Лосский В.Н. Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита

«Апофатичность» — слово, которое может напугать. Какие-то очередные философские дебри, на которые будет жалко потратить время и ничего не понять? Нет-нет. Не стоит бояться незнакомых слов.

На самом деле, апофатика — это просто один из двух подходов к пониманию того, что есть Бог. А ведь это интересно — с точки зрения человека приблизиться к пониманию божественного. Порой так хочется взять и заглянуть за занавес тайны. Так вот он, перед нами — всего-то нужно уяснить, чем отличаются апофатическое и катафатическое богословие.

Познание Бога — одна из главных целей религии

Познание Бога — одна из центральных задач религии, хотя и не самая главная. Самое важное для человека на духовном пути — это возобновить связь с Богом. То есть наладить отношения.

А когда же они были испорчены? Согласно христианскому взгляду, это произошло во времена грехопадения. А теперь все люди пожинают плоды существования в греховном, материальном мире.

Религия — это возобновление связи с Богом после грехопадения.

«Ре» — это приставка, которая указывает на возобновление, а вместе с корнем имеет значение «связывать заново, воссоединять». То есть это путь, который каждый человек может пройти заново, чтобы войти в своё изначальное, духовное состояние. Для этого нет нужды понимать, что же такое Бог.

Действительно — мы можем просто вести достойную жизнь, иметь поверхностные представления о своей традиции и никогда не углубляться. С точки зрения христианской догматики этого будет достаточно, и апофатизм тут не пригодится.

Однако далеко не каждый из нас желает двигаться в слепую, верно? Если ты к чему-то стремиться, то лучше это будет не движение в чёрную бездну неизвестности, а прямо к некому объекту, о котором мы можем нечто сказать. Собственно, отсюда и возникает нужда в познании Бога.

Имманентность и трансцендентность Бога

Сторонники апофатического богословия как правило исходят из трнсцендентности Бога, то есть запредельность Бога тварному миру, подчеркивающее Его существование по ту сторону созданного Им бытия и всех видов человеческого опыта, недоступность познанию. Как Причина всего сущего, Бог запределен всему сущему, бесконечно возвышается над всем тварным бытием, есть Сущий над всем сущим. Св. Григорий Нисский писал:
Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления, оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое
.

Вместе с тем, согласно учению Церкви, трансцендентной является только Божественное естество (сущность), но не Божественные действия (энергии), в которых Бог становится имманентен тварному бытию. «Невидимый по естеству делается видимым в действиях»

, — отмечает св. Григорий Нисский.

Раскрывая Себя в Своих энергиях, Бог остается неприступным по существу. Таким образом, Бог выступает одновременно трансцендентным и имманентным творению. «Бог остается трансцендентным по своей природе в самой имманентности Своего проявления»

, – указывает православный богослов В. Н. Лосский

Бога можно хорошо узнать, взаимодействуя с Ним

Но все мы слышали о непознаваемости Бога. Вряд ли найдутся религиозные традиции, которые всерьёз рассматривают такую возможность. Есть иная вероятность — личной встречи с Богом, знакомства с Ним.

Человек ведь имеет немало знакомых, не так ли? Мы можем хорошо знать дядю Васю из соседней квартиры, примерно представлять, каков он в общении, но мы всё равно останемся бесконечно удалёнными от полного представления о его глубокой природе.

О полном понимании внутреннего мира человека не может быть и речи. Чужая голова — это потёмки и дебри.


Любовь Бога в христианстве безусловна, она не требует, чтобы человек знал о Нём всё

Каждый человек всегда в этом мире останется бесконечно одиноким, как бы он не стремился к общению. Есть вещи, которые не скажешь даже самому близкому человеку, многие наши интересы не разделит большинство окружающих. Нечто навсегда останется сугубо личным для каждого индивидуума.

Это и понятно, ведь мы живём не в муравейнике, где можно предположить коллективный разум. Но так иногда хочется иметь кого-то, кто на 100% бы нас понимал и принимал с любовью и без осуждения.

И такое создание действительно есть. Это — Всевышний Господь. Он — наш Отец, хотя и не в физическом смысле.

В отношении Бога вообще нельзя прямо использовать категории материального мира, только метафоры. Главное здесь — то, что Бог — это тот, с кем мы можем наладить взаимоотношения, ибо Он нас безупречно знает. Но в то же время мы слишком ограничены, чтобы познать его.

Апофатическая философия — это метод познания Бога интеллектуальным путём.

Дионисий Ареопагит

Из трудов этого человека берут начало истоки апофатического богословия. В церковном предании он упоминается, как ученик апостола Павла и первый греческий епископ. Дионисий написал ряд текстов, которые получили наибольшее распространение спустя четыреста лет после его смерти. В пятом веке утверждения были поставлены под сомнение и вызывали массу споров. Однако именно эти труды оказали влияние на сегодняшние понятия об апофатическом и катафатическом богословии.

