Обязанности крестного. Что должны делать крестный отец и крестная мать?


В словаре Даля

к кресту, в разн. знач. относящ. С нами крестная сила! Крестное подножие. стояло. Крестное знаменье. — целование, присяга, клятва. — смерть, распятие. — ход, торжественое шествие духовенства, с крестом, иконами и хоругвями. Крестный отец, мать, кум и кума, восприемники от купели; — сын, дочь, крестники, принятые кем от купели; — брат, сестра, принятые от купели одним и тем же лицом, у кого общий крест, отец или мать. Крестник м. -ница ж. крестное дитя, сын или дочь, крестовое дитятко, сын по кресту, по Господу, принятый кем-либо от купели при св. крещении. Помер крестник, да кума жива. -ников, -ницын, ему, ей прнадлежщ.; -ничий, к ним относящ. Крестовый, к кресту относящ. Крестовый поход, война, бывшая во имя св. креста, для освобожденья Святых мест от мусульман. — брат, сестра, или просто крестовый, -вая, названый, побратим и посестра; братаются, меняясь тыльными крестами, при зароке вечной дружбы, крестятся и обнимаются. Если у заболевшего на ходу бурлака есть на судне крестовый брат, то этот покидает судно, лишаясь заработков, поколе не пристроит брата. На сев. крестовый употреб. иногда вм. крестный. Крестовушка, крестовая сестра. Крестовый, в виде сущ. твер.- вышн. городской, легковой извозчик, с перекрестка. Крестовая сущ. молельня в доме, образная. Крестовая церковь, при архиерейском подворье. Крестовая церковь и кресты правит (см. Новая Скрижаль). — священник, при архиерейской или вообще домовой церкви. Крестовая палата, приемная, у архиерея. -запон, пск. двойной заплав, нута на реке, для удержанья сплавов леса. — запад (на Селигере), северо-запад. — свод, сведенный со всех четырех углов накрест, на четыре паруса. Крестовая масть, в картах, кресты, трефы, жлуди. — камень, крестоватик, ископаемое, составленное как-бы иэ крестиков. — трава, ломотная, Geranium sanguineum. — корень, осоть, волчец, Сardus (или Cnicus) benedictus. Крестивый самоед, арх. крещеный. Крестоватик м. четырехмесячный (августовский) песец, бол. норника и менее недопеска; у него бурый крест вдоль хребта и поперек лопаток. | Крестовый камень. Крестоватиковый мех, песцовый, из крестоватиков. Крестовик м. ископаемое ставролит. | Петровский рубль, с крестом из четырех букв П. | Растен. Роlygala amarа. | Паук крещатик, крыжеватик. | калужск. ветер, дующий в спину. Крестовник м. растен. Роlygala amarа, истод, измодик. | Растен. Scrophulariа, норица. Крестовка ж. или крыжак, лиса с бурым крестом (как крестоватик) по рыжей шерсти. | Трефовка, карта. | Растен. Сrucionellа. | Ночной мотылек, ночничек с крестом. | Костр. ладейка, бумажный змей. Крестовина ж. в машинах, связь или вязка крестом, четыре спицы или две слеги накрест в колесе и пр. Крестовинный, к крестовине относящ. Крестец м. задняя часть поясницы; место, где последние позвонки примыкают к крестцовой кости, треугольной, в виде сросшихся позвонков же, и замыкаюцией таз сзади. | Крестец, крест, крестенка, копушка хлеба в снопах на жниве, до уборки; обычно по 13 снопов (господский), есть и по 17 и по 20, вообще по четыре крестца на копну.

Обязанности крестных во время крещения

Крестные родители должны знать наизусть Символ Веры , в котором заключены все главные истины Православия. Его нужно будет прочитать во время таинства крещения:

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Во время совершения таинства крестные родители держат младенца на руках (если ребенок беспокоится и плачет, допускается его держать родной матери, в этом нет нарушения). Наиболее важен момент, когда крестный принимает крестника от купели из рук священника. Поэтому крестные иначе называются восприемниками. Принимать мальчика от купели должен крестный отец, девочку – крестная мать.

