Как правильно обращаться к священству. Этикет общения

Протоиерей Андрей Ухтомский рассказал о себе такую историю:

«Когда я начинал пономарить, пришел в алтарь и поздоровался с сидящим поодаль священником: «Здравствуйте!».

В ответ услышал: «Тебя что — не учили здороваться?»

Обдумав сказанное, я подошел к священнику и взял благословение, вспомнив, как это делали другие.

Сейчас, уже будучи священником, на исповеди мне приходится слышать обращение в свой адрес «святой отец».

И сам чувствуешь себя некомфортно, пытаешься сбалансировать свою несвятость с попыткой вежливости исповедующегося, понимая, что святые — на небесах, думаешь, как донести до исповедующегося варианты корректного обращения.

Андрей Ухтомский

протоиерей

Это и правда частое затруднение у недавно воцерковлённых верующих. Десятки вопросов на форумах: «как обратиться к батюшке?», «как попрощаться?».

Что ж, давайте разбираться.

Предисловие

Дорогой, читатель, прежде всего, для того, чтобы знать, как обращаться правильно к священнослужителю, нужно знать их внешние отличия. Можно сказать, что это как погоны у военных, на которые только посмотрел – и все понял, нашел слова для обращения (Хотя, безусловно, кто-то и в погонах военных ничего не понимает).
Прежде чем приступить к чтению данной статьи, рекомендую ознакомиться с предшествующим материалом « О служащих в храме», где подробно рассказывается о священнослужителях и церковнослужителях.

Батюшка — это вежливое неофициальное обращение к священнику

Что означает слово «батюшка»? Это устаревшее, уважительное и ласковое обращение к отцу. Мы можем услышать его в фильмах про старину, прочесть в сказках или книгах русских классиков.

В разговорной речи это слово в исконном значении практически не используется, но в православии традиции живут дольше, о чём говорит множество архаизмов, до сих пор используемых в религиозных контекстах.

Где ещё сегодня встретить такие слова, как «дитя», «десница», «око»? Разве что в ироничных значениях.

Традиция называть священников отцами существует не только в православии. В англоязычных странах употребляют «father», в Италии и Испании — «padre».

Официальным эквивалентом в России является «отец» — с обязательным прибавлением имени священника: «отец Иоанн», «отец Фома» и т.д.

Говорить просто «отец» не принято по церковному этикету. Слишком фамильярно звучит.


Старец Амвросий Оптинский — выдающийся православный священник, вдохновляющий пример для верующего человека

Зато «батюшка» — форма исчерпывающая и универсальная. Она очень удобна, если, например, имя священника нам неизвестно.

Честный отче

другой вариант обращения к батюшке

Существует и ещё один вариант — «честный отче».

И всё же почему священник — отец? Однозначного ответа нет, он утрачен в прошлом. Вероятно, сыграл значимую роль элемент наставничества.

Как родитель учит ребёнка жизни в материальном мире, так и духовный отец наставляет его для духовной жизни. Соответственно, сам священник не будет говорить о себе: «я отец такой-то» — это дурной тон.


Беседа со священником

Важность соблюдение этикета общения с духовными лицами

При рукоположении во священный сан священнослужителям дается от Бога особая благодать, и они являются служителями Бога, даже если, на первый взгляд, священник слишком молод, неопытен, строг или что-то еще… Перед Богом этот человек прежде всего священник, пастырь.

В связи с этим человек, не имеющий сана, должен относиться с глубоким уважением к сану и человеку, принявшему священнический сан.

Если Вы не соблюдаете этикет общения, то стираете ту грань между мирянами и духовными лицами.

Подчеркну элементарную вещь: если Вы к священнику обращаетесь просто по имени, Вы тем самым стираете эту ступень между человеком, имеющим сан и не имеющим оного, приравниваете себя к нему по статусу, а священный сан – это, безусловно, особая благодать и особое бремя. Поэтому, дабы не допускать элементарных ошибок, нужно знать простые правила этикета. Итак, начнем «сверху вниз».

Обращение к Патриарху:

К Патриарху: «Ваше Святейшество». Более простое обращение «Владыко СвятЫй» и никак иначе (не «Святый Владыко» и не «Владыко Святой»).

Обращение к Митрополиту или Архиепископу

К митрополитам и архиепископам: «Ваше Высокопреосвященство», «Преосвященнейший Владыко», наиболее приближенные люди могут называть «Владыка». Будет правильно, если при обращении к митрополиту священник или прихожанин сделает поясной поклон, дотронувшись правой рукой до пола, далее выпрямившись, сложив кисти рук, как при благословении. И если Владыка положил свою руку на Ваши, нужно ее поцеловать, если положил на голову, то ничего более делать не требуется.

Обращение к Епископу

К епископам: «Ваше Преосвященство», этикет приветствия аналогичен, как при общении с митрополитами и архиепископами.

