Для всех людей, почитающих Библию, Ковчег Завета, или Свидетельства, Откровения является величайшей святыней. Согласно Библии, в нем хранились каменные скрижали с десятью заповедями. В этом же источнике упоминается, что Ковчег во время того, как был совершен исход из Египта евреев, находился в святая святых Иерусалимского храма. В Библии описан подробно его внешний вид.
Внешний вид Ковчега: библейское описание
Ковчег Ветхий Завет описывает следующим образом. Он выполнен был из дерева ситтим, снаружи и изнутри покрыт золотом, наверху находился золотой венец.
Дерево ситтим, о котором говорится в Священном Писании, — это прочный вид акации, произраставшей вокруг Красного моря в пустыне.
В Библии говорится также о том, что Ковчег имел по 1,5 локтя в высоту и ширину и 2,5 – в длину. 44,4 см равен египетский малый локоть, следовательно, длина Ковчега составляла 111 см, а ширина и высота — 66,6 см.
Крышка с изображением двух херувимов
Ковчег был покрыт сверху золотой крышкой. Длина ее составляла 2,5 локтя, а ширина — 1,5. На крышке сверху находились изображения двух херувимов, литых из золота, расположенных лицом друг к другу, с крыльями, прикрывающими Ковчег, который являлся важнейшим свидетельством Библии – видимым напоминанием Завета (заключенного между народом Израиля и Богом союза).
Господь пообещал Моисею над крышкой Ковчега явиться в облаке и между двумя херувимами говорить. Особую силу, исходящую от Создателя, связывают с Ковчегом. Сила эта — Божественное присутствие, Шехина. Господь общался над ним с Моисеем, сообщая тому для израильтян заповеди. Ниже представлен Ковчег Завета (фото одной из копий).
Италия вторгается в Эфиопию и начинает поиски
Италия в начале 20 века считала Эфиопию своей сферой влияния. Эфиопия оставалась одной из немногих африканских стран, сумевших сохранить независимость от европейских держав. Стычки между Италией и Эфиопией уже имели место в прошлом и заканчивались победой последней. В 1896 году произошло крупное сражение когда 14 500 итальянских солдат потерпели поражение от 80 000 эфиопов в Адуа. Движимый желанием колонизировать страну, Муссолини 3 октября 1935 года направил новые механизированные легионы под командованием фельдмаршала Родольфо Грациани через границу абиссинцев из Итальянского Сомали и Эритреи.
Как хранилась святыня?
Разрешено было приближаться к Ковчегу только первосвященнику и лишь раз в году, точнее, на Йом Киппур. Его могли переносить на плечах монахи-левиты. Надежно укрытой от людских взоров была эти святыня, так как обычному человеку было опасно смотреть на нее.
История Ковчега Завета отмечена тем, что по дороге в Святую землю народ Израиля переселялся с места на место, водимый Богом. Моисей взывал перед тем, как отправиться в путь вместе с Ковчегом: «Восстань, Господь, и рассеются враги Твои». Когда же построенный по «ополчениям» и «станам» народ останавливался, Моисей говорил: «Вернись, Господь…».
Ковчег переносился при вхождении в Землю Обетованную израильтян из одного населенного пункта в другой несколько раз. Он находился сначала у горы Гевал, в стане евреев, после чего – в Шило и в Бет-Эле. Святыню захватили в битве возле города Мицпа филистимляне. Однако города, в которые был перевезен Ковчег, постигли бедствия. Поэтому ничего не оставалось филистимлянам, кроме как возвратить святыню евреям. Царь Давид после завоевания им Иерусалима решил перевезти ее в новую столицу Израиля. Однако сперва Ковчег три месяца простоял в доме одного левита. В Иерусалиме царь Давид построил новую скинию – это шатер, в который была помещена реликвия.
Для нее царь задумал также возведение храма, но Господь ему этого сделать не разрешил. Соломон, сын Давида, все же построил собор. Установлен был Ковчег в его святая святых. Соломон, по агадическому преданию, предусмотрел заранее в подвалах храма специальный тайник, где можно было бы укрыть священную реликвию, которую и спрятал пророк Иеремия.