В словаре Д.Н. Ушакова

КРЕ́СТНЫЙ сн, крестная, крестное. прил. к крест в 1 ·знач. (церк.). Крестное знамение. Крестное целование (присяга, клятва, сопровождающаяся целованием креста; ·ист. ). Крестный ход (церк.) — церковное шествие с крестами, хоругвями и иконами. С нами крестная сила (·прост., ·устар.) — выражение, произносившееся в момент испуга или крайнего изумления суеверными людьми. II. КРЁСТНЫЙ сн, крёстная, крёстное. 1. прил., обозначающее отношения между восприемниками и крестимыми. Крестный отец, крёстная мать (восприемники по отношению к крестимым). Крестный сын, крёстная дочь, крёстные дети (крестимые по отношению к восприемникам). Крёстные братья, сестры (крестники, крестницы одного крёстного отца или одной крёстной матери по отношению друг к другу). 2. в знач. сущ. крёстный, крёстного, ·муж., крёстная, крёстной, ·жен. То же, что крёстный отец, крёстная мать.

Главные обязанности крестных

Во время таинства крещения на крестных родителей ложится обязанность поручиться за веру младенца и в дальнейшем воспитывать его в православной вере. Сам ребенок еще ничего не знает и не может исповедовать веру, поэтому за него обеты крещения приносят крестные родители. Если ваша вера недостаточно крепка, стоит серьезно подумать, прежде чем соглашаться взять на себя обязанности крестного. Ведь в дальнейшем вам придется отвечать перед Богом не только за себя, но и за своего крестника.

Крестные родители всю жизнь молятся за крестника. Пока ребенок маленький, они учат его православной вере, стараются, чтобы он чаще посещал храм, причащался, объясняют смысл богослужения, рассказывают о святых, об иконах, о православных праздниках. Когда ребенок становится подростком, именно крестные должны особенно позаботиться о его нравственном состоянии. Этим объясняется выбор крестных – мальчику непременно нужен крестный отец, а девочке – крестная мать, наличие второго крестного не является обязательным. С крестным своего пола подростку легче обсудить какие-то личные вопросы, проблемы, о которых он, быть может, не решается говорить с родителями.

Чтобы разобраться с вопросом истории возникновения и практики восприемничества в древней, а также в современной Православной Церкви будет полезно обратиться к работе Александра Васильевича Петровского, магистра богословия, преподавателя С.-Петербургской духовной семинарии, «Восприемники»[1]. Мы приведем некоторые определения из предлагаемого богословского исследования, которые позволят определить суть проблем и недоумений, связанных с современной практикой совершения Таинства Крещения.

«По принятому словоупотреблению термин восприемник (ἁνἁδοχος, susceptor, sponsor, fidejussor и т. п.) означает лицо, являющееся свидетелем, поручителем за веру крещаемого и вместе его наставником, руководителем в дальнейшей религиозно-нравственной жизни».

«Предписывая крещаемому иметь восприемника, древняя церковь возлагала на последнего особого рода обязанности. По свидетельству памятников, они начинались до крещения, имели место при самом акте крещения и продолжались впоследствии».

«Восприемник был <�…> свидетелем, поручителем веры крещаемого и своим положением напоминал воспринимаемому о тех обязательствах, какие он брал на себя, вступая в христианское общество».

«Указанные обязанности сами собою предрешают вопрос, кому древняя церковь разрешала быть восприемником. Так как он являлся свидетелем, поручителем веры крещаемого и его наставником в дальнейшей жизни, то им мог быть только тот, кто сам был наставлен в основных истинах христианства, знал Символ веры, молитву Господню и другие главные пункты христианского вероучения».

«Признается необходимым только один восприемник; при младенце мужеского пола мужчина, при ребенке женского пола — женщина. В таком духе выражается требник».

Высказывания А.В. Петровского можно дополнить цитатой из Пространного катехизиса митрополита Филарета (Дроздова): «При Крещении нужны восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под свое попечение для утверждения в вере (см. святой Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии, гл. 2)»[2].

