Что означает разрыв евхаристического общения для простого верующего?


Что означает разрыв евхаристического общения для простого верующего?

Наталья Шалимова

Отвечает протиерей Василий Кучер

– Разрыв евхаристического общения – это, наверное, одна из самых крайних мер, которые одна Церковь может предпринять по отношению к другой. В нашем случае разрыв общения с Константинопольским Патриархатом предполагает, что отныне клирики (то есть, епископы, священники и диаконы) Украинской Православной Церкви, Русской Православной Церкви и Белорусской Православной Церкви, Предстоятели которых подписались под решением вчерашнего Синода, не будут совершать совместные богослужения с клириками Константинопольского Патриархата. Если же кто-либо из клириков осмелится нарушить это решение Матери-Церкви, то его ждет каноническое прещение.

Кроме того, вчерашнее решение о разрыве евхаристического общения касается и мирян. Так, православные христиане из Украины, России и Беларуси не смогут больше причащаться в храмах, которые входят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Также они не смогут принимать участие в других таинствах, которые будут совершаться в границах этой Церкви. Напомним, что храмов Константинопольского Патриархата, в которых могут оказаться наши соотечественники, не так уж много. По большей части они расположены в Стамбуле, в США, в Анталии, на Крите и на острове Родос. Есть несколько десятков таких храмов и в разных городах Европы. Также следует помнить, что и большинство монастырей, скитов и калив на Святой Горе Афон находятся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, а значит и в них причащаться нашим верующим нельзя.

Поэтому, прежде чем изъявить желание о причастии в каком-либо храме за границей, следует обязательно расспросить, к какому именно патриархату данный храм принадлежит, или же внимательно слушать, поминают ли в этом храме имя Патриарха Варфоломея. Если да – то причащаться там однозначно нельзя.

Вопрос о том, можно ли клирикам и мирянам просто присутствовать на литургии в храме Константинопольского Патриархата, на данный момент можно решить положительно, потому что сами фанариоты пока не вступили в общение с представителями украинского раскола.

Также следует сказать о том, что при разрыве евхаристического общения Патриархи больше не поминают друг друга во время совершения литургии. Можно напомнить, что со стороны нашей Церкви решение о непоминовении Патриарха Варфоломея было принято еще месяц назад. Теперь первым в списке Патриархов, о которых молится наша Церковь, сразу после Патриарха Кирилла, стоит имя Патриарха Александрийского Феодора.

В новейшей истории взаимоотношений РПЦ и Константинопольского Патриархата уже имела место очень похожая ситуация. Так, в феврале 1996 года все тот же Патриарх Варфоломей заявил, что Эстонская Православная Церковь переходит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Буквально через три дня Русская Церковь точно так же, как сейчас, прервала евхаристическое общение с фанариотами. Однако этот разрыв был непродолжительным, потому что уже через несколько месяцев евхаристическое общение было восстановлено.

В итоге, на сегодня:

  1. Архиереи, священнослужители и диаконы УПЦ, РПЦ и Белорусской Церкви не смогут совершать совместные богослужения с архиереями, священнослужителями и диаконами Константинопольского Патриархата.
  2. Верующие этих Церквей не могут больше причащаться и принимать участие в других таинствах, которые совершаются в храмах Константинопольского Патриархата.
  3. Во время богослужений в храмах УПЦ, РПЦ и Белорусской Церкви приостанавливается поминовение Патриарха Варфоломея.

Вместе с тем православные верующие, которые переживают по поводу того, что из-за такого решения наша Церковь может оказаться в «изоляции», должны помнить, что история христианства насчитывает множество примеров, когда Церковь была в меньшинстве. Более того, имели место случаи, когда все мировое Православие было представлено едва ли не одним человеком! Например, в совершенном меньшинстве, с точки зрения человеческой логики, в свое время остался Максим Исповедник. Когда ему указывали на то, что сторонников патриарха-еретика больше, чем православных, святой отвечал: «Нас все равно больше. Потому что там, где Бог – там и большинство». Когда же ему говорили, что весь мир находится в евхаристическом общении с патриархом-еретиком, Максим Исповедник отвечал: «Даже если вся вселенная причастится с патриархом-еретиком – я один не причащусь». В итоге именно позиция святого Максима была признана православной, а позиция «всей вселенной» – еретической. И именно потому святой Максим Исповедник был православным, «вся вселенная», в конце концов, тоже смогла вернуться к Православию.