Библейская биография
Придя в область Ханаан, простиравшуюся от реки Иордан до Средиземного моря, евреи восприняли её как обещанную им Землю обетованную и приступили к завоеванию. Процесс растянулся на годы, в течение которых Ковчег хранился во временных столицах — сначала в Галгале (напротив Иерихона), а потом в Вефиле (современном Бет-Эле). Когда еврейское царство более или менее сложилось, святыню поместили в Силоме (Шило), где она находилась 369 лет. Иногда, начиная какую-нибудь особенно важную и опасную военную кампанию, командующий брал Ковчег с собой, разумеется, со всеми положенными торжественными церемониями. Во времена первосвященника Илии (Эли) начался закат государства, что было связано как с внутренними распрями, так и с нашествием племени филистимлян, известных своей воинственностью. В библейских преданиях бедствия, обрушившиеся на «избранный народ», увязываются также с нечестивостью сыновей первосвященника Офни и Финееса, которые являлись хранителями Ковчега. Сам Илия, видимо, был недоволен своими отпрысками, поскольку на роль преемника готовил воспитанного им сироту Самуила. Юноша вроде бы предвидел грядущие беды и рассказал о своих видениях воспитателю, который отреагировал грустными вздохами. Исполнились эти пророчества после битвы при Афеке, в которой евреи были разгромлены, а сыновья первосвященника погибли. Илия, услышав скорбную весть, упал со своего трона и умер. Филистимляне отнесли трофейный Ковчег в капище бога Дагона, в котором стали полыхать молнии и происходить разные бедствия. От греха подальше Ковчег вернули евреям, приложив к нему изрядное количество золота. Но представители «избранного народа» к тому времени уже разучились почтительно обращаться со святыней. Жители города Бейт-Шемеш, где он оказался на хранении, глазели на него без почтения, вследствие чего город опустошила какая-то эпидемия, схожая по описаниям с бубонной чумой. К счастью, пророк Самуил навёл порядок, и для Ковчега организовали нормальное святилище в доме Елеазара, который на 20 лет и стал новым хранителям. Царь Саул восстановил Израильское царство, а его преемник Давид захватил Иерусалим, ставший новой столицей. Для святыни построили постоянную скинию, после чего организовали транспортировку Ковчега из дома тогдашнего хранителя Озы, жившего в Кириаф-Иариме.
Гора Нево
Во Второй Книге Маккавеев говорится о том, что, руководствуясь повелением Господа, пророк Иеремия спрятал на горе Нево Ковчег. Согласно этому источнику, пророк, повинуясь Божественному откровению, повелел скинии следовать за ним, когда он взбирался на гору, с которой Моисей видел наследие Божие. Иеремия, придя туда, обнаружил жилище в пещере и внес туда святыню, скинию и жертвенник, после чего заградил вход. Когда некоторые из сопутствовавших пришли потом, чтобы найти дверь, то заметить ее они не смогли. После того как Иеремия об этом узнал, он сказал, упрекая их, что место это останется неизвестным до тех пор, пока Бог не соберет сонма народа, умилосердившись. Тогда явится Его слава и возникнет облако, как произошло когда-то с Моисеем.
Гора Нево – это одно из самых важных мест, в которых происходили события Библии. Находится она возле Мертвого моря, северной его оконечности, к востоку от нее. Расположена гора на высоте 817 м над уровнем моря. Она находится на территории нынешней Иордании.
В Книге Второзакония (Старый Завет) рассказывается о последнем дне жизни пророка Моисея. Он по велению Бога взошел на эту гору, чтобы посмотреть на Землю Обетованную, на которой Господь ему поселиться так и не позволил. Здесь же умер Моисей, о чем упоминает Библия.
Ковчег Завета на горе Нево обнаружен не был, однако следы позднейших построек все же сохранились. Это развалины церкви, которая была возведена в конце IV века на месте, где предположительно скончался Моисей, а также остатки монастыря, относимого историками к IV — VI векам.
Город Аксум — возможное местонахождение
Еще один авторитетный источник свидетельствует о том, что в городе Аксуме, в соборе Святейшей Девы Марии Сиона, местными священниками охраняется Ковчег Завета. Фото этого собора представлено ниже (он расположен на переднем плане снимка, а позади него находится часовня).
Святилище было воздвигнуто в IV веке, однако много раз перестраивалось. Здесь правители Эфиопии уже много столетий подряд принимают корону. Нынешнюю церковь построил Хайле Селассие в 50-х годах прошлого века. Жена его приказала возвести на территории собора крошечную часовню. Задумана она была как последнее место, где мог храниться Ковчег Завета. Фактически часовня возведена вокруг священной реликвии. В ней есть узкий проход, который не позволяет вынести Ковчег. Только один Хранитель видит его. Он всю жизнь проводит внутри огороженной территории в четверть акра, которая окружает часовню, и никогда и никому, кроме него, не позволено видеть Ковчег.
