Православная апологетика. Часть I. Краткий исторический обзор апологетических работ в связи с общей историей богословия


АПОЛОГЕТИКА

АПОЛОГЕТИКА, раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин «апологеты» закрепился за христианскими писателями 2–3 вв., которые в своих «апологиях», обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства. К ним относят Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Позднейшие апологии создавались в период гонений на христианство. Так, Августин написал трактат О граде Божием (413–426) в ответ на адресованные христианам обвинения в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от веры в языческих богов, а Фома Аквинский написал свою Сумму против язычников с целью защиты христианского учения от аристотелевой логики, клонившейся к материалистическому пантеизму. В эпохи, когда христианство стало государственной религией в христианской апологетике не было особой нужды, так что со временем это слово стало подразумевать уже не защиту христианской веры от нападок нехристианских мыслителей, а защиту ортодоксии от соперничающих трактовок этой веры в рамках самого христианства. Такова Апология Аугсбургского исповедания (1531) Ф.Меланхтона (1497–1560) и сочинения кардинала Беллармино (1542–1621), направленные против протестантских «еретиков».

Также по теме:

ТЕОЛОГИЯ

В 18 в., подорвавшем основы христианского мировоззренияя, возникла острая необходимость в защите христианской веры от новейшего рационализма, и с этого момента начинает появляться все больше и больше апологетических сочинений. Среди них особым влиянием пользовались Аналогия религии (1736) епископа Дж.Батлера и Свидетельства в пользу истинности христианства (1794) архидиакона У.Пейли. В 19–20 вв. поток апологетических сочинений не иссякал. Цель этих сочинений – показать, что христианская вера не только не противоречит утверждениям современной науки и философии, но что, напротив, прогресс современной мысли прямо зависит от христианских прозрений. Большинство новейших теологических сочинений, по существу, носит апологетический характер, поскольку современным теологам приходится постоянно примирять христианскую веру с данными науки, психологии, социологии и философии. Однако школа теологов, основанная К.Бартом, считает, что апологетика не является подлинной целью теологии и что вера обеспечивается и распространяется проповедью, а не рациональными доводами. Большинство теологов не разделяет этой точки зрения, но склоняется к признанию того, что никакая интеллектуальная аргументация не способна доказать истинность христианского учения или привести неверующих к вере.

Философская энциклопедия — апологетика

(от греч. apologeomai защищаться, оправдываться) философско-богословская полемическая наука, имеющая своим предметом защиту положений христианского учения перед враждебными ему положениями других религий, ересей, философии и пр. Как наука полемическая, А. в сильнейшей степени зависима от опровергаемых ею взглядов, и потому: 1) имеет в разные исторические эпохи разные задачи и цели; 2) вынуждена предпринимать положительное исследование враждебных учений, заимствуя многое из их языка и способа мышления. Поэтому именно через А. христианское вероучение воспринимало многочисленные влияния, и именно эта наука впервые осуществила синтез философии и христианства, тем самым создав условия самостоятельного христианского философствования и язык для его выражения. Все это делает А. важнейшей отраслью христианской философии.
Раннехристианская А. возникла уже в двадцатых годах II в. и обычно хронологически ставится на второе место в древней христианской литературе после т. н. «Писаний мужей апостольских» (Климент Римский, Игнатий Богоносец, Ерм, «Дидахэ» и пр.). К древнейшим апологетам причисляют: 1) неизвестного автора послания к Диогнету; 2) Аристида, автора самой ранней из дошедших до нас апологий; 3) Иустина Философа (Мученика), автора двух апологий, адресованных язычникам, и «Диалога с Трифоном Иудеем», написанного в опровержение иудаизма; 4) ученика св. Иустина Татиана Сирийца (Ассирийца), автора ригористической «Речи против эллинов»; 5) Афинагора Афинского, перу которого принадлежит обращенное к императорам Марку Аврелию Антонину и Луцию Аврелию Коммоду «Прошение о христианах»; 6) Фиофила, шестого епископа Антиохийской Церкви (по счету Евсевия), автора «Трех книг к Автолику». К известнейшим латинским апологетам следует отнести также Минуция Феликса, составившего блестящий диалог «Октавий» (обнаруживающий влияние Цицерона и Сенеки) и Тертуллиана, автора многочисленных произведений (в том числе и апологетических «К язычникам» и «О свидетельстве души»). Раннехристианская А. была направлена как против иудеев, убеждая тех в истинности веры во Христа-Мессию, так и против язычников. Она преследовала две основные цели: 1) опровергнуть во многом абсурдные обвинения, предъявляемые христианам; 2) разработать новый философский язык, одинаково понятный как образованному язычнику, так и христианину