О раскольниках и исповедниках: что РПЦ ответила на признание греками ПЦУ

Анализ заявления Священного Синода Русской Православной Церкви.

Через пять дней после того, как Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви (ЭПЦ) признал Православную церковь Украины (ПЦУ), Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) принял заявление по этому вопросу.

В преддверии заседания Синода РПЦ все высказывали предположения: разорвет или нет Русская Церковь евхаристическое общение с Церковью Элладской, как с Константинопольским патриархатом. Большинство экспертов ожидали жесткой реакции и разрыва отношений. Но этого не последовало. Да и исходя из всей логики заявления Синода не могло последовать. Прежде, чем пояснить почему, повторим этот главный тезис заявления:

Русская Православная Церковь не разорвала евхаристическое общение с Элладской Церковью

Если бы это произошло, вышло бы, что РПЦ разорвала общение в том числе и с греческими иерархами, которые не согласны с признанием ПЦУ, считают представителей этой организации безблагодатными раскольниками и указывают на незаконность как действий Константинопольского патриархата, так и решения Архиерейского Собора ЭПЦ. Некоторые из этих архиереев выступают против признания раскольников довольно резко. В этом и заключается логика заявления Синода РПЦ – разорвать общение только с теми греческими иерархами, которые поддержали решение о признании ПЦУ.

РПЦ разорвала общение только с теми греческими архиереями, которые поддерживают признание ПЦУ

Соответствующее место в заявлении Синода звучит так: «В связи с этим прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. Мы также не благословляем совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями».

Вообще, такая санкционная мера, как разрыв евхаристического общения, несколько непонятна. Что означает этот разрыв в сакральном отношении? Какие последствия для сторон он в себе несет? Как и по каким причинам его применять и на основании чего отменять?

Понятно, что межцерковные отношения – не корпус международного права с массой подписанных договоров, четко сформулированных понятий и дефиниций. Но все же хотелось бы представлять, что влечет разрыв евхаристического общения в практическом плане.

В заявлении сказано лишь, что русским паломникам не благословляется посещать епархии, которыми управляют архиереи, признавшие ПЦУ.

Но с Константинополем РПЦ также разорвала евхаристическое общение, в Стамбуле и других городах Турции для окормления православных верующих из России и других стран канонической территории РПЦ открыты храмы, естественно, без уведомления Фанара.

Будут ли такие храмы открывать в греческих епархиях, которые признали ПЦУ? А если, скажем, в Болгарской Церкви будут проходить какие-либо торжества и в богослужении будут участвовать епископы ЭПЦ, признавшие ПЦУ, сможет ли духовенство РПЦ принимать участие в богослужении или нет?

Все это вопросы, на которые пока нет ответа.

Но это не самая главная проблема. Сегодня невозможно определить, кто из архиереев ЭПЦ признает ПЦУ, а кто нет. Потому, что при решении такого глобального вопроса, как признание ПЦУ (глобального потому, что он грозит расколоть все Вселенское Православие), на Архиерейском Соборе ЭПЦ не проводили голосования. Ни тайного, ни поименного, никакого.

В тексте заявления сказано: «Коммюнике внеочередного Собора иерархии сообщило о решении, принятом по итогам обсуждения данного доклада. Но кто именно принял это решение и в какой форме – остается неясным. <�…> Решения Собора иерархии в Элладской Церкви принимаются голосованием всех участников. Однако ни по вопросу о признании украинских неканонических сообществ, ни по вопросу об утверждении решений Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви по Украине голосование епископата не проводилось. Об этом, в частности, заявил митрополит Кифирский Серафим: «Как известно, решения в нашей Церкви принимаются голосованием: либо поднятием руки, либо открытым, либо тайным, либо путем опроса всех участников собрания. Может быть, в пользу автокефалии было бы подано достаточное количество голосов, но немало было бы и тех, кто придерживается противоположной точки зрения, а также тех, кто своим молчанием присоединились бы ко вторым»».