Дионисий жил в Афинах, там же получил классическое для Греции тех лет образование. Согласно древним писаниям, он был свидетелем солнечного затмения во время казни Иисуса Христа, также он присутствовал на похоронах Девы Марии. За то, что он продолжал дело апостола Павла, его бросили в темницу. Дионисий принял мученическую кончину. Во время его смерти было явлено чудо: обезглавленное тело святого встало, взяло свою голову в руки и пошло. Через шесть километров шествие закончилось, святая глава была передана в руки благочестивой женщины. Тело было погребено там, где упало. Сегодня на этом месте стоит церковь Сен-Дени.

Катафатика — познание Бога путём логических утверждений

Начнём с краткого анализа того, что же такое катафатика.

Суть этого подхода состоит в представлении о том, что Бог в той или иной степени отразил в созданном Собой мире Свои собственные качества. Например, когда мы сталкиваемся с чем-то прекрасным, — это, безусловно, отголосок Божественного в нашем мире.

Прекрасное — это как бы проекция Бога в материальный мир. А потому можно собрать все эти «улики» и по ним воссоздать образ Бога, понять, каков же Он на самом деле.

Например, христианство утверждает, что Бог есть любовь. Это очень удобная конструкция, ведь человек прекрасно понимает, что такое любовь. Пусть она не материальна, зато это чувство, и пережить его способен каждый.


Катафатика — это проекция человеческого на Божественное. Например, сюда относится идея того, что Бог есть любовь

К тому же это чувство в той или иной степени отражается на материальной реальности. Когда рядом объект обожания человека, сердце начинает реагировать, стучать быстрее, выступает пот, человек проявляет признаки волнения. Хотя чувствуем мы не сердцем, но всё же нечто верное в романтизированном представлении об этом органе есть.

Это один край нити, который дан земному миру. А на другом его конце находится Бог, Высшее существо, а возможно, чувство, или нечто такое, чему нет названия. Но когда мы испытываем любовь, это оказывается чем-то, очень близким к Богу.

3 качества

Бога приводит традиция гаудия-вайшавов: вечность, знания, счастье

Другие традиции учат примерно тому же. Например, гаудия-вайшнавы выделяют следующие качества Абсолютного Бога:

  1. Вечность — Он никогда не рождался и никогда не умрёт.
  2. Знания — Бог знает всё.
  3. Счастье/блаженство — Бог всегда источает и испытывает счастье.

Кстати, о том же писал Иоанн Златоуст, когда утверждал, что Бог — это любовь и ничто земное не может огорчить или разгневать его. Для человека — это слишком смелая и глупая мысль считать, будто он в своей земной жизни способен сделать нечто такое, что способно прогневать Всевышнего.

Но вернёмся к гаудия-вайшнавам. Они утверждают, что у каждого человека (и более того — у каждого живого существа) внутри содержится стремление к Божественным свойствам:

  1. Отрицание смерти. Все мы смертны и все знаем, что умрём. Но никто не хочет умирать. Любое живое существо борется за жизнь до последнего, словно идея прекращения существования ему кажется ошибкой. Откуда бы это взялось, если нигде в земной жизни он не встречает подтверждение вечного существования? Ясно, что из духовного мира.
  2. Тяга к знаниям. Речь не о страсти к учебникам, а о том, что всякий из нас предпочтёт что-то знать тому, чтобы не знать чего-то. Но в то же время мы понимаем, что никогда не вместим всех знаний мира. Зачем тогда к этому стремиться? Потому что в нас есть эта природа — стремиться к Богу.
  3. Стремление к счастью. Никто добровольно не пойдёт на лишения. Даже аскет и тот решается на подвиг ради тех духовных благ, которые ему это принесёт. Человек, который жертвует собой ради другого, делает это потому, что осознание спасённой жизни другого принесёт ему удовлетворение, а допущенная трусость привела бы к страданиям. Даже человек, которого шантажом принудили к чему-то, слушается потому, что это наименее травматичный вариант для его жизни. Всегда и во всём человек предпочитает самые лучшие варианты.

И подытожить это остаётся тем, что никто в итоге не вечен, не всезнающ, и не счастлив. Материальный мир тем и отличается от духовного.

Но не только через эти категории можно «наступать» божественное. Катафатический метод довольно широк. Известный христианский мыслитель Фома Аквинский утверждал, что красота — это отражение в мирском божественной природы. Красота подчинена особым законам, которые можно оценить объективно, а проявляться она может на самых разных уровнях:

  • Материальном;
  • Мысленном;
  • Духовном.

Идеальное произведение искусства — это, безусловно, акт человеческого творения. Но он, во-первых, отражает природу Творца, а во-вторых, являет миру божественную красоту гармонии. А потому мастерство — это своего рода степень познания Бога.