Обращению к священнику

К священникам: если священник (протоиерей, игумен или архимандрит) в возрасте и имеет награды, то принято его называть «Ваше Высокопреподобие», если священник молод (иерей, иеромонах) «Ваше Преподобие».

Но не будет оскорбительным или ошибкой называть священника просто: «Батюшка», «Отец_Имя», «Отче», «ЧестнЫй Отче» (удобное обращение если имя не знаете).

Ошибкой будет обращение «святой отец», так обращаться к православному священству нельзя.

При обращении к священнику, не принято делать поясной поклон. Просто обращающийся человек складывает кисти рук, как при благословении и, если священник положил свою руку на Ваши, ее принято целовать, как руку благословляющую. Если положил на голову, то более ничего делать не требуется.

И, наконец, низшая иерархия священнослужителя – диакон, который не имеет права совершать таинства, самостоятельно служить чинопоследования и совершать требы, а лишь может помогать при служении, т. к. не имеет той благодатной силы, которая дана священникам. Соответственно, благословлять диакон тоже не может. Принято обращаться к диаконам и иеродиаконам: «Ваше Боголюбие», к протодиаконам и архидиаконам «Ваше Высокобоголюбие», «Отец диакон», «Отец_имя».

Не принято называть диакона «Батюшкой» – это считается ошибкой.

К женам священнослужителей принято обращаться матушкой.

Приветствие православных христиан при встрече

В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем». В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе. Свою роль играл возраст, местные обычаи.

Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога

В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.

До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».

Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».

Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь». Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.

В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»

При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».

Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.

Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.

За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.

Нюансы!

Здороваться мужчинам-мирянам за руку со священниками не принято, правильно будет сложить руки по благословение, священник вас благословит и пожмет Ваши руки, далее принято поцеловать руку благословляющую.

Имена нужно произносить так, как они звучат по-церковнославянски, некоторые имена имеют особенность в произношении: Не Сергей, а Сергий. Не Иван, а Иоанн, не Алексей, а АлексИй (ударение на последний слог).

Если Вы подошли, к рядом стоящим священникам, то благословение принято брать по старшинству от старшего к младшему. Если благословение у каждого взять не имеет возможности по сложившимся обстоятельствам, можно просто сказать: «Благословите, Отцы ЧестнЫе»

Сам же священнослужитель должен представиться таким образом: «Здравствуйте, меня зовут иерей Николай», или, если позволяет сан, «протоиерей Николай».

Не должно представляться: «Отец Николай» — это не чинно и не скромно.

Но несмотря на то как священник сам Вам представился, обращаться к священнику принято именно так, как описано выше.

Православный этикет

Основные правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога. Вот основные из них:

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

На днях освящал квартиру в одном доме… Смотрю, хозяева хорошо подготовились: иконки, крестики-наклейки, свечи, ладан, елей…. Стоп. Смотрю: в елее какой-то красный осадок и взвесь. Я даже подумал сначала, что это масло с Соборования. Начинаю выяснять. Мне объясняют, что туда, КАК И ПОЛОЖЕНО (!), добавлен… соус Тaбаско!… Читайте далее

Он не будет больше пить Один молодой мужчина совершенно спился, все таскал из дома. Жена не выдержала такой жизни и ушла с ребенком. Друг его узнал, что в Вырице живет старый монах, который лечит алкоголиков, и начал уговаривать поехать: может быть, старец поможет исцелиться.Тот долго отказыва�… Читайте далее

«10 интересных фактов о святителе Спиридоне» Греческая делегация Православной Церкви 30 октября привезла в Киев дар православным христианам — икону святителя Спиридона Тримифунтского и башмачок от святых мощей преподобного. Приведем интересные факты о святом Спиридоне Тримифунтском.1. Преподобный всю свою жизн… Читайте далее

Притча. Когда приказывает Господь… Бедная женщина из небольшой семьи была очень религиозной. И однажды, когда денег не хватало даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о помощи.В то время как сотрудники радио с пониманием отнеслись к верующей женщи�… Читайте далее

Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения. Более того ее также нужно читать при начале и окончании любого дела. Именно она определяет отношение конкретного человека к близким и семье.Произнося «Господи благослови» это хорошая привычка, которая обеспечит защиту от злых помыслов и недобрых дел.Если вы пришли в гости, то по этикету верующего необходимо сказать: «Мир вашему дому», в ответ владельцы дома отвечают «С миром принимаем».А когда все садятся за обеденный гостевой стол то обязательно желают друг другу «Ангела за трапезой».При случайной встрече на улице принято приветствовать ближнего словами «Христос посреди нас» в ответ отвечают «И есть и будет».

Такие простые приветствия помогают каждому человеку укрепится в вере и жить с Богом в сердце.

Господь всегда с Вами!