Афинагор Афинский называет три главных обвинения, выдвигаемых язычниками против христианства: безбожие, едение человеческого мяса (по всей видимости, источником последнего явилось неправильно понятое Таинство Евхаристии Причастия), «гнусные Эдиповские кровосмешения». Минуций Феликс добавляет к ним также почитание головы осла и поклонение гениталиям пресвитера. Опровергая эти и подобные им обвинения в суеверии, христиане желали добиться разрешения своей религии в Империи наряду с терпимым римлянами иудаизмом (т. н. «разрешенная религия» religio licita). Апологеты также утверждают превосходство христианства над любым языческим учением, причем одним из основных доводов, ими приводимых, является аргумент древности Священного Писания.

При решении второй задачи апологеты рассматривают собственно философскую тематику. Причем в зависимости от разрешения этой проблемы они четко разделяются на два течения: 1) идущее от Иустина Мученика и включающее большинство апологетических сочинений направление, ищущее контакты с языческой культурой и признающее философию и христианство существенно сродными; 2) направление Татиана и Тертуллиана, полагавших, что между Откровением и философией, «Афинами и Иерусалимом, Академией и Церковью» лежит непреодолимая пропасть, в силу наличия которой именно философия есть «мать всех ересей» и должна быть, в языческой ее форме, совершенно отвергнута. Именно в этом контексте следует понимать известное изречение Тертуллиана, обычно приводимое в перифразе «Верую, ибо абсурдно». Крайним анахронизмом было бы утверждать, как это часто делают, наличие в этой фразе разрешения проблемы соотношения веры и разума как двух познавательных способностей души. Речь у Тертуллиана идет скорее о чисто социокультурной проблематике вопросе о соотношении христианства и язычества. Т. е.: «Верую (как христианин), ибо абсурдно (для язычника)». Однако произведения Тертуллиана, и особенно Татиана (ригоризм которого был способен только вызвать раздражение у язычников, но никак не способствовал их убеждению) нельзя считать принятыми христианской церковью. Ригоризм этих авторов привел их к ереси: Тертуллиан, как известно, одно время принадлежал к монтанистам, а затем стал и ересиархом, основав секту «тертуллианитов», Татиан же перешел к аквариям, причащавшимся не вином, а водою.

Направление, основы которого были заложены в Апологиях Св. Иустина, было более терпимо. В целях обоснования тождества философии и христианства, Иустин, используя учение стоиков о семянном логосе (logos spermatikos) разделяет: 1) логос сказанный, как космотворящее Божественное Слово; 2) логос семянной (разум человеческого рода, имеющий своим источником первую форму логоса); 3) воплощенный логос (Христос). Тем самым, между языческим философом, использующим разум семянной логос, и христианином, поклоняющимся тому же Слову в Его воплощенной форме, противоречия быть не может. Даже, по св. Иустину, философы были своего рода «христианами до Христа». Христианство же есть истинная философия, превосходящая языческую, поскольку «те писатели посредством врожденного семени Слова могли видеть истину, но темно».

Такое разрешение социокультурной проблемы вызывает в ранней А. вопрос метафизический: где был Сын, когда не было мира? Или если Логос нужен Богу для творения мира, то либо Слово не совечно Богу-Отцу, либо мир вечен в Боге? Апологеты по-разному разрешают эту проблему: Тертуллиан утверждает, что «было время, когда не было Сына», Феофил Антиохийский, впервые употребивший в христианской литературе термин «Троица» (Trias), различает Слово, скрытое в недрах Отца до творения мира (т. н. logos endiathetos), и сказанное Слово (logos prophorikos).

Традиции ранних апологетов были продолжены в Александрийской богословской школе (III в.). А. занимались и Климент Александрийский (в первом сочинении из своей знаменитой трилогии «Протрепик»), и Ориген, автор самой влиятельной богословской системы III в. (в сочинении «Против Цельса»). Александрийская школа, следуя Иустину, соединяет христианство и философию. Так, по св. Клименту, философия была неким родом Откровения Божия, подготовлявшего язычников к христианству так же, как иудаизм готовил к нему еврейский народ. Проблематика логоса продолжает волновать А. и во многом ответственна за появление системы Оригена. Последний (в труде «О началах»), остро ощущая необходимость утверждения вечности божественного Слова Христа (без чего невозможно подлинное «обожение» человека), постулирует вечность мира, вечно творимого пристнонасущим Логосом. А именно, до возникновения этого мира («зона») существовали другие миры, как и после его гибели они вновь станут возникать, будучи местом заключения отпавших от Бога душ, реализовавших свою абсолютную свободу (см. «Пелагианство»). Т. о., мир вечен, поскольку вечен Бог-Слово.

