Реформация и крестьянская война в Германии — краткий конспект

31.10.1517. – Начало протестантской Реформации в Европе


Реформация (лат. reformatio ‒ исправление, превращение, преобразование, реформирование) ‒ широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI ‒ начала XVII века, направленное на оздоровление католической церкви, однако приведшее к отказу от Церкви вообще и ее замене молитвенными собраниями верующих.

Прежде всего следует вкратце охарактеризовать состояние Европы того времени. Основной государственной структурой в ней была «Священная Римская империя» (с 1512 г. ‒ «Священная Римская империя германской нации»), основанная в 962 г. восточно-франкским королем Оттоном I Великим и считавшая себя продолжением Римской империи, восстановленной на Западе Карлом Великим в 800 г. в соперничестве с Восточной Римской Империей. В период наивысшего расцвета в состав новой империи входили: Германия, являвшаяся ее ядром, северная и центральная Италия, Нижние Земли, Чехия, а также некоторые регионы Франции. Во главе империи стоял император, но его титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. С властью императоров конкурировал папский престол. («Священная Римская империя» просуществовала до 1806 г. и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн.)

Реформация была направлена как против церковной, так и против политической власти в империи. Центром Реформации принято считать Германию, которая к началу XVI века была политически раздробленной, вследствие чего Римский папа имел большое политическое и экономическое влияние в отдельных феодальных княжествах, подвергая население поборам (десятина, индульгенции и др.). Это и моральное разложение духовенства послужили поводом к выступлению доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера.

Мартин Лютер

31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои 95 тезисов против злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций, понимаемых как отпущение грехов за деньги независимо от таинства исповеди. Основное богословское положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает спасения души не через церковь и ее обряды, а при помощи веры и благодати, даруемой ему непосредственно Богом. Лютер отверг все исторические и догматические постановления церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию в его собственном толковании. (Таким образом протестантизм постепенно отверг почти все церковные богослужебные традиции и таинства (крещение, миропомазание, исповедь, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства), большинство протестантских течений сохранили лишь таинство крещения.)

Разумеется, Папа издал буллу, осуждающую учение Лютера. 10 декабря 1520 г. при огромном скоплении народа Лютер сжег эту папскую буллу. Император «Священной Римской империи» Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютер, стоя перед императором, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории империи, и начались репрессии против его сторонников.

Реформация вызвала многочисленные религиозные конфликты, крупнейшим из которых была Тридцатилетняя война с 1618 по 1648 гг., затронувшая практически все европейские страны. Общие потери по разным оценкам составили от 5 до 8 миллионов человек. Многие регионы потерявшей от 20 до 45 % своего населения империи были опустошены голодом, эпидемиями и долгое время оставались безлюдными.

Концом утверждения Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 г., по итогам которого стороны отказались от своего исключительного права на знание истины, вместо этого был принят принцип религиозного плюрализма и политической децентрализации. Признание за князьями национально-государственного суверенитета означало, что на своей территории каждое государство обладает всей полнотой власти и князь имеет право выбирать религию.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), к нынешнему времени насчитываются сотни протестантских деноминаций. (Наиболее консервативная ветвь тогдашнего протестантства ‒ возникшее особым путем англиканство.)

Реформация вызвала ответную реакцию со стороны католической церкви ‒ Контрреформацию. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (территория современной Бельгии) и в Речи Посполитой. Во Франции государственной религией остался католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.

Контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путем преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещенных книг, то внутренне это были некоторые меры очищения в самой католической церкви.

В 1536 г. папа Павел III создал комиссию, которая признала, что во многих злоупотреблениях были виновны папы и кардиналы, ставившие меркантильные интересы выше духовных. В 1545 г. по инициативе Павла III был созван Тридентский собор, на котором были приняты документы в связи с церковными злоупотреблениями. Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности.

Тем не менее главных своих еретических новшеств католики так и не преодолели, а вожди Реформации их и не порицали, ограничиваясь критикой внешних злоупотреблений.

