Теология — это научное обоснование религиозного мировоззрения


Признаки теологии как науки


Фото: Pixabay.com
Любую науку наши современники разделяют на три сферы: гуманитарную, точную, общественную. Их различие в методах исследования и предметах изучения. Если точные науки призваны изучать мир материальный, основываясь на исследованиях и экспериментах, то науки общественные направлены на изучение человеческого общества. Сфера исследования гуманитарных наук намного шире и не имеет четких границ. Они изучают человека как явление в самом широком смысле.

Богословие относят к сфере гуманитарных наук. Ведь ее основной задачей является изучение восприятия Господа нашего человеком. Если то, как Господь себя обнаруживает, можно назвать Откровением, и приравнять к движению от Бога к человеку, то богословие выражает восприятие человеком Откровения, олицетворяющим движение человека к Господу.

В понимании современного человека теология это скорее академический предмет. В древности богословие толковалось как ниспосланное Господом слово, которое своими усилиями человек облек в песню или речь. Лишь позднее теология стала восприниматься как философское разъяснение. Одна из областей теоретической философии Аристотеля носила название «теологической». Со времен стоиков, теология обретает самостоятельность. Во втором столетии нашей эры ее считали наукой о познании Господа и общении с Богом, заключающей в себе идею поддержки и участия Господа в познании человеком Божественного Откровения. В пору Средневековья теологию начинают преподавать в университетах, именуя ее наукой о Боге.

Теология — это научное обоснование религиозного мировоззрения

25 марта 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы научного редактора телеканалов «Россия-2» и «Наука 2.0» Ивана Семенова.

И. Семенов: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Актуальные проблемы в России и в мире комментирует председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Иван! Здравствуйте, дорогие телезрители!

И. Семенов: В российской науке ожидается интересное событие. Впервые в истории современной России готовится к защите в соответствии с государственным разработанным стандартом диссертация по предмету теология. Ее будет защищать протоиерей Павел Ходзинский. Тема диссертации: «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского».

Священник, как я понимаю, претендует на ученую степень кандидата философских наук. В переводе с греческого, теология — это богословие. Церковь только трех святых называет богословами: Иоанна Богослова, Григория Богослова и Симеона Нового Богослова. А теперь получается, что возникает государственный стандарт аттестации по богословию? Что это значит?

Митрополит Иларион: У нас уже создана специальность «теология», которая существует много лет в реестре научных специальностей. Поэтому сам вопрос о том, является ли теология наукой, уже не обсуждается. Он продолжает обсуждаться, но это уже обсуждение постфактум, ибо решение принято. Есть, конечно, люди, которые до сих пор выступают с идеей о том, что теология — это не наука. Как правило, такие голоса раздаются из естественнонаучного лагеря. Но ведь с тем же успехом можно говорить, что и философия — не наука.

И. Семенов: Гуманитарная наука.

Митрополит Иларион: Теология — тоже гуманитарная наука. Теология — это научное обоснование религиозного мировоззрения, которое существует в разных формах и вариантах, в разных странах, на разных языках, в различных культурных традициях. Теологи — это те люди, которые, как правило, рассматривают ту или иную религиозную традицию изнутри, изучают ее и объясняют. В отличие от теологов, религиовед, как правило, рассматривает религиозную традицию извне, обращая внимание не столько на внутренние процессы, важные для этой религиозной традиции, сколько на сопутствующие ей различные внешние факторы. Например, религиоведы изучают ситуацию христианства и ислама в Российской Федерации, различные процессы, происходящие в церковных общинах и подобного рода вопросы. А теологи занимаются вопросами, которые относятся к функционированию религиозной традиции: во что люди верят, всегда ли они так верили, какие были альтернативные мнения, что такое ортодоксия и что такое ересь и т.д. и т.п.

И. Семенов: Конфессиональные учебные заведения — духовные академии никогда не прекращали присвоение ученых степеней по богословию. Зачем нужно, чтобы это было еще и в рамках государственного стандарта?

Митрополит Иларион: Потому что до настоящего времени те ученые степени, которые присваивались нашими учебными заведениями, не признавались Российским государством. Теперь появляется такая возможность, причем сразу в двух вариантах: наши духовные учебные заведения получают государственную аккредитацию, дипломы, которые будут выдаваться этими учебными заведениями, будут признаваться государством, и параллельно происходит процесс выстраивания теологии как науки в светском образовательном пространстве. Это, прежде всего, теологические факультеты светских университетов, где теология будет развиваться по иным законам, чем в духовном учебном заведении.