В IV в. христианство столь упрочило свои позиции, что апологии принимают скорее вид разъяснения христианского учения. Христиан заботит теперь, по сути, использование языческой философии в своих целях (стремление, выразившееся в средневековой формуле «Философия служанка богословия»). Поэтому и проблематика, связанная с космологическим понятием логоса, отошла на второй план, будучи вытеснена христологией. Однако, как таковая, А. не прекращает своего существования. Она присутствует и у капподакийских отцов церкви (IV в.) Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также у Бл. Августина (V в.: например его «Шесть вопросов против язычников»). Историк церкви IV в. Евсевий Кесарийский составил хрестоматию из творений апологетов первых веков.

В новое и новейшее время происходит возрождение А. Провозглашенная Ницше «Смерть Бога» была констатацией факта возникновения секулярной культуры. Поэтому в христианской мысли начинает особенно остро дискутироваться вопрос об отношении культуры и культа, философии и Откровения, принимающий часто апологетический характер. Апология нового времени противопоставляет христианство современной науке, используя при этом (особенно в протестантизме) вполне научный метод (Франк, Планк, Ульман и др.), а с XIX в. противостоит материализму (Ричль, Гарнак, в России Юркевич), дарвинизму и др. теориям.

В России возрождение А. во многом было связано с традиционной русской проблемой «Народ и интеллигенция». Помимо чисто церковных писателей (архим. Августин, Кудрявцев-Платонов, прот. Светлов и др.) к апологетам могут быть отнесены и многие философы (особенно «софиологи» и вообще философы всеединства). Так, например, у В. С. Соловьева немалую роль играют методы, свойственные христианской А. Для того, чтобы обосновать единство христианства и рационалистической философии, Соловьев (в «Чтениях о Богочеловечестве») прямо использует разделение Божественного Слова, предложенное св. Иустином. Т. о., философия (или Запад, наука, интеллигенция) едины с христианством (Восток, религия, народ). Использование понятия Логоса в таком архаичном, узкокосмологическом значении ставит перед мыслителем те же проблемы, что и перед ранними апологетами. И Соловьев увековечивает мир, но уже не в виде круговорота миров Оригена (осужденного V Вселенским Собором), а в виде «мира-вБоге», Божественной Софии как совокупности вечных идей-прообразов тварного мира.

В русской философии XX в. следует о прот. В. В. Зеньковского (Париж, 1957), трактующую христианское учение в его отношении к современным научным теориям (учениям о происхождении Вселенной, дарвинизму, физиологии, психологии, палеонтологии, социальным учениям, теории «бесцерковного христианства» и пр.).

М. Б. Хомяков

Христианская апологетика и понимание ее различных видов

Христианская апологетика для защиты веры

  • История и археология
  • Как мы получили Библию (включая ответы к формам критики и т.п.)
  • Наука
  • Противоречия в Библии
  • Защита христианской теологии (страдания, ад, жестокость в Ветхом Завете, и т.п.)

Христианская апологетика для создания веры

  • Мировой взгляд
  • Пророчества
  • Чудеса / Воскресение
  • Заявления Иисуса Христа

Список апологетических авторов, Бернард Рамм:

  • Апологеты, которые делают акцент на личном опыте и милости в основании веры. (Паскаль, Сёрен Обю Кьеркегор (Киркегаард), Рудольф Карл Бультман, Карл Барт, Пауль Йоханнес Ти́ллих)
  • Апологеты, которые делают акцент на естественной теологии в основании веры. (Фома Аквинский, Тенат, Уильям Лейн Крейг)
  • Апологеты, которые делают акцент на вдохновенности Библии в основании веры. (Августин, К.С. Льюис, Джош Макдауэлл)

Классификация профессиональных апологетов христианства

Классическая христианская апологетика

(Уильям Лейн Крейг, Фома Аквинский, Спроул, Норманн Гайслер, Стефан Т.Дэвис, Ри́чард Суинбёрн)

Начнём с теистических доказательств. Логически мы должны установить существование Бога. Используем классические Аристотельские доводы. После этого мы должны показать, что христианский Бог это и есть тот Бог. И только гораздо позже мы должны беспокоиться о Библейском вдохновении и т.п.