В связи с тем, что «в открытом доступе отсутствует официальный документ за подписями греческих архипастырей, который можно было бы считать свидетельством единого соборного решения Поместной Церкви» (из заявления Синода РПЦ), Русская Православная Церковь не считает, что Элладская Церковь признала ПЦУ.

РПЦ не считает решение Архиерейского Собора ЭПЦ полноценным признанием ПЦУ

И это не просто наивные надежды, что еще не все потеряно и можно отыграть назад. Ведь в коммюнике Архиерейского Собора ЭПЦ нет прямого признания ПЦУ.

«Более того, весьма быстро было распространено известие о том, будто Элладская Православная Церковь признала украинскую автокефалию, что не соответствует ни тексту коммюнике, ни позиции многих участников Собора. Возникают серьезные опасения, что соборный способ принятия решений, освященный словами святых апостолов: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28), – и тысячелетней историей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, в данном случае был нарушен» (из заявления Синода РПЦ).

То, как проводили Архиерейский Собор ЭПЦ и как на нем принимали решение о ПЦУ, вызывает множество вопросов.

  • Почему не провели голосование?
  • Почему греческим иерархам не предоставили возможность изучить выводы двух Синодальных комитетов, которым поручили изучить «украинский вопрос»?
  • Почему до сих пор не опубликовали оригинал принятого на Соборе документа с подписями архиереев?
  • Почему не обратили внимание на призывы многих уважаемых иерархов отложить решение вопроса?

Синод РПЦ все эти несуразности описывает весьма дипломатично: «Коммюнике внеочередного Собора иерархии сообщило о решении, принятом по итогам обсуждения данного доклада. Но кто именно принял это решение и в какой форме – остается неясным. <�…> Ни по вопросу о признании украинских неканонических сообществ, ни по вопросу об утверждении решений Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви по Украине голосование епископата не проводилось. <�…> В открытом доступе отсутствует официальный документ за подписями греческих архипастырей, который можно было бы считать свидетельством единого соборного решения Поместной Церкви».

А вот бывший представитель ЭПЦ в Евросоюзе протопресвитер Николай Саввопулос в интервью греческому изданию «Ромфея» назвал происходившее на Соборе более прямолинейно – трюком и синодальным переворотом: «Я не знаю, понимаете ли вы трюк. Архиереям было предложено принять решение по вопросу, который разделяет все Православие, а они не смогли изучить выводы компетентных комитетов, которым они сами доверили работу по внесению предложений. Действительно, какой «светлый» церковный разум придумал нечто подобное. <�…> Даже самый последний грек, следящий за украинским вопросом, понял, что речь идет о синодальном перевороте. И несомненно, что за это великое «историческое решение» Церковь дорого заплатит разрушением своего единства».

Сегодня невозможно определить, кто из архиереев ЭПЦ признает ПЦУ, а кто нет. Потому, что при решении вопроса о признании ПЦУ на Архиерейском Соборе ЭПЦ не проводили голосования. Ни тайного, ни поименного, никакого.

Действительно, когда читаешь свидетельства участников греческого Собора, не перестаешь удивляться, как греки устраивают из Архиерейского Собора непонятно что и пытаются всех перехитрить. Но по-видимому, они в итоге перехитрят самих себя.