В каждом эфиопском храме имеются копии реликвии. Ежегодно они выносятся на всеобщее обозрение во время церковного праздника. «Слава царей», литературный источник XIV века, рассказывает о том, как в Эфиопию попал Ковчег. Согласно ему, Байна Легкем, сын Соломона и Македы, царицы Савской, который позже стал царем Менеликом, а также основателем династии негусов, перенес тайно Ковчег в эту страну, в один из храмов бывшей ее столицы – Аксума.
Однако это не единственная версия того, как святыня оказалась в Эфиопии. Существует мнение, что Ковчег вынесли когены (церковные священники) из храма. Это произошло в правление Манассии. Когены побоялись, что этот царь может осквернить Ковчег, и забрали его. И им было чего опасаться: Манассия установил в молельнях идолов, впал в поклонение им, подражая жестоким кровавым культам Ближнего Востока, предусматривавшим, кроме прочего, человеческие жертвоприношения. Он отступил от ясных и простых заповедей Торы, установил даже алтари, посвященные Астарте и Ваалу – языческим божествам, а также небесным светилам в Храме Господнем, самом святом месте во всем Израиле.
Это переполнило чашу терпения здешних священников, и они вынесли в Египет из оскверненного храма Ковчег. Здесь он очутился на острове Ив, более известном как Элефантина. Построен был на этом месте новый храм, в котором следующие 200 лет пребывал Ковчег. Однако затем и этот собор разрушили. Ковчег со временем попал на остров Тана-Киркос в Эфиопию. Он был установлен, как в далекие времена скитаний по пустыне евреев, в шатре и служил восемь лет объектом поклонения. Ковчег перенесли после обращения в христианство эфиопского царя в собор, расположенный в Аксуме (Святейшей Девы Марии Сиона). Фото собора представлено ниже. Согласно еще одной из версий, Ковчег Завета найден и в тайном месте содержится. Здесь он пребывать должен до того времени, пока в Иерусалиме не будет восстановлен храм.
Ковчег символизирует в синагогах арон-а-кодеш – шкаф, в котором находятся свитки Торы. Подобным олицетворением священного ларца в христианских храмах являются дарохранительницы, которые размещаются обычно в алтарной части. В них находятся Кровь и Тело Христовы, символы Нового Завета с верой человека в Бога. В Апокалипсисе Иоанна Богослова, библейском Откровении, говорится о том, что Ковчег Завета вернется, когда начнется второе пришествие.
Сведения о Ковчеге из исламских источников
Мы получаем не менее ценную информацию об этой святыне также из исламских книг. Коран указывает на то, что хранились в Ковчеге дарованные Аллахом каменные скрижали Завета, которые с горы Синай принес Моисей; кроме того, располагались в нем жезл Моисея и митра пророка Аарона. Мусульмане называют эту святыню «Табут Сакина», то есть «Хранилище Благодати». В ходе войн, как повествует Коран, был утрачен этот Ковчег израильтянами.
Мусульмане знали о том, что Навуходоносор, вавилонский царь, совершил поход на иудеев и завоевал Иерусалим после тяжелой битвы. Местный народ оказался плененным, а город – разрушенным. Мусульманам было известно также о том, что через сорок лет иудеи вернулись из вавилонского плена и восстановили храм. И все же зал, в котором находился Ковчег Завета, оказался пустым.
Куда же исчез он по версии мусульман? Ответ на этот вопрос есть у последователей Мухаммеда. Как известно, священные тексты этой религии включают в себя, кроме Корана, также и хадисы. Это достоверные высказывания пророка Мухаммеда, основателя исламской религии. Согласно им, Ковчег Завета найден на территории современной Турции. Он укрыт в городе Антакья, недалеко от границы с Сирией. Попасть он мог сюда лишь с ессеями, последователями еще одного религиозного течения.