Но в итоге мы должны прийти к тому, что и те и другие дипломы и ученые степени будут признаваться государством, и стандарты, по которым будут создаваться диссертации, будут одинаковыми для тех и для других структур. То есть сейчас все наши стандарты, по которым присуждаются в духовных учебных заведениях ученые степени, мы подстраиваем под государственные стандарты: у нас такие же диссертационные советы, такие же строгие требования, столь же формально проводятся защиты. Раньше этого не было. Мы считаем, что наша теологическая наука должна быть на том же уровне, на каком существуют все другие гуманитарные науки в нашей стране.

И. Семенов: Владыка, тем не менее ученая степень, на которую претендует отец Павел Ходзинский, это кандидат философии, а не теологии. Почему так?

Митрополит Иларион: Таким было решение Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки. Думаю, это решение промежуточное и временное. Мы предлагали сразу присуждать ученые степени по теологии, но нам было сказано, что у нас нет дипломированных и признанных теологов, которые могли бы присуждать степени по теологии, то есть в нашем диссертационном совете заседают люди, у которых признанными являются только степени по философским или историческим наукам.

Например, у меня есть ученая степень кандидата богословия Московской духовной академии, а также степень доктора философии по богословию Оксфордского университета. У меня есть так называемая хабилитация — это то, что дают в Германии или в Швейцарии, своего рода второй докторат или профессорская степень. Совокупность всего этого дала возможность Высшей аттестационной комиссии признать мой оксфордский диплом эквивалентным нашей кандидатской степени, а фрибургский, где я защищал хабилитацию, — нашей степени доктора, но философских наук, ибо степени доктора теологии у нас пока нет.

И. Семенов: Владыка, этот государственный стандарт теологии касается только православной теологии или могут, например, католики защищаться по этому стандарту, представители других религий — ислама, буддизма?

Митрополит Иларион: Могут и католики, и представители других религиозных традиций, в том числе ислама, иудаизма, буддизма. Наш диссертационный совет — первый, но не последний. Будут создаваться другие диссоветы, в том числе, по исламской теологии.

Конечно, здесь с самого начала перед нами встал вопрос: как нам создавать диссоветы — по конфессиональному или межконфессиональному принципу? И все конфессии согласились, что будет странно, если, допустим, в одном и том же диссовете будут заседать священнослужители, раввины, имамы, а при этом будет обсуждаться, допустим, такая тема, как у отца Павла Ходзинского — творчество святителя Филарета Московского на фоне русского богословия XVIII века. Но над всеми этими диссоветами есть экспертный совет, который с самого начала имеет межконфессиональную основу. Там есть представители и Православия, и ислама, и иудаизма, а также представители внеконфессиональной теологии.

И. Семенов: Священный Синод Русской Православной Церкви включил в календарь праздников, в святцы, имена 16 святых, подвизавшихся в западных странах. В их число вошел святитель Патрикий, просветитель Ирландии, больше известный в народе как святой Патрик. Получается, что просветитель Ирландии является православным святым? Почему мы раньше про это не говорили?

Митрополит Иларион: Все эти святые включены в календарь нашей Церкви по просьбе верующих наших епархий из Западной Европы, в частности, из Франции, Ирландии, Великобритании, где они давно почитаются как местночтимые святые: устраиваются паломничества к месту, где покоятся их мощи, пишут их иконы. Просьба о канонизации была рассмотрена специально созданной комиссией по изучению житий. И было принято решение о включении 16 святых в месяцеслов, то есть календарь Русской Православной Церкви. Но этот процесс не закончен, он только начинается, ибо есть и другие западные святые, которые уже стоят на очереди и которые будут, я надеюсь, во благовремении включены в календарь нашей Церкви.

И. Семенов: Есть какой-то существенный критерий, как можно западного святого, который у нас не почитался, включить в наши святцы?

Митрополит Иларион: Основной критерий — вера в святость праведника, большое почитание его народом. Если есть почитание — это уже важный критерий для включения в святцы. Есть и дополнительный критерий: святой должен жить до церковного разделения 1054 года. Потому что все, что происходит после, это уже раздельная история Православной Церкви и Католической Церкви. Еще одно условие — чтобы этот человек не был вовлечен, например, в борьбу против Православия, как иной раз случалось с некоторыми западными религиозными деятелями. То есть существует некая совокупность критериев, по которым тот или иной человек может быть внесен в календарь Русской Православной Церкви, но главным условием является то, что он уже фактически почитается в той или иной местности.