Благодатный огонь

В середине шестнадцатого века священники армянской церкви умудрились дать взятку султану Мурату. За это градоначальник обещал не пускать православных в Храм Гроба Господня. Патриарх Софроний IV, вместе с прихожанами пришедший праздновать Пасху, увидел на дверях замок. Это событие настолько расстроило православных, что они так и остались стоять у дверей, плача и скорбя об отлучении от святыни.

Армянский патриарх день и ночь безрезультатно молился о схождении Благодатного Огня в Кувуклии. Ровно сутки ждал Господь раскаяния от армян, но не дождался. Тогда луч света ударил с неба, как и происходит обычно во время схождения, но попал не в Кувуклию, а в колонну, где стояли православные. Из колонны брызнули всполохи огня. Молящиеся, возликовав, зажгли свои свечи.

Громкое ликование привлекло внимание турецких солдат, стоящих на анфиладах. Один из них по имени Анвар, увидев чудо, мгновенно уверовал и прокричал: «Истинная вера православная, я — христианин!». Сослуживцы, обнажив секиры, бросились к Анвару в стремлении убить бывшего мусульманина, но он успел прыгнуть вниз с десятиметровой высоты.

Тогда Господь явил еще одно чудо. Анвар не разбился, упав на камни площади. Плиты в месте его падения стали восковыми, что значительно смягчило падение юноши. В месте прыжка отчаянного солдата остались его следы.

Братья — мусульмане казнили Анвара и пытались уничтожить следы его падения, но плиты застыли. Паломники могут своими глазами видеть колонну и следы даже в наше время. С тех самых пор о схождении огня молится только православный патриарх. Если сторонники экуменической идеи о единстве Бога правы, то чудеса шестнадцатого века теряют свой смысл.

Догматическое богословие отвергает эти заблуждения. Можно сказать, что эта наука существует для опровержения подобных околохристианских отклонений. Догматы делятся на две части: Бог Сам и Его отношение к творению: миру и человеку. Апофатическое богословие в православии не опровергает догматы. Это метод, строящийся на практике православных аскетов.

Апофатия — путь отрицания

Апофатия — это путь отрицаний. Этот метод не менее интересен и логичен, чем предыдущий. Суть здесь в том, что Бог — это заведомо нематериальное и ничем не обусловленное существо.

Когда мы говорим о духовном мире, то переводим всё это на язык метафор, то есть заменяем неизвестные элементы на знакомые нам образы. Сравнения — это всегда неточное средство, которое имеет свои погрешности. Модель — это не сам объект, карта — не территория, а потому нельзя ставить между нами равно.


С точки зрения человеческого опыта невозможно, например, описать, что такое Святая Троица. Поэтому апофатика и не пытается опираться на него

Легко сравнить Бога с родителем. Но такой подход заставляет нас проецировать человеческое на Божественное, то есть упрощать и, как следствие, заблуждаться.

Чтобы понять, насколько несостоятелен подход метафоризации трансцендентного Божества, достаточно задаться вопросом, каковы отношения между членами святой Троицы, если сравнивать их с земными эквивалентами?

  1. Родительские? Вовсе нет. Бог-Отец далеко не выполняет родительские функции по отношению к Иисусу Христу. Они равны по своим полномочиям, согласно христианской догматике, за вычетом пары нюансов, которые не имеют никакого отношения к семье. А Святой Дух так явно никому не сын и не отец в этой триаде.
  2. Братские? И здесь мимо. У них нет общего родителя, нет конкуренции и братской любви. Здесь вообще нет места семейным аналогиям. И всё же отношения явно есть.

Можно и дальше изощряться в сравнениях, но результат будет один: трансцендентное остаётся таковым не укладывается в материальные концепции.

Исходя из этого, приверженцы апофатии предлагают свой подход: отбросить всё, что не является Богом, вычеркнуть из своего представления о Нём. В сухом остатке мы и обнаружим то, что есть Бог.

Это довольно сложно осознать на примере Самого Всевышнего, но легко увидеть на примере одной буддиской практики отрицания. Человек начинает рассуждать: «Это моя нога, но она — это не я» — и вычёркивает ногу. Затем говорит: «Голова — это тоже не я». Он ищет этими рассуждениями себя, пока не доходит до удивительных результатов: мысли — это тоже не «Я».

Отрицая элементы этого мира, можно прийти к представлению о Боге.

Итог такой медитации часто шокирующий: практик понимает, что «Я» — это тоже идея, а исходит она откуда-то ещё, где есть ещё нечто. А может, и нет ничего. И вот в тот момент происходит логический ступор, в результате которого человек находит себя, наступает просветление.

Ту же схему полезно переложить и на христианскую почву: Бог — это не человек, не сотворённый им мир, не чувства, не энергии, не жизнь, не смерть, не Луна, не Солнце и т.д. Поупражняться в таких интеллектуальных поисках под силу каждому.