Ессеи — это община иудеев, существовавшая на рубеже нашей эры, которая находилась в оппозиции фарисеям, господствовавшим в то время в Иерусалиме. Они покинули город вскоре после того, как в 70 г. н.э. его захватили римляне. Ессеи поселились у Мертвого моря, на северо-западном его побережье, в Кумранских пещерах. Здесь они переписывали и сохраняли Тору. В середине ХХ века были найдены эти тексты. Еще одна группа ессеев поселилась в районе Антакьи. Они хранили бережно величайшую святыню, принесенную с собой, прервав любые контакты с миром. Местность, где находилась Антакья, была богата пещерами. Ессеи могли укрыть надежно святыню в одной из них, где сейчас находится Ковчег Завета. В суре «Пещера» (в Коране) идет речь о семи верующих юношах, которые укрылись от безбожного правителя, своего преследователя, в пещере. Как считают знатоки Корана, расположена она была в Антакье. Возможно, что здесь и по сей день хранится Ковчег Завета Господня, ожидая своего часа.
Согласно учению ислама, святыня обретена будет вновь в конце времен, когда по Корану станет жить все человечество. Данное событие означать будет, что близок приход Махди (Мессии). Он установит на земле справедливое правление, царство заповедей Господа и морали.
Следует отметить, что мусульманские воззрения по этому вопросу удивительно похожи на взгляды христиан и иудеев. Так, последние считают, что Ковчег найден будет с приходом Машиаха (Мессии), посланного Богом. Христиане убеждены, что он будет обнаружен перед вторым пришествием Христа.
Исторические хроники, указывающие, где находится Ковчег Завета
Местонахождение сегодня этой святыни неизвестно. После 70-го года нашей эры следы Ковчега теряются. Последнее упоминание о нем в исторических источниках относится именно к этому времени. Тит, римский император, который разрушил Иерусалим и сжег храм Соломона, согласно этим сведениям, обнаружил там потайную комнату, в которой находился Ковчег Нового Завета. Он увез его в Рим, столицу своей империи, вместе с другими реликвиями. С тех пор поиски Ковчега, предпринимавшиеся в разное время, оставались безуспешными.
Например, одной из главных целей крестовых походов в Святую землю был поиск Ковчега Завета. В Иерусалиме был основан орден Рыцарей Храма. Он известен более как орден тамплиеров. Его рыцари осуществляли эти поиски. В древней столице Иудеи храмовники вели раскопки на горе, где находился храм Соломона.
Какой сегодня мы знаем ХРАМ БОЖИЙ?
Что за ковчег завета, который явился в храме Его? То есть в нас??? Христос, первосвященник, Бог и хлеб. Почему это слово не может иметь отношение к более позднему периоду будущего? Потому что на новой земле и новом небе не будет храма.
Бог никогда Себе не изменяет и Слово Своё хранит. Он верен, даже когда мы неверны. И слава Богу за Христа, который все исполнил. И сегодня одесную Отца во Христе мы, как Его храм, Его церковь, Его невеста.
Поиски Ковчега в ХХ веке
ХХ столетие, благодаря произведенным в нем научным открытиям, сделало вновь актуальной тему поиска этой святыни. Новое поколение Ковчег Завета продолжило разыскивать иными способами.
Кумрансие пещеры, которые вернули миру важные библейские тексты, подарили людям надежду и на обретение утраченной реликвии. Группа археологов, возглавлял которую Джеральд Хардинг, в 1952 году исследовала пещеру. Ученые обнаружили в ходе раскопок медный свиток с написанным на гебрайском языке текстом. Он отличался от всех остальных свертков, найденных там, тем, что выполнен был на необычном материале (сотни других, отыскавшихся ранее, изготовлены были из пергамента), а также тем, что в обратном порядке был выгравирован на нем текст: он заканчивался на лицевой стороне, а начинался на задней. Эта находка была отправлена в Манчестер. Здесь с трудом развернули свиток и прочитали текст с помощью совместных усилий множества исследователей. Он оказался очень сложным, как будто запутанным специально. Чтобы понять его, нужно было обладать немалыми познаниями древнееврейских литературы и языка. Состоял текст из хаотичного перечисления различных географических названий, а также описаний какой-то местности.
Спустя лишь четыре года с начала исследования был опубликован предварительный вариант надписи, который удалось расшифровать. Вендил Джонс, исследователь, интерпретировал его. По мнению этого ученого, в нем содержались сведения о спрятанных в тайниках сокровищах храма Соломона перед нашествием в 422 году до н.э. вавилонян. Этот текст может помочь исследователям понять, где сейчас Ковчег Завета. В одном из фрагментов говорится о том, что в долине Анкор, в основании холма есть с восточной его стороны камень. Он закрывает вход в пещеру, где находится Ковчег Завета. Где же конкретно его искать? Нужно спуститься от входа вниз по сорока ступеням, и здесь находится серебряный ларец, засыпанный землей, а рядом — дарохранительница с сокровищами. В остальной части этого текста приводятся различные ориентиры на местности, которые помогут обнаружить тайник. Однако, как было установлено Вендилом Джонсом, данными указаниями воспользоваться можно только с помощью специального кода, доселе не обнаруженного.