И. Семенов: Ирландия преимущественно католическая страна. И это их главнейший святой, наиболее почитаемый в стране. Можно ли считать, что это определенный шаг к какому-то сближению с католиками?

Митрополит Иларион: Я бы не стал это интерпретировать как шаг к сближению с католиками. Я бы это интерпретировал как шаг сближения с местной церковной реальностью.

Помню, как открывался наш приход в Дублине. Первую Литургию я там совершил в 2003 году, в Великую субботу. Богослужения совершались и сейчас совершаются в бывшем англиканском храме, который, будучи выкуплен, теперь стал храмом Русской Православной Церкви.

Конечно, в Ирландии святой Патрик почитался с самого начала. Его знают наши прихожане, его житие изучают в школах. И мы не увидели никаких препятствий для того, чтобы он был включен в календарь нашей Церкви.

Из 16 святых, которых мы включили в календарь, если я не ошибаюсь, 11 — это французские святые. Это Герман Парижский, Герман Осерский и целый ряд других почитаемых во Франции святых.

И. Семенов: Подписан договор о том, что Венгрия на государственном уровне выделяет 2,4 миллиарда форинтов (это чуть меньше 8 миллионов евро) для восстановления трех русских храмов и строительства одного нового храма в Венгрии. Скажите, действительно столько прихожан Русской Православной Церкви в Венгрии, что нужно строить новый храм для них?

Митрополит Иларион: В Венгрии немало прихожан Русской Православной Церкви. Это не только этнические русские, но и этнические венгры. Наш главный кафедральный собор в Будапеште был построен еще в XVIII веке. Во время войны в результате взрыва бомбы был уничтожен один из шпилей собора. В 2003 году я был назначен епископом в Будапешт, и когда ехал на машине из Вены, то, въезжая на мост через Дунай, увидел этот собор и сразу обратил внимание на то, что там только одна башня. «Почему одна?» — спросил я, и мне объяснили. И тогда я подумал, что наша задача — восстановить вторую башню.

Мне удалось восстановить основы для этой башни, то есть ее каменную часть, оставалось только установить металлический шпиль. Потом я уехал в Москву. И владыка Тихон, который в настоящее время управляет этой епархией, договорился с венгерскими властями о том, что будут выделены средства на завершение этой работы. Считаю, это очень важно, потому что будет восстановлен исторический облик нашего кафедрального собора.

Среди четырех храмов, на которые выделяются деньги, есть еще и русский православный приход в Хевизе. Хевиз — это курорт, куда многие русские люди ездят лечиться на водах. И там храма нет вообще, церковь будет создаваться с нуля. Очень важно, что венгерское государство берет на себя финансовые расходы.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru.

Вопрос: Можно ли православным христианам смотреть телевизор? В грех это вменяется или нет?

Митрополит Иларион: Если я веду передачу на телевидении, значит, исхожу из того, что телевизор смотреть можно. Сам по себе телевизор — это одно из средств информации в руках человека, так же как и книга, компьютер. Вы можете взять в руки книгу религиозного характера, можете взять книгу философского содержания или художественное произведение. А если вдруг захотите прочесть книгу неприличного содержания — кто будет в этом виноват: вы или книга? Думаю, виноваты будете вы, ибо сделали неправильный выбор. То же самое и с телевизором. Вы можете смотреть по телевизору новостные программы, программы, связанные с культурой, с историей, познавательные программы. Сейчас есть каналы, специальное ориентированные на того или иного зрителя — телеканал «Культура», новостной канал «Россия 24», церковные каналы «Спас» и «Союз» и так далее. То есть вы в принципе можете смотреть по телевизору все, что хотите. Но если вы будете смотреть только развлекательные программы или, простите, порнографию, тогда, конечно, это будет грехом. Исходя из всего этого и следует самим ответить на вопрос: греховно ли смотреть телевизор или нет.

Вопрос: Что делать с грехом, который мучает с младенчества? Посоветуйте что-нибудь.