Из приведенных выше определений можно сделать обобщающий вывод: восприемник призван совместить в себе и исполнить перед Церковью три основных функции: он должен быть свидетелем веры своего крестника, поручителем истинности его духовных намерений и в определенной степени стать наставником новопросвещенного христианина.

Как гласит общеизвестная истина, цель определяет средства. Вот и попробуем на основании заявленных требований к восприемнику определить, каким образом современная Церковь приводит к вере тех, кто сам (уже будучи взрослым) или через крестных (во младенчестве) возжелал спасения и вопросил у Бога «благой совести»[3] в Таинстве Крещения.

Прежде всего приведем выдержку из документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»[4]: «При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии».

Также процитируем и распоряжение[5] Патриарха Кирилла № P-01/12. «В связи с утверждением Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2-5 февраля 2013 года документа “О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви”, принятого Священным Синодом 27 декабря 2011 года (журнал № 152), считаю необходимым придать более систематический характер исполнению на приходах епархии города Москвы указаний, содержащихся в этом документе, относительно минимальных требований к подготовке лиц к принятию Таинства Крещения.

Во всех приходах, патриарших и монастырских подворьях, а также монастырях, находящихся в Патриаршем управлении, должны неукоснительно соблюдаться положения, предусмотренные разделом II. 1 упомянутого выше документа, которым, в частности, предусмотрены минимальные требования к оглашению взрослых людей и детей старше 7 лет, желающих принять Таинство Крещения, а также родителей и восприемников детей младше 7 лет. Эти минимальные требования включают в себя:

  • в отношении крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников — участие не менее чем в двух огласительных беседах, проводимых священником или катехизатором, об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;
  • в отношении крещаемых (кроме младенцев) — личную покаянно-исповедальную беседу со священником…».

Из содержания этих двух документов мы можем выделить следующее. Крещаемый (-ая), родители и восприемники поставлены на один духовный уровень, который можно определить как очень и очень низкий. Но если для того, кто готовится к Крещению, и в какой-то степени его родителям вполне естественно пребывание в некоем духовном и богословском неведении, то крестному, в свете вышеобозначенных требованиях к восприемнику, такое неведение абсолютно недопустимо.

Во-первых, свидетельствовать о вере готовящегося к Крещению может лишь тот, кто сам эту веру уже обрел. Вера — это дар Божий (см. Ефес. 2:8; Рим. 10:17), и мы прекрасно понимаем, что далеко не каждый из тех, над кем был совершен церковный обряд Крещения, обладает этим бесценным даром. Но даже если вера присуща поручителю, этого все равно недостаточно. Апостол Иаков учит, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вера должна быть утверждена делами, достойными Евангельского учения. Спаситель предупреждает: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). А для того чтобы отличить волю Божию от похотей мира, человеку, по слову апостола Павла, необходимы «чувства, долгим учением приученные к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

Нужно признать, что в настоящий момент основная масса «крестных» — это сват, друг, брат или тетя (из Магадана), которые заходили в храм в лучшем случае пару раз за всю жизнь. А это значит, что ни две, ни три, ни десять огласительных бесед не могут дать гарантии обретения веры новоиспеченными восприемниками. В подавляющем большинстве эти христиане как были далеки от Церкви, так таковыми и останутся.

Во-вторых, поручительство требует оснований. То есть Церковь может принять поручительство лишь того, кто обладает для этого неким внутрицерковным авторитетом. Если за качество исполнения той или иной работы незнакомого мне человека предо мною поручится другой незнакомый мне человек (или тот, кто сам эту работу исполняет некачественно), то подобное поручительство для меня не будет иметь никакой силы. Так на каком основании Церковь должна принимать поручительство в истинности и серьезности намерений крещаемого от того, кто сам этих истинных намерений не исполняет или даже не имеет?