Собственно, перед Синодом РПЦ стояла весьма непростая задача – отреагировать на то, чего нет. Голосования – нет, внятного решения – нет, официального текста – нет. Из-за этого в самом начале заявления Синод сослался как на источник информации не на официальные документы, на СМИ: «Члены Священного Синода Русской Православной Церкви ознакомились с опубликованными в средствах массовой информации документами внеочередного Собора иерархии Элладской Православной Церкви…»

Поэтому вопрос, кто из архиереев ЭПЦ, включая предстоятеля архиепископа Иеронима, признает, а кто не признает ПЦУ, будут определять по их конкретным действиям: «Если украинский раскол будет действительно признан Элладской Православной Церковью или ее предстоятелем – в форме совместного служения, литургического поминовения лидера раскола или направления ему официальных грамот, – это станет печальным свидетельством углубления разделения в семье Поместных Православных Церквей». Отсюда следует:

Синод РПЦ будет считать признанием ПЦУ сослужение с представителями ПЦУ, их поминание на богослужении или направлением им официальных грамот

Сегодня ничего этого нет, однако все обстоятельства, заявления и интервью греческих иерархов говорят, что вскоре это произойдет. И это будет углублением раскола в Православии, который сотворил патриарх Варфоломей.

Также в заявлении Синода РПЦ содержится утверждение, что и за действиями патриарха Варфоломея, и за решением Элладского Собора стоят некие геополитические силы, которые действуют в своих интересах, используя эти Поместные Церкви как инструмент геополитической борьбы: «Полнота ответственности за это разделение ляжет, прежде всего, на патриарха Константинопольского Варфоломея и на те внешние политические силы, в интересах которых был «легализован» украинский раскол. <�…> Печально, что таким образом исторические заслуги греческого народа в распространении Православия размениваются на сиюминутные политические выгоды и поддержку чуждых Церкви геополитических интересов».

Что это за геополитические силы, объяснять не нужно. Из последних новостей: «Накануне визита патриарха Варфоломея на Афон отправился генконсул США». Т.е. Константинопольский патриарх уже и на Афон не может съездить без того, чтобы американские дипломаты предварительно не провели бы там подготовку.

Перед Синодом РПЦ стояла весьма непростая задача – отреагировать на то, чего нет. Голосования – нет, внятного решения – нет, официального текста – нет.

Но несмотря на то, что Элладская Церковь пошла на поводу у Фанара и в ближайшее время с большой вероятностью произойдет сослужение с представителями ПЦУ или их поминание на литургии, РПЦ выражает надежду, что все это не сможет создать непреодолимой пропасти между Элладской и Русской Церквами, а также между нашими народами:

«Спекуляции на национальных чувствах не будут иметь успеха. Они не смогут подорвать единство нашей веры, купленное кровью новомучеников и исповедников наших Церквей. Они не прервут единство нашей аскетической традиции, созидавшейся подвигами многих преподобных отцов и подвижников. Они не уничтожат вековую дружбу греческого и славянских народов, оплаченную кровью русских воинов и закаленную в общей борьбе за свободу братского греческого народа.

Мы дорожим молитвенным общением с нашими собратьями в Элладской Православной Церкви и будем сохранять с ней живую молитвенную, каноническую и евхаристическую связь – чрез всех тех архипастырей и пастырей, кто уже выступил или в дальнейшем выступит против признания украинского раскола, кто не запятнает себя сослужением с раскольническими лже-иерархами, но явит пример христианского мужества и твердого стояния за истину Христову».

Отсюда самый важный тезис заявления:

Исповедники, мученики и преподобные – вот кто является основанием того, что мы останемся Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью

Даже если кто-то от Нее и отпадет: в Украине ли, Греции, Турции или еще где…

Кирилл Александров

Русская Православная Церковь

21 июня опубликованы документы, в одном из которых, в частности, излагаются некоторые положения проекта «Акта о каноническом общении» между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью за границей. В случае его принятия Синодами обеих юрисдикций и Всезарубежным собором РПЦЗ, который должен состоятся в мае 2006 года, акт вступит в силу и между двумя частями Русской Церкви будет полностью восстановлено евхаристическое общение и каноническое единство.

Опубликованные документы — «О совместной работе комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви», «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям», «Об отношении Церкви и государства», «Комментарий к совместному документу Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви «Об отношении Церкви и государства» — касаются вопросов, которые на протяжении десятилетий рассматривались зарубежной Церковью как камень преткновения в отношениях с Московской Патриархией: «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, ознаменовавшей путь компромисса во взаимоотношениях с богоборческим государством ради сохранения иерархии и возможности преподания Таинств, а также участия в экуменическом движении.