Помимо социально-экономических причин, предпосылкой Реформации послужили вольнолюбивые идеи эпохи Возрождения с ее возвеличиванием человеческой индивидуальности и земных ценностей, к которым стремился зарождавшийся класс буржуазии, желавший независимости от церковной морали.

В такой атмосфере огромную роль в Реформации сыграло еврейство. Нью-йоркский раввин Л.И. Ньюмэн опубликовал большое исследование на эту тему, резюмируя: «почти все реформаторы христианства имели по крайней мере одного друга или учителя-еврея, все важнейшие движения Реформации в своих истоках обращались к міру еврейской Библии» (Newman, Louis Israel. Jewish Influence on Christian Reform Movements. New York, 1925). Это привело к образованию масонства как унии протестантства с иудаизмом (с целью подрыва христианских монархий и обретению евреями равноправия) и появлению иудаизированных христианских сект, из которых наиболее известны пуританизм в Англии и кальвинизм в Швейцарии, которые приняли иудейское толкование богатства как предопределенной свыше богоизбранности. Наибольшее распространение эти секты и протестантизм в целом приобрели в Америке, в том числе с идеологией т.н. «христианского сионизма», трактующие Россию как «империю зла», «Гога и Магога», который найдет свою погибель в войне против «Израиля».

Однако и в США и в Европе известны также протестантские авторы, подвергающие иудаизм критике за нацизм и подготовку царства антихриста, как и антихристианскую глобализацию. Например: известная книга американского евангелического историка и богослова: Theodore Winston Pike. «Israel: Our duty… Our dilemma (1984); вышедшие в германском издательстве Bibel- und Schriftenmission Dr. Kurt E. Koch e.V книги пастора-антиглобалиста: Wolfgang Borowsky. «Christus und die Welt des Antichristen» (1984); «Kommt Lyzifer an die Macht?» (1985).

В целом Реформация западного христианства ослабила нравственные запреты в общественно-экономической деятельности, что стало причиной возникновения капитализма. Это убедительно исследовал основоположник социологической науки М. Вебер в своем знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1904).

В светских энциклопедиях к протестантству обычно причисляется и живший веком ранее Ян Гус (1369‒1415) ‒ национальный герой чешского народа. Он был священником и некоторое время ректором Пражского университета, протестовал против пороков католического духовенства. Гус стойко держался своих убеждений и был сожжен в Констанце вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419‒1434). Причины критики католицизма Гусом были во многом теми же, что и у Лютера, однако вот что писал об этом чешском мученике и его сподвижниках видный дореволюционный богослов проф. А.П. Лопухин.

«В глубине его души еще не угасли кирилло-мефодиевские предания, не порвалась еще та внутренняя историческая нить, которая связывала его с православным востоком. И вот, в лице его лучших людей вновь оживились эти предания, взоры их обратились опять к православному востоку, где церковь жила без папы и их разлагающей политики, – жила в простом благочестии, по преданию апостолов и оо. церкви. Если где, то именно там, на правосл. востоке, нужно искать спасения и от удручающих западную церковь зол и невзгод. К сожалению, целые века отчуждения правосл. востока от общего движения западного мiра и особенно его печальное положенье под тяжким игом ислама не дали возможности осуществиться этому стремлению души чешского народа к восстановлению старых кирилло-мефодиевских преданий и как их необходимая следствия – воссоединения с правосл. востоком, и все движение получило другой характер, находя себе стимул и поощрение в движении, возникшем на окраине западного мiра – в Англии и имевшем сродный характер в смысле протеста также против папства и дел его. Виновник этого движения был Виклеф, преобразовательные идеи которого, не имевшие особенного успеха в самой Англии, однако, нашли горячее сочувствие и широкое распространение на разным странам Европы и особенно в Чехии…