Но в то же время православные богословы, признавая пользу таких изысканий, не считают ни апофатию, ни катафатику исчерпывающими методами познания Бога. Скорее всего, в обоих подходах есть истина, но решать эту проблему нужно комплексными методами. В том числе — духовной жизнью.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

О божественных именах

Этот трактат примиряет в себе два метода познания истины. Сначала автор перечисляет имена Бога, описанные в трудах Иерофея Афинского, Ефрема Сирина и других теологов. Именно такой способ лежит в основе катафатического богословия. Однако автор (в отличие от неоплатоников) не сомневается в абсолютной трансцендентности Творца. Основной посыл трактата — Бог открывается только через благодать, только тому, кому Он Сам решит. Неоплатонизм же проповедует познание через катарсис, то есть очищение от грехов и стремление к святости.

Дионисий в своих трудах опровергает неоплатонические истины, говоря о невозможности познания Бога таким способом. Другими словами, очищение от грехов нужно не Богу, а человеку, поэтому и не может служить единственно верным путем.

Позднее был сделан вывод, примиряющий двух философов. Он гласит, что Бог открывается через благодать, но при встречных усилиях человека. Ищущий истину должен быть аскетом. Отсечь все лишнее нужно из своей жизни, из самого себя. Это поможет вместить всю полноту понимания бытия Бога. Человек должен превратиться в пустой сосуд. Когда нас окружает мир с его соблазнами, ценностями и возможностями, есть ли время на поиск истины?

Когда отсекается все лишнее, начинается работа мысли. Для этого люди уходят в монастыри, где все устроение направлено на спасение души и размышления о вечном. Святые прежних веков для очищения и покаяния уходили в пустыни. В уединении и молитве они стяжали Дух Святой и под Его влиянием писали свои труды. Эта тема полностью раскрыта в апофатическом очищении философских понятий в богословии.

Чудо в Ланчано

В восьмом веке в итальянском городе совершалась Литургия. Священник, подготавливающий Святые Дары, вдруг усомнился в таинстве. Размышляя, он пришел к выводу, что Евхаристия — это всего лишь дань памяти о Тайной Вечере. Вдруг хлеб в руках священника превратился в тонкий срез плоти, а в чаше плескалась настоящая кровь. Маловера окружили монахи, которым он рассказал о своих сомнениях.

Святыня находится в этом храме на протяжении двенадцати веков. Срез не меняется, а кровь собралась в пять одинаковых комочков. Удивительно, что каждый шарик крови весит столько же, сколько все пять, взятые вместе. Очевидными нарушениями законов физики заинтересовали ученых. Исследования показали, что кровь и плоть принадлежат к той же группе, что и на Туринской Плащанице.

Православные чудеса

«Увижу — поверю», — сказал человек. «Поверишь — увидишь», — ответил Бог.

Необъяснимые явления происходили в жизни каждого. Множество чудес описано в житиях святых, на некоторые ссылается теология. Что такое чудо? Какой смысл заложен в эти явления? Ответ на эти вопросы интересует не только ученых, но и простых обывателей. Христианство — религия, в которой чудес происходит больше всего. Православие — конфессия, где имеется огромное количество святых и мучеников.

Чудеса делятся на несколько типов. Есть крупные события, такие как явление икон, мироточение, Благодатный огонь или облако на горе Фавор. Второй тип — частные чудеса, творимые Богом по молитвам верующих через православных святых. Первые — хорошо изученные наукой, но по сей день подвергаемые сомнению. Чудеса в судьбах людей направлены на вразумление конкретного человека в качестве толчка к исправлению.

Облако на горе Фавор

Ежегодно в день Преображения Господня над православным монастырем появляется облако. Верующих обволакивает пелена тумана, оставляя на коже влагу. Испытавшие чудо на себе, в один голос твердят, что облако живое. В 2010 году изучением этого явления занялись специалисты-метеорологи. Проведя необходимые приготовления, взяли пробы воздуха. Нужно сказать, что в климате тех мест не бывает облаков, так как слишком жарко. Воздух раскален и высушен. Анализы, проведенные метеорологами, подтвердили этот факт.

Как только началась Литургия, воздух сгустился, появились облака. Монастырь затянуло туманом. Он покрыл и строения, и прихожан. Облака напоминали сгустки пара, касались людей и перемещались при полном отсутствии ветра. Чудо запечатлели на видеокамеру. При просмотре материала были заметны хаотичные движения пара на фоне недвижимых кипарисов. Пробы воздуха не оставляли сомнений. Ученые говорили, что при таких параметрах образование тумана невозможно. Православные богословы связывают это событие с Преображением Иисуса Христа. Именно на горе фавор Он явился своим ученикам после Воскресения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]