  • Онтологические, космологические, теологические и другие рациональные доводы в пользу Бога.
  • «Чудеса не могут доказать Бога. Только Бог может доказать чудеса».
  • В воскресении нет никакого смысла, пока мы не установили существование Бога.
  • Кому больше помогут такого рода свидетельства? Я не знаю. Атеисту? Пантеисту?

Достоверный, или Кумулятивный (совокупный) случай

(Гэри Роберт Хабермас, Кларк, Пинок, Стробел, Джош Макдауэлл, К.С, Льюис, Иустин Мученик, Иероним)

Кумулятивное доказательство богодухновенности Библии. Принижение значения классической апологетики, как почти не имеющей практической ценности для обычного (среднего) человека. Акценты на пророчествах, исторических фактах, доводы по поводу чудес и особенно воскресения Иисуса Христа.

Достоверность. Подход в один шаг. Например: чудеса могут доказать Бога, в то время как классики говорят мы должны доказать существование Бога, чтобы говорить о реальности чудес. Эклектика.

Главным образом исторические и индуктивные доказательства (такие как пророчества, чудеса, логические аргументы воскресения, и т. п.) Естественная теология это только малая часть этого метода и не является фундаментальной.

Кумулятивный случай. Не полагается на индукцию, но более на разновидность стандартного довода. Например Ли Стробел. Достоверность его является наиболее резонным заключением. Христианские теологи настаивают, что христианство лучше других точек зрения объясняет все имеющиеся факты и свидетельства, будь это теистический (богословский) или атеистический взгляд.

  • Итак, какому типу людей будут полезны эти аргументы?
  • Ответ: тот, кто имеет хотя бы базовые знания в теологии.

Исходная предпосылка

Начинает с утверждения/предпосылки, что основы христианской теологии есть исходные суждения в апологетике. Другие точки зрения это фильтр, который устраняет рациональные доказательства христианского теизма. Стремится показать, что это единственная парадигма, которая соотносится с реальностью. Единственно рациональный образ мышления это христианский теизм. Мы должны представлять библейского Бога не просто как вывод или заключение к рассуждениям, но того кто вообще делает доводы и выводы возможными. Мировозренческая апологетика. Даже неверующие строят доводы, которые имеют смысл без опоры на Бога. Любое другое мировоззрение не способно объяснить зло, мораль, природу физической реальности, и т.п.

  • Откровения в исходной предпосылке. Вера в триединого Бога, обнаруженного в Писании это единственный способ объяснить мир. Корнелиус Ван Тиль, Джон Фрейм.
  • Рационализм в исходной предпосылке. Использует закон непротиворечия. Все мировоззрение строится на доказательствах одного другим. (Рональд Раш, Гордон Кларк)
  • Систематическое постоянство, последовательность в исходной предпосылке. Может объяснить все факты, и удовлетворить все нужды. Практицизм в исходной предпосылке. Френсис Шеффер.
  • Христианство как единственно жизненная система веры и мировоззрения. Корнелиус Ван Тиль, Гордон Кларк, Френсис Шеффер, Доктор Боб Курка.

Епистемологические реформы

Аргументы в основном из личного опыта. Противоположность апологетики «достоверности». Под ударом епистемологические допущения классической и достоверной позиции. Это «рационально» верить чему-то без достоверных фактов.

Кальвинисты имеют склонность к такой точке зрения, потому что они полагают, что вера это полностью дар и выбор Бога и не зависит от нашей мотивации и наших усилий.

  • Их основной порыв — защищать веру, которая уже была дана верующему. И они не будут использовать факты и очевидные доказательства в евангелизации. Келли Джеймс Кларк, Алвин Плантинга.
  • Заметьте, что Уи́льям Лейн Крейг и даже Даглас Джакоби перечислили правомерность христианского опыта в качестве «доказательств» в последних дебатах.
  • Кому это поможет? Моё мнение: большему числу людей. Большинство верит в субъективные, а не в рациональные (не иррациональные) доводы.

Фидеизм

На самом деле это не апологетика. Фидеист скажет, что использование апологетики унижает (дискредитирует) Бога. Вера, которая нуждается в достоверных фактах, не есть вера. Вера это капитуляция и принятие. Факты не поддерживают, а дают неправильное истолкование веры.