Главным источником христ. вероучения и жизни он [Ян Гус] считал Св. Писание, не отрицая однако и другого источника, – именно Св. Предания. Против обвинения, будто он излагает Св. Писание по собственному разуму и не соображается с толкованиями отцов церкви, он приводил в свою защиту то, что в действительности часто приводит мнения отцов и учителей церкви. – Свои убеждения и воззрения относительно церкви он изложил преимущественно в «Трактате о церкви», прочитанном в Вифлеемской часовне… Что касается папства, то Гус прямо говорит, что не папа, а только Христос есть глава вселенской церкви (caput, capitaneus). Двух глав не может быть, иначе вышло бы чудовище… Лишь в том случае римский епископ есть наместник Христов, наследник Петра, обладатель апостольской кафедры, когда он следует по стопам Христа, учит и живет по-апостольски. Папским велениям надо следовать только тогда, когда они основаны на законе Христовом, в противном случае им должно противодействовать…; иногда может стать долгом – проповедовать Евангелие вопреки папскому отлучению, как это и делал Гус… И в учении об оправдании, и в отношении призывания святых, он стоял на почве древней церкви. В этом заключается его существенное отличие от Виклефа, который открыто сошел с этой почвы и, несомненно, был повинен в разных ересях и заблуждениях, и если Гус увлекался сочинениями Виклефа, то отнюдь не потому, чтобы он сочувствовал его учению во всем его объеме, а просто потому, что находил в нем источник вдохновения и возбуждения для своих стремлений к свободе национально-религиозного духа от тяжелого и позорного ига папской тирании» (Православная Богословская энциклопедия).

1415 г. Сожжение Яна Гуса. Раскрашенная гравюра из издания «Хроники Констанцкого собора»

+ + +

В Русской Церкви Реформации не было. Православное осмысление Реформации в России началось уже вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима Грека, причем тот, отвергая реформаторскую программу Лютера, был согласен с ним в оценке папства. К 1640-м гг. относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки, опиравшегося на опыт полемических сочинений архимандрита Захарии Копыстенского.

Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться протестанты ‒ мастера, а также военнопленные, которым русскими Царями было дозволено исповедовать свою веру. В Москве и ряде торговых городов существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и имелись протестантские церкви. Русские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь.

Лишь в петровскую эпоху дух протестантства вместе со всем западным стал привечаемым в России. С протестантским влиянием ассоциируется деятельность Петра I по преобразованию Русской церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество). Тогда же в русское высшее общество проникло и масонство. Результат известен.

В конце XIX века в Российской Империи было около 5 млн. протестантов. В основном это были жители Финляндии и Прибалтики, а также иммигранты, в том числе обрусевшие (например, протестантами большую часть жизни были русские патриоты В.И. Даль и граф генерал Ф.А. Келлер, в конце жизни перешедшие в Православие). Протестанты не имели ограничений по службе наравне с католиками и православными. К 1917 году в России насчитывалось лишь около 200 тысяч коренных российских протестантов.

В середине 1990-х годов численность российских протестантов составляла чуть более 1 млн. верующих. В середине 2000-х гг. прихожанами протестантских церквей считались 2 млн. человек. По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 г. в России насчитывалось 2,56 млн. протестантов. В 2014 г., на основании полевых исследований и данных протестантских союзов религиовед Роман Лункин заявил о 3 млн. протестантов в РФ.

Вместе с ростом численности протестантских общин, растет и их доля среди религиозных объединений, зарегистрированных министерством юстиции РФ. Если в 1991 г. протестанты составляли 3 % от всех официально зарегистрированных религиозных объединений, то к 2008 г. это число достигло 21 %. В 2012 г. база данных минюста содержала информацию о 4,4 тысячах протестантских религиозных объединениях. Однако значительное число протестантских общин действуют без регистрации. Согласно самим протестантам, к 2014 г. в России существовало около 10 тысяч протестантских общин. Рост в любом случае налицо.

Более 90 % современных российских протестантов стали таковыми после 1990 г. благодаря иностранным миссионерам.

Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы. Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, адвентисты и евангельские христиане-баптисты. В стране также действуют общины евангельских христиан (прохановцев), методистов, пресвитериан, реформатов (кальвинистов), меннонитов, англикан, «Армии Спасения», перфекционистов, реставрационистов, квакеров и др.

М. Н. Использованы сведения из Википедии.