Митрополит Иларион: Святость — это тот идеал, который нам дан в лице Иисуса Христа. Этого идеала достигали немногие люди. Их имена включены в наш церковный календарь, их лики мы видим в иконостасах наших церквей, на фресках, на стенах храмов. Жития этих людей мы читаем и стараемся им подражать. Но каждый из нас может им подражать только в свою меру.

Освобождение от греха — процесс, который происходит постепенно. И иногда на это не хватает ни 49 лет, ни 50, ни всей земной жизни, потому что бороться с грехом приходится постоянно. Апостол Павел, один из двух первоверховных апостолов Церкви, говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:18-23). И от этого действия закона греха не избавлен ни один человек.

У Церкви есть способы борьбы с грехом, точно так же, как у медицины есть способы врачевания различных болезней. И главный такой способ — исповедь. Человек приходит на исповедь, называет священнику свои грехи, священник ставит диагноз, затем они вместе молятся Богу, и Господь прощает грехи, которые человек исповедал. Но это вовсе не означает, что человек раз и навсегда избавился от грехов, в которых только что покаялся. Ведь лечение не всегда сразу дает результат. Зачастую проходит много лет, прежде чем человек вылечивается от той или иной болезни. А иногда болезнь до конца не отступает и может длиться годами, и во избежание обострения остается лишь поддерживать человека в определенном состоянии.

В духовной жизни нужен постоянный самоконтроль. И Церковь не знает других средств терапии, кроме исповеди, причащения Святых Христовых Таин. Также нужно больше читать Евангелие, жития святых. И, конечно, обращаться к Богу с молитвой, потому что своими силами мы не сможем избавиться от грехов. Нужна благодатная сила Божия, которая посылается нам свыше, и только благодаря ей мы можем постепенно перебороть в себе те или иные грехи.

О современной теологии


Фото: Pixabay.com
Всякая наука стремится к собиранию знаний. Не является исключением и богословие. Люди узнают Господа, хотя и не видят его непосредственно, но постигают Бога цель и причину всего сущего. Как и прочие науки, теология основной своей целью имеет познание, идя к нему последовательно. Богословие устанавливает, систематизирует, исследует знания о Боге.

Современное богословие — это целый комплекс знаний об истории христианства, формах христианской жизни, историческом наследии, религиозных научных исследований. Сегодня теологию можно назвать наукой, изучающей христианство и религиозное миропонимание как бы изнутри.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Богословие

Теологию еще называют богословием. На самом деле это очень четкое и систематизированное изложение каких-либо догматов или учений в религии. Чаще всего это целый комплекс отдельных дисциплин, которые занимаются исследованием, изучением, изложением, защитой различных вероучений и религий. Все это, конечно же, непосредственно связано с Богом и его откровениями, формами почитания, нравственными нормами. При этом очень важно понимать, что теология и философия религии, а также религиоведение – это совсем разное.

Теперь мы знаем, что такое теология. Поговорим о том, откуда произошло это слово. При этом надо заметить, что в разное время ему придавалась разное значение. В качестве учения о вере и Боге его начали использовать только в XIII веке.

Вопрос терминологии

Терминология этой науки в русском языке несколько сложна. О не считается точным переводом слова «теология» с древнегреческого языка. В русском православии принято использовать исключительно слово «богословие», но никак не «теология». Дело в том, что ни один священник так не скажет, поскольку такое изъяснение будет воспринято как латинство. При этом русские богословы очень тщательно, внимательно и неустанно следили за развитие теологии, нередко с большим талантом и осторожностью беря что-то из нее. И. Киреевский, которого считают основоположником религиозной философии в России, считает, что теология – это ученное богословие. При этом он подчеркивает это именно в негативном ключе.

Вселенские соборы

Средневековая теология была самой насыщенной по количеству мнений. После того как время гонений на христиан наконец-то закончилось, внезапно обнаружились новые проблемы. Это были внутренние несостыковки в учении, из-за которых возникало много ересей. Обратили на них внимание почему-то только в это время, хотя они были и раньше.

Так вот, мудрые люди пришли к выводу о том, что для того, чтобы прекратить это и предотвратить в будущем, необходимо создать конкретную систему церковного учения. Так было положено начало Вселенским соборам, на которых решалась судьба учения. На первом из них решили, что христианская вера – это вера в Троицу. Выходной день перенесли с субботы на воскресенье, а верующим в Спасителя разрешили не молиться в синагогах.