В-третьих, и это самое главное, наставить или научить кого-либо может лишь тот, кто сам уже чему-то научился. Писание устами Спасителя гласит: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Матф. 10:24). Чему может научить крестный своего восприемника, если сам «учитель» в храм заходит лишь иногда и в Таинствах Церкви не участвует? Очевидно, что только такому же безответственному отношению к вере. О том Господь предупреждает: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:14). Не может младенец, который сам еще питается молоком, подавать пищу лежащему рядом младенцу. Питает младенцев тот, кто сам уже питается твердой пищей. О том в духовном отношении в Послании к Евреям пишет апостол Павел: «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий питаемый молоком несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:12-14).

Из вышесказанного становится понятно, почему из 75-80 процентов населения России, которые называют себя православными, лишь 3-5 процента прибегают к спасительным Таинствам Покаяния и Причастия. Каков наставник, таков и ученик. Конечно, это несколько утрированные рассуждения. Нельзя не принимать во внимание действие благодати Святого Духа на новопросвещаемого и его восприемника при совершении Таинства Крещения. И тем не менее было бы заблуждением думать, что действие благодати Божией, просвещающей «всякого человека грядущего в мир»[6], избавляет от ответственности восприемника или священника, вверившего неутвержденную душу в попечение несмысленного наставника.

Возникает естественный вопрос — что делать, как действовать в сложившейся ситуации? Конечно, лучшим вариантом было бы привлечение к восприемничеству лишь воцерковленных, участвующих в духовной жизни прихода верующих. Но в силу определенных причин решение поставленного вопроса не может быть однозначным. В Церкви не так много воцерковленных прихожан, готовых стать наставниками, которым можно было бы поручить духовное воспитание новокрещенного христианина. Возможно, проблема не была бы такой острой, если бы в том или ином храме крестили только тех, кто фактически проживает на территории данного прихода. В этом случае священник, зная свою паству «в лицо» и постоянно видя новокрещенного прихожанина и его восприемника, имел бы более возможностей для их пастырского окормления. В определенной степени данный подход можно применить в небольшом сельском приходе, но реалии современного мегаполиса совершенно для этого не подходят.

Очевидно, что проблема воцерковленности новопросвещенных христиан не может иметь одного универсального решения, здесь требуется всесторонний, комплексный подход.

Как мы уже отмечали выше, проведение огласительных бесед с восприемниками не гарантирует обретение ими истинной, деятельной веры. Да, можно констатировать, что более половины потенциальных невоцерковленных восприемников ответственно и даже с неким интересом посещают огласительные беседы и вполне добросовестно исполняют все домашние задания катехизатора. Но, как показывает практика, в будущем, после совершения Таинства Крещения, в лучшем случае лишь один из десяти-двадцати подобных «поручителей» серьезно пересмотрит свое отношение к вере и, может быть, станет полноценным участником Таинств Церкви.

Безусловно, огласительные беседы для восприемников необходимы, и возможно, что в определенное время, знания, которые были получены в процессе огласительных бесед, сыграют свою роль в деле спасения как самого восприемника, так и его крестника. Такой благоприятный исход, конечно, можно и нужно принимать во внимание, но уповать на подобное развитие ситуации было бы безответственно. Это должны понимать как родители, когда выбирают крестных для своего малыша, так и священник, который может и должен помочь им принять верное решение.

[1] А.В. Петровский «Восприемники». [Электронный ресурс.] URL: https://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-3/vospriemniki.html.

[2] Свт. Филарет Московский (Дроздов) Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. [Электронный ресурс.] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_13.

[3] См. 1 Пет. 3:21.

[4] О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс.] URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html.

[5] Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла о подготовке к Таинству Крещения от 3 апреля 2013 г.

[Электронный ресурс.] URL: https://pravobraz.ru/rasporyazhenie-svyatejshego-patriarxa-kirilla-o-podgotovke-k-tainstvu-kreshheniya-ot-3-aprelya-2013-g/.

[6] См. Ин. 1:9.

Когда крестить новорожденного

В семьях, где крещение малыша – не просто формальность, а значимое событие с огромным духовным значением, к ним готовятся достаточно серьезно и ответственно. Но критерий значимости не всегда тождественен масштабу гуляний.

Для кого-то важно видеть только самых родных на этом торжестве, а кто-то делает большой праздник для всех родных, близки, знакомых.