Пояснение. В XVI веке в Европе был Юлианский календарь, Григорианского календаря еще не было. И по Юлианскому календарю 31 октября в этом году соответствует 11 ноября, однако в Европе сохраняют дату 31 октября по н. ст. Этот праздник является государственным в германских землях как День Реформации. Поскольку этот праздник западный, мы тоже ставим его в календарь на эту дату.

Постоянный адрес страницы:

Оставить свой комментарий

« Предыдущая запись

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:

    Католический универсализм отрицал национальность Теократическая идея давила государство Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам Изобретение книгопечатания Открытие Америки Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви
    В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Библия, а не церковь. Христос, а не папа римский

С таким девизом, в котором переосмысливаются религиозные ценности, выступил в конце XIV века, ещё задолго до Реформации, Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета. Он стал человеком, который напомнил католикам о старых идеях, на которых выросло христианство. За что и был сочтён еретиком.

Один из предшественников протестантизма, Джон Уиклиф первым перевёл Библию на английский язык, однако римская церковь не оценила его стараний, поскольку она была наделена абсолютной монополией на толкование Библии. Уилклиф учил, что каждый человек связан с Богом напрямую, и для этого ему не нужны никакие посредники. За эти деяния, а также за то, что клеймил Папу Римского отступником и антихристом, он и был уволен из Оксфорда, его учеников при этом вынудили отречься от его взглядов.


Владислав Муттих. «Ян Гус на костре в Констанце». (Pinterest)

Однако распространению его идей это уже не могло помешать: учение виклифистов стало идейной основой для общины лоллардистов и для проповедей Яна Гуса. Последний за свои идеи был сожжён на костре вместе со своими трудами. Труп Уиклифа был выкопан по решению Констанцского собора и тоже сожжён на костре. Показательные казни надолго отбили у мыслителей желание реформировать церковь.

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

  • 1520-е годы — Германия
  • 1525 — Пруссия, Ливония
  • 1530-е годы — Англия
  • 1536 — Дания
  • 1536 — Норвегия
  • 1540 — Исландия
  • 1527-1544 — Швеция
  • 1518-1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева
  • 1520-1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм
  • 1550-е — Франция: кальвинизм
  • 1540-1560-е годы — Нидерланды

Появление протестантизма

После окончания крестьянской войны часть германских князей продолжила секуляризацию церковных земель. Некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих прежних духовных княжеств. Так, например, поступил великий магистр Тевтонского ордена, который в 1525 году принял титул герцога Прусского. Другая часть князей, напуганная крестьянской войной и видевшая ее причины в реформации, осталась верной католицизму.

Император Карл V, отстаивая интересы католической церкви, в 1529 году созвал рейхстаг, на котором потребовал от князей прекратить секуляризацию церковных земель. Князья, сторонники учения Мартина Лютера, заявили протест. Так появилось слово протестантизм, обозначающее одно из направлений в христианстве. Основные положения лютеранства были изложены в документе под названием «Апология Аугсбургского вероисповедания».

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия
    В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

Краткая биография Мартина Лютера

  • 1483 (1484?), 10 ноября — родился в Эйслебене (Саксония)
  • 1497— 1498 — учеба в школе лоллардов в Магдебурге
  • 1501 — 1505 — учеба в Эрфуртском университете
  • 1505 — 1506 — послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
  • 1506 — принял монашеский обета
  • 1507 — рукоположен в священнический сан
  • 1508 — перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
  • 1512, 19 октября — Мартин Лютер получает степень доктора богословия
  • 1515 — избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
  • 1517, 31 октября — отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
  • 1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
  • 1520, 15 июня — булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
  • 1520, 10 декабря — на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
  • 1521, 3 января — булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
  • 1521, май — 1522, март — Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
  • 1522, 6 марта — возвращение в Виттенберг
  • 1525, 13 июня — женитьба на Катарине фон Бора 1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
  • 1526, 7 июня — родился сын Лютера Ганс
  • 1527, 10 декабря — родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
  • 1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
  • 1536, 21—28 мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
  • 1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
  • 1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
  • 1546, 18 февраля — Мартин Лютер скончался от болезни сердца
    • Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

    Как отмечается юбилей?