Современность

Отметим, что во времена советской власти история теологии практически прекратилась. Ученым нельзя было даже думать об этом, сам предмет изъяли из образовательной системы. Однако в наше время есть даже такая богословская специальность, которой обучаются в вузах. Для примера приведем МГУ, в котором действует кафедра истории церкви. Само понятие теологии тоже стало встречаться гораздо чаще. Так, появилась специальность филолога со знанием основ теологии. Более того, её внедряют даже в творческие специальности. Например, церковное шитье.

Изменения

На втором Вселенском соборе ничего конкретного принято не было, кроме того, что христианам посоветовали уделять больше времени изучению античных авторов для того, чтобы лучше понять Святое Писание. Третье собрание было вызвано спором между Несторием и Кириллом Александрийским. Дело в том, что первый считал, что Иисус – существо в двух лицах. Период его деятельности характеризуется работами таких выдающихся богословов, как Никита Стифат, Симеон Богослов и т. д. Закончилось это время великими трудами Фомы Аквинского, которые больше опирались на работы Аристотеля и логику.

Несмотря на то что христианская теология не может нормально существовать без философии, так как та предоставляет некий понятийный аппарат, всё же в ней большее внимание отводится разуму, который спокойно и без критики принимает веру, стараясь её объяснить. При этом делается акцент на том, что сама теология довольно авторитарна, так как другие науки наравне она не признает. В это время формируется два уровня в этой науке. На нижнем ученые занимаются философствованием и изучением, а на верхнем – лишь разводят руками, так как божественные истины для человеческого разума непостижимы.

Великие умы

Теология – это наука, которая развивалась благодаря выдающимся мыслителям. Все они сделали весомый вклад, но все равно обособленно от них стоит Ансельм из Аоста. Религиозные чувства в этом человеке, кстати, пробудилось еще в возрасте 15 лет.

Что такое теология по его мнению? Это вера, которая хочет «разумения». Многие ученые сходятся на том, что это лучшее определение. Более того, именно Ансельм является автором аргумента, который несколько позже Кант назвал своим онтологическим доказательством. А еще позже Фома Аквинский использовал его для опровержения. В своих первых работах, которые были наиболее значительными, Ансельм обосновал веру в Богу без опоры на откровения. Он использовал только человеческий разум. При этом он отмечал, что это удалось даже его «среднему» уму. То есть, мы понимаем, что здесь ключевую роль играет именно разум, но никак не интеллект.

Большое влияние на формирование теологии как науки оказал Бонавентура, который жил в одно время с Ф. Аквинским. Он прославился своими лекциями, которые в качестве богослова проводил в странах современной Европы. Еще Бонавентура написал огромное множество теологических трудов, благодаря которым снискал славу среди более поздних исследователей этого вопроса.

В христианстве

История теологии была очень длинной и сложной. Августин говорил, что это наука, которая позволяет понять Бога. Он заявлял, что она категорически отличается от языческой глупости и их учений о богах. Христианские авторы длительное время поддерживали такое направление, как триадология. Это было учение о Святой Троице.

Ориген считал, что по праву первым богословом в мире был Христос. В раннем христианстве большое внимание уделялось апологетам и апостольским мужьям, которые писали различные сочинения для объяснения религии. Чаще всего эти тексты были необходимы для обращения в праведность власти и интеллигенции.

Сравнение

Несмотря на то что даже сейчас нет единого мнения о том, что же важнее — философия или теология, есть много интересных мыслей на эту тему выдающихся людей нашего времени. Исследователи говорят, что понять даже современный капиталистический мир без обращения к основам этих двух наук крайне сложно. Нельзя ставить их наравне с другими дисциплинами, так как они претендуют на нечто гораздо большее.

Огромное количество их утверждений на практике проверить не представляется возможным. При этом теология любой религии подвижна. Она постоянно изменяется и преобразуется. Отметим, что христианская теология в этом смысле самая сложная, так как в прошлом она менялась в зависимости от изменений в обществе. Это вызвано тем, что в динамичных условиях невозможно сохранить статичную картину мира. Она тоже меняется, и очень часто в пользу власть имущих.

В современно мире философия и теология конкурируют, так как они обе держатся за прошлое, а потому ничего нового привнести не могут. Хотя ранее они были огромной единой силой, которая боролась за верховенство человеческого разума. Но даже сегодня они частично едины, так как противопоставляют себя материалистической философии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]