Здесь в поле зрения исследователей попал трактат Элшанона, написанный им в Амстердаме в 1648 году. Он примечателен тем, что содержит полный текст одного древнееврейского произведения, которое было давно утеряно. Состояло оно из двенадцати глав. Перечисляются в нем ящики, ларцы и сосуды с сокровищами, спрятанными в тайных местах пророком Иеремией в 429 году до нашей эры, то есть за семь лет до нашествия вавилонян. В первой главе речь идет о сосудах, а во второй говорится о том, что надписи были нанесены на медный свиток!
В Талмуде, как мы помним, находятся сведения о том, как Иеремия спрятал Ковчег, предсказав с помощью своего пророческого дара нашествие вавилонян. Кроме этого, он укрыл жезл Аарона, сосуд с маслом для помазания и ларец с присланными филистимлянами драгоценностями.
Тайна Ковчега Завета интересует многих. История о его поисках, например, легла в основу фильма Стивена Спилберга под названием «Искатели потерянного ковчега», созданного в 1981 году (сцена из этой кинокартины представлена выше). Однако сами поиски святыни мусульман, христиан и иудеев, с обнаружением которой они связывают наступление конца времен, до сих пор не завершены. И сегодня исследователи ведут бесконечные споры о том, где сейчас находится Ковчег Завета.
На земле Иерусалима
При этом то ли забыли, то ли не обратили внимания на традиционные правила обращения с Ковчегом, предполагавшие, что его нужно нести на плечах. Святыню водрузили на запряжённую волами телегу, которая слишком сильно подпрыгнула на какой-то кочке. Оза попытался поддержать святыню рукой и умер на месте. Странно жестокое наказание для человека, действовавшего из лучших побуждений. Ковчег в Иерусалим всё же доставили, а при следующем царе, Соломоне, поместили его в новый храм, считавшийся главным храмом царства Израиль. Внутри него для святыни обустроили скинию с двумя пятиметровыми покрытыми золотом фигурами херувимов. Время правления Соломона, считающееся «золотым веком», датируют 967-928 годами до нашей эры. После его кончины единое государство распалось на два еврейских царства — Израиль и Иудею. Постепенно они слабели в борьбе с внешними врагами, что опять же увязывалось с отступлением от Божьих заветов. Казалось, что лучшие времена вернулись при 16-м царе Иудеи Иосии. Он довольно успешно отбивался от ассирийцев и египтян, почти сумев восстановить границы царства времён Давида. Во время организованной им реконструкции Храма были найдены какие-то ранее утерянные свитки Торы, тексты которых периодически зачитывались народу. Именно Иосия впервые отпраздновал Пасху и, обновив ряд религиозных обрядов, объявил о заключении нового союза между Богом и Его «избранным народом», который теперь будет строго-строго соблюдать все ранее данные ему заповеди. Странно, но такое благочестие почему-то тоже не сработало, и в 609 году до нашей эры Иосия был смертельно ранен стрелой в битве с египтянами при Мегиддо. Именно в период его 30-летнего правления упоминания о Ковчеге почему-то исчезают из еврейских преданий. В 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор захватывает Иерусалим, разрушает Храм, уводит евреев в вавилонское рабство. Но в списке захваченных им трофеев Ковчег не упоминается. Не упоминается Ковчег и в списке церковной утвари, которую персидский царь Кир вернул евреям после захвата Вавилона (539 год до нашей эры). Находясь в самом центре Древнего мира, евреи более пяти веков сравнительно спокойно пересиживали проносившиеся над ними исторические вихри. И отстраивали своё государство, которое то пользовалось автономией в составе великих империи, то добивалось полной независимости. Попутно они отстраивали и Храм, в котором, однако, Ковчег уже не хранился. При этом была восстановлена предназначенная для него скиния, перед которой воскуривались фимиамы и выполнялись все традиционные обряды. В 70 году, при подавлении Иудейского восстания римлянами, Храм снова разрушили. Но Ковчега в нём не было, и связывать его исчезновение с римлянами дело бессмысленное. Так куда же и когда исчезла святыня?