    Евангелическая церковь в Германии объявила целое юбилейное десятилетие, «Лютеровскую декаду». Она началась в 2008 г. Ежегодно в фокус внимания попадает какая-то одна определенная тема, например, «Образ и Библия» (2015), «Реформация и политика» (2014), «Реформация и музыка» (2012). 31 октября 2021 года по всей Германии пройдут торжества в честь Реформации. По случаю юбилея проходят и различные мероприятия и выставки. Отдельно следует назвать три общенациональные национальные выставки, объединенные общей вывеской «Реформация в полную силу» и освещающие различные аспекты этого исторического события. Выставка в Берлине посвящена глобальному резонансу Реформации («Эффект Лютера»), в Виттенберге – влиянию молодого Лютера на людей («Лютер! 95 ценностей – 95 людей»), в Айзенахе – меняющемуся представлению немцев о Реформаторе («Лютер и немцы»).

    ©

    Краткая биография Жана Кальвина

    • 1509, 10 июля — родился во французском городе Нуайон
    • 1513-1531 года в Париже, Орлеане, Бурже постигал гуманитарные науки, юриспруденцию, теологию, получил степень лиценциата
    • 1532, весна — на собственные средства опубликовал свой первый научный труд — комментарии к трактату Сенеки «О кротости»
    • 1532 — получил в Орлеане докторскую степень
    • 1532, вторая половина — стал протестантом
    • 1533, октябрь — написал речь «О христианской философии» для ректора университета Николя Копа, за которую тот подвергся преследованиям
    • 1533-1535 — как автор крамольной речи скрывался на юге Франции
    • 1535, зима — опасаясь за свою жизнь, бежал в Швейцарию
    • 1536, первая половина — жил в Базеле и итальянском городке Феррара при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII, опубликовал свой главный труд «Установления христианской веры»
    • 1536, июль-1538, весна — жил в Женеве, пока не был изгнан
    • 1538-1540 — Берн, Цюрих, Страсбург
    • 1540, сентябрь — женитьба на вдове Иделетте Штордер
    • 1541, 13 сентября — возвращение в Женеву по решению Совета города
    • 1541, 20 ноября — представил проект устава церкви, который был утверждён Генеральным собранием граждан
      Устав предусматривал избрание 12 старейшин. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть сконцентрировалась в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние. Принимаемые по настоянию Кальвина законы имели целью сделать из Женевы прообраз «града Божьего». Женева должна была стать протестантским Римом. Кальвин призывал строго следить за чистотой и порядком в Женеве — она во всем должна была стать образцом для других городов. Задачей церкви Кальвин считал религиозное воспитание всех граждан. Для этого Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Был упразднен пышный католический культ, приняты жесткие административные меры, направленные на укрепление морали. Над всеми гражданами был установлен мелочный и придирчивый надзор. Посещения церковной службы стали обязательными, запрещались развлечения, танцы, яркие одежды, громкий смех. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались обструкции. Кальвин отличался тяжелым, властным характером. Он нетерпимо относился и католикам, и к представителям других реформационных течений. По его настоянию противники его учения подвергались изгнанию и даже смертной казни. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города
    • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
    • 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
    • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно
      Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об «абсолютном предопределении» не имело фаталистического характера. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности — бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства

    Противостояние князей протестантов и князей католиков

    Противостояние князей протестантов и князей католиков, которых поддерживал император, вылилось в две войны. Это так называемые Шмалькальденские войны. Но боевые действия не привели к перевесу ни одной из сторон и в 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир. Император признал право князей самостоятельно решать, какой будет религия в их государстве. Таким образом, восторжествовал принцип: чья земля, того и вера. Подданные же должны были исповедовать ту религию, к которой принадлежал их князь.

    Северные и северо-восточные земли Германии, а также некоторые центральные княжества, приняли лютеранство. Юг остался католическим. Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии. Постепенно в XVI веке лютеранство распространилось в Европе. Оно стало официальной религией в Дании, Норвегии, Финляндии и прибалтийских землях.

    Контрреформация

    Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]