Иерархия церковных санов

Иерархичная структура определяет строгий порядок обращения к представителям разных ступеней духовенства. Благодаря ей институт церкви работает четко и слаженно уже много столетий. Согласно общепринятым канонам, все церковнослужители делятся на три класса:

  1. Диаконат. Низшая ступень иерархии, объединяющая протодиаконов, диаконов, иеродиаконов, архидиаконов. Эти люди находятся в начале своей карьеры, не могут проводить Таинства и служат пока только помощниками высших санов.
  2. Священство. Так называемый средний класс, куда входят иереи, иеромонахи, протоиереи, игумены, протопресвитеры, архимандриты. Священники имеют право совершать богослужения и иные требы.
  3. Епископат. Высшие саны, к которым относятся архиепископы, епископы, патриархи и митрополиты. Эта каста стоит на самом верху иерархической системы, возглавляя епархию.


Диакон


Священство


Епископ

Отличие диакона от священника — наличие наперсного креста


Священник обязательно носит наперсный крест и к нему можно обратиться «батюшка»
Отличить диакона от священника довольно просто: у диакона нет наперсного креста. Архимандрит носит крест с украшениями, протоиерей (игумен) – крест позолоченный или с украшениями, иерей (иеромонах) — крест серебряный.

Чтобы не ошибиться, можно воспользоваться самым простым обращением: Отец (имя), а если знаете должность, то (настоятель, наместник, благочинный): Отец настоятель, отец диакон и т.д.

Иногда получить подсказку на вопрос как приветствовать священника (лицо духовного сана) поможет знакомство. Сами священнослужители, когда представляются, называют свои сан и имя: протоиерей Василий, архидиакон Николай и так далее.

Правила устных обращений распространяются и на письменные

Указанные правила необходимо соблюдать и в письменных обращениях. Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные – на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа обычно не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей титул Предстоятеля Церкви (Патриарха, Митрополита или Архиепископа) всегда пишется с заглавной буквы. Так же пишется титул Первоиерарха Автономной Церкви. Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также пишутся с заглавной буквы: Блаженнейший Филарет; Архиепископ Минский.

К священнослужителям более низких рангов обращаются кратко: Его Высокопреподобию (Преподобию) протоиерею (или иерею) (имя, фамилия, должность); при этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

В соответствии с принятыми правилами письмо состоит из: указания адресата, обращения (адрес-титула), непосредственно текста, комплимента, подписи и даты. В официальном письме адресат включает в себя полный титул лица и его должность, в дательном падеже, например, «Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), Архиепископу (название кафедры), Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

Обращение или адрес–титул – почетный титул адресата. Им начинают письмо и используют в тексте. «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент – выражение вежливости, которым заканчивают письмо.

Пример комплимента: «Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю». Личная подпись автора сопровождается печатной расшифровкой. Дата отправки письма включает в себя день, месяц и год, а в официальных письмах еще указывается исходящий номер.

Всякий верующий считает непременным при встрече с батюшкой испросить благословения

Как проходит общение прихожан со священником

Общение со священником может проходить в разных формах. Во-первых, есть молитвенное (богослужебное) общение. Когда священник проводит службу, и мы все присутствуем на ней, происходит совместное молитвенное общение. Многие молитвы поются не только на клиросе, но и всеми, кто находится в храме. Например, Отче наш, Символ веры, Хвалите имя Господне…, Честнейшую херувим… и другие. Такое общение – это высшая молитва, и верующие люди лучше чувствуют отклик того, что они посетили храм и богослужение.

Во-вторых, есть общение со священником в храме. Его можно охарактеризовать как педагогическое. Священник о чем-то поучает, что-то говорит, например, читает проповеди. Любой христианин, присутствующий в церкви, может услышать в них ответы на волнующие вопросы. Общение также проходит в воскресной школе. Здесь в большей мере оно реализуется как диалог, чем монолог. Христианин может задать вопросы непосредственно священнику и получить на них ответы.

Личное общение со священником

Есть общение общее, как, например, проповедь, а есть частное. Прихожанин может подойти к священнику наедине и задать свой вопрос. Есть проблемы личного характера, которые невозможно объявить во всеуслышание. Но у христианина есть желание и необходимость узнать, как быть. Например, девушка только вышла замуж и не знает, как правильно поступить в той или иной ситуации. Она ничего про это не читала или ей некому подсказать.

Многие пытаются свои проблемы разрешить на исповеди, задают вопросы о чем-то, не касающемся покаяния. Это неправильно. Исповедь является итогом проделанной духовной работы. Здесь неуместны вопросы типа «грех это или не грех», «так можно поступать или нельзя» и так далее. На исповедь нужно прийти, четко зная ответы на все эти вопросы, и принести покаяние, осуждение себя. Все бытовые моменты, недоумения следует убрать, чтобы таинство не омрачилось и не рассеялось.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]