мало. И тогда, исполненный христианского сострадания к умирающим от голода людям, архиепископ купил на церковные деньги пшеницу и разделил ее среди нуждавшихся. Однако люди продолжали погибать от истощения. И святой Кирилл, исполненный Божьего дерзновения, пошел на крайний шаг. Он стал менять на хлеб церковные сокровища, не имеющие богослужебного применения. Акакий, узнав об этом, возликовал: «Архиерей Кирилл продает священные предметы. Отныне он низвергнут с архиепископского престола и будет отправлен в ссылку». Святой Кирилл поселился в городе Тарсе, на родине апостола Павла, где жил милостыней.

После этого собрался поместный церковный собор, на который счел нужным приехать и святой Кирилл Иерусалимский. Незаконный митрополит Акакий потребовал удалить его с собора, однако большинство епископов не согласились с этим. Честные архиереи не видели за святым Кириллом никакой вины. Ведь он спас множество людей от голодной смерти! Тогда Акакий поехал в Константинополь, к своему другу императору Констанцию и рассказал ему о мнимых преступлениях святого Кирилла. Император пришел в бешенство: «Да этот Кирилл – настоящий злодей! Приказываю бросить его в темницу на вечное заточение!»

В каземате святитель Кирилл пробыл недолго: император Констанций умер, и гвардейцы возвели на престол нечестивого Юлиана Отступника. В первый год своего царствования он ради приобретения популярности отменил все антицерковные постановления Констанция. Оклеветанные православные епископы вышли из заточения. Святой Кирилл был возвращен на Иерусалимскую кафедру. Однако вскоре Юлиан громогласно отрекся от Христа и принялся восстанавливать язычество по всей империи. Святитель Кирилл вновь был отправлен в изгнание, и место Иерусалимского архиепископа занял святой Кириак. Но уже через несколько месяцев святой Кириак был замучен по приказу Юлиана Отступника. А вслед за этим и сам нечестивый император погиб в походе против персов. Святой Кирилл вновь стал архиепископом Иерусалимским, и опять – ненадолго: новый император Валент, будучи последователем Ария, в который раз отправил святителя Кирилла в ссылку за его смелые обличения еретиков. Наконец, святой благоверный император Феодосий Великий окончательно восстановил святителя Кирилла на Иерусалимской кафедре, которой он мудро управлял вплоть до своей мирной кончины в 386 году.

В 381 году архиепископ Кирилл принимал участие во Втором Вселенском Соборе в Константинополе. Собор осудил еретиков и утвердил дополненный Символ Веры. Святитель Кирилл также внес вклад в соборные решения. Он определил христианскую Церковь как «единую, святую, соборную».

В своих проповедях святой Кирилл раскрывал смысл таинства крещения как уподобление смерти и Воскресению Спасителя. Он говорил тем, кто собирался креститься:

«Великое дело — предстоящее крещение. Оно — освобождение пленным, оставление прегрешений, обновление души, святая нерушимая печать, усыновление Богу. В крещении всё, что в действительности произошло со Спасителем, происхо­дит и с нами, но безболезненно, без мучений. И мы в крещении делаемся причаст­никами страданий Христа».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]