В любом случае, важно выбрать правильное время (дату) для проведения крестин:

  • чтобы она соответствовала церковным канонам;
  • чтобы на обряд смогли прийти все приглашенные гости.

Что касается церкви, но здесь нет абсолютно никаких ограничений. Лишь необходимо учитывать некоторые нюансы, связанные с определенным периодом:

  • крестины назначают на период с 8 по 40 день жизни малыша, но тогда мать не может присутствовать на обряде;
  • если ребенок родился слабеньким, или есть угроза его жизни – родители могут принять решение покрестить малыша и на первой неделе жизни;
  • если родители решают, что ребенок вправе сам в сознательном возрасте выбрать религию, то креститься можно и во взрослом возрасте.

Ну, а уже выбор даты проведения крестин с учетом возможностей гостей, организационных и финансовых возможностей родителей, времени на покупку того, что нужно для крещения ребенка – дело сугубо личное.

Но нужно быть готовым, что организовать все «удобно» для всех вряд ли получится. Поэтому ориентироваться все же следует на самых близких и крестных родителей, которые были выбраны для малыша.

Подарок на крестины

«Задаривание» ребенка – не основная задача крестных, но как можно оставить своего малыша без подарков? Первые подарки поступают на крестины ребенка.

Правила для родителей и крестных не обязывают поступать именно так, но чаще всего подарки от кумовьев распределяют.

От крестной матери:

  1. Крыжма – это может быть большое белое крестильное полотенце или белоснежная ткань, в которую укутывают малыша после купели. Оно должно быть из натурального материала/ ткани, возможно с церковной символикой (крестиками, ангелочками и т.д.). Купить можно, как в магазине, так и в церковной лавке. Говорят, что, если укутать больного ребенка в любом возрасте в его крестильную крыжму, он быстрее будет выздоравливать.
  2. Крестильная рубашка – одежда, в которой будут крестить малыша. Это может быть платье, распашонка или костюмчик. Главное, чтобы ткани были натуральными, а наряд был удобным и легко снимался.

От крестного отца:

  1. Нательный крестик – обязательный атрибут обряда. Из какого материала он будет изготовлен – значения не имеет. Но следует обратить внимание, чтобы он был небольшим и безопасным для малыша, а также был с изображением распятия Христа и освящен до/ перед крещением ребенка;
  2. Цепочка/ веревочка/ шнурочек – что-либо по желанию (и возможностям) крестного, на чем малыш будет носить крестик;
  3. Икона со святым-покровителем или Ангелом-Хранителем.

Вместо (или кроме) этого крестные могут подарить малышу и другие подарки, которые пожелают родители, или которые они сами посчитают нужными.

Как отмечались крестины в далекие времена?

Раньше, как и сейчас, крестины были очень значимым событием в жизни людей. Совершали это таинство обязательно не позже двух месяцев от роду малыша, а иногда и раньше, на восьмой день. Это происходило потому, что раньше была высокая смертность младенцев, поэтому для близких очень важно было окрестить ребенка до того, как произойдет непоправимое, чтобы его душа попала на небеса.

Празднование приобщения маленького человека к церкви совершалось с большим количеством гостей. Особенно это было заметно в больших деревнях. На такой праздник собиралось множество людей, которые приходили с гостинцами и наилучшими пожеланиями младенцу. При этом приносили в основном различную выпечку – кулебяки, пироги, крендели. В доме, где жил маленький человечек, для гостей был накрыт пышный стол, причем спиртного практически не было (могло быть только красное вино в очень маленьких количествах).

Были традиционные праздничные блюда. К примеру, запеченный в каше петух для мальчика или курица для девочки. Также очень много было фигурной выпечки, что символизировало богатство, плодородие, долголетие.

За стол принято было приглашать повитуху, которая принимала младенца. Также могли позвать и батюшку, который совершал обряд крещения. Во время празднества пели многочисленные песни, желая таким образом ребенку всего самого наилучшего. Провожали же всех гостей, одаривая каждого сладостями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]