Собственно в изданных документах найдены формулировки, устраивающие обе стороны, и снимающие последние идейные препятствия для восстановления общерусского церковного единства.

«Декларация» аттестуется в них как «болезненный, трагический компромисс, но не как свободный голос Христовой Церкви», а соблазн «сервильности» отметается ссылками на те пункты Социальной концепции Русской Православной Церкви, в которых РПЦ при определенных обстоятельствах оставляет за собой право призывать к гражданскому неповиновению (III.5, III.6, III.8, IV.3, IV.9, V.2).

Что же касается экуменизма, то в документах отвергаются любые формы молитвенного и литургического общения с инославными, однако принимается возможность сотрудничества с ними в гуманитарных областях и совместного участия «в общественно значимых церемониях».

Эти формулировки, с одной стороны, не подразумевают непременного выхода РПЦ, к примеру, из главной экуменической организации — Всемирного Совета Церквей, а с другой — жестко регламентирует позицию православных на форумах такого рода.

Наиболее непримиримые противники соединения с Московской Патриархией из числа членов РПЦЗ — это по большей части священники и миряне, отпавшие в раскол внутри собственной юрисдикции, который после ухода на покой в 2001 году митрополита Виталия (Устинова), бывшего первоиерарха Зарубежной Церкви, учинили влиятельные лица из окружения престарелого владыки. С точки зрения «непримиримых», готовность нынешнего священноначалия РПЦЗ смириться с некоторыми формами экуменической деятельности РПЦ равносильно попранию чистоты Православия.

Однако, если внимательно проанализировать этот пункт — как и все другие, вызывающие неприятие позиции митрополита Лавра и Архиерейского Синода РПЦЗ среди некоторых ее чад, — то станет ясно: логически состоятельные аргументы довоенных лет и эпохи холодной войны совершенно исчерпаны, если не дискредитированы.

Так, до начала 1960-х годов, то есть во времена, когда зарубежным первоиерархом был еще митрополит Анастасий (Грибановский), владыка дореволюционно-«белогрвардейской» генерации, далекий от экуменической «широты» взглядов, РПЦЗ сама являлась членом Всемирного Совета Церквей. А затем, выйдя из этой организации (не испытывая, в отличие от РПЦ, необходимости в ней находится ради идейно-политического прикрытия от антиклерикальных поползновений государства), РПЦЗ продолжала, тем не менее, регулярно получать материальную помощь от ВСЦ как Церковь беженцев.

К тому же сейчас должны отпасть последние поводы для врагов объединения ригористически хвататься за факт участия РПЦ в ВСЦ. Генсек ВСЦ Сэмюэль Кобиа, который находился в последние дни с визитом в Москве, заявил: специальной комиссии по участию Православных Церквей в экуменическом движении принято красноречивое решение на будущей Генеральной Ассамблее ВСЦ, которая состоится в бразильском городе Порту-Аллегри, больше не устраивать общих молитв, а молиться отдельно по конфессиям. Кроме того, решения Генассамблеи будут теперь приниматься на основе консенсуса, то есть у православных появляется возможнось «забаллотировать» любое определение, предложенное протестантским большинством — основным проводником ненавистных зарубежникам глобалистских ценностей в христианском сообществе.

Продолжение следует

Вадим Полонский

Ссылки по теме:

«Церковные комиссии договорились о самоуправляемом статусе Русской Зарубежной Церкви в составе Московского Патриархата»,

«История взаимоотношений РПЦ и РПЦЗ (2000 — 2005 гг.)»

Архиерейский Синод РПЦЗ: «Об одновременной публикации согласованных документов Комиссий по переговорам между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата»

Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ. Полный текст

— настоящим Актом утверждаем:

1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.

2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.

3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.

4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.

6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.

9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.

11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.

12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.

13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.

Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:52).

Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад Ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских, Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам Ее, во отечестве и рассеянии сущим.