Кто-то скажет, что это то же самое, что и Пресапозиционализм, но это не так. (*Пресапозиционализм – направление в апологетике, которое утверждает, что в исходной предпосылке есть Бог и Священное Писание см. выше)

Христианская апологетика и ее использование: книга Деяний и история церкви

Книга Деяний не просто сборник правдивых и хороших, вдохновляющих историй. Это записи о движении, которое в итоге полностью, абсолютно, совершенно, навсегда изменило мир. Для нас даже трудно представить насколько сильно они изменили будущее человечества его историю и вечность.

Римская империя была смесью древнего политеизма, местных божков, греческой философии (Пифагор, Эпикур, стоики, неоплатонисты), гностицизм, египтяне, мистика религии персов, и дуалистическая религия персов. Логически это было абсолютно невозможно, чтобы иудейское движение, ведомое в основном бедными, необразованными людьми из сравнительно незначительной провинции Римской империи с понятиями диаметрально противоположными мировоззрению Римлян и Греков, лидер которых был казнён в молодом возрасте, который не оставил никаких записей и не покидал место своего рождения дальше чем 100 миль, который даже не говорил на греческом, который сделал то, что никто из варвар не мог сделать — он завоевал Рим.

Деяния 1:8 Устрашающее видение?

Однако это то, чем они жили. Это то, что нам нужно сегодня. Наш мир сходит сума, выходит из под контроля. Мы очень быстро катимся в смесь движения Нью Эйдж и индуизма, буддизма, философии голливудского буддизма и атеистического материализма. А также в мультикультурный постмодернизм, религиозный исламский радикализм, католический ритуализм, кальвинистско-евангелистический грацизм (теология обогащения) и нигилестический либертенизм. Мораль буквально исчезает на глазах. Единственная надежда для этого мира в том, что мы заново изменим его.

И нам необходима новая революция как та, которая описана в книге Деяний. Логически мы не сможем этого сделать, но они, же делали это вопреки всему.

Деяния 5:33-39 Они были от Бога, и никто не мог остановить их! Это справедливо и сегодня.

Почему церковь меняла этот мир с первого по третье столетие? Если мы от Бога, то ничто, и никто не будут в состоянии остановить нас. Чему мы можем научиться из этого и применить к себе?

Первая причина – Иисус Христос. Те, кто лично знали Иисуса из Назарета и те, кто напрямую получали влияние от этих свидетелей, были чрезвычайно устремлены, и имели глубокие личные убеждения. Это было движение Иисуса Христа. Чему мы можем здесь научиться?

Вторая причина — правомерные утверждения истины. В добавление к правомерным утверждениям истины были исполнение пророчеств, чудеса, и воскресение. Движение было основано на властных утверждениях истины, которые подкреплялись достоверными фактами, имевшими смысл. Чему мы можем здесь научиться?

В то время как острота событий начала притупляться, всё стало казаться не таким срочным и эти причины (1 и 2) стали сходить на нет. (*Иисуса не стало и апостолы один за другим и их ближайшие ученики тоже уходили из жизни: кто-то был убит, а кто умер естественной смертью), их влияние стало уменьшаться также, почему всё таки церковь продолжала свой экспоненциальный рост? Этих двух пунктов было не достаточно, чтобы завоевать языческий и греческий мир с их религией и философией.

Третья причина — этичное/моральное поведение. Итак, очевидно неизбежное влияние морально-этического превосходства приверженцев этого растущего христианского движения.

Четвёртая причина — ответ на трудный вопрос. (Мирской взгляд, интеллектуальное превосходство). Из-за Оригена христианская теология рассматривалась в купе со стоицизмом и неоплатонизмом в те дни, но предлагающей что-то большее обычному человеку, в отличие от них. Христианство гораздо лучше других точек зрения давало ответы на вопросы, которые задавали думающие люди.

Пятая причина — цель и достоинство. Утверждённое, как движение с интеллектуальными полномочиями, церковь предложила смысл, цель, и достоинство, как бедным, так и богатым, а также как интеллектуалам так и не образованным. Возможно, самое значимое из всего, что давало христианство — один и тот же смысл, достояние, как для мужчин, так и для женщин что-то, что мистические религии и «истинные философии» не давали даже близко. Многими из влиятельных членов церкви первых трёх столетий были женщины, и это не случайно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]