С сайта www.patriarchia.ru

РПЦ разорвала отношения с Константинополем

Автор Александр Шторм

15.10.2018 22:00 (Обновлено: 20.07.2021 15:27)

Религия » Религии России » Православие

Синод Русской Православной Церкви, заседание которого прошло в Минске, по итогам заседания, постановил разорвать евхаристическое общение в Вселенским Патриархатом. Полный текст постановления можно прочитать на официальном сайте РПЦ.

В частности, в этом заявлении говорится: «Присвоение себе полномочий отмены судебных и иных решений других Поместных Православных Церквей — лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской Церковью и приписывающего Патриарху Константинопольскому права «первого без равных» (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией.

«Такое видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей», — предупреждал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года в определении «О единстве Церкви».

В том же определении Собор призвал Константинопольскую Церковь «впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать православное единство. Особенно это относится к попыткам пересмотра канонических пределов Поместных Православных Церквей».

Решение о разрыве евхаристического общения было принято Русской Церковью после того, как Константинопольский Патриархат самовольно и единолично снял анафемы и принял в общение раскольника, «патриарха» Филарета (Денисенко). Этот деятель был лишен Русской Церковью всех чинов и званий и, более того, вообще анафематствован.

Следующий момент — это вторжение Вселенского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви, которая является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. Вторжение это было осуществлено под предлогом «предоставления автокефалии», то есть независимости Украинской Церкви от РПЦ. НО нюанс в том, что Украинская Церковь этого ни у кого не просила. Ни у Москвы, ни у Вселенского Патриархата.

Вообще, здесь стоит оговориться, что проблема с таким вторжением Константинополя выходит далеко за пределы масштабов Украины. Фактически, патриарх Варфоломей и его иерархи наносят удар по всему каноническому стрю Православия и по православному единству в глобальном масштабе.

Ряд церковных иерархов уже дал свою однозначную оценку неправомерным действиям Константинопольского Патриархата. В частности, сербский епископ Ириней (Булович) прямо завил, что Вселенский Патриархат «предоставляет автокефалию раскольникам».

Несколько дней назад Архиепископ Элладский Иероним отказал Патриарху Варфоломею в аудиенции, сославшись, правда на занятость. Но намёк, что называется, весьма прозрачный. Предстоятель Александрийской Церкви, Патриарх Феодор уже посещал с официальным визитом Одессу, где служил литургию вместе с главой канонической Украинской Церкви, митрополитом Онуфрием.

Ну и далее можно перечислять очень долго. В любом случае, в ближайшие дни главы всех Поместных Православных Церквей выскажут свое мнение по поводу и решения Синода РПЦ, и последних действий, и решений Константинопольского Патриархата.

Дело это, кстати, уже приняло политический оборот. Поскольку проблема назревающего церковного раскола обсуждалась пару дней назад на заседании Совета Безопасности РФ. Понятно, что только в режиме «обмена мнениями», у нас все же светское государство. Но и здесь намек весьма ясный, насколько острой может стать эта проблема.

В принципе, разрыв евхаристического общения между Русской Церковью и Константинопольским Патриархатом в недавнем времени уже был, в конце девяностых, на несколько недель, в силу опять же вторжения Константинополя на канонические территории Русской Церкви, в тот раз, в Эстонии. Тогда всё тот же патриарх Варфоломей все же несколько сдал назад и проблему удалось решить мирно.

Сейчас, в общем-то, у Вселенского Патриархата еще есть возможность отменить свои последние решения, пока не стало окончательно поздно. Раскол в христианстве дело такое — он куда быстрее совершается, чем потом залечивается.

С другой стороны, судя по последним заявлениям Вселенского Патриархата, останавливаться они не собираются, что, конечно, весьма печально.

В любом случае, то каким будет православие уже в недалеком будущем, будут сейчас решать главы всех поместных церквей, давая свою оценку и Фанару, и Москве. Белорусская церковь, кстати, присоединилась к позиции РПЦ…

«Безумие по-украински»: Киев разрывает с Москвой

Куратор: Ольга Гуманова

Темы рпц упц раскол анафема патриарх кирилл константинопольский патриарх варфоломей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]